Танк т-34 изнутри и снаружи

Применение

Т-34-85 стал поступать в войска в феврале 1944 года. К сожалению, первые бои танков были не слишком успешными – экипажам не дали время на переподготовку, да и танков предоставили очень мало.

Одним из первых Т-34-85 получил 38-й танковый полк, в котором также были ОТ-34, огнеметные танки на базе Т-34. В марте 1944 этот полк стал частью 53-1 общевойсковой армии и участвовал в освобождении Украины, где, по сути, и были впервые масштабно применены Т-34-85.

Когда в июне 1944 года началось наступление на Белоруссию, в нем участвовало около четырех сотен Т-34-85. Однако куда более массово они применялись в 1945, например, в сражении у озера Балатон и в Берлинской операции.

К середине 1945 года советские танковые дивизии на Дальнем Востоке в основном располагали устаревшей техникой – легкими танками БТ-5, БТ-7 и Т-26. Когда началась война с Японией, туда было отправлено 670 Т-34-85. Таким образом, эти танки активно участвовали в разгроме Квантунской армии, выступая как основная ударная сила танковых частей.

Когда даже мощности 85-мм пушки стало не хватать для пробития брони вражеских танков, начали работы над Т-34-100, а также над Т-44. В итоге все они привели к появлению танка Т-54, в первые годы после войны заменившего Т-34-85. Однако служба этого танка не закончилась – он активно участвовал в Корейской войне, в войнах в бывшей Югославии и арабо-израильских войнах. Официально этот танк был на вооружении до самого 1993 года, а в некоторых странах он состоит в нем до сих пор!

Т-34-85 однажды принял участие в интересном событии уже XXI века. Когда в октябре 2006 года в Будапеште были антиправительственные выступления, демонстранты смогли запустить музейные Т-34-85 вместе с БТР-152, и использовали машины в столкновениях со служителями закона.

Память о танке

Т-34-85 – это один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях стоят экземпляры именно Т-34-85. Также именно этот танк чаще всего стоит на постаментах во множестве городов России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и ряде других.

Танк в культуре

Танк Т-34-85 нашел широкое отражение в культуре, причем им нередко заменяли более ранние Т-34, так как найти оригиналы не представлялось возможным.

Фильмы

Фильмов с участием Т-34-85 довольно много. Наиболее известные из них:

  • Главный конструктор. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка как раз снимали Т-34-85;
  • Падение Берлина;
  • На войне как на войне;
  • Киноэпопея «Освобождение»;
  • Горячий снег;
  • Вечный зов;
  • Четыре танкиста и собака (при том, что по ходу сериала экипаж воюет сначала на Т-34, а потом на Т-34-85, в фильме с небольшими переделками все время снимался Т-35-85);
  • Белый тигр;
  • Спасти рядового Райана. Здесь упоминаний о Т-34-85 нет, однако именно эти танки были закамуфлированы под фигурирующие в сюжете PzKpfw VI «Tигр».

Игры

Т-34-85 фигурирует во множестве игр про Вторую мировую войну, например, в «Red Orchestra: Ostfront 41-45», «Вторая мировая», «Sudden Strike 3: Arms for Victory» и «Sudden Strike: The Last Stand», «Сall of Duty», , «Блицкриг» а также в играх «World of Tanks» и «War Thunder».

Другое

Т-34-85 благодаря своей популярности выпускался множеством различных компаний в виде моделек. Также в советское время этот танк попал на почтовые марки.

Фото и видео

Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.

Некоторые из них:

Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители

Схема размещения боекомплекта Т-34

Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.

Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплектаОдин из ящиков разнообразного ЗИПа Т-344 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающегоОсновная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика

На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.

Гусеницы танка

Среди методов обучения детей рисунку танка наиболее простой метод рекомендует начать постройку эскиза с зарисовки гусениц машины. Для этого первым этапом выступает прорисовка линии земли. Здесь все просто — нужно провести горизонтальную линию в нижней трети листа.

А вот с этого момента на листе начнет рождаться изображение гусениц советских танков — и Т-34, и даже более современные Т-54 и Т-62А имеют практически одинаковый вид гусениц — с открытыми большими катками. Поэтому в центральной части рисуется круг небольшого размера. Этот круг будет выступать средним катком гусеницы.

Получив таким образом старт рисунка, несложно изобразить и остальные опорные катки:

  1. Для удобства рисования поверху круга проводится прямая линия параллельная линии земли, эта линия поможет получить одинаковые по размеру катки.
  2. Справа и слева рисуются по два катка — круги должны касаться друг друга или иметь небольшой промежуток.
  3. Слева и справа, чуть касаясь крайних кругов, рисуются круги меньшего размера, примерно на 1/3, при этом они должны быть выше основных катков наполовину.
  4. Плавной линией соединяются все верхние точки кругов, линия должна чуточку провисать над местом касания катков, как и у настоящего танка гусеницы будут немного свисать в этом месте.
  5. А вот крайние круги меньшего размера и крайние опорные катки снизу соединяются прямым отрезком, в этом месте гусеницы у всех видов военной техники всегда натянуты.
  6. Для придания выразительности в центре кругов можно поставить жирную точку и нарисовать вокруг нее 2-3 маленьких круга.
  7. Внешние обводы катков наводятся жирной линией, а саму гусеницу нужно выделить линией в 2-3 раза толще, чем обвод катков, это же гусеница!

Получившееся таким образом шасси может послужить для конструирования целого семейства машин советского производства. А вот то, какой именно танк получится, зависит от того, как будет изображен корпус и башня над гусеницами.

T-34-76, модель 1941 года

Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти все было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей.

Для простоты производства был добавлен единственный люк, но он имел и недостатки, делая ловушку из подбитого танка для всего экипажа. Это очень осложняло жизнь экипажа, многие бойцы почувствовали на себе отсутствие комфорта, плохую эргономику и огромный риск остаться в горящем танке, чья башня к тому времени получила прозвище «пирожок».

Очень большие выхлопные трубы, находящиеся сзади, так же оказались проблемой. Башня не обеспечивала должной защиты командиру, поскольку не имела специального лючка или перископа. У единственного тяжелого люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с легкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях.

Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Это было исправлено лишь на T-34-85.

Позже у многих танков появилось дополнительное бронирование, например на экранированной версии 1942 года. Это пришлось делать для того, чтобы хоть как-то противостоять новым 88 миллиметровым немецким пушкам. Броня была в значительной степени улучшена по сравнению с моделью 1940 года (или «моделью A»).

Приблизительно 324 модели T-34 были перевооружены пушкой ЗИС-4, обладающей отличной скоростью полета снаряда, получили название Т-34-57 и были использованы как охотники за танками, например во время сражения за Москву.

Как атаковал

Главным «аргументом» всех Т-34 была пушка. В первые годы производства (1938–1939) Л-11 была 76-мм и длиной 30,5 калибра (2324 мм), а бронебойный снаряд из нее вылетал со скоростью 612 м/с. Позже, в 1941 году, пушку (теперь уже Ф-34) удлинили до 41,5 калибра (3162 мм), и скорость снаряда достигала 662 м/с. Все было нацелено на улучшение атаки. Солдат управлял пушкой сам, вручную. Несмотря на всю сложность этого процесса, в танке было много подсказок – например, механизмы управления башней и орудием красились в белые и зеленые цвета, чтобы в боевой суматохе их не перепутать.

Боекомплект танка Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru

На подмогу пушке в трудные времена приходили два 7,62-мм пулемета ДТ, разработанные конструктором Василием Дегтяревым. Один «спаренный» пулемет размещался с пушкой в одной установке, имея с ней даже один угол наведения, а второй «курсовой» пулемет крепился на верхней лобовой плите брони танка. Чтобы «поймать» цель, на танках с пушкой Л-11 использовали телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6 для наблюдения из укрытия. Боекомплект орудий у обеих пушек Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый – 76-мм унитарные артиллерийские выстрелы: тип с калиберным бронебойным снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП); тип с подкалиберным снарядом (БР-354П); тип с осколочно-фугасными гранатами (ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354). Выстрелы размещались в чемоданах на дне боевого отделения и на его стенах. Сначала резерв составлял 77 выстрелов, но позже, на танках 1942–1944 годов, боекомплект увеличили до 100 выстрелов.

Артиллерийский выстрел включает в себя несколько боеприпасов для выстрела: снаряд, пороховой метательный заряд и средство воспламенения заряда. Унитарный выстрел, какие были на Т-34, значит, что заряжение происходит едино – все компоненты «вставляются» в пушку сразу.

Из-за частых изменений в устройстве Т-34, пусть и небольших, экипаж не успевал переподготавливаться. В своих воспоминаниях советский военный деятель Михаил Ефимович Катуков отмечал: «Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких – приход танкового пополнения. Получила армия, правда, в небольшом количестве, новые „тридцатьчетверки“, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые „тридцатьчетверки“, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».

Таким и был Т-34. На тематических форумах и сайтах его любят сравнивать с другими средними танками времен войны и даже с современными. О нем говорят: «Нет английской рациональности, нет американского комфорта. Да ничего нет, если подумать. Но есть нечто такое, что сделало Т-34 одним из лучших танков мира. Простота оружия, что ли. Т-34 – машина для реального боя».

Защищённость

Уровень бронезащиты Т-34 обеспечивал ему летом 1941 года надёжную защиту от всех штатных противотанковых средств вермахта. 37-мм противотанковые пушки Pak 35/36, составлявшие подавляющее большинство противотанковых орудий вермахта, имели какие-либо шансы пробить лобовую броню лишь при попадании в ослабленные места. Борта Т-34 37-мм калиберными снарядами поражались лишь в вертикальной нижней части и на малых дистанциях, причём не давая гарантированного заброневого действия. Более эффективными оказались подкалиберные снаряды, способные сравнительно эффективно пробивать нижнюю часть борта и борта башни, однако реальная дальность стрельбы ими не превышала 300 м, а их заброневое действие было низким — зачастую сердечник из карбида вольфрама после пробития брони рассыпался в песок, не причиняя вреда экипажу. Малоэффективной против лобовой брони Т-34 оказалась и 50-мм пушка KwK 38 с длиной ствола 42 калибра, устанавливавшаяся на танках PzKpfw III Ausf.F — Ausf.J. Короткоствольные 75-мм пушки KwK 37, устанавливавшиеся на ранних модификациях PzKpfw IV и StuG III, были ещё менее эффективны, и бронебойным снарядом, за исключением попаданий в ослабленные зоны, могли поражать лишь нижнюю часть бортов на дистанциях менее 100 метров. Однако ситуацию сильно сглаживало наличие в её боекомплекте кумулятивного снаряда — хотя последний срабатывал лишь при сравнительно небольших углах встречи с бронёй и против лобовой защиты Т-34 также был малоэффективен, но большая часть танка поражалась им легко.
Первым же действительно эффективным средством борьбы с Т-34 стала 75-мм противотанковая пушка Pak 40, появившаяся в войсках в сколько-нибудь заметных количествах к весне 1942 года и 75-мм танковая пушка KwK 40 с длиной ствола 43 калибра, устанавливавшаяся на танках PzKpfw IV и штурмовых орудиях StuG.III с лета того же года. Калиберный бронебойный снаряд KwK 40 при курсовом угле 0° поражал лобовую броню корпуса Т-34 с дистанции в 1000 м и менее, тогда как лоб башни в районе маски орудия поражался уже с 1 км и более.
При этом броня высокой твёрдости, применявшаяся на Т-34, была склонна к образованию сколов с внутренней стороны даже при рикошете снаряда. Так, длинноствольные 75-мм орудия образовывали опасные осколки при попадании на дистанциях до 2 км, а 88-мм — уже до 3 км.
Однако в течение 1942 года длинноствольных 75-мм орудий было выпущено сравнительно мало, и основную массу доступных вермахту противотанковых средств по-прежнему составляли 37-мм и 50-мм пушки. 50-мм же орудиям на нормальных дистанциях боя летом 1942 года для выведения Т-34 из строя требовалось в среднем 5 попаданий остродефицитными подкалиберными снарядами.

По воспоминаниям одного из создателей танка — А. А. Морозова:
«Танк Т-34 хорош не столько своими боевыми качествами, сколько предельной простотой в производстве, эксплуатации и ремонте, надёжностью, низкой стоимостью и возможностью массового производства на любом машиностроительном заводе.

Эти ценные качества были достигнуты в результате настойчивой борьбы конструкторов и технологов за минимальную массу и трудоёмкость каждой детали танка, в стремлении везде и во всём разумно экономить, добиваясь предельной простоты, дешевизны и надёжности.

Таким образом, к началу войны нам удалось создать и поставить на серийное производство новый средний танк, превосходящий по боевым свойствам и приспособленности к массовому производству средние танки фашистской Германии, который стал не только любимым танкистами грозным оружием, но и образцом простой и надёжной боевой машины».

Через несколько деситялетий двигатель Т-34 послужил прототипом для создания двигателя В-45 на экспериментальный вариант основного танка Т-64А, прототипа Т-72, а его модификация В-46 использовалась в танке Т-72 «Урал».

ТТХ

Выбор орудия

Прежде, чем перейти к разбору огневой мощи машины определимся, какое же орудие лучше всего выбрать. У Т-34 имеется в наличии две топовых пушки:

Многие новички смотрят на больший разовый урон и не обращая внимания на остальные показатели устанавливают 76 мм С-54. Давайте же рассмотрим подробнее и сравним оба орудия:

57 мм ЗиС-4 скорострельнее почти в 2,5 раза, имеют лучшую точность и время сведения, что в совокупности потенциально позволяет нанести в минуту на 1050 единиц больше, чем пушка с разовым уроном 115 единиц.

За счет малого калибра снаряды имеют высокую скорость полета:

  • бронебойный 990 м/с;
  • подкалиберный 1238 м/с/;
  • осколочно-фугасный 990 м/с.

Рассматривать ТТХ Т-34 мы сегодня будем именно с 57 мм орудием, прозванным в игре «дыроколом» и его рекомендуем игрокам к установке.

Огневая мощь

Когда мы определились с вооружением, самое время посмотреть, что Т-34 представляет в этом плане на фоне остальных средних танков 5 уровня:

Т-34 выделяется лучшей точностью 0,34, неплохим временем сведения 2,3 секунды и лучшим средним уроном в минуту 2313 единиц.

Такой же ДПМ у китайского аналога Т-34, но у него менее комфортные углы вертикального наведения, вниз пушка хуже опускается:

Т-34 Type T-34
-8…+20° -5…+25°

Живучесть

У советского СТ наименьший запас прочности 450 единиц. Бронирование при этом тоже слабенькое, но все же имеет рациональные углы наклона брони, поэтому есть вероятность рикошета от одноуровневых противников.

Расположение членов экипажа и модулей

Вдоль борта расположены топливные баки, поэтому высокая вероятность пожара.

В лобовой части танка находятся радист и мехвод. Если без первого еще можно обойтись, то на второго придется использовать аптечку, чтобы не потерять в динамике.

Остальные показатели

У Т-34 максимальная скорость 56 км\ч, что является одним из лучших результатов среди остальных СТ. Коэффициенты незаметности тоже вполне высокие, что позволяет иногда незамеченным стрелять из кустов. А вот обзором средний танк СССР не может похвалиться, в этом плане у него минимальное значение среди других его «одноклассников» 5 уровня в 350 метров.

Огнемётные танки на базе Т-34

ОТ-34-76 – серийный огнемётный танк, спроектированный в КБ-24 завода №183 (г. Харьков) под руководством А.А. Морозова весной 1941 года на основе конструкции опытного огнемётного танка Т-034. Опытный образец танка был изготовлен, с использованием серийного танка Т-34 обр. 1941 г., на заводе №174 (г. Ленинград) летом 1941 года. За время серийного производства в 1941-1944 годах на заводах №183 (г. Нижний Тагил, 1942-1944 гг.), №112 (г. Горький, 1942-1944 гг.), №174 (г. Омск, 1943-1944 гг.), СТЗ (г. Сталинград, 1941-1942 гг.) было изготовлено 1170 танков.

От линейных танков огнемётный танк отличался установкой автоматического порохового огнемёта АТО-41, выпускавшегося серийно на заводе №222, вместо курсового пулемёта в верх-нем броневом листе лобовой детали корпуса танка ближе к правому борту. Огонь из огнемёта вёл механик-водитель, производивший наведение с помощью поворотов корпуса танка. Из состава экипажа танка исключили стрелка-радиста. На первых серийных огнемётных танках ОТ-34-76, изготовленных на СТЗ на базе линейного танка Т-34 обр. 1941 г., радиостанция не устанавливалась.

В 1942-1944 годах для выпуска танка ОТ-34-76 использовались линейные танки Т-34 обр. 1942 г., отличавшиеся установкой радиостанции в кормовой нише башни и монтажом антенного ввода на кормовом бронелисте башни.

ОТ-34-85 – серийный огнемётный танк, спроектированный в КБ завода №174 (г. Омск) под руководством А.И. Аристова в 1944 году. За время серийного производства в 1944-1945 годах на заводах №174 (г. Омск, 1944-1945 гг.), №112 (г. Горький, 1945 г.), №183 (г. Нижний Тагил, 1945 г.) было изготовлено 331 танк (из них 55 оснащённых радиостанцией). От линейного танка Т-34-85 огнемётный танк отличался установкой автоматического порохового огнемёта АТО-42, выпускавшегося серийно на заводе №222, вместо курсового пулемёта в верхнем броневом листе лобовой детали корпуса танка ближе к правому борту. Огонь из огнемёта вёл механик-водитель, производивший наведение с помощью поворотов корпуса танка.

«Монту» — египетский бог из Советского Союза

ИС-3 не успел на Вторую мировую, но поучаствовал в параде в честь её окончания 7 сентября 1945 года в Берлине. Новый советский тяжёлый танк произвёл сильное впечатление на западных военных.

ИС-3 производился до 1946 года и имел все шансы ни разу не поучаствовать в боевых действиях — началась холодная война, когда масштабные танковые сражения только планировались. Однако во время арабо-израильских войн СССР оказал сильную поддержку антиизраильской коалиции, и несложный в освоении танк ИС-3 оказался как нельзя кстати. Об истории этого танка на Ближнем Востоке расскажет новый стиль «Монту».

Неудачная гонка за лидером

Постройка танка, получившего индекс Light Tank T1E2, несколько затянулась, и появился он на Абердинском полигоне только 3 июня 1929 года. Стоит отметить, что одним усилением бронирования до 15 мм дело не обошлось. Масса машины выросла до 8,8 тонн, так что настало время переделывать ходовую часть. Ширина трака выросла на дюйм. В качестве силовой установки выступал двигатель мощностью 132 л.с. Благодаря этому удельная мощность составила 15 л.с. на тонну, а максимальная скорость выросла до 29 км/ч. Характеристики вроде и неплохие, но как раз в это время проходил испытания танк Кристи, на фоне которого даже с новым мотором T1E2 выглядел бледно. С другой стороны, танк Кристи был скорее тестовым шасси, а T1E2 являлся полноценным танком. На новой машине установили переработанную башню с 37-мм полуавтоматической пушкой Браунинга.

Генерал-майор Аллен настаивал на стандартизации T1E2, но идею не поддержал главком сухопутных войск генерал-майор Саммерол. Во-первых, до главкома доходили восторженные отзывы от представителей пехоты и кавалерии, наблюдавших за испытаниями танка Кристи. Во-вторых, T1E2 оказался не той машиной, которую Саммерол был готов взять на вооружение. Дело в том, что танк преследовали механические проблемы. Большой проблемой была ходовая часть, недостатки которой на потяжелевшем танке проявили себя в полной мере. Сильные вибрации делали крайне сложным прицеливание и стрельбу с хода. Кроме того, идея с носовым расположением силовой установки была признана неудачной.

Light Tank T1E2 был своеобразной работой над ошибками. Появись он на год раньше, вопрос о его серийном производстве был бы однозначно решён

Попыткой решить проблемы с ходовой частью стала переделка второго образца T1E1 в танк, получивший индекс Light Tank T1E3. Здесь ходовая часть состояла из четырёх тележек, три из которых имели гидравлическую подвеску, а четвёртая, задняя, — пружинную. Кроме того, танк получил двигатель и вооружение, аналогичное T1E2. Динамические характеристики улучшились, как и плавность хода, но было уже поздно. На дворе стоял уже апрель 1931 года. За 3 месяца до этого Кристи лично прокатился на своём танке Christie M.1931 перед многочисленными фоторепортёрами и кинооператорами. На этом фоне танки семейства T1 выглядели совсем бледно.

Light Tank T1E3, попытка модернизации T1E1. Как и T1E2, появился этот танк слишком поздно

Патент Гарри Нокса на модернизированную ходовую часть, которую использовали на лёгком танке T1E3

Последним шансом для T1 был зарубежный заказ, тем более что в 1929 году грянул кризис и о сотнях новых танков можно было забыть. Такой шанс подвернулся в начале 1930 года, когда в США прибыла советская закупочная комиссия во главе с начальником УММ И.А. Халепским. Правда, сделка не задалась, о чём Халепский написал в своём отчёте, датированном 6 июня 1930 года, следующее:

Итог истории известен: советская закупочная комиссия ознакомилась с танком Кристи и заказала изобретателю две машины, а также приобрела патенты и лицензию на производство. Позже эти два танка стали основой для создания советского БТ-2.

Отдельного упоминания заслуживают самоходные установки, которые базировались на шасси Light Tank T1. В 1928 году один из транспортёров T1E1 был переделан в носитель 107-мм (4,2-дюймового) миномёта. Гораздо более удачной машиной оказалась самоходная установка, которую создали на базе самоходного шасси T2, базировавшегося на агрегатах T1. После программы испытаний шасси, созданное в качестве лаборатории для различных агрегатов ходовой части, приспособили для установки новейшей на тот момент 75-мм гаубицы M1.

Самоходная установка T1 HMC — результат одного из ответвлений программы по легкому танку T1

Машина, созданная в 1930 году и получившая индекс T1 HMC, выгодно отличалась от предшествующих ей лёгких САУ. Она весила немногим более 5 тонн и оснащалась 89-сильным двигателем LaSalle. Её максимальная скорость достигала 32 км/ч. Благодаря более совершенной подвеске плавность хода оказалась выше, чем у Light Tank T1. Испытания показали, что получилась вполне достойная самоходная гаубица, заметно превосходившая по характеристикам предшественников, создававшихся на базе тракторов. Увы, дальше опытной машины и эта разработка не продвинулась.

Источник –

Описание конструкции танка Т-34-76

Танк Т-34-76 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Корпус внутри делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж танка состоит из четырёх человек, размещавшихся: командир танка (наводчик орудия) – в башне слева от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта; заряжающий – в башне справа от пушки; стрелок-радист – в носовой части корпуса у правого борта.

Броневой корпус танка – сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной броневой стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм. Лобовая деталь корпуса состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.

Башня танка – двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня. Стенки башни выполнялись из 45-мм катанных броневых листов, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. С конца 1940 года в производство была запущена литая башня. Стенки башни отливались целиком, а крыша — приваривалась к ней. Толщина стенок башни была увеличена до 52 мм. C 1942 года перешли на производство башни улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. С 1943 года на крыше башни устанавливалась командирская башенка.

Вооружение танка состояло из одной 76,2-мм пушки обр. 1938/39 г. Л-11 (до начала 1941 года) или 76,2-мм пушки обр. 1940 г. Ф-34 (с февраля 1941 года) и двух 7,62-мм пулемётов ДТ, один из которых спарен с пушкой, второй курсовой установлен в шаровой установке, размещённой в верхнем лобовом листе корпуса, ближе к правому борту. Боекомплект танка состоит из 77 (1940-1942 гг.) или 100 (1943-1944 гг.) 76,2-мм выстрелов для пушки и 2898 патронов (46 пулемётных дисков) (1940-1942 гг.) или 3150 патронов (50 пулемётных дисков) (1943-1944 гг.) для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта использовались прицелы: для пушки Л-11: телескопический прицел ТОД-6 и перископический прицел ПТ-6; для пушки Ф-34 – телескопические прицелы ТОД-7, ТМФД-7 и перископические прицелы ПТ-7, ПТ-4-7.

В силовой установке танка применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью 500 л.с. В состав трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали); механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач; механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо; одноступенчатые бортовые передачи.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения, пяти двухскатных ошинованых резиной опорных катков с индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, одного ведущего колеса зубового зацепления заднего расположения и гусеничной стальной ленты с траками шириной 550 мм (1940-1942 гг.) или 500 мм (1943-1946 гг.).

Для внешней связи на танке до 1943 года устанавливали радиостанции 71-ТК-1 или 9Р, с 1943 по 1946 год – радиостанцию 9РМ. Для внутренней связи использовали танковые переговорные устройства ТПУ-2, ТПУ-3, ТПУ-3-бис-Ф.

Как связывался

Ахиллесовой пятой танков была связь – вплоть до 1943 года лишь на некоторые командирские Т-34 устанавливали радиоприемники, в то время как большая часть всех немецких танков была оснащена двусторонней радиосвязью. Из-за того, что «тридцатьчетверки» не могли переговариваться между собой, на начальных этапах войны было немало проблем с координацией действий.

Только в 1943 году около 2/3 выпускаемых танков смогли оснастить радиосвязью, устанавливая на них радиостанции 9М и переговорные устройства ТПУ-3бисФ. Зато на последующие модификации Т-34-85 радиосвязь устанавливали уже во всех случаях. Экипаж танка переговаривался через внутреннее ТПУ-3-бисФ, а коротковолновая приемопередающая телефонная радиостанция 9-РС служила для общения между двумя танками, расстояние между которыми не больше 18 км.

Как ехал

То, что заставляло танк работать, находилось в силовой части – сзади. Двигатель, трансмиссия, радиаторы, топливные баки, фрикционы с вентилятором и все-все, без чего «тридцатьчетверка» просто не поедет. Не совсем обычным для тех времен был двигатель Т-34 – полностью дизельный бескомпрессорный В-2(подробнее об этом в статье «Первый в своём роде: дизельный двигатель В-2». – Ред.).Дался он советским разработчикам и инженерам через пот и слезы – история двигателя, как и самого танка – сплошные неурядицы и проблемы. Топливо заливалось в баки на 90 л по бокам машины, а подавалось насосами НК-1 (насос консольный). Почти круглогодично применяли дизельное топливо «ДТ зимнее», но если температура поднималась до +5 °С, могли использовать «ДТ летнее». Чтобы двигатель не перегрелся, в танк встроили жидкостную систему охлаждения суммарным объемом 95 л – с принудительной циркуляцией и двумя трубчатыми радиаторами по обе стороны от двигателя. Чтобы очистить цилиндры двигателя от воздуха, сначала использовали один воздухоочиститель «Помпон», но его мощности не хватало, поэтому после 42-го года его заменили на два воздухоочистителя «Мультициклон». Трансмиссия 1940 года состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной четырехступенчатой коробки передач (в 43-м стала пятискоростной), бортовых фрикционов и тормозов, тормозов и бортовых передач.

Ходовая часть танка – по пять опорных катков с обоих бортов, каждый диаметром 830 мм, и два колеса – направляющее спереди и ведущее сзади. Конструкция опорных катков могла существенно различаться: в разное время использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, или вовсе без нее. Гусеницы Т-34 отливали из стали – это был ряд траков, чередующихся и соединяющихся. Танковые траки – как части «Лего», из которых собиралась гусеница. В ширину она достигала 500 мм, а один трак делал «шаг» длиной 172 мм. В первые годы производства у гусеницы было 74 трака, а позднее стало 72. Иногда, чтобы Т-34 быстрее и эффективнее пробирался по пересеченной местности, на каждый четвертый или шестой трак с помощью болтов устанавливали грунтозацепы.

Вся ходовая часть крепилась к корпусу танка с помощью пружинной подвески, известной как подвеска Кристи – катки соединялись с пружинами. По сравнению с классической рессорной, эта подвеска позволяла танку ехать быстрее и быть чуть меньше в высоту.

Внутри Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru

Модификации

  • Т-34-85 1943 года. Малосерийная модификация с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения пушки С-53 в первоначальной башне;
  • Т-34-85. Главная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
  • ОТ-34-85. Вместо курсового пулемета имел поршневой огнемет АТО-42;
  • Т-34-85 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
  • Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 на 520 л.с., измененным внутренним дизайном, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и ходовой частью от Т-55;
  • ПТ-34 – созданный на базе Т-34 1943 года танк-трал.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector