Технические характеристики ан-12: читаем все нюансы

Вооружение Ан-12

Имеет бомбардировочное и артиллерийское вооружение.

К артиллерийскому относится система пушечного вооружения, которая состоит из кормовой башни с двумя пушками (23 мм), прицельно-вычислительного блока и электросистем дистанционного управления. Боекомплект рассчитан на 700 снарядов, скорострельность – 1250 выстрелов в минуту.

Бомбардировочное вооружение

  • Две фотографические бомбы и две ночные ориентирно-сигнальные авиабомбы или два дневные ориентирно-сигнальные авиабомбы для сбрасывания с балочных держателей
  • Шесть цветных ориентирно-сигнальных авиабомб, или шесть ночных ориентирно-морских авиабомб, или шесть дневных ориентирно-морских авиабомб, или шесть радиозондов, предназначенных для сбрасывания из ящика держателя
  • Семьдесят авиабомб калибра 100 кг (ЗАБ, ОФАБ), или 29-32 авиабомб по 250 кг (ЗАБ, ОФАБ, РБК, ПТАБ), или 18 авиабомб по 500 кг (ФЗАБ, ЗАБ, ФАБ), или 18 авиамин для сбрасывания с транспортера

В кабине штурмана для прицельного бомбометания и сброса грузов установлен прицел НКПБ-7. В передней части обтекателя шасси находится два наружных балочных бомбодержателя и два внутри задней части. Ящик держателя для вертикальной подвески шести бомб располагается в хвостовой части фюзеляжа.

Ан-12 видео

В случае необходимости на заднюю створку грузового люка монтируется один ночной фотоаппарат НА-МК/25 или один дневной АФА-42.

Ан-12 характеристики:

Модификация Ан-12
Размах крыла, м 38.00
Длина самолета,м 33.10
Высота самолета,м 10.53
Площадь крыла,м2 121.7
Масса, кг
пустого самолета 28000
нормальная взлетная 55100
максимальная взлетная 61000
Внутреннее топливо, л 18100
Тип двигателя 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20К
Мощность, л.с. 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч 777
Крейсерская скорость, км/ч 670
Практическая дальность, км 5700
Дальность действия, км 3200
Практический потолок, м 10200
Экипаж, чел 5 + 1
Полезная нагрузка: 90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза
Вооружение: две 23-мм пушки НР-23

Антонов Ан-12. Галерея.

Смотреть другие самолеты.

Коротко о некоторых модификациях

В общей сложности было разработано 30 модификаций самолета. В том числе Ан-12А. Отличительные особенности этого варианта – увеличенная (до 20 тонн) грузоподъемность. Самолет имел дополнительные топливные баки, что существенно увеличило дальность его полета.

Модификация Ан-12Б имела дополнительные кессон-баки и турбогенератор, обеспечивающий автономный запуск двигателей.

Ан-12ТП-2 предназначался для работы в полярных условиях. На нем устанавливались средства, обеспечивающие астронавигацию и дальнюю связь. В нижней части фюзеляжа имелись дополнительные баки.

Модификация Ан-12БК-ИС оборудовалась аппаратурой, обеспечивающей самого самолета от ПВО возможного противника.

На приведенной схеме самолета Ан-12 видно расположение полезного груза в отсеке фюзеляжа (боевая машина и пушка). Ближе к носу за перегородкой небольшой отсек, где находится группа бойцов, которых должны обслуживать доставляемую технику. Следующий через перегородку ближе к носу отсек – кабина пилотов.

Схема самолета Ан-12

Самолет Ан-12: история создания и обзор летно-технических характеристик

Ан-12 относят к выдающимся самолетам. Созданный удивительно своевременно, построенный в достаточном количестве и на хорошем техническом уровне, неприхотливый в эксплуатации, простой в освоении и имеющий высокую грузоподъемность, самолет Ан-12 принес мировую известность и признание не только коллективу ОКБ и O.K. Антонову, но и всей советской авиапромышленности. Начиная с 1965-х годов практически ни одно большое событие в истории страны, а в некоторых случаях и всего человечества не обошлось без участия легендарного Ан-12. Его активно применяли для оказания помощи во время стихийных бедствий, катастрофы, освоения необжитых районов, прямого участия в государственных переворотах и вооруженных конфликтах, что на долгие годы сделало Ан-12 главным транспортным самолетом планеты.

Некоторые модификации АН-12:

Ан-12А — модификация самолета с увеличенной до 20 тонн грузоподъемностью. Также машина оснащалась дополнительными топливными баками, общей емкостью 16 600 л. Самолет производился на Иркутском заводе, выпущено 155 машин.

Ан-12Б — модификация самолета с установкой дополнительных кессон-баков в консолях крыла и монтажом турбогенератора ТГ-16, предназначенного для автономного запуска двигателей. Серийно выпускался на Воронежском заводе.

Ан-12ТП-2 — машина полярной авиации с установкой средств астронавигации и дальней связи, подпольных топливных баков. В декабре 1961 года самолеты Ан-12ТП-2 и Ил-18 выполнили перелет Москва — Антарктида на полярную станцию Мирный и обратно, протяженностью более 52 тысяч километров.

Ан-12ПП — самолет постановщик помех, специально оборудован средствами радиоэлектронного противодействия, которые подразделяются на две основных группы: средства групповой защиты для прикрытия авиационных подразделений и средства индивидуальной защиты для самого Ан-12ПП.

Ан-12БК-ИС — самолет РЭБ, модификация версии Ан-12БК, получившая аппаратуру индивидуальной защиты (самого самолета-помехоносителя) от радиотехнических средств ПВО вероятного противника. Также на самолете было установлено 4 станции ответных помех «Сирень» в контейнерах, расположенных на внешней подвеске, станция активных шумовых помех, устройства создания инфракрасных и пассивных помех. В 1970 году было изготовлено 45 самолетов, в 1974 году переоборудовано еще 105.

Ан-12М ЛЛ — летающая лаборатория, предназначена для проведения испытаний систем катапультирования. Самолет был оснащен поворотной кормовой экспериментальной кабиной, которая обеспечивала катапультирование под любым углом к горизонту.

Ан-12БКЦ «Циклон» — летающая лаборатория для проведения исследований метеорологических процессов, развития циклонов и воздушных потоков.

Летно-технические характеристики Ан-12:
Габаритные размеры:
длина — 33,109 м,
высота — 10,525 м,
размах крыла — 38,015 м,
площадь крыла — 121,7 кв. м.
Размеры грузовой кабины (ДхШхВ) — 13,5х3,5х2,6 м.
Силовая установка — 4 турбовинтовых двигателя АИ-20М мощностью 4х4250 л.с.
Максимальная скорость полета — 660 км/ч.
Крейсерская скорость — 570 км/ч.
Масса пустого самолета — 28 тонн.
Масса максимальная взлетная — 61 тонна.
Максимальная коммерческая нагрузка — 21 тонна.
Пассажировместимость — 90 солдат или 60 парашютистов.
Практическая дальность полета — 5700 км.
Практический потолок — до 8600 м.
Экипаж — 5-6 человек.
Вооружение: 2х23-мм пушки НР-23 (350 снарядов на ствол).

//

Общее описание конструкции Ан-12

Конструкция представляет собой классическую схему цельнометаллического высокоплана, с однокилевым хвостовым оперением, прямым крылом и четырьмя турбовинтовыми двигателями. Он изготовлен из алюминиево-магниевых сплавов с применением стали в конструктивных элементах, испытывающих наибольшие нагрузки.

Фюзеляж

Полумонокок включающий две гермокабины, носовую и хвостовую. Кабины частично бронированы. Основная кабина отделена от негерметичной части гермошпонгоутом с дверью. В средней части находится негерметичная грузовая кабина, пол которой является главным силовым элементом конструкции. На полу имеются гнезда для фиксации носилок и швартовочные узлы. В кормовой части имеется трехстворчатый грузовой люк. Для загрузки и выгрузки грузов установлена кран-балка грузоподъемностью 3000 кг, транспортер ТГ-12М, лебедка ГЛ-1500. Для эвакуации экипажа самолет оборудован двумя аварийными люками, одним верхним и одним нижним.

Шасси

Трехопорное, две основные и одна передняя опора. База шасси 9,58 метра. Колея 4,92 метра. Передняя опора управляемая, состоит из сблокированных колес, убирается назад по ходу движения. Основные опоры состоят: из четырехосной тележки, подкосной фермы, стабилизирующего амортизатора, оборудованы дисковыми тормозами. Складываются к оси симметрии фюзеляжа. Конструкция шасси позволяет осуществлять взлет и посадку с грунтовых, заснеженных и ледяных аэродромов.

Крыло

Конструкция двухлонжеронная, кессонного типа. Поделено на пять частей: две средние, центральная и две консольные части. По размаху задней кромки расположен двухсекционный элерон с внутренней балансировкой веса. В крыльях расположены мягкие топливные и кессонные баки общей емкостью 14 270 литров.

Силовая установка

Представляет собой четыре турбовинтовых двигателя АИ-20, разработанных ОКБ-478 А. Г. Ивченко, с четырехлопастными, автоматическими винтами АВ-68И, левого вращения. Винты диаметром 4,5 метра, оснащенные гидроприводами для изменения угла установки лопастей. На максимальном режиме двигатели развивают мощность 4000 л. с.

Вооружение

В хвосте фюзеляжа установлена система пушечного оборонительного вооружения для защиты задней полусферы от самолетов противника. С двумя пушками НР-23 калибра 23 мм. Боекомплект 700 патронов по 350 снарядов на ствол. Предусмотрена установка ленточного транспортера для бомбометания через грузовой люк. Возможна установка на створке грузового отсека аэрофотооборудования.

Также на самолете установлено противопожарное и противообледенительное оборудование.

Особенности конструкции

Основной особенностью является фюзеляж с перекрестными креплениями (схема «полумонокок») с двумя бронированными (броня марки АПБЛ-1) кабинами (кабина для экипажа в носовой части, для бортстрелка — на корме).

Вспомогательное десантное оборудование в центральном отсеке включало транспортёр с лебёдкой и кран грузоподъёмностью до трех тонн.

К другим особенностям крылатой машины можно отнести:

  1. наличие УКВ радиостанции для экипажа, коротковолнового передатчика — для связи с землей;
  2. полностью убирающиеся в фюзеляж трехопорные (передняя плюс две основные опоры) шасси;
  3. двухлонжеронное цельнометаллическое крыло;
  4. относительно небольшой расход топлива (приблизительно 2135 — 1983 кг/ ч);
  5. четыре двигателя марки АИ-20 мощностью 4250 тысячи л.с. (3128 кВт);
  6. максимальная скорость 777 км/час;
  7. более простое, чем у западных аналогов, РЛЭ (руководство эксплуатации).

Применение Ан-12

Самолет активно использовался в чрезвычайных ситуациях, в военных целях, для переброски личного состава и военной техники, также для грузовых и пассажирских перевозок, спасания и поиска космических объектов, экипажей пилотируемых воздушных судов и космических кораблей, терпящих бедствие. Он стал толчком для развития влияния ВВС.

Самое большое значение Ан-12 имел в становлении ВДВ СССР. Ан-12 был первым массовым самолетом в ВТА (военно-транспортной авиации), который позволял выполнять массовое десантирование как боевой техники ВДВ, так и парашютистов.

Ан-12 способен брать на борт 2 боевые машины, сделанные на базе БТР-Д, 2С9 «Нона», или 2 боевые машины десанта, а именно БМД-1 или 60 парашютистов. В грузовой кабине парашютисты размещаются в 4 ряда. Десантирование выполняется в 2 потока: первый – бойцы в средних рядах, второй – бойцы, располагающиеся вдоль бортов.

Самолет Ан-12 использовали в качестве летающих лабораторий для таких работ:

отработка систем приземления аппаратов космических кораблей;

испытание мотора АИ-24 с винтами АВ-72 самолета Ан-24;

отработка систем самолетовождения и сборка грузов «Купол» для Ил-76 и Ан-22 (в 1961 году);

испытание тепловизора для формирования карт пожаров и тепловых карт местности;

испытания новейших катапультируемых кресел;

исследования средств обнаружения лазерного облучения, ракет и оперативной радиотехнической разведки;

испытание новых средств обнаружения подводных лодок;

создание искусственного обследования.

Ан-12 зарекомендовал себя в качестве надежного аппарата, который может работать даже в очень сложных климатических условиях

Не менее важно и то, что он неприхотлив в обслуживании

Военно-транспортный самолет Ан-12

В первый полет лайнер Ан-24 отправился в декабре 1957 года. Срок, который потребовался на проектирование самолета, можно назвать рекордным. Он составил только 11 месяцев. Заводские и государственные испытания машины прошли успешно, и уже в 1959 году началась ее эксплуатация.

Базовой версией лайнера стал Ан-10. Он был разработан как среднемагистральный пассажирский самолет. Всего было изготовлено 108 таких авиалайнеров. В 1973 году их сняли с эксплуатации.

Предполагается, что инициатива создания Ан-12 принадлежит Н.С.Хрущеву. Во время посещения конструкторского бюро Антонова он, осматривая машину Ан-8, поинтересовался по поводу ее зарубежных аналогов. Услышав, что в других странах подобные самолеты имеют по 4 двигателя, Хрущев высказал пожелание, чтобы и в СССР были такие машины.

Лайнер был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями. Он имел однокилевое оперение и хвостовой грузовой люк. Приподнятая хвостовая часть и большой люк обеспечили возможность осуществлять высадку воздушного десанта, также загружать и выгружать крупногабаритные грузы.

Еще одна важная особенность Ан-12. Разработанные для него шасси позволяют машине садиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Порой взлетно-посадочными полосами для него становятся заснеженные поля, большие льдины. Этому способствует и то, что двигатели самолета расположены на большой высоте от земли.

Особые возможности лайнера позволили использовать его и в вооруженных силах, и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Самолет способен перебрасывать в нужные места личный состав, технику. Его можно использовать для спасения и поиска космических объектов. Много раз Ан-12 участвовал в различных спасательных операциях.

Этот лайнер может одновременно перевозить две боевые машины (на базе БТР-Д или две боевые десантные машины. К месту высадки десанта самолет доставляет 60 бойцов.

А еще Ан-12 может выполнять роль летающей лаборатории. При этом выполняются действия, необходимые для испытаний новых двигателей, новейших катапультируемых кресел, обработка систем, обеспечивающих приземление космических кораблей. Список возможностей самолета-лаборатории довольно большой.

Главное достоинство самолета – его надежность. Он безотказно работает в любых климатических условиях. При этом его техническое обслуживание не отличается сложностью.

Дизайн и развитие

Созданный на базе Ан-8 , Ан-12 был военной версией пассажирского Ан-10. Первый прототип Ан-12 поднялся в воздух в декабре 1957 года и поступил на вооружение СССР в 1959 году. Изначально самолет производился на Государственном авиационном заводе в Иркутске. С 1962 года производство было перенесено в Ташкент, где было построено 830 машин. Позже производство переместилось в Воронеж и Казань.

В боевых условиях Ан-12 может вместить до 100 полностью экипированных десантников или 20 000 кг (44 090 фунтов) груза, который загружается через заднюю погрузочную рампу / дверь.

По конфигурации, размеру и возможностям самолет похож на построенный в США Lockheed C-130 Hercules . Советские военные и бывшие советские Ан-12 имеют оборонительную хвостовую орудийную башню.

Китайское производство

В 1960-х годах Китай закупил у Советского Союза несколько самолетов Ан-12 вместе с лицензией на сборку самолетов на месте. Из-за китайско-советского раскола Советский Союз отказался от технической помощи. Сиань Aircraft Company и Сиань конструкторский институт самолета обратной инженерии Ан-12 для местного производства, а первый полет китайского собранными Ан-12 было отложено до 1974 года , после того, как СССР прекратил производство в 1973 году.

В 1981 году наконец-то поступила в производство китайская версия Ан-12, получившая обозначение Y-8 . С тех пор Y-8 стал одним из самых популярных в Китае военных и гражданских транспортных / грузовых самолетов с множеством произведенных и экспортированных вариантов. Для Y-8 была выбрана конструкция кабины штурмана бомбардировщика Ту-16 / Н-6 вместо первоначальной конструкции укороченной кабины штурмана Ан-12, поскольку бомбардировщик Н-6 некоторое время находился в серийном производстве. Хотя Ан-12 больше не используется ни в России, ни на Украине, Y-8 модернизируется и производится в Китае. Последний Y8-F600 является совместным предприятием Shaanxi Aircraft Company , Антоновского авиационного научно-технического комплекса (ASTC) и Pratt & Whitney Canada . Y8-F600 имеет модернизированный фюзеляж, западную авионику, турбовинтовые двигатели PW150B с винтовой системой R-408 и стеклянную кабину для двух членов экипажа .

История создания Ан-12

Самолет Ан-12 стал первым массовым транспортным самолетом СССР с турбовинтовыми двигателями (ТВД).

Первенцем самолетов с ТВД был Ан-8, не получивший распространения из-за не самых удачных технических решений, но благодаря ему за ОКБ Антонова закрепился «транспортный профиль». В процессе работы над Ан-8 Антонов задумался о создании транспортной машины большей вместимости и универсальности.

Хрущев

Есть мнение, что в создании данного самолета не последнюю роль сыграл и Никита Хрущев. Предложение Антонова создать пассажирский самолет, который при надобности трансформируется в военно-транспортный, вызвало поддержку со стороны генерального секретаря. С подачи Хрущева самолет получил четыре двигателя, как и его зарубежные конкуренты.

Пассажирский Ан-10 и транспортный Ан-12

30 ноября 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР о проектировании сразу двух машин, транспортной версии «Т» (Ан-12) и пассажирской «У» (Ан-10). Работы были поручены ГСОКБ-473 О.К.Антонова, к тому времени уже находившегося в Киеве.

Месторасположение конструкторского бюро сыграло свою роль при выборе двигателей для данной модели — на них поставили украинские ТВД АИ-20, которые эксплуатируются до сих пор. Разработкой транспортной версии (Ан-12) занимался В. Гальперин, который и стал ведущим конструктором. По замыслу Антонова в Ан-12 необходимо было использовать максимальное количество узлов и агрегатов от пассажирского Ан-10.

Приоритетными были разработки гражданской версии с соблюдением требований военных. Использование на пассажирском самолете транспортного шасси значительно расширяло зону его эксплуатации, так как давало возможность использования грунтовых взлетных полос.

Разница требований заказчиков выявилась уже на стадии проектирования. При создании гражданской версии Ан-10 «Украина» выявилось много сложностей, к тому же в серийном производстве он не смог конкурировать с Ил-18 «Москва». Идея трансформации Ан-10 в Ан-12 так же не оправдала себя. При этом модификация для военно-транспортной авиации оказалась настолько удачной, что стала основной машиной своего класса на долгие годы, принеся всемирную известность ОКБ Антонова.

Проект и запуск

Ан-12 был спроектирован за рекордные 11 месяцев.

  1. В июле 1956 был сделан первый макет будущего самолета.
  2. 16 декабря 1957 года был совершен первый полет в Иркутске.
  3. В ноябре 1958 года была закончены заводские испытания.
  4. В мае 1959 были закончены государственные испытания.
  5. Через месяц, в июне 1959, машина была принята на вооружение и первые самолеты стали поступать в авиационные части

Пассажирский Ан-10 в базовой версии взлетел 7 марта 1957 года. Но в этом исполнении было выпущено всего 108 машин, и они были сняты с эксплуатации в 1973 году.

Универсальный Ан-12

Универсальность и неприхотливость новой машины открывала ей широкие горизонты использования как в военных целях так и в транспортной гражданской авиации. Эта модель самолета сыграла огромную роль в становлении ВДВ. Именно с самолетов Ан-12 в 1970 году всего за двадцать минут был высажен восьмитысячный десант. На этих машинах «Аэрофлот» запустил свою международную линию грузовых авиаперевозок. С началом использования Ан-12 внутренние грузовые авиаперевозки стали эффективными и дешевыми.

Благодаря своей универсальности и заложенной конструкторами возможности перепрофилирования машины, начиная с 60-х годов каждое значимое историческое событие в Советском Союзе проходило с участием этих машин. Начиная от освоения необжитых земель, заканчивая военными действиями, природными и техногенными катастрофами.

В декабре 1961 года Ан-12 совершил полет по маршруту Москва–Антарктида–Москва, посетив северный полюс.

Неоднократно использовался для доставки гуманитарной помощи в различные точки земного шара. На данном самолете установлено 39 мировых рекордов.

Всего за время производства было выпущено 1243 самолета различных модификаций. 183 машины в разные годы были поставлены за границу.

В 1962 году за создание данного самолета Антонов и четверо его помощников были награждены Ленинской премией. Некоторые из легендарных машин и сейчас используются в военной и транспортной авиации.

Лётно-технические характеристики

Высокоплан Ан-12 оказался первым цельнометаллическим монопланом с прямым крылом и с четырьмя турбовинтовыми моторами. Грузоподъемность сначала составляла 16-17, а у более поздних модификаций — более 20 т. Габариты грузового отсека были рассчитаны не только под технику тех лет: инженеры учли тенденции развития бронемашин будущего, вложив в своё создание большой задел «прочности».

Размеры:

  • 38 м — размах крыла;
  • 33,1 м — длина;
  • 10, 5 м — высота.

Грузовой салон рассчитан на две БМД-1, или девяносто солдат, или шестьдесят десантников в полном вооружении. При этом конструкторы учли вероятность появления оружейных новинок, почему позднее стало возможным разместить на борту БРДМ-2, БРМД-3, БТР-Д, даже самоходные артиллерийские установки типа «Нона-С».

Габариты грузового салона:

  • 2,6 м — высота;
  • 3,5 м — ширина;
  • 13,5 м — глубина.

Вес снаряжённого (заправленного, с установленными кранами, лебедками транпортёром, парашютными системами) самого высокоплана – менее 50 т. Максимальная масса, которую поднимало новое ВТС – 60 т.

Этот небесный транспорт мог использовать грунтовые или заснеженные аэродромы с кроткой взлётной полосой (благодаря уникальной системе шасси).

Приложение.

Ан-12. Из истории Иркутского авиазавода

Иркутский авиазавод стал пионером строительства специализированных военно-транспортных самолетов. В 1959 году был построен первый опытный экземпляр Ан-12 – самолета, ставшего важнейшей вехой на пути развития отечественной авиации.

16 декабря 1957 года в присутствии всех сотрудников Иркутского завода в 14 ч 37 мин экипаж в составе Героя Советского Союза Я.И. Берникова (командир, летчик-испытатель ЛИИ), Г.И. Лысенко (второй пилот, переведен в ОКБ из НИИ ГВФ), П.И. Уварова (штурман), И.М. Морозова (бортиженер), М.Г. Юрова (бортрадист), В.Г. Жилкина (бортстрелок) впервые поднял самолет “Т” (бортовой номер 7900101) в небо. Отрыв произошел немного раньше расчетной точки. После уборки закрылков и уменьшения мощности двигателей до номинальной начался набор высоты. Шасси не убирали. Внезапно экипаж ощутил вибрации носовой части фюзеляжа, и Берников принял решение прекратить полет. Пробыв в воздухе 9 минут, достигнув высоты 880 м и скорости 340 км/ч, Ан-12 приземлился.

Впоследствии выяснилось, что тряска вызывалась незакрытой створкой передней ноги шасси и не была опасной

Берников, назначенный командиром всего за пару дней до полета, не успел глубоко изучить машину и проявил разумную осторожность. Со второго полета ведущим летчиком заводских испытаний назначили Лысенко. После передачи первого Ан-12 на испытания на заводе была проведена широкая реконструкция и возведены новые крупные здания агрегатно-сборочных и других цехов

Расширение производственных площадей позволило приступить к серийному производству крупногабаритной авиационной техники. 

После передачи первого Ан-12 на испытания на заводе была проведена широкая реконструкция и возведены новые крупные здания агрегатно-сборочных и других цехов. Расширение производственных площадей позволило приступить к серийному производству крупногабаритной авиационной техники. 

Выпустив 155 самолетов Ан-12, Иркутский авиазавод передал их производство в Ташкент и Воронеж, а сам приступил к строительству большой серии самолетов семейства Як-28. 

Ан-12 был основным самолетом военно-транспортной авиации и ВДВ СССР, а также стран Варшавского договора. Его высокие летные качества позволяли осуществлять перевозку личного состава, грузов, боевую и инженерную технику и осуществлять их парашютное десантирование. 

Интересные факты

  • Ходят легенды, что разработка самолета Ан-12 была инициирована Никитой Сергеевичем Хрущевым во время визита в АКБ. Он спросил во время осмотра Ан-8, какие есть аналоги за рубежом. После того как узнал, что там есть аналогичные самолёты с четырьмя двигателями, предположил, что в СССР тоже должны делать самолеты с четырьмя двигателями. После чего Олег Константинович Антонов и задумал будущий Ан-12.
  • “Черный тюльпан” — неофициальное название самолета Ан-12, увозившего тела погибших советских военнослужащих (Груз 200) с территории Афганистана в ходе Афганской войны 1979—1989 годов. Именно ему посвящена песня Александра Розенбаума “Монолог пилота „Черного тюльпана“.

История создания АН-12

Летом 1955 года состоялся первый визит Н.С. Хрущева в ОКБ Антонова. В те годы Первый секретарь ЦК КПСС совершал много поездок по стране с целью «знакомства с трудовыми коллективами», однако визит к Антонову, которого Хрущев уже давно знал и которому симпатизировал, был для него не самым обычным. Еще в 1947 году при запуске в серийное производство знаменитого теперь самолета Ан-2 на Киевском авиазаводе Никита Сергеевич лично уговаривал Олега Константиновича Антонова перебраться из Новосибирска в Киев, обещая ему всестороннюю поддержку в организации работы ОКБ на новом месте. Антонов не без колебаний принял тогда данное решение, теперь Хрущев хотел посмотреть, как у него идут дела на новом месте.

На тот момент дела конструкторского бюро были на подъеме. Работы по проектированию Ан-8 шли удовлетворительно, молодой конструкторский коллектив рос и набирался необходимого опыта, а сам Антонов был полон новых творческих замыслов. Прибывшего с визитом Хрущева подробно ознакомили с ходом работ по созданию Ан-8. Особый интерес у генсека вызвал пассажирский вариант данного самолета, полноразмерный макет которого уже был изготовлен из дерева. Крылья, двухдвигательная силовая установка, оперение, шасси самолета, получившего на заводе индекс «Н», представляли собой соответствующие агрегаты транспортного самолета, новым был лишь фюзеляж круглого поперечного сечения. Он был выполнен герметичным и был предназначен для перевозки пассажиров.

Никита Сергеевич поинтересовался наличием иностранных аналогов данной разработки, и ему рассказали, что все машины подобного класса имеют по четыре двигателя. Очевидно, это объяснялось стремлением обеспечить большую безопасность осуществления пассажирских перевозок. После этого Хрущев высказался в том ключе, что новый самолет Антонова также должен будет иметь четыре двигателя. Вероятно, именно тогда Олег Константинович и изложил ему идею, благодаря которой свет увидел очень удачный военно-транспортный самолет Ан-12.

По словам Антонова, четырехдвигательный пассажирский самолет необходимо было создавать так, чтобы на его базе можно было сравнительно легко построить и транспортный вариант. Предполагалось создать один проект самолета, но в двух вариантах исполнения, которые отличались бы только оборудованием и хвостовой частью фюзеляжа.

Данный подход позволял существенно ускорить и удешевить проектирование, подготовку к выпуску и серийное производство самолетов, ускорить эксплуатацию машин и облегчить их освоение техническим составом. Помимо этого, пассажирские авиалайнеры с шасси военно-транспортного самолета можно было бы эксплуатировать с очень широкой сети аэродромов, в том числе грунтовых и необорудованных. Это привнесло бы на периферийные воздушные линии комфорт, который уже имелся на центральных магистралях. Более того, в случае реальной военной угрозы все пассажирские самолеты можно было бы легко переоборудовать в военно-транспортные за счет замены «гражданской» хвостовой части фюзеляжа на «военную».

Проектирование новой машины прошло в рекордные сроки и заняло всего 11 месяцев. Через полтора года был построен первый опытный образец самолета. Свой первый полет новая машина совершила 16 декабря 1957 года с экипажем во главе с летчиком-испытателем Я. И. Верниковым. После прохождения серии заводских и государственных испытаний новый самолет Ан-12 был рекомендован для серийного производства. Начало эксплуатации самолета — 1959 год. Базовая версия — среднемагистральный пассажирский самолета Ан-10 взлетела еще раньше 7 марта 1957 года. Но в пассажирском варианте было произведено всего 108 машин, которые уже в 1973 году были сняты с эксплуатации.

Военно-транспортный самолет Ан-12 был построен по той же схеме, что и Ан-8, спроектирован по тому же постановлению правительства, что и пассажирский вариант Ан-10. Благодаря сочетанию отличных взлетно-посадочных качеств и использованию шасси высокой проходимости самолет продолжает успешно эксплуатироваться и в наши дни. За создание данного самолета главному конструктору Олегу Константиновичу Антонову и четырем его помощникам в 1962 году была присуждена почетная Ленинская премия.

Сферы применения Ан-12

Самолет Ан-12 дал мощный толчок для развития ВВС государства. Его использовали для проведения вооруженных операций, учений, перемещения военного состава, а также в чрезвычайных ситуациях для поиска пострадавших. Оказала влияние данная машина и на ВДВ СССР, будучи первым самолетом, способным одновременно десантировать большое число людей и грузов.

Кроме этого, судно широко применялось для научных исследований в сфере военной авиации. Его надежность и стойкость к любым погодным условиям позволяли использовать его для решения самых сложных задач. На сегодняшний день самолет, произведенный много десятилетий назад, по-прежнему широко используется как в России, так и за рубежом. Более 150 единиц, включающих и копии, произведенные в Китае, до сих пор служат на благо стран ближнего и дальнего зарубежья.

Среди множества наименований встречаются полноценные передвижные лаборатории и комплексы для обучения сотрудников ВВС, а также боевые судна, доработанные в соответствии с требованиями времени и экспериментальными задачами. Наиболее значимыми разновидностями Ан-12 стали следующие экземпляры:

  1. Транспортные самолеты Ан-12А, Ан-12АП, Ан-12П, Ан-12Б, Ан-12БП, Ан-12БК.
  2. Ан-12БК-ИС — модель, оборудованная для радиоэлектронного подавления сигналов судна.
  3. Ан-12БК-ППС и Ан-12ПП — также модели из линейки самолетов радиоэлектронного подавления.
  4. Ан-12БП Циклон — воздушная метеостанция.

В различные периоды самолеты-модификации снабжались дозиметрами, экспериментальными объемами топливных баков, моделями двигателей и различными видами вооружения и навигационных приборов. Вобрав в себя лучшие черты предшественников, полученные модели отвечали поставленным требованиям и широко применялись в СССР и за рубежом.

Распространённость Ан-12 в мире. Красный — военные модификации, зелёный — гражданские, синий — военные и гражданские

Операторы

В настоящее время Ан-12 очень популярен у грузовых операторов, особенно в странах СНГ , Африки и Индийского субконтинента .

Гражданские операторы

12 января 2009 года Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) издали временный запрет на полеты Ан-12 над их воздушным пространством после несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу в международном аэропорту Шарджи, а GCAA посоветовало эксплуатантам прекратить использование этого самолета. В феврале 2010 года запрет стал постоянным.

 Армения

Эйр Армения

 Беларусь

Руби Стар Эйрвэйз

 Мексика

Air One (Мексика)

 Россия

ATRAN Cargo Airlines

 Таиланд

Air People International

 Украина
  • Аэровис Эйрлайнз
  • Антоновские авиалинии
  • CAVOK Air
  • Мотор Сич: авиакомпании
  • Авиа Альянс Украины
  • Volare Airlines
 Соединенные Штаты

SRX, (по-прежнему эксплуатируется Avialeasing )

 Ангола

Алада

 Болгария

Балканские Болгарские Авиалинии

 Китайская Народная Республика

CAAC Airlines ; см. также Shaanxi Y8

 Египет

Egyptair

 Франция

Дарта

 Гвинея

Air Guinee

 Гана

Ghana Airways Единственный Ан-12 был поставлен в октябре 1961 года. Выведен из эксплуатации в 1962 году и возвращен в Советский Союз в 1963 году.

 Ирак

Иракские авиалинии

 Филиппины

Interisland Airlines

 Польша

LOT Polish Airlines

 Россия
  • Авиационная авиация
  • SAT Airlines
 Сербия

United International Airlines

Военные операторы

 Ангола

Народные силы воздушной и противовоздушной обороны Анголы

 Эфиопия

ВВС Эфиопии

 Казахстан
 Мьянма

ВВС Мьянмы

 Нигерия

ВВС Нигерии — 12 Ан-12 на вооружении

 Россия
  • ВВС России
  • Российская морская авиация
 Судан

Суданские ВВС

 Узбекистан

Силы ПВО и ПВО Узбекистана

 Афганистан

ВВС Афганская работает 12 с 1981 по 2001 Один из них Ан-12 , который бежал в Пакистан сохраняется в ПАФ музее, Карачи

 Алжир

Алжирские ВВС

 Армения

Армянские ВВС

Бывшие операторы

 Бангладеш

ВВС Бангладеш действовали с 1973 по 1980-е годы, сейчас все на пенсии.

 Кот-д’Ивуар

Кот-д’Ивуар военно-воздушные силы

 Чехия

Чешские ВВС

 Чехословакия

Военно-воздушные силы  Чехословакии: флот Чехословакии, состоящий из двух человек, был разделен поровну между Чешской Республикой и Словакией после разделения со Словакией. Все Ан-12 CzAF были выведены из эксплуатации в 1990-х годах.

 Египет

Египетские ВВС

 Грузия
 Индия

ВВС Индии введены первые из этих самолетов в 1961 году, когда он поднял No.44 эскадрилью «Гималайская гуси». Шесть из этих самолетов вскоре приняли участие в переброске подкреплений армии в Ладакх во время китайско-индийской войны 1962 года. Впоследствии Ан-12 использовался для формирования 25-й эскадрильи. Ан-12 также использовались в качестве тяжелых бомбардировщиков во время индо-пакистанской войны 1971 года . Все Ан-12 IAF были выведены из эксплуатации в 1990-х годах. Один из них хранится в Музее ВВС Индии, Палам , Нью-Дели.

 Индонезия

Индонезийские ВВС — в отставке в 1970 г.

 Ирак

ВВС Ирака — в отставке в 2003 г.]

 Иордания

Королевские ВВС Иордании

 Монголия

ВВС Монголии — списанные 12 Ан-12

 Польша

Польские ВВС использовали два Ан-12Б с 1966 по 1977 год (разбились) и в 1995 году.

 Словакия

В 1993 году ВВС Словакии получили один Ан-12БП № 2209. Он был продан Молдавии в 1999 году и в настоящее время служит в ВВС Анголы.

 Южный Йемен

Йеменские ВВС

 Советский Союз
  • Советский флот был рассредоточен среди многих государств-преемников Советского Союза.
  • Советские ВВС
  • Советская военно-морская авиация
 Сирия

Сирийские ВВС

 Танзания

Командование ВВС Танзании

 Туркменистан
 Украина
  • ВВС Украины
  • Украинская военно-морская авиация
 Югославия

SFR Югославские ВВС

47-летний Ан-12 все еще в строю. Аэропорт Мальме .

Ан-12А компании Vega Air совершает дымный взлет из аэропорта Каструп (2004 г.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector