Boeing x-37b

Tasarım

X-37 (en sağda), şimdiye kadar uçulan en küçük ve en hafif . Hem Kuzey Amerika X-15 ve SpaceShipOne idi . Gösterilen uzay uçaklarından yalnızca X-37 ve Buran , mürettebatsız uzay uçuşları gerçekleştirdi .

X-37 Yörünge Test Aracı, yeniden kullanılabilir bir robotik uzay uçağıdır . Boeing X-40’ın yaklaşık yüzde 120 ölçekli bir türevi olup, uzunluğu 29 fit (8,8 m) üzerindedir ve iki açılı kuyruk yüzgecine sahiptir. X-37, bir veya bir SpaceX Falcon 9 roketinin üzerine fırlatılır. Uzay uçağı, yeniden girişinde Mach 25’e kadar bir hız aralığında çalışacak şekilde tasarlanmıştır .

X-37’de gösterilen teknolojiler arasında iyileştirilmiş bir , gelişmiş aviyonikler , otonom bir yönlendirme sistemi ve gelişmiş bir uçak gövdesi yer alıyor . Uzay uçağının termal koruma sistemi, silika seramik karoları içeren önceki nesil atmosferik yeniden giriş uzay aracı üzerine inşa edilmiştir . X-37’nin aviyonik paketi Boeing tarafından CST-100 mürettebatlı uzay aracını geliştirmek için kullanıldı . Bir NASA bilgi formuna göre , X-37’nin geliştirilmesi, » Uluslararası Uzay İstasyonuna ve Uluslararası Uzay İstasyonundan mürettebat kurtarma ve mürettebat taşıma kapasitesi sağlamak için tasarlanan NASA’nın Yörünge Uzay Uçağının tasarımına ve geliştirilmesine yardımcı olmak» .

NASA için X-37, 6.600 pound-kuvvet (29.4 kN) itme sağlayan, depolanabilir itici gazlar kullanan bir Aerojet AR2-3 motoruyla güçlendirilecekti. İnsan sınıfı AR2-3 motoru, çift güçlü NF-104A astronot eğitim aracında kullanılmış ve hidrojen peroksit/ JP-8 itici gazlı X-37’de kullanım için yeni bir uçuş sertifikası verilmiştir . Bunun bir hipergolik nitrojen-tetroksit/hidrazin tahrik sistemine değiştirildiği bildirildi .

X-37, yörüngeden döndükten sonra otomatik olarak iniyor ve Sovyet Buran mekiği ve 1990’ların ortalarında otomatik iniş kabiliyetine sahip olan ancak bunu hiç test etmemiş olan ABD uzay mekiğinin ardından, böyle bir yeteneğe sahip üçüncü yeniden kullanılabilir uzay aracı . X-37, bugüne kadar uçulan en küçük ve en hafif ; yaklaşık 11.000 pound (5.000 kg) bir fırlatma kütlesine sahiptir ve Uzay Mekiği yörüngesinin yaklaşık dörtte biri boyutundadır .

13 Nisan 2015’te Uzay Vakfı , X-37 ekibine «yeniden kullanılabilir uzay aracı ve yörünge operasyonları için son teknolojiyi, tasarımı, geliştirmesi, testi ve yörünge operasyonu ile önemli ölçüde ilerlettiği için . X-37B uzay uçuş aracı, uzayda toplam 1.367 gün süren üç görevde».

История развития

Оригинальный концепт Х-37 в грузовом отсеке космического корабля многоразового использования.

Программа X-37 была запущена НАСА в 1999 году. С помощью X-37 должны быть проверены методы и маневры, такие как взлет и возвращение в атмосферу Земли. Поскольку космический самолет, кроме того, может останавливаться на более длительное время на околоземной орбите, для энергоснабжения в космосе используются арсенид галлия — солнечные батареи .

Х-37Б ОТВ-1 при установке в обтекателе полезной нагрузки

X-37B ОТВ-1 После первой посадки в 2010 году на авиабазе Ванденберг

X-37B OTV-5 после посадки 2019, площадка для посадки шаттла Космического центра Кеннеди

Первоначально X-37 проектировался так, чтобы его можно было вывести на орбиту в грузовом отсеке космического корабля . В результате авиакатастрофы Columbia в феврале 2003 года планер был модифицирован таким образом, чтобы его можно было запускать на ракете Delta II без маскировки. Позднее в качестве пусковой установки был выбран Atlas V (501) , поскольку он позволял разместить X-37 под обтекателем полезной нагрузки, чтобы избежать аэродинамических проблем во время взлета.

В сентябре 2004 года военное ведомство США DARPA приняло проект на дальнейшую разработку у НАСА. С лета 2005 г. проводились испытательные полеты прототипа X-37A на самолете-носителе частной разработки Scaled Composites White Knight . Управление оперативных возможностей ВВС США в настоящее время возглавляет программу X-37B.

X-37B должен иметь возможность вращаться вокруг Земли на высоте до 900 км в течение более года и снова заработать через 15 дней после возвращения. На орбите высоту орбиты можно изменять с помощью двигателя . Первоначально планировался двигатель Rocketdyne AR2-3 мощностью 29,3 кН, работающий на керосине и перекиси водорода , но в ходе разработки он был заменен традиционной гидразиновой системой привода с 14,7 кН. В отсеке полезной нагрузки 2,13 x 1,22 метра можно перевозить не более 250 кг груза.

Первое испытание пригодного для использования в космосе варианта X-37B (OTV-1: Orbital Test Vehicle 1) на околоземной орбите первоначально планировалось провести летом 2006 года; однако запуск не состоялся до 22 апреля 2010 г. в 23:52 UTC . Ракета-носитель Atlas V (501) доставила космический корабль с мыса Канаверал в космос . Этот первый полет завершился после 224 дней, 8 часов и 24 минут нахождения на орбите полностью автономной посадкой на базе ВВС США Ванденберг 3 декабря 2010 года. Никаких подробностей о целях миссии и назначении самолета не разглашается.

Второй экземпляр (ОТВ-2) был успешно запущен 5 марта 2011 года также с Атласом V (501) с мыса Канаверал. X-37B оставался на орбите более года, выполняя системные испытания и военные эксперименты. 16 июня 2012 года ОТВ-2 завершил свою миссию и приземлился на базе ВВС США Ванденберг после 469 дней пребывания в космосе.

11 декабря 2012 года первый орбитальный аппарат совершил второй полет на борту Atlas V (501) в рамках третьей миссии X-37B (OTV-3) и в марте 2014 года превысил продолжительность предыдущего полета. После 674 дней в космосе он приземлился 17 октября 2014 года на базе ВВС США Ванденберг, Калифорния. 20 мая 2015 года в космос стартовала четвертая миссия X-37B, получившая название «Орбитальная испытательная машина 4» (OTV-4). Неизвестно, какой из двух орбитальных аппаратов использовался. Он развернул четыре небольших спутника и испытал солнечный парус площадью 32 квадратных метра и двигатель Холла . 25 марта 2017 года он превысил продолжительность предыдущего полета, а 7 мая 2017 года посадка была осуществлена впервые после 718 дней нахождения в космосе на площадке для посадки шаттлов во Флориде.

Пятая миссия X-37B (ОТВ-5) началась 7 сентября 2017 года с выхода в космос ракеты Falcon 9 частной космической компании SpaceX . 26 августа 2019 года X-37B снова превысил срок пребывания в космосе предыдущего полета. Посадка в Космическом центре Кеннеди во Флориде состоялась 27 октября 2019 года после 780 дней пребывания в космосе.

Varianten

X-37A

Das X-37A Approach and Landing Test Vehicle (ALTV) war eine erste NASA-Version des Raumfahrzeugs, das 2005 und 2006 in Fallgleittests eingesetzt wurde.

X-37B

Die X-37B ist eine modifizierte Version der NASA X-37A, die für die US Air Force gebaut wurde. Zwei wurden gebaut und wurden für mehrere Orbitalmissionen verwendet.

X-37C

Im Jahr 2011 kündigte Boeing Pläne für eine vergrößerte Variante des X-37B an, die als X-37C bezeichnet wird. Das Raumschiff X-37C würde zwischen 165% und 180% der Größe des X-37B haben, sodass es bis zu sechs Astronauten in einem Druckraum im Frachtraum transportieren könnte. Als Trägerrakete wurde die Atlas V vorgeschlagen . In dieser Rolle könnte Boeings X-37C möglicherweise mit der kommerziellen Raumkapsel CST-100 Starliner des Unternehmens konkurrieren .

Версия № 3 — спутник-шпион

Тут снова вряд ли. В качестве спутников-шпионов США используют совсем другие аппараты на других орбитах — обеспечивающих возможность сделать фотографии заранее выбранной точки с расстояния всего в 200 километров и с использованием гораздо более мощной оптики(такой как на KH-11 KENNEN).

Есть версия, что с помощью X-37B можно получить фотографии с другой орбиты, изменив наклонение, но это не совсем так. Изменение наклонения орбиты — очень энергоёмкая операция, и вряд ли X-37B может его поменять больше чем на несколько градусов. Овчинка вряд ли стоит выделки. Тем более, внешний вид космоплана вызывает сомнения в том, что внутри может находиться серьёзная оптика с большим зеркалом телескопа.

Секретный беспилотник Пентагона вернулся с околоземной орбиты

17.06.2012 

Экспериментальный космоплан ВВС США Х-37В совершил в субботу успешную посадку в автономном режиме. Космоплан пробыл на околоземной орбите 15 с лишним месяцев. Этот беспилотный летательный аппарат приземлился на базе американских военно-воздушных сил Ванденберг в штате Калифорния.

Как сообщает ИТАР-ТАСС, командование базы подтвердило, что ВВС уже готовит новую миссию первого аппарата Х-37В, побывавшего в космосе в 2010 году. Он будет запущен с мыса Канаверал осенью 2012 года. Точную дату старта командование базы Ванденберг не назвало.

В свою очередь, руководитель программы эксплуатации Х-37В в ВВС подполковник Том Макинтайр отметил, что после списания флота шаттлов испытываемый сейчас аппарат привносит «исключительные возможности в сферу разработки космических технологий».

Никаких подробностей относительно того, в чем заключалась миссия Х-37В, и на этот раз предоставлено не было. В письменном сообщении для печати скупо указывается, что аппарат «проводил на орбите эксперименты на протяжении 469 дней в ходе миссии».

Как заявлял в марте глава Космического командования ВВС США генерал Уильям Шелтон, аппарат, напоминающий уменьшенную копию шаттла, «действует на орбите очень хорошо». «Его миссия проходит успешно, и мы чрезвычайно ею довольны», — сказал военачальник. Предоставлять какие-либо сведения о задачах, которые решает на орбите космоплан, а также раскрывать данные о бюджете этой миссии Шелтон категорически отказался.

«Имеются веские причины на то, чтобы хранить по этому поводу молчание как можно дольше», — отметил специалист. Как он пояснил, «если вы раскрываете бюджеты, то порой обнародуете созданные возможности, объемы технологий, которые были включены в программу».

Х-37В был запущен на борту носителя «Атлас-5» с мыса Канаверал (штат Флорида) 5 марта 2011 года. Вся информация о приборах, установленных на его борту, в том числе о содержимом грузового отсека, засекречена Пентагоном. Первоначально предполагалось, что полет продлится 9 месяцев. Это уже второй подобный аппарат, находящийся в распоряжении Космического командования ВВС США. Первый был испытан в 2010 году. Он провел в космосе 225 дней. Весь полет и приземление в Калифорнии проходили в автоматическом режиме и, по оценкам экспертов, были исключительно удачными. Лишь при посадке после касания взлетно-посадочной полосы разлетелась покрышка одного из колес шасси, но в целом космоплан не пострадал.

X-37B разработан корпорацией «Боинг». Имеет взлетную массу почти 5 тонн, достигает 8,9 метра в длину, 2,9 метра в высоту. Размах его небольших треугольных крыльев составляет 4,5 метра. Оборудован панелями солнечных батарей, которые при развертывании на орбите служат источником электроэнергии. Согласно изложенным ранее Пентагоном данным, космоплан предназначен для функционирования на высотах от 200 до 750 километров, способен быстро менять орбиты и маневрировать. Может выполнять разведывательные задачи, доставлять небольшие грузы в космос, удобен для испытаний новых приборов, которые можно применять, к примеру, на спутниках-шпионах. Ряд экспертов видит в X-37B прототип будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать и при необходимости выводить из строя вражеские спутники, а может быть и наносить ракетно-бомбовые удары с орбиты. Пентагон это отрицает, заверяя, что данный аппарат — всего лишь «платформа для проверки новых технологий». По свидетельству Шелтона, у Пентагона на данном этапе нет ни планов, ни финансовых возможностей «увеличивать размер флота» аппаратов Х-37В. Однако шеф Космического командования не стал уточнять, действительно ли военное ведомство США сейчас обладает только двумя такими аппаратами. Как пояснил Шелтон, он не уверен в том, что информация о точном числе этих космопланов не имеет грифа секретности.

История[править | править код]

Внешние видеофайлы
X-37 ALTV

Работы над созданием Boeing X-37 начались в 1999 году NASA совместно с Boeing. Ранее с 1998 по 2001 год NASA совместно с Boeing проводила отработку маневрирования и захода на посадку X-40 (англ.)русск..

В ноябре 2002 c Boeing был заключён новый контракт на 301 млн долларов. Он предусматривал создание двух экспериментальных аппаратов для атмосферных испытаний (Approach and Landing Test Vehicle, ALTV) и одного для орбитального полёта.

В июле 2003 Boeing провёл наземные испытания X-37, предназначенного для отработки маневрирования и захода на посадку.[источник не указан 1601 день]

После ряда задержек, вызванных в том числе недостатком финансирования, 13 сентября 2004 года разработка X-37 была передана из НАСА в Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA).

Первый тестовый полёт X-37A — испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года, полёт прошёл успешно, а при посадке аппарат выкатился за пределы ВПП и повредил носовую стойку шасси. Ещё два успешных свободных полёта путём сбрасывания были совершены 18 августа и 26 сентября 2006.

17 ноября 2006 ВВС США объявили, что они будут продолжать развивать орбитальный проект, получивший название X-37B Orbital Test Vehicle (OTV) (орбитальная летающая лаборатория). Орбитальный аппарат X-37 NASA не был построен.

Да что ты вообще такое?

Скорее всего, истина лежит где-то посередине между официальным объяснением и версией космического аппарата-инспектора. X-37B действительно используется для изучения технологий многоразовых полётов — а кроме этого с его помощью американские военные продолжают обкатывать технологию смены орбиты, необходимую для работы в качестве спутника‑инспектора.

(Фото: Boeing)

В своё время в СССР именно голос военных оказался во многом решающим для старта уникальной космической миссииСоюз Т-13», главной задачей которой было восстановление работоспособности станцииСалют-7». Военные даже помогли нацелить корабль на станцию при помощи средств наблюдения противоракетной обороны. Всё ради того, чтобы понять, насколько реальны манёвры на орбите с целью стыковки с неуправляемой космической станцией.

Официальная версия с долгосрочными проверками влияния открытого космоса тоже может быть реальной. Очередь на проведение опытов на Международной космической станции достаточно велика(вРоскосмосе» от решения до постановки эксперимента проходит около 7 лет) — кроме того, слишком уж на МКС многочужих» глаз.

Поэтому можно продолжать упражняться в создании интересных версий, но истина, скорее всего, гораздо проще и скучнее: X-37B действительно занят отработкой новых технологий и действительно не скрывает ничего сверхсекретного. А вот что будет создано на его основе — это уже следующий вопрос, гораздо более интересный и сложный…

«Первая ступень глобальных планов»

Беспилотный воздушно-космический самолёт X-37 — детище корпорации Boeing. Его длина составляет 8,8 м, размах крыла — 4,6 м, вес — около 5 т.

Минобороны США сообщает, что X-37B «выводится на орбиту ракетой и планирует по направлению к Земле, как шаттл».

Это уже шестые испытания космического беспилотника в рамках миссии OTV (Orbital Test Vehicle), которые американские ВВС проводят с 2010 года. По данным Пентагона, длительность полётов X-37B составляла от 225 до 780 дней, в общей сложности он провёл на орбите 2865 суток. В ходе миссий проводились эксперименты в интересах ВВС США, подробности которых, впрочем, остаются засекреченными. Предыдущий полёт беспилотника завершился в октябре прошлого года: тогда на орбиту были выведены несколько спутников неизвестного назначения.

Также по теме


«Подстёгивают гонку вооружений»: как США намерены добиваться военного превосходства в космосе

В Соединённых Штатах начало работу Космическое командование Вооружённых сил. Дональд Трамп заявил, что эта структура не позволит…

Описывая цели испытания и назначение X-37B, Военно-воздушные силы Соединённых Штатов ограничиваются общими заявлениями.

«У программы X-37B две основные задачи: создание многоразовых космических технологий для обеспечения Америке будущего в космосе и проведение космических экспериментов, результаты которых можно вернуть и исследовать на Земле», — говорится на официальном интернет-портале американских ВВС.

Технологии, которые испытываются в рамках этой программы, включают в себя «усовершенствованные системы наведения, навигации и контроля, термозащитные системы, авионику, высокотемпературные конструкции и уплотнения, конформную многоразовую изоляцию, лёгкие электромеханические системы управления лётного аппарата, продвинутые двигательные установки, усовершенствованные материалы, а также автономный орбитальный полёт, вход в атмосферу и посадку».

Впрочем, как полагают специалисты, Вашингтон может использовать X-37B не только для заявленных экспериментов, но и для милитаризации космоса. Так, военный эксперт Алексей Леонков подчёркивает, что Пентагон рассекретил лишь малую часть информации о миссиях с участием X-37B.

«X-37B — это самолёт-демонстратор и отработчик космических технологий. Не исключено, что сейчас его запускают, чтобы через аппаратуру на его борту осуществлять координацию передачи информации со спутников, в том числе и военного назначения. Всё это нужно США, чтобы расширить коммуникацию своих объектов в космосе», — предположил аналитик в разговоре с RT.

  • Орбитальный самолёт X-37B
  • Reuters

Аналогичной точки зрения придерживается и член-корреспондент Академии военных наук, политолог Сергей Судаков. По его мнению, такая координация между военными спутниками может в дальнейшем использоваться для уничтожения спутниковых группировок других стран.

«Тем самым происходило бы ослабление противников — они бы теряли связь, ориентацию на местности», — пояснил эксперт в беседе с RT.

Алексей Леонков отметил, что очередной запуск космического самолёта X-37B является «частью давно разрабатываемой программы США по милитаризации космоса».

«Это только первая ступень глобальных планов Соединённых Штатов», — подчеркнул аналитик.

Миссии

миссия Дата начала ( UTC ) Пусковая установка Дата посадки (UTC) Продолжительность миссии Орбитальный аппарат полезная нагрузка
ОТВ-1 22 апреля 2010, 23:52 Атлас V (501) 3 декабря 2010 г., 9:16 224д 9ч 24мин 1-й орбитальный аппарат, 1-й полет неизвестный
ОТВ-2 5 марта 2011 г., 22:46 Атлас V (501) 16 июня 2012 г. 12:48 468д 14ч 2мин 2-й орбитальный аппарат, 1-й полет неизвестный
ОТВ-3 11 декабря 2012, 18:03 Атлас V (501) 17 октября 2014, 16:24 674д 22ч 21мин 1-й орбитальный аппарат, 2-й полет неизвестный
ОТВ-4 20 мая 2015, 15:05 Атлас V (501) 7 мая 2017, 11:47 717д 20ч 42мин неизвестный Эксперименты, в т.ч. Тестирование привода Холла
ОТВ-5 7 сен 2017 14:00 Сокол 9 27 окт 2019, 7:51 779д 17ч 51мин неизвестный я. АСЕЦ-II
ОТВ-6 17 мая 2020 г., 13:14 Атлас V (501) на орбите неизвестный Эксперименты, спутник FalconSat-8

Взаимные обвинения

Как отметил генерал КC США Джон Рэймонд, государству сейчас необходимы космические силы, поскольку стратегическая обстановка изменилась и потенциальные противники рассматривают космос как поле для ведения боевых действий.

«Мы видели, как Россия провела вблизи американского спутника свой спутник с оружейными характеристиками», — отметил генерал.

Напомним, Москва в феврале дала официальный ответ на эти обвинения. Тогда в российском МИД заявили, что передвижение спутника «Космос-2542» не несло в себе угрозы «для американского космического объекта» и не нарушало норм международного права.

  • Орбитальный самолёт X-37B
  • Reuters

В Пентагоне также вновь указали на испытания Россией «противоспутникового оружия прямого запуска». Как ранее отмечал заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, подобные заявления США — предлог, чтобы игнорировать предложения российской стороны по созданию правовой базы для предотвращения гонки вооружений в космосе.

Впрочем, Вашингтон продолжает придерживаться прежнего курса.

«Нам важно сдерживать агрессивные действия в отношении американских объектов, — сказала Барретт. — Но на случай, если сдерживание результатов не даст, мы должны быть готовы защищаться и при необходимости наносить ответные удары»

Исторический

В 1998 году НАСА начало разработку демонстрационного беспилотного шаттла для проверки новых технологий, которые могут принести пользу космическим перевозкам . Исследуемые области исследований включают конструкцию топливных баков , теплового экрана , авионики и конструктивных аспектов. Вдекабрь , компания Boeing выбрана для разработки X-37, который она предлагает развить на основе проекта X-40A, который она разрабатывает для ВВС США  : стоимость, оцениваемая в 173 миллиона долларов США , распределяется между 50-50% НАСА и Боинг. В течение следующих четырех лет НАСА увеличивает свою долю на 24 миллиона долларов, а ВВС США вносят 16 миллионов долларов на добавление солнечных панелей и системы ориентации, необходимой для использования в военных целях.

Дорожные испытания 2007 года в Ванденберге .

X-37 — третий продвинутый демонстратор, разработанный НАСА . Он заменяет X-33 Lockheed-Martin и X-34 Orbital Sciences, но в отличие от них, которые способны совершать только атмосферные полеты, его можно вывести на орбиту, а затем вернуться в атмосферу . X-37 должен позволить провести апробацию 41 новой технологии. Форма X-37 унаследована от X-40A, его копия в масштабе 120%. X-40A также используется в проекте X-37 для проверки автоматических процедур посадки на Драйден Летно — исследовательского центра в НАСА .

Первый полет X-37 на орбиту изначально запланирован на 2002 год: X-37 должен быть запущен с американского космического корабля многоразового использования, что обуславливает максимальный размах крыльев. ВНоябрь 2002 г.Компания Boeing получила новый контракт от 301 млн на продолжение работ над X-37 в рамках проекта Space Launch Initiative для НАСА . Необходимо построить два прототипа:

  • Автомобиль X-37 для испытаний на заход на посадку и посадку (ALTV) используется для проверки фазы полета в атмосфере и посадки. Он позволяет проводить испытания на аэродинамическую устойчивость, структурную целостность и управлять операциями с земли.
  • Орбитальный испытательный аппарат (OTV) X-37 используется для проверки этапов запуска, операций на орбите, входа в атмосферу и посадки. Он используется для проверки авионики, правильного функционирования теплового экрана и его повторного использования .

Первые испытания аппарата ALTV запланированы на 2004 год, а орбитальный полет — в 2006 году.

В 2004 году запуск программы Constellation привел к пересмотру приоритетов космического агентства. NASA перефокусирует свою работу на корабле Orion . в13 сентября 2004 г., проект X-37 был передан DARPA , научно-исследовательскому агентству Министерства обороны США, ответственному за перспективные проекты, а затем в 2006 г. — ВВС США ( Управление по быстрым возможностям ВВС ) . Он становится засекреченным конфиденциальным проектом .

С моментом своего создания 24 июля 2020 года машина была использована Space Delta 7  (о) , подразделение космических операций командования  (еп) из Космического командования США .

Могу копать, могу не копать

Так что же реально может такой космический аппарат и для чего его реально использовать? Его главный плюс — это многоразовость и возможность возвращения на Землю. После того как ракетоплан выводится на орбиту при помощи обычной ракеты-носителя (для этого использовался первоначально «Атлас-5», а в последний раз и более дешевый «Фэлкон-9»), он действительно может произвести сближение с космическим аппаратом на близкой орбите, произвести требуемые манипуляции, после чего вернуться обратно.

С его помощью можно максимально точно и за один раз совершить «посев» нескольких небольших спутников, например разведывательных. То есть мы опять можем говорить лишь о более широкой орбите, но не о серьезном изменении орбиты.

Собственно, и сам X-37B можно использовать для разведки, но это недешево. Гораздо проще вывести специально предназначенные для этого космические аппараты, пусть и одноразовые. Иначе получается что-то вроде забивания гвоздей микроскопом — и неудобно, и микроскоп жалко. Аналогично и с выводом на орбиту ядерной боеголовки — технически реализуемо, но абсолютно бессмысленно. Тем более что полезная нагрузка X-37B очень невелика и составляет лишь 900 кг.

X-37B

Запуск одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя семейства «Атлас», на борту которой находится космический аппарат X-37B Orbital Test Vehicle

Фото: Getty Images/DoD/Corbis

Но почему тогда он находится на орбите так долго? Это уже пятый полет, и самый короткий, первый, продолжался 224 дня, а предпоследний, четвертый, продлился 718 суток. Разумное предположение тут только одно — при помощи космоплана действительно проводится ряд каких-то военных экспериментов по долговременному нахождению в космическом пространстве. Самое главное, что результаты экспериментов можно, не нарушая секретности, вернуть обратно на Землю. Ставить подобные эксперименты на Международной космической станции и сложнее, и дольше. Кроме того, пройдет гораздо больше времени между окончанием эксперимента и возвращением его результатов, что может повлиять на итоговый результат.

Ранее было заявлено, что в рамках текущего полета будет проходить эксперимент Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader (ASETS-II) для тестирования экспериментальной электроники и колебательных тепловых труб в длительном космическом полете. В предыдущих полетах главным исследованием было тестирование ионного двигателя на основе эффекта Холла компании Aerojet Rocketdyne XR-5A.

Ионный двигатель на основе эффекта Холла — это электрический ракетный двигатель, создающий тягу на основе ионизированного газа. В нем нет ничего особо секретного, такие двигатели имеют очень малую тягу и используются для управления ориентацией космического аппарата или путешествия в глубоком космосе.

X-37B

Фото: commons.wikimedia.org/United States Air Force/Michael Stonecypher

Самое главное тут в другом — возможность запускать X-37B, контролировать его полет и посадку сама по себе дает американским военным очень много важной и полезной информации. Это неоценимый опыт, который может быть реализован впоследствии для действительно серьезной военной космической техники

Как ведет себя теплозащита корабля во время полета и при посадке, насколько серьезные повреждения оставляет космический мусор (известно, что во время первого, самого короткого, полета космоплан получил как минимум семь оставивших след на поверхности повреждений).

И вот этот опыт с легкостью будет конвертирован в космопланы будущего, в то время как мы остаемся с несколькими экспериментами советских времен и единственным, пусть и блестяще исполненным, полетом «Бурана».

Потрясать кулаками и пытаться запретить американские исследования в данном случае бесполезно. Скорее всего, они действительно во всем соответствуют духу и букве закона. Да, они будут использованы для создания разведывательных спутников и прочей военной техники, но, увы, таковы правила игры. Поменять их мы не сможем. «Роскосмосу» нужно форсировать свои разработки, но пока на горизонте нет ничего реального.

Версия № 2 — спутник-инспектор

А вот это уже достаточно близко к истине

Военные спутники-инспекторы, способные изменять орбиту и подходить близко к космическим аппаратам потенциального противника для их изучения, ну или, в случае необходимости, уничтожения, — очень важное и перспективное направление развития современной космонавтики

Иметь на орбите космоплан, способный на подобные манёвры, — главное новогоднее желание большинства министров обороны планеты. И вот X-37B подходит на эту роль отлично, а его многоразовость позволяет серьёзно экономить военный бюджет. Проблема только одна — во время полёта за X-37B наблюдали системы космического слежения разных стран, и он ни разу не находился на достаточно близком расстоянии от чужих космических аппаратов, чтобы сделать своё чёрное инспекторское дело.

(Фото: NASA)

Поэтому теоретически он может быть предтечей будущего поколения американских аппаратов-инспекторов, но сам пока занимается чем-то другим.

Notes[]

  1. ↑ «Fact Sheet: X-37 Orbital Test Vehicle». U.S. Air Force. 21 May 2010. Archived from the original on 26 June 2014. https://web.archive.org/web/20140626041942/http://www.af.mil/AboutUs/FactSheets/Display/tabid/224/Article/104539/x-37b-orbital-test-vehicle.aspx.
  2. ↑ «X-37 Technology Demonstrator: Blazing the trail for the next generation of space transportation systems». NASA. September 2003. FS-2003-09-121-MSFC. http://www.nasa.gov/centers/marshall/pdf/100431main_x37-historical.pdf. Retrieved 23 April 2010.
  3. «Air Force Bloggers Roundtable: Air Force set to launch first X-37B Orbital Test Vehicle». United States Department of Defense. 20 April 2010. http://www.dodlive.mil/index.php/2010/04/air-force-bloggers-roundtable-air-force-set-to-launch-first-x-37b-orbital-test-vehicle/. Retrieved 23 April 2010.
  4. ↑ Template:Cite news
  5. Template:Cite press release
  6. Template:Cite news
  7. Template:Cite news
  8. Template:Cite news
  9. ↑ Parsch, Andreas (November 2009). «Boeing X-37 / X-40». Designation-Systems.net. http://www.designation-systems.net/dusrm/app4/x-37.html. Retrieved 2 August 2012.
  10. ↑ «Mojave web log entries». MojaveWeblog.com. Archived from the original on 4 June 2006. http://web.archive.org/web/20060604074814/http://www.mojaveweblog.com/. Retrieved 15 October 2012.
  11. Template:Cite news
  12. «X-37 Test Flight B-Roll (No Audio)». YouTube.com. U.S. Air Force. 22 April 2010. https://www.youtube.com/watch?v=bxJzPngPMo4.
  13. ↑ Template:Cite news
  14. ↑ Template:Cite news
  15. Template:Cite news
  16. ↑ Krebs, Gunter. «X-37B OTV 1, 2, 3, 4». Gunter’s Space Page. http://space.skyrocket.de/doc_sdat/x-37.htm. Retrieved 21 May 2015.
  17. ↑ Template:Cite news
  18. ↑ Template:Cite news
  19. Template:Cite news
  20. ↑ Template:Cite news
  21. Template:Cite news
  22. ↑ Template:Cite news
  23. Template:Cite news
  24. Template:Cite news
  25. Template:Cite news
  26. Template:Cite news
  27. «X-37 Demonstrator to Test Future Launch Technologies in Orbit and Reentry Environments». NASA. May 2003. FS-2003-05-65-MSFC. http://www.nasa.gov/centers/marshall/news/background/facts/x37facts2.html. Retrieved 2 February 2013.
  28. Template:Cite paper
  29. «Mr. Gary Payton, Under Secretary of the Air Force for Space Programs, Media Teleconference (Pentagon), X-37B Launch». Defense.gov. 20 April 2010. http://www.defense.gov/Blog_files/Blog_assets/PaytonX-37.pdf. Retrieved 3 December 2010.
  30. Template:Cite news
  31. Template:Cite news
  32. Template:Cite conference
  33. Herbert, Bartt (24 July 2009). «Peroxide (H2O2) Test Programs, AR2-3 Flight Certification». NASA Engineering and Test Directorate. http://sscfreedom.ssc.nasa.gov/etd/ETDPropulsionSS_H2O2AR23.asp.
  34. Template:Cite news
  35. Template:Cite book
  36. ↑ Template:Cite news
  37. Template:Cite book
  38. ↑ Template:Cite news
  39. ↑ Cite error: Invalid tag;
    no text was provided for refs named
  40. Template:Cite news
  41. Template:Cite news
  42. Template:Cite news
  43. Template:Cite news
  44. Template:Cite news
  45. Template:Cite news
  46. Template:Cite news
  47. Template:Cite news
  48. ↑ Template:Cite news
  49. McCants, Mike. «OTV 2 (USA 226) Satellite details 2011-010A NORAD 37375». N2YO.com. http://www.n2yo.com/satellite/?s=37375. Retrieved 8 April 2012.
  50. Template:Cite news
  51. Template:Cite news
  52. Template:Cite news
  53. Template:Cite news
  54. Template:Cite news
  55. Template:Cite news
  56. Template:Cite news
  57. Template:Cite news
  58. Template:Cite news
  59. ↑ Template:Cite news
  60. Template:Cite news
  61. «NSSDC ID: 2012-071A». National Space Science Data Center. NASA. http://nssdc.gsfc.nasa.gov/nmc/masterCatalog.do?sc=2012-071A. Retrieved 24 December 2012.
  62. Template:Cite news
  63. Template:Cite news
  64. Template:Cite news
  65. ↑ Template:Cite news
  66. Cite error: Invalid tag;
    no text was provided for refs named
  67. «OTV 4 — Orbit». Heavens Above. 22 May 2016. http://heavens-above.com/orbit.aspx?satid=40651. Retrieved 24 May 2016.
  68. Cite error: Invalid tag;
    no text was provided for refs named
  69. Template:Cite news
  70. «Boeing vs. Boeing». Citizens in Space. 25 March 2012. http://www.citizensinspace.org/2012/03/boeing-vs-boeing/. Retrieved 21 December 2012.

Ayrıca bakınız

  • ABD Hava Kuvvetleri’nin 1960’larda iptal edilen önceki uzay uçağı Boeing X-20 Dyna-Soar
  • Dream Chaser , Sierra Nevada Corporation tarafından geliştirilmekte olan bir kaldırma gövdeli uzay uçağı
  • Orbital Sciences X-34 , önerilen bir mürettebatsız suborbital yeniden kullanılabilir roket teknolojisi test yatağı

Karşılaştırılabilir rol, konfigürasyon ve çağa sahip uçak

  • Avatar (uzay aracı) , yatay kalkış için tasarlanmış bir Hint tasarımı
  • Hermes (uzay aracı) , önerilen bir ESA uzay aracı tasarımı
  • HOPE-X , JAXA tarafından benzer büyüklükte bir araç (iptal edildi)
  • HYFLEX , 1996’da bir Japon kaldırma gövdeli uzay uçağı , HOPE-X’in öncüsü
  • Orta Düzey Deneysel Araç (IXV), bir ESA tarafından tasarlanmış deneysel yeniden giriş aracı
  • Shenlong (uzay aracı) , geliştirilmekte olan bir Çin yeniden kullanılabilir robotik uzay uçağı, ilk olarak 2011’de test edildi (suborbital uçuş)
  • Skylon (uzay aracı) , geliştirilmekte olan bir İngiliz yeniden kullanılabilir mürettebatsız uzay uçağı
  • Space Rider , ESA tarafından IXV’ye kadar planlanmış bir robotik uzay uçağı takibi

İlgili listeler

  • ABD uydularının listesi
  • X uçaklarının listesi

Variants[]

X-37A

The X-37A was the initial NASA version of the spacecraft; the X-37A Approach and Landing Test Vehicle (ALTV) was used in drop glide tests in 2005 and 2006.

X-37B

The X-37B is a modified version of the NASA X-37A, intended for the U.S. Air Force. It conducted multiple orbital test missions.

X-37C

In 2011, Boeing announced plans for a scaled-up variant of the X-37B, referring to it as the X-37C. The X-37C spacecraft would be between 165% and 180% of the size of the X-37B, allowing it to transport up to six astronauts inside a pressurized compartment housed in the cargo bay. Its proposed launch vehicle is the Atlas V Evolved Expendable Launch Vehicle. In this role, the X-37C could potentially compete with Boeing’s CST-100 commercial space capsule.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector