Самолет ил-76

Технические характеристики (Ил-76ТД)

Данные Ильюшин , Авиадвигатель , Авиакомпания Волга-Днепр .

Общие характеристики

  • Экипаж: 5 человек
  • Грузоподъемность: Ил-76М 42000 кг (92 594 фунта); Ил-76МД 48000 кг (105 822 фунта); Ил-76МД-90А 60 000 кг (132 277 фунтов)
  • Длина: 46,59 м (152 футов 10 дюймов)
  • Размах крыла: 50,5 м (165 футов 8 дюймов)
  • Высота: 14,76 м (48 футов 5 дюймов)
  • Площадь крыла: 300 м 2 (3200 кв. Футов)
  • Масса пустого: 92500 кг (203928 фунтов) Ил-76ТД-90
92000 кг (202825 фунтов) Ил-76МД / ТД
104000 кг (229281 фунт) Ил-76МФ / ТФ

Максимальный взлетный вес: 195000 кг (429901 фунт)

170 000 кг (374 786 фунтов) Ил-76М / Т
190 000 кг (418 878 фунтов) Ил-76МД / ТД
210 000 кг (462971 фунтов) Ил-76МФ / ТФ

Силовая установка: 4 ТРДД » Соловьев» Д-30КП , тяга 117,7 кН (26500 фунт-сила) каждый

Представление

  • Максимальная скорость: 900 км / ч (560 миль / ч, 490 узлов)
  • Максимальная скорость: 0,82 Маха
  • Дальность: 4000 км (2500 миль, 2200 миль) Ил-76МД-90А с грузоподъемностью 60 000 кг (132 277 фунтов).
5000 км (3107 миль) Ил-76МД-90А / ТД-90ВД с полезной нагрузкой 52000 кг (114 640 фунтов).
4000 км (2485 миль) Ил-76М / Т с полезной нагрузкой 52000 кг (114 640 фунтов).
4400 км (2734 мили) Ил-76МД / ТД с полезной нагрузкой 52000 кг (114 640 фунтов).
4200 км (2610 миль) Ил-76МФ / ТФ с полезной нагрузкой 52000 кг (114 640 фунтов).
  • Дальность перегонки 9300 км (5800 миль, 5000 миль) Ил-76МД-90А без полезной нагрузки.
  • Практический потолок: 13000 м (43000 футов)
  • Тяга / масса : Ил-76 : 0,228–0,252; Ил-76М / Т 0,282; Ил-76МД / ТД 0,252; Ил-76МФ / ТФ 0,228
  • Минимальный посадочный пробег : 450 м (1476 футов) с реверсорами тяги.

Вооружение

  • Орудия: 2 × 23-мм пушки в пилотируемой башне с радиолокационным наведением в основании хвостового оперения.
  • Бомбы: Некоторые военные модели имеют по 2 точки подвески под каждым внешним крылом, способные нести 500 кг бомб.

Об уникальных свойствах самолета

  • Если вы посмотрите на самолет, то увидите шасси необыкновенного вида. Обычно колеса многоколесного шасси ставятся по оси самолета, у нас две стойки, каждая из них несет с одного и другого борта по четыре колеса низкого давления — Генрих Новожилов.
  • Такая конструкция создана для того, чтобы сохранить грунтовую полосу в целости и избежать образования глубокой колеи, когда друг за другом взлетают несколько самолетов.

Кроме того, была поставлена задача сделать так, чтобы створки на «брюхе» самолета закрывались при выпущенных шасси. Это было связано с грунтовой полосой: песок, камешки и грязь могли проникнуть в раскрытые створки и повредить механизм убирания и выпуска шасси. По мнению Новожилова, больше ни у одного самолета в мире нет такого нововведения.

Заданные взлетно-посадочные характеристики потребовали и создания нового крыла с мощной механизацией, над которым ильюшинцы работали несколько лет. Была создана стальная модель крыла, и «продували» ее в гигантской аэродинамической трубе ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского).

Всего в аэродинамических трубах института были отработаны 28 различных моделей Ил-76. Сам Ильюшин, несмотря на болезнь, тоже участвовал в работе над самолетом. Упорный труд конструкторов позволил достичь максимального коэффициента подъемной силы крыла машины.

Самолет делался для того, чтобы обеспечить работу Воздушно-десантных войск. Я должен низко поклониться памяти Василия Филипповича Маргелова, который поставил задачу сбрасывать десант в четыре потока. Он очень любил солдат и понимал, что главная задача – обеспечить быстрый сброс десанта и техники на минимальной площади —Генрих Новожилов.

Ил-76МД

Один из наиболее повторяемых тезисов сторонников возобновления производства Ил-76 звучит так: нельзя до бесконечности продлевать ресурс, самолеты не вечные. Действительно, ресурс любого самолета — величина конечная. В настоящее время в эксплуатации ВВС РФ находятся около 90 единиц Ил-76 в стандартной модификации МД, не считая воздушных танкеров Ил-78 и платформ для спецверсий. Назначенный производителем ресурс Ил-76МД составляет 30 000 часов. Налет строевых бортов, массовое производство которых пришлось на 80-е годы ХХ века, колеблется от 2500 до 3500 часов, то есть выработка ресурса на сегодняшний день составляет 10-15 процентов.

Два основных спецварианта Ил-76: заправщик Ил-78 и «летающий радар» А-50

Удивлять такие цифры не должны: ВТА — это не гражданская авиация, где месячный налет воздушного судна, как правило, с лихвой перекрывает годовой налет военно-транспортных самолетов. Сейчас средний налет Ил-76 — это 15 часов в месяц, таким образом, годовой налет не достигает и 200 часов.

Своевременное техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) позволяют поддерживать самолеты в состоянии летной годности неограниченное количество времени. Наглядным примером являются американские стратегические бомбардировщики B-52, последний из которых сошел со стапелей в начале 60-х годов. Указанные самолеты ВВС США планируют эксплуатировать до 40-х годов XXI века.

Реалистичный подход отечественных военных эксплуатантов к бюджету в начале 2000-х годов заставлял искать возможности модернизации существующего парка Ил-76. В 2002 году Министерство обороны РФ объявило о начале программы модернизации Ил-76 путем установки двигателей ПС-90А-76.

В декабре 2005 года в небо поднялся самолет Ил-76МД-90, прошедший модернизацию на авиазаводе ВАСО. Переделке подвергся серийный самолет Ил-76МД, произведенный на заводе ТАПОиЧ в Ташкенте в 1991 году. В результате модернизации самолет получил двигатели и авионику, аналогичные гражданскому проекту Ил-76ТД-90ВД. Стоимость модернизации составила примерно 14 миллионов долларов, из которых 12 миллионов пришлось на четыре двигателя ПС-90А-76.

В 2006 году ВВС РФ обозначили потребность в 12 самолетах Ил-76МД-90 до 2010 года. Однако модернизированный Ил-76МД-90 так и остался единственным в своем роде — больше ни одного борта ВВС не получили.

В 2011 году появляется новый проект модернизации самолетов типа Ил-76М и Ил-76МД, разработанный в «Ильюшине» по техническому заданию ВВС (ОКР «Кузнецк»). 29 февраля 2016 года первый модернизированный по данному проекту самолет, получивший индекс Ил-76МД-М, поднялся в воздух. 11 лет напряженной работы между первым полетом Ил-76МД-90 и первым полетом Ил-76МД-М не прошли даром: при сопоставимой цене модернизации в 13-14 миллионов долларов самолет лишился современных двигателей ПС-90-76А, зато приобрел современное пилотажно-навигационное оборудование.

Примерно в то же время, в 2002 году, НПО «Сатурн» в инициативном порядке разработало проект глубокой модернизации серийно производящегося на предприятии двигателя Д-30КП-2 для самолетов Ил-76. В 2005 году был построен первый опытный двигатель, получивший наименование Д-30КП «Бурлак».

Техническим заданием на модернизацию Д-30КП ставилась цель повышения тяги двигателя с 12 000 до 13 000 кгс. Одним из главных достоинств двигателя, наряду с унификацией с серийными Д-30КУ/КП, была возможность ремоторизации на него строевых Ил-76 силами местных технических служб без переделки пилонов и изменения конструкции планера. Причем модернизация Д-30КП не потребовала бы производства новых двигателей — достаточно было проводить капитальный ремонт существующих с одновременной модернизацией до версии Д-30КП «Бурлак». На тот момент ВВС РФ проявляли крайнюю заинтересованность в реализации этого проекта.

Кроме того, программу Д-30КП «Бурлак» поддерживали коммерческие операторы Ил-76ТД, которые не могли себе позволить заказывать новые самолеты типа Ил-76ТД-90ВД/SW. Однако проект Д-30КП-2 остановился на этапе летных испытаний и не получил дальнейшей поддержки государства.

Характеристики

Ил-76 изначально предназначен для перевозки и десантирования солдат, техники и различных грузов. Исторически это первый самолет в СССР, имеющий военно-транспортное назначение и при этом оснащенный турбореактивными двигателями. Технические характеристики этой машины уникальны среди самолетов данного назначения.

Грузоподъемность самолета составляет 28–60 т. Вместимость Ил-76 составляет 145 солдат с личным оружием (в двухпалубной модификации — до 225). Десантировать из этого самолета можно до 126 человек. Также самолет способен десантировать до 4 единиц боевой техники. Грузовая кабина имеет габариты 24,5 м в длину, 3,46 — в ширину, 3,4 — в высоту.

Максимальная дальность полета Ил-76 составляет 6700 км с предельной загрузкой топлива 109 тыс. л. Приблизительный расход топлива составляет 9 тонн за час полета. Крейсерская скорость «Ильюшина» составляет до 800 км/ч (в зависимости от массы груза и модификации самолета). Взлетная скорость составляет около 250 км/ч, а длина разбега — от полутора до двух километров.

Размеры Ил-76 как минимум впечатляющи. Общая длина самолета Ил-76 составляет 46,7 м при размахе крыла в 50,5 м, высота самолета на стоянке — 14,8 м. Угол стреловидности крыла составляет 25° по линии четвертей хорд, делящей каждое крыло на два полукрыла.

По различным оценкам, стоимость самолета составляет 27 млн долларов. Однако она существенно подскочила после случая, доказавшего конструкционное превосходство машины: самолет Ил-76 сумел удачно приземлиться на бетон с убранными шасси и при этом не воспламениться. Таким образом, на сегодняшний день экспортная стоимость «Ильюшина» на несколько миллионов долларов выше.

Ил-76МД

Прыжки с парашютом с Ил 76

Без прыжков с парашютом невозможно выполнение основной задачи ВДВ – десантирования в точках потенциальных локальных конфликтов на особо важных направлениях.

В ВДВ серьёзно относятся к подготовке молодых десантников, никто без прохождения тщательной предпрыжковой подготовки не допускается к выполнению тренировочных прыжков. Все молодые воины проходят специальную подготовку на современном уровне.

В Ил 76 предусмотрены все меры для безопасного десантирования, имеются на краях рампы светофоры с надписями: жёлтый – «приготовиться», зелёный – «пошёл», красный – «отбой». При жёлтом светофоре включается сирена, звук которой десантник не забудет никогда и звучит она до тех пор, когда последний десантник не покинет борт.

Ил 76 кабина стрелка и рампа

Высота покидания выбирается в пределах от 800 до 1000 метров, за время раскрытия десантник теряет около 200 метров высоты, под куполом парашютисту остаётся пролететь не более 600 метров. Сегодня на вооружении десантников пришли новые десантные парашюты Д-10 и начинают поступать в войска Д-12, напоминающие по форме листик (самая безопасная система, не имеющая мировых аналогов).

Применение

Ил-76 использовался в военных действиях в Афганистане, где показали высокую эффективность в качестве военных машин. Гражданские модификации самолета используются в тушении лесных пожаров, эвакуации больных из сложнодоступных районов и т. д.

Для транспортных авиаперевозок Ил-76 используется в России и странах СНГ, а также Китае и некоторых других государствах. На вооружении самолет стоит, помимо России и ближайших соседей, в Северной Корее, Сирии, Ираке, Индии и нескольких других странах.

Прыжки с парашютом с Ил-76

Ил-76 был изначально разработан для безопасного десантирования личного состава. Высота покидания самолета для десантников составляет 800–1000 м. На Ил-76 выполняются как тренировочные прыжки для молодых служащих ВДВ, так и десантирование во время реальных военных действий.

Прыжки с Ил-76

Полеты в невесомости на Ил-76

Некоторые модификации Ил-76 способны имитировать состояние невесомости на борту. Для этого используется маневр «парабола Кеплера», при которой на 28 сек. достигается состояние невесомости. Этот трюк используется для подготовки космонавтов к условиям антигравитации на космической станции.

Радиотехническое и радионавигационное оборудование

  • РЛС переднего обзора КП-3А

  • Самолётное переговорное устройство СПУ-8

  • Самолётное громкоговорящее устройство СГУ-15

  • Аварийная коротковолновая радиостанция Р-861

  • Коротковолновая радиостанция Р-847Т

  • Радиостанция Р-862 (2 компл.)

  • Аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»

  • Речевой информатор РИ-65

  • Самописец МС-61Б

  • Дозиметр ДП-3Б

  • Автоматический радиокомпас АРК-15М (2 компл.)

  • УКВ радиокомпас АРК-У2

  • Радиосистема ближней навигации РСБН-7С

  • Радиосистема дальней навигации А-711

  • Радиодальномер СДК-67

  • Аппаратура радионавигации и посадки КУРС-МП-2

  • Самолётные ответчики СОМ-64 и СО-70

  • Радиовысотомер малых высот РВ-5 (2 компл)

  • Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013-С2М

  • Система предупреждения об облучении СПО-10

  • Навигационно-пилотажный прицельный комплекс «Купол-II-76»

  • Управляющий вычислительный комплекс УВК на базе БЦВМ «Гном-А»

Вооружение

Длязащиты самолёта в корме установленаподвижная пушечная установка с двумяпушками ГШ-23.

Управление огнём — с рабочего местастрелка (СВС), прицеливание — как спомощью оптической прицельной станции,так и радиолокационного прицела«Криптон».

Для постановки пассивныхпомех на самолёте устанавливаются 4автомата АПП-50Р с общим количествомпатронов ДО и ЛТЦ —384 шт., или пять комплектов автоматовсброса отражателей системы АСО-2И-Е7рна 320 патронов.

Интересные случаи и факты

В августе 1995 года Ил 76 авиационной компании из Казани выполнял перелёт из Албании в Северный Афганистан. Экипаж из семи человек с командиром В. Шарпатовым доставлял боеприпасы к стрелковому оружию, разрешённые к перевозке. В воздушном пространстве «Талибана» в эфире раздалась команда на русском языке с приказом произвести посадку на аэродроме Кандагар с целью досмотра груза. Команду подкрепили появившимся истребителем, подающим знаки для вынужденной посадки.

Под угрозой огня с истребителя МиГ 21, экипаж был вынужден произвести посадку в Кандагаре. При досмотре были обнаружены снаряды крупного калибра, как позже выяснилось, подброшенные агентами «Талибана» в Албании. Экипаж был задержан и посажен под арест. Находясь в плену 378 дней, лётчики всё время мучились от нехватки воды, скверная пища и постоянная жажда делали условия невыносимыми. Удалось добиться переписки с родственниками и отдельных встреч, на которых получилось составить план побега.

Экипажу разрешали проводить техобслуживание самолёта раз в месяц. Очередное обслуживание пришлось на пятницу, выходной день для мусульман. Бдительность стражи в этот день была слабее и экипажу удалось запустить двигатели и занять полосу для взлёта, предварительно обезоружив охранников на борту Ил 76. Двигатели набрали мощность, но машину удалось оторвать от полосы буквально на последних плитах.

Пленникам повезло, что пилот единственного истребителя в Кандагаре отсутствовал в связи с выходными. Экипаж на предельно малой высоте пересёк границу территории «Талибана» и выполнил посадку в Арабских эмиратах.

Ил 76 кабина

Указом президента РФ командир и правый пилот получили звание Героя России, а остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.

Противостояние самопровозглашённых республик Донбасса и украинских вооружённых сил собирает свою дань. Так, 14 июня 2014 года, выполняя заход на посадку в Луганске, украинский Ил 76МД, не долетев до ВПП два километра, рухнул около села Красное, сбитый из ПЗРК ополченцами ЛНР. Вместе с экипажем количество погибших составило 49 человек, что на то время было крупнейшей потерей для украинских вооружённых сил. ЛНР заявила, что воздушное судно нарушило воздушное пространство республики и в дальнейшем все такие же попытки будут пресекаться подобным образом.

Зимой 15 января 2009 года четыре Ил 76 вылетели один за одним в аэропорт «Уайташ» в Махачкале. Первый самолёт благополучно сел в аэропорту , следующий за ним второй борт тоже успешно приземлился, выгрузился и вырулил на предварительный старт, ожидая посадки третьего самолёта.

Ил 76

Третий самолёт, заходя на посадку в сложных метеоусловиях при минимуме погоды, отклонился от направления и при пробеге двигался слева от полосы примерно в 20 метрах. Второй самолёт, не сообщив диспетчеру, выдвинулся за границу предварительного старта и кабина экипажа Ил 76 была смята крылом севшего самолёта. Погибли четыре члена экипажа, оставшихся двух, удалось спасти в больнице города Каспийск.

В 2002 году Ил 76 запретили полёты в несколько стран, в том числе и в Западную Европу, так как катастрофы, преследовавшие этот самолёт, перевалили разумные пределы. Вот основные происшествия, случившиеся лишь на протяжении только 1996 года:

  • 5 апреля 1996 года по ошибке штурмана произошло столкновение Ил 76 с горой на подлёте в аэропорт Елизово. Самолёт разрушился, пассажиры и экипаж погибли.
  • 6 июня 1996 года при заходе на посадку в аэропорт Киншасы в Заире из-за большого износа машины и тумана произошла катастрофа Ил 76. Самолёт эксплуатировался украинской компанией «Хасеба», экипаж погиб, пассажиров на борту не было.
  • 19 августа 1996 года при выполнении захода на посадку в аэропорт Сурчин города Белград случилась аварийная ситуации, на борту отказало всё электрооборудование, потерпел катастрофу российский Ил 76М. Экипаж десятеро человек и два пассажира погибли.
  • 12 ноября 1996 года недалеко от столицы Индии Дели при полёте ночью произошло опасное сближение и столкновение казахского Ил 76 и Боинга 746 из Саудовии. В катастрофе никто не выжил, погибло 372 человека.
  • 28 ноября 1996 года военно-транспортный Ил 76 выполняя доставку груза из Москвы в Петропавловск Камчатский, был основательно перегружен и упал в 16 км от аэропорта Абакан. Экипаж и 13 пассажиров, всего 23 человека, не удалось спасти.

Ил 76

Преимущества и недостатки

Десантирование техники с Ил-76

Преимущества Ил-76 выражены в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор эксплуатируется и в военной, и в гражданской авиации во многих странах мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 востребованным, несмотря на длительный период эксплуатации.

К недостаткам самолета относят его постепенное техническое старение. Ил-76 остается востребованным тяжелым транспортом для пассажиров и грузов, однако, его эксплуатация все больше требует глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве гражданской авиации, хотя и в этой роли самолет постепенно изживает себя.

Характеристики

Ил-76 изначально предназначен для перевозки и десантирования солдат, техники и различных грузов. Исторически это первый самолет в СССР, имеющий военно-транспортное назначение и при этом оснащенный турбореактивными двигателями. Технические характеристики этой машины уникальны среди самолетов данного назначения.

Грузоподъемность самолета составляет 28–60 т. Вместимость Ил-76 составляет 145 солдат с личным оружием (в двухпалубной модификации — до 225). Десантировать из этого самолета можно до 126 человек. Также самолет способен десантировать до 4 единиц боевой техники. Грузовая кабина имеет габариты 24,5 м в длину, 3,46 — в ширину, 3,4 — в высоту.

Максимальная дальность полета Ил-76 составляет 6700 км с предельной загрузкой топлива 109 тыс. л. Приблизительный расход топлива составляет 9 тонн за час полета. Крейсерская скорость «Ильюшина» составляет до 800 км/ч (в зависимости от массы груза и модификации самолета). Взлетная скорость составляет около 250 км/ч, а длина разбега — от полутора до двух километров.

Размеры Ил-76 как минимум впечатляющи. Общая длина самолета Ил-76 составляет 46,7 м при размахе крыла в 50,5 м, высота самолета на стоянке — 14,8 м. Угол стреловидности крыла составляет 25° по линии четвертей хорд, делящей каждое крыло на два полукрыла.

По различным оценкам, стоимость самолета составляет 27 млн долларов. Однако она существенно подскочила после случая, доказавшего конструкционное превосходство машины: самолет Ил-76 сумел удачно приземлиться на бетон с убранными шасси и при этом не воспламениться. Таким образом, на сегодняшний день экспортная стоимость «Ильюшина» на несколько миллионов долларов выше.

Ил-76МД

Новая жизнь 76-го

В 2006 году вышло поручение правительства РФ об организации производства самолетов Ил-76 в России. Работы по созданию тяжелого транспортника Ил-76МД-90А и организации его серийного производства на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП»(входит в ОАК госкорпорации «Ростех») велись под руководством генерального директора — генерального конструктора «Ильюшина» Виктора Ливанова в период с 2006 по 2014 год.

Современные мировые тенденции в авиастроении, новые требования современных технологий по проектированию и изготовлению авиационной техники потребовали от Авиационного комплекса им С.В. Ильюшина применения инноваций: было решено выполнить оцифровку бумажных чертежей, создать на их основе трехмерные модели с использованием современных программ. Впервые в России столь сложный проект был целиком выполнен в цифровой форме: от создания конструкторской документации до выпуска серийного самолета.

Наиболее современной модификацией является Ил-76МД-90А, ресурсный и первый летный образцы которого были собраны на «Авиастар-СП» в 2011 году. 4 октября 2012 года в присутствии президента РФ Владимира Путина самолет совершил первый демонстрационный полет.

«Ил-76МД-90А позволяет решать большинство задач военно-транспортной авиации на качественно новом техническом уровне и соответствует как текущим, так и перспективным требованиям Минобороны России», — рассказал ТАСС первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой.

Ил-76МД-90А Армен Гаспарян/ПАО «Ил»

В списке основных отличительных особенностей глубоко модернизированной машины — более мощные двигатели ПС-90А-76, усиленные крыло и модернизированное шасси, новый пилотажно-навигационный комплекс. Как сообщил ТАСС главный конструктор Ил-76МД-90А Андрей Юрасов, самолет может эксплуатироваться в жестких климатических условиях при экстремально низких и высоких температурных режимах. «Ил-76МД-90А может эксплуатироваться в любых климатических зонах, в том числе в Африке, Антарктиде и Арктике. Он способен перевозить широкий спектр грузов в любую точку земного шара», — сказал он, добавив, что, несмотря на внешнее сходство, модернизированная версия самолета Ил-76МД-90А значительно отличается от своего предшественника Ил-76МД.

По его словам, в ходе модернизации транспортная нагрузка Ил-76МД-90А выросла до 60 т, дальность полета — на 25% (по сравнению с Ил-76МД), а расход топлива сокращен на 17%.

Юрасов также отмечает, что на самолете реализован принцип «стеклянной» кабины, которая существенно повышает эффективность пилотирования.

Вооружение

За защиту транспортника отвечает пушечная подвижная установка с двумя пушками ГШ-23. С места стрелка осуществляется управление огнем. На самолете установлено два вида прицеливания: оптическая прицельная станция и радиолокационный прицел «Криптон». За постановку пассивных помех отвечают четыре автомата АПП-50Р с патронами ЛТЦ и ДО общим количеством 384 шт.

Самолет уникален тем, что на него можно устанавливать разные бомбы. Это возможно благодаря конструкции транспортника. На нем присутствуют 4 УБД-ЗДА – баллонные держатели. Сам процесс бомбометания абсолютно автоматичен благодаря установленным системам НКБП-7 и «Купол».

https://www.youtube.com/watch?v=3tErLT7V7nE

Вместо послесловия

О легендарном военно-транспортном самолёте Ил-76 можно с полной уверенностью сказать:

«Крылатая машина со счастливой судьбой и прекрасной биографией».

За сорок пять лет его активной эксплуатации о некоторых других громких проектах транспортных самолётов во многих странах мира успели основательно забыть, а «Ильюшин» ежедневно выполняет работу по транспортировке грузов и пассажиров по всему миру.

Уже лёг на стол большого армейского начальства жизненно необходимый проект транспортника следующего поколения — перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ДА). Но пока он существует только в чертежах, поэтому основная транспортная нагрузка в авиации по-прежнему достаётся надёжным, мощным и неприхотливым крылатым гигантам Ил-76.

История создания самолета Ил-76

В 1966 году ОКБ Ильюшина получило задание на разработку военно-транспортного самолета. Уже менее чем через год разработанное техническое задание было утверждено генеральным конструктором бюро, а еще спустя несколько месяцев было принято решение о начале строительства самолета Ил-76. Руководил строительством новой воздушной машины Г. В. Новожилов, который позднее сам занял место генерального конструктора в другом ОКБ — московской «Стреле».

Новожилов Генрих Васильевич

В 1969 году был изготовлен полноразмерный макет самолета. Первую тестовую машину строили на московском машиностроительном , и уже в 1971 году она поднялась в воздух. В том же году самолет представили на французском авиасалоне, где он получил положительные оценки.

Испытания Ил-76 проходили в гарнизоне под Великим Новгородом, куда впоследствии и встал на вооружение Ил. Новая машина зарекомендовала себя с лучшей стороны, ввиду чего и было принято окончательное решение о принятии Ил-76 в ВВС СССР.

Впервые серийная версия «Ильюшина» поднялась в воздух в 1973 году. Серия Ил-76 выпускалась на Ташкентском авиационном заводе, где вскорости после запуска основной серийной линии началась разработка различных модификаций машины. С 1973 года на авиапроме им. В. П. Чкалова было произведено свыше тысячи самолетов, не менее сотни из которых отправились на экспорт.

Заключение

Юбилейный год первого полета Ил-76 Объединенная авиационная корпорация и Авиационный комплекс Ильюшина традиционно отметили громкими заявлениями, переносом сроков, отставками и перспективными планами.

Ил-76МД-90А на летно-испытательной станции завода «Авиастар»

3 марта генеральный директор «Ильюшина» Сергей Вельможкин заявил, что в 2016 году поставок Ил-76МД-90А не планируется, зато в 2017 году «поставка будет увеличена до трех машин». Это достаточно интересное заявление, учитывая, что контрактом предусматривается поставка шести самолетов в 2017-м, а к 2020 году по контракту с министерством обороны должны быть поставлены все 39 единиц.

24 марта генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов объявил о планах создания Ил-76ТД-90А — гражданской модификации военно-транспортного самолета. «Будет произведено достаточное количество», — подчеркнул генеральный конструктор. Остается открытым вопрос о потенциальных заказчиках машины, учитывая крайне узкий рынок специальных грузовых перевозок, а также сроки поставок гражданских машин, при том, что исполнение государственного контракта явно откладывается.

В этот же день последовало заявление советника генерального директора компании по науке Генриха Новожилова: «Мы сегодня запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию — Ил-76МФ». По всей видимости, имеется ввиду перспектива запуска в производство самолета с удлиненной грузовой кабиной Ил-76МФ, который производился на Ташкентском заводе ТАПОиЧ и поставлялся в Иорданию.

Собственно, запас по тяге двигатели ПС-90 давали этому самолету еще в 1995 году, когда он совершил первый полет, однако, учитывая снижение веса крыла, а следовательно и всего самолета на 2,5 тонны за счет применения длинномерных панелей крыла, вполне возможно, что данная модификация может понравиться военным и получит второе дыхание.

Ил-76МФ авиакомпании Jordan International Air Cargo

22 марта стало известно, что генеральный директор самолетостроительного завода «Авиастар-СП» Сергей Дементьев предположительно в апреле покинет свой пост. «Это часть комплекса мер по улучшению управляемости корпорации. Передача полномочий предусматривает прекращение действующих договоров с частью генеральных директоров «дочек». До вступления решений в силу конкретные кадровые изменения комментировать считаем преждевременным», — пояснили в пресс-службе ОАК.

Однако ульяновский новостной портал 73online.ru сообщил, что, по его сведениям, Сергей Дементьев уволен за неудовлетворительные показатели работы: «За последние несколько лет в модернизацию «Авиастара» было вложено несколько миллиардов рублей. Однако производительность труда на предприятии не повысилась. Более того, не были сокращены издержки — то, что в первую очередь требовали от Дементьева. Получалось, что цеха модернизированы, оборудование новое, а работали здесь по-старому и со старой выработкой. Ничего не менялось. На это гендиректору «Авиастара» указывали постоянно».

Рассматривая текущую программу возрождения производства военно-транспортного самолета Ил-76, нельзя не отметить некоторые положительные моменты: самолеты так или иначе производятся, новое оборудование для переоснащения завода закупается, смежники загружены, бюджеты осваиваются. И самое главное — вопрос о создании и производстве военно-транспортного самолета нового поколения (Ил-106/ПАК ТА) вполне оправданно откладывается в далекое будущее, что, безусловно, снимает лишнюю головную боль с профильного КБ.

//

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector