Балтийский флот рф: боевые корабли и характеристики

История Балтийского флота

Официальная дата основания Балтийского флота – 18 мая 1703 г. Тогда флотилия, состоящая из 30 шлюпок с солдатами полков Преображенский и Семеновский и возглавляемая Петром I, впервые одержала победу в бою и захватила на Неве 2 военных судна, принадлежащих шведам. Позже для флота сконструировали первый корабль «Штандарт» и основали на Балтике базу Кроншлот.


Корабль «Штандарт»

БФ неоднократно участвовал в морских сражениях, защищая российские интересы. К примеру, в течение Северной войны 1700-1721 гг. с его помощью были захвачены Гельсингфорс, Выборг, Рига, Ревель, Або, Моонзундские острова. На воде одерживались победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме. В течение конфликтов со шведами в 18 в. и Крымской войны 1853-1856 гг. удалось отстоять балтийское побережье, не дав противнику завоевать Кронштадт.

Создание Балтийского флота внесло вклад в науку. Он стал основоположником кругосветных путешествий, изменив карту мира – на ней появились 432 географических открытия, названные в честь адмиралов и офицеров БФ.

В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. был совершен беспрецедентный на тот момент переход отечественных броненосцев из Балтики в Японское море в крайне тяжелых условиях, хотя за этим и последовало поражение в Цусимском сражении.

В ходе I мировой 1914-1918 гг. БФ выиграл битву за Балтику, ликвидировав свыше 100 немецких кораблей.

Описание конструкции

Основная статья: эсминцы типа «Современный».

Корпус и архитектура

Эсминец проекта 956, общий вид

«Осмотрительный» — классический ракетно-артиллерийский корабль со стальным полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с дымовой трубой и двумя мачтами. Последние служат для размещения антенных постов — радиолокаторов, станций РЭБ и связи. Наклонный форштевень ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции «Платина». При помощи пятнадцати главных переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков. Обеспечению непотопляемости также способствует разделение корпуса на шесть палуб: палубу полубака, верхнюю, вторую и третью палубы, а также первую и вторую платформы (последняя переходит в настил второго дна).

Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар вместо традиционного размещения на корме подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, чтобы не ограничивать сектора обстрела кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили складным, телескопически надвигаемым на вертолёт. Внешним граням надстройки придали скошенную форму для уменьшения отражённого кораблём радиосигнала.

Энергетическая установка и ходовые качества

На эсминцах проекта 956 применили паротурбинную силовую установку: 2 суммарной мощностью 100000 л. с., вращающие два пятилопастных гребных винта. С учётом того, что большинство советских и зарубежных боевых кораблей в конце 1970-х годов уже оснащалось более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД), это решение часто подвергалось критике. Однако следует отметить, что паровые турбины наряду с недостатками имеют и важные преимущества в сравнении с ГТД, такие как меньшая стоимость, существенно большие ресурс и мощность одного агрегата. Хорошо освоенные промышленностью и личным составом, агрегаты эсминцев обеспечивали надёжную и безотказную работу в условиях штатной эксплуатации и своевременного техобслуживания.

Пар для турбин обеспечивали 4 паровых котла модели КВН-98/64: «Осмотрительный» был в числе первых шести эсминцев проекта 956, получивших эти проверенные в эксплуатации котлы. От новых котлов типа КВГ-3, устанавливаемых эсминцах серии начиная с седьмого («Стойкого»), КВН-98/64 отличались несколько меньшей паропроизводительностью, зато и не предъявляя повышенных требований к обслуживанию и водоподготовке.

Вооружение и оборудование

Одной из важнейших задач эсминцев типа «Современный» считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени универсальное вооружение из четырёх автоматических 130-мм орудий в двух башнях.

Вооружение в носовой части ЭМ проекта 956 (на снимке — «Отличный», 1988 год)

Эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Благодаря высокой скорости и малой высоте полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов.

Основу ПВО корабля составили два многоканальных зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) М-22 «Ураган». Каждый комплекс имеет поворотную однобалочную пусковую установку, под которой в боевом погребе барабанного типа хранится боекомплект из двадцати четырёх зенитных ракет 9М38 — 8 во внутреннем барабане и 16 во внешнем. Всего, таким образом, эсминец располагает 48-ю зенитными ракетами.

Для ближнего рубежа служат четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630. Они автоматически наводятся на цели при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» — по одной на каждую пару артустановок.

Противолодочное вооружение представлено торпедными аппаратами с управляемыми торпедами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 956 нёс по два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата типа ДТА-53-956 и по две реактивных шестиствольных установки РБУ-1000.

В складном ангаре на «Осмотрительном» при необходимости мог разместиться один противолодочный вертолёт Ка-27, составляя авиационное вооружение корабля.

Радиоэлектронное оборудование эсминца соответствовало промежуточному варианту оснащения серии кораблей проекта 956, включая в себя обзорную РЛС «Фрегат-М1» с одной плоской и второй — параболической решётками антенн, навигационные РЛС, гидроакустическую станцию «Платина-С», средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также «Сапфир-У».

Морская пехота

В настоящее время 336-я бригада морской пехоты Балтийского флота базируется в Балтийске и подчиняется непосредственно штабу БФ. Ее история ведет свое начало от 347-го стрелкового полка, который был награжден орденами Суворова III степени и Александра Невского, а также Вымпелом министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

336-я бригада морской пехоты Балтийского флота

В январе-июне 1995 г. морпехи 336-й отдельной бригады принимали участие в Первой чеченской войне. За проявленное мужество и героизм более 800 человек получили государственные награды. Пятеро из них удостоились почетного звания Героя России.

Предлагается к прочтению:

Военно-морской флот накануне Второй мировой войныМорской космический флот Советского Союза

Усиление позиций

С целью защиты устья Невы Пётр I распорядился заложить Петропавловскую крепость (27 мая 1703 года), с которой и началось строительство будущей столицы России — Санкт-Петербурга. На острове Котлин в Финском заливе по инициативе царя появилась крепость Кроншлот (Кронштадт).

С 1703 по 1709 год были введены в строй 15 фрегатов, три бомбардирских корабля, 44 небольших парусных судна, 91 бригантина, 21 галера и полугалера. После 1709 года Россия оборудовала пункты базирования в Кронштадте, Выборге и Ревеле (будущий Таллин).

Армейская реформа и успехи в создании флота позволили России одержать победу в Северной войне, вернув утраченные в XVI—XVII веках прибалтийские земли. В 1720-е годы Балтийский флот превратился в крупнейшую военно-морскую силу региона.

Однако у петровского флота всё-таки имелся существенный недостаток: только 30% кораблей были в боеспособном состоянии. Сказывалась нехватка у русских моряков опыта в эксплуатации и ремонте морских вооружений, ощущался и недостаток финансирования. Строительство Балтийского флота обошлось государственной казне слишком дорого. Чтобы сократить расходы, кораблям запрещалось выходить в море для выполнения небоевых задач.  

Также по теме


«Подобной гавани в Европе нет»: как создавался Черноморский флот России

13 мая 1783 года 11 кораблей Азовской дивизии вошли в Ахтиарскую бухту Крыма. Так началось строительство Черноморского флота, ставшего…

Практика регулярных учений Балтийского флота была восстановлена при императрице Анне Иоанновне (1730—1740 годы). Помимо этого, корабельный состав был обновлён более чем наполовину, а доля боеспособных судов достигла 60%. До конца XVIII века в Балтийском флоте постоянно росло число линейных кораблей и фрегатов. Основным поставщиком была Архангельская верфь.

После Северной войны Балтийский флот принимал участие в Русско-турецких войнах, в Семилетней войне с Англией и Пруссией (1767—1774 годы), а также в войне со Швецией (1788—1790 годы).

Однако балтийцев по-настоящему прославила экспедиция в Средиземное море (1769—1774 годы). Это был первый дальний поход русских моряков. Эскадра Балтфлота прошла Ла-Манш, Гибралтар, обогнула Италию и приняла бой у берегов Греции. В задачи моряков и пехотинцев входили уничтожение морских коммуникаций Османской империи и захват крепостей. 

В апреле 1770 года русские выбили турок из Наваринской бухты и превратили её в свою временную базу. 5 июля 1770 года балтийская эскадра одержала непростую победу над османским флотом в Хиосском проливе, а затем разгромила уцелевшие корабли неприятеля в Чесменской бухте. В том сражении турки потеряли 14 тыс. человек, 14 линейных кораблей и шесть фрегатов.

  • И. Айвазовский. Чесменский бой. 1848

В 1771—1772 годах балтийцы также успешно сражались с османскими эскадрами. В июне 1773 года русские высадились на территорию Сирии с целью осады принадлежавшего туркам Бейрута. 10 октября русские и союзники в лице друзов (этноконфессиональная группа арабов) взяли этот прибрежный город.

Война с Турцией завершилась 21 июля 1774 года Кючук-Кайнарджийским мирным договором. Турки согласились отдать России земли Северного Причерноморья и Кубани. При этом Петербург обязался вывести средиземноморскую группировку и передать туркам греческие территории, принявшие русское подданство в 1770—1774 годах.

Номер один: “Петр Великий”

Самым большим кораблем в России является атомный крейсер “Петр Великий”. Корабли этого класса появились в середине 60-х годов прошлого столетия. Из-за высокой стоимости и сложности постройки, похвастаться наличием таких крейсеров в военно-морском флоте могли всего две сверхдержавы – США и СССР. Сегодня в мире эксплуатируется всего один атомный крейсер – “Петр Великий”, входящий в состав ВМФ РФ.

История корабля

Начало строительства самого мощного корабля ВМФ России приходится на 1986 году. Тремя годами позже атомный крейсер был спущен на воду. При разработке, судно получило имя “Юрий Андропов”, однако в 1992 году корабль переименовали. Бортовой номер тоже сменился – с 183 на 099.

На сегодняшний день, этот тяжелый атомный крейсер является самым большим не авианесущим кораблем в мире.

К строительству и испытаниям корабля подошли со всей тщательностью. Как только крейсер спустили на воду, он был направлен на ходовые испытания в Заполярье.

На счету корабля несколько интересных достижений:

  • первым обнаружил место крушение подлодки “Курск”;
  • снимался в фильмах;
  • задержал несколько суден сомалийских пиратов;
  • входит в список самых смертоносных боевых кораблей мира.

“Петр Великий” – флагман северного флота РФ.

Характеристики самого большого корабля

Боевая численность судна насчитывает свыше тысячи человек

Самый большой военный российский корабль имеет следующие характеристики:

  • 250 метров в длину;
  • 25 метров в ширину;
  • почти 60 метров в высоту;
  • водоизмещение – до 25 тыс.тонн;
  • 60 суток автономного плавания.

Энергетическая установка представлена двумя атомными реакторами. Это делает мощный корабль еще и одним из самых опасных в мире для самого экипажа.

Интересно! Другие страны, в частности США, отказались от использования таких крейсеров, так как в случае повреждения корабль представляет опасность для своей же команды.

Самый большой военный корабль российского флота имеет скорость движения около 32 узлов, что равняется примерно 60 км/ч. Для сравнения, скорость современного атомного авианосца, построенного два года назад в США, составляет 30 узлов.

Конструкция

Самый большой крейсер в России может похвастаться внушительным экипажем – корабль рассчитан на 1035 человек команды. В корабле 49 коридоров, а общая их протяженность составляет почти 20 км.

Крейсер оснащен шестью палубами и имеет целых восемь ярусов. В распоряжении экипажа:

  • 1600 помещений;
  • 30 кубриков;
  • 140 одноместных и двухместных кают для офицеров;
  • 15 душевых;
  • 2 бани;
  • сауна и бассейн;
  • медицинский блок на 2 уровня;
  • кабинеты диагностики;
  • спортзал;
  • телестудия;
  • салон отдыха для адмиралов с бильярдом и роялем.

Мощная энергетическая энергоустановка крейсера может обеспечить электричеством и теплом средний провинциальный город, в котором проживают 150 тыс. человек.

Атомное превосходство

К главным достижениям отечественного судостроения эксперты относят введение в строй новых кораблей проектов «Борей-А» и «Ясень-М».

Машины проекта 885М («Ясень-М») были разработаны конструкторами АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург). Строительство атомных субмарин данного класса ведётся в Северодвинске, на предприятии АО «ПО «Севмаш».

Также по теме


«Укрепит боеготовность российского флота»: на что способен новый малый ракетный корабль «Грайворон»

Черноморский флот РФ пополнится малым ракетным кораблём «Грайворон», оборудованным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК». В…

Многоцелевые АПЛ предназначены для поражения боевых надводных кораблей, транспортных средств, подводных лодок и наземных объектов противника. «Ясени» оснащены восемью вертикальными пусковыми установками, способными запускать крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс». Также АПЛ несут на борту по 30 торпед калибра 533 мм.

В начале мая на баланс ВМФ России была принята АПЛ проекта 885М «Казань» — судно стало головным крейсером серии.

Как ранее сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, вторая субмарина проекта 885М, «Красноярск», может быть спущена на воду в августе этого года.

Первый серийный ракетоносец проекта 995А («Борей А») «Князь Олег» был спущен на воду летом 2020 года. Об этом сообщили в ПО «Севмаш», занятом выпуском кораблей этой серии. Как уточнил в апреле 2021 года гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, АПЛ «Князь Олег» будет передана флоту в октябре.

Подводные корабли проекта «Борей» должны заменить устаревшие АПЛ третьего поколения 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».

Начиная с 2013 года ВМФ получил три ракетоносца проекта «Борей»: К-535 «Юрий Долгорукий», АПЛ К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».

  • Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»
  • РИА Новости

Параллельно велась разработка модернизированной серии АПЛ проекта 995А («Борей-А»). Головной корабль серии К-549 «Князь Владимир» был передан военным в 2020 году.

Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».

«Бореи» обеих модификаций несут на борту 16 МБР «Булава» с ядерными боезарядами. Одним из важных преимуществ АПЛ проекта «Борей» считается малая заметность. Она обеспечивается использованием звукопоглощающих материалов. Всего планируется построить десять кораблей этой серии.

Как отметил Владимир Поспелов в комментарии РИА Новости, Россия может продолжить строительство стратегических подводных ракетоносцев проекта 995 и после сдачи законтрактованных на сегодняшний день кораблей.

Также по теме


Гибридная субмарина: что представляет собой российский погружающийся патрульный корабль «Страж»

Российское Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) «Рубин» ведёт разработку ныряющего патрульного корабля «Страж». Об этом сообщили в…

«Серия может быть продолжена. Проект показал себя как удачный, имеет хорошие перспективы по модернизации», — пояснил он.

Он также напомнил, что суммарно возможное количество носителей МБР с ядерными боезарядами определяется договором СНВ-3.

Как отмечают эксперты, флот играет важнейшую роль в качестве компонента стратегических ядерных сил страны.

«Известно, что именно баллистические ракеты подводных лодок составляют значительную долю в нашем потенциале стратегического ядерного сдерживания. Это самый скрытный и самый мобильный компонент наших стратегических ядерных сил. В этом смысле флот должен в первую очередь обеспечивать оперативное развёртывание, прикрытие районов применения наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения», — пояснил Виктор Мураховский. 

Вторая важная задача ВМФ — обеспечение безопасности мореплавания и границ ближней морской зоны. Её выполняют корветы, малые ракетные и патрульные катера.

«Флот должен восстанавливать свои возможности, этот процесс мы сейчас и наблюдаем», — добавил эксперт.

Похожее мнение высказал и Игорь Коротченко.

«Флот обеспечивает ядерное сдерживание своей морской стратегической компонентой. Также ВМФ вносит свой вклад в потенциал неядерного сдерживания. Особую роль сегодня играют морские носители крылатых ракет «Калибр»», — подытожил эксперт.

Без картошки фри, но с «Калибрами»

Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?

Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

История строительства

Эскадренный миноносец «Настойчивый» заложен 7 апреля 1988 года на заводе № 190 имени А. А. Жданова в Санкт-Петербурге (строительный № 876), спущен на воду 19 января 1991 года.

Экипаж корабля сформирован 15 февраля 1992 года, заселение экипажа на корабль произошло 29 августа.

30 декабря 1992 года корабль принят в боевой состав Балтийского флота ВМФ России.

27 марта 1993 года на корабле был поднят Военно-морской флаг России.

На период строительства корабль был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на период испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей, затем был переведён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск) 12-й дивизии надводных кораблей.

«Настойчивый» в море: Флагман Балтфлота вернется после ремонта

Минобороны вернет в строй флагман Балтики — эскадренный миноносец «Настойчивый» проекта 956 «Сарыч». Принятый в состав флота в 1993 году, эсминец обладал самой мощной на тот момент артиллерией. Однако из-за проблем с силовой установкой его постоянно приходилось ремонтировать, а несколько лет назад «Настойчивый» вообще перестал выходить в море. Однако в этом году восстановительные работы будут завершены и корабль снова выйдет на боевую службу.

Как заявили «Известиям» в командовании Балтфлота, в ближайшее время «Настойчивый» пройдет плановый ремонт — все необходимые средства для этого выделены. В настоящее время работы на корабле проводятся непосредственно в месте постоянной дислокации. В течение этого года на «Настойчивом» будет произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения. Также будет проведен осмотр и очистка подводной части корпуса, проведен ремонт винто-рулевой группы.

Справка «Известий»

«Настойчивый» – флагманский корабль Балтийского флота водоизмещением 6,5 тыс. т. Построен в 1991 году по проекту 956 «Сарыч». Корабли этого проекта предназначены в первую очередь для борьбы с надводными силами противника. Они были оснащены 130-миллиметровыми автоматическими пушками АК-130, противокорабельными ракетами «Москит», зенитной артиллерией, 533-миллиметровыми торпедами и глубинными бомбами. «Настойчивый» несет на борту противолодочный вертолет Ка-27. Главный калибр эсминца АК-130 стреляет со скоростью пулемета и может за секунду разрезать пополам корабль или смести прибрежные укрепления.

В годы холодной войны «Сарычи» планировалось применять при непосредственном столкновении с авианосными ударными группами потенциального противника, а также для огневой поддержки десанта. Эсминцы способны развивать скорость до 32 узлов, в автономном плавании они могут находиться месяц.

Всего для ВМФ СССР и России было построено 17 кораблей этого типа. Однако из-за недофинансирования и сложности в обслуживании их силовых установок в 1990-х годах большинство из эсминцев было списано. Они даже не прослужили запланированное время, хотя рассчитаны минимум на 20 лет службы. Сейчас на боевом посту находятся два эсминца проекта 956. «Адмирал Ушаков» входит в состав Северного флота. «Быстрый» несет службу на Тихоокеанском флоте. В 2010 году на этом корабле в результате короткого замыкания и утечки топлива начался пожар. Утечку ценой своей жизни остановил матрос Алдар Цеденжапов —за это он был удостоен звания Героя России посмертно.

Ушаков улыбается: присвоение кораблям имен героев повысит боеготовность флота

Новые обозначения получат так называемые безымянные плавсредства

«Настойчивый» станет третьим «Сарычем» в строю. Еще один корабль — «Бурный» — находится сейчас в ремонте. Будет ли он доработан и возвращен в строй, в последнее время не сообщалось.

Слабое место «Настойчивого» — энергетическая установка с высоконапорными котлами, рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. Такая стоит только на «Сарычах».

— С одной стороны, такая силовая установка является относительно экономичной, имеет высокий КПД, требует не так много времени для подготовки к работе, — сказал Дмитрий Болтенков. — Но в то же время она очень требовательна к качеству воды, важна квалификация обслуживающего персонала. С водой нужной степени очистки в 1990-е годы были проблемы.

Однако бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов убежден, что никаких проблем с силовыми установками кораблей не было и если и случались поломки, то только по вине личного состава.

— «Настойчивый» мне памятен, — говорит Валентин Селиванов. — Он был спущен на воду, когда я был командиром Ленинградской военно-морской базы — я поднимал на нем флаг, когда его передавали флоту. Хороший корабль. Он выполнял большие задачи. Не раз был на боевой службе в Средиземном море и даже ходил в Атлантику и в Индийский океан. Он эффективен и в противолодочном отношении, и в ударном. Это незаменимый эсминец.

В ближайшие годы Балтийский флот ждет усиление. Помимо «Настойчивого», ожидается поступления новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Так, в боевой состав БФ уже вошел головной корабль «Мытищи».

Православный походный храм

20 февраля 2020 года, по сообщению пресс-службы Балтийского флота ВМФ России, эсминец «Настойчивый» обрёл православный походный храм.

Торжественная церемония передачи храма прошла в Балтийске. Чин его освящения провёл настоятель Кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира соединения надводных кораблей по работе с верующими военнослужащими архимандрит Софроний.

Походный храм, выполненный по всем православным канонам, будут использовать во время выхода корабля в море, проведения различных учений. Все элементы храма, включая запрестольную икону, складной иконостас, престол и антиминс, может быстро развернуть и упаковать всего один человек.

Вторая половина 20 в.

В начале 1950-х гг. возможности БФ существенно увеличились в связи с получением передового ракетно-ядерного оружия. Еще были получены современные ракетные корабли, самолеты с реактивными двигателями. Балтийцы начали привлекаться к осуществлению задач в Северном море, в Средиземном, в Атлантике.

Крейсер Грозный Балтийского флота стал первым эсминцем СССР с противокорабельным ракетным вооружением. Однако к 2002 г. судна этого типа были полностью исключены из состава ВМФ.

7 мая 1965 г. флот во второй раз получил Орден «Красное Знамя». Были отмечены выдающиеся заслуги перед отечеством, героизм, проявленный в сражениях с захватчиками.

История строительства

Эскадренный миноносец «Настойчивый» заложен 7 апреля 1988 года на заводе № 190 имени А. А. Жданова в Санкт-Петербурге (строительный № 876), спущен на воду 19 января 1991 года.

Экипаж корабля сформирован 15 февраля 1992 года, заселение экипажа на корабль произошло 29 августа.

30 декабря 1992 года корабль принят в боевой состав Балтийского флота ВМФ России.

27 марта 1993 года на корабле был поднят Военно-морской флаг России.

На период строительства корабль был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на период испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей, затем был переведён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск) 12-й дивизии надводных кораблей.

Базирование и задачи флота

Изучив историю, следует разобраться, где находился и находится сегодня Балтийский флот. Штаб Балтийского флота расположен в городе Калининград. В состав входит Краснознаменная Балтийская военно-морская база. Краснознаменная Ленинградская военно-морская база, отмеченная во время ВОВ, имеет три места дислокации – Ломоносов, Кронштадт, Санкт-Петербург.

Разобравшись, какие базы, находящиеся в составе Балтийского флота, где расположены, следует изучить корабельный состав Балтийского флота военно-морского флота (ВМФ) России и состав воинских частей. Структура морской организации Балтийского флота ВМФ РФ представлена более 25 тыс. человек – основной состав воинских или войсковых частей.

Эскадренные миноносцы Балтийского флота


Корабль “Настойчивый” начал строиться ещё в восьмидесятые годы прошлого века; на сегодняшний день ходит под бортовым номером “610” Балтийский флот ВМФ России располагает эскадренным миноносцем “Настойчивый” (проект 956). Еще 10 лет назад таких миноносцев в составе было два. Второй носит имя “Беспокойный”. Однако в 2008 году корабль в последний раз был спущен на воду, так как израсходовал свой потенциал. Несколько лет назад корабль стал музейным экспонатом.

На сегодняшний день в составе остался миноносец “Настойчивый”. Флагман Балтийского флота введен в эксплуатацию в 1991 году, в 2019 году запланирован плановый ремонт, в ходе которого корабль будет модернизирован.

Последний командир корабля – капитан 3 ранга Ганиев А. Р. (с 2018 года).

Сторожевые корабли 2-го ранга

В составе Балтийского флота присутствуют 2 корабля проекта “Ястреб”. Это сторожевые корабли дальней морской зоны, часто классифицируются как фрегаты. Один из них, “Неустрашимый”, на сегодняшний день находится на плановом ремонте. Корабль впервые спущен на воду в 1988 году. Второй сторожевой корабль – “Ярослав Мудрый”. Его строительство пришлось на начало перестройки, потому было заморожено. Корабль вступил в строй только в 2009 году.

Сторожевые корабли ближней морской зоны

Кораблей этого класса в составе флота 4. Все они представляют собой многоцелевые суда подкласса “корвет” проекта “Стерегущий”:

  • “Стерегущий” – вступил в строй в 2007 году;
  • “Сообразительный” – в строю с 2011 года;
  • “Бойкий” – спуск осуществлен в 2013 году;
  • “Стойкий” – в строю с 2014 года.

Все корабли заложены на “Северной верфи” Санкт-Петербурга.

Малые боевые корабли

Всего в состав Балтийского флота входят 13 кораблей этого класса. Все они в строю и успешно эксплуатируются. Больше половины спущено на воду в 1989-1990 годах, поэтому в скором времени ожидается капитальный ремонт.

В 2020 году в состав флота поступило 2 корабля проекта “Буян-М” и один корабль проекта “Каракурт”.

Боевые катера


Ракетный катер “Чувашия”способен развить боевую скорость до 41 узла (75 км/ч) В состав Балтийского подразделения ВМФ РФ входит 12 боевых катеров. Среди них противодиверсионные, ракетные и патрульные катера. 8 катеров, в том числе ракетные и противодиверсионные, спущенные на воду в начале 90-х годов прошлого века. Три патрульных катера спущены в 2013 году.

Десантные корабли

В состав входит:

  • 4 больших десантных корабля (2 ранга, проекта 775) – в эксплуатации с 1985-1990 гг.;
  • 2 малых десантных корабля на воздушной подушке (проект 12322 “Зубр”) – с 1991 г.;
  • 9 десантных катеров.

Десантные катера представлены тремя единицами техники проекта “Акула”, тремя катерами проекта “Серна”. В 2014 году флот пополнен тремя катерами проекта “Дюгонь”.

Подводные лодки

В Балтийском флоте ВМФ РФ числится три подводные лодки проекта “Палтус”. Однако одна из них списана и не эксплуатируется (“Выборг”), еще одна находится на ремонте (“Алроса”), возвращение в строй планируется в 2020 году. Успешно эксплуатируется только одна подлодка “Дмитров”, спущенная на воду в 1986 году.

Уроки Севастополя и Цусимы

В XIX веке Балтийский флот принял участие в войне со Швецией (1808—1809 годы) и в Крымской войне (1853—1856 годы), отражая атаки англо-французской эскадры на Гангут, Кронштадт, Свеаборг и Ревель. Благодаря отваге и профессионализму балтийцев противнику не удалось прорваться в Петербург.

Как считают историки, драматичная Крымская война стала неприятным, но важным уроком для империи, обнажив техническую отсталость флота и сухопутных войск. В 1860-е годы Россия закупила для Балтфлота несколько броненосцев за рубежом и заложила десятки собственных кораблей.

Одной из выдающихся международных миссий Балтийского флота стала экспедиция к берегам Северной Америки (1863—1864 годы). Русские моряки создали угрозу торговым путям Англии и Франции, чтобы не допустить вмешательства держав в подавление Польского восстания (1863 год). Поддержку России оказал президент Северо-Американских Соединённых Штатов Авраам Линкольн.

Также по теме


«Государство изменилось наглядно и окончательно»: как реформы Александра II повлияли на историю России

29 апреля 1818 года в Москве родился будущий император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский Александр II. Он вошёл…

Расцвет Балтийского флота пришёлся на конец XIX века. С 1880-х годов Балтфлот начал получать броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки и суда обеспечения. Часть кораблей закупалась в Европе и США, но подавляющее большинство строилось на российских верфях.

Серьёзный урон Балтийскому флоту был нанесён в ходе Русско-японской войны (1904—1905 годы). На помощь дальневосточной группировке (1-й Тихоокеанской эскадре) были отправлены 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, сформированные из сил БФ.

Десятки русских кораблей под командованием контр-адмиралов Зиновия Рожественского и Николая Небогатова проделали путь от берегов Балтики до Индийского и Тихого океанов. Тяжелейший переход сказался на боеспособности балтийских кораблей. 27—28 мая 1905 года в Цусимской битве российский флот потерпел крупнейшее поражение в своей истории.

Однако в боях с тремя тихоокеанскими эскадрами Япония понесла серьёзные потери. Примером воинской доблести стала героическая гибель экипажей крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» 9 февраля 1904 года, когда русские моряки приняли неравный бой с японским флотом.

  • Эскадренный броненосец «Князь Суворов» — флагман 2-й Тихоокеанской эскадры, август 1904 года
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector