Броня победы: история танка т-34

Прием

Критический ответ

Фильм получил смешанные оценки. По данным агрегатора «Критика» — 5,5 / 10 (на основе 26 отзывов).

Некоторые издания после публикации трейлера и премьеры фильма писали о схожести сюжета с сюжетом советского военного фильма «Жаворонок» (фильм 1965 года) , отмечая, что Т-34 нельзя считать римейком «Жаворонка» : и метод изложения, и общий план повествования, и финал этих двух фильмов очень разные.

По словам кинокритика Антона Долина ( ru ), авторы сделали высокобюджетный военный блокбастер , практически очистив его от пропагандистской и идеологической составляющей: «Фильм о Великой Отечественной войне успешно обошелся без патриотической пропаганды». Создатели не претендуют на то, что Т-34 — это картина реальных событий, по сути, это «чистая фантастика, адаптированная для подростков ». Критик отмечает схематичность сюжета и слабую проработку характеров персонажей. «Это примерное бесстрашие, этот программный героизм немного смущает. Сначала не понимаешь что. А потом вспоминаешь, какую генеалогию выстраивает Т-34 : по советским фильмам о войне. В лучших из них противниками были не немцы, как здесь, а война как таковая. В « Судьбе человека» , « Иваново детство» , «Летят журавли» , « Баллада о солдате» и « Испытание на дороге» при всех различиях было одно концептуальное сходство: они показали, как человек сохраняет свою человечность через стремление к миру и память о нем. В космосе Т-34 устроен принципиально иначе. Это тотальная бесконечная война, в которой царит утешительная простота: есть наши, есть враги, и враги должны быть побеждены до победного конца. Без боли и горечи, с азартом и неистовством игроков компьютерного чемпионата ».

Обозреватель « Новой газеты » Лариса Малюкова размышляет о роли танков в современном российском кино. Сидоров учел недостатки «танковых» фильмов 2018 года « Танкисты» (фильм) и « Танки» ( ru ): «В его картине пропагандистский зуд частично подавлялся незамысловатыми приключениями и ожесточенными боями, приправленными юмором и покрасневшими от любви. блаженство». Как и Долин, Малюкова сравнивает фильм с советскими фильмами на военную тематику: «В этих фильмах идея Фолкнера билась с живым пульсом: нельзя выйти из войны победителем. Они знали о глобальной катастрофе, которая стала для нашего народа Второй мировой войной. В последней войне отечественного кино не найти авторской точки зрения. Вместо обращения к мифу, мифологизация истории. Вместо антивоенного духа — девиз «Мы можем повторить!», Призыв к достижению. Вместо жестокого умного врага — сплошные идиоты. Романтизация войны, ощущение легкости победы покрывает экран ».

Критик Валерий Кичин ( ru ) пишет в « Российской газете», что невозможно составить представление о том, что такое Великая Отечественная война на самом деле: «По сюжету это легенда типа« Бумбараш » или « Неуловимые мстители » , по стилю — сценарий к компьютерная игра под названием Т-34 . То есть зрелище — это прежде всего зрелищное и азартное ». Лихой авантюрный сюжет, условная ситуация действия, своеобразная красота даже в процессе разрушения — «да, это фильм о боевом подвиге того самого народного героя, который, как известно, скачет, скачет, скачет. не свистит, но не отпускает. Причем авторов, несомненно, вдохновила стилистика боевого квеста: в них используются хорошо известные современному зрителю игровые приемы, а прекрасное ощущение того, что у героев в запасе несколько жизней, сопровождает весь фильм. И актеры здесь не столько играют, сколько играют: в моменты самых невероятных сюжетных кульбитов в глазах проскальзывает хитрая искра веселого азарта. Эта искренность снимает все претензии: люди, прошедшие настоящий фронт, сняли военную классику, теперь пришли люди с боевым опытом в поисках, у них другие навыки и представления о войне ».

Похвалы

Награда Дата церемонии Категория Получатель (и) Результат
Премия «Золотой орел» 24 января 2020 г.
Лучший фильм Алексей Сидоров, Антон Златопольский, Рубен Дишдишян, Лен Блаватник , Леонид Верещагин и Никита Михалков Назначен
Лучший режиссер Алексей Сидоров Победил
Лучший адаптированный сценарий Алексей Сидоров Победил
Лучшая мужская роль Александр Петров Назначен
Лучшая ведущая актриса Ирина Старшенбаум Назначен
Лучший актер второго плана Виктор Добронравов Назначен
Лучшая операторская работа Михаил Милашин Назначен
Лучшие наборы и украшения Константин Пахотин Назначен
Лучший дизайн костюмов Ульяна Полянская Назначен
Лучший монтаж фильма Дмитрий Корабельников Назначен
Лучший звукорежиссер Алексей Самоделко Назначен
Лучшие визуальные эффекты Студия Альгус Победил

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М – Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 – Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. – Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений – это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941 – первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. – Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. – Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 – минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

Т-34-85 – Смотреть основную статью.

Т-34-100 – Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 – Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 – Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.

СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 – Смотреть основную статью.

СУ-85 – Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 – Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 – Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 – 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

Т-34Т – Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 – Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.

Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) – ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65

Компоновка танка

В целом она у Т-34-85 была идентична прототипу, отличаясь только конфигурацией новой башни – она была шестигранной с закруглённой передней частью и наклонными боковыми стенками. По сравнению с предыдущим образцом она имела большее внутреннее пространство, что было обусловлено как стремлением к общему повышению эргономичности, так и тем, что орудие Д-5Т имело слишком большую казённую часть, затруднявшую работу с ним.

Поэтому в конечном итоге было решено оснастить машину стволом ЗИС-С-53 того же калибра при этом отличавшимся меньшим весом и компактностью, что обеспечивало достаточно эффективную работу обслуживавших его танкистов.

Хочу отметить, что конструкторы, стремясь снизить вес башни, несколько сэкономили на её горизонтальном бронировании, тем не менее, общий вес Т-34-85 зашкалил за тридцать тонн, однако это практически никак не сказалось на ходовых характеристиках машины.

Т-34-85 имел следующие ТТХ:

  • Габариты — 8,1 (с орудием)/3/2,7 м.
  • Масса — 32 т.
  • Бронирование — наклонное: 45-90мм; горизонтальное: 10-20 мм.
  • Двигатель — 1×В2, 500 л. с.
  • Скорость — 60 км/ч.
  • Запас хода — 345 км.
  • Вооружение — 1×Д-5Т или ЗИС-С-53 – 85 мм, 2×ДТ – 7,62 мм.
  • Экипаж — 5 человек.

Всего было выпущено свыше 30 500 экземпляров.

Основные модификации Т-34-85

В годы ВОВ советский танкопром был сосредоточен в основном на выпуске линейных танков, поэтому большая часть модификаций на базе Т-34-85 пришлась на послевоенное время.

Как правило, они имели своей целью «подтянуть» машину до стандартов первых послевоенных десятилетий, когда она всё ещё оставалась одной из самых распространённых в танковых войсках. Итак, помимо базовой модели были созданы:

  • От-34-85 – огнемётный вариант.
  • Т-34-85 с дизелем В-2-34М, новой рацией и более совершенной оптикой триплексов.
  • ПТ-34 – минный тральщик.

В 60-м танки были оснащены новыми дизелями В-54 или В-55 развивавшими 520 л. с., помимо этого они получили некоторые элементы от ХЧ Т-55, новое радио- и электрооборудование, а также увеличенный БК. Кроме того на шасси «тридцатьчетвёрки» были созданы десятки САУ и инженерных машин.

История создания танка Т-34

История создания Т-34 тесно связана с историей создания А-20.

После того, как основой для будущего танка был выбран А-32, ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.

Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.

Схема Т-34 обр. 1940Т-34 обр.1940 расп. экипажа

Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление “О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.

Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):

Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.

К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая – 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины – Михаил Ильич Кошкин.

В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой – для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.

Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Боевое применение

Первые Т-34, вооруженные 85 мм орудием, стали поставляться в бронетанковые части РККА в конце зимы 1944 года. Одной из первых боевых частей, оснащенных модернизированной «тридцатьчетверкой» стал 38-й отдельный танковый полк. На башнях были нанесены надписи краской «Димитрий Донской», изготовлены они были на средства, предоставленные РПЦ. Всего полк насчитывал по штату 21 единицу, кроме Т-34-85 штат полка составляли огнеметные версии Т-34-76.

В составе 58-й армии танковый полк вел боевые операции на территории Украины. Еще одной частью, оснащенной новой техникой с пушкой Д-5Т, являлся 119-й танковый полк. Так как танк был изготовлен на собранные деньги жителей республики Армения, то на танковых башнях были нанесены надписи на национальном языке «Давид Сасунский», в честь героя республики. Полк принимал участие в боевых действиях в составе 2-го Украинского фронта.

В начале весны 1944 года модернизованные «тридцатьчетверки» стали направляться в танковые бригады, а также в танковые и мех корпуса. Так, новую технику получили 2-й, 6-й, 10 и 11-й танковый корпус. При формировании экипажей новых машин, возникла проблема в наличии 5-го члена экипажа. Вопрос решился путем комплектования экипажей танкистов за счет бойцов роты противотанковых ружей.

В тоже время на освоение новых танков экипажам давалось всего несколько часов. Широкое применение Т-34-85 произошло в боях в Правобережной Украины, в особенности при проведении форсирования Днестра.

В столкновениях с бронетехникой противника, новая техника показала себя неплохо, но все равно уступала тяжелым немецким танкам. 88 мм орудия Тигров обладали высокой бронебойностью, тем более бронезащита корпуса «тридцатьчетверок» не претерпела изменений, а по мощности 85 мм орудие советского танка немного уступало немецкому 88 мм.

Также Т-34 с 85-й артиллерийской системой Д-5Т в количестве 23 единицы в начале весны 1944 поступили на вооружение 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной и ордена Красной Звезды Новгородской танковой бригады, которая вела наступление в составе Карельского фронта. Также в составе бригады числилось 42 «тридцатьчетверки» с 76 мм орудием и «Валентайн IX» в количестве 10 единиц.

Наступление проходило успешно, тем более у противника (финские и немецкие боевые соединения) практически не было танковых частей. С освобождением г.Киркенеса в Норвегии фронт был расформирован.

Во время наступательной операции «Багратион» летом 1944 года Т-34-85 занимали большую часть бронетанкового парка РККА. Так, из 811 участвующих в наступлении Т-34, машины, вооруженные 85 мм артиллерийской системой, составляли более 50% танкового парка.

Наибольшее количество новых «тридцатьчетверок» принимало участие в наступательных операциях Красной Армии в 1945 году. Участвующая в Висло-Одерской наступательной операции 3-я ТА генерала Рыбалко П.С. насчитывала в своем штате 640 танков Т-34-85, 22 танка Т-34-76 (использовались в качестве тральщиков), а также тяжелые машины ИС-2 (21 единица) и самоходно-артиллерийские установки (63 единицы ИСУ-122, 63 единицы СУ-85, 63 единицы СУ-76 и 49 СУ-57И).

Простота производства и использования, а также ведения боя в городских условиях – все это сделало фаустников еще одним опасным противником советских танкистов в боях за столицу Рейха.

Для того, чтобы как-то обезопасить свои машины от выстрелов ручных противотанковых гранатометов экипажи обвешивали свои танки различным приспособлениями. Но, несмотря на активное применение гранатометов в боях, большую часть потерь Т-34-85 понесли от действия вражеской артиллерии.

В боях с Японией летом 1945 года принимало участие 670 танков Т-34-85, причем, вместе с ними в состав бронетанковых частей Красной Армии действующих против японских частей, входили устаревшие модели Т-26 и БТ-7. Основной ударной силой стала 6-я танковая армия, ее парк составляли 408 новеньких Т-34-85, прибывшие с двух заводов: №174 и №183.

Небольшое количество «тридцатьчетверок» было захвачено немецкими войсками и их союзниками и позже использовалось ими, например соединениями дивизии СС Викинг. Т-34-85 в конце войны также поступали в армии союзников СССР (Польши, Югославии, Чехословакии), а позже и странам,входившим в ОВД.

Михаил Кошкин и перипетии появления Т-34

Михаил Кошкин родился в семье крестьянина и рано потерял отца, надорвавшегося на работе, и был вынужден в десятилетнем возрасте уехать в Москву на заработки. Мать дала ему записку к дяде, жившему в городе, но на вокзале, в драке с московской шпаной, Михаил, раздавая тумаки, потерял ее. Не зная, как добраться до родственника, парень чуть не замерз насмерть, и только подобравший уже окоченевшего Михаила совершенно чужой ему человек спас будущего конструктора. Мужчина устроил найденыша на кондитерскую фабрику, где Михаил и проработал до призыва на фронт Первой Мировой.

После революции будущий конструктор пошел добровольцем в Красную Армию и воевал в Гражданской войне. Именно там он и увидел впервые английский танк. Зрелище так заворожило деревенского паренька, что он загорелся мечтой — построить свой, советский танк. Поэтому уже после войны он просит перевести его с должности  заведующего агитационно-пропагандистским отделом на учебу по технической специальности.

В Ленинграде он заканчивает машиностроительный факультет с дипломной работой «Коробка передач среднего танка» и через некоторое время начинает работать в конструкторском бюро, создавая новые военные машины.

Его новая идея — средний танк сочетавший в себе наклонную броню — тогда еще совершенно неизвестную, широкие гусеницы и мощную 76 миллиметровую пушку, поначалу не нашла понимания у руководства. Несмотря на это, Михаил Ильич нашел в себе силы представить проект танка высшему командованию, где был раскритикован, но при этом неожиданно получил поддержку Сталина, назвавшего будущую тридцатьчетверку «ласточкой».

Получив задание создавать свой танк в свободное от работы над основной задачей время, Кошкин ушел в дело с головой, и в 1940 году представил первый образец нового среднего танка Т-34 перед высшим руководством страны.

С этим связана трагическая история. Дело в том, что представляемые танки должны были иметь большой пробег, а тридцатьчетверка не успела его накатать и Кошкину запретили показывать машину. После этого конструктор решается накатать пробег, поехав на двух танках из Харькова в Москву, что и выполняет, при этом серьезно простыв. Танк производит фурор и принимается на вооружение, но Кошкин так и не оправляется от заболеваний и умирает 26 сентября 1940 года.

Т-34 в разрезе.

Танк Т-34 имел наклонную броню 45-52 мм, 76 мм пушку и два пулемета калибром 7,62 мм, массу — 28 тонн, экипаж — 4 человека и максимальную скорость 55 км/ч.

Существует легенда, согласно которой его могила была специально уничтожена немецкими бомбардировщиками, так как Гитлер ненавидел создателя Т-34 и объявил его своим личным врагом даже после смерти.

Сколько весит танк Maus

Танк «Maus» был создан в 1943 году и его вес составлял около 188 тонн. Это настоящий «тяжеловес» немецкого танкостроения, длина пушки которого достигала 2,5м. А общая длина боевого «Мышонка» составляла около 11,5 м! В боекомплект машины входило две спаренные пушки (128-мм и 75-мм). Вместительность топливного бака «Мауса» — 2650 л. Количество членов экипажа – пять человек.

Это интересно! На этих страницах вы можете узнать: Сколько весит медведь Сколько весит золото Сколько весит борец сумо Сколько весит облако Сколько весит пианино

Несмотря на впечатляющие размеры и вес танка «Maus», почти все свободное место внутри занимали многочисленные приборы и детали. Так что экипажу боевой машины приходилось размещаться «по остаточному принципу».

По результатам полигонных испытаний «Маус» достиг хороших показателей: скорость 20 км/ч, преодоление подъема, вертикального препятствия высотой 76 см под углом 30 градусов, пересечение водной траншеи шириной 2 м.

Правда, все потраченные усилия по созданию и усовершенствованию типов этой модели пропали даром. В конце 1944 года по приказу Гитлера были прекращены работы над тяжелыми танками, а весной 1945 года опытные образцы типа 205 были подготовлены для обороны полигона в случае захвата Красной Армией. Два сохранившихся танка типа 205 после войны были перевезены в Ленинград, а оттуда – на танковый полигон в Кубинку.

Единственный минус танка

Наконец, следует рассмотреть единственное слабое место 34 122. Все-таки танк не мог стать идеальным из-за определенных конструкторских требований. Вследствие этого нужно обязательно учесть слабую броню в 2-х местах.

  • Крыша – 20 мм;
  • Днище 15 мм.

Сразу видно, в каких местах можно повредить тяжелую боевую единицу. Конечно, сделать это все равно непросто, но отдельные солдаты ухитрялись подобраться достаточно близко. По этой причине слабость самоходной установки все же учитывалась, поэтому ей в поддержку обычно выделялись мотострелковые роты.

Танк 34 122 – отличный пример боевой единицы, способной штурмовать любые заградительные сооружения. Да, его массовое производство не состоялось, но проект оказался одним из самых успешных. Так что в рядах Красной армии все же удалось увидеть машин.

Рождение Т-34.

На протяжении февраля-марта 1940 г, два прототипа Т-34 своим ходом совершили переход из Харькова в Москву. В пробеге непосредственное участие приняли главный конструктор М. Кошкин и конструктор Александр Алексадрович Морозов. Тяжелобольной, Кошкин не раз сам садился за рычаги Т-34. Болезнь прогрессировала и 26.09.40 г М.Кошкин умер. Посмертно за его вклад в создание Т-34 он был награжден Государственной премией.

17 марта 1940г Т-34 в числе других видов военной техники были представлены руководству государства и армии. Танки в целом произвели благоприятное впечатление, и было решено начать производство новых машин на ХПЗ № 183. Плановое задание в 150 машин установленное изначально, вскоре был увеличено в четыре раза. Но из-за производственных трудностей до 1941 года смогли изготовить только 115 средних танка. В сороковом году себестоимость Т-34 составила 429 596 рублей в соответствии с отчетами ХПЗ и 510 000 рублей по сведениям Наркомата среднего машиностроения.

Применение танков Т-34.

Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительнои армии Югославии и Чехословацкого корпуса которые воевали против фашистской Германии. Достоверно известен, факт, что лишь 8-я танковая дивизия была к началу Великой Отечественной Войны укомплектована экипажами, подготовленными, для действий на Т-34. Что касается остальных, то все полученные к 22 июня “тридцатьчетверки” стояли на хранении, танкисты учились на Т-26. Естественно, что такое положение дел не могло пагубно не отразиться на действиях мехкорпусов в первые недели войны. Первыми с фашистами вступили в бой тридцатьчетверки 5-ой танковой дивизии 3-го механизированного корпуса, расквартированной в литовском городе Алитус. Это была единственная в округе часть, имевшая в составе танки Т-34-76.Однако ни одна машина до начала войны не эксплуатировалась, все тридцатьчетверки были поставлены на хранение в парке. Естественно, что из-за отсутствия опыта, в ходе первых же боев часть Т-34 потеряли из-за технических поломок и неграмотной эксплуатации. Кроме танков Т-34, в дивизии были БТ-7, Т-26 и сильно изношенные Т-28. Дивизия имела хорошо подготовленные экипажи, так как ее основу составляла кадровая танковая бригада Красной Армии. К недостаткам дивизии можно отнести плохую организацию разведки, недостаток средств связи и эвакуации.

Еще 19 июня части дивизии были выведены из военного городка и сосредоточились на правом берегу Немана (восточная окраина Алитуса). Здесь части приступили к рытью блиндажей и окопов, матчасть была тщательно замаскирована. 22 июня в 4:20 утра немецкая авиация нанесла бомбовый удар по боевым паркам, казармам и аэродрому. Однако потери 5-ой танковой дивизии были небольшими. После налета командир дивизии полковник Федоров отдал приказ выведении всех машин на оперативный простор. Связь полковника со штабом армии была потеряна, никаких приказаний не поступало. Во второй половине дня к Алитусу подошла 7-ая танковая дивизия. Одновременно с этим, немецкая авиация нанесла удар по расположению частей 5-ой танковой дивизии.

На подступах к мостам, немецкие танки встретил передовой отряд. Подготовка мостов через Неман к взрыву была проведена 4-ым инженерным полком, но по неизвестным причинам в ночь с 21 на 22 июня по распоряжению представителей штаба округа они были разминированы. Поэтому взорвать мосты не удалось, и немецкие танки переправились на правый берег Немана.Здесь их встретили части 9-го и 10-го танковых полков 5-ой танковой дивизии, спешно выдвинутые в этот район. Из-за неувязки действий и плохой разведки, подразделения танковых полков выходили в район боя несогласованно. Первым вышел к мостам 2-й батальон 9-го танкового полка старшего лейтенанта Вержбицкого (танки Т-34-76), атаковавший переправившиеся подразделения 20-ой танковой дивизии. Чуть позже атаку 2-го батальона поддержал и 1-й батальон – 24 танка Т-28. Из-за того, что эти машины были сильно изношены и практически не имели моторесурса, они использовались для ведения огня с места.

Благодаря успешным действиям 9-го танкового полка 5-ой танковой дивизии, движение немцев через северный мост было приостановлено. В ходе этого боя экипаж танка Т-34-76 сержанта Макогон подбил 6 танков противника. Однако и свои потери были значительными: из 24 Т-28 – 16, из 44 Т-34 – 27 (почти половина из-за технических поломок), из 45 БТ-7 – 30 были потеряны.В это же время машины 7-ой танковой дивизии вермахта сумели прорваться через южный мост, который прикрывал 5-ой мотострелковый и 10-ой танковый полки. В ходе встречного танкового боя остановить немецкое наступление не удалось. 5-ая танковая дивизия понесла большие потери, не хватало горючего и боеприпасов, была нарушена связь между подразделениями, которые ночью в которые в беспорядке стали отходить на Вильнюс.  Встречный бой под Алитусом 22 июня 1941 года был первым танковым столкновением Великой Отечественной войны. И первой проверкой на прочность ставшего впоследствии легендарным танка Т-34.

Все еще впереди

2013 г. стал этапным в жизни танковых войск России: как показали многочисленные внезапные проверки, многие реформы так и не сказались на качестве проводимой боевой подготовки. Поэтому принято волевое решение резко увеличить нормы выделяемых боеприпасов. Кроме того, многое сделано и для повышения престижа этого рода войск. Как только не ругали «Танковый биатлон», зато благодаря данным состязаниям граждане нашей страны впервые за долгие годы вспомнили, что у нас, оказывается, еще есть танковые войска. Была воссоздана Кантемировская дивизия. А в настоящее время идет активное перевооружение и модернизация боевых машин. Уже сегодня, пускай и опытные, но уже изготовлены первые образцы семейства «Армата».

Однако, к сожалению, пока еще рано говорить о результатах. Можно только отметить положительную динамику. Отвечая на вопрос читателей о том, какие танки на вооружении России имеются сегодня, остается только констатировать факт, что до сих пор основой наших ВС является парк старой техники Т-72Б и Т-80БВ. Предстоит еще многое сделать для того, чтобы наша армия стала по-настоящему современной.

Причины появления Т-34-85.

Ситуацию, сложившуюся к лету-осени сорок третьего года в механизированных и бронетанковых войсках можно вполне назвать тяжелой. Компания проходила в условиях, когда впервые с начала войны, превосходство советских танков по части вооружения и бронирования было утрачено, а качественное превосходство немецких танковых войск стало нетерпимым.

К тому времени большая часть дефектов конструкции, из тех что можно было преодолеть «малой кровью», была исправлена. Однако, к тому времени, немецкая промышленность смогла поставить армии достаточное число танков «Тигр» и «Пантера», для того что бы они представили большую проблему. Помимо этого не останавливалась модернизация танков Pz. Kpfw III и Pz. Kpfw IV. в результате чего их удалось, как минимум довести до уровня советского среднего танка.

Как следствие, к началу осени советские танковые части могли противостоять и побеждать противника только реализуя численное и позиционное преимущество. Необходимость глубокой модернизации имеющегося среднего танка стала носить безотлагательный характер. Однако не следует считать, что ранее такие усилия не предпринимались. Работы по проектированию машины, в которой были бы учтены выявленные недостатки, прекращенные с началом боевых действий и срочной необходимостью освоения и ликвидации выявленных недочетов Т-34, были вновь возобновлены в сорок втором году.

Примером таких работ, можно назвать конструирование танка Т-43. В данной разработке было использовано многое из опыта, полученного при работах по Т-34М и основными направлениями можно считать:

  • усиление бронирования;
  • улучшение обитаемости боевого отделения, по сравнению с Т-34;
  • улучшение подвески.

С целью упрощения выпуска и обслуживания степень унификации с Т-34 достигала 78%. Помимо усиления защиты и внедрения торсионной подвески, следует отметить отказ от нескольких топливных баков по оба борта в пользу единственного, размещенного в носу машины за противопожарной перегородкой. Но все же особенно важным нововведением стала 3-х. местная башня увеличенных размеров, оборудованная командирским куполом.

С весны сорок третьего года две опытные машины Т-43 прошли испытания, в том числе и фронтовые, в ходе которых удалось выявить и некоторые недостатки:

  • запас хода, в связи с введением единственного сто литрового бензобака, снизился по сравнению с Т-34, на сто километров;
  • возросшая масса привела к снижению максимальной скорости до 48 км/ч;
  • торсионная подвеска благоприятно сказалась на плавности хода.

Башня увеличенного размера обеспечивала вполне комфортные условия работы для трех челнов экипажа. После окончания испытаний, в конце лета, новая машина была принята на вооружение и приступили к подготовительным работам по ее освоению в производстве.

Характерной особенностью осенне-зимнего периода были и многочисленные потери танков. Которые вызвали определенные опасения о наступлении кризисного положения, при котором промышленность не сможет компенсировать потери матчасти существующих подразделений и и вооружать новые формирования.

Вполне очевидно, что эти страхи и могли сыграть решающую роль в прекращении работ по освоению в производстве танка Т-43. На нем, серийном производстве, как прежде остался Т-34, оборудованный командирской башенкой.

Гендерная дискриминация

Приказом Министра обороны России, от 24 апреля 2020 № 025 и Приказом директора Росгвардии, от 11 июля 2020, № 01 «Об утверждении перечня воинских должностей подлежащих замещению солдатами…», находящихся под грифом секретно, в Российской Федерации лицам женского пола запрещено замещение должности «танкист». В 2020 году пятеро девушек из Тольятти, ссылаясь на международную практику Армии Израиля и Норвегии, в которых женщины проходят срочную военную службу, предприняли попытку оспорить в суде Приказ министра обороны и Приказ директора Росгвардии, указывая на нарушения 19 статьи Конституции России, в которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола. Ответчиками были заявлены Министерство обороны России и Росгвардия. Судебный марш-бросок девушек получил освещение на федеральных телеканалах НТВ, 5 канал, 360, Мир, Дождь. Сами ответчики назвали судебную попытку девушек агрессивным феминизмом.

Через год в 2020 году одной девушке удалось прорвать оборону, Верховный Суд России с третьей попытки принял иск девушки Яны Сургаевой.

На предварительном судебном заседании под председательством судьи Верховного суда Аллы Назаровой в присутствии третьих лиц минюста и генпрокуратуры из-за секретности обжалуемых приказов суд отказался допустить к участию представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и представителя по доверенности, указав представить в суд адвоката с ордером. По результату рассмотрения закрытого судебного дела 22 августа 2019 года суд отказал девушке в праве служить танкистом в армии, указав на Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную».

Несмотря на запрет женщин-танкистов в России, в 2020 году женский танковый экипаж впервые принял участие в «Армейских международных играх».

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа – боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector