Танк «меркава»

Содержание

  • 1 Причины создания оружия в Израиле
  • 2 Артиллерия / миномёты 2.1 Давидка

3 Гранатомёты
4 Стрелковое оружие

  • 4.1 Negev

4.2 Тавор
4.3 Узи
4.4 Галиль
4.5 Кривоствольное оружие
5 Танки и бронетехника

  • 5.1 Меркава

5.2 Другие машины
6 Система активной танковой защиты

  • 6.1 Трофи

7 Авиация

  • 7.1 Lavi

7.2 Кфир
7.3 Беспилотники
8 Ракеты, ядерное оружие и ПВО

  • 8.1 Ядерное оружие

8.2 Хец-2
8.3 Иерихон
8.4 Gabriel
8.5 Железный купол
9 Космические аппараты
10 Боевые роботы

  • 10.1 Guardium

10.2 Amstaf
10.3 VIPeR
10.4 Avantguard UGCV
10.5 Nahshon
10.6 «Бионический шершень»
10.7 Eyedrive
10.8 Eyeball
10.9 Pincher
10.10 Робот-змея
10.11 Морской робот
10.12 Роботы пулемётные вышки
11 Видеогалерея
12 Источники

«Меркава Mk.4»

Меркава Mk.4

В отличие от предыдущих моделей, оснащавшихся различными модификациями дизеля «Teledyne Continental Motors» (англ.)русск. AVDS-1790 с воздушным охлаждением, на «Меркава Mk.4» установлен дизель GD883 американской фирмы «General Dynamics» (лицензионное производство немецкого дизеля MTU883) с водяным охлаждением мощностью 1500 л. с. Двигатель выполнен в едином блоке с 5-скоростной автоматической трансмиссией Renk RK 325.

Значительно изменилась конфигурация броневых модулей башни, орудие оснащено маской. Также значительно усилено бронирование крыши: габарит бронирования возрос и покрывает всю крышу, а не только переднюю часть, как на моделях Mk.3B и Mk.3D. В результате этих мер заряжающий был лишён люка, а массивный люк командира открывается только с помощью специального механизма. Убраны решётки забора воздуха на нишах (осталась только решётка выхлопа с правой стороны). Модернизации подверглись миномёт и ходовая часть.

Верхняя лобовая деталь теперь лишена выпуклости, что улучшило обзор механика-водителя, кроме того, водитель получил видеокамеру заднего обзора. Прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и боевой информационной системой «Цаяд» («Охотник»).

На танке установлено новое орудие MG253, рассчитанное на повышенное давление пороховых газов. В нише башни за броневой перегородкой установили электрический барабанный механизм на 10 снарядов, подающий снаряды заряжающему (остальные 36 снарядов размещены, как и прежде, в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса). «Меркава Mk.4» была принята на вооружение в 2004 году. В 2005 году завершено перевооружение регулярной 401-й бригады на новые танки. К 2013 году планируется перевооружить на «Меркава Mk.4» ещё две бригады: регулярную 7-ю и резервистскую.

После войны 2006 года было принято решение об оснащении танка комплексом активной защиты (КАЗ) «Трофи» израильского производства, предназначенной для уничтожения угрожающих танку снарядов ПТРК/РПГ. Следует отметить, что танк изначально имел возможность установки активной защиты, но вследствие недостаточного финансирования не оснащался ею. Серийное производство танков, оснащенных КАЗ «Трофи», получивших обозначение «Меркава Mk.4M», началось в конце 2008, а весной 2009-го они начали поступать в войска. 1 марта 2011 года система активной защиты была успешно испытана в боевых условиях в районе сектора Газа. В июне 2012-го было завершено оснащение 401-й бригады КАЗ «Трофи».

В июне 2010 года танк был рассекречен и выставлен на 10-й международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО «Евросатори 2010» в Париже в связи с поиском партнёра на дальнейшую модернизацию. Во время выставки интерес к машине проявила российская делегация во главе с начальником вооружений В. Поповкиным, для которого устроили развернутую презентацию.

Пушка

Израильский танк «Меркава-4» оборудован 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Благодаря ряду улучшений теперь она способна выдержать повышенное давление, что позволяет применять здесь мощные осколочно-фугасные снаряды. Их особенность заключается в том, что уже в зарядной пушке ствола происходит программирование в зависимости от требуемой задачи. Эффективность стрельбы существенно повышает интегральный теплоизоляционный кожух, который, помимо всего прочего, уменьшает износ ствола. С пушкой спарен пулемёт (7,62 миллиметра). Штатным является 60-миллиметровый миномет новой конструкции.

За броневой перегородкой установлен полуавтомат заряжания пушки с электрическим барабаном на десять выстрелов, которые он самостоятельно автоматически передаёт заряжающему танкисту. Оставшиеся 38 снарядов упакованы в защитный контейнер, что позволяет предотвратить взрыв внутри корпуса или башни танка «Меркава-4».

Система управления огнём может похвастаться возможностью автосопровождения цели. Сюда относятся усовершенствованные телевизионный, а также тепловизионный каналы. Независимые стабилизационные прицелы имеют командир экипажа и наводчик.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ “МЕРКАВА”

Впервые танки “Меркава” Mk.1 были использованы во время боевых действий 1982 г. в Ливане. “Меркавы” продемонстрировали прекрасную боевую живучесть, тем не менее, снаряды 125-мм орудий сирийских Т-72 выводили из строя израильские танки даже при попадании в лоб корпуса и башню. По словам одного из очевидцев – советского военного советника, находившегося в боевых порядках сирийских войск, после попадания выпущенного с дистанции 1200 м снаряда 125-мм орудия в “Меркаву” с нее сорвало башню. Один из ночных боев наглядно продемонстрировал эффективность концепции Тала: защита экипажа – превыше всего. Батальон Т-72, совершая ночной марш, наткнулся на подразделение “Меркав”, ожидавших прибытия топливозаправщиков. Завязался ожесточенный бой на предельно коротких дистанциях, где экипажи Т-72 имели преимущество за счет более высокой скорострельности орудий и лучших приборов ночного видения. Всаживая снаряд за снарядом в израильские танки, стрелки “семьдесят двоек” не видели результатов – “Меркавы” не горели и не взрывались. Сирийцы отошли, зато высланная утром разведка обнаружила брошенные экипажами “Меркавы” с дырками в броне. Благодаря прекрасной системе пожаротушения и надежной защите боекомплекта ни один танк не загорелся и не взорвался!
Оценивая результаты войны в Ливане, западные специалисты очень высоко оценили новый израильский танк, отметив, что “Меркавы” уничтожали все типы сирийских танков, включая 12 “семьдесят двоек”. Появлялись сообщения о захвате незначительно поврежденных Т-72. В то же время сирийцы напрочь отрицали потери Т-72 от огня танковых пушек, и уж тем более их захват. В данном случае более правдоподобной выглядит сирийская версия, поскольку давний интерес к советскому танку проявляли США, а туда Т-72 попали только в 1987 г., после закупки нескольких машин по каналам ЦРУ в Иране. В ходе наступления “Карбала-5” иранские войска захватили 10-12 танков Т-72 у Ирака в начале 1987 г. Представляется, что имей Израиль новейшие советские танки, он бы поделился со своим “стратегическим союзником” и машинами, и информацией о них, а США не пришлось бы кланяться своим злейшим врагам в лице иранских мулл. Всего в Ливанской войне было потеряно около 50 танков “Меркава” Mk.1, причем большую часть из них впоследствии восстановили (имеется информация, что безвозвратные потери составили всего семь машин). Показательно, что только девять человек из числа экипажей подбитых “Меркав” были убиты, и ни один из 50 пораженных танков не загорелся!  Потери в экипажах М60А1 были гораздо более высокими. В то же время опыт войны совершенно ясно показал недостаточность бронезащиты при прямом попадании 125-мм бронебойных снарядов, в результате чего пришлось спешно разрабатывать модификацию “Меркавы” с усиленным бронированием. Боевые действия в Ливане были последней крупномасштабной войной на Ближнем Востоке. Однако на протяжении всех последующих лет напряженность в этом районе сохраняется, и израильская армия периодически привлекается к ведению боевых действий против различных арабских вооруженных формирований. Весьма показательными в этом плане стали события осени 1997 г., когда израильская армия вела бои с формированиями организации “Хезболлах” на территории Южного Ливана. В сентябре-октябре арабам удалось уничтожить три танка “Меркава” Mk.3 с помощью ПТУР 9К111 “Фагот”. Ранее из зоны безопасности вблизи границы с Израилем были выведены танки М60, оснащенные динамической защитой “Блейзер”. как крайне уязвимые к воздействию противотанковых средств. Первая “Меркава” была уничтожена в конце сентября. Ракета попала в башню, погиб командир танка. 13 октября был подбит еще один| танк, члены экипажа серьезных ранений не получили. 18 октября две ПТУР подожгли танк, погиб один член экипажа. Потеря трех танков достаточно тяжело отразилась на моральном дух танкистов, а командование рассматривало вопрос о выводе тяжелой техники из зоны безопасности. В тоже время, удачный обстрел израильских танков ПТУРами еще не говорит о слабости их защиты. “Меркавы” в Южном Ливане, как и любые танки в подобной ситуации, выполняли несвойственную танкам роль. Их использовали в качестве неподвижных огневых точек, своего рода бронированных фортов, на перекрестках дорог и горных перевалах. Нападающие легко могли выбрать удобное для них время нападения и сектор обстрела.

Вооружение

На танке Merkava Mk. 4 установлена 120-мм гладкоствольная пушка MG253, изготовленная на предприятиях концерна Israel Military Industries. Для облегчения ее зарядки предусмотрен электрический барабанный механизм, подающий снаряды заряжающему, что положительно сказывается не только на скорострельности, но и на физическом состоянии солдата.

В боекомплект главного орудия танка Merkava Mk. 4 входят как обычные унитарные боеприпасы, так и управляемые ракеты. Среди них стоит отметить современный многоцелевой боеприпас M339 Kalanit. Его особенность состоит в том, что взрыватель в нем программируется уже в зарядной камере, что позволяет настроить его наилучшим образом для максимально эффективного поражения выбранной цели.

Что же касается управляемых ракет, то на вооружении Merkava Mk. 4 стоит отлично зарекомендовавшая себя легкая противотанковая управляемая ракета LAHAT (англ. LAser Homing ATtack missile), хорошо известная далеко за пределами Израиля. Данное устройство с кумулятивной тандемной боевой частью способно поразить цель на дистанции до 8 км.

Конструкция

В танках Merkava была реализована принципиально новая схема компоновки, а именно: размещение двигательной установки и трансмиссии в передней части корпуса. Так как большинство попаданий в танк приходится именно на лобовую его проекцию, такое решение позволяет обеспечить дополнительную защиту экипажа.

Израильский танк оснащен инновационной модульной системой пассивной брони, конфигурация которой может быть оперативно изменена для наилучшего соответствия характеру поставленной задачи. В сравнении с предыдущими модификациями танка Merkava Mk. 4 имеет усиленную нижнюю часть корпуса для лучшей защиты от мин, а также бронированную крышу башни для улучшения обороны от противотанковых ракет нового поколения, способных атаковать машину сверху. В отличие от прочих модификаций Merkava, танк не имеет люка заряжающего, а тяжелый люк командира можно открыть только при помощи специального механизма. Комплекс данных мероприятий позволил отказаться от применения динамической защиты, детонация которой может угрожать собственной пехоте и бронетехнике, двигающейся рядом с танком.

Помимо пассивной брони система защиты модели Merkava Mk. 4 включает в себя современный комплекс активной танковой защиты Trophy, благодаря которому машина не получает повреждений от противотанковых ракет. Комплекс Trophy отслеживает выпущенные по танку ракеты, рассчитывает траекторию их полета, после чего посылает сигнал пусковым устройствам на отстрел в сторону приближающейся ракеты защитных элементов в виде металлических шаров. Высокая эффективность такого механизма подтверждена в реальных боевых условиях.

Стальные шары, висящие на цепях на задней части башни танка Merkava — простое и действенное решение для защиты от ПТУР и гранат РПГ

Вообще, вопрос безопасности отработан в израильском танке на самом высоком уровне. Это прослеживается не только в наличии таких жизненно важных элементов, как башня инновационной снарядоустойчивой формы, модульная система пассивной брони или новейший комплекс активной защиты, но и в прочих, на первый взгляд, незначительных мероприятиях. К примеру, боеприпасы к главному орудию хранятся в специальных огнеупорных контейнерах из стекловолокна и резинового теплоизоляционного покрытия, благодаря чему практически полностью исключена опасность их детонации в результате возгорания внутри машины. В целом можно заявить, что экипажам БМ Merkava Mk. 4 на сегодня обеспечена наилучшая защита среди современных основных боевых танков мира

При этом особое внимание при конструировании танка было уделено не только его защите, но и удобству работы экипажа

Просторное боевое отделение позволяет каждому из его членов выполнять свою задачу в относительно комфортных условиях, а в случае необходимости взять на борт вторую команду, что дает возможность использовать танк практически круглосуточно: пока работает один экипаж, второй может отдохнуть. Также характерной особенностью израильского танка стало наличие в корме отсека, используемого для транспортировки десанта или эвакуации раненых с поля боя, что значительно расширяет его оперативные возможности.

Командир танка Merkava располагается справа в башне, наводчик — слева

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.

В данной статье поговорим о вооружении. Разберём подробно три модели самых распространённых израильских танков, рассмотрим их боевые характеристики и применение.

Конструкция танка Merkava

Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.

В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.

Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.

В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.

Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.

Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.

Танк «Меркава» Mk 2

Description[edit]

The Merkava is an ancient heavy battle tank design that started its service life with the Terran Alliance when the Mk. I first deployed in ; after the formation of the Terran Hegemony in the early twenty-fourth century, the Merkava Mk. II became a key component of the Hegemony Armed Forces armored units from its introduction in . The Merkava, produced by Leopard Armor of Terra, was deployed as a front line battle tank throughout the Age of War. The tank gained a kind of symbolic status during its service in the Terran Hegemony and had seen multiple revisions of its basic design over the course of the three centuries it was in service, with the last version produced by the Hegemony — the Mk VIII — finally ending production after being declared obsolete by the end of the Reunification War in . By the time it was declared obsolete the Mk. VIII had been in service for over a century, having first been added to the HAF inventory in .

Perhaps the most important part the Merkava played in history was serving as the opposing force for the first BattleMech, the Mackie’s live-fire combat trial. Four remote-controlled Merkava Mk VIs were destroyed in such a fashion as to shock the observers, sealing the BattleMech’s rise to the position of king of the battlefield.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой

В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает

Вооружение

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Проектирование

История танка «Меркава-4» началась с модификации «Меркава-1». Изначально в создании проекта принимало участие всего лишь 35 специалистов. Благодаря своему большому авторитету генерал Таль смог минимизировать всевозможные бюрократические нюансы

При разработке машины особое внимание уделялось не столько маневренности и огневой мощи, сколько обеспечению наиболее возможной защиты экипажа. По задумке жизнь солдат должна была сохраняться даже при полном выведении из строя танка

Поскольку, по статистике, главной причиной гибели персонала являлась детонация боезапаса, членов экипажа и боекомплект нужно было надёжно прикрыть. В августе 1970 года был утверждён окончательный проект танка «Мераква-1», после чего началось серийное производство модели.

Конструкция «Меркавы»

Особенности как климата, так и небольшого размера Израиля позволили сделать уникальный по своим характеристикам танк. Главное отличие состояло в расположении в носовой части двигателя и трансмиссии.

Его можно было использовать для безопасной транспортировки пехоты или грузов. Но у такой компоновки есть и минусы. Среди них особо выделяются перевес и значительные колебания из-за смещения центра тяжести, а так же горячие восходящие потоки воздуха из двигателя, сбивающие прицельные приспособления.

Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель, расположен в корпусе. Его место сделано в полулежачем положении, революционное решение, одно из первых, позволившее уменьшить силуэт машины.

Есть и минусы, расположение трансмиссии и двигателя подвинуло мехвода далеко влево, сократив сектор обзора. На свое место боец попадает либо через верхний люк в бронекорпусе, либо вместе с остальными членами экипажа через корму и боевую часть. Три оставшихся танкиста сидят в боевой части, наводчик справа от орудия, позади него командир, а слева заряжающий. Все члены экипажа расположены как можно ниже в корпусе, чтобы в случае попадания и пробития брони шансов уцелеть было больше.

Башня танка имеет клиновидную форму для увеличения вероятности рикошета от выстрела противника. В ней установлено подвижное орудие (отличающееся в зависимости от модификации танка), а также крупнокалиберный пулемет и пара стандартных единых пулеметов (схема установки зависит от модификации). Башня, так же как и корпус, сварного типа.

Одна из визитных карточек башни – подвешенные металлические грузы на цепочках. Они необходимы для предотвращения попадания в зазор между корпусом и башней гранат, кумулятивных снарядов и прочих потенциально опасных предметов. Еще одна особенность танка, большая по современным меркам масса. Поскольку перевозка танков не представляет особой проблемы, из-за небольших размеров страны, инженеры получили по сути карт-бланш на любые изменения в массе, не мешающие силовой установке.

Изготовление силовых установок ведется на территории США. Трансмиссия также американская, но адаптированная под особенности, как климата, так и тактики использования БТВ.

Ходовая независимого типа, имеющая основой легендарную конструкцию Джона Кристи. С каждой стороны израильского танка «Меркава» стоят по шесть обрезиненных катков и по пять поддерживающих роликов. Инженеры отказались от торсионной подвески, это дало возможность усилить бронирование днища. Подрыв на мине экипажу «Меркавы» страшен только необходимостью менять гусеницы. Сами гусеницы имеют 110 траков, шириной 640 мм.

Вооружение первых моделей составляла лицензионная американская 105-мм пушка М68, спаренная с пулеметом. В боевую укладку входило 62 выстрела, фугасные, бронебойные, подкалиберные снаряды. На более поздних моделях установлено 120-мм гладкоствольное орудие MG251, а потом и более совершенное MG253. Дополнительным вооружением можно считать не только крупнокалиберные пулеметы Браунинг, но даже 60-мм миномет, приваренный на башню.

Производство танка на 28% сосредоточено за рубежом, причем это жизненно важные двигатели и некоторые другие системы. Остальное производят и ремонтируют в Израиле, в том числе импортные запчасти.

Модификации танка Merkava

«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.

«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.

«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.

«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.

«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.

Танк «Меркава» Mk 3

«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.

«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883  (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.

Боевое применение

7.1 Ливанская война 1982 года

В первых для себя боях танк участвовал в 1982 году во время Ливанской войны. Всего в ней участвовало 1000 машин. Как считают эксперты, они показали себя в боевых условиях очень эффективными. Особенно это утверждение касается обеспечения безопасности экипажей. За время войны из строя были выведены 34 единицы. Следует сказать, что такие инциденты случались не только непосредственно в боях, но и по таким причинам, как слишком высокая температура воздуха, перегревы мотора, засорение песком фильтров.

7.2 Вторая ливанская война 2006 года

Во Второй ливанской войне принимали участие танки «Меркава Mk.3», «Меркава Mk.2» и «Меркава Mk.4» общим количеством 400 единиц. В большинстве случаев они эксплуатировались для эвакуации раненых и поддержки пехоты. В боевых условиях они понесли многочисленные потери, самой устойчивой оказалась «Меркава Mk.4».

7.3 После 2006 года

Летом 2007 года «Меркава-4» была подбита из-за плотного огня РПГ. Двое из членов экипажа отделались легкими осколочными ранениями. В декабре 2010 года в «Меркаву-3» попала ракета Ат-14 «Корнет». Экипаж не пострадал.

Весной 2011 года танк, дополненный комплексом активной защиты «Трофи» обстреляли ручным противотанковым гранатометом. «Трофи» своевременно зафиксировала угрозу и выпустила средства нейтрализации, из-за чего ракета была ликвидирована на безопасном расстоянии. Затем она еще не один раз демонстрировала свою эффективность.

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых

Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок. Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы

Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков

Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» — один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector