Обзор hasegawa и revell 1/72 f/a-18f super hornet

В компьютерных играх и фильмах

Хорнет появляется в фильмах «В тылу врага», «В осаде», «День независимости», «Скала», «Слёзы солнца», 2 сезон сериала — Золотые Крылья Пенсаколы.

Самолёту посвящено множество реалистичных и аркадных авиасимуляторов, среди которых можно выделить модуль F/A-18C для Digital Combat Simulator как самая продвинутая реализация Хорнета на ПК, F-18 Hornet 3.0 и его продолжения, F/A-18 Super Hornet от компании Digital Integration, продвинутом симуляторе Jane’s F-18, Over G Fighters (Xbox 360),Project Wingman (название внутри игры изменнено), модуль VRS Superbug для авиасимуляторов MSFX и Prepar 3D, и в серии аркадных Ace Combat. Присутствует в симуляторе Falcon BMS, с частичной авионикой от F-16 и в игре Strike Fighters 2 в виде качественно сделанного мода F-18A.
Также можно полетать на самолёте F/A-18F Super Hornet в игре Battlefield 3.

Эксплуатация[править | править код]

Результат попадания ракеты ПЗРК «Стрела-2» в сопловое устройство левого двигателя F/A-18 в ходе «Войны в заливе» (1991). Самолёт, серийный № 164051 вернулся на базу и был отремонтирован

Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остался , базирующимся на американских авианосцах до вступления в строй истребителей F-35 Lightning II.

С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».

К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.

Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов.

Стоимость одного часа полёта составляет 18 700$.

Примечания и ссылки

Рекомендации

  1. .
  2. .
  3. ↑ и (ru) Обзор радара: Anemone — Архивировано 10/97: Обзор программы — Предпосылки , Forecast International,Октябрь 1996, 3  п. , с.  2.
  4. (in) Ксавье Вавассер, , Naval News13 февраля 2020 г..
  5. .
  6. .
  7. (in) , на www.mdc.com ,6 июля 1997 г..
  8. .
  9. Air & Cosmos п о  2069, 16 марта 2007.
  10. (in) Пир Линкольна, , Рейтер , 3 октября 2014 г. = консультировался .
  11. (in) Джефф Шогол, , Militarytimes.com,18 июня 2017 г..
  12. (in) Дэйв Маджумдар, , Flight Global,18 ноября 2012 г.(по состоянию на 15 января 2013 г. ) .
  13. (in) Гаррет Рейм2018-04-02T20: 04: 14 + 01: 00 , на Flight Global (по состоянию на 9 июля 2020 г. )
  14. ↑ и
  15. (en-US) Себастьян Шпренгер , на Defense News ,27 марта 2018 г.(по состоянию на 9 июля 2020 г. )
  16. (in) на Puolustusministeriö (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  17. (fi) на Yle Uutiset (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  18. (in) на Puolustusministeriö (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  19. (in) Кристен Маккарди , «  Американская компания Boeing Super Hornets отправит в Финляндию три модернизированных самолета  » , UPI ,18 февраля 2020 г.
  20. (Fi) , на ilmavoimat.fi (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
  21. (in) , WTKR,15 января 2014 г.(по состоянию на 20 сентября 2016 г. )

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes
  • Энциклопедия
  • Тема на официальном форуме

Великобритания

Истребители IIBristol Bulldog • IIIBristol Type 133 • IIIHawker P.V.3 • IIISupermarine Type 224 • IVBristol Type 146 • IVFairey Fantome • IVHawker Hurricane Mk. Ia • VCAC CA-12 Boomerang • VMiles M.20 • VSupermarine Spitfire I • VSupermarine Spitfire Mk Ia • VVickers Venom • VINorth American Mustang Mk.I • VINorth American Mustang IA • VISupermarine Spitfire V • VISupermarine Spitfire Vb IM • VIIGloster Meteor F. I • VIISupermarine Spitfire IX • VIIISupermarine Spitfire XIV • VIIIDe Havilland DH.100 Vampire F.1 • IXSupermarine Attacker • XSupermarine Swift
Тяжёлые истребители IVBristol Blenheim F • VBristol Beaufighter • VIDe Havilland 98 Mosquito • VIIDe Havilland 103 Hornet • VIIIWestland P.1056 • IXGloster P.228 • XGloster Javelin
Многоцелевые истребители IGloster Goldfinch • IIHawker Demon • IIIBlackburn Skua • IVHawker Hurricane Mk I • VHawker Hurricane Mk II • VHawker Hurricane IID • VIHawker Tornado • VIIHawker Typhoon • VIIISupermarine Seafang F.32 • VIIIHawker Tempest • IXHawker Sea Hawk • XHawker Hunter
Штурмовики IIICAC CA-1 Wirraway
Бомбардировщики IIIBristol Blenheim Mk.IV (ранний)

Тяжёлые истребители

СССР VIIТуполев Ту-1
Германия IIAGO Ao 192 Kurier • IIIDornier Do 17 Z-7 Kauz • IIIFocke-Wulf Fw 57 • IIIJunkers Ju 52 • IVMesserschmitt Bf 110 B • IVMesserschmitt Bf 110 C-6 • VMesserschmitt Bf 110 E • VMesserschmitt Me 210 • VIMesserschmitt Me 410 Hornisse • VIIMesserschmitt Bf 109 Z Zwilling • VIIIBlohm und Voss BV P.203 • VIIIDornier Do 335 A-1 Pfeil • VIIIMesserschmitt Me 262 Schwalbe • IXMesserschmitt Me 262 HG II • XMesserschmitt Me 262 HG III
Великобритания IVBristol Blenheim F • VBristol Beaufighter • VIDe Havilland 98 Mosquito • VIIDe Havilland 103 Hornet • VIIIWestland P.1056 • IXGloster P.228 • XGloster Javelin
США VLockheed P-38F Lightning • VILockheed P-38J Lightning • VIGrumman XP-50 • VIIGrumman F7F Tigercat • VIIFisher XP-75 Eagle • VIIIChance-Vought XF5U Pancake • VIIINorth American P-82B Twin Mustang • VIIILockheed XP-58 Chain Lightning • IXMcDonnell F2H Banshee • XLockheed XF-90
Япония VKawasaki Ki-45 Toryu • VIKawasaki Ki-102 • VIIRikugun Ki-93 • VIITachikawa Ki-94-I
Китай VIDe Havilland 98 Mosquito FB 26
Франция VSNCASE SE 100 • VIIArsenal VB 10

Технические характеристики

Сравнительные технические характеристики разных поколений Honda CB 600 Hornet:

Поколения Honda CB600F Hornet (1998-1999) Honda CB600F Hornet (2000-2002) Honda CB600F Hornet (2003-2006) Honda CB600F Hornet (2007-2012)
Тип мотоцикла Дорожный (street, naked)
Рама стальная алюминиевая
Тип двигателя 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный
Рабочий объем 599 см³
Диаметр цилиндра/ход поршня 65 мм х 45,2 мм 67 мм x 42,5 мм
Степень сжатия 12,0:1
Охлаждение жидкостное
Количество клапанов на цилиндр DOHC, 4 клапана на цилиндр
Система подачи топлива карбюратор, 4x 34 мм Keihin CV (плоскодроссельные) электронный впрыск PGM-FI
Тип зажигания полностью транзисторное
Максимальная мощность 94,69 л.с. при 12000 об/мин 94,00 л.с. при 12000 об/мин 96,50 л.с. при 12000 об/мин 102 л.с. при 12000 об/мин
Максимальный крутящий момент 62,76 Нм при 9500 об/мин 61,78 Нм при 10000 об/мин 63,00 Нм при 10000 об/мин 63,50 Нм при 10500 об/мин
Сцепление Многодисковое в масляной ванне, тросовый привод
Коробка передач 6-ступенчатая
Тип привода цепь
Размер передней шины 130/70ZR16 61W 120/70ZR17 58W
Размер задней шины 180/55ZR17 73W
Передние тормоза 2 диска 296 мм, 2-поршневые суппорта 2 диска 296 мм, 2-поршневые суппорта (опц. C-ABS — 3-поршневые)
Задние тормоза 1 диск 220 мм, 1-поршневой суппорт 1 диск 240 мм, 1-поршневой суппорт (опц. ABS)
Передняя подвеска 41 мм телескопическая вилка, ход — 112 мм 41 мм телескопическая перевернутая вилка (с 2005 года), ход — 109 мм
Задняя подвеска маятниковая с моноамортизатором (регулировка преднатяга), ход — 127 мм
Длина х Ширина х Высота 2080 x 740 x 1055 мм (2100 x 740 x 1070 мм — 2005-2006) 2085 x 760 x 1090 мм
Высота по седлу 795 мм (790 мм — 2005-2006) 800 мм
Колесная база 1420 мм 1435 мм
Разгон 0-100 км/ч (0-60 миль/ч) 3,5 сек.
Максимальная скорость 225 км/ч
Емкость бензобака 16 л (включая резерв — 3 л) 17 л (включая резерв — 2,6 л) 19 л
Масса мотоцикла (снаряженная) 196 кг (200 кг — 2005-2006) 198 кг (205 кг — версии с ABS)

Путаница в названиях

Honda CB600 – быстрая, легкая и в меру «злая» модель нейкеда завоевала невиданную популярность сразу после своего дебюта в далеком 1998 году.

Cb 600 стала «средней» сестрой в линейке Hornet, из-за чего произошла некоторая путаница с названиями. В разных изданиях встречались:

  • Honda hornet 600.
  • Honda cb600f hornet.
  • Honda cb 600.
  • Honda cb 600 f.

Но всё это был один байк — honda Hornet 600. Официально выпускалась только одна модификация, о которой ниже.

На вооружении

Эксплуатанты F/A-18

В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией, Венгрией, Польшей, Сингапуром, Филиппинами, Чехией, Чили. Несколько самолётов были заказаны Таиландом, однако заказ был аннулирован после Азиатского финансового кризиса 1997 года.

Страна Количество год Доп.информация
 США 272 F/A-18F, 288 F/A-18E, 375 F/A-18C, 56 F/A-18A++, 30 F/A-18A/A+, 16 F/A-18B и 133 F/A-18D 2016 Снятия с вооружения не планируется хотя с производства снят.
 Австралия 55 F/A-18A, 16 F/A-18B и 24 F/A-18F 2016
 Испания 20 F/A-18A (EF-18A) и 54 EF-18A 2016 Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США
 Канада 59 F/A-18A (CF-18AM) и 18 F/A-18B (CF-18BM) 2016
 Кувейт 31 F/A-18C и 8 F/A-18D 2016
 Малайзия 8 F/A-18D 2016
 Швейцария 25 F/A-18C и 6 F/A-18D 2016
 Финляндия 55 F/A-18C и 7 F/A-18D, 2016 Решается вопрос о замене

Технические характеристики

Поколения Honda CB600F Hornet (1998-1999) Honda CB600F Hornet (2000-2002) Honda CB600F Hornet (2003-2006) Honda CB600F Hornet (2007-2012)
Тип мотоцикла Дорожный (street, naked)
Рама стальная алюминиевая
Тип двигателя 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный
Рабочий объем 599 куб. см.
Диаметр цилиндра/ход поршня 65 мм х 45,2 мм 67 мм x 42,5 мм
Степень сжатия 12,0:1
Охлаждение жидкостное
Количество клапанов на цилиндр DOHC, 4 клапана на цилиндр
Система подачи топлива карбюратор, 4x 34 мм Keihin CV (плоскодроссельные) электронный впрыск PGM-FI
Тип зажигания цифровое цифровое транзисторное
Максимальная мощность 94,69 л.с. при 12000 об/мин 94,00 л.с. при 12000 об/мин 96,50 л.с. при 12000 об/мин 102 л.с. при 12000 об/мин
Максимальный крутящий момент 62,76 Нм при 9500 об/мин 61,78 Нм при 10000 об/мин 63,00 Нм при 10000 об/мин 63,50 Нм при 10500 об/мин
Коробка передач 6-ступенчатая
Тип привода цепь
Размер передней шины 130/70ZR16 120/70ZR-17
Размер задней шины 180/55ZR-17
Передние тормоза 2 диска 296 мм, 2-поршневые суппорта 2 диска 296 мм, 2-поршневые суппорта (опц. C-ABS — 3-поршневые)
Задние тормоза 1 диск 220 мм, 1-поршневой суппорт 1 диск 240 мм, 1-поршневой суппорт (опц. ABS)
Передняя подвеска 41 мм телескопическая вилка, ход — 125 мм 41 мм телескопическая вилка, ход — 120 мм 41 мм телескопическая перевернутая вилка, ход — 120 мм
Задняя подвеска маятниковая с моноамортизатором (регулировка преднатяга), ход — 128 мм
Длина х Ширина х Высота 2090x740x1095 мм
Высота по седлу 800 мм
Разгон до 100 км/ч 3,3 сек
Максимальная скорость 225 км/ч
Емкость бензобака 16 л 17 л 19 л
Масса мотоцикла (сухая) 183 кг 172 кг
Еще технические характеристики CB 600F.
Сухая масса, кг 176
База, мм 1420
Высота по седлу, мм 790
Объем бензобака, л 16
Тип 4-цилиндровый, 4-тактный, рядный
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 65×45,2
Рабочий объем, см3 599
Степень сжатия 12
Макс.мощность,
л.с. при об/мин
96/12 000
Макс.крутящий момент, Нм при об/мин 62,7/9500
Система газораспределения

DOHC, 4 клапана
на цилиндр

Система питания

4 карбюратора
034 мм

Система охлаждения жидкостная
Система запуска электростартер
Сцепление

многодисковое в масляной ванне

Коробка передач 6-ступенчатая
Главная передача цепью

Рама

дуплексная, стальная

Передняя подвеска

телескопическая вилка

Задняя подвеска

маятниковая, с моноамортизатором

Передний тормоз

два 296-мм диска, 2-поршн.скобы

Задний тормоз

220-мм диск. 1-поршн.скоба

Передняя шина 130/70-16
Задняя шина 180/55-17
Макс.скорость, км/ч 215
Расход топлива
(средний), л/100 км
7,9

Обслуживание СB 600 Hornet.

П-проверить .

Ззаменить.

километры *1000  1 6 12 18 24 30 36
Проверка топливной системы   П П П
Управление газом   П П П
 Carburettor Choke   П П П
 Воздушный фильтр   З З З
 Свечи З З З З З З
 Клапанные зазоры  П П
 Масло в двигателе З З З З З З
 Маслофильтр З З З З З З
 Синхронизация карбюраторов   П        
 Обороты холостого хода  П П П П П П П
 Охлаждающая жидкость   З З
 Охлаждающая система   П П П
 Цепь  каждые 700 км смазывать,а раз в 1500км мыть.
 Тормозная жидкость     З П З П З
 Тормозные колодки   П П П П П П
 Тормозная система   П П П П П П
 Выключатель стоп-сигнала   П П П П П П
 Headlight aim   П П П
 Сцепление   П П П П П П
 Боковая подножка   П П П
 Подвеска   П П П
 Гайки/болты/защелки   П П П П П П
 Колеса/шины   П П П П П П

Выбор масла.

Температура окружающего воздуха Вязкость масла.
0-50+С SAE 20W50
0-40+С SAE 20W40
-15-40+С SAE 10W40
-15 -32+С SAE 10W30

Расходники для Honda CB600.

Аккумулятор Yuasa YTX7L-BS

Kyoto YTX7L-BS

любой, который подходит по параметрам: размеры 114мм х 71мм х 131мм, емкость 6 А*ч, напряжение 12 В, тип — кислотный необслуживаемый (гелиевый)

Воздушный фильтр

Honda 17230-MBZ-K00 или 17230-KEA-000 или 17230-KEA-020

Hiflo Filtro HFA-1602

Delo 10051976

Champion P-333

K&N HA-6098

Масляный фильтр

Honda

15410-MM9-P03 или 15410-MCJ-505

Vesran SF-4005 или SF-4007

Champion F-301 или F-308

Mann MW64 или MW64/1

Hiflo Filtro HF-303

Любой, который подходит по размерам: размер резьбы M20X1.5, с возвратным клапаном, внутренний диаметр B=55 мм, внутренний диаметр С=64 мм, высота Н=66 мм, диаметр А=68 мм.

Операторы

Два CF-18B пролетели над испытательным полигоном Юты (США) для запланированных боевых действий во время «Тигрового столкновения Америки» 9 августа 2001 г.

CF-18 Hornet в цветовой схеме «Столетие канадских полетов 2009» в
Баготвилле , Квебек.

 Канада
  • По состоянию на ноябрь 2008 г. на вооружении Королевских ВВС Канады (RCAF) находилось 72 CF-18A и 31 CF-18B. 79 в эксплуатации.

    • 3 Wing CFB Bagotville , Квебек
      • Тактическая истребительная эскадрилья № 425
      • Тактическая истребительная эскадрилья № 433
    • 4 Wing CFB Cold Lake , Альберта
      • Тактическая истребительная эскадрилья № 401
      • 409-я тактическая истребительная эскадрилья
      • Эскадрилья тактических истребителей № 410 (учебно-боевой)
      • AETE (Испытательный центр аэрокосмической техники)

Ротации от Cold Lake происходят из 4-го крыла в CFB Comox , Британская Колумбия, и из 3 Wing Bagotville в CFB Goose Bay и CFB Gander , Ньюфаундленд и Лабрадор, CFB Greenwood , Новая Шотландия, а также на различные передовые оперативные базы в канадской Арктике. Обычно в CFB Трентон , Онтарио, тоже есть несколько самолетов , но это не постоянная эскадрилья.

Конструкция

Три проекции F/A-18 Hornet

Выходные сопла F/A-18 австралийских ВВС, март 2009 г.

По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надёжности. Небольшие габариты этого самолёта, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ — все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолёта

Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5 g.

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным . Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлётов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием тормозного гака. В конструкции планера самолёта предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.

Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины лётчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.

Крыло — многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полёте. Одной из отличительных особенностей самолёта является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъёмную силу и обеспечивают полёт самолёта на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников. Для вертикальной стабилизации композитное аэроупругое крыло оборудовано тонкими пьезоэлектрическими пластинами, с помощью которых осуществляется подавление нежелательных колебаний без добавления значительной массы и изменения формы крыла.

Силовая установка самолёта состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолёта на свою базу[]. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.

Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные ёмкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жёстким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.

Самолёт изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки — слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолёта (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 (англ.)русск. фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ:

По сравнению с самолетом F/A-18 старых модификаций, новая многоцелевая машина имеет усиленный планер, удлиненный фюзеляж, крыло, крыльевые наплывы и горизонтальное оперение увеличенной площади, а также новый воздухозаборник, обеспечивающий больший расход воздуха. Минимальная ЭПР самолета в курсовой плоскоси равна 1,19 кв. м., это, как говорилось выше, примерно вдвое меньше, чем у F/A-18C/D, хотя габариты «Супер Хорнета» приблизительно на 25 % больше. Самолет имеет воздухозаборник четырехугольного сечения с уменьшенной радиолокационной заметностью. Каналы его несколько искривлены вниз и вбок, что способствует отражению электромагнитного излучения в сторону от оси самолета. В воздушном канале, перед лопатками компрессора двигателя, размещены радиальные пластины, также уменьшающие радиолокационное излучение, отраженное от ТРДДФ. Другие усовершенствования, направленные на уменьшение заметности, включают пилообразные края створок основного шасси и технологических панелей двигателей, ромбоидальные металлические экраны с перфорацией, выполненной методом лазерной обработки, покрывающие все наружные отверстия, а также специальные радиопоглащающие покрытия (в частности, золотое напыление на фонарь кабины). Ряд технических решений по уменьшению заметности реализован в конструкции отсека радиолокационной станции. На самолете использованы специальные коррозионностойкие материалы с радиопоглащающей способностью. В отличие от специализированных самолетов, выполненных по технологии «stealth», характеристики малой заметности истребителя F/A-18E/F гармонически сочетаются с высокими ЛТХ. В систему боевой живучести «Супер Хорнета» входит новый губчатый заполнитель крыльевых топливных баков, имеющий пониженную плотность. В нижней части фюзеляжа размещена аппаратура пожаротушения с использованием «пассивной» пены, предназначенная для защиты гидравлических коммуникаций и проводки системы управления, проходящих в этой части планера. В состав противопожарной системы входят также активные датчики, включающие систему инертного газа. Площадь незащищенной поверхности планера F/A-18E/F уменьшилась до 13 % по сравнению с 25% у F/A-18C/D, хотя новый самолет крупнее 25 % и объем топлива во внутренних баках у него на 33 % выше.

Бортовое оборудование

Мощный вычислительный комплекс самолёта включает свыше 20 ЭВМ с общим объёмом памяти 741 000 16-разрядных слов. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 (фирмы Control Data) с объёмом памяти по 64 000 16-разрядных слов.

На F/A-18 установлена цифровая электродистанционная система управления полётом с четырёхкратным резервированием.

Четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолётом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электродистанционного управления самолётом. Выработка управляющих команд осуществляется по усредненным сигналам от всех бортовых ЭВМ. При выходе из строя одной, двух или трёх ЭВМ управление осуществляется оставшимися ЭВМ. При выходе из строя всех ЭВМ лётчик переходит на механическую систему управления.

На некоторых F/A-18D был установлен комплекс разведки ATARS снабжённый ИК сенсорами.

Все Хорнеты снабжены РЛС и бортовыми комплексами защиты — системами предупреждения о вражеском облучении а также комплектом для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей.

История создания[ | ]

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Northrop, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter

). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon. На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF,Navy Air Combat Fighter ). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

Сравнительная характеристика опытных образцов LWF
Параметр MCAIR LTV/
267/A8 1601 1602
Размах крыла , м 11,430 10,149 10,302 11,612
Площадь крыла , м² 37,1612 34,2812 28,9857 37,0683
Длина , м 16,946 16,215 15,849 16,428
Двигатель модель F401 F100
тяга , кгс 7295 13317 11566 13545
Расчётная полётная масса , кг перехват 15259 14781 12671 15438
БШУ 20190

1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»).

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

В 1996 году самолёты прошли модернизацию: был усилен планер, установлены новые внутренние топливные баки из полиуретана (что позволило увеличить запас топлива на 160 кг и тактический радиус действия — на 5 %).

В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолёта, без учёта стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн долл. США Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн долл. (Данные 2009 г.) Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн долл. (Данные 2009 г.)

Диагноз F18.2 Синдром зависимости

Комплекс поведенческих, познавательных и физиологических симптомов, который возникает после повторного использования вещества и обычно включает сильное желание принять его; трудности в контролировании его употребления; упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия; предпочтение употребления психоактивного вещества в ущерб другим видам деятельности и выполнению обязанностей; возрастание допустимых пределов употребления и иногда состояние абстиненции. Синдром зависимости может быть по отношению к определенному веществу (например, табаку, алкоголю или диазепаму), классу веществ (например, опиоидным наркотикам) или к широкому ряду фармакологически различных психоактивных веществ. Хронический алкоголизм Дипсомания Наркомания

Основные ниши шасси

Основные ниши шасси на моделях очень сильно отличаются:
Как видно из приведенных фотографий, отличий множество. На последней фотографии я сделал нумерацию, чтобы было проще иллюстрировать различия. Пройдемся по пунктам:
1. У Hasegawa потолок ниши выполнен упрощенным, плоским, в то время как у Revell он имеет сложную геометрическую форму, повторяющую форму проходящего в этом месте канала ВЗ.
2. Из-за особенностей членения японской модели она имеет некоторое упрощение в обозначенном участке, которое необходимо доработать.
3. У Hasegawa сделана небольшая скошенная панель. На фотографиях оригинала действительно имеет место нечто похожее. У Revell данная деталь отсутствует, однако её добавление – это сравнительно простая операция.
4. Здесь накосячила Hasegawa, Revell же дал это место правильно.
Помимо этого, в моделях сильно различается количество и расположение ребер жесткости, но здесь я комментариев давать не буду, так как данный вопрос требует дополнительного исследования.
Итог: основные ниши в исполнении Revell значительно ближе к оригиналу. Они хоть и требуют доработок (как и любые пластиковые ниши в 72-м масштабе), но они не требуют переделок (если не принимать в расчет ребра жесткости). Что же касается основных ниш у Hasegawa, то их по сути нужно делать заново.
К сожалению, смоляные ниши для этих моделей на сегодняшний день не существуют. Пространство между воздухозаборниками и гондолами двигателей
При досмотре моделей выяснилось, что нижняя поверхность фюзеляжа между воздухозаборниками и гондолами двигателей выполнена на моделях с большими различиями между собой:
Различие, как видно из вышеприведенной фотографии, заключаются в том, что у Revell обозначенный участок выполнен прямой линией (линейка при прикладывании на участке, выделенном пунктирной линией, зазоров не дает), в то время как у Hasegawa в данном месте имеется весьма существенный плавный излом в двух местах. Так вот данный излом подтверждается фотографиями:
Что же касается модели Revell, то из-за того, что в ней не учтен данный излом, всё пространство между воздухозаборниками и мотогондолами необходимо корректировать, наращивая недостающий по высоте объем. Приведу еще несколько сравнительных фотографий моделей:
Таковы на мой взгляд главные различия между Hasegawa и Revell. Далее пройдемся по некоторым мелочам.

Примечания[править | править код]

  1. Jenkins, Dennis R. F/A-18 Hornet: A Navy Success Story. New York: McGraw-Hill, 2000. P. 26-29.
  2. А. Кузьмин. Усиление конструкции самолётов F/A-18C и D // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (589), 1996. стр.55-56
  3. Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 279.
  4. No One Left Behind: The Lt. Comdr. Michael Scott Speicher Story. Amy Waters Yarsinske. 2003
  5. Тэйлор М., Мандэй Д. Книга Гиннеса об авиации: Рекорды, факты и достижения. — Мн.: БелАДИ («Черепаха»), 1997. — С. 205.
  6. More Data From Desert Storm. // Air Force Magazine, January 1996, p. 66.
  7. Operation Friction, 1990-1991: The Canadian Forces in the Persian Gulf. Jean H. Morin, Richard Howard. Gimblett Dundurn. 1997. P.170
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 июня 2019.
  9. Canadian Warplanes. Harold A. Skaarup. iUniverse. 2009. P.281
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2019.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2012.
  12. СМИ: палубный истребитель США разбился в Калифорнии
  13.  (англ.) (недоступная ссылка). Naval Air Station Fallon. United States Navy (2 August 2016). Дата обращения: 12 июня 2020.
  14.  (англ.) (недоступная ссылка). Naval Safety Center. United States Navy (8 December 2016). — «F/A-18C flying an FCF-A crashed approx. 5 miles SE of NAS Fallon, NV. Pilot ejected, minor injuries.».
  15.  (англ.). Las Vegas Review-Journal (2 August 2016).
  16. Harro Ranter.  (англ.). Aviation Safety Network. — «An F/A-18C Hornet assigned to Strike Fighter Wing Pacific, Detachment Fallon, crashed into an open field.». Дата обращения: 12 июня 2020.
  17. . Lost Armour. Дата обращения: 12 июня 2020.
  18.  (англ.). USA TODAY. Дата обращения: 15 марта 2018.

История создания

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Northrop, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon. На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

Сравнительная характеристика опытных образцов LWF
Параметр MCAIR LTV/GD
267/A8 1601 1602
Размах крыла, м 11,430 10,149 10,302 11,612
Площадь крыла, м² 37,1612 34,2812 28,9857 37,0683
Длина, м 16,946 16,215 15,849 16,428
Двигатель модель J101 F401 F100 F109
тяга, кгс 7295 13317 11566 13545
Расчётная полётная масса, кг перехват 15259 14781 12671 15438
БШУ 20190

1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»).

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

В 1996 году самолёты прошли модернизацию: был усилен планер, установлены новые внутренние топливные баки из полиуретана (что позволило увеличить запас топлива на 160 кг и тактический радиус действия — на 5 %).

В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолёта, без учёта стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн долл. США
Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн долл. (Данные 2009 г.)
Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн долл. (Данные 2009 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector