Адмиралтейские

Памятник создателям подводных лодок

В сквере на углу улицы Степана Разина и Рижского проспекта, у южной проходной верфей установлен памятник создателям подводного флота России. Памятник создан по проекту и рабочей модели авторского коллектива: скульптора профессора Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица заслуженного художника России Анатолия Гордеевича Дёмы и архитектора доцента Вадима Петровича Тимонина. Авторское название работы «Подводный удар».
В композицию включен масштабный макет атомной подводной лодки проекта 671, подобные которой строились на этом предприятии, а также, на постаментах с памятными досками установлены подлинные корпуса морских мин на станках.
Работы проводились по инициативе Администрации ОАО «Адмиралтейские верфи», скульптора Демы А. Г., главного строителя АПЛ Ларина Б. В., Совета ветеранов подводного флота в период с 2005 по 2008 гг., при поддержке члена Морского собрания Санкт-Петербурга к.т.н. Ходырева В.Я.
Большую роль в установке памятника сыграло участие архитектора ПГС УКС Ильина В. А., конструктора Очередина В. Б., ГС АПЛ Ларина Б. В
.

Скандалы

На Адмиралтейских верфях экономическая полиция нашла ущерб Минобороны на 100 млн рублей, в результате чего задержан заместитель главного инженера — начальник инженерного центра Емельченков Г.А.

Бывшего главного инженера предприятия Владимира Байкова обвиняют в краже денег при выполнении заказа Министерства обороны.

27 ноября 2018 года произошел пожар на ледоколе «Виктор Черномырдин» на территории АО «Адмиралтейские верфи». Во время ЧП пострадали два человека. В больницу был госпитализирован сотрудник фирмы-подрядчика с ожогами рук. Площадь пожара составила около 100 квадратных метров. К ликвидации огня на строящемся ледоколе привлекли 35 расчётов и 139 человек. По факту пожара возбуждено уголовное дело по статье 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»)

По версии следствия, на ледоколе неосторожно работали с открытым огнём

История

Фото авиаразведки люфтваффе. Орджиникидзевская верфь (ССЗ № 189) (вверху) и верфи Марти и Судомех (внизу), Ленинград, 7 июля 1941 г.

Верфь была основана как Галерная верфь Петр Великий вовремя Великая Северная Война 5 ноября 1704 г. и расположен в открытом грунте вдоль реки Невы за зданием Адмиралтейства. Управлял Русское Адмиралтейство, отсюда и его более позднее название. В 1721 году его переименовали в Галерный причал а в 1800 г. Новое Адмиралтейство, дополняя и в 1841 г. вскоре заменив Галерный причал. В 1908 году он был переименован в Адмиралтейская верфь. В 1937 году две его секции были известны как Андре Марти и Судомех, ССЗ № 194 и № 196 соответственно. В 1966 году он снова стал Новая Адмиралтейская верфь как в 1800 г. и в 1972 г. Ленинградское Адмиралтейское объединение. Последние изменения названия произошли в 1992 году — Государственное предприятие «Адмиралтейские верфи» — а в 2001 г. — ФГУП «Адмиралтейские верфи». Наконец, в 2008 году оно стало открытым акционерным обществом — ОАО «Адмиралтейские верфи».

С момента основания до 1917 года верфь построила более 1000 судов и кораблей, в том числе 137 больших парусных кораблей, около 700 средних и малых парусных и весельных судов и более 100 железных кораблей, в том числе 25 бронированных кораблей и 8 крейсеров. В 1959 году он доставил первое в мире не военно-морское атомное судно — ледокол. ЛЕНИН.

В 19 веке он был крупным строителем линкоров, подводных лодок и крейсеров в 20-м. С середины 1950-х годов его надводные корабли специализировались на крупных торговых судах, ледоколах, больших спасательных и аварийно-спасательных судах, судах рыбоперерабатывающих заводов, плавучих сухих доках и небольшом количестве вспомогательных военно-морских сил.

Примеры невоенной продукции с Адмиралтейских верфей изобилуют в Санкт-Петербурге, от бронзовых табличек, канделябров и ангела Александровской колонны на Дворцовой площади, скульптуры и крыши Исаакиевского собора, ряда мостов через каналы. , и большая часть изящных чугунных ограждений в старом Санкт-Петербурге. Все это продукция литейного завода верфи.

Подводные лодки

В 1966 году верфь поставила Виктор I-класс атомная подводная лодка, а позже Виктор II и Виктор III класса подводные лодки, а также титановый корпус Альфа-класс.

С 1973 по 1998 год завод построил 298 подводных лодок, в том числе 41 атомную подводную лодку, а также 68. подводные аппараты. Производимые специализированные подводные аппараты включают гражданские типы «Север-2» (1969), Тинро-2 (1972), Bentos (1975–1982), Tetis (1976), Osa, Argus и Osmotr (1988), а также военно-морские Lima, Uniform. , Xray, Beluga и Paltus.

Адмиралтейские верфи по-прежнему специализируются на подводном судостроении. Самые последние построенные подводные лодки включают Подводные лодки класса «Кило» (2,325 DWT) и меньший Петербург /Лада класс (1,600 DWT). В 1992 году Иран приобрел две подводные лодки класса «Кило» за 600 миллионов долларов у судоверфи Объединенного адмиралтейства «Судомех» с возможностью покупки третьей. Последняя разработка верфи — подводная лодка класса «Лада» и ее экспортный вариант — Подводная лодка класса «Амур», у которого еще нет клиента.

«Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге построят шесть дизель-электрических подводных лодок класса «Кило» для доставки во Вьетнам, сообщила российская деловая газета «Коммерсант» в апреле 2009 г. Газета процитировала слова генерального директора компании Владимира Александрова, что российский государственный экспортер вооружений «Рособоронэкспорт» скоро подпишется. контракт с иностранным государством, и что Адмиралтейские верфи были выбраны для выполнения этого контракта. Источники в «Рособоронэкспорте» позже подтвердили, что Россия и Вьетнам около года вели переговоры о поставке шести подводных лодок класса «Кило» военно-морским силам Вьетнама на сумму 1,8 млрд долларов. Admiralty Shipyards в настоящее время строит две подводные лодки класса Kilo для Алжира, которые будут доставлены в 2009 и 2010 годах.

Нефтяные танкеры

В 1990-е годы Адмиралтейские верфи стали акционерное общество а в 1997 году началось строительство ледовый класс танкеры 20000DWT, рассчитанный на одновременную перевозку до четырех различных сортов груза. Танкер имеет двойной корпус и может двигаться в сплошном льду толщиной до полуметра со скоростью 1½ – 2 узла. За последние годы завод построил пять судов для крупнейшей нефтяной компании России (Лукойл)—Астрахань, Магас, Калининград, Саратов, Усинск. Все они работают на Северном морском пути.

Где находится и как добраться

Здание Адмиралтейства располагается по адресу Адмиралтейский проезд, дом 1 аккурат напротив Зимнего дворца, между Дворцовой и Сенатской площадями.

Ближайшая станция метро носит имя верфи — «Адмиралтейская». Есть два пути, чтобы добраться от выхода из вестибюля метро до здания Адмиралтейства. Можно выйти прямо, пройти по Малой Морской до Невского проспекта, повернуть налево и пройти по проспекту и через Александровский сад. А можно повернуть по выходу из вестибюля сразу налево, пройти до улицы Гороховой, повернуть на ней направо и дойти до пешеходного перехода. Во втором случае вид на Адмиралтейство со стороны Гороховой будет самым эффектным, ведь здание расположено точно в створе улицы. В любом случае пешая прогулка будет приятной и не займет более 10 минут.

Мозаика станции метро Адмиралтейская

Также до здания Адмиралтейства можно добраться по Невскому проспекту в течение 20 минут от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на любом автобусе или троллейбусе или пешком.

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством

Чтобы сделать красивые фотографии центральной части здания, лучше запланировать осмотр Адмиралтейства на утро буднего дня. В это время в Александровском саду немного посетителей. Фасад выходит на юго-восток, и если вам повезет с погодой, ярко-желтое здание с белоснежной лепниной и золоченым шпилем будет полностью освещено утренним солнцем. А вот фотографировать панораму Адмиралтейства со стороны Университетской набережной лучше уже во второй половине дня.

Читайте далее:

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Десятки купелей для крещенских купаний в Санкт-Петербурге подготовили в 2020 году

Фестиваль огня «Рождественская звезда»

Фестиваль военных оркестров 2019 в Петербурге

Архитектура комплекса зданий

Комплекс зданий расположен в нижнем течении Невы на Ново-Адмиралтейском (Калинкином), Матисовом и Галерном островах.

В 1825—1838-е годы архитекторы Э. Х. Анерт и И. Г. Гомзин, инженеры П. П. Базен, Л. Л. Карбоньер и В. П. Лебедев построили мастерские, склады, чертёжную, провели работы по внутреннему и внешнему благоустройству завода.

По проекту инженера Базена впервые в России был возведён каменный эллинг (по примеру французского здания).

В основу архитектуры Нового Адмиралтейства легли принципы классической композиции. Сквозь Галерную улицу просматривался главный вход верфи. От него шла протяжённая аллея — композиционная основа комплекса. Справа от аллеи были расположены судостроительные постройки, слева, на берегу — пристань и дамбы с павильонами для наблюдения за спуском судов на воду.

В 1893 году по проекту военных инженеров С. Н. Будзынского, Н. П. Дуткина и Н. Д. Куторги был построен новый эллинг.

В 1911 году по проекту М. М. Перетятковича был возведён храм Спас-на-водах — памятник русским морякам, погибшим в Цусимском сражении. В 1930-х годах храм снесли, панорама прибрежной части завода также была утрачена.

В советское время были построены здания из силикатного кирпича.

Из сохранившихся построек наибольшую историко-архитектурную ценность представляют первый каменный эллинг, мастерская и караульный дом.

Главный технолог верфей Н. И. Дмитриев предлагал вывести судопроизводство с исторической территории, отдав острова под жилую застройку.

В наше время существуют идеи перенести часть зданий на другие территории, восстановить храм-памятник, преобразовать пространство в музейно-выставочный и деловой центр.

История

Строительство верфи началось на левом берегу Большой Невы 5 ноября 1704 года.
К апрелю 1706 года на воду было спущено первое судно. До декабря 1709 года на верфи строились преимущественно небольшие судна (галеры, буера, прамы, бригантины и шнявы).

Спуск на верфях Николаем II на воду крейсера «Аврора» 11 (24) мая

В декабре 1709 года здесь был заложен первый линейный корабль — 54-пушечная «Полтава» (спущен на воду в 1712 году), ознаменовавший собой новый этап в развитии русского флота. Всего в петровское время на верфях Санкт-Петербургского Адмиралтейства было построено 23 корабля и более двухсот галер.

В году здесь была построена и испытана первая подводная лодка — «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова.

В – гг. верфь была переведена на Галерный двор, а в 1870-х территория старой верфи была продана под застройку. За время существования верфи в Адмиралтействе на ней было построено 256 крупных кораблей.

До 1 января 1908 года все судостроительные учреждения на левом берегу Невы входили в состав Санкт-Петербургского порта и лишь с этого времени Галерный остров и часть территории Нового адмиралтейства со всеми эллингами и мастерскими для постройки судов выделены под Адмиралтейский судостроительный завод, который действовал на тех же основаниях, что и Балтийский завод, имея с ним общее правление, но своего начальника завода.

Советское время

После революции верфи пришли в удручающее состояние. Не было судостроительных заказов, завод занимался судоремонтом, переоборудованием судов и различными сторонними заказами вплоть до ремонта трамваев и автомобилей. Единственным профильным заказом в период 1917–1921 годов стал правительственный заказ на достройку 500-тонных барж с последующим переоборудованием для Онежской флотилии, завершённый к 1919 году. На баржах были установлены артиллерийские орудия калибра 203 мм и калибра 152 мм.

На конец 1919 года ситуация с заказами на предприятии не улучшилась и на заводе остался 1021 работник. В 1921 году было принято решение произвести объединение Адмиралтейского завода и остальных предприятий в единое целое, по мнению инициаторов реформы это должно было сократить административные расходы при отсутствии заказов. С 28 октября 1921 года Адмиралтейский завод, Галерный остров и Охтинский снарядный цех стали отделением Балтийского завода. Оно получило название Адмиралтейский отдел Балтийского завода. За всю историю построено более 400 подводных лодок.

В советское время на верфи осуществлялось множество оборонных проектов, в том числе выпуск атомных подводных лодок проекта 671.

Название в советское время: Дважды ордена Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени Ленинградское адмиралтейское объединение.

Адмиралтейский дом, с 5 ноября 1704 года
Галерный двор, с 1712 года Санкт-Петербургское адмиралтейство (Главное адмиралтейство), до 1861 года Галерный остров, с 1719 года
Галерная верфь, с августа 1721 года
Новое адмиралтейство, с 1800 года Литейно-механический завод Берда, с 1792 года
Адмиралтейский судостроительный завод, с 1908 года
Франко-русский завод, с 1891 года
Адмиралтейский судостроительный и башенный завод, с по 1914 годы
Охтинский снарядный цех в аренде у Адмиралтейского завода с 1 января по ноябрь 1921 года Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода, с 19 октября по 7 марта 1918 года
Адмиралтейский отдел Балтийского завода, с 28 октября по 1922 год
Отделение имени Андре Марти Балтийского завода, с по 1925 год Завод имени Карла Либкнехта, с по 1925 год
Судостроительный завод имени Андре Марти, с 13 января по 1936 год
Новое адмиралтейство, с 1 декабря 1926 года выделено для ликвидации
Завод вспомогательных механизмов «Судомех», с 13 июля по 1937 год
Завод № 196, с 1 января по 1966 год Завод № 194, с 1 января по 1957 год
Ново-Адмиралтейский завод, с 25 октября по 1972 год Адмиралтейский завод, с 21 декабря по 1972 год
Ленинградское адмиралтейское объединение, с 31 января по 1992 год
Государственное предприятие Адмиралтейские верфи, с 30 марта 1992 года

Адмиралтейство сегодня

Сегодня жители и гости Петербурга имеют возможность любоваться третьей версией здания Адмиралтейства. Из внутренних помещений сохранились вестибюль, библиотека и зал собраний. Однако попасть в Адмиралтейство не получится: с 2012 года здание занимают ведомства Военно-морского флота России, о чем говорят Андреевские флаги, развевающиеся над павильонами Адмиралтейства, обращенными к Неве.

Храм святителя Спиридония Тримифунтского

Зайти можно только в небольшой храм святителя Спиридония Тримифунтского, который располагается в правом павильоне Адмиралтейства напротив Зимнего дворца. Еще при перестройке Исаакиевского собора в XIX веке здесь была устроена первая временная церковь. Обновленный храм был открыт в 2013 году. Вход располагается со стороны Адмиралтейской набережной.

Вход в храм святителя Спиридония Тримифунтского

А вот осмотреть здание снаружи можно со всех сторон по периметру. Лучший вид на центральную башню со шпилем открывается со стороны фонтана Александровского сада. С Дворцовой площади и Дворцового моста можно полюбоваться боковым павильоном Адмиралтейства. С противоположной стороны Невы от Кунсткамеры открывается потрясающей красоты панорама Адмиралтейства и Исаакиевского собора.

Здание Адмиралтейства сегодня является признанным объектом культурного наследия народов РФ федерального значения.

Библиография

  • Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг.. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3.
  • Харрисон, Марк; Купер, Джулиан; Декстер, Кейт и Родионов, Иван (ок. 2003 г.). Пронумерованные заводы и другие предприятия оборонно-промышленного комплекса СССР, 1927-1968 гг., Часть I, Заводы и верфи (Версия 8-е изд.). Уорик, Великобритания: Уорикский университет, факультет экономики.
  • Полмар, Норман (1983). Путеводитель по советскому флоту (3-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-239-7.
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР в 1718–1990 гг.. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector