Обсе: история, структура и функции организации

Примечания

Страны мира

Европа  АвстрияАзербайджанАлбанияАндорраАрменияБелоруссияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияГрузияДанияИрландияИсландияИспанияИталияКипр • Латвия • ЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловения • Украина • ФинляндияФранцияХорватияЧерногорияЧехия • Швейцария • ШвецияЭстония
Азия  АфганистанБангладешБахрейнБрунейБутанВосточный ТиморВьетнам • Израиль • ИндияИндонезияИорданияИракИранЙеменКазахстанКамбоджаКатарКиргизияКитайКувейтЛаосЛиванМалайзияМальдивыМонголияМьянмаНепалОАЭОман • Пакистан • Саудовская АравияСеверная Корея • Сингапур • СирияТаиландТуркменияТурцияФилиппиныШри-ЛанкаЮжная КореяЯпония
Африка  АлжирАнголаБотсванаБуркина-ФасоБурундиГабонГамбияГанаГвинея-БисауДемократическая Республика КонгоДжибути • Египет • ЗамбияЗимбабвеКабо-ВердеКамерунКенияКоморские ОстроваКот-д’ИвуарЛесотоЛивияМаврикийМавританияМалавиМалиМароккоМозамбикНамибияНигер • Нигерия • Республика КонгоРуандаСан-Томе и ПринсипиСейшелыСенегалСомалиСуданСьерра-ЛеонеТанзанияТогоУгандаЦАРЧадЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭсватиниЭфиопияЮАРЮжный Судан
Америка  Антигуа и БарбудаАргентинаБагамыБарбадосБелизБоливияБразилияВенесуэлаГаитиГайанаГватемала • Гренада • ГондурасДоминикаДоминиканская РеспубликаКанадаКолумбияКоста-РикаКубаМексикаНикарагуаПанамаПарагвайПеруСальвадорСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСуринамСШАТринидад и ТобагоУругвайЧилиЭквадорЯмайка
Океания  АвстралияВануатуКирибатиМаршалловы ОстроваМикронезия • Науру • Новая ЗеландияПалауПапуа — Новая ГвинеяСамоаСоломоновы ОстроваТонга • Тувалу • Фиджи
Частично признанные  АбхазияДонецкая Народная РеспубликаКосовоЛуганская Народная РеспубликаНагорный КарабахПалестинаПриднестровьеЗападная СахараСомалилендТайваньСеверный КипрЮжная Осетия
Исторические  Австро-ВенгрияГДРКореяЧехословакияЮгославия
См. также  НАТО • ОБСЕ • Лига арабских государств • Европейский союз • Евразийский союз • Страны по ВВП (ППС) на человека • Страны по индексу образования • Список стран

история

Место нахождения СБСЕ: Финляндский зал

предшественник

Основная статья : Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОБСЕ предшествовало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое было организовано по инициативе Варшавского договора. Начиная с 1950-х годов Советский Союз призывал к такой конференции, но западные державы, особенно Западная Германия, отказались. Бонн опасался, что такие переговоры могут привести к международному признанию раздела Германии. Идея СБСЕ на Западе была на повестке дня только после создания новой восточной политики социал-либеральной коалиции во главе с федеральным канцлером Вилли Брандтом (СДПГ) в начале 1970-х годов. Под девизом Брандта «Изменения через сближение» ледяное настроение «холодной войны» ослабло, и СБСЕ стало возможным. Первая из этих многонациональных конференций проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 годы . В межблоковой конференции приняли участие все европейские страны (за исключением Албании ), Советский Союз, США и Канада.

Конференция характеризовалась сделкой обмена: для Восточного блока она принесла признание ограниченности послевоенного порядка и более сильный экономический обмен с Западом. В ответ Восток пошел на уступки в области прав человека. В последующие годы в нескольких социалистических странах возникли движения за гражданские права, которые сослались на Хельсинкский Заключительный акт и способствовали распаду Восточного блока, так что СБСЕ внесло решающий вклад в прекращение конфликта между Востоком и Западом.

Конференция, первоначально запланированная как разовое мероприятие, была продолжена последующими конференциями СБСЕ в Белграде (1977–1978), Мадриде (1980–1983), Вене (1986–1989) и снова в Хельсинки (1992).

На саммите СБСЕ в Будапеште 5 и 6 декабря 1994 г. было принято решение институционализировать СБСЕ и с 1 января 1995 г. переименовать в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) .

Встреча на высшем уровне

Следующие саммиты состоялись в 1990-е гг.

  • 2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне
  • 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле.

После одиннадцатилетнего перерыва следующий Саммит ОБСЕ прошел 1-2 декабря 2010 года в Астане . Казахский президент Нурсултан Назарбаев провел совещание . Разногласия между западными и восточными государствами-членами относительно будущего содержания и стратегической ориентации ОБСЕ привели к еще одному бесплодному завершению конференции. Запланированное принятие плана действий по разрешению международных конфликтов и реформированию ОБСЕ провалилось.

Заседание Совета министров ОБСЕ

По окончании встречи 5 декабря 2014 года в Базеле были декларации, но не было итоговой декларации. Председатель Дидье Буркхальтер сказал, что ситуация с безопасностью в Европе ухудшилась в 2014 году из-за украинского кризиса .

3/4 Декабрь 2015 г. Встреча Совета министров ОБСЕ в Белграде (Сербия). Совет министров ОБСЕ заседал в Гамбурге с 8 по 9 декабря 2016 года . Встреча состоялась на территории Hamburg Messe . Министры иностранных дел стран-участниц также встретились 8 декабря в большом бальном зале мэрии Гамбурга на совместный рабочий обед. Встреча состоялась в Гамбурге, поскольку 1 января 2016 года Германия приняла председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе во второй раз с 1991 года.

СБСЕ как модель разрешения других конфликтов

СБСЕ считается успешной системой смягчения и разрешения международных конфликтов. В 2002 году бывший федеральный министр иностранных дел Клаус Кинкель предложил создать «Ближний Восток KSZ» с участием региональных держав для урегулирования израильско-палестинского конфликта . Такая инициатива должна исходить от Европейского Союза . В 2014 году на фоне войны в Сирии и растущей напряженности в Персидском заливе , особенно между Саудовской Аравией и Ираном , тогдашний федеральный министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер призвал использовать СБСЕ в качестве примера. Формула Хельсинки заключалась в «реальной безопасности друг с другом, а не в обманчивой безопасности друг от друга, и это на основе медленно растущего взаимного доверия». В концептуальном документе 2015 года, подготовленном Bertelsmann Stiftung , политические консультанты Кристиан-Питер Ханельт и Кристиан Кох разработали основы «KSZ-Golf», который мог бы функционировать как «страховочная сетка», если, например, ядерные переговоры с Ираном должен потерпеть неудачу.

Председатель и встреча

Стул меняется ежегодно. Министр иностранных дел действует как председатель.

год Страна Председатель Место встречи) Встреча (дата) Замечания
1991 г.  Германия Ганс-Дитрих Геншер (с 19 июня)
1992 г.  Чехословакия Иржи Динстбир (до 2 июля); Йозеф Моравчик (с 3 июля)
1993 г.  Швеция Маргарета аф Угглас
1994 г.  Италия Бениамино Андреатта (до 11 мая); Антонио Мартино (с 12 мая)
1995 г.  Венгрия Ласло Ковач
1996 г.  Швейцария Флавио Котти
1997 г.  Дания Нильс Хельвег Петерсен
1998 г.  Польша Бронислав Геремек
1999 г.  Норвегия Кнут Воллебек
2000 г.  Австрия Вольфганг Шюссель (до 4 февраля); Бенита Ферреро-Вальднер (с 5 февраля)
2001 г.  Румыния Мирча Джоана
2002 г.  Португалия Хайме Гама (до 6 апреля); Антонио Мартинс да Круз (с 7 апреля)
2003 г.  Нидерланды Яап де Хооп Схеффер (до 3 декабря); Бернар Бот (с 4 декабря)
2004 г.  Болгария Соломон Пасси
2005 г.  Словения Димитрий Рупель
2006 г.  Бельгия Карел де Гухт
2007 г.  Испания Мигель Анхель Моратинос
2008 г.  Финляндия Илкка Канерва (до 4 апреля); Александр Стубб (с 5 апреля)
2009 г.  Греция Дора Бакояннис (до 5 октября); Георгиос Папандреу младший (с 6 октября)
2010 г.  Казахстан Канат Саудабаев Астана (Нур-Султан с 2019) 01.12.2010 по 02.12.2010 1-я встреча на высшем уровне после одиннадцатилетнего перерыва
2011 г.  Литва Аудронюс Ажубалис
2012 г.  Ирландия Эймон Гилмор
2013  Украина Леонид Кошара
2014 г.  Швейцария Дидье Буркхальтер Базель 05.12.2014 Декларации, но без окончательной декларации
2015 г.  Сербия Ивица Дачич Белград 12.03.2015 по 12.04.2015
2016 г.  Германия Франк-Вальтер Штайнмайер Гамбург 8 декабря 2016 г. — 9 декабря 2016 г.
2017 г.  Австрия Себастьян Курц (до 18 декабря); Карин Кнайсль (с 18 декабря) Вена С 07.12.2017 по 08.12.2017
2018 г.  Италия Энцо Моаверо Миланези Милан С 06.12.2018 по 07.12.2018
2019 г.  Словакия Мирослав Лайчак
2020 г.  Албания Эди Рама
2021 г.  Швеция Энн Линде

Структура и институты

Высшими управляющими органами ОБСЕ является периодически созываемый саммит глав государств-членов, а также совет министров иностранных дел, который собирается один раз в год. На них обсуждаются глобальные вопросы, определяется стратегия организации и список ее приоритетов.

Каждую неделю в Вене собирается Постоянный совет, который принимает решения по текущим вопросам и проводит необходимые консультации. По сути, он является высшим исполнительным органом. Работой ОБСЕ управляет Председатель этого совета, избираемый на один год. Он координирует работу различных структур организации и представляет ее на мероприятиях и встречах. Действующему председателю в работе помогают бывший и будущий глава ОБСЕ, а также ее Секретарь.

Генеральный секретариат координирует деятельность организации и оказывает оперативную помощь «полевым» миссиям ОБСЕ. Кроме того, он отвечает за кадровые, административные и финансовые вопросы.

Парламентская ассамблея ОБСЕ

Трижды в год собирается Парламентская ассамблея ОБСЕ, на которую съезжаются депутаты парламентов стран-членов организации. Они заслушивают отчеты о результатах работы, проводят переговоры, обсуждают актуальные вопросы и дают рекомендации. В ПА ОБСЕ есть несколько комитетов, один из которых избирает Генерального секретаря.

В составе ОБСЕ есть особые структуры, занимающиеся решением специальных вопросов. Так, например, Верховный комиссар, который занимается урегулированием межэтнических конфликтов. Бюро по демократическим институтам и правам человека расположено в Польше. В его компетенции поддержка неправительственных организаций, работа с отделениями организации, образовательные и просветительские программы. Представитель по вопросам свободы СМИ следит за соблюдением прав журналистов и свободой прессы. Для разрешения конфликтных ситуаций страны-участницы ОБСЕ могут обратиться в Суд по примирению и арбитражу, который действует на основании международных конвенций.

Государства-участники

Подписаны Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия

Подписан Заключительный акт в Хельсинки
нет подписи

Государства-партнеры

11 стран-партнеров
Страна Сотрудничает с
 Афганистан 2003 г.
 Египет 1975 г.
 Алжир 1975 г.
 Австралия 2009 г.
 Израиль 1975 г.
 Япония 1992 г.
 Иордания 1998 г.
 Марокко 1975 г.
 Южная Корея 1994 г.
 Таиланд 2000 г.
 Тунис 1975 г.
57 государств-участников и дата присоединения
Страна присоединение Подписан

Подписана
Парижская хартия
 Албания 19 июня 1991 г. 16 сентября 1991 г. 17 сентября 1991 г.
 Андорра 25 апреля 1996 г. 10 ноября 1999 г. 17 февраля 1998 г.
 Армения 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 17 апреля 1992 г.
 Азербайджан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 20 декабря 1993 г.
 Бельгия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Босния и Герцеговина 30 апреля 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Болгария 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Дания 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Германия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Эстония 10 сентября 1991 г. 14 октября 1992 г. 6 декабря 1991 г.
 Финляндия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Франция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Грузия 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г. 21 января 1994 г.
 Греция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Святой Престол 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Ирландия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Исландия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Италия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Канада 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Казахстан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 23 сентября 1992 г.
 Кыргызстан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г. 3 июня 1994 г.
 Хорватия 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Латвия 10 сентября 1991 г. 14 октября 1991 г. 6 декабря 1991 г.
 Лихтенштейн 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Литва 10 сентября 1991 г. 14 октября 1991 г. 6 декабря 1991 г.
 Люксембург 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Мальта 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Молдова 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 29 января 1993 г.
 Монако 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Монголия 21 ноября 2012 г.    
 Черногория 22 июня 2006 г. 1 сентября 2006 г.  
 Нидерланды 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Северная Македония 12 октября 1995 г.    
 Норвегия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Австрия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Польша 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Португалия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Румыния 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Россия с 30 января 1992 г. как правопреемница Советского Союза.  25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Сан-Марино 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Швеция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Швейцария 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Сербия с 3 июня 2006 г. в качестве правопреемника Югославии и Сербии и Черногории (с 4 февраля 2003 г. по 3 июня 2006 г.)  25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Словакия 1 января 1993 г.    
 Словения 24 марта 1992 г. 8 июля 1992 г. 8 марта 1993 г.
 Испания 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Таджикистан 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г.  
 Чехия 1 января 1993 г.    
 Турция 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Туркменистан 30 января 1992 г. 8 июля 1992 г.  
 Украина 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 16 июня 1992 г.
 Венгрия 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Узбекистан 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 27 октября 1993 г.
 Объединенное Королевство 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 США 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.
 Беларусь 30 января 1992 г. 26 февраля 1992 г. 8 апреля 1993 г.
 Кипр 25 июня 1973 г. 1 августа 1975 г. 21 ноября 1990 г.

Историческое лидерство

Срок начала Срок окончания Стул Сопредседатель Член рейтинга Вице-член рейтинга
1976 г. 1979 г. Представитель Данте Фасселл (Германия) Сенатор Клэйборн Пелл (D-RI) Дело сенатора Клиффорда (R-NJ)
Член палаты представителей Джон Бьюкенен (R-AL)
1979 г. 1981 г. Сенатор Боб Доул (R-KS)
1981 г. 1983 г. Сенатор Боб Доул (R-KS) Сенатор Пэт Лихи (D-VT) Представитель Миллисент Фенвик (R-NJ)
1983 г. 1985 г. Сенатор Деннис ДеКонсини (Д-Аризона) Сенатор Аль Д’Амато (R-NY) Представитель Дон Риттер (R-PA)
1985 г. 1987 г. Сенатор Аль Д’Амато (R-NY) Представитель Стени Хойер (доктор медицины) Представитель Джек Кемп (R-NY) Сенатор Деннис ДеКонсини (Д-Аризона)
1987 г. 1989 г. Представитель Стени Хойер (доктор медицины) Сенатор Деннис ДеКонсини (Д-Аризона) Сенатор Аль Д’Амато (R-NY) Представитель Джек Кемп (R-NY)
1989 г. 1991 г. Сенатор Деннис ДеКонсини (Д-Аризона) Представитель Стени Хойер (доктор медицины) Представитель Джон Портер ( Республика Иллинойс) Сенатор Аль Д’Амато (R-NY)
1991 г. 1993 г. Представитель Стени Хойер (доктор медицины) Сенатор Деннис ДеКонсини (Д-Аризона) Сенатор Аль Д’Амато (R-NY) Представитель Джон Портер ( Республика Иллинойс)
1993 г. 1995 г. Сенатор Деннис ДеКонсини (Д-Аризона) Представитель Стени Хойер (доктор медицины) Представитель Крис Смит (R-NJ) Сенатор Аль Д’Амато (R-NY)
1995 г. 1997 г. Представитель Крис Смит (R-NJ) Сенатор Аль Д’Амато (R-NY) Сенатор Расс Файнгольд (D-WI) Представитель Бен Кардин (доктор медицины)
1997 г. 1999 г. Сенатор Аль Д’Амато (R-NY) Представитель Крис Смит (R-NJ) Представитель Бен Кардин (доктор медицины) Сенатор Расс Файнгольд (D-WI)
1999 г. 2001 г. Представитель Крис Смит (R-NJ) Сенатор Бен Кэмпбелл (R-CO) Сенатор Крис Додд (D-CT) Представитель Бен Кардин (доктор медицины)
2001 г. 2003 г. Сенатор Бен Кэмпбелл (R-CO) Представитель Крис Смит (R-NJ) Представитель Бен Кардин (доктор медицины) Сенатор Хиллари Клинтон (штат Нью-Йорк)
2003 г. 2005 г. Представитель Крис Смит (R-NJ) Сенатор Бен Кэмпбелл (R-CO) Сенатор Хиллари Клинтон (штат Нью-Йорк) Представитель Бен Кардин (доктор медицины)
2005 г. 2007 г. Сенатор Сэм Браунбэк (R-KS) Представитель Крис Смит (R-NJ) Представитель Бен Кардин (доктор медицины) Сенатор Хиллари Клинтон (штат Нью-Йорк)
2007 г. 2009 г. Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида) Сенатор Бен Кардин (доктор медицины) Сенатор Сэм Браунбэк (R-KS) Представитель Крис Смит (R-NJ)
2009 г. 2011 г. Сенатор Бен Кардин (доктор медицины) Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида) Представитель Крис Смит (R-NJ) Сенатор Сэм Браунбэк (R-KS)
2011 г. 2013 Представитель Крис Смит (R-NJ) Сенатор Бен Кардин (доктор медицины) Сенатор Роджер Уикер (R-MS) Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида)
2013 2015 г. Сенатор Бен Кардин (доктор медицины) Представитель Крис Смит (R-NJ) Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида) Сенатор Роджер Уикер (R-MS)
2015 г. 2017 г. Представитель Крис Смит (R-NJ) Сенатор Роджер Уикер (R-MS) Сенатор Бен Кардин (доктор медицины) Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида)
2017 г. 2019 г. Сенатор Роджер Уикер (R-MS) Представитель Крис Смит (R-NJ) Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида) Сенатор Бен Кардин (доктор медицины)
2019 г. 2021 г. Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида) Сенатор Роджер Уикер (R-MS) Сенатор Бен Кардин (доктор медицины) Представитель Джо Уилсон (R-SC)
2021 г. настоящее время Сенатор Бен Кардин (доктор медицины) Представитель Элси Гастингс (Д-Флорида) Представитель Джо Уилсон (R-SC) Сенатор Роджер Уикер (R-MS)
Представитель Стив Коэн (Д-ТН)

Структура органов ОБСЕ

Кроме совещания глав государств, входящих в нее (саммит), были созданы постоянно действующие органы.

Председатель организации. Им становиться министр иностранных дел страны, которую избрали для председательства в текущем году. Такие выборы проводятся ежегодно.

Саммит. Встреча глав государств-участников организации. Проводится раз в несколько лет. Последний раз такие переговоры состоялись в 2010 году. Эти встречи дают ориентиры по деятельности ОБСЕ на следующие несколько лет.

Совет министров. Встреча министров иностранных дел стран-участниц организации, является центральным директивным органом ОБСЕ. Проводится в конце каждого года. Проходят они в стране, которая председательствует в организации.

Постоянный комитет. Находится в Вене. Совещания проводит раз в неделю. Он координирует работы организации, управляет ее повседневной деятельностью. При комитете действуют 5 вспомогательных комитетов, по одному в каждом направлении деятельности организации, подготовительный комитет и комитет по управлению финансами организации.

Форум по сотрудничеству в области безопасности. Преимущественно занимается решением вопросов по контролю за вооружениями.

Секретариат организации. Находится также в Австрии.

Парламентская ассамблея ОБСЕ. Межпарламентская организация стран-участниц. Выносит рекомендации по основным направлениям деятельности ОБСЕ, а также уполномочена осуществлять наблюдения за проведением выборов в странах-участницах организации.

БДИПЧ — бюро по демократическим институтам и правам человека. Деятельность этого органа направлена на обеспечение уважения прав и свобод личности, одним из наиболее известных направлений деятельности является наблюдение за проведением выборов.

Верховный комиссар по делам меньшинств. Основным направлением деятельности является предотвращение и мирное разрешение межэтнических конфликтов, опасности развития вооруженных столкновений на межнациональной почве.

Представитель по вопросам средств массовой информации. Следит за соблюдением свободы СМИ, безопасностью журналистов в странах-участницах организации.

Цель специальной мониторинговой миссии

Цель данной мирной гражданской миссии – в беспристрастном, непрерывном и объективном наблюдении за сложившейся украинской ситуацией, способствовании диалога между конфликтными сторонами, а также систематической отчетности на основании полученных сведений.

Членами миссии являются безоружные гражданские наблюдатели, сотрудники стран, являющихся членами ОБСЕ и украинские специалисты. Возглавляет СММ турецкий посол Эртурул Апакан, назначенный на эту должность в 14 году председателем Организации и имеющий богатый дипломатический опыт. Его первым заместителем является швейцарский юрист Александр Хуг, вторым – профессиональный дипломат из Словении, Алешка Симкич.

В период своего пребывания в Украине миссия:

  • содействует спаду напряженности;
  • оказывает содействие в установлении мира и стабильности;
  • коммуницирует с различными органами власти, гражданами, группами и общинами.
  • собирает информацию из различных источников:
  • информирует о наличии или отсутствии инцидентов.

литература

  • Юлия фон Зааль: Процесс СБСЕ и перестройка в Советском Союзе. Демократизация, потрясения и роспуск 1985–1991 . Ольденбург, Мюнхен, 2014 г., ISBN 978-3-486-70510-2 .
  • Матиас Петер, Герман Венткер (редактор): СБСЕ в конфликте между Востоком и Западом: международная политика и социальные преобразования 1975–1990 гг. Ольденбург, Мюнхен 2012 г., ISBN 978-3-486-71693-1 .
  • Оливер Банге , Готфрид Нидхарт (ред.): Хельсинки 1975 и трансформация Европы. Нью-Йорк 2008, ISBN 978-1-84545-491-3 .
  • Курт П. Тудыка: ОБСЕ заботится о безопасности Европы. Сотрудничество вместо противостояния. Гамбург 2007, ISBN 978-3-939519-03-4 .
  • Курт П. Тудыка: Справочник ОБСЕ. 2-е издание. Opladen 2002, ISBN 3-8100-2891-6 .
  • Питер Шлоттер : СБСЕ в конфликте Восток-Запад: влияние международного института. (Исследования Фонда исследования мира и конфликтов Гесса). 1998, ISBN 3-593-36122-1 .
  • Вильфрид фон Бредов : Процесс СБСЕ. Дармштадт 1992, ISBN 3-534-10993-7 .
  • Ханс-Петер Шварц : Промежуточный баланс СБСЕ. Штутгарт 1977, ISBN 3-512-00490-3 .
  • Вильфрид Лот : Хельсинки, 1 августа 1975 г. Расслабление и разоружение. Мюнхен 1998, ISBN 3-423-30614-9 .
  • Норберт Роперс, Питер Шлоттер: СБСЕ. Бонн 1992, ISBN 3-927626-18-X .
  • Министерство иностранных дел (ред.): Культурный форум СБСЕ в Будапеште. Документация. (Серия: Отчеты и документация). Бонн 1986, .
  • СБСЕ, Хельсинки, 1975: использованные и упущенные возможности . Вклады в научную конференцию в честь проф. Стефан Дёрнберг. (= Лекции Панковера 21), Хелле Панке, Берлин 2000.

Критика организации

В первую очередь ОБСЕ критикуют за неспособность к реальному разрешению конфликтов. Это очень наглядно продемонстрировал Донбасс, хотя и ранее особыми успехами организация похвалиться не могла. За несколько десятилетий она не только не смогла решить конфликты в Приднестровье и Карабахе, но даже показать сколько-нибудь заметный результат. У ОБСЕ просто нет механизмов воздействия на противоборствующие стороны.

То же самое относится и к мониторингу выборов. Наблюдатели могут зафиксировать нарушения или признать выборы недемократичными, но часто на их мнение просто не обращают внимания. Теоретически, за подобные фальсификации могут ввести санкции, но здесь уже действуют правила политической целесообразности.

ОБСЕ заслужено гордится целым рядом договоров, сокращающих вооружения. Однако в последние годы эти документы теряют силу один за другим. В конце 2020 года США заявили о выходе из Договора об открытом небе, объявив о его несоблюдении Россией. В 2015 году Россия вышла из Договора об обычных вооружениях в Европе, считавшимся одним из краеугольных камней континентальной безопасности. В ответ на такие решения ОБСЕ может только выражать озабоченность и призывать к сдержанности

Но на это мало кто обращает внимание

Однако сказать, что ОБСЕ вообще бесполезна, также нельзя. На сегодняшний день у нее просто нет альтернативы. Кроме того, ассамблея является хорошей площадкой для диалога, а это уже немало. Ответственность за нерешенные конфликты нужно возлагать не на ОБСЕ, а на государства, которые не хотят или не могут договориться.

Решения ОБСЕ

Решения, принимаемые странами-участницами организации, занимают отдельное положение в системе международных актов. Они являются в большей степени политическими, а не правовыми (договорными) нормами. Их соблюдение не становиться обязательным для государств, а нарушение не несет за собой практически никаких мер ответственности для нарушителя.

Еще одной проблемой при принятии какого-либо решения в этой организации становиться принцип соглашения всех участников. Все страны-участницы ОБСЕ имеют равный статус и «вето», наложенное хотя бы одним из участников приводит к отклонению документа.

Кроме того, в последнее время в адрес организации все чаще звучат обвинения в применении двойственных стандартов при принятии мер политического или экономического характера.

В настоящее время ОБСЕ является крупнейшей межрегиональной организацией в мире. Ее влияние распространяется не только на европейский континент, но и на другие регионы. Организация предпринимает различные шаги по укреплению международного сотрудничества, обеспечению безопасности и предотвращению преступлений против личности.

Новейшая история ОБСЕ

В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.

В 1998 году утвердили положение о полицейских силах ОБСЕ, на саммите в Осло, прошедшем в том же году большое внимание уделялось конфликту в Косово и в бывших советских республиках. В 1999 году на Стамбульской встрече подписали Хартию европейской безопасности, а Россия пообещала вывести войска из Приднестровья и Грузии

Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего

Нулевые ознаменовали новый этап отношений ОБСЕ и России. Организация стала все чаще критиковать действия Москвы на постсоветском пространстве, а российские власти обвинять ОБСЕ в двойных стандартах. Лавров даже угрожал выйти из организации, если она и дальше будет уделять правам человека излишне много внимания. В 2007 и 2008 году миссии ОБСЕ не участвовали в мониторинге российских выборов. Несмотря на многочисленные обещания, войска из Молдовы и Грузии так и не были выведены. Более того, в 2008 году вспыхнула новая российско-грузинская война, а в 2014 – началась «крымская весна».

В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.

предыстория

Первые предложения о «конференции по европейской безопасности» были сделаны еще в 1950-х годах. 5 июля 1966 года на заседании Политического консультативного комитета (PBA) Варшавского договора в Бухаресте в «Декларации об упрочении мира и безопасности в Европе» было предложено созвать «Конференцию по вопросам европейской безопасности. ». Прежде всего, конференция должна способствовать распаду существующих союзов и вытеснить США — как неевропейское государство — из Европы. С 24 по 26 апреля 1967 года конференция коммунистических и рабочих партий Европы собралась в Карлсбаде и поддержала позицию создания системы коллективной безопасности в «Карлсбадской декларации» о мире и безопасности в Европе. Вторжение в Чехословакию стран Варшавского договора в августе 1968 года вновь обострили ситуацию. 17 марта 1969 г. последовал «Будапештский призыв» Политического консультативного комитета Варшавского договора о созыве «Общеевропейской конференции». 11 апреля 1969 года министры НАТО в Вашингтоне договорились обсудить темы переговоров с восточноевропейскими государствами, и все правительства, имеющие политическую ответственность в Европе, должны будут принять участие. 9 мая 1969 года финское правительство выпустило меморандум с предложением провести конференцию и подготовительные встречи в Хельсинки. 1 марта 1971 года в Париже состоялось первое заседание «Подкомитета СБСЕ» Политического комитета в рамках Европейского политического сотрудничества (ЕПК) государств Европейских сообществ. 10 декабря 1971 года министры НАТО в Брюсселе заявили о своей готовности к многосторонним переговорам в рамках СБСЕ, когда было заключено соглашение четырех держав по Берлину .

В ходе глобальной политики разрядки и после вступления в силу Восточных договоров и Основного договора в начале 1970-х годов интерес к далеко идущему взаимопониманию вырос как на Востоке, так и на Западе.

цели

Цели ОБСЕ — обеспечение мира и постконфликтное восстановление. Она считает себя стабилизирующим фактором в Европе. В качестве регионального соглашения в соответствии с главой VIII Устава Организации Объединенных Наций ОБСЕ должна служить в качестве первого международного пункта связи в случае конфликтов в сфере ее деятельности в соответствии с принципом субсидиарности . Он рассматривается как система коллективной безопасности и поэтому конкурирует с НАТО , которое, однако, гораздо более ориентировано в военном отношении. Он также работает с международными организациями по принципу «ОБСЕ прежде всего» . Из-за неудачного саммита 2010 года вопрос о будущих целях ОБСЕ оставался открытым.

Деятельность ОБСЕ разделена на три тематических области («измерения»), которые восходят к трем корзинам Хельсинкского Заключительного акта. Это (а) военно-политическое измерение, (б) экономическое и экологическое измерение и (в) гуманитарное (правозащитное) измерение.

Хельсинкский Заключительный акт

После двухлетних переговоров с 18 сентября 1973 г. по 21 июля 1975 г. в Женеве 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт СБСЕ. В этом заявлении о намерениях подписавшие государства обязались соблюдать нерушимость границ, мирное урегулирование споров, не вмешиваться во внутренние дела других государств и защищать права человека и основные свободы. Кроме того, согласовано сотрудничество в сфере бизнеса, науки и экологии. Выполнение Заключительного акта СБСЕ в отдельных государствах следует рассмотреть на последующих конференциях.

Эрих Хонеккер и Гельмут Шмидт на конференции СБСЕ 30 июля 1975 г.

Подписаны Хельсинкский Заключительный акт и Парижская хартия

Подписан Заключительный акт в Хельсинки
нет подписи

Государства-партнеры

Хельсинкский Заключительный акт — это не договор в соответствии с международным правом , а самообязательное заявление государств. В нем были достигнуты договоренности по правам человека , сотрудничеству в сфере бизнеса , науки , технологий и окружающей среды , вопросам безопасности и вопросам сотрудничества в гуманитарных вопросах. Цель заключалась в том, чтобы помочь Востоку и Западу Европы упорядоченно объединиться.

Документ разделен на четыре раздела:

Раздел 1 посвящен «вопросам безопасности в Европе», разбитым на декларацию десяти руководящих принципов отношений между государствами-участниками и их объяснение, а также документ о мерах укрепления доверия в военной области. Десять принципов были:

  1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету
  2. Воздерживаться от угроз или применения силы
  3. Неприкосновенность границ
  4. Территориальная целостность государств
  5. Мирное урегулирование споров
  6. Невмешательство во внутренние дела
  7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли , совести , религии и убеждений
  8. Равные права и право народов на самоопределение
  9. Сотрудничество между государствами
  10. Выполнение международных правовых обязательств в духе доброй воли
  • Раздел 2 посвящен сотрудничеству в сфере бизнеса, науки, технологий и окружающей среды.
  • Раздел 3 посвящен вопросам безопасности и сотрудничества в Средиземноморье; относятся ко второму этапу конференции, были услышаны мнения и предложения не участвовать в конференции по Средиземноморью — граничащим с Алжиром , Египтом , Израилем , Марокко , Сирией и Тунисом .
  • Наконец, раздел 4 посвящен принципам сотрудничества в гуманитарной и культурной сферах.

Кроме того, Заключительный акт содержит преамбулу и заключительный раздел, озаглавленный «Последствия конференции», в котором содержится декларация о воле государств-участников применять решения конференции и соглашение о продолжении процесса конференции на последующих конференциях.

В разделе 1 документа о мерах доверия содержатся конкретные соглашения о безопасности. Это включало объявление о маневрах 25 000 или более солдат по крайней мере за 21 день и приглашение наблюдателей на эти маневры. Конкретные соглашения о разоружении не были предметом переговоров СБСЕ . Они обсуждались параллельно на переговорах по MBFR в Вене и закончились в 1989 году после 16 лет безрезультатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector