Ракета «булава»

Список тестовых снимков

Карта, показывающая зону отчуждения в Белом море во время испытательных стрельб из 9 декабря 2009 г., а также Тромсё в Норвегии.

п о   тесте Дата испытаний Тип теста Комментарии
1 11.12.2003 Контрольные испытания макета ракеты. Успех
2 23.09.2004 Ракетные контрольные испытания. Успех
3 27.09.2005 Первый испытательный полет. Запуск с подводной лодки на поверхность. Сообщается об отказе третьей ступени. Успех (?)
4 21.12.2005 Первый пуск с подводной лодки во время пикирования. Успех
5 07.09.2006 Запуск с подводной лодки во время погружения. Первый этап гаснет вскоре после съемок. Отказ
6 25.10.2006 Запуск с подводной лодки во время погружения. Провал первого этажа. Отказ
7 24.12.2006 Запуск с подводной лодки на поверхность. Проблемы с третьим этажом. Отказ
8 28.06.2007 Неподтвержденные слухи о проблемах с одной из боеголовок. Успех
9 18.09.2008 Пуск с подводной лодки с пикирования в 18  ч  45 , боевая часть достигает цели в 19  ч  5 . Успех (?)
10 28.11.2008 Запуск с подводной лодки во время погружения. Первые сообщения говорят об успехе. Успех
11 23 декабря 2008 г. Запуск с подводной лодки во время погружения. Провал 2- го  эт. Отказ
12 15.07.2009 Запуск с подводной лодки во время погружения. Отказ 1 — го  этажа и взрывы в полете. Отказ
13 12.09.2009 Запуск с подводной лодки во время погружения. Отказ 3 — го  этажа и взрывы в полете. Отказ
14 10.07.2010 Старт с подводной лодки » Дмитрий Донской» . Успех
14а 29.10.2010 Запущенная с подводной лодки во время пикирования, его боеголовки уничтожили условную цель в районе хребта Коура на Камчатке. Успех
15 28.06.2011 Пуск с подводной лодки К-535 «Юрий Долгорукий» . Успех
16 23.12.2011 Пуск двух ракет с подводной лодки К-535 Юрий Долгорукий . Отказ
17 10.04.2016 Пуск с подводной лодки К-551 Владимир Мономак  ( фр ) Отказ
18 23.05.2018 Пуск 4 ракет с подводной лодки К-535 Юрий Долгорукий . Успех
19 23.08.2019 Пуск ракеты с подводной лодки К-535 «Юрий Долгорукий» параллельно со стрельбой Р-29РМУ «Синева»  (в) с К-114 «Тула» . Успех
20 12.12.2020 Пуск 4 ракет с подводной лодки К-551 Владимир Мономак  (в) из Охотского моря по цели, расположенной на полигоне Чия . Успех

Знаковый символ

Булава так полюбилась нашим средневековым потомкам, что постепенно перешла в статус символа власти и достоинства. Французские привратники церквей, богатых домов и королевских покоев гордо держали в руках булаву, подчеркивая свою значимость. Теперь ее делали из латуни, покрывали позолотой, украшали камнями и придавали замысловатую форму. Во многих западных странах дворяне старались не появляться на людях без заткнутой за пояс богато украшенной булавы, а военачальники и офицеры не имели права не носить ее постоянно. Гвардейцы крошечного «государства в государстве» Ватикана на праздничных парадах до сих пор украшают себя историческим оружием.

Критическая «Булава»

23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Первый испытательный пуск ракеты (из надводного положения) был осуществлен 27 сентября 2005 года и признан «частично удачным». Следующий запуск (первый из подводного положения) — 21 декабря 2005-го — был успешным. После этого министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал принять ракету на вооружение к концу 2007 года. Однако следующие шесть пусков в 2006–2008 годах сопровождали различные технические проблемы, и принятие ракеты на вооружение откладывалось.

Особенностью их являлось то, что причины аварий каждый раз были разными. Что указывало не на недостатки конструкции, а на недоработки сборщиков ракеты на Воткинском заводе в Удмуртии и на некачественные комплектующие, которые приходили с 600 предприятий смежников, и низкий контроль за их соответствием техническому регламенту

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

В то время многие СМИ начали критически отзываться о «Булаве». По мнению Литовкина, особенно старались те, «у кого был отнят заказ на свою ракету для проекта 955». «Они делали вид, что не помнят, что при создании их собственной ракеты Р-39 для крейсера 941-го проекта больше половины первых 17 испытательных пусков тоже были неудачными», — говорит эксперт.

АПЛ «Юрий Долгорукий»

 Пресс-служба Северного флота

Тем не менее «Булава» доказала свою работоспособность и эффективность. С 2011 года испытательные пуски проводились с головной субмарины проекта 09550 — атомного подводного ракетоносца «Юрий Долгорукий». В рамках программы совместных госиспытаний пуски выполнили в августе и октябре, а 28 декабря 2011-го был осуществлен залп двумя ракетами.

СПЕЦПРОЕКТ

Четыре поколения российских субмарин: от «Дельфина» до стратегических «Бореев» в спецпроекте ТАСС

10 января 2013 года одновременно с подъемом военно-морского флага на «Юрии Долгоруком» ракета Р-30 была принята на вооружение. При этом летно-конструкторские испытания «Булавы» продолжались еще несколько лет: после неудачного пуска 6 сентября 2013-го был назначен дополнительный цикл испытательных запусков. Всего с 27 сентября 2005-го по 23 мая 2018-го произвели 27 пусков, из них 15 признаны успешными, остальные — частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступеней.

Описание

С этим и связано появление смертоносного древнерусского оружия — шестопера. Внешне оно представляет собой разновидность булавы, причем к металлической головке приварено несколько остро заточенных и крепких стальных пластин.

К своему классическому виду шестопер пришел примерно в середине XIII века. Его вес в то время не превышал килограмма, достигая в среднем 700 г. Длина шестопера составляла примерно 70 сантиметров. Его было принято держать одной рукой за рукоять, которая была отделена металлическим кольцом. Последнее выполняло функцию гарды.

Существовали его модификации, которые делали шестопер ударно-раздробляющим оружием. Например, на нем мог быть установлен крюк, который позволял захватить вражеское оружие. За счет небольшого веса им было легко управлять. В исходном положении перед атакой его часто оставляли подвешенным. Дело в том, что в таком положении было намного удобнее ловить оружие врага крюком или наносить кистевой удар.

Идеальные параметры

Прародительницей булавы можно считать обыкновенную дубину. Именно она была главным и основным оружием крестьян – при всех конфликтах простые земледельцы старались доказать свою правоту с помощью нехитрого приспособления. Но оно обладало таким ошеломляющим эффектом, что постепенно вошло «в обиход» пехотинцев. Раскопки археологов наглядно показывают, как видоизменялась булава со временем. Изначально голова оружия была круглой и гладкой, но постепенно она усложняется и становится то прямоугольной, то снабжается шипами и ребрами по всей площади. Вес оружия колеблется от 500 грамм до двух и более килограмм. Длина рукоятки составляла около 60 см – этот параметр был «стандартным». Для удобства пользования к ней прикреплялся кожаный ремешок, а некоторые экземпляры были дополнены кинжалом.

Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.

Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.

С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Статья «Тяжела ли наша «Булава»?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).

ТТХ

Схема как происходи запуск и отделение ступеней Булавы

Стартовый вес Булавы — 36,8 тонн.

Ракета трёхступенчатая, 1-ые две ступени обустроены твёрдотопливными движками, 3-я — жидкостным, обеспечивающим нужную скорость и сверхманевренность на заключительном шаге полёта.

Стратегическая ракета морского базирования «Булава» способна нести 6 гиперзвуковых ядерных блоков личного наведения. Общий забрасываемый вес 1150 кг.

Радиус деяния — более 8 тыс. км.

В рамках межгосударственных соглашений Наша родина представила информацию о технических свойствах собственной новой ракеты «Булава».

Курс на море

Сейчас «Булава» практически безальтернативно становится основной ракетой морских стратегических ядерных сил — как она, собственно, и проектировалась в 1990-х. Заключение соглашения СНВ-2 в 1993 году подразумевало существенные сокращения наземных межконтинентальных ракет (МБР). В частности, оно запрещало тяжелые наземные МБР, а также легкие наземные ракеты с разделяющимися головными частями (РГЧ).

Однако морских ракет с РГЧ СНВ-2 не касался. Получалось, что России требовалось вывернуться наизнанку: у нее наибольший стратегический потенциал как раз был сосредоточен на наземных МБР с РГЧ, в то время как США основную долю своих зарядов держали на подводных лодках. Время было очень нелегкое, и договор был написан, по сути, под одну сторону.

Булава_1

Выход подводного крейсера «Юрий Долгорукий» на военные учения в акваторию Белого моря

Фото: ТАСС/Олег Кулешов

Сейчас мы знаем, что СНВ-2 так толком и не действовал: его ратифицировали в Госдуме в 2000 году, но уже в 2002-м Москва денонсировала договор из-за одностороннего выхода американцев из Договора по ПРО. Но в 1990-е годы все действовали и планировали работу, исходя из того что СНВ-2 будет введен в силу.

Поэтому внимание к морским ракетам было особым. Стратегические ядерные силы требовалось собрать заново, уже вокруг не наземной группировки РВСН, которую планировали сильно сокращать, а вокруг лодок-ракетоносцев. Естественно, это должны были быть лодки нового поколения с принципиально новым и единым ракетным комплексом — иначе не имело смысла связываться с задачей, особенно с учетом критической нехватки денег в федеральном бюджете и развала производственных цепочек в оборонной промышленности

Естественно, это должны были быть лодки нового поколения с принципиально новым и единым ракетным комплексом — иначе не имело смысла связываться с задачей, особенно с учетом критической нехватки денег в федеральном бюджете и развала производственных цепочек в оборонной промышленности.

Проверка надёжности и демонстрация силы

Также по теме


Ядерный патруль: в РВСН проходят учения с использованием новейших комплексов «Ярс»

В Ракетных войсках стратегического назначения завершаются крупные учения, в которых принимают участие 30 частей и подразделений….

С учётом первого броскового испытания весогабаритного макета в 2004 году ВМФ в общей сложности произвели 32 пуска «Булавы». Первый залповый пуск состоялся 23 декабря 2011 года с крейсера «Юрий Долгорукий» из акватории Белого моря. Боевые блоки двух МБР успешно достигли целей на полигоне Кура.

14 ноября 2015 года с крейсера «Владимир Мономах», находившегося в акватории Белого моря, впервые были запущены две «Булавы». По информации Минобороны, залповая стрельба подтвердила надёжность функционирования автоматики «Булавы» при использовании штатного боекомплекта.

27 сентября 2016 года с «Юрия Долгорукого» была произведена «экспериментальная залповая стрельба» двумя МБР. По мнению Корнева, залп из четырёх ракет от 22 мая 2018 года потребовался, чтобы испытать надёжность системы обеспечения пуска, которая установлена на «Бореях», а также проверить показатель точности «Булавы» при залповой стрельбе. 

Как пояснил эксперт, вылет МБР приводит к потере веса крейсера. Таким образом, подлодка с каждым пуском смещается. Непроизвольные изменения положения атомохода могут привести к сбою программы полёта и в итоге негативно повлиять на точность.

«Это очень важная часть проверки аппаратуры. При старте «Булава» должна знать своё географическое положение, учитывать глубину и скорость движения подлодки. Если автоматика сработала штатно, то после запуска эта умная ракета выходит на траекторию, которая позволит ей поразить цель», — сказал Корнев. 

  • Подводный крейсер «Юрий Долгорукий»
  • РИА Новости

Ранее масштабные залповые стрельбы проводились во времена холодной войны. В позднесоветское время в рамках операции «Бегемот» крейсера стратегического назначения отрабатывали пуск 16 МБР, то есть всего боекомплекта.

Испытания и эксплуатация

Серийное производство «Булавы» началось спустя 10 лет после начала её разработки – в 2008 году. При этом Р-30 ещё не была принята на вооружение. Даже комплекс испытаний ещё не был завершён. А испытания получились долгими. Обычно для отработки пусков использовались специальные подводные стенды, но Р-30 решили сразу запускать с борта субмарины.

Для первого запуска в 2004 году использовался массогабаритный макет «изделия». Во второй раз, спустя год, стартовала уже настоящая «Булава», учебные блоки которой успешно поразили цели на камчатском полигоне. А вот четвёртый, пятый и шестой пуски оказались неудачными. Старты, произведённые в 2009 году, тоже завершились отказами.

Субмарина проекта 955 «Юрий Долгорукий», которая и должна была стать штатным носителем ракет Р-30, вступила в строй в 2011 году. Испытательные запуски с её борта прошли успешно. Тем не менее, «Булава» продолжала дорабатываться, и её старты с подводных лодок «Александр Невский» и «Владимир Мономах» тоже засчитывались, как испытательные.

Только в 2020 году Р-30, наконец, приняли на вооружение. По состоянию на 2020 год «Булавой» вооружены 2 лодки проекта 955 Тихоокеанского флота и 1 – Северного. Ещё 2 субмарины проходят испытания, и 3 – строятся.

Ракеты страшных дней России

История конкурса «Булава» тянется во вторую половину 1990-х годов, когда российские военные выбирали ракету для перспективных лодок-ракетоносцев проекта 955 «Борей».

«Бореи» — продукт еще середины 1980-х годов. Сначала их было два, один поменьше (проект 935), другой «стандартный» (это как раз 955). От проекта 935 довольно быстро отказались: советский флот исключал нишевые проекты, стремясь к унификации.

Вопреки расхожему мифу, «Борей» не проектировался под комплекс Д-19УТТХ «Барк» с ракетой массой 80 тонн (почти 90 т с учетом оборудования стартовой амортизации). Родной стратегический комплекс этой лодки — Д-31, и ракета его должна была быть массой поменьше, примерно как американская Trident II. «Барки» же должны были пойти на модернизацию тяжелых подводных крейсеров проекта 941, оснащенных обычным Д-19, и все 1990-е годы планировалось посвятить этому переоснащению.

Булава_6

Ракетный комплекс Д-19УТТХ «Барк»

Фото: militaryrussia.ru

По планам развития советского флота после 2014 года все морские стратегические силы впервые в истории должны были стать однородными и представляли бы собой только 14 однотипных лодок проекта 955 с 12 ракетами комплекса Д-31 на каждой. Об этом, в частности, писал в своих воспоминаниях один из руководителей советского подводного судостроения Валентин Мурко.

Однако разработка комплекса Д-31 зависла на самой начальной стадии: шел распад СССР. Комплекс «Барк» тоже не был готов, но он хотя бы уже был в железе: велось производство испытательных изделий и наземная отработка, включая огневые испытания на стендах, а в ноябре 1993 года ракета впервые полетела. Хотя этот запуск и был неудачным, как и остальные два, проведенные в 1994 и 1997 годах, но налицо была хотя бы материальная часть, пытающаяся летать, а Д-31 оставался по большей части на бумаге.

Так как в государстве денег не было и их становилось все меньше, то в 1995 году указом президента Бориса Ельцина принимается волевое решение: единым комплексом морских стратегических сил на перспективу назначить «Барк», вследствие чего «Борей» перепроектировать под него. Головную лодку — «Юрий Долгорукий» (первоначально было желание назвать ее «Санкт-Петербург») — закладывают в Северодвинске в ноябре 1996 года, но ее строительство не то чтобы развивается быстро, из-за понятных финансово-производственных осложнений.

Переделка «Борея» под более длинный «Барк» вызвала изменение формы корпуса. Фотографию модели такого проекта с 12 ракетными шахтами и характерно поднятым горбом можно найти в интернете. Надо понимать, что военные крайне сдержанно относились к комплексу Д-19 и его наследнику «Барку».

Несмотря на уникальные боевые характеристики этих ракет, несущих по 8-10 ядерных боеголовок среднего класса мощности, основную критику вызывали их размеры. Генерал Владимир Дворкин, в те годы руководивший 4-м (ракетно-ядерным) НИИ Минобороны, писал о так называемой «неустранимой проблеме размерности» комплексов Д-19, вызвавшей среди военных требования создать ракету (и лодку, следовательно) поменьше.

Именно здесь следует искать причины отказа от «Барка», а, естественно, не в трех неудачных пусках, что нормально для новой ракетной системы. Кроме того, локализация ракеты привела к отказу от высокоэнергетического твердого топлива первой ступени, производившегося на Павлоградском заводе (Украина), с заменой на российской аналог с более низкими характеристиками.

Булава_2

Во время залпового пуска баллистических ракет «Булава» с ракетного подводного крейсера стратегического назначения Северного флота РФ «Юрий Долгорукий»

Фото: ТАСС

Военные отказались тянуть за собой 80 т, и в новом конкурсе потребовали сделать небольшую (30 тонн) ракету, рассчитанную на блоки малого класса мощности, но при этом выполненную с новейшими требованиями по противодействию перспективной ПРО США, включая настильную траекторию.

Конкурс «Булава» выиграл Московский институт теплотехники, до того успешно локализовавший советский проект ракетного комплекса «Универсал», разрабатывавшегося им пополам с днепропетровским КБ «Южное», — в итоге получился пресловутый «Тополь-М».

От модернизации лодок проекта 941 на «Барк» отказались, и постепенно вывели их из состава, оставив только «Дмитрий Донской», который переоборудовали для испытаний «Булавы».

Тактико-технические характеристики

Ракету Р-30 «Булава» уместно сравнить с американским вторым «Трайдентом», в ответ на который она и создавалась. Стоит помнить, что «Трайдент-2» приняли на вооружение в 1990 году – почти за 30 лет до отечественного комплекса.

Р-30 «Булава» UGM-133A “Trident-II”
Стартовая масса, т 36,8 59
Забрасываемая масса, т 1,15 2,8
Боевые блоки 6х150 кт 12х100 кт/8х475 кт
Максимальная дальность, км 9300 11300/7800
Круговое вероятное отклонение 350 120

По сравнению с американским «Трайдентом» Р-30 значительно легче, несколько меньше по габаритам, уступает по максимальной мощности боевой части. В то же время «Трайдент», снаряжённый зарядами W88, имеет меньшую дальность. Главным же козырем «Булавы» является её повышенная живучесть за счёт сокращённого активного участка полёта и корректируемых боеголовок.

Большое количество неудачных испытательных запусков в своё время вызвало отрицательную оценку проекта в прессе. В ответ на это разработчики и военные ссылались на то, что процент успешных запусков ракет Р-29РМ был даже меньше, и происходит неизбежное выявление «детских болезней». После завершения испытаний отношение к «Булаве» в медиа поменялось – теперь оценка стала доходить до восторженной.

Количество несущих службу и строящихся субмарин проекта 955 – восемь. При этом ракетоносцы «Огайо», ответом на которые и должны были стать новые корабли, планируется начать списывать в конце 2020-х годов.

Что придёт им на смену – пока неизвестно. И вопрос о том, насколько быстро Р-30 потребует замены, пока открыт. В любом случае уже то, что «Булава» дошла до принятия на вооружение – можно считать удачей.

https://youtube.com/watch?v=IQ5IsOOF02c

РДТТ: линия защиты

Относительные преимущества и недостатки ЖРД и РДТТ хорошо известны. Жидкостный двигатель более сложен в изготовлении, он включает в себя движущиеся части (насосы, турбины), зато в нем легко управлять подачей топлива, облегчаются задачи управления и маневрирования. Твердотопливная ракета конструктивно намного проще (фактически в ней горит топливная шашка), но и управлять этим горением намного труднее. Нужные параметры тяги достигаются варьированием химического состава топлива и геометрии камеры сгорания. Кроме того, изготовление топливного заряда требует особого контроля: внутрь заряда не должны проникнуть пузырьки воздуха и чужеродные вкрапления, иначе горение станет неравномерным, что скажется на тяге. Впрочем, для обеих схем нет ничего невозможного, и никакие недостатки РДТТ не помешали американцам делать все свои стратегические ракеты по твердотопливной схеме. В нашей стране во­прос ставится несколько иначе: достаточно ли продвинуты наши технологии создания твердотопливных ракет, чтобы решать стоящие перед страной военно-политические задачи, или лучше с этой целью обратиться к старым проверенным жидкотопливным схемам, за которыми у нас стоит традиция длиной в десятилетия?

Оружие Американские МБР с ядерными боеголовками запускают с помощью дискет

Современное твердое ракетное топливо состоит обычно из алюминиевого или магниевого порошка (он выполняет роль горючего), перхлората аммония в качестве окислителя и связующего (наподобие синтетического каучука). Связующее также выступает в роли горючего, а заодно и источника газов, которые выполняют роль рабочего тела. Смесь заливается в форму, вставляется в двигатель и полимеризуется. Затем форма удаляется.

Сторонники более тяжелых жидкостных ракет считают главным недостатком отечественных твердотопливных проектов малую забрасываемую массу. «Булаве» также предъявляется претензия по дальности, параметры которой находятся примерно на уровне Trident I, то есть американской БРПЛ предыдущего поколения. На это руководство МИТ отвечает, что легкость и компактность «Булавы» имеют свои преимущества. В частности, ракета более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздей­ствию лазерного оружия, имеет преимуще­ство перед тяжелой ракетой при прорыве ПРО вероятного противника. Уменьшение же забрасываемой массы можно компенсировать более точным наведением на цель. Что касается дальности, то для достижения основных центров любых вероятных противников ее достаточно, даже если стрелять от пирса. Разумеется, если какая-то цель слишком далеко, ПЛАРБ может к ней приблизиться. Особый упор защитники твердотопливных ракет делают на более низкую траекторию их полета и на лучшую динамику, позволяющую сократить активный участок траектории в несколько раз по сравнению с ракетами на ЖРД. Уменьшение активного участка, то есть той части траектории, по которой баллистическая ракета летит с включенными маршевыми двигателями, считается важным с точки зрения достижения большей незаметности для средств ПРО. Если же допустить появление ударных средств ПРО космического базирования, что пока запрещено международными договорами, но однажды может стать реальностью, то, конечно, чем выше баллистическая ракета поднимется ввысь с полыхающим факелом, тем уязвимей она окажется. Еще одним аргументом сторонников ракет с РДТТ является, конечно же, использование «сладкой парочки» — несимметричного диметилгидразина в качестве топлива и тетраоксида диазота в качестве окислителя (гептил-амил). И хотя инциденты с твердым топливом тоже случаются: например, на Воткинском заводе, где делают российские ракеты на РДТТ, в 2004 году взорвался двигатель, — последствия разлива высокотоксичного гептила, скажем, на подводной лодке могут быть губительными для всего экипажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector