2а65 «мста-б»

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ТТХ И ОБОРУДОВАНИЕ САУ «МСТА-С»

Гусеничное шасси машины унифици­ровано с шасси основных танков Т-72 и Т-80. Корпус САУ «Мста-С» по конструкции и геомет­рии подобен корпусу танка Т-72, но имеет более слабую бронезащиту и не имеет комбинированного бронирования лобового листа. Бронирование защищает машину от крупнокалиберных пуль и осколков.

В массивной сварной башне установлена 152-мм нарезная гаубица 2А64, снабженная дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола с системами наве­дения и прицеливания. Максимальная даль­ность стрельбы — 24700 м (активно-реактивными снарядами – 28900 м), скорострель­ность — 7-8 выстр./мин. Углы наведения: горизонтальный — 360°, вертикальный от -3° до +65°. Стреляные гильзы автоматичес­ки выбрасываются через люк под стволом орудия. Заряжание орудия – раздельно-гильзовое, производится с двух конвейеров (для снарядов и зарядов). Поиск нужного боеприпаса и управление процессом заряжания осуществляется системой авто­матизированной подачи и хранения снаря­дов, включающей в себя конвейер подачи снарядов с грунта и укладку с программиру­емой выдачей. Боекомплект орудия составляет 50 выстрелов, и располагается в башне на стеллажах. Масса одного снаряда составляет до 42 кг. При подаче снарядов с грунта скорострельность падает до 6 выстр./мин., зато внутренний боекомплект не расходуется.

Гаубицей «Мста-С» может применяться широкая номенклатура снарядов: осколочно-фугасные и осколочно-фугасные корректируемые (в т.ч. управляемые боеприпасы с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь»), кассетные с осколочными и кумулятивно-осколочными боевыми элементами, постановщики помех КВ- и УКВ-связи.

В качестве оружия самообороны от легких боевых машин, самолетов и вертолётов на САУ «Мста-С» установлен 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ с боекомплектом 300 патронов в 6 лентах. Он управляется дистанционно из башни.

Масса машины составляет 42 т, экипаж — пять человек (при подаче боеприпасов с грунта – 7 человек).

Двигатель В-84А мощностью 780 л.с. позволяет самоходной гаубице раз­вивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. Преодолеваемый подъем составляет 25 градусов. Запас хода САУ «Мста-С» составляет 500 км.

Наблюдение и прицеливание обеспечивается панорамным прицелом 1П22 и прицелом прямой наводки 1П23. Гаубица наводится электрическим приводом 2Э46, который обеспечивает автоматическое наведение в вертикальной плоскости и в горизонтальной – от пульта управления. После каждого выстрела ствол гаубицы автоматически возвращается в исходное положение.

Взаимодействие орудий батареи на дальности до 500 м обеспечивается при помощи системы приема и передачи данных стрельбы 1В122. Внутренняя связь обеспечивается при помощи телефонной аппаратуры 1В116 на 7 абонентов. Внешняя – при помощи УКВ-радиостанции Р-173 с дальностью действия до 20 км.

Также САУ «Мста-С» оборудована:

  • противопожарным оборудованием трехкратнго действия;
  • двумя ФВУ;
  • системой самоокапывания;
  • термодымовой аппаратурой, работающей от основного двигателя;
  • системой 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами;
  • двумя танковыми дегазационными приборами.

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Ствол подниматься при помощи автоматики, или с помощью механического устройства в случае отказа этой автоматики.

Стандартный боекомплект – 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.

Пулемет НСВТ 12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б – прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

САУ имеет двигатель В-84А мощностью в 780 л. с.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.

Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

«Кабриолеты» для гор в России и США

Екатеринбургский артиллерийский завод № 9 (предприятие входит в состав научно-производственной корпорации Уралвагонзавод) произвёл и закупил три новые буксируемые противотанковые пушки (индекс Д-420). Орудие, согласно появившейся в Сети закупочной документации завода, представляет собой качающуюся часть (т. е. ствол, люльку — конструктивный элемент, соединяющий лафет со стволом, и противооткатные устройства) танковой пушки 2А83, наложенную на колёсный лафет советской 152-мм гаубицы Д-20, либо на лафет 203-мм гаубицы Д-4 на гусеничном ходу. Эта пушка была создана специально для «убийцы танков» Т-95. В 2010 году эта программа была закрыта в пользу Т-14 «Армата». Сверхмощное орудие теоретически может уничтожать любую бронетехнику на расстоянии до пяти километров с первого выстрела.

Ранее Минобороны сообщало о создании заводом № 9 новой буксируемой 152-мм пушки-гаубицы Д-400 на основе артиллерийской системы 2А88, устанавливаемой на САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Буксируемое орудие дешевле, легче и компактней, чем самоходное. Хотя в российском военном ведомстве не поясняли, для чего понадобилась Д-400, ряд экспертов предполагал, что «кабриолеты» будут использоваться для боевых операций в труднодоступных горных районах. Для этого орудия, предположительно, можно будет перебрасывать по воздуху на военно-транспортных вертолётах.

В США и некоторых других странах НАТО для аналогичных целей используют 155-мм гаубицу M777 производства BAE Systems. Орудие поступило на вооружение Сухопутных войск и Корпуса морской пехоты в 2005-м, сейчас в распоряжении американских военных находится более 900 единиц. Для облегчения конструкции при создании гаубицы были использованы титан и алюминиевые сплавы — благодаря этому орудие весом чуть более 4 тонн можно транспортировать на вертолётах CH-47 Chinook и конвертопланах MV-22 Osprey. Также предусмотрена возможность парашютного десантирования с самолётов, что позволяет развёртывать гаубицу в труднодоступных районах, куда не могут проехать самоходные артиллерийские установки и тягачи. M777 активно используется американскими военными в Сирии, Ираке и Афганистане.

ВС США и их союзники используют также 105-мм гаубицы М119, способные эффективно уничтожать легкобронированную технику противника и укреплённые объекты на расстоянии до 19 км, стреляя как «с навеса», так и прямой наводкой. Пушка поступила в войска в 1989-м и успела послужить американским военным во многих горячих точках.

В Пентагоне не собираются отказываться от обеих гаубиц и систематически их модернизируют, в том числе разрабатывая новые дальнобойные и управляемые снаряды. В то же время в 2021 году источники в американском Минобороны сообщали, что военные рассматривают возможность замены M777 и M119 на новую буксируемую гаубицу, но пока не определились с требованиями к тактико-техническим характеристикам.

Машины на базе 2С19

В 1985 году одновременно  с созданием гаубиц «Мста-С» и «Мста-Б» стартовала разработка колесного варианта на основе грузовика КрАЗ-6316, под обозначением 2С21 «Мста-К». Эксплуатировать эту установку планировалось с огневых позиций, привязанным к рокадам. Испытания образцов показали весомые недостатки системы, касающиеся шасси. Исправлять их было нецелесообразно, поэтому осенью 1987 года этот проект был свернут.

В начале 90-х годов на основе САУ 2С19 в научно-производственном объединении «Астрофизика» была произведена разработка автономного комплекса спецвооружения 1К17 «Сжатие». Стала больше башня, с целью размещения оптико-электронного оборудования. Впереди ее орудие заменил оптический блок из пятнадцати объективов. Комплекс был взят на вооружение в 1992 году, но из-за тяжелых времен в серию он не поступил.

Технические характеристики

Артиллерийская буксируемая гаубица «Мста-Б» имеет следующие показатели.

  • Вес установки – 7 000 кг.
  • Вес снаряда – 42,86 кг.
  • Длина гаубицы – 12 700 мм.
  • Длина ствольной части – 7 200 мм.
  • Высота орудия – 2 950 мм.
  • Ширина – 2 500 мм.
  • Угол поворота — — 27 — + 28 градусов.
  • Диапазон прицельной стрельбы осколочно-фугасными снарядами – 6 400м — 24 700 м,
  • при ведении огня такими же боеприпасами, но снабженные газогенератором – 28 900 м.
  • Скорострельность – 7 выстрелов в минуту.
  • Скорость при начале полета – 28 м/сек.
  • Скоростные возможности при буксировке – 20 км/час по грунтовой дороге и 80 км/час — на шоссе.

Читайте 2ЭС6 Синара

«Мста-Б» 2А65 может использоваться при автоматизированной системе управления огнем с передвижных комплексов «Капустник» и «Фальцет».

В настоящее время гаубица постоянно модернизируется. Так модификация «Мсты» 2С19М1 достигла рекордной отметки по дальности полета – 41 000 м.

Устройство и характеристики

В буксируемом положении.

Артиллерийская часть гаубицы 2А65 «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересечённой местности — до 20 км/ч.

Расчёт — 8 человек.

Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб

https://youtube.com/watch?v=RULDL3I_95I

В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом

Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе. Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты

Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту. Пушка может буксироваться со скоростью 80 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунтовой дороге.

Гаубица «Мста-Б» (2А65) может стрелять большинством существующих типов боеприпасов калибра 152 мм, но специально для нее и других подобных орудий разработано новое семейство боеприпасов. При использовании новых видов боеприпасов в зависимости от задачи выбирается заранее снаряженный картуз одного из трех типов. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом последнего поколения дальность стрельбы составляет 24000 метров, а при использовании ОФС с газогенератором дальность выстрела увеличивается до 29 000 метров. Среди других новых типов 152-мм боеприпасов, впервые появившихся у 2А65, кассеты, содержащие 42 шрапнельные гранаты двойного действия (противопехотные и бронебойные), каждая из которых содержит 45 граммов взрывчатого вещества.

Еще одним новым видом боеприпасов является контейнер, разбрасывающий крошечные радиопередатчики, предназначенные для нарушения неприятельских связных коммуникаций. Кроме того, из гаубицы 2А65 можно стрелять бронебойным корректируемым снарядом с лазерным наведением «Краснополь».

Ствол гаубицы 2А65 в основном аналогичен тому, которым оснащена самоходная гаубица 2С19.

Боеприпасы Мста-Б

Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.

— выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь».

152-мм снаряд гаубицы 2А65 «Мста-Б» в руках солдата

История создания

152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б» 227-й артиллерийской бригады на полигоне Майкопский в Адыгее.

152-мм гаубица «Мста-Б» разработана под руководством Главного конструктора — Г. И. Сергеева (особое конструкторское бюро Производственного объединения «Баррикады» (ОКБ-221), ныне АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады»).

НИОКР по созданию буксируемой 152-мм гаубицы «Мста-Б» начались в 1976 году. Цель разработки: повышение дальности стрельбы, скорострельности, увеличение угла вертикального наведения, повышение эффективного действия снаряда у цели, манёвренности и других характеристик по сравнению с гаубицами МЛ-20, Д-1, Д-20 Вооружённых Сил СССР.

Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе

На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.

В 1986 году 152-мм гаубица «Мста-Б» была принята на вооружение Сухопутных войск ВС СССР.

Серийное производство началось в 1987 году, в настоящее время находится на вооружении ВС России и некоторых стран СНГ.

В гаубице реализованы следующие конструктивные решения:

  • трёхкамерный дульный тормоз эффективностью до 63 %;
  • двухскоростные механизмы наведения, обеспечивающие углы вертикального наведения до 70° и наведение по горизонту при уклонах до 5°;
  • механизм заряжания с бросковым пружинным досылателем снарядов, взводящихся от откатных частей и направляющим лотком, с приводом от затвора;
  • автоматическое отключение подрессоривания колёс при разведении станин.

[править]Устройство и характеристики

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от -3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль “Урал-4320″ с колёсной формулой 6×6. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/час, а на пересеченной местности — до 20 км/час.

Расчёт — 8 человек.

Описание

ML-20 в походном положении, экспонируется в Музее артиллерии армии США ; обратите внимание на колеса со спицами. ML-20 был официально классифицирован как гаубица-орудие, то есть артиллерийская система, которая сочетает в себе характеристики гаубицы и (в меньшей степени) орудия и поэтому может использоваться в обеих ролях

Такая универсальность достигается за счет широкого диапазона углов возвышения и использования раздельного заряжания 13 различными пороховыми зарядами. Пушка оснащалась оптическим прицелом для прямой наводки и панорамным прицелом для непрямой наводки. Для баллистических расчетов и метеорологических поправок было разработано специальное механическое устройство. Устройство, получившее название метеобаллистический сумматор , состояло из специальной логарифмической линейки и предварительно рассчитанной таблицы. После Второй мировой войны аналогичные устройства были внедрены и для других типов оружия.

ML-20 был официально классифицирован как гаубица-орудие, то есть артиллерийская система, которая сочетает в себе характеристики гаубицы и (в меньшей степени) орудия и поэтому может использоваться в обеих ролях. Такая универсальность достигается за счет широкого диапазона углов возвышения и использования раздельного заряжания 13 различными пороховыми зарядами. Пушка оснащалась оптическим прицелом для прямой наводки и панорамным прицелом для непрямой наводки. Для баллистических расчетов и метеорологических поправок было разработано специальное механическое устройство. Устройство, получившее название метеобаллистический сумматор , состояло из специальной логарифмической линейки и предварительно рассчитанной таблицы. После Второй мировой войны аналогичные устройства были внедрены и для других типов оружия.

Ствол был либо моноблочным или застроенным. Некоторые источники указывают, что существовал и третий тип — со свободным вкладышем. Для смягчения отдачи был установлен большой щелевой дульный тормоз . Затвор имел прерывистый винтовой тип с принудительным извлечением патрона при открытии. Предохранитель предотвращал открытие затвора перед выстрелом; если нужно было удалить оболочку, блокировку нужно было отключить. Для облегчения заряжания, когда ствол был установлен на большой угол возвышения, казенная часть была оборудована механизмом удержания патронов. Стрельба из пистолета производилась нажатием на спусковой шнур.

Система отдачи состояла из гидравлического буфера и гидропневматического рекуператора. Каждый вмещал 22 литра жидкости. Давление в рекуператоре достигло 45 бар.

Лафет был , с щитком и уравновешивающим механизмом, подвеской на листовой рессоре и стальными колесами с резиновыми шинами (некоторые экземпляры раннего производства получили колеса со спицами и цельнолитыми шинами от M1910 / 34). Во время транспортировки ствол обычно убирался. Орудие также могло буксироваться со стволом в нормальном положении, но в этом случае транспортная скорость была ограничена, порядка 4–5 км / ч (по сравнению с 20 км / ч с отведенным стволом назад). Пушка могла быть настроена на бой за 8–10 минут. Лафет, получивший обозначение 52-Л-504А , использовался также в 122-мм орудии образца 1931/37 года (А-19) .

Это орудие также было установлено в двух советских штурмовых орудиях / истребителях танков, использовавшихся во время Второй мировой войны. Это СУ-152 и ИСУ-152 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector