Pz. 38 (t)

General info

Survivability and armour

Armourfront / side / back

Hull25 / 15 / 15

Turret25 / 15 / 15

Crew4 people

Visibility72 %

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour (hull, turret, cupola)
  • Cast homogeneous armour (gun mantlet)
Armour Front (Slope angle) Sides Rear Roof
Hull 25 mm (21-23°) Front plate 12 mm (74°) Upper glacis 25 mm (14°) Lower glacis 8 mm (65°) Bottom junction glacis 15 mm 15 mm (13°) 12 mm (16°) Front glacis 10 mm Turret section 10 mm (0-30°) Rear section
Turret 25 mm (10°) Turret front 25 mm + 25 mm (10°) Gun mantlet 15 mm (8-9°) 15 mm (8°) 8 mm
Cupola 15 mm 8 mm

Notes:

  • Suspension wheels, tracks and torsion bars are 15 mm thick.
  • The belly of the tank is 8 mm thick
  • Mudguards are 4 mm thick.

Angling your hull will increase your chances of surviving a hit.

Mobility

Speedforward / back

AB47 / 7 km/h

RB and SB43 / 7 km/h

Number of gears5 forward

1 back

Weight9.7 t

Engine power

AB238 hp

RB and SB125 hp

Power-to-weight ratio

AB24.5 hp/t

RB and SB12.9 hp/t

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 47 7 9.7 194 238 20 24.54
Realistic 43 7 111 125 11.44 12.89

As a light tank, the Pz.38(t) A accelerates decently and is able to reach its top speed of 46 km/h in a dozen of seconds. Braking happens quickly but the hull wobbles for a full second afterwards. The lack of neutral steering makes turning on the spot slow (2 km/h): make sure to build a little speed before turning and you’ll turn much faster (12 km/h). The reverse speed is average: it will not get you out of a dangerous situation quickly but isn’t a handicap either. Turning in reverse is equally slow (-3 km/h). The Pz.38(t) A reaches 14 km/h when fording, 18 km/h when driving uphill with some speed built-up but a mere 4 km/h uphill from a stop. The narrow tracks will grant you a decent mobility on hard terrain (solid ground, roads) but poor mobility on soft terrain (mud, snow, sand). Light obstacles (fences and bushes) are not a problem but medium to large obstacles (posts, trees, concrete blocks and parked vehicles) will reduce your mobility: avoid them.

Modifications and economy

Repair costBasic → Reference

AB110 → 141

RB160 → 205

SB180 → 231

Total cost of modifications2 960

940

Talisman cost190

Crew training200

Experts1 000

Aces20

Research Aces96 000

Reward for battleAB / RB / SB

10 / 10 / 20 %

100 / 100 / 100 %

Modifications

Mobility Protection Firepower

Tracks

Research:
150

Cost:
50

40

Suspension

Research:
130

Cost:
40

40

Brake System

Research:
130

Cost:
40

40

Filters

Research:
250

Cost:
80

70

Transmission

Research:
320

Cost:
100

90

Engine

Research:
320

Cost:
100

90

Parts

Research:
150

Cost:
50

40

FPE

Research:
130

Cost:
40

40

Crew Replenishment

Research:
250

Cost:
80

70

Horizontal Drive

Research:
150

Cost:
50

40

37mm_kwk_38_t_APCBC_ammo_pack

Research:
150

Cost:
50

40

Adjustment of Fire

Research:
130

Cost:
40

40

37mm_kwk_36_APCR_ammo_pack

Research:
130

Cost:
40

40

Elevation Mechanism

Research:
250

Cost:
80

70

Artillery Support

Research:
320

Cost:
100

90

Легкий танк Pz Kpfw 38(t) Ausf G

M60

Выпущено 321 машина с октября 1941 г. по июнь 1942 г.

Последняя серийная модификация чешского танка, которая
получила 50-мм лобовую броню башни, надстройки и корпуса. Был удален ящик для амуниции.
Боевая масса — 9,35 т.
Броня: лоб башни, надстройки и корпуса – 50 мм, борт башни и надстройки –
30 мм, корма башни – 22 мм, борт и корма корпуса – 15 мм.
Вооружение: 37-мм пушка 3,7cm КwК38(t)
и два 7,92-мм пулемета МG38(t).
Радиостанция — FuG5.

      К 1942 г. танк
Pz Kpfw 38(t) конструктивно устаревал и Гитлер приказал использовать шасси этого
танка для производства противотанковых САУ. На базе танка  Pz Kpfw 38(t)
выпускались различные бронированные машины:
истребители танков «Гетцер», противотанковые САУ «Мардер», тяжелое пехотное САУ «Грилле», 20-мм ЗСУ,
бронетранспортеры боеприпасов и БРЭМ. Некоторые танки позже были переделаны в разведывательные машины
и огнеметные самоходные установки.

Примечания[править | править код]

  1. Директива № 1. Война | Телеканал «История» https://www.youtube.com/watch?v=MiUMfvxlLTM
  2. Директива № 1. Война / Видео / Russia.tv
  3. https://www.ckd.cz/kiwi_files/casopisy-nove/ru_ckd-casopis_02-2010.pdf «RU ČKD ЖУРНАЛ 2010-2» стр.20-21
  4. А. В. Лобанов. Великая Отечественная война: в поисках правды Архивная копия от 10 февраля 2010 на Wayback Machine // «Военно-исторический журнал», 2003, N: 5, стр. 10-13
  5. Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. По стопам Наполеона
  6. Кариус О. «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста. — М.:Центрополиграф,2004. Скорым поездом на ленинградский фронт
  7. ЛЁГКИЙ ТАНК Pz 38 t nA (рус.). Дата обращения 26 июля 2012.
  8. М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.158-159
  9. Поставки иностранной бронетехники в Венгрию
  10. М. Б. Барятинский. Лёгкие танки Второй Мировой. М., «Коллекция» — «Яуза», 2007. стр.157
  11. М. Б. Барятинский. Немецкие танки в бою. Panzer, vorwärts! М., Яуза — ЭКСМО, 2008. стр.125
  12. Поставки иностранной бронетанковой техники в Румынию

Pz.Kpfw.38(t), Легкий танк

Pz.Kpfw.38(t)

Легкий танк, разработанный фирмой Skoda для чехословацкой армии в 1938 году в развитие конструкций танков TNH, LTP и LTH, поставлявшихся на экспорт. Получил армейское обозначение LT vz.38. Серийное производство началось только в 1939 году уже после немецкой оккупации. С 1939 по 1942 год заводами ВММ (Bohmisch – Mahrische – Maschinenfabrik) – такое название получила фирма CKD – было выпущено более 1300 танков Pz. Kpfw. 38 (t).

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: Рz Kpfw.38 (t) Ausf.A – танки полностью идентичные тем, что предназначались для чехословацкой армии. Двигатель Praga EPA мощностью 125 л.с. Вооружение: 37-мм пушка и два пулемета. Бронирование 10-25 мм. Танк имел две антенны: штыревую и поручневую, закрепленную на левом борту корпуса. Изготовлено 150 единиц.

38(t) В – ликвидирована поручневая антенна, установлена фара Notek. Изготовлено 110 единиц.

38(t) С – чешская антенна заменена немецкой, введены другие мелкие изменения. Изготовлено 110 единиц.

38(t) D – введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовая броня была доведена до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть – без изменений. Изготовлено 105 единиц.

38(t) E – вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни -50 мм, борта корпуса и башни – 30 мм). Боевая масса 9,87 т. На левой надгусеничной полке смонтирован ящик ЗИП большого размера. Изготовлено 275 единиц.

38(t) F – идентичен по конструкции варианту Е. Изготовлено 250 единиц.

38(t) G – последняя серийная модификация. От варианта Е отличалась отсутствием ящика ЗИП. Изготовлено 324 единицы.

38(t) S – экспортный вариант. По конструкции идентичен моделям А-С. Предназначался для Швеции, но поставлен не был. Изготовлено 90 единиц.

Боевое крещение получили во время польской кампании, в которой участвовали 59 машин 38 (t) 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта.

К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).

На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка 38 (t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года основная масса танков этого типа была объединена во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на- Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки 38 (t) использовались главным образом в полицейских и учебных целях.

Помимо Германии, 38 (t) состояли на вооружении армий Румынии, Словакии, Болгарии и Венгрии. В румынской армии эти танки прослужили до конца войны.

На базе 38 (t) строились самоходно-артиллерийские установки, командирские и разведывательные танки, тягачи для подвоза боеприпасов.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B. БОЕВАЯ МАССА, т: 9,7. ЭКИПАЖ, чел.: 4. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: Длина 4610, Ширина 2135, Высота 2252, Клиренс 400. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка KwK А7 L/42 калибра 37 мм, два пулемета MG 37(t) калибра 7,92 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 72 артвыстрела, 2700 патронов. ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса 25; борт 15; корма 12; крыша 10; днище 8; башня 15-25. ДВИГАТЕЛЬ: Praga EPA, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 125 л.с. (92 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 7754 куб.см. ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарная коробка передач (5+1), бортовые фрикционы, бортовые передачи. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 93 трака шириной 293 мм. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42. ЗАПАС ХОДА, км: 230. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град 28,7; ширина рва, м 2,1; высота стенки, м 0,8; глубина брода, м 0,8. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Fu 5.

История

Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская Шкода и как её конкурент — «ČKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года, победил танк — тип идентификации TNHPS производства «ČKD». Танк был создан под руководством русского инженера Алексея Сурина, оказавшегося в Чехословакии после Октябрьской революции 1917 года. В июле 1938 года был подписан заказ на 150 шт. этих танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные — в первом квартале 1939 года.

Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года. В возможной войне с Германией осенью 1938 года они не могли бы участвовать. Эти танки имели очень хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе и имели высокую надежность. Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт — 0,57 кг/см2.

При массе 9,7 т. LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.37. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов. Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить броню толщиной 38 мм.

После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил (Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы взяли на свое попечение весь заказ, над которым работала «ČKD» (после оккупации была переименована в BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG). В немецкой армии танк получил обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года — обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t), t = tschechisch). В общей сложности было произведено в нескольких сериях 1436 танков. После окончания войны танки наконец-то попали в руки первоначального заказчика — чехословацкой армии. Шасси LT-38 оказалось крайне удачным и в различных модификациях производилось на протяжении всей Второй мировой войны

На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин, например Marder III или Hetzer.

Боевое применение Т-38

Использование Т-38, часто пересекается с боевым использованием Т-37А, Т-38 не участвовал только в боях на р. Халхин-Гола в 1938 году. Самым массовым применением Т-38 стало во время «Зимней войны» с Финляндией в 1939-1940 году. Тогда танки должны были взять на себя функцию вывоз с поля боя раненых, доставка провизии и боеприпасов, а также в качестве подвижных огневых точек среди боевых порядков наступающей пехоты. Во время войны с Финляндией было использовано 43 танка-амфибии (18,5 % от общего числа танка) 94 танка было потеряно. В первые дни войны танкисты столкнулись с реалиями боевого применяя в зимнее время. Танки выходили из строя даже при взрыве противопехотных мин, броня пробивалась из противотанковых ружей, плохая маневренность, плохое сцепление с дорогой, на снегу танк показал плохую проходимость из-за узких траков

Да и находится в танке, где не было уделено внимание отоплению салона, тоже являлось проблемой, которая деморализовала танкистов. За время войны было много не боевых потерь танков Т-37А и Т-38, часть танков была захвачена финнами и использовались против советских солдат во время 1941 и 1942 года на Ленинградском фронте

Из самых известных случаев использования Т-37А и Т-38 можно отметить форсирования Невы, Свири. 26 сентября 1942 года в 04:30 10 машин спустились к берегу р. Нева, у двух танков слетели гусеницы (позже танки были эвакуированы), 1 танк сломался технически. Оставшиеся 7 танков приступили к форсированию р. Невы. Обнаружив танки-амфибии, немцы открыли по ним огонь из артиллерийских орудий и пулеметов. В итоге переплыть Неву смогло переплыть только 3 танка, которые были в скором подбиты на берегу. В течении 4 дней была предпринята еще одна попытка форсирования Невы с использованием 16-и танков-амфибий (Т-37А и Т-38), дополнительно было переправлено еще 10 танков на понтонах (9 Т-26 и 1 БТ-2). Данная попытка переправы тоже оказалась провальной, все танки были потеряны во время переправы, что достигли переправы были уничтожены с флангов. Вторым уже успешным применением танков-амфибий стало летом 1944 года, когда была организована переправу через реку Свирь (Ленинградская область). С разных военных округов было собрано 40 танков Т-37А и Т-38 совместно с 100 автомобилями-амфибиями Ford GPA смогли захватить плацдарм.

Дольше всего использование танков Т-37А и Т-38 использовали на Ленинградском фронте, где в условиях блокады их могли ремонтировать и эксплуатировать. Танки-амфибии, редко использовали во время боевых действий, тут им отводилась второстепенная роль «охранников» «стратегических объектов и складов.

Историческая справка

Основная статья: История LT vz. 38

В конце 1937 года чехословацкая армия анонсировала конкурс на разработку лёгкого танка для замены LT vz.35. Фирма ČKD выставила на конкурс танк TNH-S, доработанный вариант экспортной боевой машины, созданной по иранскому заказу. В июле 1938 года, после испытаний и неоднократных переделок, машину приняли на вооружение под индексом LT vz.38 (лёгкий танк образца 1938 года). Танк срочно запустили в серийное производство, однако к моменту оккупации Чехословакии Германией успели построить всего около десятка.

LT vz.38 оказался лучшим чехословацким танком предвоенного периода. Кроме того, на начало войны это был лучший в мире лёгкий танк. Созданный под руководством инженера Алексея Сурина, он сочетал в себе хорошую манёвренность и мощное вооружение. Большой потенциал для модернизации позволил без ущерба для скорости нарастить толщину бронирования до 50 мм. Удачная конструкция LT vz.38 стала причиной того, что выпуск этого танка продолжился уже под немецким контролем. Всего было выпущено 1414 машин данного типа. Помимо немецкой армии, Pz.Kpfw. 38 (t) использовали венгры и румыны. Лицензию на производство LT vz.38 приобрели шведы, выпускавшие несколько изменённый танк под индексом Strv M/41.

В 1941 году LT vz.38, уже под немецким флагом и обозначением, пришлось встретиться с советскими Т-34 и КВ, в бою против которых у него было мало шансов. Справедливости ради, в это время по сравнению с советскими новыми танками устаревшими казались едва ли не все немецкие машины.

Варианты[ | ]

  • TNHP — первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук).
  • LTP — экспортный вариант для Перу.
  • LTH — экспортный вариант для Швейцарии.
  • LT vz.38 — обозначение в Чехословацкой армии (в чехословацкую армию попасть не успел).
  • Strv m/41 (TNH-Sv) — производились по лицензии в Швеции.
  • Sav m/43 — штурмовое орудие на базе LT vz.38, производилось в Швеции.
  • PzKpfw 38(t) A-D — танк производства Германии. Выпущено475 танков.А — 150 (№ 1 — 150), В — 110 (№ 151—260), С — 110 (№ 261—370), D — 105 (№ 371—475)
  • PzKpfw 38(t) E-G — Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной лобовой брони. Выпущен841 танк.Е — 275 (№ 476—750), F — 250 (№ 751—1000), G — 316 (№ 1091—1359, 1480—1526)
  • PzKpfw 38(t) Ausf S — производился для Швеции, но был конфискован Германией. Выпущено90 танков(№ 1001—1090) .
  • Кроме того 27 танков были собраны по отдельному заказу Словакии.
  • Marder IIISdKfz 138 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой.
  • SdKfz 139 — САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой.

SdKfz 138/1 GrilleGeschützwagen 38 (t) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и передним расположением рубки.

Geschützwagen 38 (M) für s.IG.33/2 (Sf) — САУ со 149-мм немецкой пехотной пушкой и задним расположением рубки.
Также был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов.

SdKfz 140 (Pz.Kpfw.38 für 2 cm Flak 38) — ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой.

Aufklärungspanzer 38 (t)SdKfz 140/1 — разведывательный танк.

SdKfz 141/1 — разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля Sd.Kfz.222.

8 cm Gr.W. — прототип самоходного миномёта.

Jagdpanzer 38(t) — истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48.

G-13 — швейцарское обозначениеJagdpanzer 38(t) , проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

TNH n.A

В немецкой классификации Panzerkampfwagen 38 (t) neuer Art — лёгкий разведывательный танк, боевой массой 14,8 тонн; в серию не пошёл. Разработан на основе LT vz.38 осенью 1939 года. В новой машине широко применялась сварка, имел радиостанцию. Производился в 1941—1942 годах. Выпущено 5 опытных образцов, первый из которых был выполнен из обычной стали. Экипаж — 4 чел; длина — 5000 мм, ширина — 2500 мм, высота — 2400 мм. Вооружался 37 мм пушкой KwK А7 L/48 и двумя 7,92 мм пулемётами MG 37(t). Двигатель карбюраторный, «Прага» V8 в 250 л. с. Скорость и запас хода по шоссе до 62 км/ч и 200 км соответственно.

Стендовый моделизм

PzKpfw 38(t) широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Моделист (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Гонконг), Trumpeter (Китай), Italeri (Италия), Hobby Boss (выпускаются модели закрывшейся фирмы Tristar (Гонконг)). В масштабе 1:100 выпускается фирмой Звезда (Россия).

История

Разработан группой конструкторов фирмы ЧКД под руководством эмигранта из Российской империи А. М. Сурина. Начал производиться в 1938 году. Экспортировался в различные страны: Швеция, Иран, Швейцария, Перу. Было выпущено примерно 1400 (1406 или 1409 обычных и 5 PzKpfw 38(t) n.A.) танков 8 вариантов (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях. Считается лучшим танком чешской постройки.

На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин, например Marder III или Hetzer.

Танк ограниченно использовался и после войны, находясь до конца 1950-х годов на вооружении ряда стран. На сегодня сохранилось, как минимум, три ходовых машины. Одна из них находится в Лешанах (Чехия), другая в Кубинке (Россия), третья в Великобритании в частном владении. В Белоруссии реставраторами ИКК «Линия Сталина» построена ходовая качественная реплика, презентация которой состоялась 17 февраля 2020 года.

Pz.Kpfw.38(t) из Кубинки можно увидеть в российском художественном фильме Дмитрия Месхиева «Свои» 2004 года. Этот же танк производит один выстрел в эпизоде фильма режиссёра Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…» 2020 года. В других эпизодах вместо реального танка снялась реплика Pz.Kpfw.38(t), созданная подполковником запаса Вячеславом Веревочкиным. Он был единственным в России мастером, построившим более 30 ходовых реплик. Умер в октябре 2012 года.

Историческая справка

Основная статья: История Pz.Kpfw. IV Ausf. A

Pz.IV

Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины (Pz.l и Pz.ll) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» — Pz.lll и Pz.lV — как полноценные боевые танки. При этом Pz.lll должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.lV — танка поддержки.
Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuh-rerwagen — BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW — будущему Pz.lll, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.
Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и фирмы Daimler-Benz и MAN. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е.Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип — VK 2001(Rh) — был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934 — 1935 годах. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) — «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» — в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.lV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое — Pz.lV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.
Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

Pz.IV Ausf.A

Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов — 20, кормы — 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один — спаренный с пушкой, другой — курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.
Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.
До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.

Боевое применение

      В 1939 г. 59 танков
Pz Kpfw 38(t) Ausf A участвовали в польской кампании в составе 3-й легкой дивизии.
В 1940 г. 15 танков Pz KPfw 38(t) Ausf А принимали участие в оккупации Норвегии.
Во французской кампании танками Pz Kpfw 38(t) были вооружены 7-я и 8-я танковые
дивизии вермахта. 7-я танковая дивизия, которой
командовал генерал Роммель, вышла к Ла-Маншу, окружив британские экспедиционные силы, а
8-я танковая дивизия сражалась с французской
3-й механизированной дивизией. В апреле 1941 г. танки Pz Kpfw 38(t) в составе
8-й танковой дивизии вошли в Хорватию, участвуя в операции «Марита» (оккупация Югославии и Греции).

      При нападении на СССР
все танки Pz Kpfw 38(t) использовались на Восточном фронте. В строю находилось
625 линейных и 35 командирских танков Pz Kpfw 38(t). Из 17 танковых дивизий,
принимавших участие в операции «Барбаросса», шесть дивизий были вооружены чехословацкими танками: одна
(6-я) – Pz Kpfw 35(t),
 пять  (7, 8, 12, 19 и 20-я) – Pz Kpfw 38(t). Доля всех  чехословацких
танков  в общем количестве танков,  участвовавших во вторжении на территорию СССР, достигала 25 %.

      В сентябре 1944 г. боеспособных танков
Pz Kpfw 38(t) всех модификаций осталось 229 единиц.  Они использовались в основном в
составе бронепоездов, к которым прицеплялась платформа с двумя танками. Различные модификации этого танка поставлялись
союзникам Германии — Венгрии, Румынии, Словакии.

использованная литература

Библиография

  • Бишоп, Крис (редактор) 1998, Энциклопедия оружия Второй мировой войны, Barnes & Noble, Нью-Йорк. ISBN  0-7607-1022-8 .
  • Кариус, Отто (2003). Тигры в грязи . Stackpole Books. ISBN 0-8117-2911-7.
  • Чемберлен, Питер и Дойл, Хилари (1993). Энциклопедия немецких танков времен Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронированных автомобилей, самоходных орудий и полугусеничных машин, 1933–1945 гг. (Отредактированная ред.). Лондон: оружие и доспехи. ISBN 1-85409-214-6.
  • Йенц, Томас Л. (2007). Panzerkampfwagen 38 (t) Ausf.A — G und S: история производства, модификации и эксплуатации с 1939 по 1942 год . Танковые тракты. 18 . Бойдс, Мэриленд: Panzer Tracts. ISBN 978-0-9771643-6-3.
  • Климент, Чарльз К. и Францев, Владимир (1997). Чехословацкие боевые бронированные машины 1918-1948 гг . Атлген, Пенсильвания: Шиффер Паблишинг. ISBN 0-7643-0141-1.
  • Спилбергер, Уолтер Дж. (1990). Die Panzer-Kampfwagen 35 (t) und 38 (t) und ihre Abarten (2-е изд.). Motorbuch Verlag. ISBN 3-87943-708-4.

Технические данные

TNHP-S

  • Общий

    • Роль: Легкий / средний танк.
    • Производитель: ČKD
    • Экипаж: Командир, заряжающий, водитель, носовой пулеметчик-радист.
  • Вооружение и броня

    • Основное вооружение: 37,2 мм Skoda A7 пушки
    • Спаренное вооружение: 7,92-мм пулемет
    • Носовое вооружение: 7,92-мм пулемет.
    • Боекомплект: 90 патронов калибра 37,2 мм и 2550 патронов калибра 7,92 мм.
    • броня: от 10 мм до 25 мм
  • Мощность и вес

    • Двигатель: 6-цилиндровый рядный бензиновый с водяным охлаждением Praga EPA
    • Коробка передач: 5 вперед, 1 назад
    • Мощность: 110,3 кВт (148 л.
    • Вес: 9,700 кг (21,400 фунтов)
    • Мощность / вес: 11,5 кВт / метрическая тонна (14,0 л.с. / короткая тонна )
  • Представление

    • Максимальная скорость по дороге: 42 км / ч
    • Максимальная дальность: 200 км
    • Преодолеваемый брод: 0,9 м.
    • Градиент: 60%
    • Вертикальное препятствие: 0,8 м
    • Траншея: 1,9 м
  • Габаритные размеры

    • Длина: 4,55 м
    • Ширина: 2,13 м
    • Высота: 2.31 м

Panzer 38 (t) Aus. AC

  • Вооружение и броня

    • Основное вооружение: 37,2-мм пушка Skoda A7 (L / 47,8) с боезапасом 90 снарядов.
    • Вторичное вооружение: 2 7,92-мм пулемета MG 37 (t) (Model 37) с боезапасом 2550 патронов.
    • Броня: передняя 25 мм, бортовая 15 мм
  • Власть
    • Двигатель: Praga EPA Model I, рядный шестицилиндровый, с жидкостным охлаждением, бензиновый
    • Диаметр цилиндра: 110 мм (~ 4,331 дюйма)
    • Ход: 136 мм (~ 5,354 дюйма)
    • Рабочий объем: 7754,7 куб. См (~ 473,22 куб. Дюйма)
    • Мощность: 91,9 кВт (123,3 л.с., 125 л.с.)
    • Коробка передач: 5 вперед, 1 назад
    • Масса: боевая: 9,5 т, сухая: 8,5 т.
    • Мощность / вес: 10 кВт / метрическая тонна (13,0 л.с. / короткая тонна)
  • Представление
    • Скорость: 56 км / ч (35 миль / ч)
    • Дальность: 200 км (120 миль)
  • Габаритные размеры
    • Длина: 4.61 м
    • Ширина: 2,14 м
    • Высота: 2,40 м

Танки вермахта Второй мировой, запущенные в производство в ходе войны с СССР

Опыт войн с Советским Союзом показал: огневой и бронезащитной мощи германских танков недостаточно. То, что прекрасно сработало в Европе, оказалось малоэффективным для советских реалий. Советские Т-34 превосходили все танки вермахта, поэтому следующая модель немецкого среднего танка – PzKpfw V Panther (Т-V «Пантера») – разрабатывалась «с оглядкой» именно на Т-34. Прежде всего, это касается более рациональной формы корпуса, в известной степени, заимствованной у советских танков.

5. Танки PzKpfw V Panther разработки компаний «МАН» и «Даймлер-Бенц» выпускались в 1943-1945 гг. Они вооружались мощными длинноствольными 75 мм орудиями. С пушкой спаривали 7,92-мм пулемёт MG 34, а второй пулемёт размещали в лобовом листе корпуса, в бугельной установке.

Т-V «Пантера»

У танков «Пантера» модификаций A и G в правой задней части крыши башни были также «устройства ближнего боя» – мини-мортиры (гранатомёты), стрелявшие дымовыми, осколочными и осколочно-зажигательными гранатами. Танков PzKpfw V до конца войны немцы успели выпустить около 6 тысяч единиц. В СССР средние танки «Пантера» считались тяжёлыми (боевая масса 44,8 т против 26,5 т – 30,9 т  у Т-34 разных модификаций).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector