Танк т-34: подробности внутреннего устройства

Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34

Однако, без непосредственного контроля верховного главнокомандующего, еще в октябре 1937 года, на территории Харьковского паровозостроительного завода, глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель. Толстые листы брони толщиной 4-7 см. располагались под крутым углом в 60⁰, чтобы снаряды противника, в случае лобовой атаки, рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.

Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34

В марте 1940 года 2 опытных образца нового танка совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами. Целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины

Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И

Кошкин вызвался сам вести один из танков.

Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.

Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся машин

Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем, успешно выиграли оба танковых сражения, развернувшиеся в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.

Легкий танк БТ-5

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие машины были сожжены прямо на платформах. Те, что остались, не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой, танкисты не были обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.

Боевое применение

Pz.V считались настолько важными для готовящегося наступления на Курской дуге, что начало боя даже откладывали, стремясь собрать в войсках больше “Пантер”. В бою машины уничтожали любые советские танки, их лобовая броня не пробивалась 76 милиметровыми советскими орудий. Но надёжность танка оказалась неприемлемо низкой. Только при выдвижении 10-й танковой бригады на исходные позиции четверть “Пантер” вышла из строя, сломавшись.

В последующих боях 1943 года “Пантеры” продолжали проявлять себя, как мощные в бою, и ненадёжные в эксплуатации. Максимальное количество танков – 522 машины – удалось собрать на Восточном фронте к летней кампании 1944 года. Проблемы с надёжностью в этот период официально считались устранёнными.

В том же 1944 году “Пантеры” пошли в бой в Италии. Там их дебют тоже не принёс ожидаемого успеха – из 62 машин 1-го батальона 4-го полка за дни боёв осталось только 13 боеспособных.

При высадке в Нормандии “Пантеры”, с одной стороны, стали неприятной неожиданностью для англо-американских сил. Встретить ожидалось, как в Италии, небольшое количество Pz.V, в составе отдельных батальонов. На практике оказалось – почти половина из немецких танков в Нормандии – “Пантеры”. Но на стороне союзников были численное превосходство и господство в воздухе, а немцам в очередной раз часто приходилось бросать на поле боя сломавшуюся технику.

Эпизодически трофейные “Пантеры” (под обозначением T-5) применяла Красная Армия. Вооружение танков оценивалось высоко, и, в целом, применялись они успешно. При этом отмечались сложность в эксплуатации и ремонте, а также необходимость применения высококачественного авиабензина.

Танк их спичечных коробков

Если вы хотите сделать прочный танк из картона своими руками, удобно воспользоваться универсальным картонным материалом — спичечными коробками. В зависимости от желаемого размера можно собрать основание танка из двух или четырех коробков, для башни потребуется еще один.

Подготовка коробков

Коробо

к для башни и коробки для основания аккуратно оборачиваем цветной бумагой. Для дула используем зубочистку, шпажку для шашлычков или палочку от чупа-чупса, обернув ее полоской цветной бумаги. В передней стенке башни шилом протыкаем отверстие и вставляем в него дуло. Башню приклеиваем к основанию из нескольких коробков.

Гусеницы

Чтобы изобразить гусеницы, на боковые поверхности основания приклеиваем кружочки из черной бумаги, для большего объема можно использовать пуговицы. Оборачиваем края основания полосками гофрированной бумаги. Если гофрированного картона под рукой не оказалось, можно полоски обычной бумаги сложить «гармошкой».

Поворачивающаяся башня

Если немного усовершенствовать эту модель, мы сможем сделать танк с поворачивающейся башней. Такой танк станет замечательной поделкой в школу. Для этого нам понадобится пластиковая крышка от газировки и пластиковая трубочка. Для идеального исполнения вместо трубочки можно подобрать болтик и гайку соответствующего диаметра.

Пластиковая крышка будет служить прокладкой между башней и основанием. Нам потребуется проткнуть башню и основание насквозь в центре, это можно сделать шилом или толстой иглой. Нагрев шило или гвоздь на огне, протыкаем и пластиковую крышку. Естественно работу с острыми инструментами, а тем более, огнем, лучше сделать родителям, или, как минимум, в их присутствии.

Теперь собираем нашу конструкцию на пластиковую трубочку или на болт, закрепив с противоположной стороны гайку. Чтобы трубочка не выскальзывала, можно расплавить ее конец над огнем и остудить, прижав к металлу, так на конце образуется шляпка, как у гвоздя.

Сфероходом по бездорожью…

В шаре все едино — и колеса, и кабина… Сферические вездеходы давно привлекали внимание конструкторов. Это по‑настоящему вездеходная техника

Большой диаметр корпуса-колеса обеспечивает отличную проходимость на пересеченной местности, позволяя преодолевать высокие вертикальные препятствия, широкие рвы и овраги. Большая площадь опорной поверхности позволяет машине свободно идти по непроходимому болоту, зыбучим пескам, сыпучему снегу, крутым склонам песчаных дюн, то есть там, где обычные «вездеходы» проваливаются, буксуют и без посторонней помощи выбраться не могут. Одно из дополнительных преимуществ данной конструкции — ее амфибийность. Большой объем корпуса обеспечивает большую грузоподъемность (водоизмещение) машины на воде. А двигаться по поверхности машине позволяет свободное вращение внешней оболочки, которая выполняет роль движителя, и протектора, выполняющего роль плиц гребного колеса. При этом кинематическая схема со свободно вращающимся внешним сферическим корпусом позволяет машине после остановки начать движение в любую сторону без разворота всего вездехода. Машина движется только за счет смещения центра тяжести в нужную сторону. Устойчивость вездехода может обеспечиваться как мощным гироскопом, так и просто низким расположением центра тяжести. Единственная проблема — обзорность: создание прозрачного корпуса проблематично, а применение радиопрозрачных материалов (углепластик, например) позволяет ориентироваться только с помощью радиолокатора.


Бронежилет на колесах «Подвижный щит для защиты от ружейных и других пуль» В. Майера, СССР, 1927 г. Два пустотелых цилиндра в рост человека, в центре — боец с пулеметом. Единственный член экипажа сам передвигал агрегат по полю боя, переступая ногами по скобам на внутренней поверхности колес. Фактически это перекатной бронещит или мобильная бронеточка. Для настоящего шаротанка не хватает только двигателя.

В давние времена научно-популярные журналы любили публиковать рисунки на тему «Мир двухтысячного года». В том, выдуманном, будущем мире по воздуху неслись причудливые махолеты, по земле катились шароходы… Двухтысячный год уже миновал. Мир остался таким, какой он есть, — ни тебе махолетов, ни шароходов… Может быть, они появятся в «мире трехтысячного года»?

Но на самом деле идея не умерла и в наши дни. Например, уже в XXI веке в России разработано стабилизированное шасси для роботов в виде моноцикла, то есть машины в виде единственного колеса, в котором смонтированы двигатель и все системы управления роботом.

Оружие

Полки нового строя: как воевали почти 400 лет назад

Экипаж и его взаимодействие

Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.

Общий вид на боевое отделение с места командира танка. Слева — прицел пушки и механизмы, управляющие поворотом башни и вертикальной наводки. Справа от казённой части орудия видны магазины для спаренного пулемёта ДТ калибра 7,62 ммОбщий вид на место командира в Т-34-85. В таких танках радиостанция располагалась в башне, слева от места командира

Место командира

Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.

Для обзора поля боя на Т-34 использовалось наблюдательное устройство МК-4

Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.

Место наводчика

Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.

Вид на место наводчика

Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.

Перископический прицел наводчика Т-34 обеспечивал четырёхкратное увеличение

Место заряжающего

Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.

Вид с места заряжающего Т-34

Место механика-водителя

Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.

Вид на место механика-водителя

Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.

Приборная панель механика-водителя Т-34

Место стрелка-радиста (пулемётчика)

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для так называемого «курсового» пулемёта ДТ калибра 7,62 ммРадиостанция Т-34

В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.

Корпус

Конструкция уже освоена в производстве, поэтому кардинальных изменений не будет. Легко узнаваемый наклон броневых листов. Надгусеничные полки. Небольшое изменение МТО привело бы небольшому выходу кормовой части корпуса за пределы шасси. Не критично. Но можно обойтись и без этого. В итоге в конструкции кормовой части появилась дополнительная деталь. А сама она по форме стала напоминать таковую у Т-50. Для вожделенного изменения положения люка мехвода нам требуются как минимум ещё сантиметров двадцать длины. Можно установить рубку как на одном из А-34. Можно слегка изменить носовую часть, установив более массивную литую деталь в вместе соединения лобовых листов.

Первый вариант вроде бы слишком архаичен. Но не требует серьёзных изменений в шаблонах. Тем более что в урезанном варианте на машинах образца 1940 года он присутствовал. К тому же на ИС-4 рубка  водителя смотрелась вполне органично.

Второй вариант так и так потребуется – ВЛД доводится до 75 мм.

В сочетании с уменьшением высоты корпуса на десять сантиметров на его крыше появляется место под люк диаметром порядка 450 мм в свету для механика водителя.

Третий вариант – забить на это дело. Военные при решении вопроса о бронестойкости ВЛД  и удобстве эксплуатации машины экипажем, на Т-43 сделали выбор в пользу последнего. А в 1944 году при проработке вариантов модернизации  Т-34-85 нашли возможность усилить лобовое бронирование без изменения конструкции. И такой вариант в глазах тех же военных выглядел вполне конкурентоспособным на фоне Т-44.

Но мне ближе вариант № 2. Что реально сделали в 1944 году с подвеской передних катков, чтобы она безболезненно держала и толстую башню с длинным стволом, и мощную бронеплиту ВЛД – я не знаю. В предлагаемом же варианте есть возможность поставить на передние катки стандартную пружину.

В результате проведенных махинаций длина корпуса осталась прежней, а его высота уменьшилась. При сохранении технологии изготовления. Потом и полки можно убрать, упростив корпус по максимуму, и нарастив лобовую броню до 90 мм, а бортовую – 40 мм до 60 мм.

В общем, есть скромное желание, чтобы немцы в 1942 году если уж не Рак-40, то хотя бы Рак-38 ласково называли «колотушкой».

Landkreuzer P. 1000 Ratte (Крыса)

Тысяча тонн, 39 метров в длину (с орудием), 11 м в высоту. Если бы сверхтяжелый танк Ratte в начале 1940-х годов все-таки был воплощен в металле, то стал бы самым крупным и массивным танком в истории человечества, и этот рекорд не был бы побит до сих пор. Немецкое руководство, однако, не стало развивать проект, так как ресурсов требовалось много, а серьезного перелома на поле боя машина не обеспечила бы, и «Крыса» так и осталась на стадии чертежей и эскизов.

Предполагалось вооружить танк двумя корабельными орудиями с калибром снарядов 280мм, пушкой калибра 128мм, а также почти десятком пулеметов (по некоторым данным – восемью, однако четкого представления о количестве вооружения на стадии проектирования не было; то же касается числа и типа двигателей – от восьми дизельных до двух судовых).

Источник

Гусеницы танка

Среди методов обучения детей рисунку танка наиболее простой метод рекомендует начать постройку эскиза с зарисовки гусениц машины. Для этого первым этапом выступает прорисовка линии земли. Здесь все просто — нужно провести горизонтальную линию в нижней трети листа.

А вот с этого момента на листе начнет рождаться изображение гусениц советских танков — и Т-34, и даже более современные Т-54 и Т-62А имеют практически одинаковый вид гусениц — с открытыми большими катками. Поэтому в центральной части рисуется круг небольшого размера. Этот круг будет выступать средним катком гусеницы.

Получив таким образом старт рисунка, несложно изобразить и остальные опорные катки:

  1. Для удобства рисования поверху круга проводится прямая линия параллельная линии земли, эта линия поможет получить одинаковые по размеру катки.
  2. Справа и слева рисуются по два катка — круги должны касаться друг друга или иметь небольшой промежуток.
  3. Слева и справа, чуть касаясь крайних кругов, рисуются круги меньшего размера, примерно на 1/3, при этом они должны быть выше основных катков наполовину.
  4. Плавной линией соединяются все верхние точки кругов, линия должна чуточку провисать над местом касания катков, как и у настоящего танка гусеницы будут немного свисать в этом месте.
  5. А вот крайние круги меньшего размера и крайние опорные катки снизу соединяются прямым отрезком, в этом месте гусеницы у всех видов военной техники всегда натянуты.
  6. Для придания выразительности в центре кругов можно поставить жирную точку и нарисовать вокруг нее 2-3 маленьких круга.
  7. Внешние обводы катков наводятся жирной линией, а саму гусеницу нужно выделить линией в 2-3 раза толще, чем обвод катков, это же гусеница!

Получившееся таким образом шасси может послужить для конструирования целого семейства машин советского производства. А вот то, какой именно танк получится, зависит от того, как будет изображен корпус и башня над гусеницами.

Боевые характеристики Т-90СМ

Возможности создания боевых машин России кардинально отличаются от западной моды. По американскому принципу в НАТО защитой является большая масса брони. С учётом прогресса орудий, ракет и снарядов увеличение толщины брони становиться бесперспективным решением.

  • Боекомплект. В боевой укладке 22 выстрела 4-х типов (можно комплектовать на выбор), заряжание раздельное, ещё 20 расположены в корпусе и башне. Вращающийся автомат заряжания (АЗ) не нуждается в дополнительных регулировках. Загазованность снижена благодаря механизму выброса стреляных поддонов и использованию частично сгораемой гильзы. Также имеется: 2000 патронов калибром 7,62 мм к спаренному пулемёту; 300 патронов калибром 12,7 мм для ЗПУ; 450 шт. п. 5,45 мм для АКС74; 10 ручных гранат; сигнальные ракеты и пистолет для них.
  • Возможности эффективного применения танка. Максимальная скорость 68 км/ч. Передвижение под водой на глубине до 5 м, в брод до 1,8 м. Прицелы СУО «Калина». Пулемёт ПКТ (6П7К). Спутниковая система ГЛОНАСС. Обнаруживает танк противника визирным каналом на 5000 м и тепловизорным на 3500 м. Защита от ядерного массового поражения ПКУЗ-1А, быстродействующая система пожаротушения. Наличие дизельной генераторной установки. Электронномагнитная защита от средств РЭБ

Техника сборки

Чаще всего используют каркасные бани-бочки. Они не потребуют создания фундамента. Нижнюю плоскость формируют из добротных обрезных досок толщиной не менее 0,5 см. Монтаж поперечин ведут с шагом 1,5 м. На них создают скругленные выемки сообразно контурам бани; чтобы все было сделано правильно, понадобятся крепкие лекала. Соединять детали помогут шурупы, а чтобы упрочнить собранную «бочку», приобретают стальные уголки, закрепляя их в углах и на стыках.

Главный конструктивный материал — доски толщиной 0,6 см с креплением шип-паз. Необходимый объем досок определяют, деля длину окружности на ширину досок. Всю древесину основательно шлифуют на торце и пропитывают антигрибковой смесью.

Обзор бани-танка смотрите в следующем видео.

Танк Т-34-85: модифицированный Т-34

Танк Т-34-85 был запущен в производство в январе 1944 года. Новые танки отправлялись на все фронты Великой Отечественной войны, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Венгрии, Румынии. Т-34-85 участвовал в Берлинской операции, именно этот танк называют «танком Победы».

После окончания Великой Отечественной войны, танк Т-34 новой модификации участвовал в Советско-Японской войне и фактически был основной боевой машиной армии до середины 50-х годов. Он стоял на вооружении вплоть до 1993 года, постепенно его место стали заменять более современные машины.

Что касается других стран, то Т-34 в течение XX века стояли на вооружении более 40 стран. Танки участвовали в Корейской и Вьетнамской войне, в многочисленных вооруженных столкновениях на Ближнем Востоке.

Особенности конструкции Т-34

Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.

В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:

  • стержневой шрапнелью;

  • пулевой шрапнелью;

  • бронебойно-трассирующие;

  • фугасные;

  • осколочно-фугасные дальнобойные;

  • бронепрожигающие;

  • с картечью.

Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.

Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.

Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.

05.03.2019 10:15

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее

Помощь по ленд-лизу

Одна из проблем советского вооружения была в том, что даже в случае появления прогрессивных инженерных разработок технологическая отсталость производства в СССР просто не позволяла реализовать их на практике. Например, завод № 183 в Нижнем Тагиле, крупнейший производитель танков во время войны, не смог перейти на выпуск Т-34-85, поскольку не было оборудования для обработки зубчатого венца башни диаметром 1600 мм. Чтобы освоить производство, СССР попросил доставить по ленд-лизу новые карусельные станки из Великобритании и США.

И такие случаи были распространены повсеместно. Один американский инженер, посетивший в конце 1945 года Сталинградский тракторный завод, обнаружил, что около половины станков на данном предприятии были поставлена по ленд-лизу.

Советский ас Александр Покрышкин рядом со своим истребителем Р-39N «Airacobra»

Также по ленд-лизу поступило свыше 15 тыс. американских самолетов, а также около 3,5 тыс. британских. К концу Великой Отечественной войны американские машины Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Именно на истребителе Р-39N «Airacobra» легендарный советский ас Александр Покрышкин уничтожил свыше полусотни вражеских самолетов.

Лепка танка из пластилина

Хотя пластилин легко поддается сгибанию-разгибанию, изготовление танка из тематического материала может оказаться непростым. Поэтому соответствующий процесс лучше разделить на несколько этапов:

  • Прорисовка танка для визуального воспроизведения;
  • Деление зеленого пластилина на три неравные части – для лепки дула, вышки, корпуса;
  • Непосредственно лепка дула, вышки, корпуса;
  • Деление черного пластилина на восемь-десять частей – для лепки колес;
  • Непосредственно лепка колес;
  • Соединение всех деталей;
  • Лепка красной звезды с последующим декором изделия.

Детские наборы преимущественно идут без черного пластилина. Его можно создать, смешивая синий и оранжевый или красный и зеленый куски.

«Мирный шведский трактор»

Замаскировать военную технику под мирную? Отличная идея, если необходимо запутать противника, и особенно хорошо, если танк уже называется Kranvagn (автокран).

Впрочем, примеры такой радикальной маскировки вспомнить сложно, а вот фактов мирного использования — предостаточно. И Kranvagn вполне бы для этого сгодился, что наглядно показывает новый 3D-стиль «Хьяльпкран».

Кстати, для его создания использовались историчные элементы. Например, сам кран позаимствован с БРЭМ BBV m/42, построенной на базе среднего танка Strv m/42 ТН. Грузоподъёмность такого крана — 12 тонн, что позволяло справиться с большинством строительных, ремонтных и эвакуационных задач, стоявших перед шведской армией. Эта машина могла поднять даже лёгкий танк.

Конечно, в нашей игре есть техника и потяжелее, поэтому на надгусеничных полках закреплены дополнительные блоки, с помощью которых тяговую мощность лебёдки можно многократно усилить.

Для лучшей устойчивости при буксировке лебёдкой и работе краном, на корме смонтированы опускающиеся упоры по образцу того же BBV m/42.

Пульт управления, естественно, имеет противопульное бронирование и размещён в водонепроницаемой коробке. А пару касок на башне служат дополнительной защитой экипажу крановщиков-танкистов, да и вообще необходимы по требованиям безопасности.

Поставив стиль «Хьяльпкран», всегда можно убедить вражескую ПТ или САУ, что перед ней всего лишь мирный шведский трактор, который ремонтирует сарай на «Малиновке».

Остались ли реальные боевые машины?

Тридцатьчетверка до сих пор находится на вооружении стран «третьего мира», на постсоветском пространстве ей отведена роль памятника или экспоната выставок. Танки не являются макетами, это машины, на которых после капитальных работ можно выполнять боевые задачи. Они подбиты при боях, утрачены в процессе переправы, но подлежат реставрации. Именно так произошло с редким экземпляром с пушкой Ф-34 (г. Салават), собранным буквально по частям.

Можно ли проехаться на этом танке в 21 веке? Следует рассмотреть два факта:

  1. В 2006 г. венгерские демонстранты угнали танк из экспозиции в центре Будапешта. Машина была на ходу, поэтому на ней пытались прорваться сквозь оцепление полиции.
  2. По информации на январь 2019 года Лаос вернул РФ 30 исправных моделей. Военное ведомство планирует задействовать их на параде Победы, передать музеям или в качестве реквизита для съемок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector