Российский бомбардировщик будет незаметен для вражеской техники. что о нем еще известно?

Развитие проекта

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 года было объявлено, что предварительный проект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Согласованы необходимые характеристики самолёта, который придет на смену стоящим сейчас на вооружении ВКС России ракетоносцам-бомбардировщикам Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95. Как сообщили источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства образцов». В августе 2019 года утверждены техтребования и начаты подготовительные этапы проектирования.

Основные требования к комплексу

По словам командующего дальней авиацией ВКС России Анатолия Жихарева, речь идёт о принципиально новом самолёте с прицельно-навигационным комплексом. Такой самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия стоящие на вооружении ВКС России, должен быть оснащён новейшими системами связи и радиоэлектронной борьбы, а также обладать малой заметностью.

Также планируется использовать самолёт в роли дальнего перехватчика и даже в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Предполагаемые параметры комплекса

Некоторые эксперты предполагают следующие лётно-технические характеристики ПАК ДА:

  • Двигатели: изделие РФ ОАО «Кузнецов»
  • Тяга максимальная: 24 тс’
  • Максимальная взлётная масса: 145 тонн
  • Масса полезной нагрузки: 35 тонн
  • Масса топлива: максимальная масса топлива (без учёта дозаправки) не определена
  • Максимальная скорость: дозвуковая
  • Дальность 15000 км
  • Вооружение: существующие и перспективные крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточные бомбы, оборонительное авиационное вооружение, гиперзвуковое оружие.

Цена ошибки

Мировые державы не напрасно прилагают усилия, чтобы обновить свою дальнюю авиацию — её роль будет только расти, полагают эксперты. Не всегда речь идёт о стратегическом ядерном сдерживании, хотя это и является основным предназначением таких самолётов.

«В первую очередь, ПАК ДА — средство стратегического ядерного сдерживания. По определённому перечню целей такой самолёт может работать, даже не выходя за пределы собственного воздушного пространства. Однако всегда могут возникнуть задачи, связанные с дальними вылетами, особенно когда речь идёт о применении нестратегических вооружений», — пояснил Мураховский.

Также по теме


Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Такая необходимость, к примеру, возникла во время сирийской кампании, когда российские бомбардировщики ТУ-95МС нанесли удар по террористам в САР крылатыми ракетами Х-101, напомнил эксперт.

Как пояснил Леонков,стратегическая авиация предназначена для решения задач особой важности и сложности. Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам

Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь

Речь идёт, например, об ударах по позиционным районам баллистических ракет противника или по укрепрайонам. Бомбардировщики должны выполнять такие задачи самостоятельно, без привлечения дополнительных средств, при этом ещё и возвращаться на базу без потерь.

«Цена ошибки в этом случае очень высока», — подчеркнул эксперт.

Именно поэтому разработка таких самолётов ведётся предельно кропотливо и вдумчиво.

«Мало того, меняется сама ситуация, в которой должна действовать дальняя авиация. Свои коррективы вносит и развитие гиперзвуковых вооружений, а также в перспективе создание ПРО, пригодных к их перехвату. Очевидно, что в современных условиях требования к стратегическим бомбардировщикам значительно возрастают», — подытожил Алексей Леонков.

Особенности самолета типа Су-80

Основная концепция самолета была продумана изначально за счет маркетинговых исследований на рынке авиационной техники на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, был проведен тщательный анализ парка самолетов, чтобы сделать вывод о том, какая именно машина нужна на данный момент. Вся проделанная работа должна была привести к тому, что данный самолет будет востребован как в нашей стране, так и за границей.

Самолет типа Су-80 отличается от своих предшественников экономичностью при полете, а также великолепными характеристиками. Кроме того, данный аппарат можно использовать на грунтовых взлетных полосах, что позволяет ему производить посадку практически на любых поверхностях.

Кроме экономичности, в эксплуатации самолет Су-80 имеет очень удобный салон для пассажиров. Пассажирское отделение предоставляет максимальный комфорт при перелетах на любые дистанции. Данная модель имеет возможность оборудования под самолеты специального назначения.

Предположения

Дизайн ПАК ДА был обсужден экспертами достаточно подробно и, пожалуй, слишком многословно. Главной мыслью явилось то, что в этом отношении Россия заимствовала концепцию из своего же истребителя пятого поколения – Т-50, а кабина будет выполнена в стиле “человека – компьютерного интерфейса” (концепция MMI). Это позволит поднять самолёт без вмешательства экипажа – автоматически.

В кабине должен быть цифровой дисплей Electronic System Flight Instrument с жидкокристаллическим цветным экраном для каждого из двух пилотов, что обеспечит функционирование электронного интерфейса в управлении полётом. Использование технологии “стелс” вносит некоторые ограничения в конструкцию самолёта. ПАК ДА будет летать ночью, значит, роль бортовых датчиков значительно повышается, а гиперзвуковая скорость ручное управление исключает. Вывод: бомбардировщик, может быть, и был бы хорош, но в России он хорошим не получится (они, верно, не в курсе, что не будет у ПАК ДА гиперзвуковой скорости).

Американский «дух»

ПАК ДА станет самолётом пятого поколения, характеризующегося не в последнюю очередь применением стелс-технологий. Малозаметность самолёта напрямую связана с его способностью отражать и рассеивать электромагнитную волну, что достигается путём нанесения на корпус специального радиопоглощающего покрытия и видоизменения самой формы летательного аппарата.

На сегодняшний день единственным примером применения стелс-технологий в дальней авиации является американский стратегический бомбардировщик В-2А Spirit. Первый демонстрационный полёт машины состоялся в 1989 году, на вооружение ВС США поступил только 21 самолёт этой серии. Также в этой машине впервые была воплощена конструкция «летающее крыло». Однако цена В-2А Spirit побила все рекорды: на момент 1998 года один экземпляр бомбардировщика обходился в $1,16 млрд.

  • B-2A Spirit
  • AFP

О необходимости создать замену В-2А в США заговорили в начале 2000-х годов. Изначально программа носила название 2018 Bomber, планировалось, что новый самолёт будет поставлен на вооружение к концу 2010-х годов. 

Впоследствии программу переименовали в Next-Generation Bomber (NGB), в ней приняли участие Boeing и Lockheed Martin. Однако в 2008 году проект был закрыт, вместо этого Пентагон объявил о новой программе — Long Range Strike Bomber (LRS-B). Её реализацией занялась компания-разработчик В-2А Spirit Northrop Grumman.

В 2016 году компания-разработчик представила проект перспективного самолёта LRS-B (В-21). По словам проектировщиков, цена одной машины не превысит $564 млн. Предполагается, что новый бомбардировщик повторит и разовьет достоинства своего предшественника, но избавится от недостатков B-2. На сегодняшний день известно, что самолёт будет дозвуковым и малозаметным. Его главной целью станет уничтожение систем ПВО противника, чтобы открыть дорогу для тактической авиации. Планируется, что серийные B-21 будут переданы войскам в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности.

Нужно отметить, что над созданием стратегических бомбардировщиков будущего работают и в КНР. Презентация малозаметного ракетоносца Xian H-20 Сианьской авиационно-промышленной корпорации (ХАС) запланирована на конец 2019 года, когда в КНР будет отмечаться 70-летний юбилей национальных военно-воздушных сил.

Также по теме


«Результат планомерной работы»: каких успехов в перевооружении армии достигло Минобороны РФ за последние шесть лет

За минувшие шесть лет в Вооружённых силах РФ значительно возросло количество современных вооружений. Об этом сообщает газета «Красная…

Разработка Н-20 была начата в 2008 году на базе Шанхайского авиационно-конструкторского НИИ. Хотя ключевые характеристики бомбардировщика засекречены, эксперты предполагают, что дальность полёта Н-20 составит до 8 тыс. км при боевой нагрузке 10 т. По срокам Китай пока опережает и Россию, и США — в августе этого года готовый образец Н-20 был продемонстрирован на Центральном телевидении Китая.

Скорость, с которой Пекин создаёт собственный дальний бомбардировщик, уже вызвала обеспокоенность в США. Как отмечалось в недавнем докладе Пентагона, представленном сенату, КНР стремится расширить зону покрытия своих военных операций. В результате американские военно-морские базы в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут оказаться в зоне досягаемости китайских ВВС — в первую очередь речь идёт именно о новом малозаметном дальнем бомбардировщике.

Стоящие сейчас на вооружении НОАК стратегические бомбардировщики Н-6 могут пролететь без дозаправки не более 5 тыс. км, неся на борту менее 10 т оружия. Для сравнения, у российского Ту-160 боевая нагрузка составляет 45 т.

«Одних телевизионных кадров, конечно, мало для того, чтобы судить о качестве и эффективности этих машин», — считает эксперт.

Похожей точки зрения придерживается и военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, Китай действительно может быстро построить большое количество кораблей и самолётов — ресурсы позволяют. 

«Однако военная техника оценивается прежде всего с точки зрения тактико-технических характеристик. Насколько китайские разработки эффективны, будет понятно позднее», — подчеркнул эксперт.

Будут ли у ПАК ДА преимущества?

Эксперты не уверены, что будут. Корпус самолёта с особым покрытием потребует буквально в десять раз больше времени для обслуживания, чем обычные бомбардировщики. А главное – ПАК ДА не сможет получить преимущества перед авиационным комплексом радиообнаружения и наведения (AWACS).

Однако такие преимущества будут. ПАК ДА не имеет ни одной точки крепления или места для бомб и ракет под крыльями, и это сводит на нет все воздействия радаров. Полный арсенал оружия герметично упрятан. А на всём корпусе – специальное покрытие. Не увидят его радары.

Кроме того, даже у наших бомбардировщиков пятого поколения предусмотрен так называемый морской режим, и здесь у российских лётчиков есть преимущество, поскольку их опыт полётов в Арктике огромен. И с этим эксперты НАТО, подумав, согласились, вспомнив, как два Ту-160 (стратегические бомбардировщики) тринадцать часов летели без дозаправки из русского города Энгельса в Венесуэлу.

Внешний вид

Сама схема этого самолёта — летающее крыло — для российской авиации не является традиционной. Внешне наш ПАК ДА — самолет-двойник американского Northrop B-2 Spirit, тоже тяжёлого и малозаметного стратегического бомбардировщика. Разница в том, что наша «летучая мышь» будет иметь титановый фюзеляж и огромное количество пластиковых (композитных) деталей. Так создавался пассажирский лайнер МС-21, и получилось очень хорошо. Впервые конструкция летательного аппарата предусмотрела создание удлиннённого крыла, которое выполнено из пластика — тоже сверхпрочного и сверхлёгкого. По сравнению с Boeing или Airbus, наш получается гораздо экономичнее.

Но вернёмся к ПАК ДА. Бомбардировщик имеет недоступные ранее аэродинамические возможности за счёт особенного фюзеляжа. Юрий Борисов подчеркнул, что в дальней авиации требования к самолётам очень быстро меняются. Уже не нужны сверхзвуковые скорости с выходом в ближний космос, потому что нет нужды прорыва эшелонированной обороны противника. Так умеет Ту-160 и отлично справится Ту-160М2. А вот стратегический бомбардировщий ПАК ДА будет дозвуковым, он не сможет развивать скорость большую, чем детище шестидесятых годов — Ту-95.

Когда?

Когда в промышленное производство пойдёт наш новый самолет ПАК ДА шестого поколения? В военном ведомстве уверены, что не так скоро, поскольку сначала на поток будет поставлен восстановленный Ту-160 в его новом облике. Это Ту-160М2, и перед авиапромышленностью стоит задача повторного в дальнейшем использования и технологических подходов, и оборудования, чтобы не платить два раза за разработку и производство. А информация о Ту-160М2 уже официально дана на МАКС-2017: производство начато, а на вооружение в ВС РФ он поступит в 2021 году. Планируемому на Ту-160М2 бортовому радиоэлектронному оборудованию нужно будет максимально перекочевать на стратегический бомбардировщик ПАК ДА. Только корпус и двигатели будут другими. Проект поэтому удешевляется насколько это возможно.

Американцы, разрабатывая свой бомбардировщик Next Generation Bomber в девяностых годах, конечной датой производства называют 2035 год. ПАК ДА начал разрабатываться в 2008-м, и стахановскими темпы его создания явно не будут. Во-первых, потому, что пока нет такой войны, где он был бы насущной необходимостью, а во-вторых, цена этого проекта поистине гигантская. Пока что её оценивают в тридцать пять миллиардов долларов. В США только на конструкторские работы потратили десять, а сколько придётся вложить в целом, даже приблизительно не знают. Поэтому и не спешат ни у нас, ни у них. И военные уверены, что пока не взлетит Next Generation Bomber, и наш ПАК ДА повременит с появлением.

Развитие проекта

В августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на 3 года. По заявлениям генерального конструктора компании «Туполев» Игоря Шевчука, «научно-исследовательские работы надо рассматривать как создание некоего научно-технического задела по данной тематике. Это не только и не столько военная тематика, сколько проработка вопросов аэродинамики, прочности, новых материалов и технологий».

По словам заместителя министра обороны Поповкина, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён к 2015 году.

В августе 2012 года было объявлено, что предварительный проект ПАК ДА уже завершён и утверждён, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. Проект самолёта был утверждён в марте 2013 года.

При рассмотрении предэскизного проекта среди концепций, разработанных коллективами ЦАГИ и «Туполева», предпочтение было отдано разработке КБ «Туполева». Самолёт выполнен по схеме «летающее крыло». Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят самолёту преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров.

В апреле 2014 года стало известно, что конструкторское бюро имени Туполева завершило этап предэскизного проектирования перспективного авиационного комплекса дальней авиации.

В июне 2014 года появились сведения о предполагаемом разработчике двигательной установки нового ракетоносца. Новый двигатель должен быть создан самарской двигателестроительной фирмой «Кузнецов», которая выиграла конкурс на соответствующую работу. Двигатель будет создан с использованием технологий газогенератора двигателя НК-32. Предположительно, речь идёт о проекте двигателя НК-65.

Проектируемый самолёт имеет внутренний индекс конструкторского бюро «изделие 80». Изготовление опытных образцов и развёртывание серийного производства предполагается на казанском авиазаводе «КАПО им. Горбунова», который является производственным филиалом ОАО «Туполев».

14 февраля 2019 года разработчики и заказчики утвердили окончательный эскиз ПАК ДА. Согласованы необходимые характеристики самолёта, который придёт на смену стоящим сейчас на вооружении ВКС России ракетоносцам-бомбардировщикам Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95. Как сообщили источники в российском ОПК, «подписаны все контрактные документы, необходимые для производства образцов». В августе 2019 года утверждены техтребования и начаты подготовительные этапы проектирования.

В мае 2020 началась сборка первого опытного образца бомбардировщика шестого поколения под кодовым названием «Посланник».
Двигатель будущего бомбардировщика начнут испытывать на Ил-76 в 2020 году

«Перспективная работа»

Как указывают эксперты, ключевую роль в успешной реализации ПАК ДА должна сыграть разработка двигателя, который упоминается в СМИ под наименованием «изделие РФ».

На сегодняшний день информация о характеристиках нового двигателя весьма скупая. Тем не менее известно, что основная и дублирующая электронные системы агрегата двигателя позволят ПАК ДА совершать полёты продолжительностью до 30 часов.

«Такая продолжительность полёта позволит нести боевое дежурство в разных районах Мирового океана. Чем дольше стратегический бомбардировщик способен находиться в воздухе, тем выше его боевая устойчивость», — подчеркнул в комментарии RT редактор «Независимого военного обозрения» Дмитрий Литовкин.

  • Эскизное изображение ПАК ДА

По мнению специалистов, создание новой силовой установки — огромный вызов для «ОДК-Кузнецов». В то же время данная компания обладает необходимыми компетенциями для совершения научно-технологического прорыва, так как уже несколько десятилетий специализируется на модернизации агрегатов для отечественных стратегических самолётов.

По мнению эксперта, в основу «изделия РФ» легли наработки по модернизации НК-32. Предположение Литовкина подтверждается заявлением Павла Чупина о том, что коллектив «ОДК-Кузнецов» планирует вскоре завершить научно-исследовательские работы по разработке перспективного газогенератора для двигателя нового поколения в классе тяги 18—24 тонн-сил. Силовая установка будет использоваться в дальней и военно-транспортной авиации. 

Также по теме


«Живучесть и простота управления»: какими преимуществами обладает вертолётный двигатель ВК-2500П

Модернизированный двигатель для ударного вертолёта Ми-28НМ «Ночной охотник» успешно прошёл стендовые испытания. Об этом сообщили в…

«Перспективная работа, которая у нас сейчас ведётся, — это работа над двухвальным газогенератором для двигателей следующего поколения. Это газогенератор в том же классе тяги, что и газогенератор для НК-32… Проект по перспективному газогенератору сейчас рассчитан до конца 2022 года», — рассказал Чупин.

Эксперты полагают, что двигатель, над которым трудятся самарские конструкторы, позволит ПАК ДА подниматься в ближний космос и быстро разгоняться. В то же время «изделие РФ» по ряду важных характеристик будет отличаться от предшественника из-за отсутствия необходимости развивать сверхзвуковую скорость.

Также аналитики не исключают, что для ПАК ДА могут быть позаимствованы некоторые элементы из семейства двигателей ПД-14, которые создаются для гражданской и транспортной авиации. Работы по нему, как и по «изделию РФ», проводятся предприятиями Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).

  • Обновлённый двигатель для дальней авиации НК-32-02
  • РИА Новости

«Конечно, что-то из других разработок может быть позаимствовано, но основа двигателя для ПАК ДА — это всё же НК-32, который устанавливается на Ту-160. Учитывая концепцию этого самолёта, новый агрегат должен иметь малую сигнатуру, то есть малую заметность в радиолокационном и тепловом диапазонах», — пояснил в беседе с RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев.

Аналитик полагает, что появление ПАК ДА позволит Москве «быстро маневрировать стратегическими ядерными силами» и наносить удары, не входя в пределы действия вражеских систем ПВО-ПРО.

«Проекту ПАК ДА уделяется большое внимание, потому что он станет важным компонентом ядерной триады России. Стратегический бомбардировщик в отличие от наземной пусковой установки можно перебросить за тысячи километров

К тому же ПАК ДА — это ещё и имиджевый проект, подчёркивающий статус России как великой военной державы», — резюмировал Денисенцев.

На вооружении гиперзвук

Насчет вооружения нового бомбардировщика существуют разные версии. Часть экспертов полагает, что он будет вооружен крылатыми ракетами Х-102 с дальностью действия до 5,5 тысяч километров, способными нести как обычные, так и ядерные боеголовки. Область поражения – наземные и морские цели. По другим мнениям, российские стелсы будут оснащены гиперзвуковым оружием, возможно, системой Х-47М «Кинжал», которой сейчас оборудованы тяжелые истребители МиГ-31.

Впрочем, по мнению экспертов, если новый бомбардировщик будет летать с дозвуковой скоростью гиперзвуковые ракеты запустить не получится. Скорее всего для стелса будут разрабатываться новые, более компактные ракеты. По словам экс-командующего ВКС России, Виктора Бондарева, они будут действовать на расстоянии до 7 тысяч километров, а их электроника сможет определять направление, высоту и скорость полета, а также анализировать воздушную и радиолокационную обстановку. Все вооружение ПАК ДА будет размещаться внутри корпуса, что заметно снизит возможность РЛС противника обнаружить российский бомбардировщик.

Гиперзвуковое вооружение позволит российскому стелсу выполнять функцию космического перехватчика, что будет выгодно отличать «Изделие 80» от американских аналогов. Гиперзвуковые ракеты смогут поражать любые наземные объекты, авианосные группировки, а также все цели, расположенные в ближнем космосе: речь, в первую очередь, о военных спутниках и боеголовках стратегических ракет. Возможно, ПАК ДА будет оснащен также бомбами, что позволит ему наносить классические бомбовые удары по вражеской территории.

Журналист The National Interest Марк Эпископос обращает внимание, что российский самолет может стать опасным конкурентом для авиации НАТО, так как в его основе лежат новейшие решения в авиастроении: это и повышенные стелс-характеристики, и улучшенная система пилотирования, и расширенные боевые возможности. Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит

Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели

Однако скорого появления ПАК ДА на вооружении ВКС России ждать не стоит. Наши авиаконструкторы наслышаны о печальном опыте создания американских истребителей-невидимок F-35, поэтому будут делать упор не на сроках исполнения заказа Министерства обороны, а на качестве новой модели.

Пока не для мирных целей

«Есть возможность подумать и над гражданским вариантом», — поделился с газетой «Взгляд» мечтой Андрей Красноперов, летчик-инструктор, майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. «В крыле можно разместить очень много пассажиров, и это не требует сильных изменений в конструкции, — рассказывает Красноперов. Но пока что «изделие-80» рассматривается исключительно как военный проект, который должен обеспечить первенство отечественной дальней авиации, в первую очередь над недружественно настроенными американцами.

Главными характеристиками «Посланника» будет малозаметность, дозвуковая скорость и большая дальность полета, пояснил газете «Взгляд» военный эксперт Антон Лавров.

«Нанести молниеносный удар»

Эксперты считают, что малокалиберная РСЗО будет востребована в российской армии. Такое оружие будет использоваться для уничтожения объектов на линии фронта, при проведении рейдовых и диверсионных операций.

«На театре военных действий нередко требуется буквально выжигать передний край позиций противника, нанести мощный удар как можно ближе к линии соприкосновения. Причём применение «Градов» бывает избыточным. Малокалиберное оружие площадного поражения решает эту проблему», — отметил в разговоре с RT военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец.

По его словам, новая РЗСО будет монтироваться на колёсную платформу. Как предполагает эксперт, пусковой комплекс и оборудование управления малокалиберной системы залпового огня можно относительно легко установить на почти все образцы бронетехники, которые стоят на вооружении Вооружённых сил РФ. А в будущем такое оружие может получить и военно-морской флот.

«Сначала освоение новой системы будет однозначно происходить на земле, а затем наверняка — на флоте. Российские корабли нередко оснащаются пусковыми установками РСЗО. Правда, здесь необходимо тщательно разобраться, насколько эффективным будет такой комплекс поражения с учётом невысокой дальности. Под какие задачи он подойдёт и на какие корабли его лучше устанавливать», — рассуждает Баранец.

  • Пуск реактивного боеприпаса
  • Facebook

По информации, озвученной ранее Александром Кочкиным, перспективная система встанет на вооружение подразделений воздушно-десантных войск, морской пехоты, сил специальных операций — армейских формирований, которые часто действуют в отрыве от основных сил.

Редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин полагает, что малокалиберная РСЗО создаётся для оснащения элитных подразделений армии, и прежде всего ВДВ

В беседе с RT эксперт напомнил, что в последние годы руководство Минобороны РФ уделяет серьёзное внимание повышению огневой мощи «голубых беретов»

Также по теме


«Серьёзно укрепился потенциал ядерной триады»: Путин рассказал о развитии Вооружённых сил России

Владимир Путин провёл совещание с руководством Минобороны и представителями ОПК, где рассказал об основных направлениях развития…

По мнению эксперта, пусковые установки малокалиберной реактивной системы залпового огня могут монтироваться на бронеавтомобили семейств «Тайфун» и «Тигр». Уже сейчас эти машины оснащаются дистанционно управляемыми модулями с 30-мм пушками, противотанковыми комплексами и компактными зенитными системами.

«По логике тульские конструкторы должны создать лёгкое и мобильное средство поражения, которое без проблем монтируется на самые разные колёсные платформы, которыми пользуются ВДВ и другие войска», — сказал Литовкин.

В свою очередь, Алексей Леонков уверен, что при создании малокалиберной РСЗО инженеры учитывают главным образом опыт локальных конфликтов, где для огневого подавления противника на небольшой дистанции часто требуется мобильное и мощное оружие.

Эксперт напомнил, что в годы Вьетнамской войны войска коммунистического правительства широко применяли лёгкую переносную реактивную пусковую установку «Град-П» («Партизан»), которая доставила немало хлопот американской армии. Это средство поражения наряду с другими подобными изделиями активно использовалось и в других кампаниях.

«Сейчас для пуска реактивных боеприпасов в локальных конфликтах в основном применяются блоки кустарного производства. Это весьма эффективное оружие, позволяющее поражать цели в пределах 10 км. Отталкиваясь от этого опыта, НПО «Сплав», скорее всего, представит на «Армии-2021» изделие, куда интегрированы современные технические решения», — прогнозирует Леонков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector