Вертолет ка-27. фото. история. характеристики

Чётко в срок

Год назад заместитель министра обороны России генерал-лейтенант Алексей Криворучко, а вслед за ним и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявили о скором появлении новой «редакции» отлично зарекомендовавшего себя «Аллигатора». И творческий коллектив не подвёл — новый винтокрылый хищник появился точно в срок. Естественно, помимо инженеров «Прогресса» в его лётных испытаниях принимают участие и представители предприятия-головника «Камов».

Согласно обязательствам предприятия-изготовителя, передачу на лётные испытания предполагалось провести до 31 мая 2021 года. Причём вся программа тестирования будет завершена осенью следующего — 2021 года, после чего предстоит окончательное подведение итогов. А предположительно, уже в 2022-м начнётся серийное производство 114 крылатых убийц бронетехники. Такова предварительная цифра оборонзаказа на доработанный вертолёт.

История создания

Хотя советская морская пехота и не представляла собой такую крупную и мощную структуру, как американская, но всё же являлась важным родом вооружённых сил. Морпехи, в частности, должны были первыми высаживаться на побережье, удерживая плацдарм до высадки основных сил – мотострелков с транспортных и десантных кораблей.

Для быстрой и эффективной переброски десантно-штурмовых групп морской пехоты предполагалось использовать вертолёты. При этом те же машины должны были эвакуировать раненых, подвозить боеприпасы, а главное – оказывать огневую поддержку, в том числе уничтожая бронированные цели. Складывался портрет своеобразной «летающей БМП» вроде Ми-24, но с учётом флотской специфики.

Основным предназначением «двадцать седьмого» были борьба с подводными лодками противника и спасательные операции. Универсальную машину для морской пехоты решили сделать именно на его базе. Работы под руководством Сергея Фомина начались в 1973 году. Название «Ка-29» появилось не сразу, поначалу вертолёт именовали Ка-27ТБ.

Первый опытный экземпляр с бортовым номером «208» взлетел летом 1976 года. Заводские испытания первых двух Ка-29 завершили весной 1978 года, и машины немедленно передали на испытания государственные. В мае 1979 года Ка-29 (это название было утверждено окончательно) рекомендовали запустить в серию. Но серийный выпуск «двадцать девятых» начался только в 1984 году.

Особенности авиационной машины Ка-31

ВМФ использовал вертолет для обнаружения надводных кораблей и воздушных целей, при необходимости сопровождал их. Те экземпляры, которые базировались прямо на кораблях, использовали в качестве воздушной поддержки ПВО боевых соединений всего флота. Мощная РЛС установлена на твердотельные элементы и при поворотах во время полета может выпускать антенну вместе с ФАР (фазированная антенная решетка).

Благодаря установленному на вертолет бортовому радиоэлектронному комплексу Ка-31 может вести автоматический полет по запрограммированному маршруту вне зависимости от состояния погоды и климатических условий. Вертолет ДРЛО способен одновременно обнаружить и сопроводить до двадцати объектов.

Автоматизированный режим способствует быстрой, а главное, автоматической передаче информации о найденных целях в пункт управления. Передача осуществляется при помощи телекодового канала. Система «Око» или Е-801, созданная в НИИ радиотехники (Нижегородская область), позволяет обнаруживать на дальних радиолокационных частотах любой надводный или низкоплановый объект.

Антенну специально прикрепляют к днищу Ка-31, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление и не дать испортиться при посадке. В рабочем состоянии антенна откидывается на 90 градусов, а стойки шасси приподнимаются. ФАР вместе с РЛС весят около 200 кг, площадь вращения антенны составляет шесть метров квадратных, а длина доходит до 5,75 метров. Надводный объект обнаруживается на расстоянии более чем 250 километров, а воздушный объект − до 150 км.

Специально для вертолетов обнаруживающего и разведывательного классов в КБ приборостроения (г. Саратов) разработали пилотажно-навигационный комплекс (ПНК). Режим общей работы РЛС и ПНК прост. Когда работает радиолокатор, ПН-комплекс устанавливает стабилизацию углового положения, отвечает за барометрическую или истинную высоту полета, определяет полет в дозорной зоне типовой траектории, автоматизированно выводит машину на корабль или аэродром, а также делает возможным вывод вертолета в точку посадки при помощи посадочных сигналов РЛС.

Передача полученной информации по закрытым и открытым каналам осуществляется установленным на ДРЛО Ка-31 специальным комплексом связи. Передача осуществляется телекодовым каналом. Вертолет может передать информацию на расстоянии 150 км от места базирования, и при этом высота может достигать отметки 1500−3000 метров. Полетные параметры регистрируются автоматически с помощью специализированной аппаратуры записи «Тестер-3К».

Помимо морского применения, вертолет можно использовать и для сухопутных войск. Ка-31 способен дислоцироваться на малых неподготовленных площадках, которые расположены поблизости мобильных зенитно-ракетных установок. ДРЛО обеспечивает указатели на цель.

Но серийное производство закончилось, не успев толком начаться. ВМФ России начал полную ликвидацию кораблей, спроектированных под номером 1143, что и привело к пропаже интереса к вертолету Ка-31. В эксплуатации только два экземпляра. Они находятся на базе ТАКР «Адмирал Кузнецов». Количество Ка-31 хотели увеличить в связи с закупкой у Франции специальных доков-вертолётоносцев «Мистраль», однако из-за наложенных европейских санкций этого не произойдет. Скандал произошел из-за поддержки Россией сепаратистов на территории Украины.

Служба[3][ | ]

За время серийного производства, с 1984 по 1991 год, на вертолётном заводе в г. Кумертау было выпущено 59 Ка-29.

Поставки Ка-29 в части авиации начались в 1985 году. Переучивание первых экипажей осуществлялось при Ухтомском вертолетном заводе и в 33-м ЦБПиПЛС в г. Николаеве, в дальнейшем вертолёты поступали на комплектование 555-го смешанного противолодочного авиационного полка на аэр. Очаков (пять вертолётов). До конца года в Очаков перегнали ещё 16 вертолётов Ка-29, которые пошли на формирование вертолётной эскадрильи 710-го отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка Тихоокеанского флота (Новонежино). Тогда же в Николаеве и Очакове переучились четыре экипажа из 696-го отдельного инструкторско-исследовательского вертолетного полка армейской авиации (из Торжка), вертолётов они перегнали только три (один впоследствии был разбит по техническим причинам, экипаж жив, взамен получили 4-й вертолёт).

В 1986 году в 344-м ЦБП отработали большую тему НИР по боевому применению и созданию сравнительных характеристик Ми-24 и Ка-29.

Вертолёт был принят на вооружение авиации Военно-морского флота СССР 8 августа 1987 года. До конца 1988 года этими вертолётами также были укомплектованы: 38-й ОКПЛВП (Северный флот, Североморск-2, 17 вертолётов) и 745-й ОКПЛВП (Балтийский флот, аэр. Донское, 8 вертолётов), всего в ВМФ было поставлено 46 вертолётов Ка-29. Остальные машины достались испытательным структурам и 344-му ЦБПиПЛС Армейской авиации в Торжке.

Вертолёты в первую очередь предназначались для группового базирования на БДК пр. 1174, которых в составе советского ВМФ было всего три: «Иван Рогов», «Александр Николаев» (вошли в состав ТОФ) и «Митрофан Москаленко» (СФ). На каждом БДК могло базироваться до 4 вертолётов. Также вертолёты пытались размещать на кораблях одиночного базирования, но после катастрофы 19 марта 1987 года при взлете с такого корабля произошла катастрофа Ка-29 из 38-го ОКПЛВП. После этого случая был наложен запрет на полёты с кораблей одиночного базирования.

Также достаточно неохотно Ка-29 брались на борт ТАВКР «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Вертолетчики больше летали со своих базовых аэродромов и полевых площадок.

К концу существования СССР интенсивность боевой подготовки экипажей вертолётов значительно упала, а к середине 90-х годов и исправность вертолётного парка резко снизилась.

В связи с ускоренным выводом из боевого состава флота ТАВКР «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку», а также постепенным прекращением эксплуатации БДК пр. 1174 транспортно-боевые вертолёты корабельного базирования оказались не нужны.

По данным журнала «Авиация и космонавтика», в феврале 1997 года порядка 13 Ка-29 были переданы в авиацию ВВ МВД. Другие источники указывают, что авиация Внутренних войск получила 16 таких машин в 2001 г., а также сообщают о поступлении Ка-29 в состав авиации Федеральной погранслужбы на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Однако эта информация вызывает сомнения.

В 2000 году 859-й учебный центр в Каче получил 3 Ка-29 из Североморска, в весьма удручающем техническом состоянии, их эксплуатация была прекращена уже через пару лет. Всего на середину 2012 года в боевом составе ВМФ России, по разным источникам, числилось от 10 до 15 Ка-29, процент исправности этих вертолётов был очень низок.

Конструкция Ка-27

Вертолет имеет соосную конструкцию несущей системы. Винты вращаются в противоположные стороны. Несущий винт имеет три лопасти, которые изготовлены из стеклопластика и имеют титановые втулки.

Каркас фюзеляжа балочно-стрингерного класса состоит из алюминиевых сплавов. Ради достижения путевой и продольной устойчивости хвостовое оперение разделено на 2 киля. Килевые шайбы оснащены неуправляемыми предкрылками и развернуты к оси фюзеляжа носком.

На вертолете Ка-27 установлено неубирающееся четырехопорное шасси с самоориентирующимися передними колесами, к которым примыкают элементы гидравлической системы. Благодаря ей можно чуть приподнять вертолет для удобного доступа к грузовому отсеку. Конструкция предусматривает установку лыж.

В состав силовой установки входят два турбовальных двигателя ТВ3-117КМ, каждый из которых имеет мощность 2200 л.с., и редуктор ВР-252. Во время полета несущие винты имеют стабилизированную частоту вращений. Запуск двигателей осуществляет вспомогательная силовая установка АИ-9.

Основные источники энергии на вертолете – это два трехфазных генератора переменного тока ГТ40ПЧ8Б, соединенных с редуктором ВР-252. К бортовой сети подключен левый генератор, а правый соединен с ним параллельно. На выходе напряжение тока составляет 200 В.

На вертолете отсутствуют генераторы постоянного тока, а необходимые 28,5 В преобразуются из трехфазных генераторов переменного тока, проходя через выпрямительные устройства ВУ-6Б. В случае отказа генераторов источником энергии на Ка-27 являются 2 никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и 2 полупроводниковых статических преобразователя тока ПТС-800А и ПОС-1000А.

Во время выполнения аварийной посадки на водную поверхность применяют надувные баллонеты, которые по умолчанию сложены в контейнерах по бокам фюзеляжа (плавучесть Ка-27 при выключенных двигателях плохая). Каждый баллонет имеет объем 5,4 м³ и надувается сжатым воздухом от баллонов с пиротехническими кранами.

В состав оборудования входит радиокомпас, автопилот, система передачи данных о разведанной лодке, работающая в полуавтоматическом режиме.

На Ка-27 предусмотрено использовать экипаж из трех человек: пилота, оператора противолодочных систем и штурмана-координатора.

Ка-52М и Ми-28НМ — кто круче?

В российском вертолётостроении, как это нередко случается и в ряде других областей, уже около полувека идёт ожесточённое соревнование инженеров — представителей двух КБ, создающих машины фактически одного класса.

Не секрет, что Ми-28Н, которого давно уже окрестили «ночным охотником» (по классификации НАТО — Havoc, то есть «опустошитель»), способен выполнять боевые задачи, весьма близкие от тех, которые командование ставит перед Ка-52.


russianhelicopters.aero

Современный ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник».

Примечание: ТТХ могут быть неполными, так как точная информация засекречена.

Тем не менее задачи эти всё-таки не идентичны: камовская машина больше охотится за бронетехникой (то есть выполняет разведывательно-ударные функции), а Ми-28 — скорее, вертолёт огневой поддержки.

Однако по своим тактико-техническим характеристикам эти машины действительно очень похожи. Любопытно, что даже вооружены они унифицированной номенклатурой смертоносных изделий, включая такие ПТУР как старые добрые «Атака» и «Хризантема». Правда, Ми-28 не использует ПТУР «Вихрь». Да и катапульты у него нет.

Кроме того, у Ми-28НМ установлена пушка на турели, что позволяет наведение в нескольких плоскостях, в отличие от Ка-52М, у которого, несмотря на новый привод, пушка способна отклоняться «только» на -2°…+9° по горизонтали и +3°…-37° по вертикали.


russianhelicopters.aero

У Ми-28НМ установлена пушка на турели, что позволяет наведение в нескольких плоскостях.

Однако некоторые недостатки Ми-28Н были, в глазах пилотов, весьма и весьма неприятными. Так, просто бросалось в глаза отсутствие на серийных аппаратах РЛС миллиметрового диапазона.

Автор статьи обсудил достоинства и недостатки обеих машин — Ми-28Н и Ка-52 с опытным офицером-вертолётчиком, прошедшим Афганистан, Дмитрием Санакоевым. По его словам, Ка-52 лучше, как концепт, так как расположение рядом для пилотов чисто психологически (да и в работе) удобнее, чем тандемом.


vpk.name

Ка-52 лучше, как концепт, так как расположение рядом для пилотов чисто психологически (да и в работе) удобнее, чем тандемом.

Также Д. Санакоев отметил неудобство очков ночного видения у Ми-28Н, которые приводят к сильному перенапряжению зрения. Из преимуществ Ка-52 опытный вертолётчик также отметил его лучшую манёвренность.

Конечно, любой взгляд имеет право на существование. Так, многие специалисты считают расположение тандемом перспективнее, так как обзор не закрывает плечо товарища. Кроме того, у Ми-28Н (как и у Apache) кабины разделены бронеплитой, что повышает живучесть машины в случае смерти одного из пилотов.

Опять-таки Ми-28Н даже в базовой версии способен выполнять фигуры высшего пилотажа. Машина проще в управлении, чем Ка-52, так как обладает классической схемой двух винтов, в то время как камовский аппарат построен по схеме соосности.

Тактико-технические характеристики

Ка-29 имеет следующие характеристики:

  • Экипаж – 2 человека.
  • Диаметр главного винта составляет 15,9 м.
  • Высота — 5,44 м.
  • Длина — 12,25 м.
  • Ширина — 3,8 м.
  • Масса взлетная нормальная составляет 11000 кг.
  • Масса взлетная максимальная составляет 12000 кг.
  • Тип двигателя – Климов 2 ГТД ТВ3-117ВК.
  • Максимальная скорость вертолета составляет 280 км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 235 км/ч.
  • Практическая дальность составляет 460 км.
  • Дальность перегонная составляет 740 км.
  • Динамический потолок составляет 4300 м.
  • Статический потолок составляет 3700 м.
  • Полезная нагрузка составляет 4000 кг на подвеске либо 2000 кг груза в кабине, а также 6 сидячих раненых и 4 носилок или 16 солдат.

Модификации и боевое применение

Название Ми-28 имели первые два прототипа, созданные в рамках «проекта 280». С учетом результатов испытаний и замечаний заказчиков на свет появился «проект 286». Машины обозначались как Ми-28А и были оснащены газовыми турбинами ТВ3-117 и видоизменными винтами.

В серию вертолет не попал, поскольку не отвечал требованиям эксплуатации в ночное время. На основе 28А была разработана версия Ми-28Л, предназначенная для ВВС Ирака. Машина создавалась в 1990 году, но из-за изменившейся ситуации дело не дошло даже до постройки прототипа, хотя предполагалось изготовление машин по лицензии.

Первый по настоящему серийным вариантом стал Ми-28Н, запущенный в производство только в 2006 году. «Ночной охотник» комплектовался улучшенной трансмиссией на основе редуктора ВР-29, а также модернизированным бортовым оборудованием.

На борту установлена специальная станция ночного видения, обеспечивающая обнаружение подвижных целей на дистанциях до 10 км. К 2021 году российские ВВС получили не менее 108 экземпляров Ми-28Н, из которых 5 машин разбито полностью или частично. Жертвами происшествий стали 4 человека.

Партия машин была поставлена в Ирак и Алжир (15 и 2 вертолета соответственно). Предполагалась поставка техники в Индию, но заказчик забраковал предложенные образцы и контракт расторгли. Обучение пилотов предполагается вести на вертолетах Ми-28УБ, оснащенных дублированным управлением.

Характерной особенностью учебных машин является полностью сохраненный боевой потенциал. Разработка модификации началась в 2010 году, заводские тесты завершились только в прошлом году. В 2018 году ожидается поставка первой партии машин (24 вертолета).

В 2009 году стартовали работы по созданию усовершенствованной версии Ми-28НМ. На вертолете применена новая радиолокационная станция с расширенным радиусом действия. Для повышения надежности использовано дублирующее управление. Первый тестовый полет состоялся летом 2021 года. В настоящее время ведется доработка машины.

Из-за сравнительно недавнего поступления вертолетов на вооружение, их боевое применение носит ограниченный характер. Единственным конфликтом, в котором официально задействованы ударные вертолеты Ми-28Н, стала война в Сирии.

Техника принимали участие в освобождении ряда городов от подразделений террористов. В апреле 2021 года была зарегистрирована первая потеря – вертолет был разбит из-за ошибки пилота. Весь экипаж погиб.

Конструкция Ка-27

Вертолет имеет соосную конструкцию несущей системы. Винты вращаются в противоположные стороны. Несущий винт имеет три лопасти, которые изготовлены из стеклопластика и имеют титановые втулки.

Каркас фюзеляжа балочно-стрингерного класса состоит из алюминиевых сплавов. Ради достижения путевой и продольной устойчивости хвостовое оперение разделено на 2 киля. Килевые шайбы оснащены неуправляемыми предкрылками и развернуты к оси фюзеляжа носком.

На вертолете Ка-27 установлено неубирающееся четырехопорное шасси с самоориентирующимися передними колесами, к которым примыкают элементы гидравлической системы. Благодаря ей можно чуть приподнять вертолет для удобного доступа к грузовому отсеку. Конструкция предусматривает установку лыж.

В состав силовой установки входят два турбовальных двигателя ТВ3-117КМ, каждый из которых имеет мощность 2200 л.с., и редуктор ВР-252. Во время полета несущие винты имеют стабилизированную частоту вращений. Запуск двигателей осуществляет вспомогательная силовая установка АИ-9.

Основные источники энергии на вертолете – это два трехфазных генератора переменного тока ГТ40ПЧ8Б, соединенных с редуктором ВР-252. К бортовой сети подключен левый генератор, а правый соединен с ним параллельно. На выходе напряжение тока составляет 200 В.

На вертолете отсутствуют генераторы постоянного тока, а необходимые 28,5 В преобразуются из трехфазных генераторов переменного тока, проходя через выпрямительные устройства ВУ-6Б. В случае отказа генераторов источником энергии на Ка-27 являются 2 никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и 2 полупроводниковых статических преобразователя тока ПТС-800А и ПОС-1000А.

Во время выполнения аварийной посадки на водную поверхность применяют надувные баллонеты, которые по умолчанию сложены в контейнерах по бокам фюзеляжа (плавучесть Ка-27 при выключенных двигателях плохая). Каждый баллонет имеет объем 5,4 м³ и надувается сжатым воздухом от баллонов с пиротехническими кранами.

В состав оборудования входит радиокомпас, автопилот, система передачи данных о разведанной лодке, работающая в полуавтоматическом режиме.

На Ка-27 предусмотрено использовать экипаж из трех человек: пилота, оператора противолодочных систем и штурмана-координатора.

“Будущее уже стучится”

В последние годы идет тенденция к появлению в российской армии беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Развитие систем с искусственным интеллектом будет постепенно вытеснять пилотируемую авиацию, в том числе боевую, считает Чередниченко.

Александр Чередниченко

Источник изображения: Сергей Карпухин/ТАСС

“Это неизбежно. Никуда мы от этого не денемся, — заключает летчик-испытатель “Камова”. — Но до конца беспилотники пилотируемую авиацию вытеснить не смогут: наиболее ответственные виды полетов или варианты применения авиатехники, прежде всего те, которые потребуют делать именно моральный выбор, все же останутся за человеком”. Так, по его мнению, из-за большего доверия к человеку останется потребность, например, по перевозке пассажиров пилотируемыми вертолетами, но работа в зоне ведения интенсивных боевых действий, непосредственно связанная с риском для пилотов, будет постепенно перекладываться на БЛА. И технические возможности для этого уже сейчас есть.

Недалеко то время, когда и Ка-52К сможет уверенно работать с беспилотниками. “Вполне возможно, к этому придут. Хотя сейчас пока такой задачи не было, но это будущее, и оно уже стучится в дверь”, — завершает наш разговор летчик-испытатель Александр Чередниченко.

Роман Азанов

ТАСС благодарит за организацию проведения интервью пресс-службу холдинга “Вертолеты России”

Отличия вертолета Ка-29 от Ка-27

Так как задачи обе машины решали разные, то и конструкция Ка-29 по сравнению с Ка-27 претерпела изменения. Носовая часть фюзеляжа, где располагается кабина экипажа, выполнена более широкой. Вместо стекол двойной кривизны в кабине установлены плоские стекла, для защиты экипажа от огня средств ПВО, кабина бронирована. Также бронирование получили агрегаты силовой установки, а двигатели были снабжены устройствами, снижающими их инфракрасное излучение.

За кабиной экипажа находится грузовая кабина, рассчитанная на размещение 16 десантников или 10 раненых. Здесь же может перевозиться груз массой до 2000 кг, а при транспортировке груза на внешней подвеске, до 4000 кг. Для доступа в грузовую кабину используются расположенные по обоим бортам грузовые люки, закрывающиеся двумя створками, как на боевом вертолете Ми-24.

Последние факты крушения

Вертолет Ка-29 оттачивал посадку и взлет на палубу десантного корабля «Иван Грен». Информированный источник сообщил, что экипаж судна находился на государственных испытаниях, ориентировался на прием боевой винтокрылой машины, на борт. Во время очередного тестирования, вертолет потерпел аварию, при этом корабль повреждений не получил.

Летательный аппарат упал на удалении шести километров от мыса Таран. Имеются сведения, что глубина моря в месте падения составила около десяти метров. По факту крушения и гибели двух летчиков возбуждено уголовное дело по статье 315 уголовного кодекса России «нарушение правил полетов и подготовки к ним».

Корабль «Иван Грен» возведен судостроителями из Калининграда в 2012 году. Как утверждают представители Министерства Обороны, БДК имеет возможность переправлять порядка 300 десантников, 13 танков или 36 бронетранспортеров. На палубе предусмотрена площадка под поисково-спасательный вертолет либо транспортный аналог Ка-29. Вооружение плавающего средства включает в себя автоматические пушки калибром 30 миллиметров.

Вертолет-трансформер: Ка-226Т

Экологичность, экономичность и современный комплекс авионики делают легкий многоцелевой Ка-226Т одним из лучших в своем классе. Основной отличительной особенностью этой машины является модульность ее конструкции. Вертолет легко преобразуется в одну из пяти модификаций: Ка-226Т может быть пассажирским, транспортным, медицинским, полицейским или поисково-спасательным. Вертолет построен по модульной схеме, которая предполагает использование различных сменных модулей. Заменить модуль несколько человек могут в течение примерно двух часов.

Использование двух мощных французских двигателей позволило улучшить летные характеристики вертолета, увеличить высоту и скорость подъема, а также вес перевозимого груза. Благодаря традиционной для ОКБ Камова соосной схеме и отсутствию хвостового винта Ка-226Т очень компактен и может использоваться на площадках небольшого размера, в том числе на малотоннажных судах, в условиях городской застройки, в горной местности.

В 2015 году между Россией и Индией было заключено соглашение о поставке 200 вертолетов Ка-226Т. Контракт предусматривает передачу 60 машин российской сборки, а остальные вертолеты будут собираться в Индии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector