Эсминцы новой волны

Содержание:

Эксплуатация

Фрегат «Адмирал Григорович» в порту острова Мальта

Служба нового боевого корабля началась непосредственно во время его перехода к предстоящему месту постоянного базирования. На пути в Севастополь «Адмирал Григорович» прошел через Средиземное море, где отработал взаимодействие с дальним противолодочным самолетом Ту-142. Целью совместного маневрирования было обнаружение субмарин условного противника. Кроме того, фрегат нанес визит на остров Мальта.

9 июня 2016 года «Адмирал Григорович» прибыл в Севастополь, главную базу Черноморского флота, а уже в следующем месяце с его участием были проведены учебные артиллерийские стрельбы, после которых экипаж осуществил упражнения по отражению воздушных налетов и запуску противокорабельных крылатых ракет.

Следующие учения, проводившиеся в конце августа того же года, предусматривали поиск субмарины условного противника. В качестве цели была использована одна из дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» (проект 636.3). Как известно, такие субмарины отличаются повышенной скрытностью, обнаружить их крайне трудно.

После этого «Адмиралу Григоровичу» пришлось принять участие в довольно печальной миссии: в декабре 2016 года близ Сочи разбился самолет Ту-154, на борту которого находились артисты знаменитого ансамбля песни и пляски имени Александрова. Фрегат, вместе с другими кораблями, был использован для поиска в воде обломков лайнера и тел погибших.

«Адмирал Григорович» у причала. Хорошо видна башенная артиллерийская установка

Весной следующего, 2017 года, в Черном море проводились совместные учения военно-морских сил Турции и России. «Адмирал Григорович» стал одним из участников этих маневров, во время которых на борт корабля поднимались командующие обоих флотов, Александр Витко и Вейсел Кёселе. После завершения учений фрегат был направлен к берегам Сирии на боевое дежурство, где и находился вплоть до середины июля.

Сентябрь 2017 года ознаменовался очередными учениями, во время которых проводились боевые стрельбы из артиллерийского оружия. Кроме того, отрабатывалось использование  вертолетов Ка-27ПС и Ка-27ПЛ, которые совершили не менее 10 посадок на палубу «Адмирала Григоровича». В конце этого же месяца фрегат убыл в Средиземное море, став частью постоянной группировки российского флота в этом регионе.

В январе 2020 года начался плановый ремонт корабля. Работы проводились на севастопольском подразделении «Севморзавода» вплоть до марта 2020-го

Во время этого ремонта произошёл несчастный случай: один из членов  экипажа по неосторожности упал с большой высоты и погиб. После завершения необходимых работ, уже в апреле, фрегат вновь отправился на службу в Средиземное море

31 августа «Адмирал Григорович» вернулся в Севастополь, где пробудет вплоть до получения следующего задания.

Младший и редкий родственник – бригантина

Желание усилить скоростные и маневренные качества па­русных кораблей неоднократно приводило кораблестроителей к необходимости использовать смешанное парусное вооруже­ние. Не избежали этого и двух­мачтовые бриги, имевшие не­продолжительное время в евро­пейских военных флотах своего родственника — двухмачтовую бригантину. Свое название бригантина получила от маленьких и юрких кораблей средиземноморских пиратов XV-XVIII вв.

Рабочая каюта типичного торгового брига. 1840 г.

Типичное пиратское судно представляло собой одномачтовую и уменьшенную разно­видность шебеки длиной до 19 м и шириной до 3,4 м. Даже название бригантины происходит от французского слова brigant — «разбойник». Оснащался такой корабль 8-16 парами весел, на каждом из которых сидел один человек, и латинским парусом на мачте-однодревке. При этом, подобно галеасу, она имела сплошную верхнюю палубу, по­зволявшую ставить туда артиллерию даже относительно крупных калибров.

Будучи чрезвычайно маневренным как на веслах, так и под парусом, такой корабль привлек внимание европейских военных моряков, которые стремились получить очень легкий, быстроходный и юркий корабль для разведы­вательной и посыльной службы, особенно в прибрежных рай­онах. Правда, для таких целей вооружения из единственного паруса на простой мачте было недостаточно

Памятник А. И. Казарскому в Севастополе

Общую конструкцию бриганти­ны флоты Венеции, Франции и впоследствии России все же заимствовали во второй поло­вине XVII — начале XVIII в. и использовали для транспорт­ных и десантных операций в прибрежных районах и борь­бы с гребным флотом противни­ка в стесненных условиях. Такие парусно-гребные бригантины могли перевозить до 70 пехо­тинцев и оснащаться дюжиной легких орудий.

Постепенно бригантина на­девала паруса, избавляясь от весел как основного средства движения. В начале XVIII в. она уже представляла из себя двух­мачтовый мореходный корабль водоизмещением до 300 т, длиной до 36 м и шириной 5,5 м. Численность ее экипажа доходила до 150 человек, а вооружения — до 20 легких пушек, расположенных на открытой батарее. При этом конструкция ее корпуса полностью соот­ветствовала таковой у брига.

Рекомендуется к прочтению: Сражение за Моонзунд — действия немецкого флота в Первую мировую войну

Особенностью парусного вооружения бригантины, обе­спечивающей ее высокой при благоприятных условиях 13-узловой скоростью, стало наличие прямого парусного вооружения на фок-мачте и косого — на грот-мачте. При этом последняя выполнялась без марсов и реев. На ней также отсутствовал нижний прямой парус (грот), а в верхней части палубы подни­мали вместе с реями несколько небольших прямых парусов. Отсутствие грота компенсиро­валось постановкой стакселя между мачтами, а в северных морях Европы — четырехуголь­ного гафельного паруса.

Современный рисунок голландской 10-пушечной бригантины XVIII в.

Назначение бригантины было аналогичным функциям бри­га — разведывательная и до­зорно-посыльная служба. Однако благодаря своим мореходным качествам и не­плохой вместимости, которая на бригах специально отводи­лась на регламентированное пушечное вооружение, а столь  жестких требований к бриганти­не не предъявлялось, она могла участвовать и в десантных операциях. Впрочем, именно это обстоятельство и погубило бригантину как военный ко­рабль. Со второй половины XVIII в. она стала чисто коммерче­ским парусником.

Возможно вам будет интересно: Парусный флот и его предыстория

Без картошки фри, но с «Калибрами»

Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?

Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

Мифическая «немореходность» российского флота

Что же касается популярных ныне «экспертных» суждений насчёт «неспособности» такого тысячетонника оперировать в дальних морях, что якобы лишает те же МРК права быть сопричисленным к эсминцам, то осмелюсь напомнить бесспорный исторический факт. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры, направленной на Дальний Восток в период Русско-японской войны, находились миноносцы типа «Резвый» и «Сокол» (позднее переклассифицированные в эсминцы), водоизмещение которых не превышало 300 тонн. Что, кстати, ровно в три раза меньше, чем у нынешнего МРК. Но это отнюдь не помешало им совершить трансокеанский морской переход, а затем принять участие в крупнейшем Цусимском морском сражении.

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков», «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»).

Дальнейшее развитие

  • Военно-морские силы Китайской Республики планируют построить еще 11 корветов класса Tuo Chiang .
  • В настоящее время финские военно-морские силы планируют построить четыре корвета класса « Похьянмаа ».
  • Французский флот является государством-партнером в проекте European Patrol Corvette .
  • Германский флот строит еще пять Брауншвейг -класса корветов.
  • ВМС Индии приступили к исследованиям своего проекта корвета следующего поколения.
  • ВМС Израиля в настоящее время строят еще два корвета типа Sa’ar 6 . Израиль также планирует построить ряд новых корветов типа Sa’ar 72 .
  • Hellenic Navy является государством-партнером в проекте European Patrol Corvette . Греция также планирует получить несколько корветов класса « Фемистокл», являющихся вариантом израильского типа « Саар 72 ».
  • ВМС Италии возглавляют разработку европейского патрульного корвета в рамках совместного проекта с другими партнерами из Европейского союза .
  • ВМС Пакистана заказали у Турции четыре корвета класса Ada .
  • ВМС Испании является государством-партнером в проекте European Patrol Corvette .
  • В настоящее время ВМФ России строит дополнительные корветы класса « Каракурт », всего 16 кораблей. Строятся еще три корвета класса «Буян ».
  • ВМС Украины заказали у Турции неопределенное количество корветов класса « Ада ».

Особенности конструкции

По своей конструкции фрегат «Адмирал Григорович» достаточно близок к пограничным сторожевым кораблям проекта 11351.

Фрегат «Адмирал Григорович» в Севастополе

Несколько изменена конфигурация надстройки и корпуса, что позволило снизить радиолокационную заметность. Кроме того, если раньше основным конструкционным материалом были сплавы на основе алюминия, то в проекте 11356 им на смену пришла сталь.

Энергетическая установка

Корабль приводится в движение газо-газотурбинным агрегатом М7Н.1Э1 типа COGAG. В его состав входят следующие основные узлы:

  1. Два газотурбинных двигателя ДС-71. Они обеспечивают экономический ход. Мощность каждого составляет 8450 лошадиных сил (1500 на реверсе);
  2. Два газотурбинных двигателя ДТ-59. С их помощью фрегат может за короткий промежуток времени набрать максимальную скорость. Мощность каждого достигает 22 000 лошадиных сил (4500 на реверсе);
  3. Пять редукторов – по два двухскоростных РО63 и односкоростных РО58 и один вспомогательный Р1063.

Энергетическая установка размещена в двух машинных отделениях. Агрегат М7Н.1Э1 был разработан и изготавливался на украинском государственном предприятии «Зоря — Машпроект» (город Николаев). До 2014 года были осуществлены поставки трёх таких установок, что позволили оснастить первые три фрегата проекта 11356Р для Черноморского флота России.

Электронное оборудование и система управления кораблем

На фрегат проекта 11536 устанавливается боевая информационно-управляющая система «Требование-М».

Автоматизированные рабочие места боевой информационно-управляющей системы «Требование-М»

Она представляет собой объединенные в единую локальную сеть вычислительные средства, сопряженные по цифровому каналу с системами вооружения, навигации, радиолокации и связи. В состав БИУС включаются следующие автоматизированные рабочие места:

  1. АРМ командира для главного командного поста;
  2. АРМ командира для ходового командного поста;
  3. АРМ управления полетами;
  4. АРМ противовоздушной обороны;
  5. АРМ противолодочной обороны;
  6. АРМ борьбы с надводными целями;
  7. АРМ управления радиотехническими средствами;
  8. АРМ технического контроля.

Вычислительный комплекс построен на основе IBM-совместимых элементов электроники и использует операционную систему QNX. Функционирование АРМ обеспечивается процессорами Intel Pentium III.

В состав радиолокационного оборудования входит несколько отдельных станций:

  1. РЛС «Фрегат-М2ЭМ». Способна обнаруживать наиболее крупные цели на дистанции до 300 километром. Дальность обнаружения истребителей противника достигает 230 км, а ракет – 50 км. Низколетящие цели с минимальной поверхностью рассеивания (ПР) засекаются на расстоянии от 15 до 17 км;
  2. РЛС 3Ц25Э «Каштан». Обеспечивает целеуказание;
  3. РЛС 5П10Э. Предназначена для управления огнем. Имеет тепловизионный и электронно-оптический визир;
  4. РЛС МР-90 «Орех». Устанавливаются на бортах корабля, по две штуки на каждом. Обеспечивают подсветку целей;
  5. РЛС МР-212. Предназначена для решения навигационных задач.

Радиоэлектронное подавление обеспечивается комплексом ТК-25. Он создает активные помехи, препятствующие нормальной работе головок самонаведения управляемых ракет противника.

Основной модуль комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25

Гидроакустический комплекс фрегата состоит из двух отдельных станций, внутрикорпусной и буксируемой. К сожалению, точной информации о них сегодня не имеется. На экспортных кораблях проекта 11356 устанавливались Humsa APSON и SSN-137.

Компоновка корпуса

Наиболее заметной особенностью корпуса «Адмирала Григоровича» является полубак увеличенной длины – именно здесь размещена основная часть вооружения – артиллерийская установка, ЗРК «Штиль-1», установка для запуска противокорабельных крылатых ракет 3С14, а также реактивный бомбомет РБУ-6000.

В центральной части верхней палубы размещена надстройка с ходовым мостиком, жилыми помещениями и постами управления. Антенное оборудование устанавливается в основном на крыше надстройки. На корме расположена взлетно-посадочная площадка для вертолета. Ангар для его размещения и обслуживания находится в задней части надстройки, так же, как и пост управления полетами.

Происхождение названия

Возникновение термина фрегат
относится к эпохе Средневековья. Основными военными кораблями того времени были галеры (греч.
galea) — гребные суда с парусами в качестве дополнительного движителя. Помимо иных классификаций использовалась деление галер в зависимости от парусного вооружения. Трехмачтовые галеры с фок-мачтой , несущей прямые паруса, получила название саета
. Быстроходные облегченные модификации сает стали называть фрегатами
. Позже этот термин распространился на все парусные военные двухдечные суда, несущие прямые паруса на трех мачтах и косой парус на бизани .

В русском языке слово «фрегат» появилось при Петре I и использовалось до 90-х годов XIX века для обозначения всех военных кораблей, выполняющих крейсерские функции, независимо от наличия парусного вооружения.

Не по росту, весу и жиру!

Между тем эта позаимствованная в натовском зарубежье классификация, кстати, очень полюбившаяся пронатовской Украине, у которой даже кораблей приличных нет, только «наводит тень на плетень». Потому что изначально для её введения в российском флоте не было никакой рациональной основы.

Объясню почему. В период Второй мировой войны водоизмещение корабля, имевшего классификацию лёгкий крейсер, составляло примерно 7-8 тысяч тонн. Типичным представителем этого класса был, например, советский крейсер «Киров».

В настоящее время практически таким же тоннажем обладают так называемые большие противолодочные корабли — уникальный класс, придуманный в ВМФ СССР и которого нет больше нигде в мире.

Надо ли кого-нибудь убеждать в том, что боевая мощь этих двух одинаковых по весовой категории кораблей намного выше у современного «Адмирала Пантелеева»? Так почему же он тогда всего лишь БПК, а не лёгкий крейсер?

Ещё менее вразумительное понижение в классе мы наблюдаем в других подразделениях корабельного состава нынешнего ВМФ РФ.

А в эпоху парусного флота корветом и вовсе называли трёхмачтовый военный корабль, используемый в основном для разведывательной и посыльной службы.

Назначение и особенности

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. Для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. Для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. Для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ РФ противолодочных кораблей корабль проекта 20380/20385 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем.

Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей, в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»

Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1)

Особое внимание при проектировании корабля было уделено защите и повышению живучести корабля.. Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов

Улучшенная мореходность кораблей проекта типа «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов.

По заявлению заместителя командующего ТОФ по вооружению контр-адмирала Игоря Королёва, корабли серии имеют повышенную экономичность, в частности: корвет «Громкий» является самым экономичным кораблем за всю историю Военно-морского флота (ВМФ) и способен совершать походы до берегов Австралии.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30-летнего жизненного цикла корабля.

Разновидности русских фрегатов

С учетом истории создания и эксплуатации кораблей в российском флоте корабли класса фрегат только начинают появляться. Это обусловлено тем, что в советской классификации суда обозначались по назначению, а не по размерам и вооружению. В итоге роль фрегатов выполняли сторожевые корабли.

Отчасти данные обозначения сохранились и в российском флоте. Корабли проектов 11540 и 1135 в зарубежных и иногда отечественных источниках отмечаются как фрегаты. Однако полноценным представителем данного класса принято считать судно «Адмирал Горшков». Именно оно закладывает начало новой линейки, цель которой — занять нишу фрегатов в ВМФ РФ.

Крейсер

Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).

Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю

Лёгкий и Тяжёлый крейсер

Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.

Линейный (большой) крейсер

Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.

Крейсер ПВО

Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.

Ракетный крейсер

Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.

Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)

Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.

Построенные корабли

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введен в строй Судьба
«Генерал-Адмирал» Русское общество механических и горных заводов (С-Петербург) 15 ноября 1870 года 26 сентября 1873 года 8 сентября 1875 года В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Нарову».
«Герцог Эдинбургский» Русское Балтийское жел.-дор. и механич. общество (С-Петербург) 15 сентября 1870 года 29 августа 1875 года 1877 год В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Онегу».

Парусные суда

Корвет в модельной коллекции Trianon .

В эпоху парусного спорта корветы были одним из многих типов военных кораблей, меньших, чем фрегат, и с одной палубой орудий. Они были очень тесно связаны с военными шлюпами . Роль корвета заключалась в основном в прибрежном патрулировании, ведении мелких войн, поддержке крупных флотов или участии в миссиях по демонстрации флага. Английский флот начал использовать небольшие корабли в 1650-х годах, но описал их как шлюпы, а не корветы. Первое упоминание о корвете было связано с французским флотом в 1670-х годах, возможно, отсюда и возник этот термин. Корвета ВМС Франции вырос на протяжении десятилетий и в 1780 — х годах они были корабли 20 орудий или так, приблизительно эквивалентна британского военно — морского флота «s почтовых кораблей . Британский флот не использовал этот термин до 1830-х годов, спустя много времени после наполеоновских войн , для обозначения небольшого судна шестого класса, несколько большего, чем шлюп.

Последним судном, потерянным Францией во время войны за независимость США, был корвет Le Dragon , затопленный ее капитаном, чтобы избежать захвата у Монте-Кристи , Гаити, в январе 1783 года.

Большинство корветов и шлюпов 17 века имели длину от 40 до 60 футов (от 12 до 18 м) и весили от 40 до 70 тонн . Они несли от четырех до восьми небольших орудий на одинарных палубах. Со временем суда все большего размера и возможностей стали называться «корветами»; к 1800 году они достигли длины более 100 футов (30 м) и имели вес от 400 до 600 тонн.

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100 мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30 мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата и РБУ 6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356Р и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов 22350, 20385 и 1144.2М.

По сообщениям командующих ВМФ в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные цели на дальности до 500 км и наземные цели на дальности 1500—2000 км (в неядерном варианте). В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс

Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий» Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М и ЗУР 9М317М Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1» используется для отражения массированных атак воздушного противника — на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М. Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 5 м до 35 км.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМС Индии вооружались ЗРАК «Каштан», а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000 2 спаренных 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-11356, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с торпедами и подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Современность

Сейчас фрегатами называют корабли дальней морской и океанской зоны размером поменьше эсминцев. Кроме традиционных эскортных функций — противолодочной и противовоздушной обороны соединения — современные фрегаты способны и к самостоятельным действиям против надводных и береговых целей. Так что во многих флотах они фактически заняли нишу эсминцев предыдущих поколений.

Скромный немецкий головной фрегат типа «Баден-Вюртемберг». Каких-то несчастных 7200 тонн водоизмещения

К корветам же относят всё, что между катером и фрегатом и предназначено для действий в ближней зоне. И точно так же наблюдается тенденция делать их не узкоспециализированными, а многоцелевыми, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности.

Оптимистический итог

Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.

Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.

navy.mil
Из-за крайней дороговизны эсминец Zumwalt существует в единственном экземпляре.

В завершение следует отметить, что в вооружённых силах вообще и на флоте в частности, огромную роль играет морально-психологический фактор. И российским военным морякам, у которых всегда были в почёте отечественные флотские традиции, вряд ли особо комфортно в моральном отношении служить на кораблях, носящих малопонятную и заведомо ущербную иностранную классификацию «фрегат» или «корвет». Они прекрасно знают, что не по формальному «росту, весу и жиру», а по своей реальной боевой мощи это вполне полноценные эсминцы. Вроде бы мелочь, игра слов. Но для поддержания высокого морального духа и возрождения исконных военно-морских традиций — вещь далеко не последняя.

Ведь у наших нынешних «корветов» и «фрегатов» даже названия позаимствованы у прежнего славного поколения эскадренных миноносцев — «Сообразительный», «Бойкий», «Ладный» и так далее. И остаётся сделать фактически один шаг для окончательного приведения в полное соответствие формы и содержания.

Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.

В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.

В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector