Туполев ту-128

Сохранившиеся экземпляры

Экземпляры

Тип

Бортовой номер

Местонахождение

Изображение

Ту-16

без б/н

пос. Болбасово, Витебская обл., Беларусь

Ту-16

4200703

Белая Церковь, Украина

Ту-16

н/д

п. Кульбакино, Николаевская область, Украина

Ту-16

4200704

авиабаза Воздвиженка, Приморский край

Ту-16К

без б/н

Энгельс, Саратовская область

Ту-16К

10

Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти

Ту-16

05

Светлоград (Северный), Ставропольский край

Ту-16А

без б/н

Смоленск

Ту-16А

без б/н

авиабаза Шайковка, Калужская область

Ту-16А

25

Музей дальней авиации, Полтава, Украина

Ту-16

21

Прилуки, Украина

Ту-16Е

04

Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань

Ту-16

05

ЛИИ им. М.М. Громова, Жуковский

Ту-163

50

Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань

Ту-16Р

12

ГЛИЦ имени В. П. Чкалова, Ахтубинск, Астраханская обл.

Ту-16

50

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино

Ту-16К

53

Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино

Ту-16К

1625

Музей авиации, Джокьякарта, Индонезия

Модификации


Ту-128УТ

Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ту-28А Проект модернизации под двигатели ВД-19, ракеты К-80М и РЛС РП-СА «Смерч-А» или ракеты К-100 и РЛС «Гроза-100» (комплексы Ту-28А- 80 и Ту-28А-100).
Ту-28П Первый серийный вариант.
Ту-102 Прототип, построен всего один.
Опытный перехватчик «128» Первый полёт 18 марта 1961 года.
Ту-128 2АЛ-7Ф-4Г Серийный самолёт, переоборудованный под опытные двигатели АЛ-7Ф-4 и АЛ-7Ф-4Г.
Ту-128 2РД-19Р2 (Ту-128 2Р-15Б- 300, Ту-128 2РД-36-41) — проекты переоборудования Ту-128 под перспективные ТРД.
Ту-128Б Проект модификации Ту-128 во фронтовой бомбардировщик-ракетоносец.
Ту-128ЛЛ 2ВД-19 Летающая лаборатория, созданная для отработки новой силовой установки, по программе создания Ту-28А.
Ту-128М (Самолёт «ИМ» — модернизированный самолёт с расширенными возможностями по перехвату маловысотных целей, элемент комплекса перехвата Ту-128С-4М (ракеты Р-4), выпущено две серийных машины, остальные были переделаны в ходе модернизации машин, находившихся в эксплуатации.
Ту-128УТ Учебный вариант с дополнительной передней кабиной на месте радара. Десять было построено и четыре переделаны из истребителей.
Самолёты Ту-138 иТу-148 Проекты глубокой модернизации Ту-128 (комплексы Ту-138-60, Ту-138-100, Ту-148- 100 и Ту-148-33). Проекты самолётов Ту-138 и Ту-148 хоть и продолжали логическое развитие идей, заложенных в Ту-128, но являлись самостоятельными разработками.

Конструкция Ту-128

В состав силовой установки входила пара турбореактивных двигателей АЛ-7Ф-2, которые поместили внутри фюзеляжа. В отличие от базового Ту-22, новый перехватчик не был оснащен внутренним оружейным отсеком. Вооружение фиксировалось на пилонах крыльев, а фюзеляж использовали как громадные топливные баки. Прототип Ту-28П в конструкции имел кабину экипажа, вмещавшую двух человек, которые сидели один за вторым.

Ту-102 нес огромный встроенный радар, однако в выпуклости днища находилось также испытательное оборудование. В самолете Ту-28П сделан большим носовой обтекатель для управления ракетным вооружением, которое задействовалось через тепловую радиолокационную систему «Смерч-100». Она имеет радиус обнаружения целей 50 км, радиус захвата – в пределах 40 км. Благодаря хорошим показателям обнаружения и захвата целей перехватчику не обязательно было связываться с наземными РЛС, он мог самостоятельно совершать перехваты.

В случае автономных действий требовались лишь некоторые данные о расположении воздушных целей. Поэтому его можно было эффективно использовать в труднодоступных для наземной радиолокации регионах. В процессе эксплуатации его часто применяли вместе с авиакомплексом ДРЛО Ту-126. На самолете практически не было оборонительного вооружения, систем РЭБ, системы, извещающей о радиолокационном облучении, которыми были оснащены меньшие перехватчики конструкции КБ Сухого.

Ту-128 стал перехватчиком, который имел большую нагрузку на крыло, простое управление и плохой обзор, высокую массу и скромный показатель маневренности. В предназначение самолета входил перехват стратегических бомбардировщиков НАТО, например, В-52, а не ведение боя с меньшими и более маневренными самолетами противника.

Комплекс связного и навигационного оборудования, который применялся на Ту-128, был таким же, что и у дальних бомбардировщиков. Это давало возможность барражирования перехватчика в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эффективную работу двигателей АЛ-7Ф-2 в различных режимах полета обеспечивали воздухозаборники с подвижными двухсачковыми телами-конусами. Передовые взлетно-посадочные качества Ту-128 на то время были основаны на задействовании выдвижных щелевых закрылков, а во время посадки, кроме них, использовали также тормозной парашют и интерцепторы.

Технические характеристики (Ту-128)

Туполев Ту-128 3-вид чертеж

Данные Туполева: мужчина и его самолет

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 30,06 м (98 футов 7 дюймов)
  • Размах крыла: 17,53 м (57 футов 6 дюймов)
  • Высота: 7,15 м (23 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 96,94 м 2 (1043,5 кв. Фута)
  • Пустой вес: 24 500 кг (54 013 фунтов)
  • Полная масса: 40,000 кг (88,185 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 43 000–43 700 кг (94 799–96 342 фунта)
  • Запас топлива: 13 600 кг (29 983 фунта) максимум (расчетный)
  • Силовая установка: 2 × Люлька АЛ-7 F-2 турбореактивных двигателей с форсажем , тяга 72,8 кН (16 400 фунтов силы) каждый сухой, 99,1 кН (22 300 фунтов силы) с форсажной камерой

Представление

Максимальная скорость: 1665 км / ч (1035 миль / ч, 899 кН) / M1,5 на вооружении

1929 км / ч (1199 миль / ч; 1042 кН) без вооружения
  • Дальность: 1560 км (970 миль, 840 миль)
  • Выносливость: > 3 часа
  • Практический потолок: 15 600 м (51 200 футов)
  • Абсолютный потолок: 20 000 м (65 617 футов)
  • Пределы g: + 2.5

Вооружение

  • Точки подвески: 4
  • Ракеты: 4 ракеты » Бисноват Р-4″ воздух-воздух (обычно 2 ракеты Р-4Р с радиолокационным наведением и 2 Р-4Т с инфракрасным самонаведением); другое вооружение или танки не использовались

Конструкция самолета

Самолет Ту-16 — это моноплан с двумя двигателями АМ-3(разработчик Микулин) и стреловидным крылом. Тяга двигателей составляла 8750 кг. После 1068 года на бомбардировщик устанавливались двигатели РД-3М-500, с тягой 9520 кг.

Двигатели встроены в гандолах по бокам флюзеляжа. Конструкция имеет 6 технологических отсеков:

  • Передняя прозрачная часть кабины пилотов, называемая фонарь;
  • Гермокабина;
  • Центроплан;
  • Грузовой отсек;
  • Технический отсек;
  • Гермокабина кормовая.

Для предотвращения перегревания корпуса установлены силовые рамы недалеко от двигателей, развернуты соплами в стороны на 4 градуса. Для изготовления самолета использовались алюминиевые и магниевые сплавы, стеклотекстолит, нержавеющая сталь.

Экипаж бомбардировщика состоит из 6 человек:

  • Командир;
  • Помощник командира;
  • 2 штурман;
  • Стрелок-радист;
  • Командир огневых установок;
  • Опнратор.

Кабина Ту-16 подвешивается в верхней части грузового отсека и имеет бочкообразную форму. Экипаж попадает сюда через входные люки с лесницами, которые откидываются вниз. Катапультирование членов экипажа происходит вниз, за исключением двух человек, кресла которых выбрасывались вверх, предварительно откатываясь назад. Также в самолете имеются надувные лодки ЛАС-5 в случае необходимости спасения членов экипажа на море.

Топливная система состоит из 27 баков, вмещающих более 43 000 литров топлива. Используется автоматика для контроля расхода, а заправка происходит с помощью раздаточного пистолета через специальные горловины баков.

Шасси имеет три опоры и носовую стойку с двумя колесами. Есть еще пята — хвостовая опора, которая служит для защиты передней части самолета при быстрой посадке, в полете она убирается. Выпуском и убиранием опор и торможением колес управляет гидросистема. В районе хвостовой опоры располагаются парашюты, который служит для уменьшения пробега самолета во время торможения. Оригинально выполнены купола этих парашютов, внешне напоминают авоську, сшиты из узких капроновых лент. Парашюты спрятаны в специальные контейнеры. Управление парашютами производится с помощью пиропатронов.

На самолете установлено две гидросистемы, основная и дублирующая, которые управляют приводами створок бомболюка и стеклоочистителей, шасси и тормозами. Источниками постоянного тока в системе электрооборудования самолета служат по два генератора на каждом двигателе и две аккумуляторные батареи, в свою очередь каждая из них состоит из двух аккумуляторов. На самолете используется электрическая сеть 115 вольт, 400 Гц от преобразователей ПО-4500. На разных модификациях машины состав электрооборудования был разным.

На самолете установлена противообледенительная система, состоящая из электрических нагревателей и теплого воздуха, подаваемого от двигателей. Освещение кабины самолета — обычное, с помощью ламп накаливания, а приборные доски освещались с помощью ультрафиолетовых светильников и люминицентных ламп.

В различных модификациях на летательный аппарат подвешиваются торпеды, морские мины, крылатые ракеты. Модель Ту-16К-10-26 разработана так, что можно было подвесить сразу три ракеты, эта же модель использовалась для подвески бомб. Для облегчения подвески таких серьезных грузов было разработано подъёмно-такелажное оборудование.

Самолет имел самое передовое на тот момент оборудование:

  • астрономические компасы;
  • дистанционный экваториальный астрономический компас;
  • навигационное устройство;
  • гирокомпас;
  • аэрогоризонты;
  • радионавигационное оборудование;
  • систему дальней навигации.

Для метания бомб по видимым целям использовался бомбовый прицел ОПБ-11Р, при метании по невидимым целям применяли радиоприцел РБП-4. В гермокабине самолета была нормальная для человека температура и давление, то только до высоты самолета 7250 метров. Если аппарат взлетал выше, то экипаж использовал кислородные маски и приборы.

https://youtube.com/watch?v=BsZc7bfvebI

Вооружение Ту-128

В состав вооружения самолета вошли четыре ракеты класса «воздух-воздух» Р-4/К-80, разработанные КБ Бисновата. Обычно это были две ракеты Р-4Р, имеющие полуактивное радарное наведение и зафиксированные на внешних пилонах, а также две Р-4Т, которые размещались на внутренних пилонах и имели инфракрасное наведение. Вооружение самолета модернизировали в 60-е годы, его оснастили ракетами Р-4ТМ и Р-4РМ.

Военное применение Ту-128 предусматривало несколько вариантов. Один из них подразумевал выявление целей, и наводка перехватчика выполнялась при задействовании наземных станций и самолетов ДРЛО Ту-126. Взаимодействуя с этим комплексом, борт Ту-128 мог работать в полуавтономном режиме. От разведчика оператор-штурман получал курс и состав цели, дальнейший поиск перехватчиком выполнялся самостоятельно.

12.12.1963 в Министерстве обороны СССР было закреплено название авиационного комплекса ракетного перехвата, в составе которого находились:

  • самолет Ту-128;

  • ракеты класса «воздух-воздух» Р-4Т и Р-4Р;

  • БРЛС РП-С «Смерч».

Серийное производство самолета Ту-128 длилось до 1970 года. За все время выпустили 188 перехватчиков. В 1971 г. создали 10 машин для обучения пилотов, четыре из которых были переоборудованы из истребителей. Эта модификация получила именование Ту-128УТ. В ее конструкции на месте радара появилась дополнительная передняя кабина. Дальнейшие проекты туполевского бюро с названиями Ту-138 и Ту-148 не получили дальнейшего развития.

Боевое применение

Стратегический бомбардировщик Ту-16 на протяжении десятилетий оставался одним из основных самолётов Вооружённых Сил Российской Федерации. В период «холодной войны», Ту-16 являлся одним из основных сил ядерного сдерживания. В эти годы боеготовность полков Ту-16 была доведена до высокого уровня. Именно благодаря Ту-16-ым сложился примерный паритет между ядерными потенциалами СССР и США. К счастью применять ядерное вооружение пришлось только на полигонах. Ту-16-ые были главными участниками советских ядерных испытаний. Проверка спецвооружения происходила на полигонах под Семипалатинском и на Новой земле. За 1957 год было испытано не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. Уже в следующем году было проведено 8 бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15, 18, 20 и 22 марта. Наибольшее количество сбросов произвели в 1962 году. Также, хочется отметить, что на полигоне №2 под Семипалатинском была испытана первая советская термоядерная бомба. Хотя бомба и была подорвана в не полном снаряжении, её тротиловый эквивалент составлял 1,6 мгт. Последние испытание атомной бомбы в СССР состоялся в конце 1962 года, с борта Ту-16, перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний.

Афганская война

Несмотря на свой долгий срок службы – почти 40 лет, единственной войной, в которой участвовали Ту-16 была Афганская война. В этой войне в основном принимали участие такие самолёты как: Ту-16А, Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, Ту-16Р – разведчик, Ту-16П – постановщик помех. В ходе боевых действий в Афганистане Ту-16 наносили бомбовые удары по районам прилегающим к городам Герат и Кандагар. Типовое вооружение самолётов состояло из 12 бомб ФАБ-500 калибром 500 мм. Также Ту-16 использовались во время масштабной Панджшерской операции 1984 года. В этой операции было задействовано 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, с вооружением ФАБ-250, и 2 эскадрильи 200-го Гв.ТБАП Бобруйска и 251-го Гв.ТБАП из Белой Церкви. В 1986 году Ту-16 вновь были привлечены к боевым действиям в Афганистане. Их целью стали базы, на которые опирались разросшиеся формирования крупных полевых командиров. Так как склады и оружейные мастерские располагались в труднодоступных ущельях авиация 40-ой Армии не давали ощутимых результатов. А Ту-16, благодаря своей боевой мощи, без проблем могли накрыть всю территорию Афганистана. В налётах принимали участие Ту-16 и МиГ-21 в качестве прикрытия. В последние месяцы войны, Ту-16-ые, активно использовались в качестве прикрытия выводимых наземных частей. В группу прикрытия входила эскадрилья Ту-16 из 251-го ТБАП Белой Церкви.

Зарубежные конфликты

Помимо Афганской войны Ту-16 применялись и в зарубежных конфликтах между странами. Перед «шестидневной войной», между Египтом и Израилем, в июне 1967 года ВВС Египта получили 20 бомбардировщиков Ту-16К. Но Египет так и не смог реализовать боевой потенциал бомбардировщиков. Командование Израиля, понимая на что способны Ту-16, при помощи истребительно-бомбардировочной авиации нанесла массированный удар по аэродромам Египта, в результате чего не один Ту так и не поднялся в воздух. В 1973 году египетские ВВС получили на вооружение новые машины Ту-16У-11-16 вместо уничтоженных в 1967 году. В боевых действий приняли участие 16 бомбардировщиков базировавшихся на аэродромах к югу от Синая, вне досягаемости израильской авиации. После разрыва военного договора между Египтом и СССР в 1976 году египетские Ту-16 оказались без запасных частей, для бомбардировщиков. Тогда Египет обратился за помощью к Китаю. В обмен на истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН Китай поставлял необходимое оборудование. В ходе ирано-иракской войны Ту-16К-11-16 иракских ВВС наносили неоднократные ракетно-бомбовые удары по объектам в глубине иранской территории (в частности, ими был совершен налет на аэропорт в Тегеране). В ходе боевых действий в районе Персидского залива в 1991 г. иракские Ту-16, почти вылетавшие ресурс, оставались на земле, где частично были уничтожены авиацией союзников.

Описание конструкции

Самолёт представляет собой моноплан. В конструкции Ту-16 используются алюминиевые сплавы, магниевые сплавы, стеклотекстолит. Обшивка в районе верхней турели сделана из нержавеющей стали.

Компоновка самолета Ту-16

1. Передняя пушка МР-23 калибра 23 мм, боезапас – 100 снарядов 2. Штурман 3. 2 летчика 4. Стрелок-оператор радиолокатора 5. Бак для горючего 6. Установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас – 250 снарядов на пушку 7. Стрелок 8. Антенна радиолокационного прицела “Аргон” 9. Передняя герметическая кабина 10. Антенна радиолокатора 11. Переднее шасси 12. Аэрофотоаппарат АФА-33/75 для перспективной съемки 13. Аэрофотоаппарат АФА-33/100 14. Баки для горючего 15. Бомбовый отсек 16. Подвесной бак для горючего(может быть подвешен при загрузке бомб 2000-5000 кг) 17. Баки для горючего 18. Стрелок-радист 19. Задняя герметическая кабина 20. Кормовая установка с 2 пушками МР-23 калибра 23 мм, боезапас – 300 снарядов на пушку

Крыло и оперение

Крыло являлось одним из успехов конструкторской мысли. Уникальность его была в там, что оно мало деформировалось в полёте. Само крыло было в виде стрелы и располагалось в середине самолёта. Также в районе двигателей были установлены силовые рамы, для предотвращения повреждения фюзеляжа. Крыло снабжено однощелевыми закрылками.

Шасси

Шасси состояло из передней ноги, которое было снабжено механизмом поворота колёс, а также двух главных ног и хвостовой-предохранительной. При взлёте основные стойки шасси убирались в специальные гондолы за вторым лонжероном крыла. Ещё хочется отметить, что в качестве противоколебательного элемента, было применено спаривание колёс на одну ось.

Силовая установка

Серийные машины оборудовались 2-мя ТРД РД-3М или РД-3М-500. Общая тяга составляла 2× 9650 кгс, если использовался чрезвычайный режим, то 2х 10650.

Вооружение и оборудование

Бомбардировщик Ту-16А мог нести до 9 тонн в отсеке оружия. В модификации Ту-16-К-10-26 присутствовали 2 ракеты КСР-5 и одна ракета К-10С. Боевая нагрузка в таком варианте составляла 12000 кг. Все машины оснащались пушечным вооружением, а также ракетным. Чаще всего была одна ракета «воздух-поверхность» и две ракеты на внешне подвеске. Сами боеголовки могли быть обычного или ядерного типа.

Модификации

Основными модификациями можно выделить следующие разработки:

  • Ту-16 – первая серийная модификция
  • Ту-16А – бомбардировщик с ядерным вооружением
  • Ту-16Б – модификация с более улучшенным двигателем ТРД М-16-15
  • Ту-16К – самолёт с ракетно-бомбовым вооружением
  • Ту-16КС – ракетоносец с КС-1
  • Ту-16КСР – ракетоносец с КСР и КСР-2
  • Ту-16К-10 – носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС “ЕН”. Серийно выпускался с 1959 года.
  • Ту-16КРМ – самолёт-носителей беспилотных мишеней
  • Ту-16Т – торпедоносец
  • Ту-16Р – разведчик
  • Ту-16РМ – разведчик-целеуказатель для ВМС
  • Ту-16П – самолёт РЭП
  • Ту-16Е – самолёт РЭП
  • Ту-16-3 – самолёт-заправщик, использовал крыльевой метод заправки
  • Ту-16Н – самолёт-заправщик, использовал метод шланг-конус
  • Ту-16С – морской поисково-спасательный самолёт
  • Ту-16Г – почтовый самолёт
  • Ту-16 Циклон – разведчик, предназначавшийся для наблюдения за погодой

Также, конструктора создавали новые модификация, опираясь на основные разработки, улучшая те или иные показатели самолёта.

Варианты

Туполев Ту-128УТ

Опытный образец Ту-28 (‘Скрипач-А’)
Опытно-конструкторский самолет, построенный один. Обозначение ОКБ — 128 . На Западе Fiddler-A использовался для всех самолетов с двумя подфюзеляжными килями — в их число входили прототип и несколько самолетов начального производства (возможно, два самолета).
Ту-128 (также известный как Ту-28; «Скрипач-Б»)
Основной вариант, впервые введен в эксплуатацию в 1964 году (или в 1966 году — источники расходятся). Военное обозначение было сначала Ту-28 , но существующие самолеты были переименованы в 1963 году. Весь комплекс вооружения (самолет, РЛС, ракеты) получил обозначение Ту-128С-4 . В западных источниках, но не в советских, часто упоминается более точное, но ошибочное обозначение этой версии — Ту-28П или Ту-128П .
Ту-128УТ (также известный как Ту-28УТ)
Учебно-тренировочная версия с дополнительной кабиной впереди обычной вместо РЛС. Десять построены и четыре переоборудованы из стандартных перехватчиков.
Ту-128М
Модернизация в 1979 году почти всех существующих самолетов для лучшего перехвата на малой высоте. Разработка началась в 1970 году. Двигатели и планер не претерпевали изменений. Полное обозначение всего комплекса вооружения — Ту-128С-4М . Он содержал новую РЛС РП-СМ « Смерч-М» и новый ракетный комплекс: Р-4РМ плюс Р-4ТМ.

Заброшенный

Ту-28А
Новостройка, заброшенная.
Ту-28-80
Обозначение разработки, заброшено.
Ту-28-100
Обозначение разработки, заброшено.
Ту-138
Новостройка, заброшенная.
Ту-148
Новая разработка, крылья изменяемой геометрии, заброшены.

Бывшие операторы

Текущие операторы Та-16 / H-6 в ярко – красном, бывшие операторы в темно – красном

 Армения

Армянский ВВС  : 30 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Азербайджан

Азербайджан ВВС  : 10 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Беларусь

Беларусь ВВС  : 18 самолетов унаследовали от падения Советского Союза, из эксплуатации к 1995 году.

 Китайская Народная Республика
  • Народно-освободительной армии ВВС  : Несколько Ту-16s были приобретены в 1959 году; тип был затем построен по лицензии как Xian H-6
  • Народно-освободительной армии флота ВВС
 Египет

Египетская ВВС  : Управляемая Ту-16KS, Ту-16Т, Ту-16KSR-2-11, и Ту-16R. Кроме того, действие H-6. Последний вышел в отставку в 2000 году.

 Грузия

Грузинская ВВС  : 20 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.

 Индонезия

Индонезийская ВВС (TNI-AU): 26 Тех-16KS-1 приобрела в 1961 году Используется при подготовке операции Трикора в 1962 году, будучи захватом Западной Новой Гвинеи из Нидерландов (ныне Папуа и Папуа Барат). Они также планируется использовать для нападения на носитель класса самолетов Colossus , HNLMS Доорман . Все они были основаны на базе ВВС Iswahjudi, Madiun, Восточная Ява, и были основаны в 1969 году выведен из эксплуатации в 1970 году.

 Ирак

ВВС Ирака  : 8 х Ту-16 и 6 х Ту-16KSR-2-11. Кроме того, работает 4 B-6D (Н-6D) . Все , кроме одного B-6D уничтоженного в операции Буря в пустыне в 1991 году Оставшийся B-6D был разрушен в 2003 году.

 Россия
  • ВВС России  : Многие самолеты в наследство от Советского Союза. Из службы к 1993 году.
  • Морская авиация России
 Советский Союз
  • Советские ВВС (переданы государств – преемников)
  • Советский военно – морская авиация (передано государства – правопреемников)
 Украина

Украинских ВВС  : 121 самолетов в наследство от СССР. Все отставка от службы.

Экипаж Ту-128

Для такого класса самолетов наиболее подходил экипаж, включающий двух человек. Обязанности состава экипажа:

  • Летчик отвечал за пилотирование самолета, осуществление наводки на цель, исходя из команд бортовой РЛС РП-С, и выполнение пуска ракет.

  • Штурман-оператор отвечал за самолетовождение на протяжении всего полета, искал воздушные цели при помощи бортовой РЛС, выполнял их распознавание, захват и был на радиосвязи с базовым аэродромом.

До появления самолета Ту-128 истребители редко брали на борт в составе экипажа штурмана-оператора. Но данная модель показала эффективность командной работы высокого уровня

Часть навигационной работы ложилась на плечи специалиста, в то время как летчик мог сосредоточить внимание на основных заданиях: на перехвате и поражении цели. Особенно эффективной стала работа после оттачивания технологии поражения воздушных средств в переднюю полусферу

Таким образом, можно было делать прицельные попадания, располагаясь на высотах 3,5-4 км ниже цели, что было безопаснее, нежели стрельба на одном уровне.

Ту-128 характеристики:

Модификация   Ту-128
Размах крыла, м   17.53
Длина самолета, м   30.06
Высота самолета, м   7.15
Площадь крыла, м2   96.94
Масса, кг  
  пустого   24500
  нормальная взлетная   40000
  максимальная взлетная   43700
Внутреннее топливо, кг   1300
Двигатели   2 ТРД Сатурн (Люлька) АЛ-7Ф2
Тяга, кгс   2 х 10100
Максимальная скорость, км/ч  
   с УР   1655
  без УР   1910
Практическая дальность полета, км   2565
Практический потолок, м   15600
Экипаж, чел   2
Вооружение:   2 УР воздух-воздух Р-4РМ и 2 Р-4ТМ

Туполев Ту-128. Галерея.

На вооружении[ | ]

Самолёты типа Ту-128 стояли на вооружении шести полков ПВО. Для переучивания использовались пассажирские (учебные) самолёты Ту-124Ш, которые были введены в штат полков. В дальнейшем было поставлено промышленностью 14 самолётов Ту-128УТ.

В связи с большим взлётным весом самолёта в полках перехватчиков были приняты штаты бомбардировочной (тяжёлой) авиации и соответствующие должности — самолёт именовался кораблём

, соответственно должность командира экипажа именоваласькомандиром корабля , с соответствующей оплатой.

Полки в СССР, на вооружении которых стояли Ту-128:

  • 356-й авиационный полк ПВО в/ч 54835, г. Семипалатинск, аэр. Жана-Семей. Эксплуатировал Ту-128 с 1968 по 1986 год, переучился на МиГ-31
  • 350-й авиационный полк ПВО в/ч 65319, аэр. Белая, аэр. Братск
  • 64-й авиационный полк ПВО в/ч 01297, аэр. Омск-Северный
  • 72-й гвардейский авиационный полк ПВО в/ч 42135, аэр. Амдерма
  • 518-й Берлинский авиационный полк ПВО в/ч 42192, Архангельск, аэр. Талаги
  • 445-й истребительный авиационный полк «имени Ленинского Комсомола» в/ч 06984, аэр. Савватия (г. Котлас)

Две трети всех выпущенных самолётов оставались на службе в 1980-е годы. Эксплуатация Ту-128 со временем была прекращена с поступлением более новых самолётов, таких как МиГ-31, хотя несколько единиц были оставлены в строю вплоть до 1992 года.

Литература

  1. Гордон Е.И., Ригмант В.Г. «Скрипач», защищавший небо… // Авиация и Время. — 1997. — №2. — С. 4-20.
  2. Гордон Е.И., Ригмант В.Г. «Скрипач» сыграл свою партию // Крылья Родины. — 1992. — №5. — С. 33-34.
  3. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 159-162.
  4. Ригмант В.Г. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева // Авиация и космонавтика. — 2001. — №9. — С. 20-26.
  5. Ригмант В.Г. Дальний перехватчик Ту-128 // Авиаколлеция. — 2007. — №1.
  6. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 1999. — №10. — С. 40-42.

ИстребителиБомбардировщикиШтурмовикиРазведчикиТранспортная авиацияВертолётыМорская авиацияПассажирская авиацияСпортивная авиацияСпециальная авиацияАвиавооружениеОКБАвиазаводыАвианесущая техникаАэродромная техника

Конструкция Ту-95

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.

Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.

Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.

Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.

Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.

На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.

Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.

Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.

В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.

Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.

Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).

Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.

Ту-95 фото

Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.

Ту-95 кабина

Тактико-технические характеристики Ту-95:

  • Размах крыла, м    51

  • Длина самолета, м    49

  • Высота, м  13

  • Площадь крыла, м2    310

  • Стреловидность крыла    35°

  • Скорость полета максимальная, км/ч 1000

  • Скорость рейсовая, км/ч    900

  • Стартовая масса, кг    160 000

  • Практический потолок, м     17 000

  • Дальность полета, км    15 000

Ту-95 схема

Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»

На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.

Экипаж Ту-128

Для такого класса самолетов наиболее подходил экипаж, включающий двух человек. Обязанности состава экипажа:

  • Летчик отвечал за пилотирование самолета, осуществление наводки на цель, исходя из команд бортовой РЛС РП-С, и выполнение пуска ракет.
  • Штурман-оператор отвечал за самолетовождение на протяжении всего полета, искал воздушные цели при помощи бортовой РЛС, выполнял их распознавание, захват и был на радиосвязи с базовым аэродромом.

До появления самолета Ту-128 истребители редко брали на борт в составе экипажа штурмана-оператора. Но данная модель показала эффективность командной работы высокого уровня

Часть навигационной работы ложилась на плечи специалиста, в то время как летчик мог сосредоточить внимание на основных заданиях: на перехвате и поражении цели. Особенно эффективной стала работа после оттачивания технологии поражения воздушных средств в переднюю полусферу

Таким образом, можно было делать прицельные попадания, располагаясь на высотах 3,5-4 км ниже цели, что было безопаснее, нежели стрельба на одном уровне.

Ту-128 характеристики:

Модификация Ту-128
Размах крыла, м 17.53
Длина самолета, м 30.06
Высота самолета, м 7.15
Площадь крыла, м2 96.94
Масса, кг
пустого 24500
нормальная взлетная 40000
максимальная взлетная 43700
Внутреннее топливо, кг 1300
Двигатели 2 ТРД Сатурн (Люлька) АЛ-7Ф2
Тяга, кгс 2 х 10100
Максимальная скорость, км/ч
с УР 1655
без УР 1910
Практическая дальность полета, км 2565
Практический потолок, м 15600
Экипаж, чел 2
Вооружение: 2 УР воздух-воздух Р-4РМ и 2 Р-4ТМ

Туполев Ту-128. Галерея.

Туполев Ту-128. Видео.

Самолеты

Подписывайтесь на актуальные новости

Добавить комментарий

Влад 03 Мар 2020 в 16:46

Познавательный материал. Отслужив срочную в морской авиации ни разу не слышал об этом самолете.

ответить

Итоги

За основу самолета был взят бомбардировщик Ту-98, который мог развивать сверхзвуковую скорость, но не прошедший испытания. Он был доработан и на нем установили соответствующее оборудование. Из-за этого самолет получил характеристики от бомбардировщика, но которые очень сильно мешают истребителю: плохой обзор, большая масса и плохая маневренность.

Для переобучения пилотов требовалось много времени. Самолет получился очень надежным, особенно при эксплуатации в районах севера страны, где ВВС НАТО действовали особенно активно и в таких истребителях существовала острая необходимость. В ВВС Советского Союза Ту-128 имел очень большой успех несмотря на свои существенные недостатки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector