Ил-20 (1948) один из самых некрасивых самолетов ссср

История боевого применения

В первые месяцы Великой Отечественной возникали серьезные трудности с производством военной техники и отдельных ее компонентов. Это коснулось также и авиастроительной сферы. После переброски всех заводских предприятий на Урал темпы производства заметно сократились. Советские военно-воздушные силы получали по одному Ил-2 за день, чего было катастрофически мало.

Несмотря на недостаток в получении новых самолетов, активные боевые применения Ил-2 на фронте продолжались. На штурмовиках Ил-2 было совершено огромное количество вылетов, из-за чего многие машины были сбиты или серьезно повреждены. Тем не менее именно они оказали важнейшее влияние на исход войны и приняли участие в знаковых событиях. Немцы называли Ил-2 «черной смертью», ведь на этих штурмовиках были уничтожены десятки тысяч вражеских солдат.

Битва за Москву

Серьезная нехватка авиационной техники заставляла военное руководство страны принимать неоднозначные решения. Поэтому новый штурмовик, который еще не был полноценно изучен пилотами, приходилось использовать не по прямому назначению. Зачастую его применяли в качестве истребителя. Он не мог противостоять немецкой наступательной авиации, но отлично справлялся с уничтожением других самолётов.

Первым крупным событием, где они приняли участие, стала битва за Москву. В это время появились асы, которые регулярно совершали вылеты на Ил-2 и успешно уничтожали вражеские формирования. Среди них были Нельсон Степанян и Анна Тимофеева-Егорова. Совместные усилия летчиков и слаженная работа пехоты дали положительные результаты и помогли изменить ход войны.

Сталинградская битва

Во время тяжелых боев за Сталинград было потеряно много солдат и военной техники. Несмотря на это, советские войска смогли одержать победу. Добиться этого удалось благодаря активной авиационной поддержке с воздуха, где решающую роль сыграли Ил-2.

Штурмовики произвели атаку на немецкие транспортные самолеты, которые должны были доставить помощь окруженной группе войск противника под командованием генерала Паулюса. Результатом стала победа армии СССР и последующее освобождение Сталинграда.

Курская дуга

Важнейшее событие Великой Отечественной войны известно под названием «Курская дуга». Его считают самым крупным танковым сражением, но мало кто знает о воздушных боях, которые начались до прямого столкновения наземных войск.

Советские Ил-2 атаковали немецкие базы еще до их выступления, застав врага врасплох. Налет был неудачным, так как потеряли много самолетов. Тем не менее это сыграло большую роль в дальнейших боях. Именно битва под Курском стала первым случаем, когда летчики штурмовиков начали применять хитрости.

Самолеты кружили над полем боя друг за другом, закрывая хвосты от возможного нападения сзади, и периодически вылетали по одному для бомбардировки пехоты. Такую тактику называли «каруселью смерти». Применение нестандартных решение помогло добиться знаковой победы для всего мира.

Список самолетов

Известные самолеты Ильюшина включают:

Штурмовая атака

  • Штурмовик Ил-2 Штурмовик , кодовое имя НАТО «Барк», 1939 год, самый массовый военный самолет всех времен.
  • Ил-8 , штурмовик, 1943 г.
  • Ил-10 , штурмовик, кодовое имя НАТО «Зверь», 1944 год.
  • Прототип штурмовика Ил-16, созданный на основе Ил-10 1945 года.
  • Ил-20 (1948 г.) штурмовик, прототип, 1948 г.
  • Прототип реактивного штурмовика Ил-40 «Мускулистый» , 1953 год.
  • Опытный реактивный штурмовик Ил-102 , проект отменен, 1982 г.
  • Проект штурмовика М Ш , 1942 г.

Бомбардировщики

  • Дальний бомбардировщик ДБ-3 , 1935 год.
  • Бомбардировщик-торпедоносец Ил-4 «Боб» разработан на базе ДБ-3 1939 года.
  • Дальний бомбардировщик ДБ-4 , 1940 год.
  • Опытный образец дальнего бомбардировщика Ил-6, созданный на базе Ил-4, 1942 г.
  • Прототип реактивного бомбардировщика Ил-22 , первый в мире четырехмоторный самолет с прямым крылом, 1947 год.
  • Ил-28 «Бигль» и средний учебно-бомбардировщик «Талисман» , первый в мире двухрежимный самолет с форсажной камерой, 1948 год.
  • Опытный образец тактического стреловидного бомбардировщика Ил-30, созданный на основе Ил-28 1951 года.
  • Прототип реактивного бомбардировщика Ил-46, созданный на базе Ил-30 1952 года.
  • Опытный образец сверхзвукового бомбардировщика Ил-54 «Паяльная лампа» , 1955 год.

Транспорт

  • Двухмоторный грузово-транспортный самолет Ил-12 «Тренер» , 1945 г.
  • Опытный образец грузового планера Ил-32 , 1948 год.
  • Ил-34 опытный моторизованный вариант Ил-32.
  • Ил-76 «Кандид» , стратегический авиалайнер , самый массовый в мире самолет своего класса, 1971 год.

    • Ил-78 «Мидас» , вариант дозаправки самолета Ил-76, 1982 г.
    • Десантный командный пункт

    Ил-82 разработан на базе Ил-76.

Ил-106 предлагался тяжелый военно-транспортный.

Легкий военно-транспортный образец Ил-112 , 2019 г.

Военно-транспортный самолет средней грузоподъемности Ил-276 , ранее обозначался как Ил-214.

внутреннее обозначение Ил-76МД-90А.

Пассажирский самолет

  • Двухмоторный транспортный самолет Ил-14 «Ящик», разработанный на базе Ил-12 1950 года.
  • Прототип четырехмоторного авиалайнера Ил-18 «Моллюск» (1946 г.) , 1946 г.
  • Турбовинтовой авиалайнер Ил-18 «Лысуха» , один из основных мировых транспортных средств на протяжении десятилетий, 1957 год.
  • Ил-62 «Классический» дальнемагистральный реактивный авиалайнер, самый большой в мире авиалайнер на момент первого полета, первый в мире серийный авиалайнер этой категории, 1963 год.
  • Среднемагистральный широкофюзеляжный реактивный авиалайнер Ил-86 «Камбер» , первый советский широкофюзеляжный и первый в мире 100% двухэтажный квадро-реактивный самолет, 1976 год.
    Ил-80 «Максдоме» разработан на основе Ил-86 1985 года выпуска .
  • Ил-87 «Аймак» — авиадесантный вариант Ил-86.

Широкофюзеляжный дальнемагистральный авиалайнер Ил-96 разработан на основе самого быстрого в мире широкофюзеляжного самолета Ил-86 1988 года.

Легкий многоцелевой самолет Ил-100 .

Опытный образец бизнес-джета Ил-108 , отказ от проекта, 1990 год.

Региональный самолет Ил-114 , 1990 г.

Разведка

  • ELINT / радиолокационная разведывательная версия Ил-18
  • вариант воздушного командного пункта Ил-18.
  • вариант ледовой разведки, аналог Ил-20М, 1948 г.
  • Морской патрульный / противолодочный самолет Ил-38 «Май», разработанный на базе Ил-18, 1971 года.
  • Ил-140 ДРЛО вариант Ил-114.
  • А-50 Шмель (от Бериева), вариант ДРЛО Ил-76, кодовое название НАТО «Mainstay», 1978 год.
  • А-100 Премьер (от Бериева), вариант Ил-76МД-90А с системой ДРЛО.

Экспериментальные и проекты

  • Проект реактивного авиалайнера Ил-16
  • Проект реактивного бомбардировщика Ил-24 на базе Ил-22
  • Проект дальнего бомбардировщика Ил-26 , 1947 год.
  • Ил-36 Опытный образец
  • Проект бомбардировщика Ил-38
  • Проект штурмовика Ил-42
  • Проект летающего бомбардировщика Ил-52 .
  • Проект бомбардировщика Ил-56 .
  • Военно-транспортный проект Ил-60
  • Проект авиалайнера Ил-64 .
  • Проект сверхзвукового транспортного (ССТ) Ил-66 (1959 г.) , 1959 г.
  • Военно-транспортный проект Ил-66 .
  • Проект ближнемагистрального авиалайнера Ил-70 , 1961 год.
  • Проект самолета Ил-70 ДРЛО, 1969 г.
  • Проект сверхзвукового авиалайнера Ил-72 разработан на базе Ил-66 1961 года.
  • Проект среднемагистрального авиалайнера Ил-72 (1964 г.) , 1964 г.
  • Проект авиалайнера Ил-74 , 1966 год.
  • Поисково-спасательный вариант Ил-76, проект отменен, 1989 г.
  • Проект транспортного самолета Ил-88 , 1972 г.
  • Предложенный дальнемагистральный авиалайнер Ил-90 , 1988 г.
  • Ил-118 предлагал вариант Ил-18 с двумя турбовинтовыми двигателями.
  • Предлагаемый бизнес-джет Ил-126
  • Проект дальнего авиалайнера Ил-196 .
  • Экспериментальная авиационная лазерная лаборатория А-60, созданная на базе Ил-76МД, 1981 г.

Минусы

Как это часто бывает, часть недостатков Ил-2 оказалась продолжением его же достоинств. Так, бронированный корпус своим весомсьел» значительную часть полезной нагрузки. Обычный одноместный Ил-2 мог брать 400 кило бомб или 600 — вперегруз». Для двухместного варианта в справочниках обычно указывается 400 килограмм, однако в донесениях из фронтовых частей про двухместный вариант писали:Бомбовая нагрузка значительно уменьшается — вместо обычной 600-килограммовой только 300. Попытки увеличить нагрузку до 400 кило не увенчались успехом».

Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ(источник фото) На ту же тему Восстановленный Ил-2 снимется в фильме

К тому же успешное применение бомб и тех же ПТАБов серьёзно ограничивалось отсутствием нормальных бомбовых прицелов(и отдельного штурмана-бомбардира).

Перекос» выпуска самолётов в сторону бронированного штурмовика с относительно небольшой бомбовой нагрузкой приводил к тому, что советские ВВС в ключевых боях зачастую уступали люфтваффе по тоннажу сброшенных бомб.

23-мм пушки ВЯ при всей её мощности для борьбы с немецкой бронетехникой не очень хватало, а для обстрела небронированных целейгребёнка» из нескольких скорострельных пулемётов работала даже лучше. Да и результатылабораторных опытов» на полигоне НИИ ВВС также не внушали оптимизма по части возможностейилов» уничтожить вражеский танк пушечным огнём или прямым попаданием РС‑а.

К слову, советские танковые части, которые в 44-м и даже 45-м годах регулярно подвергались атакам немецких истребителей-бомбардировщиков и их штурмовых модификаций, также с кумулятивными бомбами SD 4-HL, не зафиксировали значимых потерь от этой угрозы, хотя определённые неприятности немецкая авиация доставляла. Тем не менее, впечатление от появившихся у немцев в 1943-м специализированных противотанковых пушечных штурмовиков было сильнее.

Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севшийна брюхо»(источник фото) На ту же тему Южный опыт: как война в Испании повлияла на мировую авиацию

Хотя во второй половине войны наиболее опасных враговилов» — немецких истребителей — на советско-германском фронте становилось всё меньше, войсковое ПВО немцев насыщалось 20-мм и 37-мм зенитными пушками, вынуждавшими штурмовиков отказываться от привычной тактики атаки на бреющем полёте и уходить на высоты 600-1000 метров, где они превращались в обычные(а точнее, плохие — из-за отсутствия бомбового прицела) средние бомбардировщики.

Так может, ну его, этотИл»? Были же альтернативы…

Первые пробы

В конце 1940 года авиаконструктором С.А. Кочеригиным был представлен руководству авиапромышленности СССР эскиз многоцелевого (включая штурмовик) одноместного самолёта поля боя (обозначение ОПБ). Для получения хорошего, (до 15 градусов), обзора вперед-вниз из кабины пилота конструктор осознанно ухудшил некоторые аэродинамические свойства машины. Были увеличены размеры кабины и применено высокое расположение летчика. Однако проект не реализовался из-за отсутствия подходящего двигателя. К этому времени среди конструкторов все более утверждалось мнение, что хороший обзор вперед-вниз можно достичь, используя оригинальные схемы конструкции машин.

В это же время группой конструкторов А.А.Архангельским, И. В. Веневидовым и Г. М. Можаровским был разработан проект двухбалочного самолета с фюзеляжем по типу гондолы и двигателем с толкающим винтом. Двое последних были конструкторами-оружейниками и являлись авторам нового вида вооружения — комбинированного артиллерийского вооружения с бомбардировочным — КАБВ. Для отработки изобретения требовался самолет-штурмовик специальной конструкции. Схему такого самолета они предложили. Предложенный ими проект был интересен тем, что обеспечивал угол обзора вперед-вниз из кабины пилота около 15 градусов. Макет с многочисленными рекомендациями по доработке был утвержден. Но начавшаяся война не позволила завершить проект.

Внешние ссылки [ править ]

  • http://www.ctrl-c.liu.se/misc/RAM/il-20ily.html
  • http://www.fantastic-plastic.com/IlyushinIl-20Page.htm
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеСамолет Ильюшина
Истребители
  • I-21
  • Ил-1
Штурмовик
  • Ил-2
  • Ил-8
  • Ил-10
  • Ил-16
  • Ил-20 (И)
  • Ил-40
  • Ил-42
  • Ил-102
Бомбардировщики
  • DB-3
  • Ил-4
  • DB-4
  • Ил-6
  • Ил-22 (И)
  • Ил-28
  • Ил-30
  • Ил-46
  • Ил-54
Транспорт
  • Ил-12
  • Ил-20 (II)
  • Ил-32
  • Ил-76
  • Ил-78
  • Ил-80
  • Ил-106
  • Ил-106 ПАК ВТА
  • Ил-112
  • Ил-276
Пассажирский самолет
  • Ил-14
  • Ил-18 (1946 г.)
  • Ил-18
  • Ил-62
  • Ил-86
  • Ил-90
  • Ил-96
  • Ил-108
  • Ил-114
Разведка
  • Ил-20 (III)
  • Ил-22 (II)
  • Ил-24
  • Ил-38
  • Ил-140
  • А-50
  • А-100
Экспериментальный
  • А-60
  • I-21
  • Ил-1
  • Ил-8
  • Ил-26
Тренер

Ересь первая — истребительно-бомбардировочная

Здесь можно вспомнить, что до появления Ил-2 в ВВС Красной армии вполне себе существовали штурмовые части, которые к 22 июня 1941 года главным образом служили местом ссылки или свалки дляморально устаревших» истребителей старых типов. Например, базировавшийся в Киевском особом военном округе 62-й ШАП(штурмовой авиаполк) имел 64 истребителя И-153. Схожая картина была и в остальных частях, так что когда дело доходит до цитат немцев об атаках советских штурмовиков в 41-м, с высокой долей вероятности это были не редкие пока ещёилы», а куда более многочисленные И-15, И-153 и И-16.

И-15бис выруливает на взлёт во время советско-финской войны(источник фото)

РС и даже небольшие бомбы на них вполне подвешивали, мотор воздушного охлаждения выдерживал несколько попаданий винтовочного калибра и заодно прикрывал пилота с передней полусферы, наиболее опасной при атаке наземной цели. Подобное положение сохранялось и в 1942 году, особенно на второстепенных участках фронта. Например, в отчёте ВВС Крымского фронта весной 42-го приводится весьма интересная оценка сравнительной эффективности старых и новых самолётов:

На ту же тему Бурная пенсия самолётов Второй мировой: что случилось с советскими истребителями?

Благодаря длительному воздействию(по три-четыре захода) на цели и отличной мобильности при подготовке повторных вылетов, несмотря на сравнительную слабость вооружения — наибольший непосредственный эффект при содействии наступающей пехоте дали штурмовые атаки подразделения 653 ШАП(к-р майор Зворыгин) И-15 бис.

214 ШАП(Ил-2) действовал небольшими группами(благодаря хронической неготовности материальной части), понёс большие потери и серьёзного значения(в ходе боевой работы ВВС) не имел, несмотря на мощное вооружение».

Отдельно заметим, что машины старых типов летали на менее дефицитном авиабензине Б-70, тогда как новые самолёты требовали Б-78 и выше, с производством которого в СССР было всё сложно.

В общем, если вдруг поломка вашего темпорального утюголёта нечаянно забросит вас в Крым весны 1942 года, в качестве поддержки вызывайте лучше старыеи-пятнадцатые».

Самолет

Как уже было выше указано, Ил-20М-разведчик по своим летным характеристикам и общей схеме идентичен пассажирскому лайнеру Ил-18Д. Это цельнометаллический моноплан с фюзеляжем типа «монокок» круглого сечения. Четыре турбинных винтовых двигателя АИ-20М имеют мощность по 4 250 л. с. каждый. Длина фюзеляжа – 35,9 метра, высота киля над грунтом – 10170 мм, размах несущей поверхности – 17,4 м, ее площадь 140 кв. м. Взлетная масса составляет 64 метрические тонны. Скорость – 640-680 км/ч. Потолок – 10 тысяч.

Разумеется, пассажирские места в салоне Ил-20М совершено излишни, оставлены только кресла персонала обслуживающего сложную электронную аппаратуру. Сиденья (их восемь) тоже особые, предназначенные для укладки парашютов, все-таки военный самолет. Так как полеты предстоят долгие, есть условия для отдыха (буфет, туалет и гардероб). Покинуть борт в случае нештатных обстоятельств экипаж может, воспользовавшись шахтой, ведущей к расширенному грузовому (в пассажирском варианте) люку. Кроме разведчиков-электронщиков, в самолете присутствует, разумеется, и авиационный экипаж в количестве пяти человек (2 пилота, радист, бортинженер и штурман).

Боевое вооружение


Вид на штурмовик Су-39 Боевое вооружение Су-39 представлено следующими комплексами:

  • пушка ГШ-30-02 калибром 30 мм и боезапасом в 200 снарядов;
  • управляемые ракеты «воздух-воздух» — по две Р-60 и Р-73 (или Р-27Р/Т, или Р-77);
  • управляемые ракеты «воздух-земля» — 16 сверхзвуковых противотанковых снарядов «Вихрь» или 4 Х-25 и 2 Х-29Л/Т (или Х-58, или Х-31, или Х-35), или 8 С-25Л;
  • неуправляемые ракеты — 160 С-8 калибром 80 мм или 40 С-13 калибром 122 мм или 8 С-24 калибром 240 мм (или С-25 на 266 мм).

Помимо ракет штурмовик имеет на вооружении свободнопадающие и корректируемые бомбы. Данное вооружение представлено восемью полутонными ФАБ-500, РБК-500 или их 250-килограммовыми аналогами. В качестве альтернативы могут применяться и иные боеприпасы.

Также на вооружении штурмовика имеются и пушечные контейнеры. Данное вооружение представлено четырьмя СППУ-22-1 с двуствольной пушкой ГШ-23 (калибр — 23 мм) на 260 снарядов. Альтернативой могут выступать четыре установки СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибром 30 мм и боезапасом в 150 снарядов.

Разность вооружений обусловлена экспериментальным характером разработки, а также многозадачностью штурмовика. В зависимости от поставленных целей меняется и оборудование самолета. А отсутствие серийного производства и определенной стандартизации так и оставило вопрос вооружения Су-39 открытым. По сути представлены те системы, которые самолет мог использовать.

Историческая справка

Основная статья: История Il-20

Выполняя постановление правительства от 11 марта 1947 года, ОКБ С. В. Ильюшина разработало в конце 1947 года эскизный проект бронированного штурмовика-бомбардировщика Ил-20.

Ил-20 представлял собой однодвигательный двухместный низкоплан с однокилевым вертикальным оперением. Кабина пилота размещалась над двигателем М-47, что создавало отличный обзор. Все основные части самолёта — кабина экипажа, топливные баки, силовая установка — были размещены в бронекорпусе.

Эскизный проект Ил-20 был принят заказчиком, началась постройка опытного самолёта.

Опытный Ил-20 построили к концу ноября 1948 года. 5 декабря 1948 года Владимиром Коккинаки был выполнен первый полёт. Однако на госиспытания Ил-20 не передавали, так как в испытательных полётах был отмечен очень высокий уровень вибраций от двигателя М-47. Кроме того, Ил-20 уже не отвечал требованиям времени, так как в конце 1940-х годов боевая авиация активно переходила на реактивную тягу. Так же отмечалась значительная потеря скорости при стрельбе, что создавало опасность сваливания. Проект ИЛ-20 был свернут.

ИЛ 20 разбор полетов

Итак почему атакован именно ИЛ 20 в Сирии.

Ил-20 (по кодификации НАТО: Coot — «Лысуха») — самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ на базе Ил-18, оборудованный РЛС бокового обзора, ИК-сканером, оптическими датчиками, системой спутниковой связи для обмена данными в режиме реального времени.

Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 (обозначение НАТО — Coot-A) создан на базе пассажирского самолёта Ил-18 в 1968 году. Предназначался для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы; первый разведывательный самолёт в СССР такого типа. По бортам передней части пассажирской кабины установлены фотоаппараты перспективной аэрофотосъёмки «А-87П» и станция общей радиотехнической разведки «Ромб-4». В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора (РЛС БО) «Игла-1». Также на самолёте стояла станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратура радиоперехвата УКВ-диапазона «Вишня». В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для 6 (впоследствии

Первый полёт состоялся 21 марта 1968 года, командир экипажа — С. Г. Близнюк. Испытания завершены в 1969 году.

Ил-20М от исходного самолёта Ил-20 отличается более мощными двигателями АИ-20М, меньшей полётной массой и увеличенной до 5 400 км дальностью полёта. Ил-20 и его модификации строились на московском авиа до 1976 г. Часть самолётов было переоборудована из пассажирских Ил-18Д.

Самолёты не поступали на вооружение каких-либо авиационных разведывательных или иных подразделений ВС СССР, а числились в частях центрального подчинения, то есть напрямую замыкались на штаб округа или флота. Самолёты периодически выполняли разведывательные полёты, а также принимали активное участие в разнообразных учениях. Впоследствии, из-за морального и физического старения разведаппаратуры, оставшиеся в строю самолёты переделаны в транспортно-пассажирские и использованы для перевозок личного состава и грузов.

Данный самолет, которых в России не так много, мешал всем — пиндосам, евреям, хранцузам и прочим пидоргам. Короче такой кактус в анальном отверстии НАТО. Я лично жду когда будет ответка. За этот самолет прилетит всем и потом еще раз всем. И еще раз. Это не боевой самолет и атаковать его — cause of war или quod bellum. Те кто нажал кнопку не поняли что Русь придет и навтыкает всем. Не разбираясь кто прав, кто виноват. Евреи уже напряглись:

Армия обороны Израиля отказалась комментировать налет на Сирию, одновременно с которой российский самолет Ил-20 исчез с радаров. Об этом сообщает РИА Новости.

«Мы не комментируем сообщения из-за рубежа», — заявили в израильском военном ведомстве. При этом агентство уточняет, что до того, как выдать ответ, сотрудник пресс-службы взял паузу для консультации с начальством.

Ранее Минобороны России заявило, что самолет радиоэлектронной борьбы Ил-20 пропал над акваторией Средиземного моря в момент налета израильских истребителей F-16 на провинцию Латакия. Также в момент исчезновения были зафиксированы запуски ракет с французского фрегата Auvergne.

Самолеты-разведчики Ил-20 и Ил-24Н

Турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18 стал одним из наиболее популярных советских авиалайнеров 60…70-х гг. прошлого века. В 1957…1969 гг. московский авиазавод №30 (затем — «Знамя труда», МАПО, а ныне — Производственный центр им. П. А. Воронина, входящий в состав РСК «МиГ») выпустил 564 таких самолета, долгие годы широко использовавшихся для перевозок пассажиров на авиалиниях в Советском Союзе и многих зарубежных странах. Например, в 1965 г., в эксплуатации находилось 435 авиалайнеров Ил-18 различных модификаций, из них 81 самолет — за рубежом. В 1968 г. число эксплуатировавшихся Ил-18 достигло 511, а поставленных на экспорт — 103. Ил-18 был символом экономичности и надежности, недаром именно этот тип самолета был выбран в качестве официальной «правительственной» машины, перевозившей высших лиц государства — Никиту Хрущева, а затем Леонида Брежнева, других членов правительства во время рабочих поездок по стране и государственных визитов за границу.

Пассажирские Ил-18 сошли, в основном, с воздушных трасс в 80-е гг., уступив место более современным Ту-154, однако и по-прежнему их еще можно встретить в аэропортах по всему миру. Еще совсем недавно несколько десятков Ил-18 продолжали летать в нескольких российских авиакомпаниях. Так, согласно официальным данным Государственной службы гражданской авиации России (ныне — Федеральное агентство воздушного транспорта), к 2003 г. в реестре воздушных судов РФ числилось 19 Ил-18 (годом раньше – 27 машин). Правда в 2004 г. в колонке «Ил-18» ФАВТ РФ уже поставило прочерк. Но такие самолеты еще продолжают летать в ряде российских некоммерческих организаций и за границей.

С конца 50-х гг. Ил-18 стал своего рода «визитной карточкой» нашей гражданской авиации, представляя ее не только в аэропортах по всему миру, но и на международных авиасалонах. При этом мало кто знал, что некоторое количество модифицированных Ил-18 «прописалось» на военных аэродромах. Речь идет о ряде специальных модификаций этого авиалайнера, созданных в интересах военных. Эти машины, внешне мало отличающиеся от обычных пассажирских Ил-18 (а зачастую и носившие такую же надпись на борту) долгое время оставались одними из наиболее секретных советских самолетов. Сведения о них охранялись даже более тщательно, чем, например, информация об иных новейших боевых самолетах — истребителях и бомбардировщиках. Такие машины, известные под названиями Ил-20 и Ил-22 и предназначенные для ведения радиоэлектронной разведки, передачи телеметрической информации, использования в качестве ретрансляторов и воздушных командных пунктов, выпускались уже после того, как было прекращено производство пассажирских Ил-18. Их служба продолжается и поныне, правда многие военные варианты Ил-18 уже перестали использоваться по своему первоначальному назначению, и после демонтажа специального оборудования эксплуатируются, в основном, в качестве транспортных. Сегодня пришло время, когда уже можно раскрыть некоторые подробности об этих некогда «секретных» модификациях популярного авиалайнера.

Оборудование Ил-40

На борту Ил-40 установлено современное оборудование, которое позволяло эффективно применять самолет днем и ночью, в различных метеоусловиях. Носки крыла, киля и стабилизатора, воздухозаборников двигателей оснащались воздушно-тепловыми противообледенителями, горячий воздух к которым поступал из компрессоров двигателей. Лобовое стекло кабины летчика имело электрообогрев.

Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование самолета представлено навигационным индикатором НИ-50И, авиагоризонтом АГИ-1, гирополукомпасом ГПИ-48, автоматическим радиокомпасом АРК-5 и компасом ЛГМК-3М, командной радиостанцией РСИУ-3М и связной — РСБ-5, переговорным устройством СПУ-5, радиовысотомером РВ-2, маркерным радиоприемником МРП-48П, ответчиком госопознавания «Барий», аэрофотоаппаратами НАФА и АФА.

Во время ведения пушечного огня, бомбометания и стрельбы реактивными снарядами летчик пользовался коллиматорным прицелом ПБП-6, который не давал сбоев на больших высотах и пикировании. Сбрасывание бомб происходило в автоматическом режиме благодаря электрическому бомбосбрасывателю ЭСБР-3П. Кормовая установка оснащалась прицелом СПБ-40. На самолете присутствовала аппаратура, позволявшая снимать результаты бомбардирования в любое время суток.

Во время разработки Ил-40 на его базе в дальнейшем предусматривалось создание нескольких модификаций.

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух. Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч. Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров. Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная — 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту Ил-18, быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте. Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов. При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта. Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик Ил-20. В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года Ил-20 был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector