Основной боевой танк т-80: достойный ответ газотурбинному «абрамсу»
Содержание:
Танковые двигатели, новые и старые модели, которые до сих пор стоят на Российских танках
Первый двигатель В-2 был выпущен еще в 1939 году. Модификации этого мотора устанавливаются на российские танки, по сей день. Например, мотор В-2-34 ставили на Т-34 в 1941 году. А вот моторы В-84МС и В-92С2 уже ставили на ранние модели Т-90. Оба двигателя являются прямыми приемниками агрегата выпущенного 80 лет назад.
М одернизированный В-84МС.
Сложно поверить? Что ж, и новые и старые двигатели являются V-образными и имеют 12 цилиндров. Объём всех моторов составляет 38880 кубических сантиметров, а диаметр цилиндров – 150 мм. У всех моторов одинаковый поршневой ход 180 мм в левой группе и 186.7 в правой группе. Все моторы используют жидкостное охлаждение, непосредственный впрыск топлива, а также по 4 клапана на цилиндр.
Само собой, интеграция в старые моторы современных технологий помогла значительно нарастить их мощность. Так, В-84МС дает 840 л.с, а В-92С2 уже целую 1000 л.с. Новомодные «примочки» действительно способны выводить даже очень старые двигатели на принципиально новый уровень качества и производительности. Само собой, бесконечно модернизировать любой механизм все равно не получится. Потому, что рано или поздно инженеры упрутся в конструкционный максимум. Потребуется вносить слишком большие, не рациональные с точки зрения экономики доработки непосредственно в корневой механизм.
Нове йший двигатель 12Н360.
Именно поэтому для Т-14 «Армата» пришлось создавать уже полностью новый мотор Х-образный 12-цилиндровый двигатель 12Н360 с отдачей 1500 л.с. Данный мотор (если не брать в расчет газотурбинный агрегат для танка Т-80) стал первым в России двигателем, который не является потомком знаменитого В-2.
Источник
B-92С2 – двигатель для танка Т-90.
В-92С2 – V-образный четырёхтактный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель, используемый на танках Т-90, а так же на новейших Т-72Б3.
История создания
B-92С2 является продолжателем семейства двигателей В-2, история создания которых уходит в далекие 30-ые годы прошлого века. Конечно, современный двигатель это уже совсем другой агрегат, однако его габариты и рабочий объем остаются прежними уже более 80-ти лет. Изначально он разрабатывался для применения на бомбардировщиках, но модель получилась настолько удачная, что после ряда доработок его начали устанавливать и на танки.
Различные улучшенные модификации этого двигателя устанавливались на многие советские танки. Непосредственно на Т-90 изначально устанавливался двигатель В-84, однако уже при его создании было понятно, что он до конца не раскрывает все возможности танка. Разработка 92-ой модели затянулась, так как попала на 90-ые годы прошлого века, когда стране было явно не до танковых дизелей. Первые испытания начались в конце 90-ых годов, а в 2000 году он был принят для эксплуатации и пошёл в серийное производство. С того времени на всех новых танках Т-90 используется двигатель B-92С2.
Общее описание
B-92С2 самый современный на данный момент серийный танковый двигатель в России, глубокая модернизация двигателя В-2. Выпускается на Челябинском Тракторном Заводе.
Танковый двигатель существенно отличается от двигателей гражданского назначения. Если основной задачей гражданских моделей является большой моторесурс, то для военной машины на передний план выходит надежность в любых условиях, удельная мощность и многотопливность. Для работы B-92С2 используются различные виды дизельного топлива, каждый из которых лучше всего подходит для определенной местности и температуры окружающей среды. При крайней необходимости допускается даже использование авиационного топлива некоторых типов, но ресурс двигателя при этом очень страдает. В двигателе используется жидкостное охлаждение, а благодаря удачному расположению, которое предотвращает сильный нагрев корпуса, снижается заметность для систем ИК-наведения.
Удельная мощность составляет примерно 22 л.с./т, что является практически идеальным показателем, ведь при большей удельной мощности расходуется большее количество горючего, при этом танк не выигрывает в ходовых качествах и маневренности. Но именно по этому показателю данный двигатель не подойдет для новейшего танка Армата, так как тот заметно тяжелее Т-90.
В конструкции двигателя используются алюминиевые сплавы, что существенно уменьшает общий вес двигателя. Так же для повышения ресурса клапаны изготавливаются из хромомолибденовой стали.
Применение
Двигатель B-92С2 устанавливается на Т-90А и более поздние модификации танка, выпущенные после 2004 года, а так же на новейшие модификации Т-72Б3
Несмотря на отличные показатели надежности, B-92С2 все-таки имеет некоторые ограничения по использованию:
- Температура воздуха -40/50 градусов (при использовании арктического дизельного топлива до -50 градусов)
- Высота над уровнем моря не более 3000 м
- Относительная влажность не более 98% при температуре 20 градусов
- Максимальный продольный угол наклона не более 25 градусов
- Максимальный поперечный угол наклона не более 30 градусов
Технические характеристики
Габариты
- Длина – 1560
- Высота — 950
- Масса: 1020 кг
- Объём: 38,8 литров
Рабочие характеристики
- Мощность двигателя — 736 кВт (1000 л.с.)
- Частота вращения – 2000 об/мин
- Максимальный крутящий момент – 3920 Н.м.
- Запас по крутящему моменту: 25%
- Удельный расход топлива: 156 г/л.с.*ч
- Удельная мощность двигателя: — 0,98 л.с./кг
- Количество цилиндров — 12
- Диаметр цилиндра: 150,0 мм
- Ход поршня в цилиндре: с главным шатуном: 180,0 мм
- с прицепным шатуном: 186,7 мм
Моторесурс – 1200 часов.
Форсированная модификация
После серьёзной модернизации танков Т-72 и Т-90 назрел вопрос о недостаточной мощности устанавливаемых для них двигателей. Для создания абсолютно новой модели может потребоваться достаточно много времени, поэтому было решено в очередной раз усовершенствовать проверенный годами агрегат. Новый двигатель получил обозначение B-92С2Ф (форсированный).
Максимальная мощность выросла до 1130 л.с. Картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу пришлось серьезно усилить, чтобы они могли стабильно и надежно работать на повышенных режимах. Серьезным улучшением подверглись турбокомпрессор, система охлаждение и выпускная система. Однако у форсирования есть и недостаток, ведь за повышенную мощность приходится платить сокращение моторесурса двигателя, который теперь ровняется 1000 часам.
ТТХ
Бронирование
- Тип брони – гетерогенная катаная высокой твёрдости;
- Лоб корпуса (верх) – 35/60° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) – 45/−30° и 15/−81° мм/град;
- Борт корпуса – 25/0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) – 15/76° мм/град;
- Корма корпуса (низ) – 25/−44° мм/град;
- Днище – 10 мм;
- Крыша корпуса – 15 мм;
- Маска орудия – 35 мм;
- Борт башни – 35/5° мм/град;
- Крыша башни – 10 и 15 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 45-мм 20-К;
- Длина ствола – 46 калибров;
- Боекомплект пушки – 94-100;
- Углы ВН: −8…+65°
- Углы ГН – 360°;
- Прицел – ТМФ-1, К-8Т;
- Пулемёты – 7,62-мм ДТ.
Подвижность
- Тип двигателей – спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные;
- Мощность двигателей – 2 × 85 л.с.;
- Скорость по шоссе – 42 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 20-25 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 320 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 250 км;
- Удельная мощность – 14,6 л.с./т;
- Тип подвески – торсионная индивидуальная;
- Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 34 град;
- Преодолеваемая стенка – 0,7 м;
- Преодолеваемый ров – 1,7 м;
- Преодолеваемый брод – 1,0 м.
Модификации
Т-80 имел недостаточно мощную для 1942-1943 года пушку, так что велись активные работы по его перевооружению. Поступало предложение установить на танк пушку ВТ-42 калибра 45-мм, которая успешно прошла испытания на танке Т-70. К несчастью, ВТ042 не могла вести огонь под большим углом возвышения, и ее пришлось кардинально переработать. Новая пушка ВТ-43 отвечала всем требованиям и вскоре ее приняли на вооружение Т-80, но все работы по ней закончились вместе с прекращением производства танков.
Применение
В мемуарах и архивах до сих пор нет никаких сведений о боевом применении Т-80 – кое-где встречаются только жалобы на его ненадежность и перегруженность. Известно, что несколько Т-80 применялось в 1944 году в самоходно-артиллерийских полках, а также что эти танки состояли в 5-й гвардейской танковой бригаде, 230-м танковом полку и 12-й гв. кд.
Танк в культуре
Т-80 из-за его малоизвестности и малочисленности практически не появляется в компьютерных играх, хотя его влияния можно кое-где проследить. Например, в игре «Panzer General» Т-70 способен атаковать вражеские самолеты, хотя на самом деле подобное может делать только Т-80.
Сам же Т-80 встречается в:
- Стратегии Close Combat III: The Russian Front;
- Римейке этой стратегии Close Combat: Cross of Iron;
- ММО-играх World of Tanks (легкий танк 4 уровня) и War Thunder.
Технические характеристики
В числе основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из самых значимых его параметров: максимальная скорость движения по шоссе, достигающая 70 км/ч. Скорость передвижения по сухой грунтовой дороге составляет от 40 до 45 км/ч, скорость заднего хода — до 11 км/ч.
Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать броды глубиной до 1,2 метра с ходу. С некоторой подготовкой этот показатель может быть повышен до 1,8 метра, а с установкой и применением возимого устройства для подачи воздуха глубина преодолеваемых водных преград достигает 5 метров, а их протяжённость — до 1 километра.
Габариты и вес
Параметры | Характеристики для основных модификаций | |||
Т-80 | Т-80Б | Т-80У | Т-80УД | |
Боевая масса | 42 т | 42,5 т | 46 т | 46 т |
Длина с пушкой вперёд | 9656 мм | 9651 мм | 9556 мм | 9664 мм |
Длина корпуса | 6780 мм | 6982 мм | 7012 мм | 7020 мм |
Ширина | 3525 | 3582 мм | 3603 мм | 3755 мм |
Высота по крышу башни | 2300 мм | 2219 мм | 2215 мм | 2215 мм |
Клиренс | 451 мм | 451 мм | 451 мм | 529 мм |
Тип бронирования
В танке Т-80 сочетались различные типы бронирования. Корпус машины — сварной, его основная лобовая деталь имеет угол наклона 68 градусов, башня — литая. Лобовые части корпуса и башни снабжены многослойным комбинированным бронированием, сочетающим сталь и керамику. Остальные части корпуса выполнены из монолитной стальной брони, исполненной с большими переходами по толщине и углам наклона.
Начиная с танка Т-80У, устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.
Силовая установка и трансмиссия
Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих модернизаций повышались по мощности от исходных 1000 л.с. сперва до 1100 л.с., а в версиях БВ — до 1250 л.с.
Моторно-трансмиссионный блок в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в едином агрегате со встроенным понижающим коническо-цилиндрическим редуктором, что увеличило его общий вес до 1050 кг. Но подобная конструкция позволила кинематически связать с силовой установкой две бортовые планетарные коробки передач. Три планетарных ряда и пять фрикционных устройств управления в каждой бортовой коробке обеспечивают четыре передачи вперёд и одну назад. Кроме того, схема моноблока позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (у Т-72 подобный показатель составлял 24 часа).
Запас и расход топлива
Общий запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Наружные баки позволяют вместить ещё 700 литров, а также дополнительно могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчётный расход топлива на 100 км мог заметно различаться от избранного темпа движения и составлял: от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороге и 430-500 литров для шоссе.
Тип подвески
Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с несоосным расположением торсионных валов и гидравлическими телескопическими амортизаторами на первом, втором и шестом катках. Опорные катки имеют резиновые бандажи и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы — с резиновыми беговыми дорожками и резинометаллическими шарнирами.
Прицельное оборудование танка Т-80БВ
Применение в боевых условиях
Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У приняли участие в первой Чеченской войне, где понесли достаточно серьёзные потери, составившие за 1994-1996 гг. 16 машин. Причём практически все эти потери были связаны не с недостатками конструкции танка, а с его недостаточно грамотным тактическим применением и слабой выучкой экипажей. Известны случаи, когда повышенный расход топлива у Т-80 оказывался неожиданностью для танкистов, обездвиживая технику прямо на марше.
Брошенные на штурм Грозного танки встречали грамотно организованное сопротивление со стороны боевиков. Кормовая часть любого танка в городских условиях становится крайне уязвимой для внезапного поражения противотанковыми средствами, а лобовой броне Т-80 зачастую приходилось испытывать сосредоточенный огонь в упор из десятка и более РПГ одновременно.
В дальнейшем, вместо массированного применения бронетехники, широко использовались небольшие бронегруппы в составе танков Т-80 или Т-72 и двух-трёх БМП. В населённые пункты такие бронегруппы уже не входили, разрушая оборону противников с безопасного расстояния. Кроме того, танки привлекались к сопровождению автоколонн, направляя головным танк с навешенным минным тралом.
Россия после первой Чеченской войны не стала проводить серьёзную модернизацию Т-80 и не использовала эти танки ни во второй чеченской кампании, ни в ходе непродолжительного конфликта с Грузией в 2008 году. Украина не применяла Т-80 при активных боестолкновениях в зоне конфликта вокруг Донбасса, но затем широко демонстрировала эти танки в районе проведённого разграничения воюющих сторон.
Танки Т-80 в современном Йемене
В настоящее время местом достаточно активного применения Т-80 является Йемен. В эту страну танки в количестве 66 единиц были поставлены Беларусью в 2011-2012 годах. Белорусские танки Т-80БВ к тому времени были модернизированы и оснащены динамической защитой. В ходе обострения внутреннего конфликта в этой стране Т-80 попали в руки обеих противоборствующих сторон, значительная часть их к настоящему времени потеряна.
Модификации танка Т-80
За те годы, когда Т-80 оставался основным боевым танком советских и российских Вооруженных сил, его отдельные узлы и агрегаты получили не один десяток поправок и новшеств. Технические характеристики танка Т-80 существенно улучшились. Были применены и серьезные изменения, позволившие говорить о создании новых модификаций боевой машины. Не вдаваясь в особенности всех моделей семейства Т-80, динамику развития танка можно проследить на трех из них.
Модификация | |||
Боевая машина | Т-80 | Т-80Б | Т-80УМ-1 «Барс» |
Завод производитель | Кировский завод | г. Ленинград | |
Принят на вооружение | 1976 г. | 1978 г. | 1997 г. |
Вес танка Т-80 | 42 т | 42,5 т | 47 т |
Наличие и тип защиты | |||
Динамичная | Нет | «Контакт-1» | «Контакт -5» |
Активная | Нет | Нет | «Арена» |
КОЭП | Нет | Нет | «Штора -1» |
Броня | Литая и | накатанная | комбинированная |
Вооружение | |||
Пушка/калибр | 2А46-1/125 мм | 2А46-1/125 мм | 2А46М/125 мм |
Дальность стрельбы (м) | 0…5000 | ||
Боекомплект | 38 | 40 | 45 |
Пулемет | 1х12,7 мм | 1х7,62 мм | |
Силовая установка | |||
Тип двигателя | Газотурбинный | ||
Мощность двигателя л.с. | 1000 | 1100 | 1250 |
Макс. скорость по шоссе | 65 | 70 | 70 |
Расход топлива (л/км) | 3,7 | ||
Запас хода макс. (км) | 350 |
К сожалению, в таблице невозможно отразить все ТТХ танка Т-80 и его конструктивные особенности, которые вносились в очередные модификации боевой машины. Но на самых важных из них остановиться необходимо:
- модель Т-80 УК — командирский, с дополнительной радиостанцией и навигационной системой;
- модель Т-80 УД была оснащена дизельным двигателем и предназначалась для экспорта;
- большинство модификаций с конца 70-х годов комплектуются управляемыми оружейными комплексами «Кобра» и «Рефлекс». Проще говоря — это ракеты, пуски которых производятся из штатной пушки. Целями являются вертолеты, танки, ДОТы.
Птур «Рефлекс»
- через несколько лет после начала серийного производства Т-80, постепенно все модели стали оснащать автоматическими системами управления работой двигателя. Она выбирает наиболее экономичный вариант движения, способствует сокращению расхода топлива;
- последняя из модификаций «восьмидесятки», Т-80УМ-1 «Барс» оснащена более совершенной системой управления огнем. Она определяет дальность до цели, ее скорость, вносит данные о ветре и температуре, и с учетом скорости самого танка выдает прицельные данные. Специалисты высоко оценивают ТТХ Т-80У;
- не забывают разработчики новых моделей и о комфорте экипажа. На «Барсе» создана удачная система кондиционирования.
Отдельно надо остановиться на результатах работы по дальнейшему совершенствованию системы защиты и обеспечения живучести танка. Речь идет об оснащении Т-80УМ-1 комплексом активной защиты «Арена» и КОЭП «Штора-1».
«Штора»
комплекс оптико-электронного подавления предназначен для нарушения работы лазерных дальномеров и систем лазерного наведения противотанковых средств
Два инфракрасных прожектора, установленных на башне танка, испускают модульное излучение. В секторе действия луча (20 градусов по горизонтали и 4 — по вертикали каждый) на дистанции 2-2,5 километра происходит подавление работы системы наведения противотанковых реактивных снарядов. Попавшие в сектор действия прожекторов ракеты получают ложный сигнал и не достигают цели.
Танк Т-80 УМ-1 с комплексом активной защиты «Арена»
«Арена»
этот комплекс активной защита включает систему направленных мини взрывов
Комплекс активной защита «Арена»— система направленных мини взрывов, уничтожающих артиллерийские кумулятивные снаряды и ПТУРы на подлете к танку. Она состоит из бортовой РЛС, контролирующей пространство вокруг боевой машины и 26 узконаправленных быстродействующих снарядов.
Исторический экскурс
Танк Т-64
60-е и 70-е годы прошлого столетия для советского танкостроения ознаменовались двумя главными направлениями работы. Борьбой за живучесть боевой машины и созданием более мощного двигателя, который обеспечивал бы и скорость, и маневренность. Прежде чем добиться результата было пройдено несколько этапов:
- 1964 г. — решение ЦК КПСС о создании нового танка, главными характеристиками которого должны стать — запас хода не менее 450 км и мощность двигателя — 1000 л.с. Дизельный двигатель для достижения такой мощности нуждался в увеличении системы охлаждения и, соответственно, к увеличению габаритов танка;
- Начало 60-х — создание на Харьковском заводе танка Т-64 (700 л.с.). Танк — в целом неудачный, двигатель взят на вооружение Кировским заводом в Ленинграде;
- 1968-1974 гг. — проходят испытания объекта 219 (в последствии Т-80);
- 1973 г. — начало серийного производства танка Т-72 «Урал» (840 л.с.) на нижнетагильском Уралвагонзаводе;
Танк Т-72
- 1976 г. первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1000 л.с.) принят на вооружение в Советской Армии;
- 1978 г. появляются модификации танка —Т-80Б и Т-80 БК;
- 1985 г. стала серийно использоваться система дистанционной защиты от снарядов. В этом же году создаются еще две модификации — Т-80 БВ и Т −80 УМ-1.
Трем, разработанным почти одновременно, моделям среднего танка, была уготована разная судьба. Производство Т-64, как не очень удачного, прекратилось. Танк Т-72 (неофициальное название — «коммерческий»), оставаясь на вооружении в некоторых частях и соединениях СА, с 1976 г. стал массово экспортироваться как в страны Варшавского Договора, так и ряд других (в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию, Югославию). Некоторым странам были проданы лицензии на производство танка «Урал».
Десятки, а то и сотни параметров, характеристик, дающих оценку техническому и боевому уровню танка можно разделены на три группы. А именно: броневая защита, огневая мощь, маневренность как на марше, так и на поле боя. Это и основные параметры ТТХ танка Т-80, и главная забота создателей машины.
Что общего у двигателя Т-34 и Т-90?
Как мотор В-2 показал себя на танках ВОВ.
Во времена Великой Отечественной Войны, двигатель В-2 ставился почти на все танки Т-34, КВ, ИС и машины на их базе. Среди них были и легендарные штурмовые орудия ИСУ-152. Мощность агрегата достигала более 500 лошадиных сил, а в форсированном варианте его отдача могла приравниваться почти 600 л.с.
Это позволяло долго модернизировать мотор, компенсируя увеличение массы танков, обеспечивая прежний уровень подвижности, а иногда и лучший, чем на предшественниках.
Танки послевоенного периода.
Ещё в военный период, было налажено производство танков Т-44 и ИС-3, которые поступили в войска в конце 1944 и 1945 года соответственно. Танки оснащались моторами, потомками В-2.
Т-44 обладал доработанным двигателем В-44 с мощностью 500 лошадиных сил. При меньшей массе, чем у Т-34/85, «сорок четвёрка» двигалась куда быстрее, трансмиссия имела новые, более совершенные узлы, пропорции длинны и ширины стали меньше, оказав положительный эффект на манёвренность, но самое главное – удалось избавиться от перевеса в передней части танка. Это тоже оказало хорошее влияние на управляемость, улучшив её для механика-водителя.
ИС-3 обладал чуть более мощным двигателем В-11. Он был больше, чем аналогичный у Т-44, но прирост мощности не превышал 20 лошадиных сил. Его подвижность значительно уступала среднему танку, а вес сказывался и длинна сильно сказывались на характеристики маневрирования.
В конце 40-х на вооружение поступили танки Т-54, образовавшие в дальнейшем целое семейство. Мотор всех танков, от ранних Т-54 и до Т-62 обладали мощность от 520 до 580 л.с. Каждая модель понемногу становилась всё мощнее и мощнее, пока из обычного В-2 не «выжали» всё, что только можно.
Из тяжёлых машин последним был Т-10, он же ИС-8. Мощность его мотора значительно выросла в сравнении с ИС-3 и достигла наминала 720 единиц.
В заключение этого раздела, хочу отметить, что за более 20 лет совершенствования, В-2 «изменил имя» чуть меньше 10 раз, а мощность среднего варианта возросла на 80 лошадиных сил, в то время как на тяжёлых машинах мощность выросла с 520 до 720 л.с.
Двигатели Т-72.
С начала производства танков Т-72 в 1967 году, силовой агрегат значительно улучшили, но он по-прежнему являлся прямым потомком двигателя от Т-34. Индекс доработанного мотора – В-46, а мощность 780 лошадиных сил. Это повысило подвижность в сравнении с тяжёлыми танками, но практически полностью соответствовала Т-34. Западные образцы как правила были быстрее, и обладая тем же весом, имея агрегат большей мощности.
Модификация Т-72А не привнесла более мощного силового агрегата, а вот Т-72Б, обладал большей мощностью. Двигатель В-84 до сих пор имеет отдачу в 840 лошадиных сил и устанавливался даже в ранние Т-90.
Как я уже и написал – ранние Т-90 имели двигатель мощностью 840 единиц при возросшей массе. Это не давало подвижность даже на уровне поздних Т-72, не говоря уже о западных образцах, мощность которых превышала 1 200 лошадей.
Основные цели и задания
Применение ГТД в танках позволило существенно поднять их боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и энерговооружённость танка. Поскольку газотурбинный двигатель, в отличие от дизельного, не требовал разогрева перед запуском, его применение должно было значительно повысить боеготовность танка в зимних условиях, сократив время на его подготовку к выходу.
Разработчикам удалось в значительной степени решить проблему защищённости газотурбинной установки от воздействия пыли, создав воздухоочистительные устройства, улавливавшие 97% пылевых частиц. Благодаря этому танк Т-80 оказался способен эффективно применяться в самых различных географических районах и погодно-климатических условиях.
Реальный опыт боевого применения Т-80 оказался весьма далёк от когда-то запланированного стремительного броска самых скоростных советских танков по Западной Европе к Ла-Маншу. После не особо продолжительного и массового участия этих довольно дорогостоящих в производстве и эксплуатации танков в ряде локальных конфликтов они в своём большинстве были поставлены на длительную консервацию, за исключением вооружения ими немногих «парадных» частей.
Танки Т-80 обладают преимуществом высокой боеготовности в условиях низких температур