10 самых знаменитых атомных подлодок в мире. почти все российские

Содержание:

Подводные базы глубоководных аппаратов

О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.

Таких субмарин известно немного:

  • проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
  • проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
  • проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
  • проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»

Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.

Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».

Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.

Технология

HMS  Astute , современная атомная подводная лодка .

Основное отличие обычных подводных лодок от атомных подводных лодок — это система выработки электроэнергии . Для этой задачи на атомных подводных лодках используются ядерные реакторы . Они либо вырабатывают электричество, которое приводит в действие электродвигатели, подключенные к гребному валу, либо полагаются на тепло реактора для производства пара, который приводит в действие паровые турбины (см. Ядерные судовые двигатели ). В реакторах, используемых на подводных лодках, обычно используется высокообогащенное топливо (часто более 20%), что позволяет им доставлять большое количество энергии из меньшего реактора и дольше работать между перегрузками, что затруднительно из-за положения реактора в прочном корпусе подводной лодки.

Ядерный реактор также обеспечивает энергией другие подсистемы подводной лодки, такие как поддержание качества воздуха, производство пресной воды путем дистилляции соленой воды из океана, регулирование температуры и т. Д. Все морские ядерные реакторы, используемые в настоящее время, работают с дизельными генераторами в качестве система резервного питания. Эти двигатели могут обеспечивать аварийное электроснабжение для отвода остаточного тепла реактора , а также достаточное количество электроэнергии для питания аварийного силового механизма. Подводные лодки могут нести ядерное топливо до 30 лет эксплуатации. Единственный ресурс, ограничивающий время пребывания под водой, — это питание экипажа и обслуживание судна.

Стелс технология слабость атомных подводных лодок является необходимостью охлаждения реактора , даже когда подводная лодка не двигается; около 70% тепла на выходе из реактора рассеивается в морской воде. Это оставляет «тепловой след», шлейф теплой воды меньшей плотности, который поднимается к поверхности моря и создает «тепловой шрам», который можно наблюдать с помощью тепловизионных систем, например FLIR . Другая проблема заключается в том, что реактор всегда работает, создавая шум пара, который можно услышать на SONAR, а насос реактора (используемый для циркуляции теплоносителя реактора) также создает шум, в отличие от обычной подводной лодки, которая может двигаться почти бесшумные электродвигатели.

Подводные лодки

Получение

Жетоны подлодок и наборы

Для этого необходимы жетоны подлодок — один жетон выдается за первый вход в игру каждый день в период проведения Подводных боёв.

В Адмиралтействе в разделе «Подводные лодки» жетоны можно обменять на семь случайных наборов, в шести из которых содержится 500 .

А вот один содержит три подводные лодки VI уровня с арендой на 21 день, а также командиров с 19 очками навыков для них:

  • СССР — С-1;
  • Германии — U-69;
  • США — Cachalot.

Подводные лодки будут списаны с аккаунтов по истечении срока аренды или с выходом версии 0.9.6.

Типы

(Нажмите на изображение для просмотра описания корабля)

top

С-1Исторический прототип — С-1 (1935)

Характеристики

  • Боеспособность — 8 300;
  • Торпедные аппараты:
    • носовые — 4х1 533 мм;
    • кормовые — 2х1 533 мм.
  • Время перезарядки — 54 с;
  • Торпеда — САЭТ-80:

    • максимальный урон — 8 233;
    • дальность хода — 8,7 км;
    • заметность — 1,3 км;
    • скорость хода — 62 узлов.
  • Маневренность:
    • максимальная скорость хода — 26,3 узлов;
    • радиус циркуляции — 750 м;
    • время перекладки руля — 6,75 с.
  • Маскировка:
    • заметность с корабля — 4,5 км;
    • заметность с самолетов — 1,65 км.

Снаряжение «Предельная глубина»

  • Количество зарядов — 3 шт;
  • Время действия — 60 с;
  • Время перезарядки — 120 с.

Уникальное снаряжение — «Ремонтная команда»

  • Действие — частично восстанавливает боеспособность корабля, устраняя лёгкие повреждения;
  • Количество зарядов — 3 шт;
  • Время действия — 28 с;
  • Время перезарядки — 80 с;
  • Скорость восстановления очков боеспособности — 0,5% очков / с.

1

U-69

Исторический прототип — U-69 (1940)

Характеристики

  • Боеспособность — 8 300;
  • Торпедные аппараты:
    • носовые — 4х1 533 мм;
    • кормовой — 1х1 533 мм.
  • Время перезарядки — 45 с;
  • Торпеда — G7e/T4 Falke:
    • максимальный урон — 12 033;
    • дальность хода — 6,6 км;
    • заметность — 1,2 км;
    • скорость хода — 58 узлов.
  • Маневренность:
    • максимальная скорость хода — 24 узлов;
    • радиус циркуляции — 660 м;
    • время перекладки руля — 6,75 с.
  • Маскировка:
    • заметность с корабля — 4,32 км;
    • заметность с самолетов — 1,44 км.

Снаряжение «Предельная глубина»

  • Количество зарядов — 3 шт;
  • Время действия — 60 с;
  • Время перезарядки — 120 с.

Уникальное снаряжение — «Гидроакустический поиск»

  • Действие — увеличивает дистанцию гарантированного обнаружения кораблей и торпед, в том числе в зоне дымовой завесы;
  • Количество зарядов — 4 шт;
  • Время действия — 120 с;
  • Время перезарядки — 60 с;
  • Дальность обнаружения:
    • торпед — 3 км;
    • кораблей — 4 км.

2

Cachalot

Исторический прототип — USS Cachalot (1933)

Характеристики

  • Боеспособность — 9 900;
  • Торпедные аппараты:
    • носовые — 4х1 533 мм;
    • кормовые — 2х1 533 мм.
  • Время перезарядки — 58 с;
  • Торпеда — Mk22 mod. 1:
    • максимальный урон — 8 767;
    • дальность хода — 10,5 км;
    • заметность — 1,3 км;
    • скорость хода — узлов.
  • Маневренность:
    • максимальная скорость хода — узлов;
    • радиус циркуляции — м;
    • время перекладки руля — 64 с.
  • Маскировка:
    • заметность с корабля — 4,86 км;
    • заметность с самолетов — 1,92 км.

Снаряжение «Предельная глубина»

  • Количество зарядов — 2 шт;
  • Время действия — 180 с;
  • Время перезарядки — 180 с.

Уникальное снаряжение — «Форсаж»

  • Действие — увеличивает максимальную скорость корабля;
  • Количество зарядов — 3 шт;
  • Время действия — 120 с;
  • Время перезарядки — 120 с;
  • Увеличение скорости — 8%

1

2

Комплектация

Их командиры могут изучать такие навыки как:

  • I уровень:
    • Приоритетная цель;
    • Профилактика;
    • Артиллерийская тревога.
  • II уровень:
    • Повышенная готовность;
    • Мастер на все руки;
    • Ускорение торпед;
    • Отчаянный;
    • Из последних сил.
  • III уровень:
    • Основы борьбы за живучесть;
    • Мастер борьбы за живучесть;
    • Мастер торпедного вооружения;
    • Суперинтендант;
    • Бдительность.
  • IV уровень:
    • Противопожарная подготовка;
    • Радиопеленгация.

Каждая подводная лодка обладает тремя слотами снаряжения:

  • «Аварийная команда» — действует 5 с, перезаряжается 40 с;
  • «Предельная глубина» — позволяет подводной лодке погрузиться на предельную глубину: от 50 до 80 м. В этом положении подводная лодка получает пониженный урон от разрывов глубинных бомб и становится незаметной для шумопеленгатора противника. Его параметры зависят от типа подводной лодки;
  • уникальное снаряжение — зависит от типа подводной лодки (см. в описании подводных лодок).

Флажные сигналы и камуфляж устанавливать нельзя, как и флаги.

Аннулирование

Объявление о пакте AUKUS от 2021 года

16 сентября 2021 года премьер-министр Австралии Скотт Моррисон , премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и президент США Джо Байден совместно объявили о пакте об обороне AUKUS , в соответствии с которым в Аделаиде, Австралия, будет построен новый проект подводной лодки с использованием британских и американских и британских подводных лодок. ядерные технологии и контракт с Францией будут аннулированы.

Реакторы нового контрактного проекта США герметичны и служат в течение всего срока службы подводной лодки, в отличие от тех, которые использует Франция, которые должны обслуживаться каждые десять лет.

Кристиан Камбон , председатель комитета французского сената по иностранным делам, обороне и вооруженным силам, заявил, что это нарушение контракта с Военно-морской группой должно заставить Францию ​​«задуматься о повторяющейся позиции некоторых наших союзников, которые ведут себя как противники, а не как честные конкуренты. «. Проект класса « Атака» военно-морской группы подвергся интенсивной критике в Австралии из-за его стоимости и невозможности разместить большую часть работ в Австралии. Австралия сообщила, что проинформировала Францию ​​о своем желании отменить сделку, в том числе во время встречи с Моррисоном в Париже 15 июня. Франция заявила иное, заявив, что публичное заявление за неделю до отмены доказало, что Австралия нанесла удар в спину. Клеман Бон , министр по делам Европы Франции, сказал, что Франция не может доверять Канберре в продолжающихся переговорах о торговом соглашении с Европейским союзом из-за этой отмены.

В ответ Франция отозвала своих послов из США и Австралии. Посольство Франции в Вашингтоне, округ Колумбия, отменило предложенное празднование 240-й годовщины битвы у мысов, которая имела решающее значение во время американской войны за независимость .

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград»

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир»

С крылатыми ракетами

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»Атомная подводная лодка К-266 «Орел»Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»Атомная подводная лодка К-186 «Омск»Атомная подводная лодка К-150 «Томск»Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка «Даниил Московский»Атомная подводная лодка «Тамбов»Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»Атомная подводная лодка К-295 «Самара»Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»Атомная подводная лодка К-461 «Волк»Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»Атомная подводная лодка К-391 «Братск»Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 «Оренбург»

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда»Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск»Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг»Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Проект 677 «Лада»

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт»

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»Дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский»Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов»Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»

Вооружение подводных лодок: ядерное и неядерное

Подводный запуск крылатой ракеты «Томагавк»

Первоначально атомные подводные лодки проектировались в качестве носителей стратегического ядерного вооружения: АПЛ должны были незаметно прорвать оборону вероятного противника и нанести неожиданный удар.

Баллистические ракеты АПЛ первого поколения несли моноблочную часть и не отличались большой дальностью и требовали надводный запуск на относительно спокойной воде (при отсутствии бокового ветра).

Лодки США несли по 16 носителей «Поларис» модификаций А1, А2, А3, «Посейдон» С3, «Трайдент 1» С4 с дальностью от 2200 км у А1 до 7400 км у С4. АПЛ Советского Союза несли по 3 ракеты Р-13, впоследствии замененными Р-21 с дальностью всего 650 км и 1420 км.

Пусковые установки баллистических ракет

Второе поколение АПЛ получило ракеты с разделяющейся головной частью (с 3 или с 7 блоками) количеством от 8 до 16 как в СССР, так и в США. Ранние советские ракеты этого поколения Р-29 получили дальность стрельбы 7800 км, более поздние экземпляры Р-29Р — 9000 км/6500 км (моноблок/разделяемая боеголовка).

Третье и четвертое поколение получило от 16 (проект 955) до 24 баллистических ракет (проект 941 «Акула», «Огайо») Р-29РМУ2 «Синева», Р-30 «Булава-30», UGM-133A «Трайдент II» с дальностью до 9-11 тыс. км.

Кроме баллистических ракет, ракетоносцы несут 4-6 торпедных аппаратов калибра 533 или 650 мм для самообороны и запуска специализированных средств: акустических буёв, мин, спецсредств.

Схема подводного запуска баллистической ракеты с подводной лодки типа «Огайо»

Неядерное (условно, многие управляемые боеприпасы имеют или имели разработанную ядерную боеголовку) вооружение атомных лодок с ранних этапов было представлено как торпедами средних и больших калибров, так и крылатыми ракетами.

«Аметист» и «Малахит» в шахтах стали первым оружием, запускаемым из-под воды. Сегодня их заменяют «Гарпун», «Томагавк» («Сифвулф») и «Калибр», «Оникс», «Циркон» (российские лодки проекта 855 «Ясень»).

Интересно: знаменитые российские низколетящие гиперзвуковые ракеты создавались именно для подводных лодок и сначала предназначались для уничтожения кораблей.

Запуск баллистической ракеты UGM-133 Trident-II

Начиная с четвертого поколения АПЛ-охотников оснастили универсальными пусковыми устройствами с барабанными «магазинами» для запуска торпед, крылатых ракет, а так же ракет класса «поверхность-поверхность».

Им на смену приходят унифицированные варианты для упрощенного запуска из торпедных аппаратов: двигатель ракеты при таком запуске включается далеко от АПЛ, а первая стадия запуска происходит как у торпеды, сжатым воздухом.

Гражданско-правовая ответственность

Страхование ядерных судов не похоже на страхование обычных судов. Последствия аварии могут выходить за рамки национальных границ, а масштабы возможного ущерба выходят за рамки возможностей частных страховщиков. Специальное международное соглашение, Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов , разработанная в 1962 году, возложила бы ответственность подписавших национальных правительств за аварии, вызванные ядерными судами под их флагом, но так и не было ратифицировано из-за разногласий по включению военных кораблей в конвенция. Ядерные реакторы, находящиеся под юрисдикцией Соединенных Штатов, застрахованы в соответствии с положениями Закона Прайса – Андерсона .

Общее устройство современной АПЛ

Ракетонесущий атомный подводный крейсер проекта 941 «Акула» в разрезе

Среднестатистическую подводную лодку, бороздящую Мировой океан прямо сейчас, можно описать единой концептуальной схемой. Отдельные агрегаты и линии могут меняться, но сама идея остаётся неизменной с семидесятых годов.

Большинство российских субмарин используют два корпуса (отдельные капсулы в общем) – внутренний из мягкого и прочного титана и внешний из маломагнитной стали. Американские используют один многослойный корпус, разделенный переборками. Как и 50 лет назад.

Между корпусами (у АПЛ США – в общем объеме) расположены ёмкости для воды. При их заполнении лодка опускается, откачка поднимает судно на поверхность. Цистерны можно заполнять одновременно или по-очереди.

Кроме основных, есть так называемые дифферентные цистерны: их заполняют для выравнивания лодки после загрузки и при движении груза. Эта система работает все время, даже под водой при горизонтальном движении.

Многоцелевая АПЛ класса «Вирджиния» ВМС США

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого).

Переборки между отсеками рассчитаны на давление в 10 атмосфер и сообщаются люками, которые можно герметизировать, если это необходимо. Не все отечественные атомные субмарины имеют так много отсеков.

Для справки: многоцелевая АПЛ проекта 971, например, разделена на шесть отсеков, а новый ракетоносец проекта 955 — на восемь.

Характеристики

субмарина

Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941 Ohio Проект 667БДРМ Vanguard Triomphant Проект 955
Страна Россия США Россия Великобритания Франция Россия
Годы постройки 1976-1989 1976-1997 1981-1992 1986-2001 1989-2009 1996-н.в.
Построено 6 18 7 4 4 2
Водоизмещение, тнадводноеподводное 2320048000 1674618750 1174018200 15900 1264014335 1472024000
Число ракет 20 Р-39 24 Trident 16 Р-29РМУ2 16 Trident 16 M45 16 Булава
Забрасываемый вес, кг 2550 2800 2800 2800 н.д. 1150
Дальность, км 8250 7400-11000 8300-11547 7400-11000 6000 8000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»

Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.

Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.

Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.

О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.

Силовая установка атомной подводной лодки: реактор, турбина и электродвигатель

Базовый принцип работы атомного реактора

Главный агрегат, отличающий атомную от дизельной лодку — реактор. В зависимости от его типа, может варьироваться тип привода.

В типичном двигателе с ядерным реактором охлажденная вода под давлением попадает внутрь корпуса реактора, содержащего ядерное топливо. Нагретая вода выходит из реактора, превращается в пар и вращает лопасти турбины.

Вал турбины подключается к валу электродвигателя через редуктор для более эффективного преобразования энергии в электрическую.

В свою очередь, вал электродвигателя при помощи механизма сцепления соединяется с гребным валом. Одновременно с этим часть электроэнергии запасается в бортовых аккумуляторах.

Рабочий отсек АПЛ

Переход энергии молекул пара в кинетическую энергию лопаток приводит к конденсации пара обратно в воду, которая вновь поступает в реактор.

Эволюция подводных лодок с атомным реактором

Подводная лодка проекта «Лира»

Развитие атомных субмарин подарило человечеству 5 условных поколений, связанных общими конструктивными чертами и логикой применения:

1. Первое поколение стало родоначальником атомных субмарин, но было достаточно многочисленно и долго стояло на вооружении. Основной общей чертой стала наследуемость с дизель-электрическими предшественниками.

Лодки носили скорее экспериментальный характер, часто предназначались для «боевой отработки» конструкторских идей.

2. Второе поколение стало прямым развитием предыдущего с минимальными изменениями и начинает свой отсчёт в 1967 году.

АПЛ поздней постройки получили «рыбообразную» геометрию корпуса (проект 705 «Лира» в СССР) и комплексные автоматизированные систем управления («Аккорд» на той же лодке), ставшим первым прообразом современного центра управлению сложных систем в виде единого пульта.

Атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар»

Серьезной заявкой для АПЛ СССР стал родоначальник «охотников за авианосцами» К-162/222 «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар» с полностью титановым корпусом. Субмарина достигла до сих пор не побитый рекорд скорости в 44,74 узлов (80,4 км/ч).

3. Третье поколение появилось в начале восьмидесятых и характеризуется прежде всего существенно возросшим водоизмещением, повышением автономности, улучшением жизнеобитания команды, а так же унификацию субмарин и их классов.

Американские лодки типа «Огайо» и «Лос-Анджелес» получили реакторы, работающие без перезарядки до 11 лет и не требующие серьезного ремонта в течении всего жизненного цикла — до 30 лет.

Наиболее богатый период кораблестроения: большинство из лодок ещё в строю. Многие из них уникальны, например печально известный рекордсмен проекта 685 «Плавник» К-278 «Комсомолец» с двумя титановыми корпусами и глубиной погружения до 1000 метров.

Ракетонесущий крейсер «Огайо» ВМС США

4. Четвертое поколение на данный момент является наиболее современным, начиная свою историю в начале девяностых. В США представлено только многоцелевыми типами.

Эти аппараты объединяет применение водометных движителей («Сивулф», проект 955), звукопоглощающие покрытия нового типа, новые материалы (композит), реакторы длительного срока службы.

После ряда катастроф подводных лодок предыдущего поколения, проекты получили собственные автономные спасательные капсулы и полностью изолированный реактор.

Возросло и было унифицировано вооружение: так, американские лодки научились хранить до 50 крылатых ракет основных используемых ВМС США типов.

5. Перспективное пятое поколение существует только на бумаге, однако предполагается, что будет включать в себя преимущественно многоцелевые субмарины.

Основным изменением станет атомный реактор с запасом энергии на весь жизненный цикл подводной лодки (в США внедряется в лодках четвертого поколения), полностью композитный корпус, а так же унифицированное вооружение.

Одни и те же пусковые установки будут использовать как баллистические, так и крылатые тактические ракеты, а так же иное неядерное вооружение для выполнения широкого спектра задач.

Фон

Австралийские дизель-электрические подводные лодки работают в широком диапазоне географических и океанографических условий, от холодного Южного океана до тропиков Кораллового , Арафурского и Тиморского морей, требуя, чтобы подводные лодки справлялись со значительными колебаниями температуры, солености, плотности и климата. . Австралийские подводные лодки обеспечивают сдерживание военной агрессии против Австралии, патрулируя воды Австралии и близлежащих стран, и, кроме того, собирают разведывательную информацию путем перехвата электронных сообщений иностранными государствами и помогают в развертывании и возвращении оперативников спецназа. Поскольку подводные лодки RAN работают с HMAS  Stirling , а некоторые из стратегических интересов Австралии расположены так далеко, как Персидский залив и северная часть Тихого океана, австралийским подводным лодкам приходится преодолевать большие расстояния, чтобы достичь некоторых из своих потенциальных районов патрулирования. Это требование к дальности и выносливости привело к конструкции класса Коллинза 1980-х, включающей большую топливную нагрузку, большие двигатели и достаточное количество батарей для перевозки на такие большие расстояния, хотя с тех пор технологические усовершенствования позволили создать меньшие дизель-электрические подводные лодки, такие как немецкая подводная лодка Тип 214. и подводная лодка класса Dutch Walrus для достижения такой же дальности и выносливости, что и подводная лодка класса Collins. Также было отмечено, что транзитные расстояния, на которые проходят австралийские подводные лодки, можно было бы сократить, управляя подводными лодками с HMAS  Coonawarra в Дарвине, а не с HMAS Stirling в Западной Австралии.

Подводная лодка класса » Коллинз» HMAS »  Ранкин» . Проект SEA 1000 должен был заменить шесть лодок класса Collins .

Класс Collins были первыми дизель-электрическими подводными лодками, специально разработанными для австралийских условий больших расстояний и разнообразных морских состояний, и, таким образом, представляли собой «сиротскую» конструкцию без какой-либо усовершенствованной конструкции для их замены. Подводные лодки были увеличены и сильно модифицированные версии шведского судостроителя Kockums » Västergötland класса . Подводные лодки класса Collins, построенные в 1990-х и 2000-х годах, имеют прогнозируемый срок эксплуатации около 30 лет, а головная лодка HMAS  Collins будет выведена из эксплуатации примерно в 2025 году.

Стратегические АПЛ СССР

Самыми стратегически важными в Советском флоте были атомоходы, в состав которых входили баллистические ракеты. Первая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) была спроектирована и создана для единственной цели: нанесения ядерных ударов при помощи ракет по условному противнику.

Главное преимущество ПЛАРБ перед альтернативным ядерным оружием – высокая мобильность, живучесть, простота внутреннего устройства субмарины и скрытность. Второе название ПЛАРБ в Советском Союзе и РФ – ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН).

Строительство первой ПЛАРБ началось в 1958 г., а уже в 1960 г. данный атомоход (проект 658) вышел в свое полноценное морское патрулирование. Впоследствии, очень много технических наработок было взято именно с этой лодки.

Массовое проектирование и создание в СССР РПКСН началось в конце 1950-х гг. Данные атомоходы строились в то время сумасшедшими темпами.

Затонувшие атомные подводные лодки

К сожалению, история СССР и Российской Федерации помнит крупнейшие морские катастрофы в виде затонувших атомоходов. Рассмотрим две самые известные из них.

АПЛ К-278 «Комсомолец»

Данная лодка затонула в 1989 г., в Норвежском море. Перед самой катастрофой подлодка шла на глубине 375 метров со скоростью 8 узлов. Гибель субмарины произошла по вине пожара. Во время плавания, неожиданно для всего экипажа, в двух смежных герметических отсеков началось возгорание обшивки корабля.

Будет интересно: Балтийский морской флот

Из-за пожара были выведены из строя системы цистерн главного балласта, в результате чего началось затопление всех отсеков атомохода морской водой. Итог трагедии – утонули 42 моряка, некоторые из них умерли от переохлаждения.

Советская АПЛ К-8

В 1970 г., 12 апреля лодка находилась на боевом задании в Средиземном море. У нее была главная задача – обозначить присутствие подводных военных сил условного противника.

Когда атомоход достиг Бискайского залива Атлантического океана – у него на борту начался сильный пожар. Из-за этого происшествия, у атомной подводной лодки произошла потеря плавучести.

Субмарина затонула на глубине 4 700 м, в 500 км от берегов Испании. Благодаря героическим действиям боевого экипажа, удалось избежать крупнейшей морской катастрофы во всем мире: моряки заглушили ядерные реакторы.

Российская субмарина «Курск»

Подводный крейсер К-141 «Курск» был спроектирован на «Севмаше». В 1994 г. эта АПЛ начала свое первое самостоятельное плавание.

Подлодка затонула на глубине 108 м. Трагедия произошла прямо во время военно-морских учений, в Баренцевом море, недалеко от Норвегии.

На борту в тот момент находилось 118 человек, все они погибли. Более двадцати человек во время катастрофы сумели пробраться в задний отсек корабля, но все равно они умерли на следующий день от удушья.

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой. 

Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике. 

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом. 

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. 

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал. 

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной. 

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу. 

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалев

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалев. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.

Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил ее делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало ее всесокрушающему потенциалу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector