Стратегическая ракета р-5 и ее модификации

Пуски ракет Р-5М 8К51, 8К52 в 1959 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1959/02/02 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К52 Б1-4
1959/02/13 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б10-17ТА
1959/03/04 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б10-16Т
1959/03/06 Капустин Яр СССР; 2×Р-5М 8К51 Б10-18ТА, Б10-19ТА
1959/04/07 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 И1-20ТС
1959/04/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К52 Б1-8
1959/04/14 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К52 Б1-6
1959/04/21 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б1-2
1959/04/25 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б1-1
1959/09/05 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М3-11
1959/09/07 Капустин Яр СССР; 2×Р-5М 8К51 М1-4, М3-5
1959/09/24 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М1-5
1959/12/11 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 БИ1-4

Наверх

История

Проекции Р-5 Ведущими конструкторами этой ракеты были Д. И. Козлов и И. П. Румянцев. Разработка ракеты Р-5

началась после отказа от завершения разработки ракеты Р-3 с проектной дальностью 3000 км, которая была признана нереализуемой на том этапе развития ракетной техники. Вместо этого было решено разработать ракету с дальностью около 1200 км на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплотить часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишённым теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом). Кроме этого, конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались.

Изначально ракета снаряжалась фугасной боевой частью (БЧ) массой 1 тонна. Помимо основного варианта с одной боевой частью, у неё были варианты с тремя и пятью фугасными БЧ, с соответственно уменьшенной дальностью. Эти дополнительные БЧ подвешивались сбоку. В 1955 году были также начаты работы под шифром «Генератор-5» по разработке специальной боевой части с боевыми радиоактивными веществами («грязная бомба»), закончившиеся тремя испытательными пусками в 1957 году. Для снаряжения БЧ ядерными материалами применялся специально разработанный самоходный манипулятор «объект 805» массой 22 тонны.

Двигатель РД-103

Двигатель РД-103 для Р-5

был ещё более форсированной версией двигателя ракетыР-1 , превзойдя исходный по тяге в 1,7 раза. В частности, камера сгорания была переделана из грушевидной в сферическую.

Испытания


Геофизические ракеты Р-2А и Р-5А на испытаниях на полигоне Капустин Яр

Перечень пусков Р-5 на испытаниях
№ п/п Дата пуска Тип и заводской № ракеты Место старта Дальность, км Отклонение X (по дальности), км Отклонение Z (по боку), км Расчёт Результат пуска Примечание
Первый этап экспериментальных пусков
1 15 марта 1953 Р-5 4 ГЦП 270 −6,041 +0,526 Норма
2 18 марта 1953 Р-5 4 ГЦП 270 −3,812 +0,497 Норма
3 2 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1200 −12,634 +0,674 Норма
4 8 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1178 Авария
5 19 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 −7,540 +0,951 Норма
6 24 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 Авария
7 13 мая 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 −10,089 −0,801 Норма
8 23 мая 1953 Р-5 4 ГЦП 550 −5,962 +0,812 Норма С четырьмя дополнительными боевыми отсеками
Второй этап экспериментальных пусков
9 30 октября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,462 −0,845 Норма
10 3 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −1,814 −0,130 Норма
11 17 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,804 −0,053 Норма
12 21 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −2,622 −0,836 Норма
13 26 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −567,44 +56,6 Авария Выдача несанкционированной команды на выключение ДУ из-за повреждения в бортовой кабельной сети
14 5 декабря 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −1,1 −1,55 Норма
15 9 декабря 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,066 −1,767 Норма
Пристрелочные испытания
16 12 августа 1954 Р-5 № К3-1 4 ГЦП 1191,4 −404,475 −3,469 Авария
17 17 августа 1954 Р-5 № К3-2 4 ГЦП 1191,4 +133,0 −7,9 Норма
18 19 августа 1954 Р-5 № К3-3 4 ГЦП 1191,4 −9,829 −0,450 Норма
19 24 августа 1954 Р-5 № К3-4 4 ГЦП 1191,4 −6,0 −2,0 Норма
20 25 августа 1954 Р-5 № К3-5 4 ГЦП 1191,4 −2,6 +1,5 Норма
21 5 сентября 1954 Р-5 № К3-11 4 ГЦП 1191,4 −1,872 −0,524 Норма
22 8 сентября 1954 Р-5 № К3-7 4 ГЦП 1191,4 +0,580 +0,542 Норма
23 9 октября 1954 Р-5 № К3-9 4 ГЦП 1191,4 Норма Воздушный разрыв ГЧ
24 19 октября 1954 Р-5 № К3-6 4 ГЦП 1191,4 −3,524 −1,799 Норма
Зачётные испытания
25 30 декабря 1954 Р-5 № К3-10 4 ГЦП 1191,4 −20,758 −0,518 Норма
26 6 января 1955 Р-5 № К3-13 4 ГЦП 1191,4 −2,227 −0,851 Норма
27 8 января 1955 Р-5 № К3-12 4 ГЦП 1191,4 −3,897 −1,660 Норма
28 17 января 1955 Р-5 № К3-14 4 ГЦП 1191,4 −6,123 −0,722 Норма
29 21 января 1955 Р-5 № К3-17 4 ГЦП 1191,4 −0,400 +1,062 Норма
30 22 января 1955 Р-5 № К3-18 4 ГЦП 1191,4 0,0 0,0 Норма Воздушный разрыв ГЧ
31 25 января 1955 Р-5 № К3-19 4 ГЦП 1191,4 Авария
32 29 января 1955 Р-5 № К3-20 4 ГЦП 1191,4 −2,884 −0,518 Норма
33 1 февраля 1955 Р-5 № К3-15 4 ГЦП 1191,4 −3,294 −0,535 Норма
34 7 февраля 1955 Р-5 № К3-8 4 ГЦП 1191,4 +1,237 −0,872 Норма

Первый старт ракеты

Правительственное постановление о начале опытно-конструкторских работ над «пятеркой» вышло 13 февраля 1952 года, а через год приняли решение о проведении летно-конструкторских испытаний Р-5. Первый старт с полигона Капустин Яр состоялся 15 марта 1953 года‚ а последний — в феврале 1955 года. В общей сложности запустили 34 ракеты, причем неудачными оказались всего три пуска из первых серий испытаний.

Уже был готов задел для первых 12 серийных ракет, даже началась работа над ними, но проект внезапно остановили, серийное производство приказали свернуть, а все усилия перенаправили на создание новой модернизированной Р-5 с ядерной боевой частью. «Пятерка» имела хорошие характеристики, кроме одного: она несла обычную боевую часть с максимальным боезарядом в одну тонну взрывчатки. Но в это время стало совершенно ясно, что в условиях разгорающейся холодной войны преимущество над противостоящей стороной получит тот, кто раньше создаст ракету с ядерной боеголовкой. Идею оснастить ракету атомной боеголовкой выдвинули сами ракетчики, а воплотить ее в жизнь поручили атомщикам.

Ракета Р-5М

И уже в октябре 1953 года‚ когда Р-5 только начинала серию испытаний, разработчики решили использовать новый боеприпас РДС-4 в качестве боеголовки для «пятерок». Эта разработка получила название ДАР («дальняя атомная ракета»), а первое упоминание ракеты Р-5М появилось спустя полгода в апреле 1954-го. К этому времени работы над новинкой
уже кипели и в подмосковном НИИ-88‚ и в нижегородском КБ-11. По первоначальным планам, испытания модернизированной «пятерки» должны были начаться в октябре того же года, а закончиться зачетными пусками и государственными испытаниями (в том числе и с ядерной боеголовкой) в ноябре 1955 года.

Боевые действия

Р-1 во время конфликта на КВЖД (1929)

  •  — . Самолёты пилотировались советскими лётчиками.
  •  — Гражданская война в Китае. Закупленные в СССР самолёты использовались Гоминьданом. Самолёты пилотировались советскими лётчиками.
  •  — Персия. Закупленные в СССР самолёты использовались персидским правительством Реза-шаха против национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане, а позднее — при подавлении восстаний курдских, луристанских и прочих племён.
  •  — операция по усмирению антисоветского восстания в Чечено-Ингушской АО.
  •  — гражданская война в Афганистане. Самолёты, закупленные в начале 1920-х годов, использовались афганскими пилотами.
  •  — Конфликт на КВЖД. Использовался советской стороной в качестве бомбардировщика, штурмовика, разведчика, связного.
  •  — Использовался в подавлении Хубсугульского восстания 1929—1932 г. в Западной Монголии советскими и монгольcкими ВВС.

Пуск ядерной ракеты

Первый в стране — и в мире запуск баллистической ракеты с ядерной боевой частью получил кодовое название «Байкал». Ракета Р-5М впервые в мире пронесла через космос головную часть с атомным зарядом. Пролетев 1200 километров, головка без разрушения дошла до Земли в заданном районе, четко сработал ударный взрыватель, и наземный ядерный взрыв ознаменовал в истории начало ракетно-ядерной эры.

Никаких публикаций по поводу этого исторического события не последовало. Американская техника не имела средств обнаружения ракетных пусков. Поэтому факт атомного взрыва был отмечен Западом как очередное наземное испытание атомного оружия. Следует отметить, что, в отличие от четырех первых ракет, на пятой с реальным боеприпасом установили
аппаратуру подрыва ракеты (АПР). Создавать ее пришлось, исходя из того, что оснащенная атомной боевой частью ракета, в случае отклонения от курса или отказа двигателей, представляла большую опасность, чем ракета с обычной взрывчаткой. Допускался даже вариант, при котором в случае боевого применения при техническом сбое ракета могла упасть на своей территории, а не на территории противника.

Изделия нашедшее место в быту и на производстве

Сталь Р6М5, ее характеристики и применение для ножей. Это довольно распространенный предмет в быту, имеется ряд его производителей с мировым брендом, например, Rapid. В интернете присутствует множество видео с экспериментами, где используются ножи из стали марки Р6М5. Действительно они хорошо перерезают такие вещи: веревки, древесину, соответственно мясо с костями, прочее. Самый яркий эксперимент связан с попыткой разрезать ножом Р6М5 металлическую пластину толщиной в несколько мм, получилось.

Заготовки ножей из стали р6м5 – эта сталь очень популярна в быту

Следует добавить, быстрорежущая сталь Р6М5 не имеет склонности к легкому точению. Поэтому довольно часто владельцы ножей жалуются на невозможность наточить его. Во всяком случае бытовыми точилками этого сделать не получится. Видимо поэтому изделия из Р6М5 редко встречаются именно в быту, их чаще можно увидеть, как подсобный инструмент среди слесарного инвентаря или у заядлых рыбаков, охотников.

Почти в каждом доме можно встретить бытовой электроинструмент. Вспомогательные элементы (оснастка) к нему могут изготавливаться, как раз из быстрорезов.

Сверло Р6М5 используют в производстве бытовых инструментов, предназначенных для выполнения ремонтных работ. Дополнительно, существует мнение, что сверлить закаленное железо лучше маркой Р6М5К5. Кроме того, встречаются такие разновидности сверла:

простые с односторонней заточкой;

корончатые (для гипсокартона);

ступенчатые;

копьевидные для стекла и керамогранита;

по камню, кирпичу, дереву.

Несмотря на выше отмеченный комментарий, сверло по металлу Р6М5 также довольно распространенный инструмент. Из р6м5 делают зенковки, коронки, конические машинные развертки, буры, резцы долбежные, полотна ножовочные.

Видео – Как сделать нож из Р6М5 своими руками

Пуски ракет Р-5М 8К51, 8К52 в 1959 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1959/02/02 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К52 Б1-4
1959/02/13 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б10-17ТА
1959/03/04 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б10-16Т
1959/03/06 Капустин Яр СССР; 2×Р-5М 8К51 Б10-18ТА, Б10-19ТА
1959/04/07 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 И1-20ТС
1959/04/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К52 Б1-8
1959/04/14 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К52 Б1-6
1959/04/21 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б1-2
1959/04/25 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б1-1
1959/09/05 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М3-11
1959/09/07 Капустин Яр СССР; 2×Р-5М 8К51 М1-4, М3-5
1959/09/24 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М1-5
1959/12/11 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 БИ1-4

Предыстория разработки комплекса

Для ускорения темпов развития уровня подводного оружия 4 мая 1976 г. вышло постановление СМ № 302-116 о развитии работ по созданию подводного оружия. Которое предусматривало создание новых комплексов противолодочного оружия, а так же увеличение объёмов исследовательских работ в данном направлении.

В 1984 году на вооружение противолодочных надводных кораблей был принят универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б». Который стал результатом работ по модернизации ракетных комплексов УРПК-3 и УРПК-4.
Как и предполагает любая модернизация старого, новый комплекс улучшил все показатели своих предшественников. УРК-5 стал более универсальным и мог применяться для поражения надводных кораблей и подводных лодок противника.
Комплекс УРК-5 разработан дубнинским МКБ «Радуга» МАП.

Пуски ракет Р-5М 8К51 в 1957 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1957/03/11 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А2-12ТС
1957/03/18 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А2-13ТС
1957/03/18 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М5-7ТК
1957/03/21 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А2-15ТС
1957/03/28 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М1-20
1957/06/14 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А683-В
1957/06/28 Капустин Яр СССР; 2×Р-5М 8К51 А681-В, М2-20Т
1957/07/18 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А2-16ТС
1957/08/21 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 Б7-20Т
1957/09/12 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А2-19ТС
1957/09/14 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 А2-14ТС
1957/09/26 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М3-20
1957/11/30 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 М4-20

Пуски ракет Р-5М 8К51 в 1955 году

Красным цветом выделены ракеты, пуски которых завершились неудачей.

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1955/01/20 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-2
1955/01/25 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 К3-19
1955/02/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-3
1955/02/14 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-4
1955/04/29 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-5
1955/05/20 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-6
1955/05/26 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-1
1955/06/06 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-7
1955/06/15 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-10
1955/06/22 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-9
1955/06/23 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-12
1955/06/28 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-11
1955/06/30 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-8
1955/07/07 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-13
1955/07/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-14
1955/08/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-18
1955/08/12 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-17
1955/08/16 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-16
1955/09/19 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-20
1955/09/23 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-19
1955/09/27 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-24
1955/10/01 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-25
1955/11/01 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-23
1955/11/04 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-21
1955/11/19 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-22

Пуски ракет Р-2 8Ж38 в 1951 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1951/07/02 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-1
1951/07/04 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-2
1951/07/07 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-3
1951/07/09 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-4
1951/07/10 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-5
1951/07/11 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-6
1951/07/12 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-7
1951/07/14 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-8
1951/07/16 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-9
1951/07/20 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-10
1951/07/23 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-11
1951/07/25 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-12
1951/07/27 Капустин Яр СССР; Р-2 8Ж38, II-13

Наверх

Модификации и носители[ | ]

  • К-5 (РС-1У) — базовый серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
  • К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
  • К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не пошла.
  • К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
  • К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.
  • PL-1 (кит. трад. 霹靂一號, упр. 霹雳一号, пиньиньPī lì yī hào , палл.Пи ли и хао , буквальноУдар грома 1 ) — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.

Сравнительная характеристика

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет первого поколения
Наименование ракеты Р-1 Р-2 Р-5М Р-11М Р-7А Р-9А Р-12 и Р-12У Р-14 и Р-14У Р-16У
Конструкторское бюро ОКБ-1 КБ «Южное»
Генеральный конструктор С. П. Королёв С. П. Королёв, М. К. Янгель С. П. Королёв М. К. Янгель
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор КБ-11, Ю. Б. Харитон КБ-11, Е. А. Негин
Начало разработки 10.03.1947 14.04.1948 10.04.1954 13.02.1953 02.07.1958 13.05.1959 13.08.1955 02.07.1958 30.05.1960
Начало испытаний 10.10.1948 25.09.1949 20.01.1955 30.12.1955 24.12.1959 09.04.1961 22.06.1957 06.06.1960 10.10.1961
Дата принятия на вооружение 28.11.1950 27.11.1951 21.06.1956 1.04.1958 12.09.1960 21.07.1965 04.03.1959–09.01.1964 24.04.1961–09.01.1964 15.07.1963
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса не ставились 10.05.1956 переданы в в 1958 01.01.1960 14.12.1964 15.05.1960 01.01.1962 05.02.1963
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 36 6 29 572 101 202
Год снятия с боевого дежурства последнего комплекса 1966 1968 1976 1989 1983 1977
Максимальная дальность ,км 270 600 1200 170 9500 12500 2080 4500 11000–13000
Стартовая масса ,т 13,4 20,4 29,1 5,4 276 80,4 47,1 86,3 146,6
Масса полезной нагрузки ,кг 1000 1500 1350 600 3700 1650–2095 1630 2100 1475–2175
Длина ракеты ,м 14,6 17,7 20,75 10,5 31,4 24,3 22,1 24,4 34,3
Максимальный диаметр ,м 1,65 1,65 1,65 0,88 11,2 2,68 1,65 2,4 3,0
Тип головной части неядерная, неотделяемая моноблочная, неядерная, отделяемая моноблочная, ядерная
Количество и мощность боевых блоков ,Мт 1×0,3 1×5 1×5 1×2,3 1×2,3 1×5
Стоимость серийного выстрела , тыс. руб. 3040 5140
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара. / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 23–24 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9.

Основные модификации самолета Р-5

Р-5 опытный, 1938 г. На опытном экземпляре устанавливался двигатель БМВ-VI мощностью 680 л.с.

Р-5 серийный. С 1931 года самолет стоился большими сериями на заводе №1. Устанавливался двигатель М-17Б (680 л.с.), в 1934 году он был заменен на М-17Ф (715 л.с.). Конструкция Р-5 имела большой ресурс, обладала достаточной прочностью, отличалась продуманностью и добротностью выполнения. Самолет широко применялся в ВВС и народном хозяйстве СССР.

Р-5Ш – штурмовик (1931 год). Отличался мощным вооружением: устанавливались четыре пулемета ПВ-1 (по два на каждом нижнем крыле в обтекателях), один синхронный ПВ-1 и два спаренных ДА на турели. Бомбовая нагрузка – до 500 кг. Впоследствии крыльевые ПВ были заменены на восемь ШКАС (по четыре на крыло). Строился серийно, выпущено несколько сотен экземпляров. Применялся в военных действиях в Испании и на Дальнем Востоке.

Р-5а (МР-5) – морской разведчик (1931 год). Двухпоплавковый вариант Р-5, без специального усиления конструкции, с увеличенным вдвое воздушным килем и устройством запуска двигателя на воде. Поплавки деревянные, по образцу летающей лодки Ш-2.

Р-5Т – торпедоносец (1933 год). Самолет переделан в одноместный, с увеличенным вертикальным оперением (аналогично поплавковому). Шасси изменено для подвешивания торпеды или бомбы крупного калибра. В 1935 году построена серия в 50 машин, которые применялись в морской авиации на Дальнем Востоке до 1938 года.

Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный) – вариант Р-5, модернизированный с целью улучшения летных качеств и усиления вооружения. Были установлены форсированный мотор М-17Ф и обтекатели на колеса. Пулеметы ПВ-1 заменены на ШКАС. В варианте штурмовика на нижних крыльях устанавливались четыре пулемета дополнительно. Строился серийно. Использовался как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, в Аэрофлоте – для перевозки почты и грузов. Скорость – 249 км/ч.

Р-5 «Лимузин»

Р-Z. В 1935 году по инициативе группы инженеров завода, выпускавшего серийно Р-5, на его основе был спроектирован и построен новый разведчик, которому присвоили наименование Р-Z. Отличительными особенностями самолета были меньшие размеры, закрытая кабина со сдвижным фонарем и экранированная турель в общем обтекателе. Устанавливался двигатель М-34Н (850 л.с.). Летно-технические данные улучшились, однако техника пилотирования стала более сложной, скорость – 316 км/ч. Р-Z строился крупными сериями с 1935 года. Он стал последним серийным разведчиком-бипланом в Советском Союзе. Весной 1937 года выпуск его был прекращен.

Р-5 («лимузин») (переделка 1931 года, малая серия 1933 года, экземпляр 1935 года и два АРК-5) – почтово-пассажирские варианты, строившиеся для Гражданского воздушного флота. Они отличались общим целлулоидным фонарем, закрывавшим кабины пилота и двухместную пассажирскую, оборудованную 2-3 креслами.

П-5 и П-5а (почтовый – пятый). По мере снятия с вооружения Р-5 передавались в гражданскую авиацию. Пространство за и под второй кабиной оборудовалось под отсеки для грузов общей массой до 400 кг. С лета 1930 года на самолетах П-5 в крупнейшие города доставляли часть тиража газеты «Правда» в день ее выхода в Москве, а с 1931 года – матрицы, с которых тиражировалась газета. В 1932-38 годах большая часть авиапочты перевозилась самолетами П-5.

ПР-5 – пассажирский Р-5. В 1935 году главный инженер мастерских ГВФ под Москвой А.Н.Рафаэлянц переконструировал П-5. Силовая установка, коробка крыльев, оперение и шасси остались неизменными. Переделке подверглась средняя часть фюзеляжа. Кабина летчика была закрытой, со сдвижным фонарем и выходом справа. Четырехместная пассажирская кабина размещалась в расширенном фюзеляже овального сечения, дверь в нее – в левом борту. Обе кабины отапливались и вентилировались. Самолет успешно прошел испытания. В 1936 году было начато его серийное производство. В дальнейшем для сохранения центровки, верхнее крыло сместили назад на 100 мм. Самолет продолжал выпускаться под новым обозначением ПР-5бис. Всего было изготовлено около 210 экземпляров ПР-5 и ПР-5бис, которые эксплуатировались на авиалиниях до начала Великой Отечественной войны.

П-Z (пассажирский – Z) – почтово-транспортный вариант самолета Р-Z (двигатель М-34НБ), снятого с вооружения уже в 1936 году. Для нужд ГВФ было переоборудовано около двухсот машин. Этот тип самолета оказался менее надежным, чем П-5 и к концу 1938 года почти все П-Z были списаны.

История создания ракеты Р-2 8Ж38

Ракета Р-2 создана на базе отечественных ракет, баллистической ракеты дальнего действия Р-1 и опытно-экспериментальных ракет Р-1А и Р-2Э коллективом НИИ-88 под руководством Сергея Павловича Королёва. Ведущий конструктор — Михаил Янгель. Начало разработки ракеты — 1946 год.

В процессе предварительного проектирования разработано 5 вариантов проекта. К концу 1947 года подготовлен второй вариант проекта — Р-2Э — с несущим баком горючего и со стабилизаторами.

Подготовка к испытаниям ракет Р-2Э завершена в сентябре 1949 года. Доводочные испытания (вплоть до запуска двигателя до предварительной ступени) проведены в Подлипках в июле 1949 года. Летные испытания ракеты Р-2Э проводились на полигоне Капустин Яр в сентябре-октябре 1949 года. Произведено 5 пусков из которых 2 пуска были аварийными. По результатам испытаний Р-2Э было принято решение о доработке и выпуске двух серий ракет Р-2 (по 15 шт в серии) для продолжения испытаний, доработок системы управления и достижения заданной точности.

Испытания первой серии ракет Р-2 проходили на полигоне Капустин Яр. Произведено 12 пусков, все запуски неудачные (5 пусков закончились авариями на активном участке траектории из-за отказов системы управления и двигательной установки, негерметичности трубопроводов, 7 пусков — разрушение боевой части из-за перегрева на участке спуска).

Ракеты второй партии были переработаны с целью улучшения конструкции и успешно прошли летные испытания (13 пусков, 1 неудачный по причине производственного дефекта).

Третья серия ракет Р-2 предназначалась для войсковых испытаний (16 ракет в т.ч. 2 для обучения армейских стартовых команд). Третья серия испытывалась в Капустином Яру в августе-сентябре 1952 года (14 пусков, в т.ч. 2 неудачных).

Одновременно совершенствовалось и наземное оборудование, приобретая такую органическую связь с ракетой, что все вместе взятое стали называть ракетным комплексом.

Производство ракет велось на Заводе артиллерийских вооружений № 88 (опытное производство НИИ-88, г. Калининград, Московской обл.).

Серийное производство ракет Р-2 на заводе № 586 в г. Днепропетровск началось в июне 1953 года.

В мае-июне 1954 года проведены испытания серийных ракет Р-2 — 10 пусков, в т.ч. 2 пуска неудачны. Так же производились стрельбы на промежуточную дальность (200 и 270 км). В частях вооруженных сил СССР (бригады особого назначения РВГК, позже — инженерные бригады) комплекс появился в 1954 году (233-я инженерная бригада).

Наверх

Как у Маска?

Так или иначе, ориентируясь на «Зенит», можно быть уверенными, что с технической точки зрения ракета может выйти очень перспективной и удачной. Предполагается заменить двигатель РД-171 (упрощённую версию РД-170 от сверхтяжёлой ракеты «Энергия») на модернизированный, но такой же надёжный и испытанный РД-171М. На второй ступени будет стоять РД-0124 (он создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б») вместо РД-120, оставшегося на Украине.

Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле

Игорь Комаров, глава Роскосмоса

Самое в этой истории непонятное — за счёт чего это предлагается сделать. Где же тот задел, что позволит сделать на 20 процентов дешевле не только сами детали, но и все технические процессы? Более того, если это реально, то почему же не было внедрено раньше? Сделать «Союз» и «Протон» на пятую часть дешевле — да это же прорыв! Непонятно, неужели он не был нужен нам раньше, в 2015–2017 годах, когда Маск выдавливал нас с рынка именно ценой?

И ведь очень хочется, чтобы это было реализовано

Получить новую ракету-носитель по привлекательной цене для нашей страны очень важно. Но пока, кроме туманных обещаний полностью «цифрового проектирования», причин для столь радикального снижения цены не видно

Учитывая, что SpaceX проектировала тоже в «цифре», источник будущей дешевизны по-прежнему покрыт мраком.

Испытание российской ракеты

Но на государственные испытания Р-5М вышла только в январе 1956 года, к тому же времени приготовили и первый ядерный боеприпас, который предстояло забросить на расстояние в 1200 километров. Прежде чем поставить на стартовый полигон первую в мире баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, необходимо было сначала проверить все тонкости стыковки «специзделия» с носителем. Для этого использовали макет атомной БЧ, а вместе с ними провели и первый пробный пуск, который состоялся 11 января 1956 года.

Перед разработчиками новой конструкции поставили условие: добиться максимальной надежности. Как и первая «государственная» Р-5М, три следующие тоже стартовали без сбоев и попали в цель

Так что можно было приступить к последнему, самому важному этапу испытаний — запуску конструкции с настоящим ядерным боезарядом, пусть и уменьшенной мощности

Конструкция баллиститческой ракеты Р-2

Конструкция ракеты является классической баллистической ракетой со встроенным облегченный баком окислителя с теплоизоляцией и несущим баком горючего, с отделяемой боевой частью (далее — БЧ) и аэродинамическими стабилизаторами. В конструкции широко использовались алюминиевые сплавы, что позволило существенно уменьшить сухую массу ракеты.

На ракетах Р-2 первой серии использовалась дюралюминиевая конструкция отсека двигателя, усиливались трубопроводы и т.п. Начиная со второй серии вернулись к стальной конструкции хвостового отсека т.к. вибрации дюралюминиевой конструкции приводили к авариям. На второй партии ракет Р-2 так же улучшена термоизоляция головной части (далее — ГЧ). ГЧ была снабжена кольцевым стабилизатором-юбкой, которым соединяется с торцевым шпангоутом корпуса. Отделение ГЧ со стабилизатором происходит с помощью пружинного толкателя.

Система управления — инерциальная. Управляющие элементы — аэродинамические рули и газоструйные графитовые рули. Приборный отсек расположен в нижней части корпуса. Приборный отсек выполнен герметичным.

Кроме инерциального управления добавлена система боковой радиокоррекции БРК-1.

Для ракеты использована телеметрическая система Дон с 12 непрерывными и 12 дискретными каналами передачи данных, система измерения скорости ракеты и система измерения дистанции с источниками сигналов для наземных радио-локационных станций

Силовая установка ракеты Р-2 представлена жидкостным ракетным двигателем (далее — ЖРД) РД-101/8Д52 с тягой 36700-37000 кг у земли и 41200-41300 кг в пустоте. Двигатель создан на базе двигателя РД-100 ракеты Р-1.

На ракетах Р-2 первых опытных серий (после испытаний Р-2Э) введена система двухступенчатой остановки ЖРД, что позволяло снизить влияние импульса последствия при выключении двигателя.

Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью турбонасосного агрегата (далее — ТНА), работающего на перекиси водорода.

Топливом для ЖРД служит 92% этиловый спирт, окислителем — жидкий кислород. Вспомогательное топливо ТНА — 80%-ный раствор перекиси водорода, жидкий катализатор не использовался (заменен твердым). Перекись водорода хранилась в торообразном баллоне. Масса двигателя — 930 кг. Удельный импульс — 210-214 с у земли и 242 с в пустоте. Время работы двигателя — 85 секунд.

Наверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector