«громкие» дебюты: какие корветы получит вмф россии в ближайшие годы

Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны

В связи с задержками с постройкой фрегатов проекта 22350 российское руководство решило построить несколько фрегатов проекта 11356Р на калининградской верфи «Янтарь». ВМФ России заказал шесть кораблей этого типа. В настоящий момент проект 11356Р является самой массовой серией крупных боевых кораблей, быстро вводимых в строй.

Первый серийный военный фрегат «Адмирал Эссен» поступил в Черноморский флот в 2014 году. Затем наступит очередь фрегатов «Адмирал Макаров», Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин». Новейшие корабли будут укомплектованы исключительно моряками контрактной службы.

Серия кораблей, заложенных в производство:

  • «Адмирал Григорович» – заложен 18.12.2010
  • «Адмирал Эссен» – заложен 08.07.2011
  • «Адмирал Макаров» – заложен 29.02.2012
  • «Адмирал Бутаков» – заложен 12.07.2013
  • «Адмирал Истомин» – заложен 15.11.2013.

Структура ВМФ

Как и любое военное подразделение, Военно-Морской Флот Российской Федерации имеет уникальную структуру, позволяющую ему действовать не только слаженно, но и быстро. Сегодня ВМФ составляют такие корабли.

Тяжелые атомные крейсеры

Тяжелые атомные крейсеры, принадлежащие к проекту 1144 “Орлан”. Корабли этой серии были выпущены еще в советское время, в период с 1973 по 1989 годы в численности 4 боевых единиц. На сегодняшний день только 3 из них находятся в строю — “Петр Великий”, “Адмирал Нахимов” и модернизированный в 2016 году  “Адмирал Лазарев”. Это единственные в российском ВМФ крейсеры, которые имеют на вооружении энергетические установки ядерного типа.

Крейсеры ракетного типа

Крейсеры ракетного типа, созданные по проекту 1164 “Атлант”. Эти крейсеры еще стояли на вооружении СССР. Сегодня они являются промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами, о которых было сказано выше, и миноносцами-экскадронами, созданными по типу “Современный” в ряду проекта 956, носящего кодовое название “Сарыч”.
Рис. 2. Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан»Главное положение в морском флоте РФ занимают крейсеры с ракетным вооружением типа “поверхность-земля”:

  • Из 10 запланированных кораблей было построено только 4;
  • В боевой готовности находится только 3;
  • В законсервированном состоянии — 1.

Суда такого типа имеют водоизмещение 11380 тонн. Длина составляет 186 метров, ширина — 20,8 м.

Эсминцы

Эсминцы, созданные в рамках проекта “956 Сарыч” были выпущены в двух модификациях:

  • Первая — суда принадлежащие корпусу с номерами от 1 до 12, обладающие водоизмещением в 7904 тонн при полной комплектации и 6500 при стандартной.
  • Вторая — корабли, относящиеся ко второму корпусу с номерами от 12 до 19. С водоизмещением 8000 тонн при полной загруженности и около 6600 при стандартной.

Максимальная длина составляет 156,5 метра, ширина — 17,2 м. По конструктивной ватерлинии (КВЛ) 145 м в длину и 16,8 м в ширину.

Рис. 3. Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый»Максимальная скорость составляет 33,4 узла. При скорости в 33 узла такой эсминец может пройти около 1345 миль без дозаправки. Автономность плавания составляет около месяца. Управляют таким гигантом 296 человек, 25 из которых имеют звание не ниже офицерского в мирное время. Во время ведения боевых действий численность экипажа увеличивается до 358 человек, в составе которых 31 офицер.

Большие противолодочные корабли

Большие противолодочные корабли, построенные по проекту “61 Комсомолец Украины”. Производство таких кораблей было начато еще в советское время. Сегодня из 20 построенных в строю находятся лишь один “Сметливый”. Его водоизмещение составляет 4510 тонн, длина — 143, 95 м, ширина — 15,78 м. Оснащен он силовым агрегатом мощностью в 72 000 л.с. Кораблем управляют 266 человек, среди которых 22 офицера. Автономность плавания 10 дней без дозаправки.

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли 21631 “Буян-М”. На 2018 год активно ведут свою деятельность 7 судов, еще небольшая часть, а именно 5 кораблей, находятся на стадии строения. Обладая водоизмещением в 949 тонн, шириной — 11 м, длиной — 74,1 м, бронированными рубками и иллюминаторами, мощным мотором, способным выдавать 4 x 3,2 МВт, корабль является маневренным и быстрым. Максимальная скорость равняется 25 узлам, а запас хода — 2500 миль при скорости в 12 узлов. Экипаж составляют 52 человека.
Рис. 4. Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли, созданные в проекте 1234 “Овод”, выпускались в трех модификациях:

  • 1234
  • 1234Э
  • 1234.1

Рассмотрим подробные характеристики на примере модели 1234. Длина — 59,3 м, ширина — 11,8 м. Мощный мотор на 30000 лошадиных сил позволяет развить скорость в 35 узлов. Управляется корабль при помощи трех винтов с фиксированным шагом. Дальность плавания при максимальной скорости составляет 415 миль. Экипаж состоит из 60 человек, среди них 9 офицеров.

Надежда на «Адмиралов»

Одна из основных проблем ВМФ — нехватка кораблей дальней морской зоны. Чтобы восполнить недостаток крупных боевых платформ, отечественные верфи развивают проекты многоцелевых сторожевых кораблей.  

Так, в 2016—2017 годах в состав Черноморского флота вошли три фрегата проекта 11356 «Буревестник» («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»). На калининградском заводе «Янтарь» достраиваются ещё три корабля («Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов»).

Также по теме


«Рост возможностей флота»: какие новейшие корабли будут представлены на параде в честь Дня ВМФ

Экипажи российских кораблей и подводных лодок готовятся к параду в честь Дня ВМФ, который состоится 29 июля в нескольких городах…

Водоизмещение «Буревестника» составляет около 4 тыс. т, длина — 124 м, ширина — 15 м. Фрегат способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания корабля проекта 11356 превышает 7 тыс. км, автономность — 30 суток.

Основным оружием «Буревестника» являются те же «Калибры». А противовоздушную и противоракетную оборону корабля обеспечивает зенитный ракетный комплекс средней дальности «Штиль-1». Управление ракетным вооружением осуществляет автоматизированная боевая информационно-управляющая система «Требование-М».

Более крупными фрегатами по сравнению с «Буревестниками» являются сторожевые корабли проекта 22350 водоизмещением свыше 5 тыс. т. В преддверии Дня ВМФ Андреевский флаг был поднят над головным кораблём «Адмирал Горшков». В 2020 году судостроительный завод «Северная верфь» должен завершить строительство судов «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко», а в 2021 году — корабля «Адмирал Исаков».

Фрегаты вооружены ракетами «Калибр» и «Оникс», а также уникальной зенитной ракетно-артиллерийской системой «Полимент-Редут», которая защищает корабль от ракетных и авиаударов на дальних и ближних рубежах.

  • Сторожевой корабль «Адмирал Макаров» в акватории Невы
  • РИА Новости

В апреле 2018 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что новейшие фрегаты составят основу сил ВМФ, дислоцированных в дальней морской зоне. По его словам, с вводом в строй кораблей проекта 22350 боевой потенциал надводного флота России увеличится на 30%.

В декабре 2017 года главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв сообщил, что после завершения строительства четырёх «Адмиралов» финансовые ресурсы будут вложены в реализацию проекта 22350М.

О перспективных сторожевых кораблях известно немного. Предполагается, что водоизмещение фрегата проекта 22350М будет на 2,5 тыс. т больше, чем у базовой версии.

«Циркон» обязательно будет»

Напомним, 31 октября президент РФ Владимир Путин сообщил, что «Цирконы» получит и головной корвет проекта 20385 «Гремящий», который сейчас проходит заводские испытания. Предполагается, что он станет первым носителем гиперзвуковых ракет в составе ВМФ.

«Циркон» обязательно будет», — сказал глава государства во время посещения корвета и судостроительного завода «Янтарь» (Калининград). Гиперзвуковые ракеты на «Гремящем» могут быть размещены в универсальном корабельном стрельбовом комплексе (УКСК). Сейчас он обеспечивает пуск ракет семейства 3М-14 «Калибр» и 3М55 «Оникс».

  • Президент РФ Владимир Путин во время осмотра корвета «Гремящий»
  • РИА Новости

УКСК представляет собой контейнеры-ячейки, размещённые под палубой корабля. Комплекс был разработан в ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» (КБСМ, Санкт-Петербург), входящем в концерн «Алмаз-Антей».

Также по теме


Бесшумность и оснащение «Калибрами»: какими возможностями будут обладать новые подлодки Тихоокеанского флота

Одновременная закладка двух подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» на заводе «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге запланирована на 1…

Массогабаритные характеристики УКСК позволяют устанавливать его на морские платформы разного водоизмещения — малые ракетные корабли (МРК), корветы, фрегаты, БПК и пр. В ноябре 2017 года газета «Известия» со ссылкой на Главное командование Военно-морского флота РФ сообщила о модернизации УКСК. Обновлённый комплекс (УКСК-М) получит возможность применять «Цирконы» и зенитные ракеты.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил, что зенитные ракеты через УКСК-М будут запускаться на кораблях, где установлен комплекс ПВО 3К96-2 «Полимент-Редут». Возможности системы позволяют перехватывать цели на дальности до 150 км, а в перспективе — до 400 км.

Эксперт прогнозирует, что «Полимент-Редут» будет установлен на строящихся фрегатах проекта 22350 («Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко», «Адмирал флота Советского Союза Исаков», «Адмирал Амелько», «Адмирал Чичагов») и корветах проекта 20380/20385 («Ретивый», «Строгий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Резкий», «Проворный»).

Как пояснил собеседник RT, использование УКСК позволяет рационализировать использование внутреннего пространства судна. Кроме того, унификация снимает необходимость направлять бюджетные средства на разработку, производство и эксплуатацию разных пусковых установок.

«В обозримой перспективе большая часть ударных кораблей ВМФ, за исключением МРК, будет оснащена стрельбовым комплексом, позволяющим использовать «Калибры», «Ониксы», зенитные ракеты и «Цирконы», — рассуждает Корнев.

Атомное превосходство

К главным достижениям отечественного судостроения эксперты относят введение в строй новых кораблей проектов «Борей-А» и «Ясень-М».

Машины проекта 885М («Ясень-М») были разработаны конструкторами АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург). Строительство атомных субмарин данного класса ведётся в Северодвинске, на предприятии АО «ПО «Севмаш».

Также по теме


«Укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «Грайворон»

Черноморский флот РФ пополнится малым ракетным кораблём «Грайворон», оборудованным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». В…

Многоцелевые АПЛ предназначены для поражения боевых надводных кораблей, транспортных средств, подводных лодок и наземных объектов противника. «Ясени» оснащены восемью вертикальными пусковыми установками, способными запускать крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Также АПЛ несут на борту по 30 торпед калибра 533 мм.

В начале мая на баланс ВМФ России была принята АПЛ проекта 885М «Казань» — судно стало головным крейсером серии.

Как ранее сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, вторая субмарина проекта 885М, «Красноярск», может быть спущена на воду в августе этого года.

Первый серийный ракетоносец проекта 995А («Борей А») «Князь Олег» был спущен на воду летом 2020 года. Об этом сообщили в ПО «Севмаш», занятом выпуском кораблей этой серии. Как уточнил в апреле 2021 года гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, АПЛ «Князь Олег» будет передана флоту в октябре.

Подводные корабли проекта «Борей» должны заменить устаревшие АПЛ третьего поколения 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Начиная с 2013 года ВМФ получил три ракетоносца проекта «Борей»: К-535 «Юрий Долгорукий», АПЛ К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
  • РИА Новости

Параллельно велась разработка модернизированной серии АПЛ проекта 995А («Борей-А»). Головной корабль серии К-549 «Князь Владимир» был передан военным в 2020 году.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

«Бореи» обеих модификаций несут на борту 16 МБР «Булава» с ядерными боезарядами. Одним из важных преимуществ АПЛ проекта «Борей» считается малая заметность. Она обеспечивается использованием звукопоглощающих материалов. Всего планируется построить десять кораблей этой серии.

Как отметил Владимир Поспелов в комментарии РИА Новости, Россия может продолжить строительство стратегических подводных ракетоносцев проекта 995 и после сдачи законтрактованных на сегодняшний день кораблей.

Также по теме


Гибридная субмарина: что представляет собой российский погружающийся патрульный корабль «Страж»

Российское Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Рубин» ведёт разработку ныряющего патрульного корабля «Страж». Об этом сообщили в…

«Серия может быть продолжена. Проект показал себя как удачный, имеет хорошие перспективы по модернизации», — пояснил он.

Он также напомнил, что суммарно возможное количество носителей МБР с ядерными боезарядами определяется договором СНВ-3.

Как отмечают эксперты, флот играет важнейшую роль в качестве компонента стратегических ядерных сил страны.

«Известно, что именно баллистические ракеты подводных лодок составляют значительную долю в нашем потенциале стратегического ядерного сдерживания. Это самый скрытный и самый мобильный компонент наших стратегических ядерных сил. В этом смысле флот должен в первую очередь обеспечивать оперативное развёртывание, прикрытие районов применения наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения», — пояснил Виктор Мураховский. 

Вторая важная задача ВМФ — обеспечение безопасности мореплавания и границ ближней морской зоны. Её выполняют корветы, малые ракетные и патрульные катера.

«Флот должен восстанавливать свои возможности, этот процесс мы сейчас и наблюдаем», — добавил эксперт.

Похожее мнение высказал и Игорь Коротченко.

«Флот обеспечивает ядерное сдерживание своей морской стратегической компонентой. Также ВМФ вносит свой вклад в потенциал неядерного сдерживания. Особую роль сегодня играют морские носители крылатых ракет «Калибр»», — подытожил эксперт.

Под широкий круг задач

По словам Сивкова, корабли проекта 20380 являются носителями 16 ракет X-35, корветы усовершенствованного проекта 20385 будут вооружены восемью «Уранами» и восемью «Калибрами». Дальность стрельбы детища ОКБ «Новатор» по морским целям составляет 375 км, по наземным — 1,4—2,7 тыс. км.

«Корветы проекта 20380 заточены под выполнение тактических задач в ближней морской зоне. Однако функционал сторожевых кораблей проекта 20385 будет шире. «Калибры» позволяют им стать грозной военно-морской силой, способной выполнять более широкий круг задач», — сказал Сивков.

Помимо «Калибров» корабли проекта 20385 получат модификацию зенитного комплекса «Редут» с 16 ячейками (против 12 единиц у корветов проекта 20380), где могут размещаться несколько ракет различной дальности.

Строительство сторожевых кораблей проекта 20385 развёрнуто на ОАО «Северная верфь» (Санкт-Петербург). До конца года в состав ТОФ может войти корвет «Гремящий». В сентябре после проверки специальной комиссией на корабль заселился экипаж для последующего проведения ходовых испытаний. 7 июня на сайте госзакупок появилась информация о том, что на «Гремящем» будут проводиться пуски сверхзвуковой ракеты 3М55 «Оникс».

30 июня 2017 года начальник управления кораблестроения ВМФ РФ контр-адмирал Владимир Тряпичников рассказал журналистам, что серийное производство кораблей проекта 20385 ограничится четырьмя единицами. Командование военно-морского флота намерено вложить средства в создание корветов проекта 20386, которые будут более «современными и мощными».

«Можно констатировать, что в первую очередь он (корабль проекта 20386. — RT) отличается энергетическим комплексом… Это импортозамещение, это новая энергетическая установка, которая даст этому кораблю большие мореходные качества, большую скорость», — отметил Тряпичников.

Также, как добавил контр-адмирал, новейший сторожевой корабль получит многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон».

28 октября 2016 года на «Северной верфи» был заложен головной корабль проекта 20386, получивший название «Дерзкий». Водоизмещение корвета составит 3,4 тыс. т, длина — 109 м, ширина — 13 м, скорость — 30 узлов (55 км/ч), дальность плавания — 5 тыс. миль (8 тыс. км), экипаж — 80 человек.

«Главными особенностями перспективного корвета являются сбалансированный состав вооружения, включающий временно устанавливаемые образцы модульного исполнения, интегрированную информационно-управляющую систему открытой архитектуры, новое радиоэлектронное вооружение, роботизированные комплексы», — сообщил в августе в интервью ТАСС гендиректор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.

По его словам, корабль проекта 20386 будет отличаться от предшественников «волнопрорезывающей» формой корпуса и комбинированной газотурбинной установкой «с частичным электродвижением». Также корвет будет оснащён автономными подводными аппаратами, безэкипажными катерами и беспилотниками. ВМФ рассчитывает получить не менее десяти подобных кораблей.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев рассказал, что ещё одной особенностью корветов проекта 20386 является принцип модульности, который позволит менять типы вооружения. Основу арсенала корвета составят ракеты «Калибр», «Оникс», ЗРК «Редут», торпедный комплекс «Пакет-НК», артиллерийские установки АК-630М и А-190-01.

«Корветы проекта 20386 будут крупнее предшественников и, соответственно, будут обладать более серьёзными ударными и разведывательными возможностями. На мой взгляд, такой подход отражает стремление командования ВМФ выводить малые сторожевые корабли с закрытых морских театров для выполнения более широкого круга задач», — подчеркнул Корнев.

Путин выразил соболезнования в связи с крушением индонезийского Boeing

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно

Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага»

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз

Япония

После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Порт Сингапура

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

После прихода к власти Гитлера Германия тайно приступила к строительству больших кораблей. В конце тридцатых годов был разработан так называемый план «Z», в соответствии с которым немцы собирались построить восемь линкоров, пять тяжелых крейсеров, четыре авианосца и 12 крейсеров меньшего тоннажа. «Гвоздями» программы предстояло стать линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц». Англо-германское соглашение по морским вооружениям от 1935 г. позволяло Германии построить два 35 000-тонных линкора, но по своему водоизмещению «Бисмарк» и «Тирпиц» превышали установленный лимит.

Подробнее…

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

О миноносцах и других суднах первого класса

К военным кораблям первого ранга принадлежат эскадронные миноносцы. Эти суда вооружаются ударными и зенитно-ракетными комплексами. Данная категория представлена также противолодочными и десантными кораблями с водоизмещением от 6 до 11 тыс. т. Используются для слежки, транспортировки войск и боевой техники. Выполнение разведки осуществляется подводными боевыми кораблями первого ранга. Кроме того, с их помощью скрытым образом ставятся минные заграждения. Такие суда имеют двойной корпус и водоизмещение в пределах от 6 до 10 тыс. т. В корабле имеются торпедные аппараты, атомные установки и крылатые ракеты – основные средства для эффективного уничтожения авианосных ударных групп и подводных лодок противника. С 2013 года на службе ВМФ России состоит судно «Юрий Долгорукий». Данная модель является атомной подводной лодкой. Приписана в Гаджиево (Северный флот). Порт Западная Лица стал местом приписки для многоцелевой атомной подводной лодки «Северодвинск».

В составе Северного флота подлодка с 2014 года. С 2001-го используют атомную подводную торпедную лодку К-355 «Гепард». На Северном флоте к подводным кораблям специального назначения можно отнести атомную подлодку «АС-31», которая принята в 2010 году, дизельную «Саров» Б-90 (2008 г.) и дизель-электрическую «Санкт-Петербург» Б-585. Последняя была принята в 2010 году.

Общая характеристика и виды судов 4 ранга

Корабли 4 ранга представляют собой линейные суда и боевые катера. Водоизмещение в данном классе от 100 до 500 тонн. Эти морские единицы ВМФ также не имеют гюйса. В задачи кораблей входит патрулирование и иные охранительные действий в прибрежной зоне морей страны, зоне Военно-Морских Баз и на рейдах. Причем выполнять свои задачи они могут как в составе соединений, так и самостоятельно.

Тральщик (базовый и рейдовый) предназначен для поиска, обнаружения, траления и уничтожения якорных и донных мин, выставления минных заграждений на рейдах, в акваториях ВМБ и прибрежной морской зоне в целях охраны водного района. Основным вооружением тральщика являются различные виды поисковых аппаратов и тралов.

Десантный катер — малый надводный корабль с дизельной установкой водоизмещением 60-280 тонн, предназначенный для выгрузки десанта и техники на необорудованный берег.

Боевой ракетный, артиллерийский и противодиверсионный катер — малый боевой корабль, в задачи которого входит нанесение ударов по боевым и транспортным кораблям противника в стесненных прибрежных акваториях. Также корабли служат для охраны водного района и для несения дозорной службы на рейдах и во внутренних морских водах страны. На боевых катерах в основном размещается артиллерийское и ракетное вооружение разного калибра.

«Петр Великий»

Является тяжелым атомным ракетным крейсером. Как утверждают специалисты, этот военный корабль России считается самым большим из всех неавианесущих ударных судов в мире. Способен в одиночку уничтожить группу вражеских авианосцев. Крейсер создан по проекту «Орлан» 1144. Сегодня является единственным находящимся на плаву кораблем данного проекта.

Местом строительства «Петра Великого» стал Балтийский завод. Для мореходных испытаний военный корабль России был готов в 1989 году. После тестирования судно в течение 9 лет еще дорабатывалось, после чего было окончательно готово к эксплуатации. Кораблем пройдено 140 тыс. миль. «Петр Великий» является флагманом Северного флота ВМФ Российской Федерации. Приписан в Североморском порту. Ширина корабля составляет 28,5 м, общая длина – 251 м. Крейсер с полным водоизмещением 25860 т. «Петр Великий» оборудован двумя ядерными реакторами, мощность которых достигает до 300 Мегаватт, двумя котлами, турбинами и газотурбогенераторами. Как утверждают специалисты, вырабатываемой ими энергии достаточно для города с населением около 200 тыс. человек. Крейсер движется со скоростью не более 32 морских узлов, обладает неограниченной дальностью плаванья. В экипаже корабля 727 человек. Автономно военный корабль России может плавать в течение 60 дней.

«Петр Великий» вооружен противовоздушным ракетным комплексом С-300 Ф «Риф» с 96-ю ракетами, для которых предусмотрен вертикальный запуск, пусковыми установками СМ-233 в количестве 20 штук. Вражеские цели, расположенные на расстоянии до 700 тыс. м, поражаются с помощью крылатых ракет «Гранит» П-700. Кроме того, военный корабль оборудован артиллерийской установкой АК-130, противовоздушной системой «Кортик», запас ракет которой составляет 128 единиц и реактивными установками бомбометания РБУ-1000 и РБУ-1200 «Смерч-3». Противостоять атакам противника под водой, российское судно может с помощью двух противолодочных ракетно-торпедных комплексов «Водопад» и одного противоторпедного комплекса «Удав-1М». На борту корабля базируются противолодочные вертолеты «Ка-27» в количестве трех единиц.

Ракетный крейсер “Москва”

За безукоризненное выполнение поставленных задач награжден орденом Нахимова в 2016 году

Еще одним претендентом на звание “самый большой корабль в РФ” является ракетный крейсер “Москва”.

Это один из самых больших российских военных кораблей, но самым большим крейсером в России все же остается Петр Великий.

Длина этого корабля составляет почти 187 метров, ширина – почти 21 метр. Этот корабль был построен Николаевским судостроительным заводом (Украина) в конце 80-х годов прошлого века, и до сих пор успешно эксплуатируется, однако в 2018 году встал на капитальный ремонт. В составе СССР носил имя “Слава”, затем был переименован, когда стал частью флота РФ.

«Не имеют аналогов в мире»

Головной корабль проекта 20380 — корвет «Стерегущий» — был заложен в декабре 2001 года в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе «Северная верфь». В феврале 2008 года после успешного окончания госиспытаний он стал частью ВМФ России.

В середине октября 2011 года Балтийский флот пополнился корветом «Сообразительный». В мае 2013-го корабль «Бойкий» вошёл в боевой состав того же флота. Годом позже, во время праздничных мероприятий, посвящённых Дню ВМФ, на корвете «Стойкий» был поднят Андреевский флаг.

В 2017 году в состав Тихоокеанского флота вошёл корабль проекта 20380 «Совершенный», а в 2018-м — «Громкий». В июне текущего года они вернулись во Владивосток из первого дальнего похода.

Также по теме


«Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России

Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…

«Эти корветы впервые совместно решали задачи в Азиатско-Тихоокеанском регионе в длительном отрыве от пункта базирования. В течение 84 суток похода они прошли более 16 тыс. морских миль. Командующий ТОФ отметил, что новые корабли показали себя с хорошей стороны и подтвердили свои технические возможности», — сообщали тогда в Минобороны.

Весной этого года на воду спустили корвет «Ретивый». Кроме того, достраиваются ещё два корабля проекта 20380 — «Строгий» и «Резкий».

Корветы этого типа могут действовать в ближней морской зоне и вести борьбу с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту.

«В проекте воплощены новейшие решения по уменьшению физических полей корабля, удалось значительно снизить радиолокационную заметность корветов за счёт применения инновационных материалов и архитектурной компоновки корпуса и надстройки», — рассказали 25 декабря в российском оборонном ведомстве.

Ранее в министерстве также отметили, что наличие в составе ВМФ корветов проекта 20380 «позволит повысить эффективность обнаружения и уничтожения субмарин, надводных кораблей, судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья, морских коммуникаций».

  • Корвет «Громкий»

«По целому ряду технических характеристик и составу вооружения сегодня строящиеся корветы не имеют аналогов в мире и обладают большим модернизационным потенциалом. Это современные корабли, оснащённые новейшим радиолокационным комплексом МФРЛК, перспективным зенитным ракетным комплексом «Редут», современным противокорабельным комплексом «Уран», противолодочным комплексом «Пакет-НК» и универсальными пусковыми установками, способными нести перспективные ракеты «Циркон», — говорится в сообщении министерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector