В погоне за идеалом. легкий танк тяжелого бронирования

За рубежом

В июле 2017 года всплыла информация, что практически космические технологии, воплощённые в Т-90М, не остались без внимания мировой прессы и правительств других стран.

Был заключен договор с Ираком, на первых этапах реализации которого планируется экспорт в эту страну 73 единиц Т-90МС. Успешность сделки обусловлена не только высокой эффективностью новой боевой единицы, но и растущей военной угрозой на Ближнем Востоке

На новый танк обратила внимание и Саудовская Аравия

Модель Т-90 производится и в Индии по российской лицензии. Известно, что около 70% индийского вооружения произведено в России.

Договорённость на поставку 100 единиц Т-90 в Азербайджан практически выполнена. Ранее более 120 образцов этой же модели экспортированы в Алжир.

Зарубежные конкуренты

Т-90М «Прорыв» является основным танком, в современной западной классификации — основным боевым танком. Под этим термином подразумевается многоцелевой танк с высокой огневой мощью и защитой, сочетающий их с подвижностью.  

Главными западными конкурентами Т-90М являются американский M1 Abrams, французский AMX-56 Leclerc и немецкий Leopard 2. 

  • Немецкий танк Leopard 2
  • Reuters

Прежде всего западные машины в сравнении с Т-90 и его модификациями гораздо тяжелее. Так, вес танка M1 Abrams — 54—63 тонны. «Тяжеловесом» является и немецкий Leopard — 50—70 тонн. Французский Leclerc немного легче своих «коллег» — 54 тонны. Однако и он проигрывает в этом показателе российскому Т-90. Для сравнения, экспортная модификация Т-90С весит 46 тонн.  

Западные конкуренты уступают российскому танку и в калибре пушки. В соответствии со стандартами НАТО они используют пушки калибра 120 мм, тогда как калибр главного орудия российского танка — 125 мм. 

Также западные танки имеют гораздо менее надёжную защиту. Из-за особенностей конструкции танкам Abrams и Leopard можно нанести критические повреждения при помощи переносных гранатомётов или старых моделей ПТРК.

Так, в ходе вооружённого конфликта в Сирии турецкие военные с 2016 года потеряли не менее десяти танков Leopard. При этом есть свидетельства того, что поразить танки Leopard 2 удавалось с помощью ПТРК ещё советского производства — «Фагот» и «Конкурс».

Также по теме


Закат «Абрамса»: США признали отставание в танкостроении

Командование сухопутных войск США заявило, что основной американский танк «Абрамс» начинает устаревать и нуждается в замене. На…

Алексей Леонков в беседе с RT отметил, что российский Т-90 и его модификации превосходят основные танки западных держав по своим боевым показателям.  

«Abrams и Leopard 2 являются главными зарубежными конкурентами платформы Т-90. Однако российский танк по многим своим характеристикам превосходит зарубежные машины, которые в боевых действиях ведут себя не лучшим образом. Характерным примером являются потери танков Abrams и Leopard на Ближнем Востоке. По сравнению с ними танк Т-90, который воевал на стороне сирийских войск, оказался крепким орешком», — отметил эксперт.  

Россия, в отличие от зарубежных стран, не останавливала разработку и модернизацию танков, всегда занималась вопросами улучшения боевых показателей Т-72 и Т-90, которые стоят на вооружении российской армии, напомнил Алексей Леонков. 

«Доработки и модернизации привели к улучшению боевых качеств российских танков. Такая машина усилит российские танковые войска. Эта модернизация своевременна, поскольку закладывается основа на перспективу использования этих машин в течение ближайших 5—10 лет», — пояснил эксперт.  

Андрей Кошкин в разговоре с RT также выразил уверенность в том, что Т-90М значительно усилит российские танковые войска.  

Т-90М — это не только шаг вперёд, но и объединение всех лучших элементов предыдущих моделей, добавил Андрей Кошкин.

«Это хорошо апробированный и проверенный в войсках танк, который превосходит по всем параметрам своих предшественников и по большинству — зарубежные машины», — заключил эксперт.  

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М – Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 – Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. – Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений – это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941 – первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. – Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. – Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 – минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

Т-34-85 – Смотреть основную статью.

Т-34-100 – Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 – Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 – Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.

СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 – Смотреть основную статью.

СУ-85 – Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 – Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 – Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 – 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

Т-34Т – Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 – Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.

Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) – ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65

Основные узлы

  • Ходовая. Танк Т-90 ввёл такое понятие «Летающий танк», прыгая с 2 м. трамплина, он опускается днищем почти на всю высоту клиренса 49 см и делает второй прыжок не останавливаясь, продолжает движение. Гребёнку проходит на полном ходу. Такую нагрузку на гидравлику и торсионную подвеску, кроме нижнетагильской машины никто не выдержит. В пустыне он легко проходил по слоям пыли 20 см. Преодолевает вертикальную стену высотой 1 м. и легко поднимается вверх под углом 300.
  • Корпус. Конструкция корпуса Т-72, габариты по стволу*длина*ширина (9530х6860х3795 мм), высота по уровню башни 2280мм. Предшественник прославился живучестью и передал её на Т-90. Конструкция защищена несколькими ступенями: встроенная динамическая защита (35 лет назад эффективно применялась и навесная, но трагедия в Чеченской войне 1994 г. в том, что солдат отправили в бой без неё). Танк может выдержать десятки попаданий от всех типов иностранных танков, РПГ и ПТУРов и вернуться в строй. Неудачное расположение ствола башни над люком механика-водителя не приносит практического вреда. В случае повреждения гидропривода вертикального наведения (ствол ложится на люк) казённик упрётся в люк башни и освободит место, чтобы водитель быстро покинул танк. Пожар, возникший в башне, воспламенит заряды за 30 секунд (худший вариант, а вообще 15 – 20 мин.), из Т-90 легко выбраться. Это всё из практики боевого Т-72.
  • Двигатель. Двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. – это последняя модификация выносливого мотора работающего на дизельном топливе, керосине, бензине (а также подсолнечное масло, спирт и т.д.). Мощности для машины весом 48 т предостаточно, есть резервный запас для утяжеления, если потребуется.

Читайте Основной танк Т-80БВ образца 2020 – Т-80УЕ1 реактивный покоритель Арктики и пустыни

Экспортный успех

Стоит отметить, что Т-90, ставший основой для «Прорыва», является на сегодня самым продаваемым танком в мире.

Также по теме


«Российская техника имеет огромное преимущество»: как развивается военное сотрудничество РФ и Индии

Россия начала производство зенитных ракетных комплексов С-400 для Индии, сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров….

Одним из главных операторов танков Т-90 стала Индия. По данным Международного института стратегических исследований (IISS), в составе индийской армии насчитывается более 1 тыс. танков в экспортном варианте Т-90С.

Глава Минпромторга Денис Мантуров 4 февраля сообщил, что Россия и Индия подписали контракт на продление программы лицензионного производства танков Т-90С до 2028 года.

«И, как мы знаем, Совет оборонных закупок одобрил производство 464 танков этой модели​​», — приводит слова Мантурова РИА Новости.

Лицензия на производство 1 тыс. танков Т-90С была передана Индии в 2001 году. Ранее Россия уже продлевала лицензию и выражала готовность удовлетворить любое предложение по поставкам танков или их производству в Индии.

Успех платформы Т-90 связан с её высокой надёжностью и явными преимуществами перед зарубежными аналогами, рассказал в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.

«Для сравнения: американские танки Abrams хорошо разрекламированы, но в бою они горят, и их при некоторых обстоятельствах можно вывести из строя даже при помощи стрелкового оружия. Немецкий Leopard имеет целый ряд хороших показателей, но защищённость этого танка от современных средств поражения низкая», — рассказал эксперт. 

Французский танк Leclerc превосходит Т-90М по уровню автоматизации и использования электроники, однако при этом у него гораздо более высокая стоимость, пояснил Юрий Кнутов.  

При этом сейчас основу танковых сил России составляют различные модификации танков Т-72 — предшественника платформы Т-90, напомнил Юрий Кнутов.

«Министерство обороны разместило заказ на первые партии перспективной платформы «Армата». Пока это небольшая партия, поскольку надо посмотреть, как они себя будут вести. Если возникнет необходимость внести корректировки, то эти танки смогут осуществлять прорывную роль, роль тарана, а Т-90М будут идти за ними», — пояснил эксперт.

  • Танк Т-72Б3 военнослужащих береговой обороны Черноморского флота во время отборочных соревнований в конкурсе «Танковый биатлон» на полигоне Ангарский в Крыму
  • РИА Новости

Виктор Мураховский, в свою очередь, отметил, что танк Т-90М может стать самой защищённой боевой машиной на современном поле боя.

«В наступлении танки являются главной ударной силой, они прорывают совместно с другими силами войск и видами вооружённых сил насыщенную оборону противника. Сегодня такая машина, как Т-90М, на поле боя является самой защищённой и самой могущественной в огневом отношении. Танк — это единственная машина, которая под воздействием огня противника сохраняет тактическую манёвренность, на что никакая другая техника не способна», — заключил эксперт.

Сколько весит танк

Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн, в зависимости от толщины брони и характера боевого снаряжения. Танк – бронированная гусеничная машина с пушечным вооружением. Различают две группы танков:

Вес танка колеблется от 26 до 188 тонн.

  • Боевые (основные). Главными характеристиками таких моделей является внушительная огневая мощь, высокая устойчивость к поломкам и отличная скорость перемещения.
  • Легкие. Используются в качестве оружия быстрого реагирования, а также в целях разведки. Как правило, такие машины обладают меньшей мощностью и толщиной защитной брони. Легкие модели танков можно транспортировать в места назначения с помощью водного, воздушного или железнодорожного транспорта.

Давайте сравним массу нескольких моделей боевых машин.

Конструктивные особенности Т-90

Танк Т-90 представлен в низкопрофильной компоновке с двухместной обитаемой башней: рабочие места командира и наводчика. Благодаря автоматической системе заряжания, скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. Мехвод располагается в передней части, ровно по центру. Машинное отделение изолировано от модуля экипажа. Гусеничный движитель строится на шести основных и трёх поддерживающих катках. Подвеска танка относится к торсионному типу. Рассмотрим конструкцию основных узлов более детально.

Бронирование

Броня Т-90 относится к композитному типу: состоит из нескольких слоёв броневой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса и башни обладают рациональными углами наклона в 35 градусов. Борта вертикальные, образованы за счёт установленных бронеплит и краёв днища. Башня Т-90 может быть сварной или литой в зависимости от модификации. Здесь нужно отметить, что сварная башня изготавливается из стальных сплавов со средними показателями твердости, поэтому по противоснарядной устойчивости, превосходит литой аналог в среднем на 15%. Дно штампованное, обладает сложное геометрической формой. Поверх основной брони, установлены блоки динамической защиты.

Возможности вооружения

Основное вооружение представлено 125-миллиметровым орудием 2А46М. Пушка комплектуется съёмным термозащитным кожухом. Размещается орудие в передней части корпуса на цапфе. Конструкция орудия позволяет вести огонь противотанковыми ракетами, кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойно-подкалиберными снарядами. ПТУР заряжается за 8 секунд, снаряд за 6.5. Чтобы сменить тип выстрела, уходит порядка 12 секунд. Чтобы полностью снарядить барабан потребуется около 14 секунд.

Дополнительное вооружение представлено:

  • Танковым пулеметом Калашникова, калибра 7.62 мм;
  • Зенитной установкой «Утёс» или «Корд», калибра 12.7 мм с электромеханической системой наведения.

Кроме этого, у всех членов экипажа имеется табельное оружие.


Танк Т-90

Мобильность

Первые модификации танка оборудовались 12-цилиндровыми двигателями В-84 с V-образным расположением цилиндров. Производительность этих агрегатов составляла 840 «лошадок». На последующие модели устанавливались двигатели В-92 и В-96 с заявленной мощностью 950 и 1250 л. с. соответственно. Благодаря 7-ступенчатой коробке и торсионной подвеске, танк демонстрировал отличные показатели проходимости и маневренности независимо от типа грунта.

По шоссе техника разгонялась до 65 км/час, дальность хода составляла 550-700 километров. Верхнее значение указано с учётом установки дополнительных топливных баков.

Средства связи

Штатной радиостанцией является Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Эта станция, дополненная 2-метровой штыревой антенной, обеспечивает дальность связи на дистанции 20-ти километров.

На командирские машины устанавливались коротковолновые радиостанции класса «арбалет-50К», обеспечивающей связь на 50-километровой дистанции. Когда танк стоит в точке постоянного/временного базирования, на него устанавливается 11-метровая мачта, что расширяет радиус связи до 350 км.

Комфортабельность

Внутри некоторых Т-90 работают системы кондиционирования. Жилой отсек экипажа изготовлен из износоустойчивых материалов, предусмотрены гидроусилители модулей управления.

Ремпригодность

Для поддержания функциональности узлов и систем Т-90 проводится плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Первое ТО выполняется после пробега в 2 500 километров, занимает порядка 12 часов. Второе — после 5 000 пробега, и на него отводится в среднем 30 часов. Текущий ремонт занимает в среднем 2 часа, работы выполняются непосредственно на месте поломки, если нет возможности доставить выведенную из строя машину в ремонтный бокс. «Капиталка» выполняется после 11 000 пробега, время проведения не регламентировано. Рабочий ресурс гусеничного движителя рассчитан на 6 000 км пробега.

Огневая мощь

Здесь используется система управления огнём, унифицированная с основным боевым танком Т-80-У, дополненная прицелом «Буран-ПА». В целом, комплекс продемонстрировал высокую эффективность стрельбы. Например, передвигаясь со скоростью до 30 км/час, Т-90 мог с высокой вероятностью уничтожения бронетехники противника первым снарядом с расстояния 5 километров.

В ходе проведения танковых испытаний из основного орудия было выпущено 24 противотанковые ракеты, и все они поразили установленные мишени. При этом стреляли необученные танкисты. Квалифицированный наводчик поразил 7 целей на дистанции 2-2.5 километра, потратив на это 54 секунды. При этом танк двигался со скоростью 25 км/час.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ) Т-64А

Общая информация

  • Классификация — основной боевой танк;
  • Боевая масса — 38,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства — 1963-1987;
  • Годы эксплуатации — с 1967;
  • Количество выпущенных – более 8000 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6540 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9225 мм;
  • Ширина корпуса – 3415 мм;
  • Высота – 2170 мм;
  • База – 4242 мм;
  • Колея – 3270 мм;
  • Клиренс – 500 мм.

Бронирование

  • Тип брони — комбинированная многослойная;
  • Лоб корпуса — 80+105 (СТБ) +20/68° мм/град;
  • Борт корпуса – 80 мм;
  • Лоб башни — 90+150 (алюминиевый сплав) +90 мм/град;

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46-1;
  • Тип пушки — гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола — 51 калибр (6350 мм);
  • Боекомплект пушки – 37;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – до 10 км;
  • Прицелы — ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5;
  • Пулемёты — 1 х 7,62-мм ПКТ, 1 х 12,7-мм НСВТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя — 5ТДФ 5-цилиндровый дизельный с наддувом с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 700 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40-50 км/ч, предельная – 60,5 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе — 500-600 км (700 км с доп. баками);
  • Запас хода по пересечённой местности — 225-360 км (310-450 км с доп. баками);
  • Тип подвески- независимая торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,85 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.

Модификации

  • Т-64АК – командирский вариант танка с дополнительной радиостанцией;
  • Т-64Б – танк с комплексом управляемого вооружения, системой управления огнем, усиленным бронированием и другими существенными улучшениями;
  • Т-64БМ – машина с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-64БВ – танк с навесной динамической защитой и усиленным бронированием лба корпуса;
  • Т-64БМ «Булат» — современная украинская модификация танка (2005 год);
  • Т-64Е – еще более современная украинская модификация (2010 год).

Применение в бою

Немодифицированные Т-64 в боях участия практически не применяли, зато их активно использовали в различных парадах и на учениях. А вот Т-64А/Б и их модификации с успехом применялись в боевых операциях:

  • Т-64 участвовал в Афганской войне 1979-1989 года. В начале 1980 года его приняли на вооружение 40-й армии. Однако вскоре выяснилось, что в условиях высокогорья двигатель машины работает неудовлетворительно, и танк пришлось снять с вооружения, так что активного участия в сражениях он не принимал;
  • В 1992 году Т-64 в разных модификациях участвовал в бою у моста под Бендерами. Минимум два Т-64БВ были уничтожены в боях, однако своим огнем они смогли полностью подавить артиллерию Молдовы;
  • Т-64 до сих пор используется в современном конфликте на востоке Украины, причем эти машины есть как у украинской армии, так и у вооруженных сил ДНР и ЛНР. В основном в боях участвуют современные украинские модификации.

Память о танке

Сегодня Т-64 еще окончательно не ушел в прошлое, так как он до сих пор участвует в боевых действиях. Увидеть его как памятник или экспонат можно в нескольких местах:

  • В Омске, на территории кадетского корпуса;
  • В Павловском Посаде, на постаменте на Площади Революции;
  • В Рыбинске, в деревне Сретенье;
  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Саратове, в Парке Победы, в Музее боевой славы.

Танк в культуре

Т-64 в различных модификациях можно увидеть во всех сериях игры STALKER. Они расположены во многих локациях игры, а также упоминаются в разговорах персонажей.

Еще материал по теме

  • Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
  • M1A2C Abrams: Новый танк армии США
  • Модернизацию западных танков поставили под сомнение…

comments powered by HyperComments

Это интересно

Танк отечественного производства Т-72Б3, характеристики которого указаны выше, создавался как бюджетный, но модернизированный вариант машины Т-72Б. Неудивительно, что у них много общего. Стоимость усовершенствования предшественника составила около пятидесяти двух миллионов рублей на одну единицу. Примерно половина из них идет на капитальную переделку машины, а вторая часть – на закупку и монтаж нового оборудования.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б получает ряд новых приборов. К основным из них относится:

  1. Многоуровневый прицел с оптическим и тепловизорным наведением «Сосна-У».
  2. Возможность использования лазерного дальномера и системы управления бронебойными ракетами.
  3. Многофункциональность операций наводчика.
  4. Улучшенный силовой агрегат.

К сожалению, при внедрении в жизнь проекта Т-72Б3, танкостроители применили неоднозначное техническое решение. Наружные части прицела «Сосна-У» расположены внутри легкобронированного кожуха, предохраняющего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой и фиксируется болтами, что предусматривает перед боем выход механика из кабины и отвинчивание крепления вручную. Стоит отметить, что существует несколько вариаций, позволяющих отбрасывать крышку, не покидая рабочего отсека. Они активно применяются как во всем мире, так и в России. Почему разработчики выбрали непрактичный вариант – остается только догадываться.

Как создавался Т-90

История этой боевой единицы началась в 1985 году. Именно в это время, в Советском Союзе было налажен серийный выпуск боевых танков Т-72Б. Примечательно, но эта машина даже на старте своего существования проигрывала по тактико-техническим параметрам не только немецким «Леопардам» и американским «Абрамсам», но даже советской бронетехнике. Ввиду этих особенностей, было принято решение об усовершенствовании этой машины.

Именно такая задача была поставлена перед конструкторским бюро под руководством Владимира Поткина. Произошло это в 1986 году, и спустя всего три года, УКБТМ представило для прохождения государственных испытаний опытный образец машины с заводским индексом “Объект 188«.По сути, Т-90 является проектом глубокой модернизации танка Т-72Б. Здесь нет принципиально новых технических решений, однако, в отличие от прототипа, опытный образец получил следующие улучшения:

  • Модуль управления вооружением класса «Иртыш», совмещённый с автоматизированной системой заряжания;
  • Оптико-электронный защитный комплекс от противотанковых средств «Штора»;
  • Улучшенное бронирование;
  • Более производительный и неприхотливый двигатель.

Танк 6 месяцев тестировался на полигонах Кемеровской, Джамбульской и Московской областей, проходя испытания в различных климатических зонах. По итогам, машина доказала свою надёжность, и была заявлена для принятия на вооружение. Однако окончательного решения по этому вопросу принято не было: в 1991 году распался Советский Союз, и работы по этому проекту были заморожены.

Второй шанс на существование, Т-92 получил в 1992 году. В июле, цеха Уральского вагонного завода посетил первый президент России Борис Ельцин. Всего через два месяца после этого визита, серийное изготовление Т-90 было возобновлено, а в октябре танк был принят на вооружение. Фактически, машина появилась в результате желания президента заполучить первый танк российского производства.

До 1998 года, в российские танковые войска было поставлено 120 машин. После этого, серийное производство было заморожено, вследствие проблем с финансированием. Выпуск был возобновлён только в 2001 году, после заключения контракта с Индией на экспортную поставку этих танков. Для вооружённых сил РФ, производство этой техники началось в 2004 году. В войска основной боевой танк поставлялся с индексом Т-90А.

Вооружение танка Т-90

Основное орудие танка Т-90 представлено 125-мм гладкоствольной пушкой, которая спарена с пулеметной установкой и установлена на цапфах, обеспечивающих большую гибкость при наведении на цель. Система стабилизации представлена конструкцией «Жасмин». Новое орудие обладает большой точностью стрельбы, быстрой перезарядкой – порядка 6,5 секунд за счет автомата заряжания.

Одной из исключительных особенностей орудия является возможность ведения огня управляемыми ракетами. Дальность стрельбы танка Т-90 орудиями ПТУР составляет 5 км. Это обеспечивается современными конструкциями как систем наведения, так и непосредственно ракеты.

Комплекс управления реактивными снарядами представлен лазерным каналом наведения с баллистическим вычислителем, автоматизированного блока управления и собственно выстрелами, которые производятся управляемыми ракетами для танкового орудия. Представленные инженерные решения позволяют с точностью более 60% поражать как неподвижные мишени, так и движущиеся на скорости более 70 км/ч.

О недостатках

Сразу на критику напрашивается прицел и система наводки. Кроме того что используемый узел давно устарел, он еще и получил дополнение в виде французского тепловизора. В нынешнем политическом свете, такое решения является, мягко говоря, странным. К этому нужно добавить, что совершенствуя систему наведения, разработчики попытались максимально сэкономить. Об этом свидетельствует следующее:

  1. Установка хорошо зарекомендовавшего себя в девяностые, но устаревшего на это время прицела.
  2. Монтаж системы «Сосна» и «Вихрь» (не отличаются особой актуальностью).
  3. Ручной привод у зенитного пулемета.
  4. Недоработанное смотровое видеоустройство.

В итоге линия прицеливания канала ствола сильно сместились по отношению к самому прицелу, что в реальных боевых условиях существенно усложняет наводку орудия на цель.

Сами танкисты говорят о том, что наводчику стало сложнее пользоваться прицелом. Чтобы «Сосну» вывести в нормальное положение, приходится сгибаться влево, чрезмерно напрягая спинной отдел. Видеоприспособление размещено крайне неудачно. При посадке экипажа его часто разбивают ногой. Внешний оптический узел не просто закрыт крышкой, но и прикручен четырьмя болтами. В полевых условиях это реальная угроза всему экипажу танка Т-72Б3.

Трансмиссия боевого танка Т-90

Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Трансмиссия обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников. Привод тормоза механический, но при этом обеспечивающий эффективное торможение и остановку машины, удержание её даже на крутых подъёмах и спусках.

Технические характеристики трансмиссии Т-90

  • Трансмиссия, тип — механическая планетарная
  • Коробка передач, тип — две бортовые планетарные
  • Число передач, вперед/назад — 7/1
  • Передаточные отношения по передачам — I — 8,713; II — 4,40; III — 3,485; IV — 2,787; V — 2,027; VI — 1,467; VII — 1,0; З.Х. — 14,3
  • Механизм поворота, тип — бездифференциальный
  • Минимальный расчетный радиус поворота, м — 2,79
  • Основной тормоз, тип — дисковый, работающий в масле
  • Масса трансмиссии, кг — 1870
  • Бортовой редуктор, тип — планетарный
  • Система управления движением, тип — гидравлическая

Основные технические параметры

  • Конструкционная масса — 46.5 тонн;
  • Внешние габариты: длина/ширина/высота — 6.86/3.78/2.23 метра;
  • Жилой отсек — рассчитан на 3-х танкистов;
  • Трансмиссия — механическая;
  • Двигатель — дизельный с жидкостной системой охлаждения;
  • Запас топлива — 1 200 литров;
  • Расход горючего — 240-450 литров на 100 километров;
  • Бронезащита — комбинированного типа;
  • Тип основного вооружения — гладкоствольное 125-миллиметровое орудие;
  • Способ заряжания — электромеханический, построен по карусельному принципу;
  • Боекомплект — 44 снаряда, из них 22 загружаются в автомат заряжания;
  • Дистанция результативного ведения огня — до 5 километров;
  • Результативность ведения огня — 8 выстрелов в минуту.

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

История предшественника

Традиции побеждать заложены в Т-90СМ его предшественником Т-72. С кого же ещё брать пример? А сколько резервистов и добровольцев со всего мира (знающих Т-72 и Т-90) могут помочь России в трудную минуту. Современный «Прорыв» создан на базе проверенного в многочисленных боях танка Т-72. Он победитель ирано-иракской войны (1980 – 1988 гг.), где английские «Чифтен» и «Скорпион», американские М47, М60А1 не составляли ему конкуренции (Ирак приобрёл в СССР 1100 Т-72/М/М1, выигравших все сражения, иранские военные признали в боях полное превосходство наших танков). В Ливане в 1982 г. Израиль получил отпор от Сирии уступив танку Т-72. В результате Ливия, Сирия и Ирак (у иракцев Т-72М1 был назван «Вавилонский лев») получили лицензии и производили эти машины для себя.

Именно преимущество боевых и эксплуатационных характеристик танков производства СССР стало причиной появления у американцев принципиально нового танка М1А1/НА. В «Буре в пустыне» США отреагировало на вторжение иракцев в Кувейт только через полгода, заменив за это время М1/IP на «Абрамсы» (У иракцев для Т-72М1 не было советского снаряда для пробития брони из обеднённого урана, велись ночные танковые бои, т.к. днём небо контролировала американская авиация. В ночных сражениях преимуществом стали тепловизоры, установленные на танках США.). Но продвижение вглубь Ирака американских танков было остановлено у своих границ, из-за большого количества потерь «Абрамсов». Ирак имел опыт противостояния 120 мм английской пушке L11А5, и изготавливал сварной экран для лобовых частей своей машины. А ещё использовалась противопожарная система французского производства и китайский противооптический генератор (аналог «Шторы» имевшейся тогда в СССР).

Т-72 проверен и другими войнами: воевал в Югославии (1991-1995; 1998-2001 гг.), Чечне (1994 – 1995 гг.), Нагорном Карабахе (1991-1994 гг.), Шри-Ланке и Сомали (1997), Южной Осетии (2008 г.), Ливии (2012 г), Судане (2012 г.) и сегодня в Сирии. Всё время боевой опыт анализировался и учитывался конструкторами «Уралвагонзавода» при создании новых модификаций. В 1991 г. создана последняя модификация Т-72БУ, в 1992 г. она появилась в армии как Т-90.

Читайте Танк Т-72Б3 — основа российских танковых войск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector