Крылатая ракета «томагавк»: ттх, модификации, применение

2. Тактико-технические характеристики

Существует множество модификаций этой ракеты, которые различаются в основном типом боезаряда, предельной дальностью полета, а также типом системы наведения.

RGM/UGM-109A RGM/UGM-109B RGM/UGM-109C RGM/UGM-109D RGM/UGM-109E
Tactical Tomahawk
BGM-109G RGM/UGM-109H
TTPV
AGM-109H/K AGM-109L
Базирование Морское (надводное/подводное) Мобильное наземное Морское (надводное/подводное) Воздушное (B-52) Воздушное (A-6E)
Год начала поставок
Дальность 2500 км 460 км 1250 км
Block III: 1600 км
870 км 1600 км 2500 км нет данных 2500 км нет данных
Длина 5,56 м
6,25 м (со стартовым ускорителем)
5,84 м 4,88 м
Размах крыла 2,62 м нет данных
Диаметр 531 мм
Масса 1180 кг
1450 кг (с СДУ)
1130 кг
1590 кг (с СДУ)
1220 кг
1490 кг (с СДУ)
нет данных 1200 кг
1470 кг (с СДУ)
1200 кг 1000 кг
Скорость полёта 880 км/ч (0,5-0,75 М)
Маршевый двигатель ТРДД Williams F107-WR-400
тягой 2,7 кН
ТРДД Williams (англ.)русск.F107-WR-402
тягой 3,1 кН
ТРДД Williams F415-WR-400/402 тягой 3,1 кН ТРДД Williams F107-WR-400 тягой 2,7 кН ТРДД Williams F415-WR-400/402 тягой 3,1 кН ТРДД Teledyne (англ.)русск. CAE J402-CA-401
тягой 3,0 кН
Стартовый двигатель РДТТ Atlantic Research MK 106
тяга 26,7 кН в течение 12 с
Боевая часть ядерная
W80 (англ.)русск. (5-200 кт)
осколочно-фугасная WDU-25/B 450 кг осколочно-фугасная WDU-25/B 450 кг
Block III: осколочно-фугасная WDU-36/B 340 кг
кассетная
166 БЭ комбинированного действия BLU-97/B CEB (англ.)русск. (по 1,5 кг)
Первоначально: осколочно-фугасная WDU-36/B 340 кг ядерная W84 (англ.)русск. (5-150 кт) проникающаяWDU-43/B AGM-109H: 28 бетонобойных БЭ BLU-106/B BKEP (по 19 кг)
AGM-109K: осколочно-фугасная WDU-25/B 450 кг
осколочно-фугасная WDU-7/B 295 кг
Система управления инерциальная (ИНС)
с коррекцией по рельефу местности (TERCOM AN/DPW-23)
На марше: ИНС
У цели: АРЛГСН AN/DSQ-28
На марше: ИНС P-1000 + TERCOM AN/DPW-23
У цели: ОЭСК AN/DXQ-1 (DSMAC (англ.)русск.)
Для Block III: + коррекция по ГНСС GPS
ИНС + TERCOM ИНС + TERCOM + GPS + DSMAC На марше: БИНС LN-35 + TERCOM DPW-23
У цели: DSMAC + Инфракрасная ГСН (IIR)
Точность (КВО) 80 м 80 м

Навигационная система BGM-109 Tomahawk

Основной проблемой использования крылатых ракет против объектов, расположенных на суше, являлось несовершенство систем наведения. Именно поэтому крылатые ракеты очень долго являлись практически синонимами противокорабельного оружия. Радиолокационные системы наведения отлично различали надводные корабли на фоне ровной морской поверхности, но для поражения наземных объектов они не годились.

Создание системы наведения и коррекции курса TERCOM (Terrain Contour Matching) стала настоящим прорывом, сделавшим возможным создание ракеты Tomahawk. Что представляет собой эта система и на каких принципах она работает?

Работа TERCOM основана на сверке данных высотомера с цифровой картой земной поверхности, заложенной в бортовую ЭВМ ракеты.

Это дает «Томагавку» сразу несколько преимуществ, которые и сделали это оружие настолько эффективным:

Полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Это обеспечивает высокую скрытность ракеты и сложность ее уничтожения средствами ПВО. Обнаружить Tomahawk можно только в последний момент, когда что-то предпринимать уже поздно. Не менее сложно разглядеть ракету и сверху на фоне земли: дальность ее обнаружения самолетом не превышает нескольких десятков километров.
Полная автономность полета и наведения на цель: для коррекции курса Tomahawk использует информацию о неровности рельефа. Обмануть ракету можно только изменив его, что является невозможным.

Однако есть у системы TERCOM и недостатки:

Навигационную систему нельзя использовать над водной поверхностью, до начала полета над сушей КР управляется с помощью гироскопов.
Эффективность системы снижается над ровной малоконтрастной местностью, где перепад высот незначителен (степь, пустыня, тундра).
Довольно высокое значение кругового вероятного отклонения (КВО). Оно составляло около 90 метров. Для ракет с ядерной БЧ это не являлось проблемой, но использование обычных БЧ такая погрешность делала проблематичной.

В 1986 году на «Томагавках» была установлена дополнительная система навигации и коррекции полета DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation). Именно с этого момента «Томагавк» из оружия термоядерного Армагеддона превратился в угрозу для всех, кто не любит демократию и не разделяет западные ценности. Новая модификация ракеты получила наименование RGM/UGM-109C Tomahawk Land-Attack Missile.

Как работает DSMAC? Крылатая ракета входит в зону атаки, используя систему TERCOM, а затем начинает сверять изображения местности с цифровыми фотографиями, заложенными в бортовой ЭВМ. Используя такой способ наведения, ракета может попасть в отдельное небольшое здание — КВО новой модификации снизилось до 10 метров.

Крылатые ракеты с подобной системой наведения также имели две модификации: Block-II атаковала выбранную цель на бреющем полете, в то время как Block-IIA перед поражением цели делала «горку» и пикировала на объект, а также могла дистанционно подрываться прямо над ней.

Однако после установки дополнительных сенсоров и увеличения массы БЧ дальность полета RGM/UGM-109C Tomahawk сократилась с 2500 км до 1200. Поэтому в 1993 году появилась новая модификация — Block-III, которая имела уменьшенную массу БЧ (при сохранении ее мощности) и более совершенный двигатель, что увеличило дальность полета Tomahawk до 1600 км. Кроме того, Block-III стала первой ракетой, получившей систему наведения с использованием GPS.

История создания

В начале своей истории «Томагавки» задумывались как крылатые ракеты с подводным запуском.

1971 год — начало разработки ракет с подводным запуском. Было разработано два варианта крылатых ракет: тяжёлый и лёгкий.

1972 год — после нескольких тестов был выбран лёгкий вариант, для торпедных аппаратов. Несколько предприятий получили контракты на разработку SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile). Именно в этот период ракеты и получили своё прозвище — «Томагавк».

1974 год — отбор наиболее перспективных проектов для демонстрации, их оказалось всего два: BGM-109A от фирмы «Дженерал дайнемикс» и  BGM-110A от фирмы «Лин-Темко-Воут».

1976 год — в этом году начали пробные запуски. Прототип BGM-110A провалил два пуска из двух, в то время как оба пуска прототипа BGM-109A прошли безукоризненно. Нетрудно догадаться, что победителем конкурса стал второй прототип, а работы по первому были прекращены. В этом же году руководство проекта приняло решение о расширении возможности базирования ракет. Были созданы надводные и наземные варианты «Томагавков».

1980 год — проходят испытания AGM-109 (модификация BGM-109A воздушного базирования) и AGM-86B (модификация на основе BGM-109A). Победителем в испытаниях стала AGM-86B, а разработка AGM-109 воздушного базирования была остановлена. Но морская версия AGM-109 продолжала активно развиваться.

1980 год — первое надводное лётное испытание серийной модели ракеты BGM-109A Tomahawk с борта эсминца и подводной лодки. Оба пуска прошли успешно.

1983 год — после нескольких лет дополнительных испытаний и доработок КР Tomahawk прошла контрольные испытания и была принята на вооружение США.

Конструкция и устройство

Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме (горизонтальное оперение, он же стабилизатор, расположено позади крыльев).


Пример нормальной аэродинамической схемы

Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, имеет форму цилиндра с овальным обтекателем головной части. Крылья и крестообразный стабилизатор способны складываться и утапливаться в корпус. Снизу расположен воздухозаборник. Для снижения заметности на весь корпус нанесено специальное покрытие.


Схема ракеты «Tomahawk» BGM-109

  1. Инфракрасный датчик переднего обзора.
  2. Блок подсистемы DSMAC.
  3. Канал связи.
  4. Иллюминатор подсистемы DSMAC.
  5. Боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.
  6. Топливный бак и силовые приводы развертывания крыла.
  7. Воздухозаборник ТВРД и термобатарея.
  8. Маршевый ТВРД.
  9. Блок подсистемы TERCOM.

В головной части расположены инфракрасные датчики управления, блок подсистемы DSMAC и канал связи. Датчики обеспечивают наведение на цель, а при помощи DSMAC осуществляется корректировка завершающего этапа маршрута.

Канал связи, в соответствии с ТТХ «Томагавка», необходим для получения сигналов корректировки. На некоторых моделях ракет установлена инерциальная система наведения. При использовании этой системы маршрут создаётся заранее, его формируют на основе разведданных рельефа, и человек не участвует в управлении ракетой. То есть, она следует к цели автономно.

Позади головной части расположена боевая часть.

Ещё чуть сзади неё находится иллюминатор подсистемы DSMAC, необходимый для считывания данных с рельефа.

В хвостовом отделе расположены топливный бак, приводы для развёртывания крыльев, воздухозаборник, маршевые двигатели и ещё одна подсистема корректировки.

Траектория полёта

Для ракеты «Томагавк», характеристики которой разработаны для нанесения скрытного внезапного удара, обе системы корректировки обеспечивают полет на малых высотах, используя рельеф местности как прикрытие. Такое решение повышает малозаметность, затрудняет обнаружение крылатых ракет США противником и увеличивает точность их попадания в цель.


Траектория полёта с использованием систем корректировки

  1. Старт.
  2. Район первой коррекции по системе TERCOM.
  3. Маршевый участок коррекция TERCOM с использованием системы NAVSTAR.
  4. Коррекция траектории по системе DSMAC.

На схеме видно, что на разных участках маршрута корректировку осуществляют разные системы, к тому же в этот процесс подключается спутник. На начальном и среднем участке работает инерциальная подсистема управления TERCOM. В её состав входят:

  • бортовой ЭВМ;
  • инерциальная платформа;
  • барометрический высотомер.


Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов и трех акселерометров. Гироскопы нужны для измерения угловых отклонений ракеты в системе координат, а акселерометр определят ускорение этих отклонений. Подсистема обеспечивает определение места КР с точностью 0.8 км за 1 час полета.

На завершающем этапе включается система DSMAC. Она обеспечивает корректировку траектории непосредственно от сканирования рельефа и подведение ракеты к цели. В то время как система TERCOM сравнивает данные полученные со спутника с данными полученными непосредственно в полёте и при сопоставлении этих данных происходит корректировка дальности полета «Томагавка».

Устройство и модификации

Ракета «Томагавк» представляет собой, по сути, беспилотный самолёт-снаряд. Это дозвуковой моноплан со складывающимися крыльями, оснащённый небольшим турбовентиляторным двигателем Williams F107. Стартует «беспилотник» при помощи крепящегося к хвосту твердотопливного ракетного двигателя (опытные авиационные модификации его не имели).

Конструкция ракеты модульная, что и обусловило разнообразие боевых частей и систем наведения. Теоретически, «Томагавк» вполне может использоваться, как беспилотный разведчик или доставлять куда-либо небольшие грузы. В разработке находились варианты для доставки кассетных боеприпасов, но в серию они не пошли.

Вариант RGM-109B(ракеты для субмарин имели индекс UGM) был противокорабельным и отличался от стратегического, в первую очередь, боеголовкой. Вместо ядерного заряда он нёс полубронебойную БЧ, а систему наведения по контуру местности заменили радиолокационной. Противокорабельный «Томагавк» мог выполнять примитивные манёвры уклонения.

Модификация RGM-109C предназначалась для уничтожения наземных целей в тылу врага. Она несла осколочно-фугасный заряд, содержащий 340 кг взрывчатого вещества. Для повышения точности её оснастили системой распознавания целей по изображению. После модернизации способ атаки цели изменился – на начальном этапе полёта «Томагавк», как и раньше, летит «на бреющем», а в конечной фазе взмывает вверх и пикирует на цель.

Альтернативный вариант позволяет подрывать заряд в воздухе, когда ракета пролетает над мишенью. Следующая модернизация ещё сильнее повысила точность внедрением системы спутниковой навигации. А за счёт замены взрывчатого вещества на более мощное соединение удалось снизить массу боевой части и тем поднять дальность.

Модель RGM-109E – «тактическая» серия, удешевлённой и облегчённой конструкции. Она потеряла возможность запуска из торпедных аппаратов (хотя субмарины с вертикальными шахтами вооружаться ей могут), зато она способна, за счёт применения устройства спутниковой связи, прямо в полёте менять цель.

В 1980-е ими довооружили линкоры «Айова» времён Второй Мировой. В 2000-е годы 4 стратегические субмарины «Огайо» переоборудовали в ударные – в шахтах от баллистических «Трайдентов» разместили более 600 «Томагавков».

Сухопутные «Томагавки» изначально должны были существовать в двух вариантах. Но от ПКР берегового базирования отказались ещё в процессе разработки. В итоге в строй встал только термоядерный вариант, запускаемый с подвижной установки, размещенной на шасси грузовика.

Большинство установок разместилось в Европе, и век их оказался недолог – все ликвидировали по условиям договора 1987 года. Хотя первый вариант авиационного «Томагавка» конкурса не прошёл, в 80-е годы его снова попытались предложить ВВС, как оружие средней дальности. Эта попытка тоже оказалась неудачной, проект был закрыт.

Операторы

 Австралия
 Бразилия
 Чили
 Финляндия
 Франция
 Япония
 Нидерланды
 Новая Зеландия
 Польша
 СССР
поставлялись по программе ленд-лиза с конца августа 1941 по декабрь 1944, всего было получено 2425 шт. (2097 шт. из США и 230 шт. из Великобритании), их первое боевое применение имело место в ноябре — декабре 1941 года. Полные ремкомплекты и запасные моторы по программе ленд-лиза в СССР не поставлялись (несмотря на просьбы советской стороны), в результате с весны 1942 года самолёты начали выходить из строя по техническому состоянию. В дальнейшем, до 40 истребителей P-40 были переоборудованы в авиамастерских 13-й воздушной армии Ленинградского фронта (на них установили советские авиадвигатели М-105П и М-105Р), ещё один P-40E был переоборудован в двухместный самолёт-разведчик. В ВВС РККА, среди пилотов, Р-40 получил название «чудо безмоторной авиации». Это объяснялось тем, что двигатель самолёта не был рассчитан на суровые климатические условия северной части Советского Союза (а именно на севере было дислоцировано большинство Р-40) и часто давал сбои. С другой стороны, советские пилоты постоянно использовали форсаж, в то время как по наставлению форсаж разрешалось использовать только в крайних случаях, так как постоянное использование форсажа пагубно влияет на двигатель, сильно сокращая его ресурс.
 Турция
 Великобритания
Китай

XP-40 в полёте.

Вид в три-четверти на раннюю модель P-40.

Победители конкурса

В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.

Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.

военное снаряжение

TLAM-D содержит 166 суббоеприпасов в 24 канистр: 22 канистры семи каждого, и две канистры шести каждого , чтобы соответствовать размерам планера. В суббоеприпасах такие же тип комбинированных эффектов боеприпасов малокалиберной бомбы используется в больших количествах в ВВС США с ЦБ-87 Комбинированных эффектами боеприпасом . В суббоеприпасах канистра разливает два за один раз, один на каждую сторону. Ракета может выполнять до пяти отдельных целевых сегментов , что позволяет ему атаковать несколько целей. Однако для того, чтобы достичь достаточной плотности покрытия , как правило , все 24 канистры разливают последовательно от задней стенки к передней.

Гулять, так гулять

Одним из камней преткновения и предметом непрекращающихся споров вокруг сравнения комплексов «Калибр» и «Томагавк», кроме многолетнего «опыта работы» последнего является и расход таких боеприпасов в расчете на одну цель. В этом смысле пример ВМС США и применение КР «Томагавк» по целям во всех известных конфликтах специалистов настораживает.

С одной стороны, большой запас собранных по государственным контрактам ракет позволяет устроить удар сразу сотней ракет. Однако целесообразность и эффективность таких ударов раз за разом подвергались сомнению.

Только за время операции «Буря в пустые» в 1991 году для применения ракет «Томагавк» задействовали 20 надводных кораблей и подводных лодок. В общей сложности по целям на территории Ирака американские ВМС выпустили 297 ракет, из которых (в виду разных причин) до целей долетели 285.

Эффективность удара «Томагавками» эксперты не берутся оценивать до сих пор, поскольку осуществлялся массированный удар в тесном взаимодействии с самолетами радиоэлектронной борьбы, да еще и ночью. Иракские военные, даже, не смотря на масштаб нападения и техническую оснащенность американской армии, флота в ВВС сумели перехватить около 30 крылатых ракет.

Несмотря на то, что крылатые ракеты позволили значительно сократить потери пилотируемой авиации, о тотальном превосходстве на поле боя даже против технически уступающего противника говорить не пришлось.

Странностей с нарядами на цель у ракет «Томагавк» прибавилось в ходе авиационных и ракетных ударов по Югославии. По данным экспертов, всего по 200 целям в Югославии было применено более 700 (!) крылатых ракет, включая крылатые ракеты морского базирования.

По оценкам экспертов, свыше 40 ракет при этом было перехвачено средствами ПВО. Причем именно в Югославии вскрылись основные проблемы применения крылатых ракет морского базирования. Сложные метеоусловия, плотная и хорошо организованная структура войск ПВО, а так же сложный характер местности сыграли с высокоточным вооружением злую шутку.

Однако, даже не смотря на значительные сложности, тактика применения типового тройного эшелонированного удара (КР, прорыв ПВО, ударный) себя оправдала. Высокий расход ракет на одну цель при этом никого из американских военных не смутил.

Не менее масштабным получилось применение крылатых ракет в Афганистане. По сведениям специалистов, в общей сложности против талибов, не имевших серьезных средств ПВО кроме зенитной артиллерии, было применено более 650 крылатых ракет.

Эксперты отмечают, что те же задачи, правда за чуть более продолжительное время, могли решить и самолеты тактической авиации, однако банкет почти в миллиард долларов против складов и других объектов американским военным показался разумным.

Практически идентичным остальным оказалось применение ракет «Томагавк» в 2003 году против Ирака. Несмотря на то, что силы ПВО Ирака были в значительной степени лишены четкой координации и связи, в общей сложности по целям на территории страны вновь применили до 700 крылатых ракет, из которых примерно 30 было потеряно.

Средний наряд на цель крылатых ракет «Томагавк» за все годы боевой работы эксперты оценивают на уровне четырех ракет на один объект, что, вне всякого сомнения, очень много и крайне дорого.

Эксперты не раз обсуждали тему эффективности ракет «Томагавк» в разрезе отгремевших войн с участием Соединенных Штатов.

Вывод, к которому пришли эксперты неутешителен: реальная боевая эффективность американских «топоров» существенно отличается от заявленной, а массированные ракетные удары наносятся по территории стран не столько для поражения объектов, сколько для устрашения и реакции международного сообщества.

В общую картину боевой эффективности вписывается и недавний удар эсминцев ВМС США «Портер» и «Росс» по сирийской авиабазе Шайрат. Согласно полученным данным, по авиабазе было выпущено 59 крылатых ракет «Томагавк», но результаты стрельбы и состояние авиабазы, взлетно-посадочная полоса которой осталась неповрежденной, заставляют задуматься.

Способы распознавания

А так следует подключить центральный замок:

Руководство пользователя

Официальная инструкция по эксплуатации содержит описание пользования охранным комплексом. Эту информацию можно найти и у нас (скачать). В руководстве содержится подробное описание включения или выключения функций охранной системы. Ниже разберём некоторые из них.

Чтобы поставить автомобиль на охрану, один раз кликните клавишу «Замок закрыт/zZ». Габариты моргнут единожды, последует сигнал сирены. Светодиод будет равномерно мигать. Для отключения режима нажмите кнопку «Замок открыт», двери отщёлкнутся.

Для включения режима Валет удерживайте кнопку пульта «Замок закрыт/zZ». Прозвучит звук брелка. Ещё раз нажмите эту же кнопку. Позвучат четыре сигнала сирены, парковочные огни загорятся четырежды.

Описание брелка

В комплект противоугонной системы входят два типа пейджеров.

  1. Пульт с LCD экраном (основной), на котором отображается текущее состояние системы с помощью иконок. Это небольшой приёмопередатчик, питающийся от батарейки ААА 1,5 В, её заряд можно отслеживать по специальной индикации. Для управления сигнализацией на корпусе брелка размещаются пять клавиш: «Закрытый замок/zZ», «Замок открыт/молния», «Открытие багажника», «Зачёркнутый динамик», «F». Управление осуществляется нажатием одной или комбинации клавиш.
  2. Дополнительный брелок – влагозащищённый, стандартного типа. На нём размещаются четыре кнопки и светодиод.
    При потере или поломке коммутатора не всегда удаётся найти его аналог. В этой ситуации можно подобрать взаимозаменяемый брелок от другой модели сигнализации. Пульт от сигнализации Томагавк 7.1 можно заменить пейджером от охранных систем 9.7, 9.3, 7.2 CAN, 9.7 КАН.

Проблемы с системой и брелком

Нередко возникает ситуация, когда охранный кмплекс глючит. Этому способствуют следующие причины.

  1. Автомобиль находится в зоне радиопомех или на территории плохого приёма сигнала. Переставьте транспортное средство на другое место.
  2. Брелок «отвязался» от блока управления противоугонного комплекса. Заново пропишите пульт в памяти системы.
  3. Вышел из строя бу. Отгоните автомобиль в сервисный центр.
  4. Низкий заряд аккумулятора машины. Зарядите аккумуляторную батарею или установите новую.

Проблемы с пультом дистанционного управления могут возникнуть по причинам.

  1. Сел источник питания брелока. Установите новую батарейку и проверьте работу коммуникатора.
  2. Поломка коммутатора. Поведите ремонт самостоятельно, в противном случае обратитесь к специалистам.
  3. Сбои в совместной работе брелка и блока управления. Заново внесите пейджер в память охранной системы.

Игорь:

«Устанавливал Томагавк 7.1 на станции ТО. Работает отлично, не глючит, срабатывает моментально. Сигнализация служит уже полтора года, никаких проблем не возникало».

Павел:

«Автомобиль Калина 2. Сигу устанавливал самостоятельно. В инструкции всё детально описано. Немного поездил, потом ещё подкорректировал. Теперь система работает без нареканий».

Сравнение характеристик

Сопоставим характеристики тактического «Томагавка» с российской крылатой ракетой «Калибр» в исполнении, предназначенном для поражения целей на суше.

Параметр RGM/UGM-109E 3М-14Э
Тип и масса БЧ, кг 340 450
Дальность полета, км 1600 от 2000
Высота полета, м 30-50 50-150
Скорость, М 0,75 0,8
Система наведения Инерциальная; коррекция по данным GPS и двухсторонней спутниковой связью Инерциальная; радиолокационная; коррекция по данным GPS (ГЛОНАСС)

Ракеты семейства «Калибр» разрабатывались еще в 80-е годы, но до сих пор их характеристики точно неизвестны (за исключением экспортных серий). Дальность полета обычно указывается в пределах 2000 километров, что превосходит досягаемость «Томагавка». Интересно, что российский аналог оснащен собственным радаром наведения – возможно, для сохранения противокорабельных качеств. В целом образцы можно считать равнозначными по эффективности.

Относительно дешевые и притом эффективные «Томагавки» существенно повысили ударные возможности американского флота. Даже эсминцы оказались в состоянии наносить мощные удары по стратегически важным объектам противника. Конечно, у ракет были и недостатки. Так, система управления ядерных «Томагавков» требовала загрузки в нее подробнейших карт местности, которые доступны были далеко не всегда. А на равнинной местности без четких ориентиров навигация и вовсе могла «потеряться».

Но на фактической эффективности это не сказывается — в реальных условиях применения с серьезной обороной сталкиваться не приходилось.

Неизвестно, как долго еще США будут придерживаться текущего внешнеполитического курса. Но поскольку о создании перспективных крылатых ракет не объявлялось, можно не сомневаться – «топор войны» еще не собираются зарывать.

Двигатель «Tomahawk»

Теперь следует сказать несколько слов о двигателе «Томагавка», ведь именно он отвечает за столь длительный полет на большую дистанцию. Ракета оснащена турбовентиляторным двигателем «F107-WR-402». Хоть его и нельзя назвать самым быстрым, но при этом он обеспечивает стабильный полет с хорошей скоростью.

К слову, при необходимости двигатель ракеты может быть оборудован специальным ракетным усилителем, который после использования сбрасывается по типу ступеней ракет-носителей.

А что с боеголовкой, спросите вы? Поскольку «Томагавк» является, по сути, модульной ракетой, ее головная часть может нести в себе как ядерный заряд, так и обычные взрывчатые компоненты.

К примеру, это может быть 450 килограмм взрывчатого вещества.

Или же кассетные бомбы, если есть необходимость уничтожения тяжело бронированной цели.

Немного об истории ракеты Tomahawk

Любая крылатая ракета (КР) – это, по сути, летающая бомба (кстати, первые образцы этого оружия так и называли), беспилотный летающий аппарат одноразового применения.

Появлением первой серийной крылатой ракеты человечество обязано сумрачному тевтонскому гению: она была запущена в серию во время Второй Мировой войны. «Фау-1» принимала активное участие в боевых действиях — гитлеровцы использовали эти КР для ударов по территории Великобритании.

«Фау-1» была оснащена воздушно-реактивным двигателем, ее боевая часть весила от 750 до 1000 килограмм, а дальность полета достигала от 250 до 400 километров.

Немцы называли «Фау-1» «оружием возмездия», и оно действительно было весьма эффективным. Эта ракета была простой и относительно дешевой (по сравнению с «Фау-2»). Цена одного изделия составляла всего 3,5 тысячи рейхсмарок — примерно 1% от стоимости бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой.

Однако никакое «чудо-оружие» уже не могло спасти гитлеровцев от разгрома. В 1945 году все наработки нацистов в области ракетного оружия попали в руки союзников.

В СССР разработкой крылатых ракет сразу после окончания войны занимался Сергей Павлович Королёв, затем в этом направлении долгие годы работал другой талантливый советский конструктор – Владимир Челомей. После начала ядерной эры все работы в области создания ракетного оружия сразу же приобрели статус стратегических, ибо именно ракеты рассматривались в качестве основного носителя оружия массового поражения.

В 50-е годы в СССР шли разработки межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», имевшей две ступени и предназначенной для доставки ядерных зарядов. Однако работы были остановлены по экономическим соображениям. Кроме того, именно в этот период были достигнуты реальные успехи в области создания баллистических ракет.

В США также была разработана крылатая ракета SM-62 Snark с межконтинентальной дальностью полета, она даже некоторое время находилась на боевом дежурстве, но позже была снята с вооружения. Становилось понятно, что в те времена баллистические ракеты оказались намного более эффективным средством доставки ядерного заряда.

Разработки крылатых ракет в Советском Союзе продолжились, но теперь перед конструкторами ставили несколько иные задачи. Советские генералы считали, что подобное оружие – прекрасное средство борьбы против кораблей вероятного противника, особенно беспокоили их американские авианосные ударные группы (АУГ).

В разработку противокорабельного ракетного оружия были вложены огромные ресурсы, благодаря чему появились ПКР «Гранит», «Малахит», «Москит» и «Оникс». Сегодня ВС России обладают наиболее совершенными образцами противокорабельных крылатых ракет, ничего подобного нет больше ни у одной армии мира.

Запуск крылатой ракеты

После поступления приказа на запуск начинается предполетная подготовка, которая должна занимать не более 20 минут. В этот же момент давление в торпедном аппарате сравнивается с таковым на глубине погружения, чтобы старту ракеты ничего не мешало.

Производится ввод всех необходимых для проведения стрельб данных. Когда поступает сигнал, гидравлика выталкивает ракету из шахты. На поверхность она всегда выходит под углом около 50 градусов, что достигается в результате работы систем стабилизации. Вскоре после этого пиропатроны сбрасывают обтекатели, раскрываются крылья и стабилизаторы, включается маршевый двигатель.

За это время ракета успевает взлететь на высоту приблизительно 600 м. На основном участке траектории высота полета не превышает 60 метров, а скорость — достигает 885 км/ч. Сперва наведение и курсовую корректировку осуществляет инерциальная система.

«Гранат» в ответ

Мероприятия по созданию нового поколения стратегических КР в США в начале 70-х не остались незамеченными руководством СССР. Постановлением Совмина от 8 декабря 1976 года было принято решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось разработать морские КР двух типов – малоразмерные дозвуковые, отстреливаемые из торпедных аппаратов (ТА) подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных пусковых установок (ПУ).

Создание дозвуковой КР было поручено свердловскому НПО «Новатор», возглавляемому Львом Люльевым. Разработка КР, являющейся аналогом американского «Томагавка», началась в 1976 году. Параллельно в МКБ «Радуга» стартовали работы над проектом КРВБ Х-55 (РКВ-500), являющейся аналогом американской AGM-86B ALCM. В 1984-м, на год позже американского «Томагавка», ракету 3К10 «Гранат» официально приняли на вооружение.

3М-10 или РК-55 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения. Оперение трехперьевое, цельноповоротное. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается.

Двухконтурный одновальный турбореактивный двигатель Р-95-300 с кольцевой камерой сгорания, разработанный под руководством главного конструктора Олега Фаворского, расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне. Р-95-300 развивает статическую взлетную тягу 4,0 kN, обладает поперечным размером 315 миллиметров и длиной 850 миллиметров при собственной массе 95 килограммов. Расход горючего Р-95-300 составляет 0,65 кг/кгс-ч – на уровне и даже чуть лучше своего американского аналога двухконтурного турбореактивного двигателя (ДТРД) Williams F-107 – WR-400 (0,685 кг/кгс-ч).

Р-95-300 создавался с учетом достаточно широкого полетного диапазона, свойственного КР, с возможностью маневра по высоте и скорости. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещенным в хвостовом коке ротора. В полете при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором мощностью 4кВт. Помимо обычных сортов топлива (авиационного керосина Т-1, ТС-1 и других) для Р-95-300 разработали специальное синтетическое топливо Т-10 – децилин. Это высококалорийное токсичное соединение, с которым достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы.

Центральную часть ракеты занимает огромный отсек – бак кессонного типа, внутри которого в герметичных проемах размещаются крыло, боевая часть, арматура и ряд других агрегатов. Объем бака – около 1000 литров. Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно конструктивной горизонтали изделия, фиксируясь с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации РК-55 становится асимметричной. Складным выполнено и хвостовое оперение, все поверхности которого являются рулевыми, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Фюзеляж ракеты полностью цельнометаллический (из сплава АМГ-6).

В конструкции реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. За счет небольшого миделя и чистоты обводов ракета имеет минимальную эффективную площадь рассеяния, что затрудняет ее обнаружение средствами ПВО. В поверхности корпуса нет контрастных щелей и острых кромок, двигатель укрыт фюзеляжем, широко использованы конструкционные и радиопоглощающие материалы. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Окончание читайте в № 30, 2015 г.

Тактико-технические характеристики (P-40E)

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 9,66 м
  • Размах крыла: 11,38 м
  • Высота: 3,76 м
  • Площадь крыла: 21,92 м²
  • Масса пустого: 2 880 кг
  • Масса снаряжённого: 3 760 кг
  • Максимальная взлётная масса: 4 000 кг
  • Двигатели: 1× V-12 Allison V-1710-39 мощностью 1150 л. с. (860 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 580 км/ч
  • Крейсерская скорость: 435 км/ч
  • Практическая дальность: 1 100 км
  • Практический потолок: 8 800 м
  • Скороподъёмность: 11 м/с
  • Нагрузка на крыло: 171,5 кг/м²
  • Тяговооружённость: 230 Вт/кг

Вооружение

  • Пулемётное вооружение: 6× 12,7 мм (.50 дюйма) пулемётов «Браунинг M2», 281 патрон на ствол
  • Бомбовая нагрузка:

    3× 227 кг бомбы

    680 кг (максимальная)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector