Mq-1 predator

Разработка

ЦРУ и Пентагон начали экспериментировать с беспилотными разведывательными аппаратами (дронами) в начале 1980-х годов. ЦРУ предпочитало небольшие и легкие дроны, в отличие от ВВС США, видевших в беспилотниках также и ударную силу. В начале 1990-х годов ЦРУ заинтересовалось БПЛА «Амбер»,  разработанным компанией Leading Systems, Inc. Владелец компании Авраам Карем прежде был главным дизайнером израильских ВВС, он иммигрировал в США в конце 1970-х годов. Карем создал тихий двигатель для БПЛА, звучавших прежде как «газонокосилки в небе». Новая разработка стала известна как «Хищник».

General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) получила контракт на разработку Predator в январе 1994 года. Первый полет нового беспилотника состоялся 3 июля того же года в Эль-Мираж (аэродром в пустыне Мохаве). В результате у компании GA-ASI были приобретены три комплекта, состоявшие из двенадцати сбеспилотников и трех наземных станций управления.

Первоначально система Predator называлась RQ-1 Predator. «R» — это обозначение Министерства обороны Соединенных Штатов для разведки, а «Q» относится к беспилотной авиационной системе. «1» обозначает БПЛА как первый из серии авиационных систем, построенных для беспилотной разведки. В 2002 году ВВС США официально изменили обозначение на MQ-1 («M» для многоцелевого использования), чтобы показать его расширенный функционал в качестве вооруженного беспилотника.

Конструкция MQ-1 Predator

Беспилотные самолеты MQ-1 Predator состоят из унифицированных авиационных электрических, механических и радиоэлектронных узлов, используемых на пилотируемых самолетах. Такой подход позволил создать действительно надежный самолет. Бортовое оборудование представляют радиолокационная станция с апертурой антенны, 2 цветных телевизионных камеры, лазерный дальномер-целеуказатель, ИК-системы с 6 полями зрения и аппаратура РТР/РЭБ. Оптоэлектронные средства находятся в шарообразном обтекателе.

БПЛА спроектирован по нормальной аэродинамической схеме. Он оборудован четырехцилиндровым двигателем. Тип посадки и старта – аэродромный, при этом применяется управление оператора или автоматика.

MQ-1 Predator видео

Для связи MQ-1 Predator с наземной станцией применяются спутниковые радиолинии. Таким образом, можно получить достоверную информацию, не ограничиваясь зоной прямой радиосвязи.

В США в 2001 году с самолета впервые запустили противотанковую ракету AGM-114 «Хеллфайр».

MQ-1 Predator характеризуется следующими модификациями:

  • RQ-1 – беспилотный разведывательный летательный аппарат;

  • MQ-1 А/В представляет собой беспилотный ударный летательный аппарат;

  • RQ-1 Predator XP является экспортным вариантом, который не в состоянии нести вооружение (5 млн долларов – минимальная стоимость);

  • MQ-1C Grey Eagle – усовершенствованный вариант MQ-1, оборудованный новым двигателем, имеет увеличенную нагрузку и размах крыла.

Потери[править | править код]

Сбитый американский MQ-1 Predator в Белградском музее авиации

По российским заявлениям, с 1997 года до 18 января 2010 года ВВС США потеряли 58 MQ-1/RQ-1 Predator.

По данным США потери были выше, к 16 марта 2009 года было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, из них 4 были сбиты, 11 потеряны в ходе боевых действий по иным причинам и 55 были потеряны в результате отказа оборудования, ошибки пилота и по иным причинам.

В течение 2015 года потери США составили 10 уничтоженных и серьёзно повреждённых БПЛА «Predator» (один из которых был сбит, а остальные выведены из строя или потеряны по небоевым причинам).

Развёрнутая информация имеется о следующих потерях БПЛА этого типа:

Дата Модификация и бортовой номер Место Военный конфликт Описание
14.08.1995 н/д Босния Боснийская война Сбит огнём ПВО
14.08.1995 н/д Босния Боснийская война Разбился из-за отказа двигателя
18.04.1999 RQ-195-3017 Босния, в районе военного аэродрома Тузла Война НАТО против Югославии Разбился из-за отказа топливной системы
13.05.1999 95-3019 Союзная Республика Югославия, деревня Биба Война НАТО против Югославии Сбит югославской армией из ЗРК «Стрела-1М»
20.05.1999 95-3021 Союзная Республика Югославия, деревня Талиновце Война НАТО против Югославии Сбит югославской армией по одной версии из стрелкового оружия, по другой версии с помощью ЗРК «Стрела-1»
14 сентября 2000 RQ-1A США, штат Невада Авария при совершении посадки на испытательном полигоне авиабазы ВВС США Неллис
26 августа 2001 «Predator» Ирак, в районе города Басра БПЛА был сбит средствами ПВО Ирака при выполнении разведывательного полёта в воздушном пространстве Ирака. Министерство обороны США официально признало потерю БПЛА, но не комментировало, при каких обстоятельствах был утрачен БПЛА
декабрь 2001 н/д Афганистан, вблизи населённого пункта Шамангал Война в Афганистане (с 2001) Предположительно сбит средствами ПВО талибов
22 января 2002 н/д Афганистан Война в Афганистане Разбился в результате технической неисправности, он стал третьим аппаратом данного типа, который США потеряли с начала операции в Афганистане. Причиной потери БПЛА стал отказ двигателя
18 мая 2002 н/д Афганистан Война в Афганистане Разбился в результате технической неисправности в 25 км от города Джейкобабад
23.12.2002 н/д Ирак Сбит перехватчиком МиГ-25 ВВС Ирака, по ряду данных — во время попытки обстрелять МиГ-25 ракетами «Стингер» с небольшой дистанции.
20 января 2003 н/д Пакистан Война в Афганистане Разбился во время тренировочного полёта над южной частью Пакистана
весна 2003 н/д Ирак вторжение в Ирак Уничтожение БПЛА вооружёнными силами Ирака официально подтвердило министерство обороны США
февраль 2007 MQ-1 «Predator» Афганистан Война в Афганистане Разбился в 60 милях к северо-востоку от города Джелалабад по причине технической неисправности
июнь 2008 MQ-1 «Predator» Афганистан Война в Афганистане Разбился в шести милях к югу от авиабазы Кандагар
ноябрь 2008 н/д Афганистан Война в Афганистане Потерян над авиабазой Кандагар вскоре после взлёта в ветреную погоду — было утрачено управление и «Predator» разбился
15.01.2010 н/д Афганистан Война в Афганистане Разбился в южной части Афганистана при выполнении ночного полёта
08.02.2011 н/д Йемен, провинция Абиян, около г. Лодар Революция в Йемене (2011-2012) Разбился
14 апреля 2012 MQ-1B «Predator» Афганистан Война в Афганистане Разбился в результате отказа двигателя
17 марта 2015 «Predator» Сирия, северная часть провинции Латакия Сбит огнём ПВО Сирии
14 июля 2015 MQ-1B «Predator» Афганистан операция «Решительная поддержка» Разбился в связи с отказом двигателя
16 июля 2015 MQ-1 «Predator» Ирак Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи)
7 января 2016 MQ-1 «Predator» провинция Анбар, Ирак Сбит
16 июня 2019 RQ-1C Ирак Разбился в связи с техническими неисправностями (потерей связи)
8 августа 2019 RQ-1C

52187

Ирак БПЛА подвергся хакерскому перехвату
20 ноября 2019 MQ-1 «Predator» Ливия Гражданская_война_в_Ливии_(с_2014) Сбит огнём ПВО ЛНА к юго-западу от ливийской столицы Триполи
21 ноября 2019 MQ-1 «Predator» Ливия Гражданская война в Ливии (с 2014) Сбит огнём ПВО над военным лагерем Ярмук к югу от Триполи 166-м подразделением 9-й бригады ЛНА

MQ-1 Predator

MQ-1 Predator (ˈpredətə ˈв переводе англ.  Хищник ) — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат производства General Atomics (США). Первый полёт состоялся в 1994 году. Стоит на вооружении ВВС США. Активно применяется в данный момент на территории Ирака и Афганистана.

ТТХ:

•    Размах крыла, м: 14,84 •    Длина самолета, м: 8,23 •    Высота, м: 2,21 •    Масса, кг пустого: 512 максимальная взлетная: 1020 •    Тип двигателя: 1 x ПД Rotax 914 UL •    Мощность, л.с.: 105 •    Максимальная скорость, км/ч: 217 •    Крейсерская скорость, км/ч: 110—130 •    Дальность полета, км: 740 •    Продолжительность полета, ч нормальная более: 20 максимальная: 40 •    Практический потолок, м: 7920

БПЛА Predator B был создан на базе успешного многоцелевого БПЛА RQ/MQ-1 Predator фирмы General Atomic Aeronautical Systems Inc. (GA-ASI). Работы надо Predator B были начаты в частном порядке в 1998 г., но частично финансировались NASA. Первый полет прототипа состоялся в феврале 2001 г. Было выпущено 3 прототипа YMQ-9A: •    Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов. •    Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов. •    Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов! БПЛА Predator B представляет собой увеличенный вариант RQ/MQ-1 Predator. Основным отличием является «более традиционное» V-образное хвостовое оперение, имеющее положительную V-образность. Фирма GA-ASI испытывала прототипы Predator B с двумя разными двигателями. Первый — ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T, а второй — ТРДД фирмы Williams FJ44-2A. Оборудование Predator B в основном идентично оборудованию RQ/MQ-1, и состоит из широкодиапазонной инфракрасной оптико-электронной прицельной системы Raytheon AN/ASS-52(V) и РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx фирмы General Atomics. Predator B так же может использоваться как многоцелевой боевой комплекс, вооруженный ПТУР AGM-114C/K Hellfire и другим управляемым оружием. Аппаратура управления БПЛА совместима с наземным оборудованием MQ-1B. После успешных экспериментов с вооруженным RQ-1 возникла идея отработать применение оружия и с борта Predator B. В феврале 2003 г. БПЛА Predator B в варианте с ТВД, получил обозначение MQ-9A Reaper. И в конце года ВВС США закупили два опытных БПЛА YMQ-9A. Были проведены войсковые испытания этих машин. YMQ-9A продемонстрировали высокие, весьма превосходящие характеристики своего «родителя». БПЛА показали находится в воздухе до 24 часов на высоте 13700 м, а по заявлению фирмы GA-ASI максимальная продолжительность полета составляет 30 часов. Новейший беспилотный самолет MQ-9 Reaper по классификации ВВС США относится к разряду «охотников-убийц» — самолетов, способных выслеживать цель и уничтожать ее. MQ-9 Reaper способен нести до 14 ракет Hellfire класса воздух-земля, в то время как широко используемый сейчас беспилотный самолет Predator вооружен только двумя такими ракетами.  В случае необходимости вместо ракет MQ-9 Reaper может нести 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II по 250 килограмм каждая. MQ-9 Reaper с полной нагрузкой может непрерывно находиться в воздухе в течение 14 часов и имеет максимальную скорость 480 километров в час, тогда как максимальная скорость самолета Predator не превышает 215 километров в час. 18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок. Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов. В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.

Примечания[править | править код]

  1. . rnd.cnews.ru (22 марта 2010). Дата обращения: 22 марта 2010.
  2. ↑ Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (671), 2003. стр.41
  3. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 10 (643), 2000. стр.33
  4. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 9 (654), 2001. стр.40
  5. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (659), 2002. стр.39
  6. Происшествия // «Зарубежное военное обозрение», № 6 (663), 2002. стр.40
  7. Потери авиации коалиционных сил в войне с Ираком по данным зарубежных СМИ // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (673), 2003, стр.24
  8. IRAQI-313.  (ар.). وكالة أنباء براثا (9 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2019.
  9. Елена Плавская. . Известия (9 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2019.
  10. . news.myseldon.com. Дата обращения: 16 сентября 2020.
  11. ↑ . avia.pro. Дата обращения: 16 сентября 2020.
  12. . Мировое политическое шоу. Дата обращения: 16 сентября 2020.
  13. The Military Balance 2018, p.41,49,56,57
  14. The Military Balance 2016, p.54
  15. Смирнов, Сергей . Ведомости (17 декабря 2009). Дата обращения: 18 декабря 2009.
  16. ↑  (англ.).

Чем же бомбить?

Так какие бомбы и ракеты для легких БПЛА можно ожидать в ближайшее время? Фирма Raytheon разрабатывает малые тактические боеприпасы STM (Small Tactical Munition) для легких беспилотников. На сегодня самая продвинутая бомба Pyros имеет вес 5,9 кг, длину 55 cм и специальный боевой элемент весом 2,3 кг, разлет осколков которого лимитирован, чтобы уменьшить потери среди мирных жителей. Фирма Lockheed-Martin работает над легкой управляемой бомбой Scorpion с ракетным двигателем. Бомба весит 15,8 кг, ее БЧ — около 8 кг. Длина бомбы — 0,54 м, диаметр — 100 мм. Крыло, которое имеет Scorpion, позволяет планировать дальность до 18,5 км. На бомбе на выбор можно устанавливать лазерную полуактивную ГСН, а также ГСН ИК- и миллиметрового РЛ-диапазона. Точность бомбы — 1 м, что позволяет «работать» по одиночным целям.


Невероятно легки и чрезвычайно опасны LMM (Thales). Ракета оснащена двухступенчатым твердотопливным двигателем, использует лазерное наведение, подрывается от лазерного неконтактного взрывателя. Ракета разрабатывается в четыре этапа и сейчас находится на втором. Ассоциация Армии США на своей выставке в октябре 2014 года демонстрировала БПЛА Shadow-200 с двумя ракетами LMM под крыльями.

Американское подразделение французской фирмы МВDА ведет разработку управляемой бомбы SABER (Small Air Bomb Extended Range) с крылом конструкции Diamond Back, хорошо адаптированную к возможностям легких БПЛА. Вес бомбы — 13,6 кг, без твердотопливного двигателя — 4,5. Боевая часть двойного действия: осколочно-фугасного и кумулятивного с формированием ударного ядра для поражения бронированных целей. Концепция бомбы SABER демонстрировалась в 2010 году на авиашоу в Фарнборо.


Viper Strike (Northrop Grumman). Бомба весом 18 кг имеет высокоэффективную килограммовую БЧ длиной около 1 м, размах крыла 0,9 м, калибр 140 мм, дальность сброса около 10 км. Использует инерциально-спутниковое наведение, а вблизи цели переходит на наведение от лазерной ГСН. В 2007 году GBU-44/B Viper Strike была впервые использована в боевых условиях. Бомбу сбросили с БПЛА MQ-5A Hunter. Она поразила двух диверсантов, минировавших дорогу.

Фирма Northrop Grumman разработала высокоточную управляемую бомбу Viper Strike и провела ряд ее успешных пусков с легких беспилотных вертолетов. Концерн Thales на базе своей легкой ракеты LMM (Lightwight Multirole Missile) разрабатывает управляемую бомбу FFLMM (Free Fall LMM) весом 6 кг. С ракеты LMM был снят двигатель, в боеприпасе размещен блок инерциально-спутниковой системы наведения, а система наведения по лазерному лучу «родной» ракеты была заменена на систему лазерного полуактивного наведения. Бомба может, как, впрочем, и ракета LMM, применяться с различных легких БПЛА, включая беспилотные вертолеты. Компания Textron Systems (США) по программе универсальных боеприпасов для легких БПЛА CSS (Common Smart Submunition) создала суббоеприпас весом 4 кг и размером с банку из-под кофе для поражения бронетехники сверху.


CSS (Textron Systems). В автономном полете боеприпас парашютирует, вращаясь наподобие кленового листа за счет выдвинутого в поток несимметричного крылышка, что позволяет миниатюрному ИК-сенсору сканировать поверхность земли, захватывая с высоты 100 м около одного гектара местности. После захвата цели боевая часть подрывается и образованное ударное ядро со скоростью 2,5 км/с поражает цель.

Вооруженные версии

Программный офис USAID BIG SAFARI 21 июня 2000 года приступил к разработке вариантов вооружения беспилотника. В итоге БПЛА получил усиленные крылья и пилоны для установки боеприпасов, а также лазерный целеуказатель. 16 февраля 2001 года RQ-1 провел первый запуск управляемой противотанковой ракеты AGM-114C Hellfire. Снаряд успешно поразил танкововую мишень. Позже в серии испытаний 21 февраля 2001 года, Хищник выпустил три ракеты Hellfire, попав в башню неподвижного танка всеми тремя ракетами. После февральских тестов перешли к более сложным испытаниям, симулирующим поражение движущихся целей с больших высот более продвинутой версией УР AGM-114K. В итоге модификацию приняли на вооружение, а «Хищники» получили новое обозначение MQ-1A. Поскольку этот БПЛА относительно тихий, а ракеты Hellfire сверхзвуковые, то он способен поразить цель ранее, чем она заметит его.

Потери MQ-1 Predator

К 16 марта 2009 г., по заявлению американских военных, было потеряно 70 MQ-1/RQ-1 Predator, причем четыре из них были сбиты, одиннадцать потеряны в ходе войны, пятьдесят пять потеряны в результате ошибки пилота, отказа оборудования и по иным причинам.

По другим данным, начиная с 1997 г. до 18 января 2010 г., ВВС США утратили 58 MQ-1/RQ-1 Predator.

Инцидент с перехватом видеопотока

В Ираке в конце 2008 года у захваченного боевика изъяли ноутбук, на котором было перехваченное видео с беспилотного самолета. Объем изъятых у боевиков видеоматериалов на 2009 год насчитывал несколько суток. Причем для видеоперехвата применяли программу российской компании SkySoftware — SkyGrabber (данные, передаваемые с «Хищника», были уязвимыми).

Со временем стало известно, что видеосигнал с американского БПЛА ретранслировался коммуникационным спутником без всякой защиты или иного шифрования. Благодаря этому можно было «читать» этот «открытый» сигнал простыми коммерческими программами, как SkyGrabber.

Данная уязвимость, по утверждению представителей Пентагона, была известна еще в период войны НАТО в Югославии. Но в связи с экономией средств и заниженной оценкой подготовки боевиков она не была устранена. Также они заявили, что перехват сигнала не мог сказаться не безопасности управления самолетом. Немного спустя поступила официальная информация о том, что работы по устранению этой уязвимости активно ведутся.

MQ-1 Predator использовался в разведывательных операциях в Юго-Восточной Азии, на Балканах и Ближнем Востоке. По сей день MQ-1 Predator применяется в боевых действиях в Афганистане и Ираке. Интересно, что в Казахстане компания «Казахстан Инжиниринг» в конце 2014 года собиралась приступить к сборке Predator XP.

Им нужно новое оружие

Оказалось, что такого оружия попросту нет. Легко прикинуть, что даже самый тяжелый из легких БПЛА в весовой категории 170−200 кг типа БПЛА Shadow-200 при типичной грузоподъемности в 15−20% от своего взлетного веса в дополнение к обязательному бортовому оборудованию может поднять всего около 30−35 кг вооружения в суммарном исчислении при разном количестве его единиц в составе боекомплекта. Поднять даже один Hellfire уже не получится. Поэтому в нескольких странах, прежде всего в США, военно-промышленные концерны принялись активно работать над созданием сверхлегких боеприпасов.


Тактический беспилотник RQ-7 Shadow легкого класса (взлетная масса — 170 кг) изначально был построен для выполнения разведывательных задач, однако в настоящее время рассматривается как ударная платформа. В частности, он может нести сверхлегкие ракеты LMM.

Легкие вооруженные беспилотники хорошо вписываются в концепцию гибридных войн XXI века, предполагающую использование «групп из малых элементов». Группы (стаи) роботизированных легких беспилотных платформ, объединенных в сетевую структуру с самоорганизацией и самовосстановлением за счет замены вышедшего из строя участника, обеспечивают новое качество в проведении боевых операций, создавая конфигурации в виде «мегасенсора», «мегабоевой части», а еще в виде своеобразного летающего минного поля с задачами не только обнаружения и ведения РЭБ, но и активного нападения на противника. Кроме того, стая с помощью аппаратов, назначенных ею ретрансляторами, может увеличить дальность связи с командным пунктом и собственный радиус действия. «Мегасенсор» с функциями распределенной апертуры из бортовых сенсоров участников группы позволит получить более широкий охват пространства вокруг, что повысит уровень ситуационной осведомленности и обеспечит более точное управление полетом, решение задач прицеливания и пуска оружия.

«Мегабоевая часть» позволит более эффективно решать ударные задачи по выбранной цели для конкретного исполнителя из состава участников группы. Более того, стая в виде «мегабоевой части» может организовать объединенный залп своих АСП по одной цели, выступая в роли коллективного средства нанесения удара.

MQ-9 Reaper Hunter / Killer UAV

In May 1998 General Atomics was awarded a block 1 upgrade contract to expand the capabilities of the Predator system. System upgrades include development of an improved relief-on-station (ROS) system which allows continuous coverage over areas of interest without any loss of time on station, secure air traffic control voice relay, Ku-band satellite tuning and implementation of an air force mission support system (AFMSS).

The upgrade also covers a more powerful turbocharged engine and wing de-icing systems to enable year-round operations. The upgraded Predator, the Predator B, has been operational in the Balkans since April 2001. In March 2005, the USAF awarded a further contract for the system design and development (SDD) of MQ-9 Reaper Hunter / Killer. 21 MQ-9 have been ordered and eight delivered to the USAF.

The first USAF MQ-9 squadron, the 42nd Attack Squadron, was formed in March 2007. It is based at Creech AFB in Nevada.

The USAF first deployed the MQ-9 Reaper to Afghanistan in October 2007, where it is being used for precision strikes. The MQ-9 Reaper flew its first operational mission in Iraq in July 2008.

The MQ-9 Reaper has an operational ceiling of 50,000ft, a maximum internal payload of 800lb and external payload over 3,000lb. It can carry up to four Hellfire II anti-armour missiles and two laser-guided bombs (GBU-12 or EGBU-12) and 500lb GBU-38 JDAM (joint direct attack munition). In May 2008, a USAF Reaper successfully test dropped four Raytheon GBU-49 Enhanced Paveway II 500lb bombs, which have laser and GPS guidance.

The MQ-9 sensor payload can include the General Atomics Lynx SAR (synthetic aperture radar). Lynx also features ground moving target indicator technology. The Predator is to be flight tested with a L-3 communications tactical common datalink (TCDL).

In September 2012, the Block 1-plus Predator B/MQ-9 Reaper successfully completed its first flight. It is an upgraded version of the Block 1 Predator B. The new configuration features increased electrical power and Gross Takeoff Weight (GTOW), upgraded electrical system and new communications systems.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector