Эсминцы россии

Без картошки фри, но с «Калибрами»

Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?

Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

У супер-фрегатов проекта 22350М и эсминцев «Лидер» наметились проблемы?

Фрегаты 22350М и эсминцы «Лидер» должны стать в будущем основой отечественного ВМФ. Сколько о них ходило слухов, начиная от скорой закладки, заканчивая сворачиванием работ над проектом — не счесть. И вот сейчас в СМИ подлили новую порцию очередных фейков об этих проектах.

Ракетный крейсер «Пётр Великий». Именно ему на замену и готовятся «Лидеры».

Начнём с «Лидера», так как по нему информации несколько меньше. Зайдём издалека – это проектируемый ныне эсминец, который эсминцем является только на бумаге. По своей сути это полноценный крейсер с огромными ударными возможностями. Его задачей изначально планировалась защита корабельных ударных групп или наших перспективных авианосцев — создание так называемых зон закрытого доступа. В начале проектирования «Лидер» имел водоизмещение около 13 000 тонн, что примерно в полтора раза больше американских «Арли Берков». Вооружение на нём должно было быть достаточно, чтобы являться весомым аргументом для вероятного противника, а именно 64 ячейки для ударных ракет и 72 ячейки для зенитных ракет. Однако с появлением проекта 22350М, о котором чуть позже, эсминец «Лидер» в том виде, в котором планировался изначально, потерял свой смысл.

Пуск ПКР П-700.

Проект решили переработать и сделать из «Лидера» не наш «Арли Бёрк», а будущую замену крейсерам проекта 1144 «Орлан». Отсюда и серьёзный сдвиг сроков. «Лидер» вырос почти до 20 000 тонн водоизмещения, что говорит о крайне серьёзной переработке всего проекта. Не получится просто врезать в корпус дополнительных секций на такое водоизмещение. И вооружения на нём теперь гораздо больше, чем планировалось изначально, однако сколько не говорят. Наши военные как обычно хранят молчание и в СМИ поползли слухи, что мол проект закрыт, флот останется без мощных кораблей и так далее. Однако все это ерунда и фирма проектировщик не раз это опровергала, найти эту информацию не составляет труда. И сейчас очередной виток этой ерунды, хотя очевидно, что такой дорогой проект закрывать не будут, тем более, что «Орланы» ещё походят с десяток лет и им потребуется замена.

Предполагаемый внешний вид фрегата проекта 22350М.

Теперь вернёмся к нашему 22350М. Об это проекте слухов не меньше. Что же за корабль то такой? Это развитие серии 22350, иногда их именуют «Супер-Горшков». Данный фрегат, аналогично «Лидеру», фрегат лишь на бумаге – по факту получится полноценный эсминец, причём гораздо мощнее американских «Бёрков». На борту 48 ударных ракет, в основном планируются «Цирконы». Плюс 98 ракет комплекса «Редут», для создания эшелонированной системы ПВО/ПРО. Как мы видим, один такой корабль по некоторым параметрам даже мощнее первоначальной версии «Лидера», в гораздо меньших размерах и цене, а планируется к постройке таких фрегатов/эсминцев около десятка. К тому же данный проект без труда реализуют наши верфи, которые получат огромный опыт на обычных и усиленных 22350. Так вот, вернёмся к слухам.

Так стартуют «Калибры».

Вместе с информацией о якобы закрытии проекта «Лидер», СМИ раструбили о закрытии и 22350М в придачу. Но ни то, ни другое, как оказалось, не является правдой. На самом деле ситуация следующая – конструкторское бюро, которое создало проект 22350М, направило все бумаги в Минобороны и стало ждать ответ. В министерстве начали изучать документацию, согласовывать её на всех уровнях, считать бюджет, сроки и так далее. И в это время бюро не занималось проектом, а просто ждало ответа от военных. А наши доблестные СМИ подхватили это и раструбили, как замораживание проекта, что является откровенной чушью, которую пришлось опровергать лично Минобороны. Так что никаких проблем с 22350М точно нет – всё идёт по плану, не смотря на нынешние проблемы в мире.

Стандартный фрегат проекта 22350.

Напоследок про «Лидер». Да, складывается ощущение, что проект буксует. Но стоит понимать, что данный корабль далеко не МРК или супер-фрегат – его создание займёт не одну пятилетку. И Минобороны не раз говорило о том, что это проект не нынешнего десятилетия. ВМФ планируют его вводить в строй в 30-е годы, когда наши имеющиеся крейсера (а их, между прочим, 5 единиц) отслужат своё.

Источник

Перспективный эсминец «Лидер»

Проект перспективного эсминца для океанской зоны разрабатывает Северное ПКБ с 2012 года . Проработки вариантов фактически велись еще с конца 1980-х годов под меняющиеся тактико-технические требования и под разными номерами проектов. Научное сопровождение проекта выполняет ЦНИИ им. Крылова. В 2013 году для разработки нового эсминца был объявлен конкурс на выполнение НИР «Лидер». В 2014 году было проведено ОКР, само строительство головного корабля запланировано на 2020 г.

В начале 2020 года продолжилась разработка эскизной модели эсминца. В феврале 2020 года главком ВМФ подтвердил производство проектно-конструкторских работ по созданию эсминца с атомной установкой. Закладка корабля с большой вероятностью состоится по плану – примерно в 2020 году, однако серийное строительство начнется лишь к 2020-2020 годам, что обусловлено текущими финансовыми тенденциями, а также неготовностью систем вооружения и оборудования будущего корабля.

Точные технические и боевые параметры перспективного эсминца не раскрываются. Однако есть данные, что он получит:

  1. Несколько пусковых установок «Калибр» с новейшими ПКР «Оникс» и «Калибр-НК», дальность действия которых более 300 км
  2. Зенитное ракетное вооружение может быть представлено новейшим корабельным вариантом комплекса С-500, который имеет две пусковые установки. Он будет обеспечивать дальнюю противоракетную оборону
  3. Ближняя зона ПВО будет представлена комплексами «Полимент-Редут». Управление ими будет осуществляться системой «Полимент» с РЛС с АФАР
  4. На военные корабли могут быть установлены корабельные версии ЗРПК «Панцирь-М»
  5. Получат «Лидеры» и артиллерийские универсальные установки А-192, имеющие калибр 130 мм
  6. Перспективный российский эсминец к тому же планируется оснастить двумя торпедными шеститрубными аппаратами СМ-588 комплекса «Пакет-НК» калибра 324 мм
  7. Военный корабль получит и посадочную площадку со специальным ангаром для палубных вертолетов типа Ка-32 или Ка-27

Новое вооружение «Лидера» частично будет «обкатано» на новейших кораблях ВМФ, в частности это будут военные фрегаты проекта 22350. Необходимость доводки и испытания данного вооружения может отразиться на сроках строительства нового «Лидера».

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 956М ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ЭСМИНЦА ПРОЕКТА 956

Оригинальный проект эсминца проекта 956

Вооружение эсминца проекта 956 включает: две спаренные 130-мм универсальные корабельные артиллерийские установки АК-130, четыре шестиствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса АК-630; две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет П-270 «Москит»; два зенитно-ракетных комплекса «Ураган» (суммарный боезапас 48 ракет); две шестиствольные реактивные бомбовые установки РБУ-1000; два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Корабельная авиационная группа может включать один вертолет типа Ка-27 в сдвижном ангаре.

Перевооружение, часть 1

Основой боевого могущества современных боевых кораблей являются ракетные комплексы. В этой связи почти безальтернативным видится необходимость вооружения эсминца проекта 956 некоторым числом вертикальных пусковых ячеек УКСК «Калибр», без существенного переустройства подпалубного пространства.

Анализ продольного разреза показывает возможность размещения трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек при условии демонтажа кормовой или носовой артиллерийской установки АК-130 с устройством новой кормовой или носовой надстройки высотой около 2 метров.

Однако, ограничения в ширине корпуса в районе 2 и 17 шпангоутов соответственно, определяют в качестве единственного места для монтажа трех ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» кормовую артиллерийскую установку АК-130:

Масса артиллерийской установки АК-130 совместно с механизированным погребом составляет около 130 тонн, что позволяет без роста массы вооружения разместить три ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 пусковых ячеек, боекомплект из 24 ракет (3х14 тонн + 24х2 тонны = 90 тонн) и стальную надстройку.

Таким образом, первая часть модернизации эсминца проекта 956 могла бы включать демонтаж кормовой артиллерийской установки АК-130 (9), кормовых погребов 130-мм выстрелов (11), агрегатной кормовой АК-130 (8) и монтаж трёх ВПУ УКСК 3С14 «Калибр» по 8 ячеек с устройством новой кормовой стальной надстройки с конструкционной защитой. При этом высвобождается часть подпалубных объемов для прочих целей по предназначению:

Перевооружение, часть 2

Вторая часть модернизации могла бы включать размещение некоторого числа четырёхконтейнерных наклонных пусковых установок ПКР «Уран» на месте подлежащих демонтажу наклонных пусковых установок устаревших ПКР П-270 «Москит».

И в этом случае, сдерживающим фактором скорее является ограничение по доступному пространству, нежели ограничение по массе (масса ПКР «Уран» Х-35УЭ около 600 кг., а масса ПКР «Москит» — около 4000 кг.)

По образцу индийских фрегатов типа «Дели», представляется возможным монтаж на месте одной пусковой установки ПКР «Москит» двух пусковых установок ПКР «Уран»:

Таким образом, после модернизации и перевооружения по представленному эскизному проекту 956М, эсминец будет вооружён 40 ракетами, из них 16 ПКР «Уран» и 24 ракет семейств «Калибр», «Оникс» и «Циркон» (тактических, гиперзвуковых и противокорабельных). При этом число спаренных 130-мм артиллерийских установок АК-130 снижается с двух до одной. Целеуказание для крылатых ракет должен будет обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент-М», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал», как было предусмотрено проектом 956У:

Перевооружение эсминцев «Адмирал Ушаков» и «Быстрый» по проекту 956М существенно повысит ударные возможности эсминцев проекта 956, за счет роста числа ракет в пять раз с 8 до 40, многократного роста номенклатуры поражаемых целей, роста дальности поражения сухопутных целей до нескольких тысяч километров и роста вероятности поражения целей за счет использования гиперзвуковых ракет.

Дополнительно, перевооружение и модернизация эсминцев по предлагаемому проекту 956М позволит на новом техническом уровне реализовать формирование малых тактических ударных групп в составе «один эсминец проекта 956 + один БПК проекта 1155». Как известно, в таких группах противолодочная оборона ордера возлагается на БПК, а противовоздушная — на эсминец. После модернизации БПК проекта 1155 по варианту, реализованному на БПК «Маршал Шапошников», огневые возможности будут гармонично распределены между обоими кораблями малой тактической ударной группы, а однотипный состав ударного вооружения облегчит логистику.

История ВМС США

Американский военный флот сравнительно молод, его история началась чуть более двухсот лет тому назад. В 1775 году Континентальный конгресс решил отрядить два небольших парусных корабля для перехвата английских транспортов, снабжавших колониальные войска Великобритании на американском континенте.

За три следующих года войны американцы создали небольшую флотилию, основной задачей которой была «работа» на коммуникациях англичан. После окончания боевых действий (в 1778 году) она была расформирована.

В конце XVIII столетия большой проблемой стали алжирские пираты, нападавшие на американские торговые корабли. Для борьбы с этой проблемой в 1794 году Конгресс принял закон о создании военно-морского флота (Naval Act). Через три года на воду были спущены три фрегата, а в 1798 году появилось отдельное министерство, которое занялось делами флота.

Молодой флот участвовал в нескольких небольших кампаниях, защищал торговые суда от пиратов, воевал с англичанами и ловил работорговцев. Американский ВМФ участвовал в войне с Мексикой, обеспечивая высадку армии США на территории противника.

В ходе Гражданской войны, которая продолжалась с 1861 по 1865 год, большая часть американского флота присоединилась к северянам, что во многом предопределило дальнейшую Севера. Боевые корабли осуществляли блокаду южных портов. В этом конфликте впервые участвовали броненосные паровые корабли, которые получили название «мониторы». В 1862 году произошло первое сражение между подобными броненосными кораблями.

После окончания Гражданской войны американский флот опять пришел в упадок, и эта ситуация начала меняться только к 90-м годам. США стремительно наращивали экономическую мощь и становились сильнейшим государством западного полушария. Для продвижения своих интересов им необходим был эффективный инструмент – мощный военный флот.

В 1898 году американцы разгромили испанцев у Филиппин, а в начале XX века приняли амбициозную программу постройки новых боевых кораблей. В 1917 году флот США вступил в Первую мировую войну. Кроме участия в сражениях, ВМС США обеспечивали доставку американских войск в Европу.

В это время способ ведения боевых действий на море начал стремительно меняться: появились подводные лодки и авиация, совершенствовалось торпедное оружие, закладывались первые авианосцы. Могучие линейные корабли постепенно уходили в прошлое, их место занимали крейсера и эсминцы.

Вторая мировая война для США началась с нападения японцев на базу в Перл-Харборе, где были уничтожены все линейные корабли Тихоокеанского флота, но авианосцам удалось уцелеть. В этом конфликте ВМС США пришлось сражаться сразу на двух театрах боевых действий.

В Атлантике американскому флоту приходилось патрулировать конвои транспортных кораблей и защищать их от немецких подлодок и авиации, а в Тихом океане – проводить классическую морскую кампанию против весьма сильного японского флота. ВМС США участвовали практически во всех десантных операциях союзников в Европе и Северной Африке.

К концу войны в составе ВМС США было уже более 80 авианосцев, большая часть из которых была переделана из гражданских кораблей. В 1955 году на воду была спущена атомная подводная лодка «Наутилус», первый подобный корабль в мире. В 1961 году в состав американского флота вошел первый в мире атомный авианосец.

Во времена Холодной войны основным противником ВМС США стал советский флот, который очень быстро превратился в грозного противника. СССР имел многочисленный атомный подводный флот, оснащенный баллистическими ядерными ракетами. Борьба с ним стала главнейшей задачей американских военных моряков.

Американский флот был на острие противостояния между двумя супердержавами. Военные корабли и морские пехотинцы участвовали во вьетнамской кампании, блокировали Кубу во время Карибского кризиса, высаживали десанты на корейском полуострове.

Примерно с 60-х годов началось активное развитие атомного авианосного флота. Сначала эту программу критиковали, но со временем она полностью оправдала себя. Сегодня авианосцы – настоящие хозяева морей. Большое количество ресурсов было направлено также на развитие подводного атомного флота. К 80-м годам США добились паритета с СССР по подлодкам (и количественного, и качественного).

Американский военно-морской флот и Корпус морской пехоты принимали участие во всех локальных конфликтах второй половины прошлого столетия.

В 2008 году численность личного состава ВМС США составляла 332 262 человека, из 51 тыс. имели офицерское звание. Американский флот имеет множество баз в разных регионах планеты.

Атомный «Лидер»: чем удивит самый мощный корабль российского флота

Эсминцы «Лидер» будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны, став «опорными точками в Мировом океане». Каждый из них будет нести двести пусковых установок крылатых ракет «Калибр» или «Циркон», а в перспективе электромагнитные пушки и боевые лазеры. Строительство кораблей этого проекта прописано в концепции развития Военно-Морского Флота до 2030 года.

«Лидер» существует пока только в виде макета. Корабль водоизмещением в 17 тыс. тонн и длиной в 200 метров был показан в рамках выставки-форума «Армия-2017». Это не первая презентация перспективного эсминца. Однако она важна тем, что впервые объявлено о том, что его облик и боевой потенциал наконец-таки приобрели законченный вид. По замыслу конструкторов и военных эсминец станет универсальной боевой единицей. Он заменит сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1144 типа «Орлан». Корабль сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Arleigh Burke».

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.

При этом, как отмечают специалисты, мощность атомной энергетической установки «Лидера» будет сопоставимой с аналогичной на самом современном американском эсминце «Zumwalt». Большая энерговооруженность реактора позволит, как и в случае с американцем, в перспективе установить на корабле оружие, работающее на новых физических принципах. Например, лазерные или электромагнитные пушки.

По своим размерам «Лидер» будет немногим меньше «Орлана». Зато его арсенал в два раза превзойдет корабли 1144 проекта. Даже после модернизации крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» они будут существенно уступать по боевым возможностям «Лидеру». Проект эсминца предусматривает, что на его борту будет установлено двести ракет большой дальности «Калибр», противокорабельных сверхзвуковых «Оникс». В перспективе с появлением гиперзвукового оружия их заменят ракетами «Циркон».

«Лидер» станет первым кораблем, на котором будет установлена морская версия зенитной ракетной системы С-500 «Прометей». Известно, что этот комплекс будет универсальным и сможет бороться не только с крылатыми, баллистическими ракетами, самолетами и вертолетами противника, но и поражать цели в космосе. Например, атакующие гиперзвуковые летательные аппараты, спутники и космические платформы.

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли будут установлены 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двухпалубных вертолетов типа Ка-27/Ка-32 или Ка-52 «Катран».

Планы ВМФ пересматривают строительство серии из 8 кораблей типа «Лидер». Их появление должно быть увязано со строительством первого атомного авианосца «Шторм» и больших десантных вертолетоносцев типа «Лавина»/«Прибой». Это корабли дальней морской зоны, которым необходимо надежное охранение. При этом эсминец сможет действовать самостоятельно. Арсенала его ударных средств достаточно для выполнения одиночных миссий.

Утверждение эскизного проекта «Лидера» – важный этап в создании корабля. Документ говорит о том, что промышленность и командование Военно-Морского Флота окончательно определились с обликом корабля. Открытым остается только вопрос цены и сроков начала строительства. Любая перспективная высокотехнологичная разработка стоит немалых средств. Тем более что по своим характеристикам «Лидер» соберет самые современные из них.

Крейсер

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Самый быстрый в мире

Закладка эсминца состоялась 19 июля (1 августа по н. ст.) 1910 года на Путиловском заводе. Незадолго до этого командующий Балтийским флотом вице-адмирал Николай Эссен обратился к государю с просьбой присвоить новому кораблю имя «Новик». Так назывался бронепалубный крейсер, который героически сражался с японцами в битве у Корсакова, но не сумел прорваться к Владивостоку и был затоплен экипажем. Тот крейсер получил имя в память об 11-пушечном парусно-винтовом корвете, ходившем в плавания в середине XIX века. Само же имя «Новик» означало новобранца, дворянского, боярского или казачьего сына, поступившего на военную службу; в том числе именно этим термином обозначали молодых людей, отправленных за границу для изучения морского дела.

4 (17 по н. ст.) апреля 1911 года корабль зачислили в списки флота, а через два месяца уже спустили на воду. На испытаниях выяснилось, что расчетную скорость в 36 узлов эсминец не развивает, и его, сняв вооружение, отправили в Германию, чтобы немецкие специалисты добились выполнения условий контракта. Эта модернизация заняла три месяца, после чего «Новик» легко преодолел заданную ему планку. Во время испытаний в 1913 году средняя скорость составила 36,82 узла, наибольшая – 37 узлов. Для того времени это был абсолютный мировой рекорд!

Вернувшийся домой корабль вооружили, установив на него четыре 102-миллиметровые полуавтоматические пушки (тоже одни из лучших для того времени), четыре пулемета «Максим» и четыре двухтрубных торпедных аппарата. Кроме того, «Новик» мог принимать на борт до 50 якорных мин. Все это делало его непревзойденным кораблем, равных которому другие флоты не имели. Неслучайно уже после начала Первой мировой войны немцы конфисковали подготовленные по русскому заказу турбины для серийных эсминцев типа «Новик» и достроили вокруг них восемь своих эсминцев. Они стали лучшими кораблями этого класса в немецком флоте, но в бою со своим прародителем два из них – V-99 и V-100 – в итоге потерпели поражение, хотя и сражались двое против одного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector