Боинг 707

Модификации Boeing 707

Также в итоге поменяли форму иллюминаторов Boeing 707 и увеличили баки для горючего. Вариант 707-120 обладал длиной более 46 метров, версия 707-138 была меньше на 3 метра. Над моторами тоже потрудились, добившись повышения тяги и снижения шумности. Впервые серийный Boeing 707 взлетел в конце 1957 года, а осенью следующего года машина прошла сертификацию.

Boeing 707-120 имел размах крыла свыше 44 метров (площадь – 283,35 кв. метра) и предельную взлетную массу более 151 тонны. Машина с экипажем из трех человек и 219 пассажирами на борту (в эконом-классе) разгонялась до 1009 км/ч и летала на дистанции до 9 262 км при потолке почти 12 км.

На дальнемагистральный DC-8 Boeing в 1959 году ответил удлиненной модификацией 707-320 Intercontinental с новым крылом большего размаха, увеличенным объемом керосина и взлетной массой свыше 141 тонны, что позволяло взять на борт 189 человек. Заказчик мог выбрать силовую установку. Эта машина вскоре стала основной для серии 707, а базовый вариант лег в основу линейки 720. 

В борьбе с конкурентами в лице Douglas и Convair Воеing взялся за разработку нового лайнера. К этому времени относится появление термина «турбовентиляторный» в отношении авиационного мотора – Pratt & Whitney предложила производителю более экономичную и менее шумную силовую установку с такими широкими лопатками, что компрессор сразу получил бытовое название «вентилятор».

Intercontinental должен был заменить 707-121 на трансокеанских рейсах и брать на борт больше полезного груза. При этом машину пришлось дорабатывать из-за проблем с управлением. Для этого заменили киль, после чего его получили все версии Boeing 707-х. Другие варианты модели: 707-320 с литерой С – грузопассажирский, вмещает 202 пассажира или 43,6 тонны груза; 707-420 Intercontinental получил новые двигатели. 

Модификации лайнера

Боинг 707 представлен множеством модификаций, как пассажирских, так и грузовых. Отдельно стоит учесть и военные модели Боинга 707, разработанные для нужд ВВС США.

  • Boeing 707-120 – базовая модификация самолёта, обладающая неплохой (по тем временам) пассажировместимостью (от 110 до 179 человек) и скоростью до 965 км/ч.
  • Boeing 707-220 – модификация Боинга 707 с более мощными двигателями и, как следствие, с несколько увеличенным расходом топлива. Всего произведено 5 самолётов данной модели. Также имеется модификация Boeing 707-220B.
  • Boeing 707-227 – модификация с увеличенной пассажировместимостью.
  • Boeing 707-320B – вторая основная модификация Боинга 707, обладающая увеличенными размерами, большей пассажировместимостью и оборудованная более мощными двигателями. Также для данной модификации были разработаны варианты Boeing 707-320 Intercontinental (с увеличенной дальностью полёта), Boeing 707-320B Advanced и Boeing 707-320C.
  • Boeing 707-420 – модификация лайнера Боинг 707, оснащённая двигателями фирмы Rolls-Royce.
  • Boeing 707-700 – модификация самолёта с удлинённым корпусом и увеличенной пассажировместимостью, а также большей дальностью полёта.
  • VC-137C – вариант лайнера, созданный в двух экземплярах и предназначенный для перевозок высшего руководства США.

Военные модификации Boeing 707 создавались в основном на базе модели 707-320:

  • E-3 Sentry – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения.
  • E-6 Mercury – воздушный командный пункт управления и связи.
  • E-8 JSTARS – самолёт для ведения наземной радиолокационной разведки.
  • C-18 – военно-транспортная модификация Boeing 707.
  • EC-18B – самолёты-лаборатории, предназначенные для проведения испытаний зенитных и баллистических ракет.

Нынешние операторы

Отслужившие Boeing 707 на базе хранения AMARC

По состоянию на начало 2010 года использовалось 155 самолётов типа B-707, практически все в ВВС ряда стран (самолёты AWACS и грузовые). Несколько машин используется гражданскими грузовыми авиакомпаниями, 8 — в правительственных авиаотрядах. Последней авиакомпанией, использовавшей B-707 на регулярных пассажирских рейсах, была иранская Saha Airlines, у которой по состоянию на 10 августа 2010 года в эксплуатации находилось 5 машин. Однако с апреля 2013 компания прекратила пассажирские полёты, хотя грузовые перевозки на Boeing-707 продолжались до января 2019 года. Таким образом, Boeing 707 — последний из реактивных лайнеров первого поколения, который эксплуатировался до недавнего времени; другие «пионеры» реактивной пассажирской авиации ушли в историю ещё в 1980-х годах.

История разработки и испытания

Разработка перспективного авиалайнера для перевозок на средние и большие дистанции началась в компании Boeing в самом начале 50-х годов. Для гражданского подразделения корпорации это были непростые годы – выпускавшийся Boeing 377 Stratocruiser имел невысокую надежность и оказался слишком сложным в обслуживании для гражданских авиакомпаний.

Не стоит забывать также о конкурентах – Douglas DC-7 и Lockheed Constellation, которые выпускались в больших объемах. В этот момент у руководства компании Boeing появляется идея создания реактивного лайнера большой вместимости, который будет востребован не только гражданскими заказчиками, но и армией.

Еще одним назначением нового самолета являлась функция заправки других машин в воздухе. Но на начальном этапе компании Boeing не удалось заручиться поддержкой государства и частных заказчиков, поэтому постройка прототипа началась на свой страх и риск. Дальнейшее развитие гражданской авиации подтвердило правильность хода компании, поскольку уже к середине 50-х в эксплуатации появились реактивные машины Ту-104 и DH-106.

Разработка прототипа машины велась под внутренним индексом Model 367-80. Также встречается еще одно заводское обозначение – Dash 80. После того, как самолет собрали к концу весны 1954 года, его переименовали в Model 707.

Машина имела интересную окраску верхней части фюзеляжа в желтый цвет, в районе иллюминаторов имелась полоса коричневого цвета.

К моменту первого полета лайнера компания Boeing имела предварительный заказ на новый самолет-заправщик, оборудованный турбореактивными двигателями. Благодаря этому счастливому стечению обстоятельств удалось компенсировать затраты бюджета компании на постройку прототипа, которые составили около 15 млн. долларов США (значительную по тем временам сумму).

Армейский заказ на 29 машин был окончательно оформлен к середине осени 1954 года. Самолеты для ВВС шли под обозначением Model 717 и отличались от гражданских увеличенными размерами. В армейской документации заправщик проходил как КС-135 или С-135.

Кроме этого были заказаны транспортные версии, первый такой самолет был поставлен заказчику весной 1957 года под обозначением VC-137А. Он оснащался салоном повышенной комфортности на 22 пассажира. Другие машины оснащались увеличенным обтекателем носовой части фюзеляжа, который закрывал антенну радиолокатора. Самолеты несли обозначение RC-135.

Закат популярности

С приходом 1980-х число заказов на самолет резко сократилось. Развитые страны начали искать замену авиалайнеру «Боинг-707». В 1978 году производство модели было остановлено. В 1983-м самолет последний раз взлетел в небо Америки. Последним государством, активно эксплуатирующим данный самолет (до 1998 года), стал Ливан. С приходом 21 века самолет остался в эксплуатации бедных стран Латинской Америки и Африки, в основном для перевозки грузов. На сегодняшний день основу парка летающих 707-х «Боингов» составляют военные версии. Последним пассажирским оператором, использующим авиалайнер, стала иранская компания Saha Air, которая прекратила полеты в 2013 году. Таким образом, рассматриваемый самолет стал единственным реактивным лайнером первого поколения, который так или иначе используется по сей день. Все его конкуренты ушли в историю в 90-х. Кроме того, 707-й «Боинг» был первым реактивным пассажирским самолетом с моторами в отдельных мотогондолах, подвешенных под крыльями на пилонах. Интересно отметить, что в 1998 году обладателем этого самолета стал известный актер Джон Траволта. Личный «Боинг-707» Траволты получил новое название – N707 JT.

Общая характеристика Боинга 707

В зависимости от модификации различаются компоновка, количество кресел и другие характеристики самолета. Итак, Боинг 707-120 обеспечивает:

  • 174 места — одноклассная планировка;
  • 137 мест — двухклассная компоновка.

По мере модернизации Boeing 707 320B количество мест в самолете увеличивалось:

  • 189 — одноклассная компоновка;
  • 141 — двухклассная компоновка.

Увеличение салона изменило его длину. Первоначально она составляла 31,9 м, а у лайнера 707 320Б — 33,9 м. Параметры ширины и высоты остались неизменными:

  • 3,56 м — ширина;
  • 2,38 м — высота.

Что касается планировки, то в большинстве случаев она бывает двух типов:

  • экономический класс;
  • бизнес и эконом класс.

Для Боинга 707 в салоне характерно наличие отделений:

  • шведский стол, буфет;
  • кухни;
  • туалеты;
  • гардеробная;
  • ручная кладь;
  • место хранения;
  • кабина экипажа;
  • пассажирские кресла.

Как видите, предусмотрены все отделения, которые смогут обеспечить комфортный перелет.

Особенность первого и второго классов

Двухклассная компоновка считается традиционной, поэтому особенности расстановки сидений следует проанализировать на ее примере. Изначально эта модель была рассчитана на перевозку 151 пассажира. Количество мест в каждом классе было следующим:

  • 16 мест — первый класс.
  • 135 мест — второй класс.

Интересным фактом является то, что классы разделены на две зоны — для курящих и некурящих, благодаря которым пассажиры, пристрастившиеся к табаку, могут летать, не отказываясь от своей зависимости. Места для курения расположены следующим образом:

  • Первый класс — 3-4 ряды.
  • 2 класс — с 19 по 28 ряды.

Следовательно, в Боинге 707 лучшие места для людей, не переносящих табачный дым, будут в первом и втором рядах первого класса, а с пятого по восемнадцатый — второго класса — это зоны для некурящих.

В связи с тем, что у самолета узкий фюзеляж, кресла в салоне расположены по следующим схемам:

  • Бизнес-класс — 2-2 (по два места с каждой стороны);
  • Экономический класс — 3-3 (по три места).

Рекомендации по выбору мест

Выбирая кресло в Боинге, следует руководствоваться несколькими стандартными советами.

Прежде всего, необходимо заранее узнать, какая модификация будет использоваться во время полета. От этого зависит компоновка, а значит и возможность комфортного полета в бизнес-классе.

По возможности старайтесь не занимать места возле технических зон, особенно туалетов. Иначе не избежать испорченного настроения. Первое, что вас беспокоит, — это неприятный запах, а второе — постоянный поток пассажиров, а иногда и очереди. Поэтому, если вы запланировали отдых в самолете, в тишине и покое не получится.

Планируя полет на Боинге, в бизнес-классе или эконом-классе, нужно определиться, где удобнее сидеть — у прохода или у иллюминаторов.

Выбирая место у прохода, вы получаете решающее преимущество, потому что можете встать в любое удобное для вас время, не мешая соседям. Такие кресла особенно выгодны, если вы планируете летать с маленькими детьми. Еще одно преимущество — можно ставить ноги в проход, когда он свободен. Минус таких кресел в том, что с каждым выдохом вам будут мешать соседи. Но это не самое страшное, ведь к частым проездам бортпроводников с тележками и пассажирам, гуляющим по салону, придется привыкать.

Если вы хотите использовать время полета до приличного отдыха, места в Булааче — это то, что вам нужно. Они не будут беспокоить соседей, и вы сможете расслабиться. Ежедневный рейс будет сопровождаться прекрасным видом на Булайу, который вы можете наслаждаться без ограничений. Единственное неудобство состоит в том, что во время полета будет трудно выйти во время полета, потому что вам придется мешать соседям.

Некоторые недостатки — это место на задней части такси, потому что еда вы попадете в последний раунд. Это означает, что вам придется согласиться на то, что останется.

В целом, мы можем сказать, что некоторые места для одного будут реальной выгодой, и для других тестов силы. Поэтому думайте о специфике вашего полета и сделайте правильный выбор.

Интересные факты о боинге 707

Вы хотите почувствовать себя настоящей звездой, выберите рейс Boeing 707. Известно, что американский актер Джон Траволта выбрал 707-138B модификацию в качестве своего личного самолета. Он стал его владельцем в 1998 году и даже изменил регистрацию самолета на N707 JT. Это означает «Боинг Джона Траволты», потому что актер добавил свои инициалы на имя.

Вы фанат трагикомедизованного триллера Оскара, «Аэропорт», направленный Джожо Ситоном, который появился в 1970 году? Тогда у вас есть возможность погрузиться в атмосферу фильма, покупая билет на этот самолет, потому что эта модификация была вовлечена в этот фильм.

Конструкция

Самолет Boeing 707 представляет собой моноплан с низко установленным стреловидным крылом. Двигатели находятся в отдельных гондолах на пилонах под крылом. Машина стала первым пассажирским самолетом с подобным размещением двигателей. Крылья имеют постоянную стреловидность по передней кромке с углом 35⁰.

Применение такой схемы создавало трудности для пилотов, привыкших эксплуатировать прямокрылые машины с поршневыми двигателями. На передней кромке крыла установлены отклоняемые щитки Крюгера, предназначенные для уменьшения скорости машины при посадке.

В конструкции самолета использован специальный автопилот, отслеживающий отклонения машины от курса. На Boeing 707 применено трехстоечное шасси с поворотной передней опорой.

На носовой опоре установлено спаренное колесо. Поворот передней стойки выполняется из кабины пилотов или при помощи жесткой буксировочной тяги. Во время разбега управление блокируется.

Пассажирский салон и кабина экипажа самолета оборудованы системой поддержания избыточного давления и кондиционером. Система работает от воздуха, который забирается из компрессоров двигателей. Канал отбора устанавливался над двигателем и закрывался специальным обтекателем.

Схема салона построена по принципу установки двух рядов трехместных сидений с центральным проходом. При установке мест бизнес класса используются двухместные сидения, установленные в передней части фюзеляжа.

Модификации

Серийно строившиеся и переоборудованные самолёты, построенные «Боингом»:

  • 367-80
  • 707—120
  • 707—220
  • 707—227
  • 707—320 Интерконтиненталь
  • 707—220В
  • 707-320B
  • 707-320B Advanced
  • 707-320C
  • 707—420
  • 707—700
  • 720
  • 720B

Самолёты для перевозки высшего руководства:

VC-137C — модификация «Боинга-707-320Б» для ВВС США для перевозки президентов США. Были построены 2 самолёта — №SAM26000 в 1962 г. и №SAM27000 в 1972 г. Носили специальную окраску. В службе управления воздушным движением им выдавался код Air Force One — тому самолёту, на борту которого находился президент. В настоящее время оба самолёта заменены на 2 VC-25 и 4 C-32 (для вице -президентов и других госслужащих администрации) и находятся в музеях.

Военные модификации, построенные на базе планера 707

  • E-3 Sentry — серийный самолёт ДРЛО, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» со вращающимся над фюзеляжем обтекателем с антенной радиолокатора. Обтекатель 9,1 м в диаметре и 1,8 м в толщину установлен на двух опорах на высоте 4,2 м над фюзеляжем. Низколетящие цели могут быть обнаружены в 375 км, цели над горизонтом — в 600 км от самолёта. 2 генератора на каждом из 4 двигателей производят 1 мегаватт электроэнергии, потребляемой локатором.
  • E-6B Mercury — серийный воздушный командный пункт управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» и 4 двигателя «Дженерал Электрик — СНЕКМА» СФМ-56 («GE-SNECMA» CFM-56) Первоначально были построены в модификации E-6A и служили только для передачи команд на подводные лодки с БРПЛ, находившиеся в погруженном состоянии с помощью сверхдлинноволновых передатчиков и 2 длинных выпускаемых многокилометровых буксируемых тросовых антенн (программа ТАКАМО (TACAMO)) для замены устаревших EC-130. До 1992 г. не менее 2 самолётов из 16 построенных постоянно находились в воздухе, один над Атлантикой, другой над Тихим океаном. В настоящее время дежурят на 4 базах в готовности ко взлёту. С октября 1998 г. переоборудовались в вариант E-6B и выполняют ещё и функции воздушных командных пунктов («Airborne Command Post») (ABNCP) по программе названной «Лукинг Гласс» («Looking Glass») (воздушная система отражающая/повторяющая наземные системы) для управления пусками МБР c использованием системы ALCS. Заменили в этой роли снятые с дежурства EC-135.
  • E-8 JSTARS — серийный самолёт радиолокационной разведки наземных целей на поле боя и передачи информации всем родам войск США в реальном времени, имеющий модернизированный планер «Боинг-707-320» с установленным под фюзеляжем вдоль его передней части длинным обтекателем с неподвижной антенной радиолокатора. Радиолокатор может обнаружить только подвижные радиолокационно-заметные цели на расстоянии 250 км сбоку от направления полёта на площади в 50000 км² и имеет угол обзора 120° Компьютеры самолёта запоминают и суммируют информацию о всех целях когда-либо двигавшихся на поле боя. В 1991—2005 годы построено 17 самолётов.
  • С-18 — военно-транспортная грузовая модификация «Боинг-707-320Б» для ВВС США.
  • EC-18B — самолёты для контроля и измерений при проведении разнообразных испытаний крылатых, зенитных, баллистических ракет, входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет и космических аппаратов, созданные на основе модернизированных планеров «Боинга-707-320». Все 8 EC-18B были построены начиная с 1982 г из отслуживших гражданских самолётов. Похожие EC-135N, EC-135E на базе KC-135 начали службу ранее, в 1960—1970 годах. Самолёты имели 2,1-метровую параболическую антенну в большом заметном яйцеобразном обтекателе установленном перед кабиной пилотов по оси фюзеляжа, смещённом вниз, чтобы не загораживать обзор пилотам. Антенна служила для приёма телеметрии с испытываемых аппаратов. Имелись оптические средства наблюдения и фотокиносъёмки входящих в атмосферу испытываемых боеголовок. В настоящее время используются 3 EC-18B.

Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на «Боинг-707» создавались на базе планера KC-135 (см статью KC-135)

Множество гражданских пассажирских «Боингов-707» отслужив, переделывались в грузовые, военные и исследовательские самолёты, а попавшие на базы хранения служат сейчас источником запчастей и двигателей для летающих в настоящее время всех модификаций 707 и KC-135

Operators[]

Template:Seealso
Although 707s are no longer employed by major airlines 63 aircraft remain in commercial use, mainly with air cargo operators.

In the 1980s, the USAF acquired around 250 used 707s to provide parts for the KC-135E Stratotanker program.

After Saha Airlines, the last commercial passenger operator, ceased operations in 2013, no 707s remains in commercial passenger service, though some are operated as cargo aircraft and private jets. American actor John Travolta owns, and is qualified to fly as second in command, an ex-Qantas 707-138B, registration N707JT.

The list of customer codes used by Boeing to identify specific options and trim specified by customers was started with the 707, and has been maintained through all Boeing’s models. Essentially the same system as used on the earlier Boeing 377, the code consisted of two digits affixed to the model number to identify the specific aircraft version. For example, Pan American Airlines was assigned code «21.» Thus a 707-300B sold to Pan Am had the model number 707-321B. The number remained constant as further aircraft were purchased, thus when Pan American purchased the 747-100 it had the model number 747-121.

Интересные факты

Интересно: ранее никто не делал упражнение «бочка» на столь крупных авиалайнерах.

  • Легендарный актер Джон Траволта имеет личный самолет марки Боинг 707-138. Он был выполнен по индивидуальному заказу для авиакомпании Qantas. Траволта стал его владельцем в 1969 году.
  • В 1983 году произошла трагедия, которая едва не вылилась в международный конфликт между СССР и Южной Кореей. Авиалайнер Боинг 707, принадлежавший корейскому государству, случайно пролетел над секретными военными объектами на территории СССР. Незамедлительно советские власти отдали приказ экипажу о совершении посадки на ближайшем аэродроме. Корейские пилоты проигнорировали требование советских властей. В результате самолет был сбит, в результате крушения погибли все люди находившиеся на борту. До сих пор ведутся расследования на тему данного инцидента.
  • Несмотря на свою устарелость, Боинг 707 до сих пор эксплуатируется. Используется он единственной авиакомпанией — иранской Saha Air, преимущественно для внутренних маршрутов. В 2010 году количество эксплуатируемых самолетов данной серии достигало 155 единиц.

История создания и использования

Во время Второй Мировой войны и во второй половине 1940-х годов компания Boeing специализировалась на разработке стратегических бомбардировщиков (самолёты фирмы обозначались литерой B: B-17, B-25 и т.д.) После войны перед фирмой встала острая необходимость перепрофилировать разработку самолётов в связи с уменьшенным спросом на военные самолёты, а также в связи с большими перспективами, которое могло бы открыть в 50-х пассажирское авиастроение.

В итоге в начале 1950-х годов начались работы по созданию реактивного пассажирского лайнера, имеющего общие черты, схожие с чертами стратегического бомбардировщика B-47 Stratojet. Разрабатывался новый самолёт в условиях строжайшей секретности и в связи с этим мало кто знал, что его обозначение было именно Boeing 707. В ходу тогда было наименование «367-80».

При разработке лайнера создателями был использован ряд нестандартных и новых по тем временам решений. Так, одним из них стало то, что двигатели самолёта устанавливались в отдельных специальных мотогондолах, что обеспечивало их надёжность и в то же время защищённость: при воспламенении одного двигателя шансы того, что огонь перекинется и на другой, стали практически равны нулю. Другим новшеством была установка двигателей самолёта непосредственно под крылом, что обеспечивало высокие аэродинамические свойства лайнера в целом.

Первоначально главными эксплуататорами самолёта были две американские авиакомпании: Trans World Airlines и PanAmerican. Они серьёзно увеличили парк своих лайнеров, что привело к стремительному росту спроса на пассажирские перевозки не только в США, но и во всём мире.

60-е годы XX века стали поистине звёздным часом для лайнера Boeing 707. Популярность самолёта росла, вскоре его начали заказывать и западноевропейские авиакомпании. Однако стоит отметить, что проникновение Boeing 707 на европейский рынок осложнялось тем, что здесь уверенно держали свою позицию самолёты DC-8 компании McDonnell Douglas. В основном это преимущество объяснялось лучшей репутацией компании над корпорацией Boeing, специализировавшейся в течение долгого времени исключительно на военных самолётах. Однако затем, после ряда улучшений и выпуска модификаций (в частности, 320B), Boeing 707 начал уверенно завоёвывать лидерство.

Конец 60-х – начало 70-х годов характеризуется высоким спросом на пассажирские авиаперевозки, в связи с чем популярность самолёта, а вместе с ней и количество заказов на него, стали падать. Также свою лепту внесла и разработка нового дальнемагистрального самолёта – Boeing 747, обладавшего большей пассажировместимостью и потенциалом для создания модификаций, хоть и несколько повышенным расходом топлива. Всё это привело к тому, что в 1978 году был выпущен последний серийный Boeing 707.

Всего за 20 лет производства было построено 1010 лайнеров Boeing 707, из них было потеряно 194 машины. Таким образом, из всего количества самолётов примерно каждый пятый был потерян. Это объясняется в основном техническим несовершенством лайнера, характерным для машин того времени, а также ошибками экипажа.

На сегодняшний день около ста самолётов всё ещё эксплуатируются, однако в основном это – грузовые модификации Boeing 707.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector