Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (мтлб): описание и характеристики

Создание машины

1960-е годы ознаменовались осознанием в среде генералов того, что принятые на вооружение тягачи не соответствуют многим нормам безопасности. Вспомнив о распространенном в начале 1940-х бронированном тягаче «Комсомолец» и учтя опыт участников Второй мировой войны, запущен процесс проектирования нового образца тягача, способного защитить себя и расчеты в случае внезапной атаки.

Для большей экономии и быстроты работы принято решение о проектировании модели на базе уже существующей и запущенной в серию машины. Ей оказался МТ-Л, тягач на гусеничном ходу с отличными тактико-техническими характеристиками, для которого оставалось только доработать броневую защиту. В 1964 году начались войсковые испытания машины, а еще через пару лет образец оказался на вооружении Советской армии.

Производство тягача и вездехода было налажено на Харьковском тракторном заводе, известном, прежде всего, военной продукцией. Боевое крещение машина приняла в Афганистане, и сразу же в армии начались разговоры о «бесполезности» этой машины. Причина этого в неправильном использовании МТЛБ. Армейцы, называя машину «барахлом», сравнивали машину с БМП и БТР.

Между тем, рассматриваемый образец находится в другом классе военного транспорта. В этом то «мотолыге» не оказалось равных.

После развала СССР основное производство этой необходимой для армии техники оказалось за границей, в независимой Украине. Это создало многие сложности в закупке новых единиц и в ремонте стоящей на вооружении техники.

Правительством было принято решение развернуть создание МТЛБ в городе Муром, на базе предприятия «Муромтепловоз». Заводчане прониклись идеей, и именно там было рождено большое количество модификаций и экспериментов с размерами и габаритами.

Боевое применение этой машины продолжилось в конфликтах конца ХХ и начала ХХI веков. Широко применяли ее во время Первой Чеченской компании, причем обе стороны. Связано это с распространением этой машины, а так же интересным юридическим казусом.

По международным законам и соглашениям об ограничении вооружений, МТЛБ не попадает под запреты. При этом для специфичных боевых действий, как партизанская и контр партизанская война устройство подходит идеально. Используют ее и в продолжающихся столкновениях в Сирии и на Украине.

Технические параметры

После проведения модернизации МТЛБ (фото) военный оснастили обновленным шасси с гусеничным трактом на 7 катков. Мотор был заменен на ЯМЗ-238В, что в итоге позволило машине иметь более совершенные технические характеристики, нежели у предшественницы. Примечательно, что это относится как к основным параметрам мощности, так и к уровню проходимости.

В рядах ВС России бронетранспортер получил название мотолыга-МТЛБ, «эмтээлбешка».

Ходовые свойства, мощный мотор, высокая грузоподъемность, а также проходимость дают возможность использовать тягач по всей стране. При этом на подвижность не влияет бездорожье и условия Крайнего Севера. Эти качества также ценятся вооруженными силами других государств.

Двигатель

На МТЛБУ установлен дизельный двигатель с восьмью цилиндрами ЯМЗ-238Н-1. Мотор оснащен турбонадувом, что вкупе с 300 лошадиными силами позволяет машине передвигаться по шоссе со скоростью 61,5 км/ч.

Главными техническими характеристиками двигателя, установленного на бронетранспортер, в отличие от старых версий, является внушительное обновление. Так, конструктора добавили:

  • масляный картер с обечайкой;
  • упругую муфту;
  • привод на вентилятор без использования фрикционного колеса.

Габариты МТ-ЛБ

У МТЛБ есть внутри кабина, изготовленная из цельной металлической обшивки. Допускается посадка до восьми человек, не считая личного состава машины. Кроме того, вездеход оборудован закрытым кузовом для транспортировки до 4 тонн груза либо десяти пассажиров.

Таким образом, обновленная версия мотолыги в армии позволяет больше вмещать, а дополнительным бонусом выступает круговой обзор местности. Примечательно, что и кузовная часть также была увеличена до 81 см. Это стало возможным за счет внедрения 7-опорного катка.

Высота аналогично подверглась изменениям — прибавили 20 см, что позволило расширить внутреннее пространство МТЛБУ.

Габаритные характеристики:

Масса, тонна 9,7
ДхШхВ, метры 6,45×2,86×1,86
Объем прицепа на буксире, тонна 4,5
Полезный удельный вес, тонна 2
Скорость по дороге, max км/ч 61,5
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч 30
Расход топлива зависит от местности от 90 до 120 л/100 км
Клиренс (среднее значение), см 40
Скорость передвижения по водному пространству, км/ч 6

Подвижность машины

МТЛБ-У оборудована 6-ступенчатой коробкой передач, обеспечивающая передвижение бронетранспортера по асфальтированной магистрали, грунтовой дороге, а также по водному пространству и пересеченной местности.

МТЛБ — технические характеристики подвижности (км/ч):

  • максимально развивает скорость по автомагистрали — 61,5;
  • усредненное значение по пересеченной местности — 30;
  • по водному пространству — 6.

Система управления

Основная масса функций блока управления вездеходом находится в свободном доступе для водителя машины. Кроме запуска двигателя, механик способен активизировать отопление и другие системы, необходимые для комфортного нахождения внутри (фото) МТЛБ.

Ходовая машины

Ходовая также претерпела обновление в ходе модернизации. В новой версии установлены 14 опорных катков, 2 ведущих и 2 направляющих колеса. При этом последние обладают натяжными устройствами. Две гусеницы имеют ширину в 56 см и 4 гидроамортизатора.

Подвеска обеспечивает плавный ход, гася удары и толчки во время езды тягача по бездорожью. Дополнительным плюсом является тот факт, что подвеска имеет независимый, торсионный тип.

Расход топлива МТЛБ

МТЛБ — техническое описание (инструкция по эксплуатации) расхода топлива:

60 мин. работы мотора, л 42-43
Расход на 100 км, л от 80 до 100
Расход масла зависит от расхода дизеля до 2%
Дополнительные характеристики
Номинальная грузоподъемность (т):

  • с прицепом;
  • без прицепа
2,12,3
Вес прицепа, тонна 6,7
Колея, метры 2,5
База, метры 3,7
Клиренс, метры от 0,395 до 0,415

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

МТ-ЛБ имеет одну интересную особенность – место водителя располагается между трансмиссией и двигателем. Машина оснащена возможностью преодолевать водные преграды. Для этого передние и задние колеса полые внутри. Движение происходит за счет гусениц.

Скорость по воде — 6 км/ч.

Двигатель

В условиях Севера часто приходится сталкиваться с проблемой, когда двигатель отказывается заводиться. Конструкторы «Мотолыги»,  для избежания подобной проблемы, оснастили силовую установку системой предзапуска.

Название силовой установки ЯМЗ-238В
Мощность 240 л/с
Тип используемого топлива Дизель
Расположение и количество цилиндров 8-цилиндровый V-образный

Двигатель МТ-ЛБ

Габаритные размеры

Масса транспортера 9,7 т
Вес прицепа или буксируемого груза 4,5 т
Длина х Ширина х Высота, м 6,45 х 2,86 х 1,86
Полезная нагрузка 2 т
Максимальная нагрузка 2,5 т без прицепа

Моторный отсек МТЛБ

Подвижность

На МТЛБ установлена шестиступенчатая коробка передач, которая обеспечивает движение боевой машины по дорогам с твердым покрытием, грунтовым, по пересеченной местности и воде.

Максимальная скорость по шоссе  61 км/ч
Средняя скорость по пересеченной местности 30 км/ч
Расход топлива в зависимости от местности 90-120 литров на 100 км
Клиренс в среднем 40 см
Тягач способен передвигаться по воде со скоростью  6 км/ч

МТ-ЛБ пересекает бездорожье.

История и основное предназначение

Первая гусеничная модель была произведена на Харьковском машиностроительном заводе в 1964 году. Среди инженеров, а впоследствии и других жителей СССР, агрегат получил прозвище «Мотолыга». После провозглашения независимости, Россия начала самостоятельно выпускать модифицированные версии МТЛБ 2 и другие модели. На сегодняшний день бронетранспортёры активно изготавливаются в городе Муроме и на Иркутском заводе, занимающимся производством тяжёлой техники.


Вездеход предназначен как для военных операций, так и для гражданских потребностей

Основное предназначение вездехода заключается в перевозке военных приспособлений и транспортировке людей. В некоторых случаях гусеничный тягач также может использоваться как санитарная машина для устранения последствий стихийных и других бедствий.

Широкое применение автомобиль получил во время Афганской войны, когда советские солдаты вели боевые действия, а руководство СССР лично контролировало крупные поставки в горячие точки. Собственно, с этого момента начался новый этап развития МТЛБ, но уже в качестве военного танка. Увидев автомобиль в действии, многие нейтральные и дружественные страны, начали активно заказывать бронетранспортёры для собственных оборонительных целей.

Помимо варианта модификации с силовыми установками, вездеход МТЛБ часто эксплуатируется в сельскохозяйственном и гражданском секторах. После распада Советского Союза, техническая база осталась на территории современной Украины и стала основой для создания новой модели харьковского вездехода ХТЗ-3Н.

Дополнительно на танк можно крепить различное техническое оборудование благодаря уникальной конструкции шасси, а также использовать его для обслуживания транспортных магистралей. По сути, вездеход МТЛБ можно применять практически для любых целей, включая перевозку небольших грузов. Качественные технические характеристики машины позволяют свободно передвигаться при плохих погодных условиях и преодолевать различные препятствия.

Обязательно почитайте: Гусеничная платформа Метелица

Вездеход МТЛБ (описание, тех.характеристики, компоновка)

Благодаря своей универсальности и высокой проходимости вездеход МТЛБ стал применяться также и для гражданских служб. Широкую популярность МТ-ЛБ получил у жителей труднодоступной местности.

На базе МТЛБ выпускались вездеходы повышенной проходимости для экспедиций и геологоразведки. Уникальное шасси вездехода и его технические характеристики, простота управления и маневренность позволили производить вездеходы специально для транспортных и других специализированных служб с использованием различного навесного оборудования.


Вариации вездехода МТ-ЛБ (для геологоразведки)

Отличная проходимость вездехода МТЛБ в песчаной, снежной и заболоченной местности делают МТЛБ незаменимым помощником в суровых условиях болот, заболоченной местности, лесных зарослях и даже тундры. Вездеходы МТ-ЛБ способны транспортировать грузы, перевозить людей, форсировать водные преграды, а также преодолевать возвышенности под углом 35 градусов.

Преимущества вездеходов МТ-ЛБ

  • Высокая проходимость;
  • Отличная маневренность;
  • Простота эксплуатации;
  • Низкая цена.


Двигатель вездехода (моторный отсек)Вездеход МТЛБ комплектуется четырехтактным дизельным двигателем V8 ЯМЗ 238-В c рабочим объемом 14,86 л, непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением.


Варианты компоновки вездеходом (на общем шасси, с общими техническими характеристиками)

Модель ЯМЗ-238ВМ
Число и расположение цилиндров V8
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 14,86
Мощность, кВт (л.с.) 176 (240)
Частота вращения, об/мин 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 883 (90)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1250–1450
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 220 (162)*
Сцепление ЯМЗ-238
Габариты, мм 1225×1005×1035
Масса, кг 1105
ТНВД 80.7-20

Ходовая часть

Ходовая часть вездехода МТЛБ состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами, двух гусеницы, двенадцати опорных катков и четырех гидроамортизаторов.


Ходовая часть вездехода МТ-ЛБ (Россия)

Подвеска ходовой системы смягчает удары и толчки, возникающие при движении вездехода МТЛБ на неровностях колеи. Подвеска независимая, торсионная.

Максимальная скорость 61,5 км/ч
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге с грузом и прицепом 28-35 км/ч
Масса в рабочем состоянии (без груза на платформе и экипажа, но с комплектом возимого ЗИП и ГСМ) 9,5 т
Мест в кабине 2
Мест на платформе 11
На час работы двигателя 42-43 л
На 100 км пути 80-100 л
Расход масла не более 2% от расхода топлива
Грузоподъемность номинальная, при буксировке прицепов 2,1 т
Грузоподъемность максимальная, при перевозке грузов без прицепа 2,3 т
Масса буксирного прицепа 6,7 т
Колея 2,5 м
База 3,7 м
Дорожный просвет 0,395-0,415 м
Длина (по тягово-сцепному прибору) 6,5 м
Ширина (по гусенице) узкая или РМШ/широкая снегоболотоходная 2,9/3,2 м
Высота (при клиренсе 0,4 м) 1,9 м

К особенности компоновки шестикатковым шасси относятся переднее расположение ведущих колес и узлов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение грузовой платформы.

Трансмиссия вездехода МТЛБ состоит из главной передачи, сцепления, карданного вала и бортовых передач. Главная передача МТЛБ служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах, для изменения скорости движения вездехода, а также для поворота транспортера.

Устройство вездехода МТ-ЛБ

Вездеход МТЛБ оснащен цельнометаллической кабиной на 3-х человек, закрытым кузовом, где могут расположиться до 10-ти человек, а также для перевозки груза.

В передней части вездехода МТЛБ расположены трансмиссия, органы управления. Отделение управления отделено от трансмиссии перегородкой. В отделении управления установлены механизмы управления и два сиденья.

Сиденье механика-водителя расположено между главной передачей и двигателей с левой стороны от центрального карданного вала. Сиденье регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки.

В средней части вездехода МТЛБ в специальной отделении размещен двигатель со всеми его агрегатами и системами.

Задняя часть корпуса используется для размещения и перевозки людей и груза. Отделение двигателя отделено от кабины и пассажирского отсека теплошумоизоляционными перегородками.

Для сообщения кабины водителя и грузовой платформы с правой стороны от двигателя имеется проход, в котором размещены два откдных сиденья.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» — тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80. Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» — самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Технические характеристики

В зависимости от модели вездеход ГТТ оснащён дизельным двигателем с мощностью до 240 л.с. Например, стандартный ГТ-Т имеет шести цилиндровый мотор В-6А, чья мощность составляет 200 л.с. В среднем такой вездеход разгоняется до 45 км/час, а предельная скорость на плаву не превышает шесть километров в час. Грузоподъёмность агрегата составляет всего 2000 кг, а общая масса при полной комплектации 8200 кг. Стоит отметить, что силовые возможности ГТ-ТБУ 2007 года равняются 4000 кг, что является в два раза больше его предшественников. Модель ГТ-ТБ разгоняется до 55 км/час и имеет грузоподъёмность в 2500 кг.

Ходовая часть бронетранспортёра включает в себя 6 опорных катков, которые являются подвижной подставкой для общей платформы автомобиля. Ведущие колёса расположены в переднем блоке вездехода, а в заднем — направляющие. Тягач имеет качественную торсионную подвеску, которая отвечает за равномерное распределение нагрузки и не допускает внезапной поломки двигательных механизмов.

Коробка передач на автомобиле механическая и включает пять передач, не считая дополнительной установки, которая распложена в задней части конструкции и может развивать скорость максимум до семи километров в час. Дополнительно вездеход ГТТ имеет специальные поворотные механизмы, помогающие легко маневрировать при бездорожье. Система поворота работает следующим образом: идёт отключение одной гусеничной ленты, пока вторая продолжает сохранять баланс и автоматически поворачивать автомобиль в сторону. Стоит отметить, что благодаря оригинальному механизму поворота, вездеход ГТТ может крутиться на одном месте вокруг своей оси.

Вездеход ГТТ имеет высокие предельные температурные показател

Обращая внимание на визуальные характеристики, следует выделить качественный несущий корпус, который выполнен из металлической каркасной конструкции с дополнительным открытым кузовом. Для удобства эксплуатации вездеход ГТТ условно разделён на три зоны: кабину водителя, кузов и моторно-трансмиссионное отделение. Стоит отметить, что кузов не отделён от кабины, и его можно дополнительно закрыть при помощи специальных тканевых покрытий

Стоит отметить, что кузов не отделён от кабины, и его можно дополнительно закрыть при помощи специальных тканевых покрытий.

Основное применение вездеходов ВМПГ

Мы говорим о целесообразности производства гусеничных плавающих вездеходов.

Такие машины должны иметь высокую проходимость, при этом обладать низким удельным давлением на грунт и использоваться круглогодично.

3.1. Вездеход с установленным специальным оборудованием можно использовать при разработке леса круглогодично (Рис. 3.1). При этом вездеход может быть оснащен дополнительными опорами.

Вездеход на базе ВМПГ может использоваться для волока и/или транспортировки спиленных деревьев/стволов в качестве прицепа (Рис. 3.2).

3.2. На базе вездехода, может быть установлена боковая стрела с противовесом для укладки труб (Рис. 3.3).

Рис. 3.3

3.3. На базе вездехода может быть установлено дополнительное оборудование: электрический сварочный генератор, сейф для хранения и транспортировки драгоценных металлов, экспериментальная буровая установка (Рис. 3.4) либо грузоподъёмная стрела (Рис. 3.5), научное оборудование и другое. Некоторое оборудование может устанавливаться на задней стенке и/или крыше.

3.4. ВМПГ может быть использован для транспортировки пассажиров. Для удобства пассажиров крыша ВМПГ может быть завышенной (Рис. 3.6).

Рис. 3.6

История создания

Вездеход МТЛБУ, технические характеристики которого вполне конкурируют со всеми аналогами того времени, стал основой для десятков гусеничных модификаций различного направления. Несмотря на то что некоторые скептики говорят о слабой защищенности машины, она свою функцию выполнила безупречно во многих горячих точках, а также на заданиях гражданского направления.

Дело в том, что многоцелевой тягач легкий бронированный универсальный создавался, прежде всего, не для непосредственного участия в боевых операциях, а в качестве транспортировочной техники. Эта машина не ориентирована на атакующие действия, имеющийся на большинстве моделей пулемет предназначен исключительно для самообороны.

Популярность МТЛБУ, фото которого приведено ниже, обусловлена надежностью, высоким эксплуатационным параметром и ремонтопригодностью. Гусеничная подвеска обеспечивает отличную проходимость, а небольшой вес и высокая удельная мощность добавляют маневренности. Рассматриваемый тягач находится на вооружении в нескольких десятках стран мира. За время серийного выпуска изготовлено более 9,5 тысячи единиц.

Модификации тягача

МТ-ЛБ Стандартная модель
МТ-ЛБВ Вариант с увеличенными гусеницами. Предназначен для прохождения болт и снега
МТ-ЛБВ-Н Гражданская модель для С/Х
МТ-ЛБВМ1К Высотная модификация с усиленным до 310 л/с двигателем и рядом новых агрегатов
МТ-ЛБМ Вариант с установленной башней от БТР-80. Оснащался широким спектром различного вооружения
МТ-ЛБ-ЛПТ Вариант для лесных пожарных частей
МТ-ЛБМШ Украинская модификация, представляющая из себя БМП на базе тягача.
“Айбат” Самоходный миномет, израильской разработки по заказу Казахстанских властей
MTLB-AM Азербайджанская машина огневой поддержки

Операторы

Карта операторов МТ-ЛБ синим цветом, бывшие операторы — красным

Текущие операторы

  • Армения
  • Азербайджан — 336
  • Ангола — 8

Бангладеш Армия МТ-ЛБ на выставке.

  • Бангладеш — 134
  • Болгария — 100
  • Беларусь — 70
  • Конго-Киншаса — 6
  • Эритрея — 10
  • Финляндия — 389 MT-LB / v, 50 MT-LBU
  • Грузия — 66 в строю
  • Ирак — около 400 в строю.
  • ИГИЛ — украдено ISWAP у нигерийской армии .
  • Казахстан — 150

Литовская армия МТ-ЛБ на выставке.

  • Литва — 10
  • Молдова — 60
  • Мьянма — 26
  • Нигерия — 67
  • Северная Македония — 10
  • Польша — 15
  • Россия — 3300 на действительной службе. В настоящее время модернизируется в версию МЛБШ для морской пехоты с более мощными двигателями КАМАЗ-740.50 мощностью 360 л.с., новыми гусеницами и новым вооружением и др. Также проводится модернизация до версии ВМ1К для Сухопутных войск с отечественным ЯМЗ-238БЛ мощностью 310 л.с. -1 двигатель и новая радиостанция. Некоторые из них оборудуются как платформы для зенитных орудий ЗУ-23.
  • Украина — 2090. В 2018 году из Польши поступило девять МТ-ЛБ (ранее эти машины находились на польской службе).
  • Уругвай — 5
  • США — используется военными в миссиях ОПФОР
  • Вьетнам — использовался артиллерийскими войсками при подготовке к Армейским международным играм 2020 года.

Бывшие операторы

  • Хорватия — 6 СНАР-10 сданы на слом.
  • Чехословацкая Социалистическая Республика — перешла к Чешской Республике.
  • Восточная Германия — 721 МТ-ЛБ болгарского производства, 32 СНАР-10 и 36 Стрела-10М. Объединенный с Западной Германией.
  • Германия — отобрана у армии ГДР, списана или продана в другие страны.
  • Венгрия — Стрела-10 и СНАР-10
  • Советский Союз — Передан государствам-преемникам.
  • Швеция — 460 (Местное обозначение Pbv 401, бывшая восточногерманская , куплена в 1993 году, затем постепенно выведена из эксплуатации, пока последние 147 экземпляров не были проданы Финляндии в 2011 году)
  • Югославия

История создания

Вам будет интересно:”Ягуар F-Pace”: отзывы, описание, характеристики, плюсы и минусы

В шестидесятых годах прошлого столетия перед советскими военными инженерами стала задача: чем заменить морально устаревшие тягачи АТП? Выход нашли одновременно с экономически выгодным эффектом: переоборудовать для армейских потребностей серийно выпускаемую технику. Работа водителем вездехода МТЛБ стала востребованной после трансформации транспортера МТЛ в аналог с бронированным корпусом. При этом все основные узлы и детали остались прежними.

Создавалась машина отделением Харьковского тракторного комбината. Начало работ датируется 1964 годом, а выпуск первой серийной машины — двумя годами позже. Корпус вездехода сделан из стальных плит методом сварки, эффективная защита брони рассчитана только против стрелкового оружия. Такой подход позволил сохранить относительно небольшой вес транспортно средства (9,7 т). Плюсом такого решения стало сохранение высокого показателя плавучести. Кроме того, гусеницы техники оказывают низкое давление на грунт, что способствует улучшению параметров проходимости. Корпусная часть включает в себя несколько отсеков: транспортно-грузовое, контрольное, трансмиссионное и моторное отделение. Салон машины довольно просторен и удобен для размещения экипажа и личного состава.

Вам будет интересно:Как натягивать цепь на ВАЗ-2106: краткое руководство

Операторы

Современные

  • Азербайджан Азербайджан — 336 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Ангола Ангола — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
  • Армения Армения — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Бангладеш Бангладеш — 134 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия: Сухопутные войска Республики Беларусь — 50 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
  • Войска коллективной обороны — 20 единиц МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год

Болгария Болгария — 100 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Грузия
Грузия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Демократическая Республика Конго Демократическая Республика Конго — 6 единиц, по состоянию на 2020 год
Ирак Ирак — около 400 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Иракский Курдистан Иракский Курдистан — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Исламское государство Исламское государство и Боко Харам — некоторое количество МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Казахстан Казахстан — 150 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Литва Литва — 8 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Македония Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Молдавия Молдавия — 60 единиц МТ-ЛБ и его модификаций, по состоянию на 2020 год
Мьянма Мьянма — 26 МТ-ЛБМШ, по состоянию на 2016 год
Нигерия Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Польша Польша — 15 МТ-ЛБ, по состоянию на 2020 год
Россия Россия:

  • Сухопутные войска Российской Федерации — 5500 МТ-ЛБ, из них 2000 на хранении, по состоянию на 2020 год

Морская пехота России — 300 МТ-ЛБ, по состоянию на 2016 год
Украина
Украина — >2000, по состоянию на 2020 год
Уругвай Уругвай — 3 МТ-ЛБ (используются под обозначением М-93), по состоянию на 2020 год
Финляндия Финляндия — 102 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2016 год
Эритрея Эритрея — 10 МТ-ЛБ, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2020 год

Бывшие

  • Венгрия Венгрия
  • ГДР ГДР
  • Германия Германия
  • США США — 17 единиц МТ-ЛБ поставлены из ФРГ в 1991 году. Не стоят на вооружении
  • Чехословакия Чехословакия
  • Швеция Швеция — 137 Pbv.401A, из них 56 Pbv.4020 по состоянию на 2010 год
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector