Зарождение внешней разведки российской федерации (1917-1920)

Введение

В марте 1953 г. скончался Сталин, в течение почти тридцати лет стоявший у руля партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха в жизни страны. Народ ожидал перемен и, в первую очередь, прекращения репрессий и освобождения всех политзаключенных. Однако эти перемены пришли не сразу. В правящих кругах развернулась острая борьба за власть, исход которой никто не мог предопределить. К власти в стране рвался Берия, который понимал, что изменение политического курса не сулит ему и его сторонникам ничего хорошего.

Однако в июле 1953 г. Берия был смещен со всех постов и арестован. В стране не сразу, но началась так называемая «хрущевская оттепель». Были освобождены сотни тысяч политических заключенных, ликвидированы гулаги, восстановлено доброе имя многих честных людей, репрессированных в сталинские годы.

На ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев огласил доклад ЦК о культе личности Сталина и его последствиях, положивший начало десталинизации внешней и внутренней политики страны. Изменилась внутриполитическая обстановка в Советском Союзе, а также внешняя политика страны, которая стала более открытой и предсказуемой.

С изменениями, происшедшими в СССР и на международной арене, задачи внешней разведки стали формулироваться по-новому.

Введение

В 1933 году в Германии установилась фашистская диктатура. Гитлер не скрывал своих захватнических планов в отношении Советского Союза и других стран, выдвигая идею о переделе мира. Так к концу 1933 года в Европе сложился очаг военной угрозы.

В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали т.н. «антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. Он положил военно-политическому союзу между Германией и Японией. В 1937 году к пакту присоединилась и фашистская Италия.

Правительства США, Англии и Франции,несмотря на очевидную военную угрозу со стороны Германии и Японии, проводили политику умиротворения агрессоров, надеясь натравить Гитлера на СССР и тем самым избежать столкновения с Германией.Особенно характерной в этом плане была политика Англии и Франции, которые с готовностью соглашались с территориальными претензиями Германии в Европе, в том числе с аннексией Данцига,аншлюсом Австрии, оккупацией Чехословакии. Мюнхенская сделка в сентябре 1938 году показала, что Гитлер может рассчитывать на полную свободу рук в Европе в случае, если его военные усилия будут направлены на Восток.

Обострение международной обстановки потребовала перестройки работы внешней разведки, от которой требовалось добывать в сложных условиях информацию о секретных военно-политических планах Германии и Японии.

Система органов внешней разведки

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется (ст. 12 ФЗ о внешней разведке): Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными органами Службы внешней разведки, так и органами внешней разведки, входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: Главным разведывательным управлением Минобороны России и органами ФСБ России (схема 26).

Порядок взаимодействия этих органов в области обеспечения безопасности определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными актами.

Служба внешней разведки РФ является самостоятельным органом внешней разведки.

Историческая справка. В связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и в целях обеспечения безопасности РФ был издан Указ Президента РСФСР от 18 декабря 1991 г. «Об образовании Службы внешней разведки РСФСР». Она была образована на базе Центральной службы разведки СССР.

В соответствии с законодательством все здания и сооружения, материальная база, информационные банки и системы, служебная документация и иное имущество Центральной службы разведки перешли в государственную собственность РСФСР и переданы Службе внешней разведки РСФСР. В дальнейшем создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки РФ (Служба внешней разведки РФ — СВР России) осуществлялись в порядке, устанавливаемом Законом РФ от 8 июля 1992 г. № 3245–1 «О внешней разведке». 10 января 1996 г. принят новый закон «О внешней разведке», который определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

В настоящее время Службе внешней разведки Российской Федерации придан статус федеральной службы.

Службу внешней разведки РФ возглавляет директор. В пределах своей компетенции Служба внешней разведки РФ издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ.

Главное разведывательное управление (ГРУ), являясь органом внешней разведки Министерства обороны РФ, осуществляет разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Полномочия по разведывательной деятельности ГРУ определены Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 (ред. от 09.02.2018). Кадровый аппарат ГРУ, а также его зарубежные резидентуры укомплектованы офицерами, прошедшими подготовку в специальных учебных заведениях военной разведки, включая Военно-дипломатическую академию. Возможности ГРУ используются в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

Разведывательную деятельность осуществляют также органы ФСБ России, но только во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности». При этом для органов ФСБ России разведывательная деятельность является одним из основных видов деятельности.

Структура СВР[править | править код]

Центральный аппарат СВРправить | править код

В целом структура центрального аппарата СВР России официально выглядит следующим образом: См. схему

Данная схема структуры центрального аппарата СВР, опубликованная на официальном сайте СВР России, в основном сильно устарела, явно не соответствует действительности и, по всей видимости, является частью «активных мероприятий» СВР по введению в заблуждение международной общественности и спецслужб потенциального противника относительно реальной структуры и выполняемых задач СВР.

Указы президента Российской Федерации относительно перечней государственных должностей и высшего начальствующего состава Службы внешней разведки России, а также соответствующих им воинских и специальных званий носили гриф секретности и в открытой печати, а также на сайте президента РФ никогда не публиковались.

Территориальные органыправить | править код

В открытой печати информации о территориальных органах СВР нет.

До выделения разведки из структуры КГБ СССР в октябре 1991 года, первые (разведывательные) управления или отделы были в составе территориальных органов госбезопасности.

У этого термина существуют и другие значения, см. Первый отдел (значения).

Не путать с первыми (режимными) отделами в иных советских организациях и учреждениях — они не имели ничего общего с разведкой и занимались обеспечением режимных мероприятий и секретным делопроизводством.

Резидентуры СВР за границейправить | править код

Основная статья: Резидентура

Достоверных сведений о структуре и составе резидентур СВР в открытой печати не найдено. С некоторой степенью допустимости можно использовать данные о структуре резидентур ПГУ КГБ СССР, с допуском на современные изменившиеся условия.

Официальные загранпредставительства СВРправить | править код

В отдельных странах СВР имеет свои открытые официальные представительства для координации деятельности с иностранными спецслужбами, в частности для совместной борьбы с международным терроризмом, наркоторговлей или с организованной преступностью. Подобные представительства СВР являются единственными легальными подразделениями СВР в общепринятом смысле слова.

Так Сергей Николаевич Лебедев в —2000 годах и до назначения директором СВР был официальным представителем СВР в США .

Наличие официальных загранпредставительств СВР в большой степени является наследством ушедшей в прошлое эпохи перестройки и гласности. Представляется, что в настоящее время СВР использует возможности подобных загранучреждений по большей мере для своего легального проникновения в международные сети борьбы с терроризмом и оргпреступностью с целью их использования, под благовидными предлогами, для внутренних нужд вертикали российской власти против диссидентов и противников за рубежом.

Как можно стать сотрудником СВР

Чтобы стать разведчиком, необходимо окончить специальное учебное заведение – Академию внешней разведки. Требования к будущим разведчикам таковы:

  • Возраст от 22 до 30 лет;
  • Высшее гуманитарное либо техническое образование;
  • Отменное физическое здоровье;
  • Отсутствие троек и «неудов» во время учебы на последнем курсе учебного заведения, где кандидат в разведчики получал высшее образование;
  • Незаурядные способности к иностранным языкам;
  • Прекрасное знание русского языка;
  • Высокая общеобразовательная, научно-техническая, политическая и общекультурная подготовка;
  • Искренний патриотизм;
  • Искреннее и обоснованное желание работать в разведке;
  • Умение логически мыслить как в устной, так и в письменной форме, а также умение внятно излагать мысли на бумаге;
  • Отсутствие психологических сдвигов (экстремизм, авантюризм, религиозный экстремизм).

https://youtube.com/watch?v=53yXTLEhGN0

После прохождения медицинского и психологического освидетельствования, кандидаты на зачисление в Академию предстают перед специальной комиссией, которая в результате собеседования выявляет, насколько хорошо кандидат владеет русским языком, а также каковы его способности к иностранным языкам. По результатам собеседования комиссией выдается заключение, где указаны положительные, а также отрицательные стороны кандидата. Затем кандидат получает советы, как ему лучше устранить его отрицательные свойства, после чего оглашается решение комиссии о зачислении кандидата на обучение в академию, либо кандидату аргументированно отказывают в зачислении.

Работа в странах «Антикоминтерновского пакта»

В предвоенный период стало ясно, что наибольшая угроза нашей стране исходит от стран «оси» Рим-Берлин-Токио, которые не скрывали своих агрессивных намерений в отношении СССР.

В 1933-1937 г. «легальная» резидентура в Берлине, возглавляемая Б.М. Гордоном, добывала ценную информацию по всем основным направлениям деятельности разведки. Умелое сочетание работы «легальной» и нелегальных резидентур дало положительные результаты. Резидентуры приобрели ценную агентуру в национал-социалистской партии, в МИД, среди руководства антисоветских эмигрантских организаций, сотрудников спецслужб. Ей удалось избежать провалов в работе.

Однако в 1938 г. в связи с отзывом из страны практически всех оперработников и назначением в качестве резидента приближенного к Берии Амаяка Кобулова ( его брат Богдан являлся зам. наркома госбезопасности) разведывательная деятельность в этой стране стала ослабевать.

Молодой разведчик-нелегал А.М. Коротков, возвратившийся в Москву в 1938 г. после успешного завершения разведывательной работы во Франции, приказом Берии был уволен из разведки без объяснения причин. А.М. Коротков обратился к Берии с личным рапортом с просьбой восстановить на службе его и его жену, также работавшую в нелегальной разведке. Эта просьба была поддержана руководством отдела. Вскоре он был восстановлен в работе, а в 1940 г. направлен в «легальную» резидентуру в Берлине в качестве заместителя резидента.

Направления деятельности внешней разведки в 20-х годах

В 1921-1925 гг. основной задачей ИНО ОГПУ являлось создание системы «легальных» резидентур, которые действовали под прикрытием советских дипломатических или торговых представительств. В те времена резидентуры были немногочисленными и состояли, как правило, из 2 — 4 человек. Сотрудники «легальных» резидентур работали под прикрытием совзагранучреждений — полпредств, торговых представительств, других учреждений.

В 20-х годах выделялись следующие направления деятельности внешней разведки:

  • разработка российских эмигрантских групп и партий,
  • внешняя контрразведка,
  • дипломатическая разведка,
  • экономическая разведка.

В 20-е годы главным противником считалась белогвардейская эмиграция, готовившая свержение советской власти. Поэтому перед внешней разведкой стояла первоочередная задача по проникновению в белоэмигрантские организации, выявлению их планов, задач, состава, источников финансирования и т.п.

В 1922 году советником Полпредства СССР в Пекине был направлен первый руководитель внешней разведки Яков Христофорович Давтян, который одновременно являлся главным резидентом ИНО в Китае и руководил работой резидентур в Пекине, Харбине, Шанхае

Резидентура в Пекине основное внимание в тот период уделяла получению сведений о деятельности белогвардейских формирований на территории Китая, выявлению и пресечению их подрывной работы против СССР, а также вскрытию агрессивных планов Японии в отношении нашей страны.. В январе 1923 года Я.Х.Давтян направил в Центр все архивы белогвардейской контрразведки, добытые агентурой ИНО в Харбине.

В январе 1923 года Я.Х.Давтян направил в Центр все архивы белогвардейской контрразведки, добытые агентурой ИНО в Харбине.

Вот что он писал в письме руководителю ИНО М.Трилиссеру в мае 1923 года. » Я очень рад, что дальневосточным делам стали в Москве придавать больше значения. Работа здесь весьма интересная, захватывающая, огромная, но очень трудная, сложная, чрезвычайно ответственная. Отдаленность Москвы, плохая связь еще больше осложняют здесь нашу работу.

Несколько слов о нашей специальной работе. Она идет хорошо. Если Вы следите за присылаемыми материалами, то видите, что я успел охватить почти весь Китай, ничего существенного не ускользает от меня. Великолепно работает шанхайский аппарат… Недурно работает маньчжурский аппарат, в частности в Харбине и на станции Пограничной. К сожалению, харбинский резидент до сих пор подчинен и Чите, и Владивостоку. Я считаю это ошибкой и полагаю необходимой полную централизацию у меня. Организация должна быть одна. Прошу Ваших соответствующих распоряжений.»

В декабре 1923 года Давтян вновь информирует Трилиссера о работе пекинской резидентуры. «Наши связи, — писал он,- расширяются. В общем могу смело сказать сказать, что ни один шаг белых на всем Дальнем Востоке не остается для меня неизвестным. Все узнаю быстро и заблаговременно. С этой стороны дело обстоит хорошо.»

В 20-е годы закордонная разведка ОГПУ сумела обеспечить агентурное проникновение практически во все активные белоэмигрантские формирования, такие, как «Народный союз защиты родины и свободы» Савинкова, «Российский общевоинский союз» (РОВС) и другие.

Важнейшими результатами деятельности внешней разведки по белоэмигрантской линии в тот период были: операция «Синдикат-2» по выводу Б.Савинкова в СССР и разгром его организации на нашей территории; операция «Трест» в отношении британского агента С.Рейли и его арест; разложение РОВС ‘а, разгром белогвардейских организаций на Дальнем Востоке и другие акции.

Активную роль в операции «Синдикат-2» сыграл чекист А.П.Федоров, которому удалось завлечь Б.Савинкова в СССР.

Япония

На Дальнем Востоке Япония являлась главным противником Советского Союза, постоянно угрожая военным нападением. Однако в связи со сложной обстановкой в этой стране организовать ведение разведработы непосредственно в Японии не удалось.Разведка по Японии велась в других странах, в частности, с территории Маньчжурии, Китая, Голландии, Германии, Болгарии, Австрии и других стран.

В 1940 г. в Токио обновился состав резидентуры.Она пополнилась за счет молодых работников, впервые выехавших за рубеж в страну со сложной обстановкой и не владевших японским языком. Ей удалось разоблачить подставу японских спецслужб агента «Красавца», передававшего дезинформацию. Других достижений в работе резидентуры не было.Наиболее важные сведения по этой стране получались разведкой в третьих странах, на территории СССР и путем дешифровки секретной японской переписки.

Так, резидент внешней разведки в Иране А.М. Отрощенко привлек в конце 1937 года к сотрудничеству местного сотрудника японского посольства в Тегеране, который принимал и отправлял дипломатическую почту. В результате Центр был в курсе подрывной деятельности японских спецслужб в Иране против нашей страны.

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки

Внешняя разведка органов безопасности играла важную роль в осуществлении внешней политики государства. Благодаря полученным ею военным планам США и НАТО в отношении СССР, планировавших, в частности, развязывание полномасштабной войны с применением ядерного оружия, политическое руководство нашей страны предпринимало адекватные меры по усилению обороноспособности и срыву замыслов США и НАТО.

Внешняя разведка переживала в начале этого периода серьезные трудности. В 1953 г. ее центральный аппарат по прихоти Берии подвергся ряду неоправданных перестроек. В марте 1953 г. Первое главное управление МГБ СССР было преобразовано во Второе главное управление МВД СССР. В мае того же года Берия, вновь поставивший внешнюю разведку под свой прямой контроль, провел новую ломку ее структуры и сокращение штатов. Большое количество руководителей и оперработников «легальных» резидентур была отозвана в Москву для отчета о работе. Массовой чистке подверглась агентурная сеть разведки, что нанесло ей серьезный урон.

После ареста Берии руководством страны были приняты меры по укреплению внешней разведки органов безопасности. 13 марта 1954 г. решением Президиума Верховного Совета был образован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР.

30 июня того же года было принято решение ЦК КПСС «О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей». В соответствии с ним, перед внешней разведкой ставились следующие основные задачи:

  • усилить разведывательную работу против США и Англии как главных агрессивных государств,
  • своевременно выявлять агрессивные планы США и НАТО, других враждебных СССР стран, направленные на подготовку и развязывание новой войны,
  • добывать достоверную, главным образом документальную, разведывательную информацию о внешнеполитических планах и практических мероприятиях США и Англии, противоречиях между ними и другими капиталистическими странами,
  • освещать внутриполитическое и экономическое положение ведущих капиталистических стран, их торговую и экономическую политику, деятельность международных организаций и планов США и Англии по использованию этих организаций против СССР и других стран Варшавского договора.

В области научно-технической разведки ставились задачи добывания документальных материалов по важнейшим открытиям и  военным изобретениям в области атомной энергии, реактивной техники, радиолокации и образцов новейшей техники.

По линии внешней контрразведки ставилась задача агентурного проникновения в разведывательные, контрразведывательные и полицейские органы стран НАТО, предупреждать и парализовывать их подрывную деятельность против СССР.

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах

Деятельность Службы внешней разведки регулируется Законом Российской Федерации «О внешней разведке», вступившим в силу 8 декабря 1995 года.

Согласно закону, «внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Законом методов и средств».

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.

В соответствии с разведывательной доктриной, внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма . Если в период конфронтации между Западом и Востоком внешняя разведка велась практически во всех странах мира, где присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР России действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы.

СВР России считает, что у нее нет основных или второстепенных противников. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения и т.п.).

Разумеется, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведение разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов России.

В настоящее время разведка ведется по пяти основным направлениям:

  • политическое;
  • экономическое;
  • оборонное;
  • научно-техническое;
  • экологическое.

В области политической разведки перед СВР России стоят задачи:

  • получать упреждающую информацию о политике основных стран на международной арене, особенно в отношении России; защита национальных интересов страны;
  • отслеживать развитие кризисных ситуаций в «горячих точках» планеты, могущих представить угрозу для национальной безопасности страны;
  • добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружений, особенно ядерных, способных создать угрозу территории России и стран СНГ;
  • через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР России стоят задачи защиты экономических интересов России, получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров нашей страны, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России, обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР России практически остались прежними. Они заключаются в получении новейших достижений в области науки и техники, особенно военных технологий, могущих способствовать укреплению обороноспособности нашей страны.

Известные агенты российской разведки

  • Ноябрь 1996 года: Гарольд Джеймс Николсон был арестован при попытке вывезти сверхсекретные документы из Соединенных Штатов. Он начал шпионить в пользу России в 1994 году. Он был высокопоставленным офицером Центрального разведывательного управления . В 1997 году он признал себя виновным и был приговорен к более чем 23 годам лишения свободы.
  • Декабрь 1996 года: граф Эдвин Питтс был обвинен в предоставлении сверхсекретных документов Советскому Союзу, а затем России с 1987 по 1992 год. В 1997 году он признал себя виновным по двум пунктам обвинения в шпионаже и был приговорен к 27 годам тюремного заключения.
  • Июнь 2000: Джордж Трофимофф , натурализованный гражданин США с российскими родителями, был арестован примерно с 1969 года за шпионаж в пользу Советского Союза и России. Выйдя в отставку в качестве полковника в резерве армии США , он был самым высокопоставленным военным офицером, которому когда-либо предъявлялись обвинения. шпионажа. Он был осужден и приговорен к пожизненному заключению.
  • Октябрь 2000 г .: Сергей Третьяков , офицер СВР, работавший под прикрытием в российской миссии ООН, перебрался в Соединенные Штаты со своей семьей.
  • Февраль 2001: Роберт Филип Ханссен был арестован за шпионаж в пользу Советского Союза и России в течение более 15 лет из 27 лет работы в Федеральном бюро расследований . Он просмотрел тысячи страниц секретных документов по защите от ядерной войны и конфиденциальной комментированной информации и разоблачил трех российских агентов Соединенных Штатов, двое из которых были преданы суду и казнены. Он признал себя виновным в шпионаже и был приговорен к пожизненному заключению.
  • Июнь 2010 г .: После распада известных частей программы для нелегалов 10 человек, которые якобы вели скрытую шпионскую деятельность, были арестованы ФБР , а одиннадцатый был арестован при попытке транзита через Кипр. Эти люди якобы работали на СВР на длительных тайных заданиях, проникая в политические круги в правительстве Соединенных Штатов. Агент по имени Кристофер Метсос все еще разыскивается властями; В число агентов, арестованных 28 июня 2010 года, входят Михаил Семенко, Владимир Гурьев, Лидия Гурьева, Андрей Безруков, Елена Вавилова, Михаил Куцик, Наталия Переверзева, Михаил Анатольевич Васенков, Вики Пелаез и Анна Чапман . Двенадцатый мужчина, Алексей Каретников, позже был депортирован. Их раскрыл перебежчик из СВР, заместитель начальника отдела нелегальной разведки полковник Александр Потеев .

Главные задачи и направления деятельности внешней разведки 1918 — 1920

До создания самостоятельной разведывательной службы ВЧК — ОГПУ различные подразделения военных и чекистских органов самостоятельно решали контрразведывательные и разведывательные задачи, формулируя их в зависимости от складывающейся ситуации.
Главная задача, стоявшая перед этими органами, заключалась в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией. При этом чрезвычайные комиссии, в частности, на Дальнем Востоке, давали задания своим сотрудникам и агентуре по проникновению в контрреволюционные организации, в том числе за кордоном.

В годы Гражданской войны возникла необходимость засылки агентуры в сопредельные страны для выяснения планов Антанты и белогвардейцев в отношении России. Пионером в этом деле был Ф.Э.Дзержинский.

В начале 1918 года он лично привлек к секретному сотрудничеству в качестве агента бывшего издателя газеты «Деньги» А.Ф.Филиппова, который доброжелательно относился к советской власти, имел обширные связи среди русских промышленников и располагал неплохими разведывательными возможностями.

По заданию Ф.Э.Дзержинского А.Филиппов неоднократно выезжал в Финляндию для сбора политической информации о положении в стране, планах Финляндии в отношении Советской России, замыслах белой гвардии, настроениях солдатских масс и матросов бывшего царского флота, находившихся в те времена в финских портах.

Вскоре органы ВЧК осуществили вывод другого агента в Турцию. В феврале 1918 года Ф.Э.Дзержинский направил полномочному представителю России в Турции письмо с просьбой оказать ему возможное содействие в выполнении разведзаданий.

Закордонную разведку стали проводить и приграничные чрезвычайные комиссии. Перед ними ставилась задача получения сведений о деятельности зарубежных контрреволюционных организаций, ведущих активную деятельность. На практике же агентурную работу пограничные ЧК проводили лишь в приграничной зоне соседних государств и, в основном, для охраны границ России.

С началом Гражданской войны и иностранной интервенции 6 января 1919 года было принято решение об образовании на базе армейских ЧК Особых отделов для организации агентурной работы за рубежом с целью активизации борьбы с контрреволюцией и шпионажем в армии. Агентурной работой за рубежом занимались оперативные отделения и отделения осведомительной службы, входившие в состав особых отделов.

В целях усиления разведывательной работы за рубежом весной 1920 года в Особом отделе ВЧК создается Иностранный отдел, а при особых отделах фронтов, армий и ЧК некоторых губерний — иностранные отделения. Они приступили к созданию первых резидентур в некоторых иностранных государствах.

В соответствии с инструкцией ВЧК для ИНО Особого отдела, при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР создавалась резидентура. Резидент работал под «легальным» прикрытием в миссии и его как разведчика знал лишь глава учреждения. В помощь резиденту выделялся один или два оперработника. Такие резидентуры позднее получили название «легальных». Резиденту предписывалось «не реже одного раза в неделю» отсылать в Центр сведения в шифрованном виде.

Эта же инструкция предусматривала также создание «нелегальных» резидентур в тех странах, с которыми мы не имели дипломатических отношений. По мере необходимости нелегальные резидентуры создавались и там, где имелись «легальные». В таких случаях для большей конспирации агент нелегальной резидентуры не поддерживал контактов с «легальной» резидентурой ВЧК а имел связь непосредственно с Особым отделом.

Таким образом, внешняя политическая разведка зародилась в недрах Особого отдела ВЧК и оформилась как специальное подразделение к лету 1920 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector