Скачать cs 1.6 оригинал

Модификации

Разработка и производство новейших моделей F16 проводились силами международного консорциума с главным офисом в США. Государства, принимавшие участие в изготовлении истребителя: Бельгия, Нидерланды, Дания, Англия и США. Голландская авиакомпания Fokker изготавливала центроплан, крылья и закрылки. Бельгийская Sabca — хвост фюзеляжа и вертикальное хвостовое оперение. Бельгийский завод FN изготавливал моторы F 100.

Модификации:

  • F-16А — базовая модель, одноместный, многофункциональный, используется в дневное время;
  • F-16В — 2-местный, учебно-боевой, выпускается с 1977 г.;
  • F-16С — одноместный, модернизированный, используется ВВС с 1984 г.;
  • F-16D — 2-местный, учебно-боевой, выпуск с 1984 г.;
  • F-16N и TF-16N — одно и 2-местные варианты, изготовленные для лётной школы «Топ Ган» ВМС США;
  • F-16ADF — ПВО-истребитель для Нацгвардии США на основании F-16А;
  • F-16С и F-16R — разведчик вместо RF-4C;
  • FSX — авиамашина на основе F-16 для подмены бомбардировщика F-1.

Планы модернизации

Изготовитель планирует дальнейшее усовершенствование всей серии истребителей. Боевые машины должны иметь CCV и AFTI. Улучшения затронут конфигурацию и цифровую систему управления полетом. F-16XL будет иметь бесхвостовую схему и усовершенствованную маневренность, большее расстояние беспосадочного перелёта, более современное вооружение.

Night Falcon и «Block 50»

Летательные аппараты «Block 40/42» Night Falcon изготавливаются с 1988. Истребителя оснащены системой LANTIRN, РЛС APG-68(V), цифровой системой управления полетом, автоматической системой рельефного следования по местности. Боевая машина может нести управляемые ракеты AGM-88B.

Night Falcon

Установка дополнительного оборудования повлекла увеличение взлётного веса и усиление шасси. С 1991 г. производятся авиамашины «Block 50» и «Block 52». Они оснащены РЛС APG-68, современным ИЛС и ЭВМ, дипольным отражателем, СИП. Установлены новые моторы (F110-GE-229, F100-PW-220).

Block 50

Истребитель-перехватчик ПВО

В 1986 году 270 истребителей F16-А/В были переоборудованы в истребители-перехватчики ПВО. Самолеты были оснащены новой РЛС, отслеживающей небольшие объекты, пусковыми установками для управляемых ракет AIM-7 Sparrow. Перехватчики могут поднять целых 6 ракет AIM-120, AIM-7, AIM-9.

F-16CJ и F-16DJ

Для замены старых противорадиолокационных истребителей F-4GWWV были созданы F-16CJ в рамках серии «Block 50». Новые самолёты были одноместными. Вся работа второго пилота возлагалась на компьютер. Было выпущено несколько 2-местных машин серии F-16DJ. Истребители использовались парами. Они несли ракеты против РЛС (AGM-88, AGM-45) и самонаводящиеся ракеты (AIM-9 и AIM-120).

F-16CJ

F-16V

В 2015 году была изготовлена новейшая версия — F-16V, её назвали «Гадюка» («Viper»). Машина оснащена масштабированной радарной антенной APG-83 SABR, система дневного и ночного прицеливания SNIPER. Авиакомпания Lockheed Martin собирается улучшить все F-16C до стандарта F-16V или F-16S.

F-16I

2-местный F-16I создан на базе «Block 52» для ВВС Израиля. Истребитель получил название «Гроза» («Sufa»). Бортовая оснастка и вооружение летательного аппарата F-16I изготавливаются израильтянами. Закуплено — 102 машины. Стоимость одного самолёта — 70 млн. долларов.

Описание конструкции

Истребитель И-16 выполнен по классической аэродинамической схеме, он имел смешанную конструкцию, основными материалами которой были сталь, алюминий и дерево.

Самолет имел фюзеляж типа полумонокок, состоящий из двух половинок. В качестве каркаса использовался набор деревянных лонжеронов, стрингеров и шпангоутов, сверху обклеенных березовым шпоном. Каркас был усилен стальными уголками, обшивка обтягивалась тканью, шпаклевалась и полировалась.

Крыло имело два лонжерона и состояло из центроплана и двух консолей. Лонжероны изготавливались из стальных труб, нервюры – из дюралюминиевых профилей. В передней части обшивка центроплана состояла из фанеры, а сзади – из дюралюминия. Элероны занимали практически всю заднюю кромку консолей крыла.

Хвостовое оперение одинарное, с металлическим силовым набором и полотняной обшивкой.

И-16 имел трехопорное убирающееся шасси с двумя главными стойками и хвостовым костылем. На поздних модификациях хвостовой костыль был заменен неубирающимся колесом.

Колеса оснащались тормозами колодочного типа с приводом от педалей. Амортизация шасси – жидкостно-газовая. Уборка и выпуск шасси производился вручную, с помощью лебедки. Система имела большое количество элементов и была ненадежной. Чтобы выпустить или убрать шасси, пилоту нужно было совершить 44 оборота лебедкой.

Кабина пилота была смещена к хвостовой части самолета, первоначально она была закрытая, затем ее сделали открытой. Подобное решение было вынужденным: конструкция фонаря была неудачной, и это сильно ограничивало обзор пилоту. Кроме того, летчики считали, что летать с открытой кабиной более безопасно, они боялись не успеть открыть фонарь в случае аварии. На поздних модификациях истребителя для защиты пилота была установлена бронеспинка, которая имела толщину 8 мм.

Силовая установка истребителя И-16 состояла из звездообразного двигателя воздушного охлаждения с девятью цилиндрами. На разные модификации самолета устанавливались различные моторы: И-16 тип 4 был оснащен двигателем М-22 (480 л. с.), а на поздних сериях машины стояли моторы с мощность около 1 тыс. л. с. Винт был выполнен из алюминиевого сплава. Его шаг можно было менять на земле.

Самолеты имели капот цилиндрической формы, с девятью отверстиями в лобовой части, через которые набегающий поток охлаждал двигатель и выходил сквозь восемь вырезов по бокам. Через них выводились и выхлопные газы.

Вооружение первых модификаций истребителя состояло из двух пулеметов ШКАС, которые устанавливались в консолях крыла, позже к ним добавили еще два синхронных. На поздних сериях машины крыльевые пулеметы были заменены пушками ШВАК (20 мм). На самолет можно было устанавливать дополнительные топливные баки, авиабомбы или реактивные снаряды РС-82.

И-16 красили в самые разные цвета, но чаще всего сверху истребитель был темно-зеленый, а снизу – светло-голубой.

Отрицательные и положительные стороны

В период с 28 августа по 3 ноября 1935 г. 10 самолетов И-16 выпуска московского авиационного завода № 39 проходили войсковые испытания в 107-ой авиационной эскадрилье брянской авиационной бригады. Военные летчики изучали все отрицательные и положительные стороны самолета, все возможные варианты его боевого применения.

Выяснилось, например, что опускаемые на взлете элероны (истребители И-16 тип 4 и тип 5 обладали механизмом дифференциального опускания элеронов, в таком виде они осуществляли функцию закрылков) действительно ощутимо сокращали дистанцию взлета и посадки.

Это заключение было весомым аргументом для сторонников самолета И-16, ибо работы по расширению действующих аэродромов для новых истребителей только велись.

В оценке пилотирования истребителя И-16 говорилось, что «управление самолетом легкое, чувствительно реагирует на малейшее движение рулей, …малейших ошибок не прощает. … «Перебирание» ручки управления самолетом на вираже и посадке опасно сваливанием в штопор».

Такая высокая чувствительность самолета на малейшие движения ручки управления самолетом затрудняла пользование гашетками пулеметов, оснащенных механическим спуском — требовался более мягкий электроспуск.

Фигура пилотажа «бочка» на истребителе И-16 выполнялась за 1 — 1.2 секунды, причем самолет всегда можно было зафиксировать и в промежуточном положении.

Отметили армейские летчики (как и несколько ранее летчики-испытатели), что при полетах на максимальной скорости верхняя обшивка крыла отсасывается потоком и как бы вспучивается.

Частоту нервюр явно необходимо было увеличить — впрочем, конструкторы к этому времени уже разрешили этот вопрос.

Особое внимание было уделено выполнению штопора. Общая оценка самолета гласила: «Обладает отличными пилотажными качествами»

Общая оценка самолета гласила: «Обладает отличными пилотажными качествами».

Летно-технические характеристики И-16 тип 5
Год первого полета 1934
Размах крыла, м 9.00
Длина самолета, м 5.99
Высота самолета, м 3.25
Площадь крыла, м2 14.54
Масса, кг  
— пустого самолета  1119
— взлетная  1508
 Удельная нагрузка на крыло, кг/м2  103.714
 Тип двигателя  1 x ПД М-25А
 Мощность, л. с.  
 — на максимальном режиме  1×730
 Энерговооруженность, л. с./кг  0.484
 Максимальная скорость, км/ч  
 — у земли  390 (M=0.318)
 — на высоте  445
 Максимальная скороподъемность, м/сек  14.167
 Практический потолок, м  9100
 Практическая дальность, км  540
 Максимальная эксплуатационная перегрузка, g  —
 Экипаж, чел.  1
 Вооружение:  два 7.62-мм пулемета ШКАС.

Список литературы:

Михаил Маслов Истребитель И-16

Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

Симаков Б. Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970

Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов

Polikarpov Fighters In action. Aircraft Number 157, 162

«Война в воздухе» № 41-43. И-16. Боевой «ишак» сталинских соколов

Куратор: Александр Артамонов

Боевое применение самолёта С-16

Всередине апреля 1916 г. первый русский истребительный
авиаотряд перебазировался на аэродром близ галицийского
местечка Яблонов и приступил к боевым действиям, Первое
боевое крещение как авиаотряда, так и состоявшего на его
вооружении истребителя С-16, произошло 15 апреля. В
этот день, в четыре часа пополудни, подпоручик Орлов
весте с сосвоим летнабом корнетом Липским
впервые поднялись на С-16 № 204 на перехват неприятельских
аэропланов. Противника а отогнали, но из-за плохой работы
двигателя пришлось вскоре вернуться на аэродром. На
следующий день Орлов вновь вылетел на № 204 на
перехват вражеского разведчика вместе с летнабом 
прапорщиком Квасниковым, а другие летчики отряда совершили первые
пробные полеты на № 201 и 202.

17 и 18 апреля экипаж
Орлова и Липского вновь вступал и воздушный бой с
австрийскими летчиками. В первый день из-за неполадок с
синхронизатором пришлось прекратить атаку и вернуться на
аэродром, но на следующий день экипаж добился успеха.
Вылетев по вызову с земли на перехват противника, экипаж
обнаружил его над облаками на высоте свыше двух тысяч
метров и обстрелял. Вражеский разведчик не выдержал
атаки и, прячась в облаках, ушел на свою территорию, В
тот оке день успешно перехватил вражеский самолет и
заставил уйти восвояси экипаж Бычкова и Квасникова. 20
апреля в перехвате самолетов противника, летящих на
высоте 1500 м, одновременно участвовали все три С-16.

Первый же результативный воздушный бой состоялся 20
апреля 1916 года.  В тот день прапорщик Юрий
Владимирович Гильшер, вылетев без летнаба,  сбил
австрийский самолёт. выпустив по нему 120 пуль из
Виккерса.

Начиная с апреля 1917 года, С-16 начали списывать за
ветхостью. Если к началу 1917 года в Эскадре Воздушных
Кораблей находилось в эксплуатации 115 самолетов С-16, то в канун октябрьской революции в летном состоянии их оставалось
шесть. В феврале 1918 года они достались вступившим на
Украину австро-германским войскам. В апреле немцы
передали трофеи войскам гетмана Скоропадского. В 1919
году самолёты достались Красной армии, но часть лётчиков
перелетела к белым. Один С-16 попал в 1-й Кубанский казачий авиационный отряд, где служил ветеран Эскадры
Воздушных Кораблей есаул В. Я. Лобов. Впоследствии этот
самолёт был перебазирован в Крым, а после ухода оттуда
войск Врангеля был включен в состав авиашколы в
Севастополе.

Вернуться на страницу русских истребителей

Золотые запасы стран мира

Золотовалютные резервы стран мира

Как разбогатела Америка

;

Кто и как продавал Аляску

;
Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

Как жил русский рабочий до революции?


Что
Россия экспортирует и что импортирует

История московского трамвая

Мультфильм
«Гостья из Будущего-2»

Вооружение самолёта С-16

Пулемет «Виккерс» был установлен с левой стороны от
сидения пилота поверх капота. Желоб для пулеметной ленты
проходил сбоку снаружи фюзеляжа. Барабан с лентой стоял
у летчика в ногах. Спусковой механизм пулемета
посредством системы рычажков был связан с эксцентриком,
приводимым во вращение червяком, насаженным на конец
длинного стального стержня, другой конец которого через
шарнир Гука был соединен с валом масляной помпы мотора.
Помпа приводилась в действие при помощи шестерен от
вращающегося двигателя. Эксцентрик, периодически нажимая
на рычажки, регулировал частоту выстрелов пулемета.
Таким образом обеспечивалась синхронизация. Стрельбу мог
производить как сам летчик, так и сидящий у него за
спиной летнаб.

В тире была опробована установка «Виккерса» с моторами «Рон»
и «Гном». Уже тогда обнаружилась сложность регулировки
эксцентрика и всей системы, но за отсутствием других
образцов синхронизаторов «приспособление» Лаврова было
установлено на С-1бсер.

В январе 1916 г. Авиа-Балт после соответствующею заказа
ГВТУ переделал синхронизатор Лаврова под более
распространенный в России пулемет «Кольт». Этот пулемет
из-за особенностей своей конструкции устанавливался на
С-16 справа от сидения пилота. Вариант вооружения
С-16 облегченной модификацией русскою «Максима»
осуществлен не был.

Сохранившиеся экземпляры


И-16 в музее Победы В начале 90-x новозеландские предприниматели Тим Уоллис и Рэй Мэлквин занялись поиском в России мест крушений самолётов. Итогом стала находка обломков шести И-16 сбитых в 1941−1942 годах. Остатки (использовались практически лишь часть приборов) были перевезены в Новосибирск на авиационный завод. Здесь были заново построены реплики прототипов и снабжены двигателями АШ-62ИР, используемыми на самолётах Ан-2. Лётные характеристики (максимальная скорость и скороподъёмность) при этом оказались хуже прототипов, ввиду несоответствующих винтов.

После успешных лётных испытаний, шесть И-16 (вместе с тремя И-153) доставлены в новозеландский музей истребителей в Уанаке, Новая Зеландия. Позднее часть продана в США и Испанию:

  • Самолёты ZK-JIN, ZK-JIO остались в Уанаке (Новая Зеландия).
  • ZK-JIP (N30425) продан в 2002 году американскому музею ВВС в Мидланде (Техас, США).
  • ZK-JIQ (N7459) продан в 1998 году в коллекцию Flying Heritage в Сиэтле (США).
  • ZK-JIR (N1639P) продан в 2003 году фирме из Верджиния-Бич (Вирджиния, США).
  • ZK-JJC (EC-JRK) продан в 2005 году Fundación Infante de Orleans (Испания).

И-16 на Халхин-Голе

Боевая работа И-16 продолжилась на
Халхин-Голе, но там
первые бои приняли неопытные пилоты. 27-го мая 1939 года первая
эскадрилья 2-го авиаполка в составе восьми И-16
встретилась с японскими истребителями
И-97(キ27)
. Результаты
столкновения были удручающими, четыре И-16 с заглохшими
моторами вскоре вышли из боя, один был сбит, один
расстрелян при вынужденной посадке, один перевернулся
при приземлении. В этот день погибло и двое летчиков.

Москва немедленно отреагировала на тревожные вести из
Монголии, 29-го мая с Центрального московского аэродрома, на трех пятнистых «Дугласах» к месту боевых действий вылетела группа летчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем.
Другая группа пилотов, в которой также находились опытные бойцы, летавшие в Испании и Китае, была отправлена поездом. В Чите летчики получали и облетывали
самолеты, а затем перелетали к линии фронта.

И-16
Монгольских ВВС

22-го июня 1939 года состоялся крупнейший воздушный бой того времени. Сто двадцать японских самолетов, поднятые
с аэродромов в Маньчжурии, были встречены девяносто пятью советскими истребителями. На высоте от 2000 до
4000 метров завязался воздушный бой, определяемый обычно летчиками как «свалка в воздухе». Бой продолжался в
течении 2,5 часов. Привлечение опытных
летчиков-истребителей себя оправдало – из 42 упавших на
землю самолетов 31 оказался японским.

В период сражений на реке
Халхин-Гол произошло событие, повлиявшее на дальнейшее развитие вооружения самолетов различных классов. Впервые в истории авиации в бою истребители применили реактивные снаряды. Несколько И-16 тип 10 было переоборудовано для пуска шести 82-мм
РС-82. За 11 дней боев
ракетным оружием было сбито 13 самолетов противника. По
характеру повреждений они решили, что хитроумные русские
каким-то образом сумели поставить на истребители 76 мм
пушки. Возможно, они проведали об экспериментах с
установкой на самолёты динамо-реактивных пушек
Курчевского.

Хасан и Халхин-Гол

Во время советско-японского пограничного конфликта у озера Хасан летом 1938 г. И-16 в силу отсутствия в воздухе самолетов противника применялись в качестве штурмовиков, нанося удары по позициям японских войск. Слабая организация японской противовоздушной обороны противника позволила советской авиации практически безнаказанно уничтожать противника. От огня японских зенитных средств был потерян один И-16. Гораздо более серьезным испытанием для советского истребителя стала необъявленная война на Халхин-Голе, где И-16 пришлось столкнуться с новейшим японским истребителем Ки-27. Слабая материальная база и низкая подготовка летчиков советского 69-го корпуса, расквартированного в Монголии, привели к тому, что в первые недели конфликта японской авиации удалось захватить господство в воздухе. Только к августу 1939 г. советской авиации удалось переломить ход борьбы.

В небе Монголии развернулись масштабные воздушные баталии, когда на относительно небольшом участке сталкивались в бою десятки и даже сотни самолетов. На И-16 совершил таран на встречных курсах и сумел посадить поврежденный самолет старший лейтенант В. Ф. Скобарихин. Командир полка Г. П. Кравченко первоначально не поверил докладу летчика, пока механик не извлек из крыла И-16 Скобарихина фрагмент шасси японского Ки-27. Бои на Халхин-Голе связаны с рядом новинок — нового более мощного двигателя и вооружения. Так, при штурмовке японских аэродромов применялись И-16, оснащенные 20 -мм автоматическими пушками ШВАК. С И-16 связано и первое боевое применение реактивных снарядов советской авиацией. РС-82 использовала эскадрилья капитана Звонарева.


И-16 Витта Скобарихина после тарана. (twitter.com)

На И-16 на Халхин-Голе отличился один из первых трех дважды Героев Советского Союза Сергей Иванович Грицевец. Опытный пилот и самый результативный советский ас в Испании, он вновь проявил себя как лучший летчик-истребитель. Кроме того, Грицевец сумел вывезти на своем И-16 с вражеской территории командира 70-го истребительного авиаполка майора В. Забалуева, посадив истребитель вблизи японских позиций. Погиб Сергей Иванович Грицевец в сентябре 1939 г. на аэродроме Балбасово под Оршей в сентябре 1939 г., когда в его И-16 в результате нелепой ошибки врезался истребитель майора П. Хары. Это был единственный Дважды Герой Советского Союза, так и не доживший до вручения медали «Золотая Звезда».

В ходе советско-финляндской войны И-16 применялся в относительно немногочисленных боях с финской авиацией, а также при штурмовке наземных позиций и борьбы на коммуникациях противника, где целью советских пушечных истребителей становились финские эшелоны с войсками и военной техникой. В воздушных боях И-16, как правило, имели превосходство в борьбе с очень разношерстной и немногочисленной финской авиацией. Всего после войны финны признали потерю 67 самолетов (из них 21 в воздушных боях). Еще примерно 70 машин получили серьезные повреждения.

И-16 Ишак Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Самолет, ставший этапным не только для советской, но и для мировой авиации, был спроектирован под руководством «короля истребителей» Н. Поликарпова. И-16 стал первым в мире серийным истребителем с убирающимся шасси. Этот низкоплан смешанной конструкции имел относительно короткий фюзеляж формы, близкой к каплевидной (что соответствовало тогдашним представлениям об аэродинамике). Для улучшения маневренных качеств И-16 сознательно спроектировали недостаточно устойчивым (центр тяжести совпадал с аэродинамическим фокусом) и предельно обжатым по размерам (что обеспечивало малые моменты инерции вокруг всех осей).

Конструкция

F-16 — однокилевый моноплан, выполненный по классической схеме. У авиамашины один мотор в хвосте. Фюзеляж — полумонокок. Крыло с увеличенной стреловидностью плавно перетекает в фюзеляж. Такая конструкция позволяет создать вспомогательную подъёмную силу при увеличенном угле атаки.

Конструкция F-16

Угол передней кромки крыла — 40 градусов. Нерегулируемый воздухосборник находится под фюзеляжем. Шасси снабжены гидравлическим приводом. Передняя стойка находится сразу за воздухозаборником. У истребителя интегральная аэродинамическая компоновка, центр тяжести борта смещён вперёд, имеется высокочувствительная РЛС.

F-16 — это первый на вооружении американской армии летательный аппарат с расчётной скоростью 2 Маха. Боевая машина с ресурсом в 8 000 ч. предназначена для боевых вылетов и выполнения манёвров при перегрузке в 9 g.

Секции фюзеляжа F-16 в разрезе

Инновации в устройстве кабины: беспереплётный фонарь каплевидной формы; откидное кресло, снижающее влияние перегрузок на лётчика; боковая ручка управления. Катапультируемое сидение может эвакуировать лётчика на любой скорости и высоте. Планер истребителя изготовлен на 80% из сплавов алюминия, на 8% — из стали, на 3% — из композитных материалов.

Кабина боевого истребителя F-16

F-16 имеет немало модификаций. Начиная с модели «Block 25» у летательных аппаратов снижена радиолокационная заметность. На поверхность створок фонаря кабины нанесён тонкий слой золота. Благодаря такому новшеству падающее излучение равномерно рассеивается и не попадает вглубь кабины. Начиная с версии «Block 32» при изготовлении воздухозаборников применялись радиопоглощающие материалы.

F-16 много почерпнул у истребителя третьего поколения F-4/Е (автоматизированная СУ ракетами и бомбами, аппаратура радиоэлектронного подавления, устройство узлов подвески и механизмов отцепки, одинаковый состав боеприпасов). В противоположность бомбардировщику F-111, конструкция которого насчитывала 250 видов крепежа, F-16 имеет всего 50 типов крепежа. По габаритам боевая машина F-16 меньше, чем F-14 или F-15.

Компоновочная схема F-16

У истребителя F-16 импульсный доплеровский радиолокатор, который позволяет ему видеть цель на расстоянии 37 км в нижней полусфере и 46 км — в верхней. На борту самолета — ЭДСУ постоянного действия, РЭП ALQ, навигационная установка TACAN, аппаратура сброса дипольных отражателей, РЛС предупреждения, ЭВМ для анализа обстановки в воздухе, управления полётом и огнём.

Описание


Проекции истребителя И-16 тип 5. Деревянный низкоплан с небывало коротким фюзеляжем — менее 6 м. Обшивка гладкая. Убирающееся шасси. Аэродинамический профиль крыла — ЦАГИ P-II толщиной 13 % (почти подобен профилю знаменитого Ан-2).

Монококовый фюзеляж из берёзового шпона. Собран из двух половин на клею (костный или казеиновый). Крепился к силовому каркасу из 4 лонжеронов, 11 стрингеров и 11 шпангоутов. Каркас из сосны или ясеня, усиливался стальными уголками.

Центроплан из двух наборных лонжеронов, соединённых трубами. Обшивка спереди фанерная, позади сверху дюралюминиевая для возможности наступить на неё. Фанерная обшивка крыла оклеивалась полотном, которое покрывали несколькими слоями авиационного лака.

Силовой набор хвостового оперения (и элеронов) из дюралюминия. Обшивка рулей полотняная.

Опоры шасси убирались вручную вращением штурвала лебёдки (44 оборота) с тросовой передачей.

Кабина на тип 5 закрытая, затем — открытая. Отказ от закрытого фонаря вынужденный: фонарь изготавливался из некачественного материала, что ухудшало без того плохой обзор лётчика; механизм открытия фонаря не отработали.

Применялся английский двигатель Bristol Jupiter, выпускаемый в СССР как М-22, затем американский Wright R-1820 Cyclone, производившейся по лицензии как М-25, а после доработок получившей марку М-62 и М-63.

С 1939 года (И-16

тип 20 — переделанные из тип 18 и тип 29) применялись подвешиваемые под крылом сбрасываемые топливные баки ёмкостью по 93 л из фибры.

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes
  • Энциклопедия
  • Исторический раздел официального сайта World of Warplanes
  • Тема на официальном форуме

СССР

Истребители IIЦКБ И-7 • IIIПоликарпов И-15бис ДМ-2 • IIIПоликарпов ЦКБ-12бис • IVПоликарпов И-153 ДМ-4 • IVПоликарпов И-17 • VПоликарпов И-180-3 • VИльюшин И-21 (ЦКБ-32) • VЛавочкин ЛаГГ-3 • VМикоян, Гуревич МиГ-3 • VЯковлев Як-1 • VIМикоян, Гуревич И-210 • VIЛавочкин Ла-5 • VIBell P-39Q-15 Airacobra • VIЯковлев Як-1М • VIIМикоян, Гуревич И-220 • VIIКостиков 302 • VIIЛавочкин Ла-7 • VIIЛавочкин Ла-9РД • VIIЯковлев Як-3 • VIIЯковлев Як-3РД • VIIЯковлев Як-3Т • VIIIМикоян, Гуревич И-250 • VIIIЛавочкин Ла-11 • VIIIЛавочкин Ла-9 • VIIIЯковлев Як-15 • IXЛавочкин Ла-160 • IXМикоян, Гуревич МиГ-9 • IXЯковлев Як-19 • XЛавочкин Ла-15 • XМикоян, Гуревич МиГ-15бис • XЯковлев Як-30
Тяжёлые истребители VIIТуполев Ту-1
Многоцелевые истребители IПоликарпов И-5 • IIПоликарпов И-15 • IIПоликарпов И-5 ШКАС • IIIКочеригин, Яценко ДИ-6и • IIIПоликарпов И-16 (ранний) • IVПоликарпов И-16 (поздний) • IVПоликарпов И-16 тип 29 • IVБоровков-Флоров И-207/4 • IVЛавочкин ЛаГГ-3 4-й серии • VЛавочкин ЛаГГ-3 34-й серии • VCurtiss P-40 M-105 • VЯковлев Як-7 • VYakovlev Yak-7 M-82 • VIИльюшин Ил-1 • VIЯковлев Як-9 • VIIЯковлев Як-9У • VIIIМикоян, Гуревич И-260 • VIIIСухой Су-9 • IXАлексеев И-211 • XАлексеев И-215
Штурмовики IТомашевич ЛШБД • IIТомашевич «Пегас» • IIКочеригин ТШ-2 • IIIКочеригин БШ-1 • IIIКочеригин ТШ-3 • IVИльюшин БШ-2 • IVКочеригин Ш (ЛБШ) • VИльюшин Ил-2 • VИл-2 с бортстрелком • VIИльюшин Ил-2 двухместный • VIIИльюшин Ил-10 • VIIИльюшин Ил-8 • VIIIИльюшин Ил-20 • IXИльюшин Ил-40 • XИльюшин Ил-40П
Бомбардировщики IIIАрхангельский/Туполев СБ • IVАрхангельский Ар-2 • VПетляков Пе-2 • VIПетляков Пе-2 М-82 • VIIIМясищев РБ-17

Многоцелевые истребители

СССР IПоликарпов И-5 • IIПоликарпов И-15 • IIПоликарпов И-5 ШКАС • IIIКочеригин, Яценко ДИ-6и • IIIПоликарпов И-16 (ранний) • IVПоликарпов И-16 (поздний) • IVПоликарпов И-16 тип 29 • IVБоровков-Флоров И-207/4 • IVЛавочкин ЛаГГ-3 4-й серии • VЛавочкин ЛаГГ-3 34-й серии • VCurtiss P-40 M-105 • VЯковлев Як-7 • VYakovlev Yak-7 M-82 • VIИльюшин Ил-1 • VIЯковлев Як-9 • VIIЯковлев Як-9У • VIIIМикоян, Гуревич И-260 • VIIIСухой Су-9 • IXАлексеев И-211 • XАлексеев И-215
Германия IArado Ar 65 • IVArado Ar 197 • VFocke-Wulf Fw 190 A-1 • VIFocke-Wulf Fw 190 A-5 • VIIFocke-Wulf Fw 190 A-8/R2 • VIIFocke-Wulf Fw 190 D • VIIIMesserschmitt Me 109 TL • VIIIBlohm und Voss P.210 • IXBlohm und Voss P.212.03 • XBlohm und Voss P.215.02
Великобритания IGloster Goldfinch • IIHawker Demon • IIIBlackburn Skua • IVHawker Hurricane Mk I • VHawker Hurricane Mk II • VHawker Hurricane IID • VIHawker Tornado • VIIHawker Typhoon • VIIISupermarine Seafang F.32 • VIIIHawker Tempest • IXHawker Sea Hawk • XHawker Hunter
США IBoeing P-12 • IICurtiss F11C-2 • IIGrumman F2F • IIBoeing P-26 Peashooter • IIIGrumman F3F • IIISeversky P-35 • IVBrewster F2A Buffalo • IVRepublic P-43 Lancer • VGrumman F4F Wildcat • VRepublic XP-44 Rocket • VIChance-Vought F4U-1 Corsair • VIRepublic P-47B Thunderbolt • VIIChance-Vought F4U-4 Corsair • VIIRepublic P-47N Thunderbolt • VIIIGoodyear F2G Super Corsair • VIIIRepublic XP-72 • IXRepublic F-84B Thunderjet • IXLockheed F-94D Starfire • XRepublic F-84F Thunderstreak • XChance-Vought F7U Cutlass
Япония INakajima Type-91 • VIIMitsubishi J4M Senden • VIIIKyushu J7W1 Shinden • IXKyushu J7W2 Shinden-Kai • XKyushu J7W3
Китай IICurtiss Hawk III
Франция

Боевое применение истребителя И-16

Настоящим испытание для И-16 стало небо Испании. За штурвалами И-16 сидели как советские лётчики, так и некоторое количество испанских пилотов, которые прошли предварительную лётную подготовку в СССР. Первый свой бой в испанском небе И-16 приняли 9 ноября 1936 года.

Изначально наши лётчики вели бои с Heinkel He 51,  Fiat CR.32 и Мессершмиттами. До появления в небе Испании немецких Messerschmitt Bf.109E, И-16 просто господствовали в воздушном пространстве республики. А с появлением новой немецкой машины за небо пришлось крепко побороться. Тут уже требовалось использовать И-16 на все 100%, что мог сделать только очень опытный пилот.

После окончания войны в Испании часть машин республиканской армии оказалось во Франции. Изначально французы планировали закупать И-16 для своей армии, но после вступления Франции во Вторую мировую войну и последующей капитуляции, передали имеющиеся у них истребители фашистам.

В 1937 году И-16 принимали участие в боях против японских самураев в Китае и Монголии. А в 1939 году «ишачки» воевали в небе над  Халхин-Голом. Интересный факт: в небе Халхин-Гола впервые в реальном бою были применены ракеты — И-16 двумя неуправляемыми ракетами сбил два японских истребителя.

Принимали участие И-16 и в советско-финской войне. Воевали с большими потерями, которые были вызваны, в первую очередь, командно-тактическими просчётами.

Сложилось устойчивое мнение, что к июню 1941 года И-16 уже полностью и окончательно устарел. Устарел морально и технически. Это не совсем верно.

И-16 требовал опытного пилота. А с началом Великой Отечественной войны таких, с каждым военным днём, становилось всё меньше. 40 % потерь И-16 в первые месяцы войны были связаны с авариями при взлёте-посадке. Была не отработана тактика ведения боя с немецкими истребителями. Неопытный пилот на И-16 становился лёгкой добычей асов Геринга.

Но, летали на «ишачках» и опытные пилоты. И немцы это хорошо знали. По этой причине своим молодым пилотам они советовали «не загонять крысу в угол».

Летали на И-16 и опытные советские пилоты. Я не буду вас утомлять сравнением технических характеристик самолётов воющих сторон – это дело, в общем,  бесполезное. Лучше изучить воспоминания пилотов, которые участвовали в той войне. Их общее мнение: машина сложная и требующая опытного пилота. Но, лётчики-истребители, летавшие на И-16, имели не меньшее количество побед в воздухе, чем пилоты других типов советских машин.

Так, к примеру, 9 января 1943 года Герой Советского Союза В.Ф. Голубев, на истребителе И-16 тип 29, в одном бою сбил два немецких новейших истребителя FW-190А, которыми управляли настоящие ассы Люфтваффе.

Война была. Воевали на том, что было. И хорошо воевали.

И-16 выполняли боевые задачи практически до самого 1945 года.

И нужно сказать, что именно с И-16 началась в СССР настоящая истребительная авиация. Если бы не было «ишачка», то ещё не известно, когда в РККА появились бы МиГ, ЛаГГ и Як. И появились бы они вообще к началу Великой Отечественной войны.

10 Авг 2017      admin     Метки: авиация     5716      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector