Ладный (сторожевой корабль)

Ракетный крейсер Варяг — видео

https://youtube.com/watch?v=TpXChLPhOEs В этот период успешно проводились стрельбы ПКРК «Вулкан» и ЗРК «Форт» (при стрельбе последним, например, одновременно тремя ЗУР были сбиты три низколетящие цели). В 1993-1994 гг. из-за отсутствия финансирования корабль в море не выходил. В 1995 г. «Варяг» возобновил боевую подготовку. С 3-го по 19.02.1997 г. крейсер предпринял поход к берегам Кореи и с дружественным визитом посетил порт Инчхон (б. Чемульпо, Южная Корея), с 29.09 по 6.10.1999 г. совместно с ЭМ Бурный (пр. 956) -порт Шанхай (КНР), с 1-го по 24.10.2002 г. — порт Йокосука (Япония), а с 10-го по 15.02.2004 г. совместно с ВПК Адмирал Трибун(пр. 1155) и МПК Кореец (пр. 1124М) -порт Инчхон. В 2005 г. на СРЗ «Дальзавод» (Владивосток) корабль был поставлен в средний ремонт и модернизацию, связанную с заменой ЗРК «Форт» комплексом «Форт-М» и штатной СУО на РЛК «Форум», вместо ЗРК «Оса-МА» должны установить ЗРК «Гюрза», а вместо 30-мм АУ АК-630М — три боевых модуля ЗРАК «Кортик».

Годы дальних походов

«Ладный» был построен на судостроительном заводе «Залив» в Керчи в 1981 году. На сегодняшний день он считается одним из самых возрастных в составе российского ВМФ. Благодаря своей конструкции корабль обладает большим запасом хода и способен действовать в дальней морской зоне. На борту СКР несет внушительный арсенал. В частности, универсальный ракетный комплекс «Раструб-Б», способный поражать субмарины и надводные корабли, торпеды, противолодочные реактивные бомбометы. С воздуха корабль защищают два зенитно-ракетных комплекса ближнего действия «Оса-М». Артиллерия представлена двумя двухорудийными 76,2-мм установками с дальностью стрельбы до 15 км.

Сторожевой корабль «Ладный» во время генеральной репетиции военно-морского парада в Севастополе

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Василий Батанов

Ветеран Черноморского флота участвовал во многих дальних походах и даже боевых операциях. В 1987 году «Ладный» был задействован в международной операции по охране и организации конвоев гражданских судов в Персидском заливе во время ирано-иракской войны. В тот период обострилась «танкерная война» между двумя государствами, что сказалось на безопасности грузовых перевозок. В частности, иранские катера обстреляли советский сухогруз «Иван Коротеев», а танкер «Маршал Чуйков» подорвался на мине. С появлением в регионе кораблей советского ВМФ гражданские суда смогли безопасно выполнять свою работу.

В августе 2009 года экипаж «Ладного» участвовал в операции по освобождению захваченного пиратами сухогруза Arctic Sea с российским экипажем. СКР направлялся в Балтийск для участия в учениях «Запад-2009», но внезапно получил приказ сменить курс и отправиться на поиски пропавшего судна. Через несколько дней «Ладный» обнаружил сухогруз в 300 милях от островов Зеленого мыса и высадил на него досмотровую группу. По данным следствия, Arctic Sea захватили восемь граждан Эстонии, Латвии и России — все они были арестованы.

В 2015 году «Ладный» отправился в Средиземное море, где вошел в состав постоянного соединения ВМФ России. В ходе этого похода он принимал участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие – 2015».

Матрос на сторожевом корабле «Ладный» на военно-морской базе Черноморского флота РФ в Севастополе перед походом в Средиземное море. 2015 год

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Всего для ВМФ СССР начиная с 1968 года было построено более 30 кораблей проектов 1135 и 1135М. Два из них — «Ладный» и «Пытливый» — продолжают нести службу в ЧФ в одной дивизии с новейшими фрегатами проекта 11356 «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Их возраст уже подходит к 40-летнему рубежу, но они по-прежнему представляют собой серьезную военную силу.

Сторожевики проекта 1135 считаются одними из самых красивых кораблей ВМФ. При проведении военно-морских парадов им всегда отводили важную роль. «Ладный» несколько лет подряд завершал церемонию прохода кораблей в бухте Севастополя. Причем СКР предоставляли почетное право эффектно закончить торжественную церемонию — выстрелить по ее окончании ракетами. В мае 1995 года «Ладный» посещал Санкт-Петербург, где участвовал в международном военно-морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Роман Крецул

Ветеран Черноморского флота

По графику «Ладный» должен был вернуться в строй в прошлом году, но сроки несколько раз корректировались. Передача флоту сначала была перенесена на лето прошлого года, затем на осень, а после этого — на 2021 год. Как сообщили источники «Известий» в военном ведомстве, на данный момент корабль готов к ходовым испытаниям, которые пройдут этой весной. После них приступят к выполнению курсовых задач. Это упражнения боевой подготовки, в ходе которых экипаж осваивает и восстанавливает навыки управления своим кораблем.

После прохождения всех испытаний «Ладный» войдет в состав 30-й дивизии надводных кораблей. Это соединение базируется в Севастополе и включает в себя самые крупные корабли, в том числе гвардейский ракетный крейсер «Москва» — флагман Черноморского флота.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» на военно-морской базе Черноморского флота РФ в Севастополе.

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

На плановый ремонт «Ладный» встал в конце 2016 года. За прошедшее время на нем поменяли выработавшие ресурс маршевые двигатели, а также внесли некоторые изменения в конструкцию корпуса.

Несмотря на солидный возраст, сторожевой корабль еще имеет немалый боевой потенциал и может прослужить несколько лет, рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков.

— «Ладный» послужил еще в ВМФ Советского Союза и уже тогда хорошо себя зарекомендовал, — отметил эксперт. — Он может эффективно выполнять задачи и в Черном, и в Средиземном морях. Еще на стадии проектирования в корабль был заложен большой потенциал, что позволяет ему нести службу и в 2020-е годы

Это важно, потому что сейчас на флоте у нас не так много крупных надводных кораблей, а новые строятся не так быстро, как хотелось бы

Эксплуатация

В последние годы существования СССР в Калининграде заложили три корабля проекта – «Неустрашимый», «Неприступный» и «Туман». Достроить и сдать в эксплуатацию успели только «Неустрашимый». Постройка его «систершипов» фактически остановилась.

Только после некоторого улучшения экономической ситуации, в 2003 году, было решено достроить второй корабль, к этому времени сменивший названия.

«Туману» повезло меньше всех. Этим фрегатом пытались заинтересовать зарубежных покупателей, даже был подготовлен проект достройки по изменённому, «экспортному» проекту. Однако покупателей не нашлось. После достройки «Ярослава Мудрого» заниматься «Туманом» тоже не стали, заявив, что ещё один фрегат «не вписывается в стратегию развития» и потому попросту не нужен. Сообщалось, что в 2016 году корпус «Тумана» всё же решили утилизировать.

В 2008 году «Неустрашимый» получил долю мировой известности – его направили на патрулирование у берегов Сомали для защиты торговых судов от пиратов. Там он минимум трижды применял оружие, отбивая пиратские атаки. В 2010 и 2013 годах боевые дежурства в Аденском заливе продолжились. В настоящее время сторожевик находится на ремонте. В 2016 году бороться с пиратами отправился и «Ярослав Мудрый», но к этому времени их активность снизилась, и столь широкого освещения в СМИ этот поход не получил.

Примечания

  1. ↑ Данные о мощности энергоустановки СКР проекта 1135 разнятся от источника к источнику. Значение в 56000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича; согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — каждый из двух газотурбинных агрегатов М7К состоит из основного (форсажного) двигателя ДК59 в 19500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 28000 л. с. на один агрегат и 56000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. С 1983 года совместным решением Минсудпрома и ВМФ СССР применительно к газотурбинным двигателям полного хода термин «форсажные» был заменён на «основные».
  3. Предположительно, во время этого ремонта главный противолодочный комплекс «Метель» был модернизирован до уровня «Раструб-Б».

История постройки корабля

Сторожевой корабль «Ладный» был зачислен в списки кораблей 17 февраля 1978 года и 25 мая 1979 года заложен на стапеле ССЗ «Залив» в Керчи (заводской номер № 16). Спущен на воду 7 мая 1980 года, вступил в строй 29 декабря 1980 года и 25 февраля 1981 включён в состав Черноморского флота.

По состоянию на 2013 год проходил ремонт 13-м судоремонтном заводе в Севастополе. Начало ходовых испытаний запланировано на август 2014 года.

За 18 месяцев нахождения в заводе на корабле были проведены серьёзные работы по ремонту всего корпуса, помещений и технических средств. За этот период дважды был проведён доковый ремонт, в результате которого подводная и надводная части корпуса были приведены в надлежащее состояние. Кроме того специалисты завода выполнили частичную модернизацию радиотехнических средств корабля, благодаря которой расширились его возможности. На флотском арсенале была проведена диагностика и местами замена артиллерийского и противолодочного вооружения.

Фрегат «Ладный», пересекающий Босфор (2015)

По состоянию на 19 декабря 2014 года СКР «Ладный» завершил первый выход в море после ремонта.

В конце 2016 года начался демонтаж газовых турбин с выведенного из боевого состава после пожара 2014 года БПК пр. 1134-Б «Керчь», с целью установки их на СКР «Ладный», маршевые двигатели которого исчерпали свой ресурс.

Ремонт планировалось завершить в мае 2020 года, но позже сроки ввода корабля в строй были перенесены на 2021 год. 7 апреля 2021 года вышел на морской полигон боевой подготовки из Севастополя после завершения плановых ремонтных работ на судоремонтном предприятии.

Технические характеристики

Аналогом фрегатов проекта 11540 можно считать американские корабли типа «Оливер Перри», хотя строиться они стали раньше.

  Проект 11540 «Ястреб» FFG-7 Oliver H. Perry
Длина, м 129 135
Водоизмещение, т 4350 4200
Скорость хода, уз 30 29
Вооружение 100 мм АУ, ЗРК «Кинжал», ЗРАК «Кортик» , ПКР «Уран», РБУ-6000, РПК «Водопад» 76 мм АУ, 20 мм АУ, ЗРК «Стандарт», ПКР «Гарпун», 2 торпедных аппарата
Дальность плавания, миль 3500 5000
Экипаж 214 219

Американские фрегаты предназначались для обеспечения ПВО и ПЛО в дальних походах, для чего оснащались дальнобойными зенитными ракетами «Стандарт» и несли по два противолодочных вертолёта (вместо одного на «Ястребах»). Этим же объясняется и увеличенная, по сравнению с советскими и российскими кораблями дальность плавания.

В настоящее время американские фрегаты считаются устаревшими. Почти все корабли списаны или проданы.

Более 20 лет «Неустрашимый» бы единственным «Ястребом», находящимся в эксплуатации.

А к тому времени, как удалось достроить «Ярослав Мудрый», оказалось, что «11540» уже успел морально устареть.

Служба

  • 7 — 10 августа 1981 года — визит в Варну (Болгария);
  • Июнь-Ноябрь1986 года — боевой поход в Средиземное море, охрана территориальных вод Сирии, заход в порт Тартус.
  • Май — октябрь 1987 года — охрана судоходства и организация конвоев гражданских судов в Персидском заливе во время ирано-иракской войны;
  • Ноябрь 1989 года — Май 1990 года — боевой поход в Средиземное море в составе группы кораблей СКР «Пытливый», СКР «Разительный», Ракетный крейсер «Слава». Заход в порты Тобрук (Ливия), Тартус (Сирия). СКР «Пытливый» и Ракетный крейсер «Слава» отделились от группы и направились для обеспечения 2 декабря 1989 года на рейде Ла-Валлетты (о. Мальта) рабочей встречи Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва с президентом США Дж. Бушем-старшим. СКР «Разительный» из-за неисправности в декабре 1989 года вернулся в Севастополь.
  • 18 — 22 июля 1996 года — визит в Пирей (Греция);
  • 1994 год — участие в совместных учениях с кораблями ВМС стран НАТО;
  • 8 мая 1995 года — участие в международном морском параде в Санкт-Петербурге, посвящённом 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.
  • 2005—2006 годы — плановый ремонт в Туапсе;
  • Август 2007 года — участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции «Активные усилия» — осуществлял контроль над судоходством в районе Суэцкого канала;
  • Август 2007 года — визит на базу ВМС Турции Акзас-Карагач.
  • 7 августа 2009 года — отряд боевых кораблей Черноморского флота в составе больших десантных кораблей «Азов», «Ямал», «Новочеркасск» и сторожевого корабля «Ладный» осуществляет межфлотский переход по маршруту Севастополь — Балтийск для участия в учениях «Запад-2009», в которых также задействованы вооруженные силы Белоруссии.
  • 17 августа 2009 года — освобождение захваченного пиратами сухогруза Arctic Sea в районе Кабо-Верде.

Сухогруз Arctic Sea, который СКР «Ладный» освободил от пиратов

  • Декабрь 2011 года — поход вместе с кораблями Балтийского и Северного флотов к берегам Сирии (по данным СМИ) для защиты российской военной базы в городе Тартус от возможного удара.
  • 2013—2014 годы — средний ремонт в Севастополе
  • По состоянию на 23 декабря 2014 года вошёл в состав сил постоянной готовности.
  • 6 февраля 2015 года направился в Средиземное море и войдёт в состав постоянного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море.
  • 21 апреля 2015 года зашёл в Лимасол для пополнения запасов
  • 6 мая 2015 года зашел в Лимасол.
  • с 17 по 21 мая 2015 года принял участие в российско-китайских учениях в Средиземном море «Морское взаимодействие—2015»
  • 26 мая 2015 года вернулся из Средиземного моря в Севастополь.
  • 26 июля 2015 года на праздновании дня Военно-морского флота в Севастополе корабль производил стрельбу из универсального ракетного комплекса УРПК-5 «Раструб» по имитированной цели, при запуске ракета практически сразу развалилась в воздухе и упала в море всего в нескольких сотнях метров.
  • 3 июня 2015 года был обнаружен фрегатом украинских ВМС «Гетман Сагайдачный» в Чёрном море вблизи территориальных вод Украины, где вёл радиотехническую разведку на пути движения гражданских судов, чем «представлял угрозу безопасности судоходства». Дежурные силы ВМС Украины были приведены в повышенную степень готовности — в море вышли ракетный катер «Прилуки», тральщик «Геническ», с воздуха за происходящим наблюдал вертолёт Ми-14 морской авиационной бригады. Государственная пограничная служба Украины дополнительно направила в море корабль морской охраны «Николаев». После этих действий «Ладный» развернулся и отправился в обратном направлении.
  • сторожевой корабль отслеживал начавшиеся 31 августа 2015 года ежегодные многонациональные военно-морские манёвры Sea Breeze-2015 в акватории Чёрного моря с участием кораблей США и Украины.
  • сторожевой корабль в феврале 2016 года участвовал во внезапной проверке войск Южного военного округа.
  • с 5 мая по 10 июня 2016 года совершил дальний поход в Средиземное море.

Лента новостей

Под Одессой сделали огромную карту Украины из колбасы

На Калининской АЭС остановился один из энергоблоков

Политолог Антонопулос предупредил Россию о возможном предательстве Турции

Центробанк должен и может заставить российские банки работать в Крыму

Подростки в Севастополе разгромили туалет в парке

Нарышкин раскритиковал доклад разведки США о происхождении коронавируса

Суд в Севастополе обязал внести в кадастр охранную зону «Казачья бухта»

При сходе пассажирского поезда с рельсов в США пострадали более 50 человек

«Вершина успеха»: как Кабанов застраивал Севастополь

С 1 октября в России будут проиндексированы зарплаты некоторых категорий бюджетников

Крымчанин заплатит круглую сумму байкеру за страшное ДТП

КВИФ-2021 собрал 800 реконструкторов со всей России

В Севастополе заболели более 30 тысяч человек с начала пандемии

Кедми: Флот США станет главной целью армии РФ в случае войны

Верховный суд обязал банкиров сообщать взыскателям, сколько денег у должника

СКР для КГБ СССР

Для нужд пограничных войск КГБ СССР был разработан отдельный проект СКР. Ему определялись следующие задачи:

  • обеспечение несения дозорной службы;
  • выполнение охранных мероприятий в экономической зоне СССР;
  • борьба с контрабандой.

Разработанный проект в начале семидесятых годов стал называться 1135.1 «Нерей». Это было дальнейшее развитие проектов 1135 и 1135М. Отличия заключались в составе вооружения и наличии на корабле вертолетной площадки и места для размещения вертолета.

Предполагалось изготовить серию из 12 кораблей. Основной зоной их применения был определен Тихий океан. Головной корабль для пограничных войск построен на и принят в эксплуатацию в декабре 1983 года.

Всего по проекту 1135.1 были построены: СКР «Дзержинский»; СКР «Орел»; СКР «Анадырь»; СКР «Кедров».

Работа над пограничной серией прекращена во времена развала СССР. Из трех заложенных в это время кораблей достроен только СКР «Киров». Он был введен в эксплуатацию в апреле 1993 года и принят на вооружение ВМС Украины. Сейчас этот корабль является флагманом ВМФ этой страны под названием U130 «Гетман Сагайдачный».

Конструкции пограничных кораблей фактически не отличались от стандартного 1135. Основное отличие — ангар и площадка для вертолета Ка-27.

По мнению специалистов, пограничные корабли серии 1135.1 имели очень мощное вооружение, которым обычно не снаряжались сторожевые корабли береговой охраны. Однако это можно было объяснить тем, что при проектировании пограничных СКР неоднократно имели место инциденты в различных районах океана, где велись промыслы в интересах стран. Вследствие этого некоторые морские государства направляли туда военные корабли с целью обеспечения защиты своих рыбаков.

Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2

Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначаль­но корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».

Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.

Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.

ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.

Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»

Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:

Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.

ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.

ТОП 5

Резиновый город: население Севастополя растёт намного стремительнее крымского

Проданных вместе с севастопольским общежитием жильцов пытались выгнать на улицу

Неизвестные напали на Пост №1 в Севастополе

Кому приносит доход севастопольское шампанское

Волонтеров Севастополя попросили заплатить за уборку города

Показать все новости

Неизвестные напали на Пост №1 в Севастополе

Власти Севастополя не планируют возвращать ночной транспорт

Как отреагировали жители Севастополя на итоги выборов-2021?

Волонтеров Севастополя попросили заплатить за уборку города

В Севастополе памятники стали спортплощадками и игровыми зонами

Показать все новости

Выбор Редакции

«Политическая неблагонадежность» севастопольского городского головы. «Дело Максимова»

Кошачий ОМС: почему медпомощь животным должна стать бесплатной

Как простой русский князь Александр Невский большой сакральной фигурой стал

«Банкиры, чей Крым?»: как сделать российские банки более патриотичными

Три богатыря Госдумы: как ЛДПР и КПРФ поменялись местами

Нужна ли Севастополю и Крыму глобальная приватизация по Кудрину

Показать все новости

Современная жизнь сторожевиков проекта 11540

В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2020-начало 2020 года.

Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.

Исторические факты

В ноябре 1975 года командир корабля СКР «Сторожевой» В. Саблин поднял флаг «грядущей коммунистической революции». Он фактически захватил корабль и предпринял попытку зайти в Ленинград и стать на якорную стоянку на Неве. Выдвинул требования дать ему возможность выступить в прямом эфире по Центральному телевидению, так как хотел донести до народа правду о ситуации в стране. Однако 9 ноября «Сторожевой» окружили пограничные корабли, препятствовали его движению путем сброса бомб по курсу, произвели его артиллерийский обстрел. Саблина арестовали, доставили в Москву, судили и расстреляли.

Другой известный случай связан с СКР «Беззаветный». 12 февраля 1988 года в территориальные воды СССР вблизи города Ялта (Крым) зашли два американских корабля «Йорктаун» и «Кэрон». После безуспешных предупреждений о недопустимости пересечения границы СССР и требований покинуть территориальные воды командир СКР «Беззаветный» предпринял два навала на корму «Йорктауна», причинив тому повреждения оборудования и обшивки бортов. По результатам инцидента американские корабли покинули территориальные воды СССР.

СКР «Задорный» (Северный флот) известен тем, что совершал за время своей службы до 2005 года многочисленные походы к берегам Америки. Многократно признавался лучшим кораблем Северного флота.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

Вооружение

На полубаке фрегатов размещена артиллерийская установка АК-100 калибра 100 мм. Артсистема имеет высокую (до 60 выстрелов в минуту) скорострельность и наводится по радару. Установка универсальная, для поражения воздушных целей используются снаряды с радиовзрывателями.

Комплекс позволяет производить пуски по 4 целям одновременно. Вспомогательное средство ПВО – 2 ракетно-пушечные установки «Кортик», находящиеся на корме. Каждая установка включает в себя 30 мм пушку АО-18 и 2 контейнера с 4 ракетами, аналогичными использованным на самоходке «Тунгуска».

Для борьбы с подводными целями сторожевики проекта 11540 получили, во-первых, ракето-торпеды «Водопад», запускаемые из штатных трубных торпедных аппаратов. Во-вторых, бомбомёты РБУ-6000, способные не только поражать бомбами субмарины, но и «перехватывать» угрожающие кораблю торпеды. Наконец, противолодочные задачи решает базирующийся на корабле вертолёт Ка-27.

А вот с главным противокорабельным оружием «Ястребам» не повезло. По замыслу, им должны были стать ракеты «Уран», разработанные на базе авиационных ПКР Х-35. Однако «Неустрашимый» их так и не получил. Второй фрегат – «Ярослав Мудрый» — оснастили пусковыми контейнерами вдоль бортов только в 2014 году.

На грот-мачте кораблей расположена антенна радара МР-755 с двумя фазированными решёткам. РЛС зенитного комплекса МР-352 использует антенну, установленную на фок-мачте. Сторожвики оснащены спутниковой навигацией и боевой информационно-управляющей системой «Трон».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector