Авиационные ракеты «воздух-воздух»: характеристики

В поисках замены

Как предполагают западные СМИ, впервые концептуальный облик будущей ракеты был представлен заместителем министра обороны США по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Чуком Перкинсом в апреле 2016 года.

В средства массовой информации попало изображение ракеты, выпущенной истребителем пятого поколения Lockheed Martin F-22A Raptor.

  • Истребитель F-22A Raptor запускает ракету AIM-120

AIM-120 разрабатывалась в 1979—1991 годах и стоит на вооружении более четверти века. Эта ракета является основным оружием истребителей F-15, F-16, F/A-18, F-22 и штурмовика Harrier-II. ВВС США получили более 20 тыс. AIM-120 различной модификации.

  • Истребитель ВВС США F-16CJ совершает пуск ракеты AIM-120

В американских медиа отмечают, что Пентагон обеспокоен возросшими возможностями России и Китая в воздушном пространстве, которое после холодной войны было практически полностью подконтрольно США.

Новая ракета должна нивелировать боевой потенциал истребителей Москвы и Пекина. Американские эксперты утверждают, что российские ВКС составляют серьёзную конкуренцию США на Ближнем Востоке и в Европе, а китайские ВВС — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 

Ионные двигатели для космических аппаратов

Известно, что создав специальные установки, в которых можно разогнать мельчайшие частицы – ионы и электроны, человек теоретически смог бы создать аппарат, способный летать 300 тыс. км/с. Такие сооружения очень массивны и пока еще не придуман способ установки их на космолетах или ракетах. В свою очередь установки чуть поменьше и более медленные, соответственно, оборудовать можно. Именно такой вариант покорения далеких планет и берут на вооружение сегодня. Теперь, узнав какую максимальную скорость может развить корабль в космосе, ты сможешь более четко представить себе всю сложность и необычность полетов к другим далеким планетам.

Системы наведения ракет

В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.

Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.

Ракета с системой наведения под крылом самолета.

Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.

Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.

Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.

При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.

Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.

Кроме приведенных примеров, есть также системы лазерного, инерциального, радиочастотного наведения и другие. Также командное управление может обеспечивать связь между командным пунктом и системой наведения. Это позволит изменить цель или вовсе отменить удар уже после запуска.

Благодаря такому широкому перечню систем наведения, современные ракеты могут не только взорвать что угодно и где угодно, но и обеспечить точность, которая иногда исчисляется десятками сантиметров.

Предыстория

Самолеты-истребители начали вооружаться авиационными ракетами еще в 1930 годах. Первым советским самолетом, получившим на вооружение ракеты в дополнение к пулеметам, был истребитель модели И-16. Ракеты тогда были неуправляемыми, поэтому летчик мог повлиять на траекторию снаряда лишь до его пуска. Пилоту нужно было тщательно выдержать условия пуска по точности и дальности. Сделать это во время воздушного боя было довольно сложно. Кучность такого огня уступа показателям бортовых пулеметов и пушек. Единственным достоинством реактивных снарядов был их солидный калибр и тот факт, что для поражения вражеского самолета было достаточно одного попадания.

Первые испытания управляемых ракет состоялись в Германии во времена Второй мировой войны. Стоит отметить, что в те годы, нарезное авиационное оружие (пушки и пулеметы), достигло своего совершенства. Доказательством тому являются успехи летчиков-истребителей в различных сражениях. На тот момент авиационное вооружение идеально подходило под существующие самолеты, и в руках умелого летчика позволяло достичь успеха в маневренном воздушном сражении. Но когда появилась реактивная сверхзвуковая авиация, скорость самолетов возросла, а вместе с ней возрос и пространственный размах воздушного сражения, возникла необходимость в ракетном оружии нового уровня. Кроме того, оно было необходимо и раньше для решения боевых задач в ночное время и в условиях тяжелых метеорологических условий.

В послевоенное время в Америке появились первые управляемые ракеты «воздух-воздух». США стали новаторами на этом поприще, но созданию управляемых ракет поспособствовали специалисты из Германии, которые после поражения были вывезены в Америку. Немного позже успехов в разработке управляемых ракет достиг и СССР.

Трудности

Вместе с тем есть факторы, которые препятствует быстрому решению указанных задач. Речь идет главным образом о необходимости минимизации массы, габаритов и стоимости ракет.

Требования к ракетам со стороны летчиков не ограничиваются принципом «Пустил и забыл». Летчикам хотелось бы, чтобы требования ракеты к условиям пуска были минимизированы. Нашлемная система целеуказания эффективно справляется с задачей в ближнем воздушном бою, однако совершенно не годится для дальнего ракетного боя, который становится все более перспективным направлением развития авиации ВКО.

Экипажи нуждаются в «умных» ракетах, но и для высокотехнологичных ракет нужны квалифицированные специалисты. Бытует мнение, что шестое поколение истребителей может стать беспилотным. Эта перспектива вполне реальная, учитывая стремительное развитие концепции «бесконтактных войн». Как бы там ни было, постепенное и — что самое главное – постоянное наращивание тактико-боевых характеристик ракет класса «воздух-воздух» приводит к получению ими качественно нового места в вооруженном конфликте и повышению роли истребительной авиации в ВКО в целом.

Третье поколение

С появлением нового поколения истребителей МиГ-23 и МиГ-25П, на вооружение приняли и новые ракеты «воздух-воздух»: Р-23, Р-24 и Р-40. Обозначение этих ракет заканчивалось на индекс «Т» или «Р», в зависимости от того, какие были применены головки самонаведения – тепловые или полуактивные РЛ. Головки самонаведения оснащались бортовым вычислителем. В них широко стали использовать интегральные микросхемы. Как правило, запуская ракеты «воздух-воздух», летчик не наблюдал цель даже в благоприятных метеоусловиях.

Тепловые координаторы охлаждались с помощью жидкого азота, что делало их более чувствительными. Дальность пуска ракет возросла в два раза по сравнению с предшествующим поколением. Также был расширен диапазон подходящих условий для пуска.

Вместе с экземплярами большой и средней дальности разрабатывалась и принималась на вооружение ракета «воздух-воздух», дальность работы которой начиналась с 300 метров. Ее использовали преимущественно в маневренном воздушном сражении. Ракеты малой дальности Р-60, Р-60м и Р-73 были приняты на вооружение в 1980-х. Максимальная перегрузка перехватываемых целей для них составила 6, 8 и 12 g соответственно. Во время атаки летчик не имел возможности выполнить пуск до того, как радиолокационный прицел не подаст команду «Захват головки» (ЗГ) и «Пуск ракеты» (ПР). Это изрядно отвлекало пилота от визуального контроля цели в процессе боя.

История создания

Первыми работами в области создания противотанковых управляемых ракет (ПТУР) занялись немцы во время Второй мировой войны. Они создали принципиально новое оружие против бронетехники: ПТРК Х-7 Rotkappchen («Красная Шапочка»). Данная ракета управлялась по проводам и имела дальность полета 1200 метров. Этот ракетный комплекс был готов в самом конце войны, но свидетельств о его реальном боевом применении нет.

Неизвестно, попала ли «Красная Шапочка» хотя бы в один из вражеских танков, но в руки союзников она попала точно и оказала серьёзное влияние на дальнейшее развитие подобного оружия.

Через несколько лет после войны французы создали весьма неплохие ПТУР SS-10 и SS-11. СССР включился в эту гонку не сразу, лишь после успешного применения противотанковых ракетных комплексов в нескольких конфликтах, их разработкой занялись и советские конструкторы.

Уже в 1963 году на вооружение Советской армии был принят ПТРК «Малютка». Этот комплекс получился настолько удачным, что используется и поныне. Его «звездным часом» стала арабо-израильская война 1973 года, во время которой переносными комплексами «Малютка» было уничтожено до 800 единиц израильской бронетехники.

ПТУР «Малютка» (как и SS-10) относился к первому поколению противотанковых ракет. Управление ракетой происходило по проводам, несмотря на все свои несомненные преимущества, этот переносной комплекс имел и множество недостатков. Скорость полета ракеты была очень низкой: на расстояние два километра ракета летела почти две минуты. За это время цель могла изменить свое месторасположение или спрятаться за укрытием. Да и развертывание комплекса в боевое положение занимало слишком много времени.

Но главным недостатком было другое: оператор во время всего полета ракеты должен был тщательно наводить ее на цель. Именно поэтому результаты стрельб на полигоне очень сильно отличались от результатов комплекса в боевых условиях. Малейшее дрожание рук оператора уводило ПТУР мимо цели. Израильтяне очень быстро поняли этот недостаток комплекса и изменили тактику: сразу после пуска ракеты открывали по оператору шквальный огонь, в результате чего точность «Малюток» значительно снижалась.

К тому же очень скоро на танках появилась навесная динамическая броня, что сразу сделала применение этих ПТУР намного менее эффективным. Необходимо было создавать новый комплекс. Основной задачей конструкторов было упростить нацеливание ракеты и увеличить скорость ее полета.

В ПТРК второго поколения для управления полетом противотанковой ракеты использовался специальный инфракрасный пеленгатор, который отслеживал положение ракеты, отсылал информацию в вычислительную машину комплекса, а та передавала команды ракете через провод, что разматывался за ней.

В 1963 году в Тульском конструкторском бюро приборостроения началась разработка ПТУР второго поколения «Фагот». Основным отличием этого ракетного комплекса стала полуавтоматическая система наведения. Чтобы попасть в цель, оператору необходимо было просто навести на нее визир и удерживать его на протяжении всего полета ракеты. Управление полетом ракеты выполняла автоматика комплекса.

Кроме того, чтобы уменьшить время развертывания, пуск ракеты «Фагота» производился прямо из контейнера, а запуск ее маршевых двигателей происходил на достаточном удалении от оператора. Конструкторам удалось серьезно уменьшить габариты и вес пускового контейнера, установив на ракете крылья, раскрываемые сразу после старта.

Заводские испытания комплекса начались в 1967 году и продолжались два года, в 1970 году противотанковый ракетный комплекс «Фагот» приняли на вооружение.

В 1975 году для «Фагота» была создана модернизированная ракеты 9М111М с улучшенной бронепробиваемостью и увеличенной дальностью.

Комплекс «Фагот» активно экспортировался, он и сегодня состоит на вооружении нескольких десятков армий. «Фагот» успел поучаствовать во многих конфликтах, показав при этом высокую эффективность и надежность. Кроме Советского Союза, эти комплексы производились еще и в Болгарии.

По классификации стран НАТО этот ПТРК называется AT-4 Spigot.

Дальность стрельбы

ВМС США VF-103 Jolly Rogers F-14 Tomcat истребитель запускает AIM-54 Phoenix ракет дальнего радиуса действия класса » воздух-воздух » . Фото любезно предоставлено Атлантическим флотом ВМС США.

Ракета имеет минимальную дальность, на которой она не может эффективно маневрировать. Для того чтобы достаточно маневрировать из-за плохого угла пуска на коротких дистанциях и поразить цель, некоторые ракеты используют вектор тяги , который позволяет ракете начать сворачивание «с рельса», прежде чем двигатель разгонит ее до скорости, достаточной для ее полета. небольшие аэродинамические поверхности пригодятся.

Что из себя представляет крылатая ракета


Крылатые ракеты, готовые к запуску

Крылатая ракета — это беспилотный летательный аппарат. По своей структуре и истории создания он ближе к авиации, нежели к ракетостроению. Устаревшее название — самолет-снаряд — оно вышло из употребления, поскольку так называли и планирующие авиабомбы.

С учетом специфики строения и применения крылатых ракет выделяют следующие преимущества и недостатки таких снарядов:

  • программируемый курс полета, что позволяет создавать комбинированную траекторию и обходить противоракетную оборону противника;
  • движение на малой высоте с учетом рельефа делает снаряд менее заметным для радиолокационного обнаружения;
  • высокая точность современных крылатых ракет сочетается с высокой стоимостью их изготовления;
  • снаряды летят с относительно небольшой скоростью — примерно 1150 км/ч;
  • поражающая мощность невысокая, исключение — ядерные боеприпасы.

История разработки крылатых ракет связана с появлением авиации. Еще до Первой мировой войны возникла идея летающей бомбы. Необходимые для ее реализации технологии были вскоре разработаны:

  • в 1913 комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом изобрел школьный учитель физики Вирт;
  • в 1914 был успешно опробован гироскопический автопилот Э. Сперри, позволявший удерживать самолет на заданном курсе без участия пилота.

На фоне подобных технологий сразу в нескольких странах велись разработки летающих снарядов. Большинство из них велись параллельно с работой над автопилотированием и радиоуправлением. Идея оснастить их крыльями принадлежит Ф. А. Цандеру. Именно он в 1924 году опубликовал рассказ «Перелеты на другие планеты».

Первым успешным серийным производством подобных летательных аппаратов принято считать английскую радиоуправляемую воздушную мишень Queen. Первые образцы были созданы в 1931, в 1935 запущено серийное производство Queen Bee (пчелиная матка). Кстати, именно с этого момента беспилотники получили неофициальное название Drone — трутень.

Основной задачей первых беспилотников была разведка. Для боевого применения не хватало точности и надежности, что при высокой стоимости разработки делало производство нецелесообразным.

Несмотря на это, исследования и испытания в данном направлении продолжались, особенно с началом Второй мировой войны.

Первые испытания и применения показали низкую точность снаряда. Из-за этого планировалось использовать их вместе с пилотом, который на заключительном этапе должен был покинуть снаряд с парашютом.

Как и в случае с баллистическими ракетами, разработки немецких ученых перешли к победителям. Дальнейшую эстафету по проектированию современных крылатых ракет переняли СССР и США. Планировалось использовать их в качестве ядерных боеприпасов. Однако разработка таких снарядов была остановлена в связи с экономической нецелесообразностью и успехом развития баллистических ракет.

Виды ракет России

Межконтинентальные баллистические ракеты

По типу размещения межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) делят на пускаемые:

  • из шахтных пусковых установок (ШПУ) — РС-18, PC-20;
  • с мобильных пусковых устройств на основе колесного шасси — «Тополь»;
  • с железнодорожных устройств — РТ-23УТТХ «Молодец»;
  • с морского / океанского дна — «Скиф»;
  • с подлодок — «Булава».

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-20

Используемые сегодня ШПУ отлично защищают от поражающих факторов ядерного взрыва и довольно хорошо маскируют подготовку к пуску. Прочие способы размещения ракет гарантируют высокую мобильность и, соответственно, труднее обнаруживаются, но ограничивают армию и ВМФ в габаритах и массе МБР.

Крылатые ракеты высокой точности

Пять наигрознейших крылатых ракет отечественного производства:

  1. Семейство «Калибр». Преимущественно ими наносятся удары по живой силе и инфраструктуре боевиков «оппозиции» и откровенных террористов в Сирии. Разработка, стартовавшая в 1980-х годах на основе стратегической ядерной 3М10 и противокорабельной «Альфа», завершена в 1993 году. В НАТО кодифицируются как Sizzler. Дальность удара по морским объектам — до 350 км, по береговым — до 2600;
  2. Стратегическая ракета класса воздух-земля Х-101 (вариация с ядерной боеголовкой — Х-102). Спроектирована в КБ «Радуга» к 2013 году. Тоже применялась в Сирии по вышеуказанным целям. В основном входит в комплект вооружения бомбардировщиков Ту-22 и Ту-160. Точные параметры Х-101 скрыты от публики, но по неофициальным сведениям ее максимальная дальность — около 9 тыс. км;
  3. Противокорабельная П-270 «Москит» (в НАТО кодифицируется как SS-N-22 Sunburn). Создана в 1970-х в СССР. Может топить любые корабли водоизмещением до 20 тыс. тонн. Дальность — до 120 км по маловысотной и 250 км по высотной траектории. Для преодоления системы ПВО (ПРО) делает маневр «змейка»;
  4. Стратегическая авиационная Х-55, класса воздух-земля — для бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Движется на дозвуковой скорости, огибая находящийся внизу ландшафт, чем сильно усложняет перехват. Мощность взрыва более чем в 20 раз превосходит показатель пресловутой Little Boy, сброшенной американцами в 1945-м на Хиросиму;
  5. П-700 «Гранит» — противокорабельная ракета большой дальности, для разгрома крупных корабельных и корабельно-авиационных группировок противника. Поражает объекты на дистанции до 550 км. Устройствами П-700 вооружен, среди прочих, тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов».

Пуск противокорабельной ракеты П-700 «Гранит»

Противокорабельные ракеты

Помимо вышеупомянутых крылатых ПКР, нужно отметить ракету Х-35 вместе с РК «Уран», созданную в 1995 году госкомпанией «Звезда-стрела».

Х-35 способна топить корабли водоизмещением до 5 тыс. т. Благодаря компактным габаритам и небольшой массе используется в качестве вооружения кораблей любого класса, включая корветы и катера, а также вооружения различных летательных аппаратов, включая вертолеты и легкие истребители. Для пусков Х-35 созданы береговые РК «Бал».

Авиационные ракеты России

Особо грозное достояние российских ВВС — модернизированная вариация Р-37М «Стрела». Эта управляемая ракета типа воздух-воздух является № 1 в мире по дальности.

В НАТО она кодифицируется как AA-13 «Arrow».

Применяется в качестве вооружения:

  • тяжелых истребителей Су-27;
  • сверхманевренных истребителей Су-35;
  • истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Уникальными свойствами Р-37М являются динамическая неустойчивость и высочайшая маневренность. Они и позволяют ей, обойдя все вражеские противоракетные средства, поразить летучую цель, которая приблизилась к истребителю на 300 и менее километров.

По оценкам ряда военных экспертов, Р-37М и аналогичная китайская PL-15 способны с легкостью сбивать американские воздушные топливозаправщики, служащие для обеспечения беспосадочных полетов их стратегических бомбардировщиков, а также самолеты разведки, управления и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Победы в сегодняшних войнах просто невозможны без перечисленных подсобных ЛА, при этом эффективность новейших ракет воздух-воздух России и КНР лишает США преимущества в воздухе.

Суперновое отечественное оружие класса воздух-поверхность — гиперзвуковая ракета Х-47М2 «Кинжал», предназначенная для разрушения наземных и наводных объектов. По информации авторитетных СМИ, РК «Кинжал» является авиационной модификацией семейства «Искандер». Дальность устройства с 500-кг боевой частью определяется свойствами бомбардировщика и составляет от 2 тыс. до 3 тыс. километров.

Самолет МиГ-31 с ракетой Х-47М2 «Кинжал»

Список ракет класса «воздух-поверхность»

Бразилия

  • МАР-1 Противорадиационная ракета
  • Оптоволоконная многоцелевая управляемая ракета ФОГ-МПМ .
  • Крылатая ракета АВТМ-300 .

Китай

  • С-101
  • С-601
  • С-602
  • С-611
  • С-701
  • С-704
  • С-705
  • С-801
  • С-802
  • С-805
  • Чанфэн (ракета) (Чанг Фэн 1)
  • Чанфэн (ракета) (Чанг Фэн 2)
  • DH-10
  • Серия ФЛ (ракета)
  • FL-9
  • FL-7
  • HJ-8
  • HJ-9
  • HJ-10
  • HJ-73
  • HN-3
  • HN-2
  • Серия HY
  • КД1 (ракета)
  • КД2 (ракета)
  • КД-63
  • ЛМД-002 (ракета)
  • ЛМД-003 (ракета)
  • Sky Arrow (ракета)
  • Небесная стрела 90
  • Серия SY (ракета)
  • TBI (ракета)
  • TL-6
  • TL-10
  • YJ-12
  • YJ-22
  • YJ-62
  • YJ-63
  • YJ-82
  • YJ-83
  • YJ-91
  • ЗД1 (ракета)

Франция

  • AS.11
  • AS.12
  • AS.15TT
  • AS.20
  • AS.30
  • AS.30 TCA
  • AS.30 Лазер
  • AS.37 Martel
  • АРМАТ
  • ГОРЯЧИЙ
  • Экзосет
  • Мистраль
  • SCALP EG
  • TRIGAT LR
  • Apache
  • ASMP
  • АСМП-А
  • AASM
  • MLP
  • ANL

Южная Африка

  • Denel ZT3 Ingwe противотанковая управляемая ракета с лазерным наведением
  • Ракета класса «воздух-земля» Denel Mokopa
  • Дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования Кентрон ТОРГОС (разработка отменена)
  • Малая управляемая ракета Denel (в разработке)

Турция

  • Cirit
  • UMTAS
  • МАМ (Умное микро боеприпасы)

    • МАМ-С
    • МАМ-Л
    • МАМ-Т
  • SOM (крылатая ракета воздушного базирования)
  • Противорадиационная ракета Акбаба (в разработке)
  • TUBITAK-SAGE KUZGUN (современный модульный взаимный экономичный боеприпас)

    • KUZGUN-TJ: Вариант с турбореактивным двигателем с дальностью полета 250 км.
    • KUZGUN-SS: Планирующий вариант, он может достигать расстояния до 110 км при падении с 40 000 футов.
    • КУЗГУН-КЫ: Твердотопливный ракетный вариант. Диапазон неизвестен.
    • BOZOK: мини-версия KUZGUN, специально разработанная для использования в БПЛА.

Великобритания

  • Ракета Blue Steel
  • Сера ракета
  • Ракета Green Cheese (отменена в 1956 году)
  • ТРЕВОГА
  • Штормовая тень
  • BAe Sea Eagle
  • GAM-87 Skybolt ( баллистическая ракета воздушного базирования ; отменена)
  • Легкая многоцелевая ракета
  • КОПЬЕ 3

Соединенные Штаты

  • AGM-12 Bullpup (больше не в строю)
  • AGM-22 (проект прекращен в 1980-х годах, до сих пор в ограниченном использовании)
  • AGM-28 Hound Dog (снята с вооружения)
  • AGM-45 Shrike (снята с вооружения)
  • AGM-53 Condor (проект закрыт)
  • AGM-62 Судак (больше не в строю)
  • AGM-63 (проект отменен)
  • AGM-64 Hornet (проект закрыт)
  • AGM-65 Maverick (в строю)
  • AGM-69 SRAM (больше не в строю)
  • AGM-76 Falcon (проект отменен)
  • AGM-78 Standard ARM (больше не в строю)
  • AGM-79 Blue Eye (проект закрыт)
  • AGM-80 Viper (проект закрыт)
  • AGM-83 Bulldog (проект закрыт)
  • АГМ-84 Гарпун (в строю)
  • AGM-86 ALCM (в строю)
  • AGM-87 Focus (снята с вооружения)
  • AGM-88 HARM (в строю)
  • AGM-112 (зарезервировано при переименовании программы в GBU-15 )
  • AGM-114 Hellfire (в строю)
  • АГМ-119 Пингвин (в строю)
  • AGM-122 Sidearm ( снята с вооружения)
  • AGM-123 Шкипер (выведен из эксплуатации / больше не используется)
  • AGM-124 Wasp (проект закрыт)
  • AGM-129 ACM (снята с вооружения)
  • АГМ-130
  • AGM-131 SRAM II (проект отменен)
  • AGM-136 Tacit Rainbow (проект закрыт)
  • AGM-137 TSSAM (проект отменен)
  • AGM-142 Have Nap (в строю)
  • AGM-153 (проект отменен)
  • AGM-154 JSOW (в строю)
  • АГМ-158 JASSM (в строю)
  • AGM-159 JASSM (проект закрыт)
  • АГМ-176 Грифон (в строю)
  • AGM-X (в разработке)
  • Ракета малой мощности (SACM) (в разработке)
  • Смелый Орион (прототип)
  • GAM-87 Skybolt ( баллистическая ракета воздушного базирования ; проект отменен)
  • Высокая Дева (прототип)
  • AGM-179 JAGM (в разработке)
  • AGM-183A ARRW (в разработке)
  • LRSO (в разработке)

СССР / Российская Федерация

  • R-82
  • Для мальчиков-5
  • Для мальчиков-8
  • Для мальчиков-13
  • С-24
  • С-25
  • Х-15
  • Х-20
  • Х-22 ( Русский : Х -22 ; АС-4 ‘Кухня’)
  • Х-23 / Х-66 «Гром» ( русский : Х- 23 Гром «Гром»; НАТО : «AS-7 Керри»)
  • Х-25 (АС-10 ‘Карен’)
  • Х-29 (АС-14 ‘Кедж’)
  • Х-31 (АС-17 ‘Криптон’)
  • Х-32 (АС-4 ‘Криптон’)
  • Х-38
  • Х-45
  • Х-59 (АС-13 ‘Kingbolt’)
  • Х-90 (АС-Х-19 ‘Коала’)
  • КС-1 Комет (АС-1 ‘Питомник’)
  • К-10С (АС-2 ‘Киппер’)
  • Х-20 (АС-3 ‘Кенгуру’)
  • Х-22 (АС-4 ‘Кухня’)
  • КСР-2 (АС-5 ‘Кельт’)
  • КСР-5 (АС-6 ‘Kingfish’)
  • Х-23 Гром (АС-7 ‘Керри’)
  • 9К114 Штурм (Спираль АТ-6)
  • Х-28 (АС-9 ‘Кайл’)
  • Х-25 (АС-10 ‘Карен’)
  • Х-58 (АС-11 ‘Килтер’)
  • Х-25 (АС-12 ‘Кеглер’)
  • Х-59 (АС-13 ‘Kingbolt’)
  • Х-29 (АС-14 ‘Кедж’)
  • Х-55 (АС-15 ‘Кент’)
  • Х-15 (АС-16 «Отдача»)
  • Х-31 (АС-17 ‘Криптон’)
  • АС-18 Казоо (Н-59М Овод-М )
  • Х-80 (АС-19 ‘Коала’)
  • Х-35 (АС-20 ‘Байдарка’)
  • Гермес-А

Самонаводящиеся ракеты

В 1962 году в серийное производство поступили первые самонаводящиеся ракеты Р-3С. Головки самонаведения реагировали на источник теплового излучения, которым, как правило, выступало реактивное сопло мотора вражеского самолета. Система была пригодна для маневренного воздушного сражения, но в случае резкого маневра цели в сторону ракеты, атака срывалась или заканчивалась промахом. В среднем воздушном бою из десяти пусков ракеты цели достигали не более двух. Самонаводящиеся ракеты могли атаковать только заднюю полусферу самолета противника и только в нормальных погодных условиях. Пуск под нулевым ракурсом мог привести к преждевременной активации дистанционного взрывателя. Причина тому – попадание ракеты в струю раскаленных газов реактивного мотора вражеского самолета.

У первых управляемых ракет оборудование для наведения и самонаведения оснащалось аналоговыми средствами обработки информации и имело жесткую логику работы. Когда тепловая головка самонаведения устойчиво захватывала цель, летчик мог это понять по характерному звуку, доносящемуся из наушников его шлемофона. Под уменьшением ошибки прицеливания звук усиливался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector