Штрафбаты на советско-германском фронте: правда и вымысел

Советские штрафные подразделения

В Красной армии существовало два типа штрафных подразделений: штрафной батальон (численность около 800 человек) и штрафные роты (обычно они насчитывали 150-200 бойцов). За все время войны на фронте существовало всего 65 отдельных штрафных батальонов (не единовременно, а вообще) и 1037 штрафных рот. Эти цифры нельзя назвать точными, так как данные подразделения постоянно (примерно через несколько месяцев) расформировывались и создавались вновь. С 1942 по 1945 год постоянно просуществовал только один-единственный штрафной батальон – 9-й отдельный.

В штрафные батальоны направлялись военнослужащие из числа среднего и старшего командного состава за совершение нетяжких воинских и уголовных преступлений. Отправка в штрафбат происходила по приговору военного трибунала, срок наказания варьировался от одного месяца до трех. Все офицеры, направленные в штрафные батальоны, подлежали разжалованию в рядовые, их награды передавались на хранение в отделы кадров. В пределах одного фронта обычно создавалось от одного до трех штрафных батальонов.

Военнослужащий мог покинуть ряды штрафников по истечении срока наказания либо по ранению. Выражение «искупить свою вину кровью» следует воспринимать в буквально смысле слова: ранение, полученное бойцом даже в первый день пребывания в штрафбате, возвращало его в обычную строевую часть в прежней должности. Известны случаи, когда фронт, на котором находился штрафбат, несколько месяцев не участвовал в боях и военнослужащие, отбыв срок наказания, опять возвращались в свои части, ни разу так и не поучаствовав в боях. Штрафникам, отличившимся в бою, могли уменьшить срок наказания. Иногда их даже представляли к наградам.

Штрафникам, получившим увечье, назначалась пенсия, исходя из оклада на последней должности. Родственникам убитых военнослужащих платились денежные пособия на общих основаниях.

В штрафные роты попадали солдаты или военнослужащие младшего командного состава. Обычно в армии существовало от пяти до десяти подобных подразделений. В остальном штрафная рота мало чем отличалась от батальона.

Следует отметить, что личный состав штрафных подразделений в СССР делился на две категории: постоянный и переменный. К постоянному составу относилось командование батальона (роты), в том числе штаб подразделения, командиры рот и взводов, политработники, санинструкторы, старшины, связисты и писари. Так что командир штрафбата (или штрафроты) не мог быть штрафником. Командному составу подобных частей полагались довольно существенные льготы: один месяц службы засчитывался за шесть.

Теперь несколько слов о личном составе советских штрафных подразделений. В штрафбаты попадали офицеры, а в штрафроты, кроме солдат и сержантов, могли быть отправлены и гражданские лица, совершившие те или иные преступления. Однако судам и военным трибуналам было запрещено направлять в штрафроты людей, осужденных за особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбой, изнасилования). Не могли попасть в подобные части и воры-рецидивисты или люди, ранее привлекавшиеся к суду по особо тяжким статьям УК. Логика подобных действий понятна: профессиональные преступники имеют особую психологию, которая мало совместима с армейской службой.

Не отправляли в штрафроты и осужденных по политическим статьям, что тоже можно легко объяснить: эти люди считались «врагами народа», которым нельзя доверять оружие.

Впрочем, большое количество фактов, дошедших до нас, свидетельствуют, что в штрафные части все-таки попадали и матерые уголовники, и люди, осужденные по 58-й статье. Однако это нельзя назвать массовым явлением.

Вооружение штрафных подразделений ничем не отличалось от того, что использовалось в строевых частях. То же самое можно сказать и о продовольственном довольствии.

Мне ставились в вину три «преступления»:

1. Плохо замаскированные две автолебедки, разбитые от артналета противника.

2. Исследуя обрыв тросов аэростатов, я якобы не отдавал под суд виновных мотористов.

3. Во время боевого дежурства ночью на КП полка не мог точно доложить, приземлен ли последний аэростат, и при неоднократных запросах оперативного дежурного КП штаба армии обругал его по-матерному.

Так было изложено в приказе «тройки». Я и командир полка подполковник Лукьянов и военком батальонный комиссар Коршунов были потрясены нелепостью этого решения.

Мы четко понимали, что это снова дело рук того же Волхонского, который таким образом усиливал свое положение. В то же время боевые лебедки, пострадавшие от артобстрела противника, находились в районе Васильевского острова, т.е. в 10 км от меня, и были в распоряжении командира отряда.

Мотористов под суд я не отдавал потому, что не было их вины. Последний аэростат был в трудных условиях, пробитый осколками артогня, он был приземлен на 2 часа позднее, а что касается матерной ругани, то все мы на фронте не были ангелами, и дико было возводить это в вину в секретном приказе, да и нелепо.

Еще более дико было просто так разжаловать тройкой профессионала, военного инженера, каким я стал уже в 1943 году, отправить в штрафбат, чтобы кровью искупить свою вину, которой не было…

Подобные случаи в нашей армии (ПВО) были и по другим полкам. И каждый раз приказ подписывала «тройка» во главе с командующим генерал-майором Зашихиным.

К слову сказать, сама армия ПВО, защищающая Ленинград, ее полки были опытные и сильные, дисциплина высокая. За весь период боевых действий авиационные истребительные полки, зенитно-артиллерийские и полки аэростатов заграждения сбили над небом города и на подступах к нему 1561 вражеский самолет.

Это была лучшая армия ПВО из числа воюющих в стране в тот период. Однако откуда же истоки такой жестокости командующего по отношению к офицерам армии? Об этом я узнал неожиданно через 30 лет после войны.

Оказывается, Зашихин в молодости был исключен из партии, как троцкист. Поэтому перед назначением командиром корпуса ПВО он получил «напутствие» от Жданова, что партия его не простит второй раз, если ПВО не защитит должным образом город Ленинград. «Тогда пощады вам не будет. Идите воюйте, укрепите дисциплину и боеспособность и помните наш разговор…», – сказал Жданов.

Так под дамокловым мечом в качестве заложника воевал командующий. А воевал не он один, боевой коллектив армии ПВО не дал немцам возможности существенно разбомбить город.

Г.С. Зашихин за период войны получил от высшего командования признание; его профессионализм, строгость и жесткость, доходившая до границ жестокости, сыграли свою роль в выдвижении. Он закончил войну генерал-полковником, командующим одним из фронтов ПВО.

Я, согласно приказу, находился в штрафном батальоне, но внезапно был отозван из него, возвращен в свой старый полк, но уже на звание и должность ступенью ниже. Приказ Военсовета был пересмотрен. Вина моя отсутствовала. Ее вообще не было.

Моего освобождения добились командир и комиссар полка.

Штрафбат: наказание и искупление

Штрафные подразделения – это воинские части, укомплектованные военнослужащими, которые совершили те или иные – обычно не слишком тяжкие – преступления. За серьезные правонарушения обычно полагалась смертная казнь, которая в РККА и вермахте применялась весьма широко. Соответственно, военнослужащих штрафных частей обычно называли штрафниками.

В период Второй мировой войны в СССР существовали два вида штрафных подразделений: штрафные батальоны и штрафные роты. Примерно в середине войны – 1943 год – в РККА стали создаваться отдельные штурмовые стрелковые батальоны, в которые попадали солдаты и офицеры, длительное время находившиеся на оккупированной территории. Служба в подобных подразделениях практически ничем не отличалась от штрафбатов, аналогичной была и практика их использования. Однако были у штурмовых батальонов и некоторые отличия, о которых будет рассказано ниже.

Штрафников использовали еще в Древней Спарте, об этом писал древнегреческий историк Ксенофонт. Особые подразделения, состоящие из дезертиров и уклонистов, были и в Великой армии Наполеона, для поднятия боевого духа сзади их «подбадривали» артиллерийским огнем.

В российской императорской армии штрафные части были сформированы в конце Первой мировой войны, в 1917 году. Но в то время даже такая мера не могла спасти ситуацию на фронте, штрафники участия в боях не принимали и через несколько месяцев эти подразделения были распущены.

Штрафные части использовались и в период Гражданской войны. В 1919 году по приказу Троцкого были сформированы штрафные роты для дезертиров и лиц, совершивших уголовные преступления.

В СССР появление штрафных рот и батальонов связано со знаменитым приказом №227, который наши военные историки часто называют приказом «Ни шагу назад!». Он был опубликован в июле 1942 года, в самый тяжелый для Советского Союза период войны, когда немецкие части рвались к Волге. Не будет преувеличением сказать, что в этот момент судьба страны висела на волоске.

Штрафбаты и штрафроты в Красной армии существовали до самого конца войны, некоторые из них действительно сумели дойти до Берлина. Последняя штрафная рота была расформирована в июне 1945 года.

До конца войны использовались и немецкие штрафбаты.

В реальной жизни[править]

Штрафбат — весьма редкая и ценная птица. Согласно знаменитому приказу № 227, штрафбаты создавались по 1-2 на каждый фронт и предназначались для отбытия наказания «лицами командного и начальствующего состава (офицерами), осуждёнными военным трибуналом». Рядовые и сержанты отбывали срок в штрафных ротах при армиях. И если последние действительно порой использовались как малоценное пушечное мясо, то штрафбат — дело другое. Там, как ни крути, большинство — профессионалы, пусть и согрешившие.

Очень приблизительно их можно разделить на группы:

  • Большинство — фронтовые офицеры, погоревшие на пьянках, бабах и мордобое. Раскаялись. Готовы землю грызть чтобы вернуть звание. Хорошо подготовлены и мотивированы (на порядок лучше обычного красноармейца — профи как-никак).
  • Осужденные за трусость, панику и отступление. Реально на одного реального труса и паникера приходился как минимум один, попавший в безвыходное положение или просто назначенный козлом отпущения. Но даже справедливо осуждённые — не обязательно неисправимые трусы. Одно дело — в свое время растерялся и не смог удержать в руках батальон (полк, дивизию). Другое — сейчас отвечает только за себя и должен делать то, чего когда-то сам требовал от подчинённых. На это большинство способны.
  • Наконец, проворовавшиеся интенданты и прочие тыловики. Толку от них нет, но и было их в штрафбатах почему-то немного. А жаль.

В связи с вышеизложенным штрафбаты нередко применялись как элитные штурмовые подразделения — ибо и в стрельбе, и в рукопашном бою, и на марше они показывали себя на голову выше обычных частей. Потери? Немалые, ибо на лёгкие участки их не ставили. Но вот взять и уложить их «за просто так» — нереальная глупость. Людей на фронте всегда не хватает. Сегодня с какого-то бодуна отправишь «штрафников» на пулемёты, а кто завтра будет брать деревню Ольховку?

В мирное время штрафбат заменяется дисциплинарными воинскими подразделениями — дисциплинанрными батальонами («дисбат», «дизель»). Туда направляют рядовых/сержантов за мелкие правонарушения. От обычных частей отличается полным отсутствием свободного времени у личного состава и повышенными требованиями к дисциплине.

Исторический экскурс: штрафбаты появились впервые в Древнем Египте. Формировались из проштрафившихся военнослужащих, приговоренных к «лишению чести». «Восстановить честь» можно было путем совершения какого-либо подвига, так что египетские штрафники были хорошо мотивированы.

[править] Литература

  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) М.: Эксмо, 2008. — 448 с. ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. — 295 с.
  • Пыльцын А. В. Правда о штрафбатах: Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. Изд. 3-е. (Серия: Великая Отечественная. Неизвестная война) М.: Эксмо, 2008. — 512 с. ISBN 978-5-699-21470-9
  • Пыхалов И., Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта (Серия: Военно-исторический сборник) М.: Эксмо, 2007.
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. (Серия: Военные тайны ХХ века) М.: Вече, 2007. — 432 с. ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941—1945 (Серия: На линии фронта. Правда о войне) М.: Центрполиграф, 2006. — 264 с. ISBN 978-5-9524-2746-4

От танкистов до тыловиков

В штрафбаты направлялись военнослужащие из разных родов войск, самыми разными могли быть и причины. Так, в августе 1941 года генерал Василевский выпустил распоряжение, согласно которому в штрафные танковые роты сводился личный состав, уличенный в саботаже и вредительстве, а в штрафные пехотные роты следовало отправлять «безнадежных, злостных шкурников из танкистов».

9 сентября свет увидел подписанный Сталиным приказ №0685, требовавший летчиков истребителей, уклонявшихся от воздушного боя, предавать суду и переводить в штрафную пехоту. На следующий день вышел указ генерал-майор артиллерии Аборенкова предписывавший направлять в штрафные стрелковые батальоны тех, кто небрежно относился к технике и вооружению.

Не желавшие воевать ухитрялись убедительно инсценировать болезни или ранения, однако 12 ноября 1941 года очередь дошла и до них. В соответствие с приказом №0882 отправке в штрафные части подлежали все, кто симулирует болезни и занимается членовредительством. А с 1942 года в штрафбаты стали направлять и работников тыла – с формулировкой «за бездушное и бюрократическое отношение к своим обязанностям».

«Озверевшие соколы»

Журналист Виталий Карюков в беседе с маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым узнал одну любопытную подробность. Оказывается, в годы войны существовали так называемые «штрафные эскадрильи». По словам военного, командование решило нецелесообразным отправлять всех проштрафившихся летчиков в обычный штрафбат, так как на подготовку их замены ушли бы многие месяцы.

Среди таких штрафников оказался будущий Герой Советского Союза Иван Федоров. Впрочем, он фактически добровольно напросился в штрафбат. В июле 1942 года, перегоняя как летчик-испытатель ЛаГГ-3 на передовую, он самовольно остался на Калининском фронте. А уже в августе он возглавил одну из только что созданных штрафных эскадрилий. За крутой нрав немцы наградили Федорова титулом «Красный дьявол», а его подопечных именовали «озверевшими соколами». В общей сложности на счету 64 летчиков эскадрильи Федорова 350 гитлеровских асов.

Мифы о штрафбатах[править]

Со времен перестройки и до наших дней многие авторы, работающие в сетинге «Гулаги и рабы», не могут обойтись в своих произведениях без штрафбатов. Но поскольку истории они не знают, то изображают эти заведения в меру своей (а чаще — не своей) фантазии. Как правило, читатель/зритель узнаёт, что (хотя на самом деле по-другому):

  • В штрафбатах в массовом порядке были уголовники.
    • На самом деле — конечно, нет. Уголовников с незакрытыми судимостями в армии не было вообще. Совершившие лёгкие преступления, вышедшие по амнистии или УДО могли направляться в штрафные роты, но не батальоны.
    • С 1943 г. также формировались штурмовые батальоны — не из осуждённых, а из неблагонадёжных военнослужащих. Освобожденные зэки попадали в такие подразделения, хотя основное их назначение — фильтрация окруженцев, длительное время пребывавших на территории, занятой противником, освобождённых военнопленных, сомнительных партизан, которые просидели все это время в тылу у противника, но не проявили себя, и т. п. Таких в этот период войны было много, необходима была фильтрация. Принцип примерно тот же — переменный состав служит два месяца, до ранения или до представления к награде, после направляется в обычные части. Отличие — военнослужащие не были лишены воинских званий (невысоких, впрочем — офицеры проходили проверку отдельно), не получали отметку об осуждении в личном деле, получали полное довольствие. Служить в данных частях было тяжелее, нежели в обычных, однако прошли через них весьма многие. Вероятно, именно это послужило почвой для мифа о зэках в штрафбатах.
  • Осужденные рядовые и сержанты также попадали в штрафбат.
  • В бой их часто посылали без оружия.
    • Штрафники снабжались по тем же нормам, что и линейные части.
    • Это было в полный рост… но у германцев. У их штрафников положение было заметно хуже, чем у наших.
  • Выход из штрафбата — только вперёд ногами.
  • За штрафбатом непременно стоит заградотряд, причём занимает позиции даже раньше штрафников, чтобы прицельным огнём прямо в спины косить собственные наступающие войска

    Заградотряды действовали за многие километры от фронта, отлавливая дезертиров и просто подозрительных личностей. Хотя это зависит от роли заградотряда — часть из них, да, занимались отловом и возвращением в строй бегунков, отловом шпионов и прочих интересных личностей, а часть — торчали с пулемётом позади своих, выполняя две функции — во-первых используя крайне редко встречающееся дзюцу «навесной огонь из пулемёта» для поддержания наступления (о чём несведущие не знают, отсюда и пошел штамп «стрелять в спину своим», на самом деле огонь велся поверх голов), а также для поднятия боевого духа методом «у вас два выбора куда идти — или возможная смерть впереди, или гарантированная позади», причём последнее использовалось заградотрядами вообще всех стран где применялись.

    .

  • Командиры штрафбата такие же осужденные, как и их подопечные. Миф популяризирован сериалом «Штрафбат».
    • На самом деле все офицеры и небоевые должности в штрафбате занимали кадровые военные, за неплохие плюшки. В первую очередь — каждый месяц службы в штрафбате засчитывался за 6 месяцев обычной службы. Плюс усиленное довольствие, надбавки и возможность побыстрее получить звание/орден. Отличный трамплин для честолюбивых и достаточно рисковых офицеров. А что убить могут? Так война же.
    • Мелкая подстава проявилась уже после войны, когда бывших командиров штрафбата не брали на работу из-за места в службе. Приходилось долго доказывать, что это не наказание, а обычная и весьма рисковая служба Родине.

Когда и как появились штрафные роты и штрафные батальоны в Красной армии?

Весенне-летняя кампания 1942 года обернулась тяжелыми поражениями Красной армии. Наступление на Харьков не просто потерпело неудачу, а обернулось полным разгромом группировки советских войск. Убитыми, ранеными и пленными Красная Армия потеряла около 500 000 человек. Гитлеровцам удалось захватить Крым, в начале июля 1942 года пал Севастополь. Немецкие войска устремились к Волге, захватывая всё новые и новые территории. 7 июля гитлеровцы ворвались в Воронеж, 23 июля пал Ростов-на-Дону. Отступление Красной Армии, казалось, приняло необратимый характер. После выхода к берегам Волги и захвата Сталинграда Советский Союз лишался стратегических ресурсов и коммуникаций. Хуже того, прорвавшийся на Кавказ противник мог завладеть нефтепромыслами Грозного и Баку. Решающий успех гитлеровцев на Волге и на Кавказе был чреват вступлением в войну с СССР Японии и Турции, что превращало крайне тяжёлое положение в абсолютно катастрофическое.

В этих условиях 28 июля 1942 года был подписан Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, вошедший в историю как приказ «Ни шагу назад!». Текст этого документа, возможно, впервые за войну говорит о том, что Советский Союз несет катастрофические потери: «Территория Советского Союза — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жёны, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Беларуси, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн населения, более 80 млн пудов хлеба в год и более 10 млн тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину».

Крайне жестко оценивается и ситуация, сложившаяся в войсках: «Часть войск Южного фронта, идя за паникёрами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьёзного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамёна позором. Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдаёт наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток».

Главное задача, которую был призван решить приказ 227 — привести армию в чувство и повысить дисциплину в частях. Для этого решено было воспользоваться немецким опытом, о чем прямо и говорится: «После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали далее около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на ещё более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи… Как известно, эти меры возымели своё действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой».

Драки за еду, воровство, «глюки». Жизнь пленных немцев в советских лагерях
Подробнее

По приказу Троцкого

В Красной армии первые штрафные части стали создаваться летом-осенью 1918 года в период боев за Казань. Находились они преимущественно в тылу, а если направлялись на опасные участки, то подальше от родных мест и таким образом, чтобы их подпирали надежные соединения. Конкретный случай приведен в приказе Льва Троцкого от 13 января 1919 года: «В Камышинской группе разбежался 1-й Камышинский полк из местных уроженцев, преимущественно кулаков. Мною приказано дезертиров извлечь, разыскать и после наказания наиболее виновных составить из остальных штрафные роты или штрафной батальон, смотря по числу. Опыт показал, что такие штрафные части из условно осужденных дезертиров сражаются потом храбро и становятся даже примерными частями. Но необходимо перевести означенные части из Камышинского на другой фронт».

Во главе штрафных рот и батальонов ставились самые волевые и надежные командиры, а рядовой состав разбавлялся коммунистами и сочувствующими. По окончании Гражданской войны такие подразделения использовались преимущественно на хозяйственных работах (как стройбат) и существовали до 1934 года.

В июле 1940 года‚ под впечатлением от неудачной войны с Финляндией, снова стали создаваться укомплектованные нижними чинами штрафные батальоны, которые существовали до изданного уже во время Великой Отечественной войны указа Верховного Совета от 12 августа 1941 года. В это же время в армию отправились десятки тысяч узников ГУЛАГа, которые таким образом получали возможность досрочного снятия наказания. Но осужденные по самым тяжким уголовным статьям (убийство, вооруженный грабеж), а также политические, на передовую не попадали.

Отдельные соединения из бывших зэков не создавались, хотя их процент в кадровых частях мог быть довольно значительным. Однако истории про целые «зэковские» корпуса относятся все же к числу перестроечных фантазий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector