Карл (самоходная мортира)

Юбилейный год в России

Германию конца XIX века можно сравнить с нынешним Китаем. В объединённой «железом и кровью» стране стремительно развивалась промышленность, но сбыт товаров среди относительно небогатого населения был ограничен

Немецкие промышленники обратили внимание на внешние рынки – прежде всего на богатые Англию, Францию и САСШ. На экспорт шли недорогие товары отменного качества

К примеру, в Великобританию поступали копии знаменитых ножей Sheffield, изготовленные в Золингене, а в Америку – копии револьверов Smith & Wesson. Большинство первых серийных автомобилей Benz также вывозилось за границу – в основном в Англию, Францию и Россию. Пытаясь защитить свой рынок от дешёвых немецких товаров, британцы призвали потребителей к патриотизму и ввели закон, который обязывал немцев писать на своей продукции «Made in Germany».

Потерпевшие поражение во Франко-прусской войне французы не очень спешили приобретать автомобили у бывших врагов. Однако местные дельцы нашли выход. Главный французский импортёр автомобилей Benz Эмиль Роже продавал их с 1887 года под своей маркой Roger. Дошло до курьёза – компания La Parisienne, продававшая машины Benz Velo под собственным названием, изобразила на рекламе за рулём автомобиля под видом «парижанки»… Клару Бенц. Именно Франция стала основным рынком сбыта для фирмы Benz & Co. Между прочим, осенью 1891 года главный редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий привёз на пароходе из Марселя один из образцов Benz. Так, спустя пять лет после своего рождения, автомобиль появился в России. В этом году исполняется 125 лет этому памятному событию. Открытым остаётся вопрос: какой модели был «Бенц» Навроцкого? Трёхколёска или, может быть, один из ранних четырёхколёсных Benz Vis-à-Vis?

В 1894 году фирма Benz & Co. официально экспортировала первый автомобиль в Россию. Машина попала в Москву. Генеральным представителем фирмы стала техническая контора «Карл Шпан» с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве. До 1897 года контора продала в России 19 легковых автомобилей Benz. Они поступили в Петербург, Москву, Одессу, Николаев и Варшаву. Другие торговые агенты также импортировали «бенцы» в XIX веке: М. У. Ландесман в Одессе, Г. Г. Мейер в Риге, Краусп и Шюманн в Ревеле, П. Пироне в Баку, В. Форселиус в Або (ныне Турку, Финляндия). Зажиточные подданные империи привозили «бенцы» из Германии и Франции и в частном порядке.

В 1896 году петербуржцы Евгений Александрович Яковлев и Пётр Александрович Фрезе, владельцы Петербургского машиностроительного чугунно- и меднолитейного завода Е. А. Яковлева и Экипажной фабрики «Фрезе и К°», построили первый российский автомобиль. Они продемонстрировали его на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Машина «Яковлев и Фрезе» была полностью построена в России практически без использования импортных частей. Е. А. Яковлев изготовил мотор и трансмиссию, а кузов сделал П. А. Фрезе. Неизвестно, сколько всего самодвижущихся колясок выпустили петербургские предприниматели, но реклама этих машин печаталась до 1898 года включительно. Самое интересное, что внешне и конструктивно первый российский автомобиль напоминает немецкую машину Benz модели Duc, которая появилась в программе фирмы Benz & Co. только спустя два года. Российский автомобильный историк В. И. Дубовской отметил этот нюанс и выдвинул версию, что автомобиль был разработан специально для России и не без решающего участия наших конструкторов. Серийное производство в Российской империи не состоялось, поэтому аналогичную модель начали выпускать в Германии. А может быть, Карл Бенц купил у Петра Фрезе лицензию на отдельные элементы конструкции? Ответа на эти вопросы пока не найдено. Как бы то ни было, в этом году мы отмечаем ещё один юбилей – 120 лет первому отечественному автомобилю!

Автор благодарит за помощь Дениса Орлова.

Экспонаты под открытым небом

Первым делом мы отправились смотреть танки , которые были выставлены под открытым небом: Т-50, Т-34, Т-34 в зимней окраске, ИС-2 (Иосиф Сталин), СУ-152 «Зверобой», Американский танк М5 «Стюарт», Марк III «Валентайм».
Итак, вот они, «базовые модели» танков, танки-победители.Т-50 советский легкий танк. Т-50 был разработан в 30-е, но принят на вооружение только в июле 1941 г. 45-мм пушке этого танка дали прозвище «Прощай жизнь». Хороший танк, однако в Великой отечественной войне не выдержал конкуренцию с военной техникой Германии. Требовалось что-то другое.

Танк Т-50

Т-34 образца 1941 г. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. Однако, конструкторы столкнулись с рядом сложностей, для того чтобы принять его на вооружение. После того, как финальный образец прошел все испытания , по какой-то причине было запрещено его представлять партии и правительству. Тогда Михаил Кошкин, конструктор, решился пригнать танк в Москву из Харькова тайно, сам лично. В условиях полной секретности, обходя населенные пункты, два танка пошли на Москву в 1940 году. Однако, в Москве их встретили сотрудники ОГПУ. Все инженеры были арестованы. Самое главное- что цель была достигнута, 17 марта танк был продемонстрирован Сталину и в том же месяце был принят на вооружение.

Т-34

Т-34-85 в зимней окраске (белый). Лучший легкий танк времен войны. Сложно представить, но официально его сняли с вооружения российской армии в 1993 году. Это со времен то войны!

Танк Т-34-85

ИС-2 (Иосиф Сталин) — тяжелый танк прорыва. Сила отдачи его 122 мм пушки была такова, что могла оторвать башню танка. Иногда передачи приходилось переключать вдвоем.

ИС-2

СУ-152 «Зверобой». Единственная машина способная уничтожать немецкие «Тигры» и «Пантеры» на любых дистанциях боя, за что и получила прозвище «Зверобой». В мировой практике танкостроения нет примеров, когда танк был спроектирован и создан по приказу Сталина за 25 суток ( в 1943 году).

СУ-152 Зверобой

Американский танк М5 «Стюарт», поставлялся по ленд-лизу. Машина хорошо ездила по бетону и по песку. Однако, в России этот вариант не подходил; танк застревал даже в лужах. Ко всему еще его карбюраторный двигатель требовал авиационный бензин высокой очистки, который у нас во время войны был на вес золота. Броня защищала только от пуль, а 37 мм пушка не справлялась даже с легкими немецкими танками.

Американский танк М5 «Стюарт»

Марк III «Валентайм» — английский танк. Бронирование мощнее, чем у нашего Т-34, но броня собрана на болтах. Немецкий снаряд, не пробивая броню, рвал болтовые соединения. Много усилий наши конструкторы потратили на то, чтобы написать инструкции, как английские танки заводить в условиях русской зимы.

Марк III «Валентайн» — английский танк

Вообще между ангарами выставлены различные интересные экземпляры, например Бронепоезд, бронетранспортер Ленина и тд.

Бронепоезд

Танки Советской Армии

В ангарах, посвященных танкам Советской Армии поражаешься, какое огромное количество моделей здесь выставлено. Даже берет гордость за нашу страну.

Внутри ангара

Средний танк Т-34

Историческая справка

Описание конструкции[ | ]

Ходовая часть

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская часть

Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Имеющаяся фотография (справа), на которой запечатлены перевооружённые 540-мм стволами мортиры, позволяет предполагать, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть, «Локи», «Тор» и некая третья).

Транспортировка

Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге. Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:

  • повозка ствола весом 42 т;
  • верхний лафет весом 41,8 т;
  • мост и ходовая часть весом 21,6 т;
  • самоходный лафет весом 82,3 т.

При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.

Царь-пушка – огромнейшее орудие Средневековья

Сегодня в столице России можно полюбоваться вторым по величине орудием в мире – Царь пушкой, калибр которого составляет 890 мм. Оно было создано в 1586 году. Пушка была отлита из бронзы и стала не только памятником артиллерии, но и экспонатом уникального литейного искусства. Ее проектированием и созданием занимался мастер Андрей Чохов.

Нынешние исследователи, которым довелось проводить реставрацию пушки, утверждают, что она была создано исключительно с декоративной целью. Чтобы орудие могло сделать выстрел, в нем должно быть запальное отверстие. У Царь-пушки оно отсутствует, что говорит о том, что из нее никогда не стреляли.

Самый большой немецкий танк

Машиностроение и танкостроение в Германии с 30-х годов XX века привлекало внимание мира. Многие САУ и бронированные модели входили в топ самых надежных в мире

Ответ немцев. Sturmpanzerwagen A7V

Впечатлённые применением бронированных машин на Сомме, немецкие инженеры ускорили работы по созданию собственных танков. В октябре 1917 на базе трактора «Holt» свет увидел первый серийный немецкий танк A7V.

Всего выпустили 20 машин, и они ограниченно участвовали в боях последнего периода Первой мировой войны. Размерами походил на британский аналог, но был в два раза быстрее и мог преодолеть расстояние на 15 км больше, чем британский Mark.

Экипаж немецкого 30-тонника состоял из 18 человек. Почти все боевые машины имели имена собственные и были утрачены в боях или сданы на слом после краха Германской империи.

Е-100

Это самый большой из разработанных немецкий танк в мире, фото и краткое описание представлено выше. Для модели было характерно расположение двигателя в корме, а ведущих колес — в передней части корпуса. Разработчик был нацелен на увеличение скорости движения до 40 км/ч, что было невозможным при весе в 140 т.

Машина в массовой культуре[ | ]

В разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 октября 2020 года

Машина ограничено представлена в индустрии . Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм, так и с 540-мм орудием, а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV. В бумажном моделировании была выпущена 600 мм мортира «EVA» от GPM, в масштабе 1:25. Также есть 3 модели производства компании HobbyBoss в масштабе 1:72, включая 2 модели самой мортиры и железнодорожный транспортер.

Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение «Карла».

В компьютерной игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» в миссии «Севастополь» кампании за СССР игроку даётся задание уничтожить две таких САУ.

В компьютерной игре World of Tanks была доступна всем игрокам с 1-го по 7-ое апреля 2014 года в специальном игровом режиме в качестве первоапрельской шутки. При этом модель техники была специально выполнена в грубом «восьмибитном» стиле.

В компьютерной игре Commandos: Beyond the Call of Duty в миссии Молот Тора необходимо уничтожить мортиру «Карл», находящуюся на железнодорожном транспортёре.

Во франшизе «Girls und Panzer» (серия аниме и манг), в первую очередь — в полнометражном фильме 2020 года — боевая единица университетской команды. ТТХ «Карла» авторами фильма несколько преувеличены.

Самые большие танки в России

Российская Федерация превосходит ведущие армии мира по количеству танков. Некоторые из них считаются лучшими в мире. Рассмотрим самые большие современные модели.

Т-80

Боевая машина разрабатывалась в СССР и до сих пор стоит на вооружении российской армии. Имеется 4 модификации с газотурбинными и дизельными двигателями. В число недочетов включены:

  • большой расход топлива;
  • высокая стоимость производства;
  • небольшая огневая мощь.

Танк Т-80

Применялся в чеченской компании. В свое время стал конкурентом немецкого «Леопарда-2».

T-90

Как ни странно, представитель российского танкостроения отличается своей компактностью и лёгкостью, гарантирующими манёвренность, свойственную танкам советского производства. Помимо техники противника, благодаря двум мощным пулемётам, танк не испытывает трудностей с артиллерией, к которой, ввиду малого веса, и, соответственно, высокой скорости передвижения, он способен добраться практически молниеносно. Т-90 по праву считается одним из самых лучших танков в мире с большой огневой мощью и высокими скоростными характеристиками. Бронирование корпуса выполнено с использованием композитной стали, что не даёт Т-90 стать лёгкой мишенью для пехоты противника, вооруженной противотанковым орудием, даже на близком расстоянии.

Армата Т-14

Новейшая боевая машина России с необитаемой башней. Это первая мировая модификация, которая может использоваться в разведке и корректировке огня. Оснащен:

  • ультрафиолетовыми камерами с кругозором 360 градусов;
  • доплеровским радаром;
  • беспилотным разведывательным аппаратом;
  • перехватчиком ракет и снарядов;
  • защитной системой «Малахит», отражающей удары по машине из РПГ.

Т-14 принимает участие в репетиции парада на Красной площади

Серийно выпускается с 2017 года. Первые модели должны показать недостатки инженерного толка для своевременного исправления ошибок.

Слишком много Пипинов

Пипин у франков был не один. Пипинов было много, хороших и разных, — распространённое имя среди высшей знати. Помимо Пипина Короткого, известного каждому школьнику, есть также Пипин Толстый — он же Пипин Второй Геристальский. Он был майордомом, фактически правителем франков в VII–VIII веках.

Пипин Толстый, майордом Нейстрии, Австразии и Бургундии, крутил королями из династии Меровингов, присоединял новые земли и возвращал старые, активно занимался христианизацией тех мест, куда свет веры ещё не добрался. В действительности именно он правил государством франков. В личной жизни Пипин тоже не скучал: у него было двое сыновей от законной жены, королевы Плектруды, и двое — от конкубины, постоянной подруги по имени Альпаида. Происхождение Альпаиды, кстати, довольно тёмное, при этом она была старше Плектруды лет на десять — и всё равно Пипин не отпускал её от себя до самой смерти. Умерла Альпаида раньше возлюбленного, а вот Плектруда пережила его.

Оба сына Пипина от законной жены погибли ещё при жизни отца. Младшего, Гримоальда, убили, когда он мчался навестить лежащего на смертном одре Пипина. Умирающий майордом назначил своим преемником внука, Теодоальда, которому к тому времени исполнилось всего шесть лет, и скончался.

Пипин Толстый на смертном одре

Плектруда осталась с малолетним внуком(ему ещё нескоро предстояло унаследовать власть) и с двумя сыновьями ненавистной соперницы: Карлом и Хильдебрандом. Умный, талантливый и не лишённый амбиций(а вернее, преисполненный их) двадцатишестилетний Карл показался Плектруде наиболее опасным соперником в борьбе за власть — он мог разрушить обретённое ею с таким трудом душевное равновесие. Кроме того, Карл на тот момент уже стал достаточно известным полководцем, которого поддерживала знать Австразии.

Действительно. Честолюбивая королева, пережившая немало испытаний, наконец обрела власть — регентша при шестилетнем внуке. При удачном стечении обстоятельств наследие Пипина ещё долго могло оставаться в её руках. А детей низкородной соперницы следовало убрать с дороги — так, чтобы о них никто и не вспомнил.

Не было, кстати, никаких указаний на то, что Карл замышлял мятеж или каким-то иным образом намеревался испортить жизнь Плектруде и малышу Теодоальду.

Карл, впоследствии получивший грозное прозвище Мартелл — Молот — оказался в тюрьме. Но благодаря помощи верных людей ему удалось бежать оттуда всего через несколько месяцев — тем более, Плектруде временно оказалось не до него.

Карл Мартелл

Как добраться до музея танков в Кубинке:

Железнодорожным транспортом: ехать на электричке до станции Кубинка Белорусского направления, выход на левую сторону, далее маршрутным такси№59 до остановки «музей БТВТ» (танк ИС-3 на Минском шоссе), далее прямо по дороге, держась левой стороны, вдоль забора до ворот Музея БТВТ.Автомобильным транспортом: до 64 км. Минского ш. Хочу сразу предупредить, что если соберетесь ехать на выходных, выезжать нужно пораньше, так как пробка даже на выезде.
Ориентир — слева танк ИС-3. От танка влево в поле идет дорога 400 м. до КПП и кассы. (прим. поворот налево ЗАПРЕЩЕН, ехать вперед 400 м., эстакада «восьмерочку» и обратно к Москве до танка)

Что касается нашего путешествия, то в Кубинку мы ехали по Минскому шоссе, а возвращались по Киевскому. От Москвы ехали примерно 1 час.

Оценка проекта[править | править код]

Советские специалисты тщательно изучали захваченную самоходную мортиру. Результаты исследований мортиры публиковались в различной научно-технической литературе. Так в журнале «Вестник танковой промышленности» от января 1948 года описываются основные особенности данной артиллерийской установки:

Как можно заметить, советские специалисты в целом положительно оценивают данную установку. Отмечается её простота, надёжность, технологичность и продуманность конструкторских решений. Несмотря на саму неординарную концепцию сверхмощной самоходной мортиры и её нетривиальный внешний вид, общие оценки советских военных также можно считать положительными:

Развитие в конце XIX века

Слово «мортира» всплыло в конце 19-го столетия, когда Германия решила организовать подвижные мобильные отделения осадных частей. В эти подразделения вошли 21 мортира и шесть гаубиц калибром 150 мм. Они были переделаны из бронзовых пушек путем вставки в них стальной трубы. Подобный способ широко использовался на то время при модернизации чугунных и бронзовых орудий.

Данное оружие не отличалось особой маневренностью, однако позволяло доставить комплект относительно оперативно на нужный участок фронта. Вслед за немцами по такому же пути пошли Польша, Австрия и некоторые другие европейские страны. Как правило, в боекомплект, кроме мортир, входили гаубицы. При выстреле скорость отката была весьма существенной, что вызывало сильные прыжки и подвижки орудия в стороны. В связи с этим восстановление первоначальной позиции вооружения требовало дополнительных физических и временных затрат.

1. История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой Рейнметалл-Борзиг нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до 4 тонн на расстояние немногим более 1000 м. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (Изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные гранаты на расстояние до 3000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 тонн. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 тонн. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Всего фирмой Рейнметалл-Борзиг было изготовлено 6 самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя. Шести орудиям были даны следующие имена:

  • I — «Adam» («Адам»), позднее переименована в «Baldur» («Бальдр»),
  • II — «Eva» («Ева»), позднее переименована в «Wotan» («Вотан»),
  • III — «Odin» («Один»),
  • IV — «Thor» («Тор»),
  • V — «Loki» («Локи»),
  • VI — «Ziu» («Циу», «Тюр»).

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы 3 установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две мортиры — «Локи» и «Циу».

По некоторым данным, существовала также седьмая установка, названная именем «Fenrir» («Фенрир»), однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Бесполезное произведение военного искусства

Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.

В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.

Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Франца Гальдера. Он сказал, что самая большая пушка «Дора» — это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.

Карл — самоходная немецка мортира калибр 600-мм и 540-мм

Эти орудия проектировались как бронебойные, для разрушения французской линии Мажино и подобных укреплений. Они были изготовлены в 30-х годах, при их создании использовались математические расчеты предшествующего десятилетия. Производство заняло два года, и первое орудие было готово в 1939 году. Серия немецких мортир «Карл» представлена самыми большими из когда-либо произведенных САУ. Один из вариантов транспортера, «Герэт» 040, с установленным на нем 600-мм стволом: второй — «Герэт» 041, с 540-мм стволом. В армии их называли «Тор».

Оба «Карла» были огромными, устрашающими орудиями. Вес и габариты орудий ограничивали их мобильность, и гусеничные шасси использовались только для перемещений на небольшие расстояния. Известно, что скорость этого мощного орудия, оснащенного дизельным двигателем мощностью 580 л.с. была всего 4.3 км/ час. При перемещении на небольшие расстояния, ствол и станина помещались в отдельные трейлеры, буксируемые мощными тягачами. На большие расстояния орудия перевозились подвешенными между специальными ж/д платформами. Разборка и сборка орудий была трудоемким процессом и производилась мобильными портальными кранами. Единственным предназначением этих орудий было разрушение крепостей, и все их действия были размеренными и неспешными: и прибытие на заранее определенную позицию, и ведение огня (скорострельность не превышала одного выстрела в 10 минут). Для обслуживания «Карла» на позиции требовался расчет из 109 человек, из них 30 занималось станиной и ходовой частью.

Первый боевой опыт гаубиц серии «Карл» связан с осадой Севастополя (они не были задействованы в прорыве линии Мажино, которая пала вместе со всей Францией в 1940 году). Позже они были задействованы при подавлении Варшавского восстания. Они планомерно разрушали центр Варшавы и подавляли сопротивление. К 1944 году большинство 600-мм стволов было заменено 540-мм, однако варшавские бои были последними для этих орудий. Боевые действия 1945 года характеризовались большей маневренностью и скоротечностью, и гаубицам «Карл» негде было продемонстрировать свою разрушительную мощь. Большинство из них было подорвано самими расчетами на заключительных этапах войны. Сотрудники разведывательных отделов армий союзников смогли обследовать только несколько специальных снарядных транспортеров PzKpfw IV. Один экземпляр «Карла» остался в целости и находится как музейный экспонат в России.

Тактико-технические характеристики мортиры «Карл» «Герэт» 040

Боевая масса, т 126
Расчет, чел 16
Длина корпуса, мм 11 370
Ширина корпуса, мм 3160
Высота, мм 4780
Вооружение мортира 600-мм (040), 540-мм (041)
Длина ствола, калибров 8,44 (040), 11,5 (041)
Боекомплект пушки 4 выстрела
Углы ВН, град. 0…+70°
Углы ГН, град.
Дальность стрельбы, км 4500 м (бетонобойный снаряд), 6700 м (фугасный снаряд)
Тип двигателя V‑образный 12‑цилиндровый дизельный
Мощность двигателя, л. с. 750

Фото мортиры «Карл»

Мортира «Карл» в музее бронетехники в Кубинке

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector