Тридцать лет ликвидации организации варшавского договора

Ограниченный суверенитет

Крупномасштабные маневры проводились регулярно, но воевать Варшавскому Договору, к счастью, не довелось. Во Вьетнаме, Афганистане, на Кубе, а также в Венгрии в 1956 году и в ходе Берлинского кризиса 1961 года Москва действовала самостоятельно.

«В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство — участник Договора окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы», — гласила статья 4 Варшавского Договора.

О применении силы друг против друга при любом развороте событий в документе не говорилось, но единственной реальной совместной операцией стало подавление «Пражской весны» в 1968 году.

Решение принималось в Кремле, но лидеры восточноевропейских стран, у которых оснований бояться повторения чехословацкого примера имелось больше, чем у руководства СССР, стали активными соучастниками.

Глава Польши Владислав Гомулка на встрече 13 июля 1968 года едва не кричал на Брежнева, требуя немедленных и решительных действий.

Армию ГДР до последнего момента не хотели использовать, чтобы не пробуждать ненужных воспоминаний о немецкой оккупации Чехословакии времен Второй мировой войны, но Вальтер Ульбрихт категорически настоял на своем праве поучаствовать: «Мы тоже входим в Варшавский Договор».

По оценкам историков, главной целью и смыслом существования Варшавского Договора являлось не столько противостояние Западу, сколько поддержание блоковой и идеологической дисциплины внутри.

«Приоритетной задачей в противоборстве Советского Союза с капиталистическим миром стало обеспечение стабильности внутри социалистического лагеря. Малейший дисбаланс в мировой социалистической системе или попытки выхода за политико-идеологические рамки какого-либо ее субъекта вызывали предельно жесткую реакцию со стороны советского руководства», — указывает современный исследователь Александр Окороков.

Кремль признавал за союзниками право на определенную местную специфику. В Польше не проводилась коллективизация, в Венгрии широко практиковался хозрасчет, существовала довольно широкая свобода выезда за границу и даже выступала группа Queen. Но самостоятельность ограничивалась узкими рамками.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Прага-68: пришла «стабилизация»

«Вы делаете то, что вам заблагорассудится, не обращая внимания на то, нравится нам это или нет. Чехословакия находится в пределах тех территорий, которые в годы войны освободил советский солдат. Границы этих территорий — это наши границы. И так будет всегда», — заявил Леонид Брежнев руководителям Чехословакии.

Когда западные политологи нарекли эту практику «доктриной Брежнева» и «концепцией ограниченного суверенитета», в Москве возмутились и назвали сами термины антисоветской клеветой.

По мнению аналитиков, НАТО, особенно на начальном этапе, тоже имела две цели: явную — сдерживание СССР, и другую, о которой вслух не упоминали — установление внешнего контроля над международной политикой и вооруженными силами ФРГ, чтобы не допустить возрождения германского милитаризма и экспансионизма.

В 1974 году США предотвратили войну между двумя членами Альянса, Грецией и Турцией, из-за событий на Кипре, направив к берегам острова свой 6-й флот.

В то же время в 1975 году, когда после португальской «революции гвоздик» там на несколько месяцев фактически пришли к власти местные коммунисты, вопрос о том, чтобы поступить с Португалией так, как несколькими годами ранее СССР и его союзники обошлись с Чехословакией, в НАТО не рассматривался. Западные «голоса» в передачах на Советский Союз постоянно подчеркивали это обстоятельство.

Удapнaя силa

Сoздaниe OВД стaлo тoлчкoм для paзвития вoopужeнных сил сoциaлистичeских стpaн, кoтopым в этoм плaнoмepнo пoмoгaл Сoвeтский Сoюз, пoстaвляя свoим пapтнepaм сoвpeмeнную тeхнику и вoopужeниe, a тaкжe стимулиpуя paзвитиe oбopoннoй пpoмышлeннoсти. Oснaщeниe стpaн Вoстoчнoгo блoкa oсущeствлялoсь пo сoвeтским лeкaлaм. Oснoву гpуппиpoвки зeнитнo-paкeтных вoйск сoстaвляли кoмплeксы мaлoй и сpeднeй дaльнoсти «Двинa», «Бук», «Кpуг», «Oсa», «Куб», «Нeвa», «Стpeлa-1», «Стpeлa-2», «Шилкa», a тaкжe ЗPК дaльнeгo paдиусa дeйствия С-200 и С-300. Испoльзoвaлoсь и вoopужeниe, пpoизвoдимoe сoюзникaми, нaпpимep, сoздaннaя в Чeхoслoвaкии зeнитнo-пулeмeтнaя устaнoвкa ЗСУ-40.

В aвиaции aкцeнт дeлaлся нa лeгкиe фpoнтoвыe истpeбитeли сeмeйствa МиГoв – МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29, кoтopыe хopoшo сeбя зapeкoмeндoвaли вo вpeмя paзличных кoнфликтoв. Тaк МиГ-21 пpoдeмoнстpиpoвaл свoи лучшиe бoeвыe кaчeствa в хoдe вьeтнaмскoй вoйны, индo-пaкистaнскoгo кoнфликтa, в apaбo-изpaильскoй вoйнe, в хoдe бoeвых дeйствий в Aнгoлe, Aфгaнистaнe и дpугих гopячих тoчкaх.

Oднaкo глaвнoй удapнoй силoй oбъeдинeнных сил OВД являлись бpoнeтaнкoвыe чaсти. Пo paзным oцeнкaм, oбщaя числeннoсть тaнкoвoгo пapкa вapьиpoвaлaсь oт 65 дo 70 тысяч тaнкoв. Пoчти 75% из них были тaнки сoвeтскoгo пpoизвoдствa. Oснoвную чaсть сoстaвляли стapыe мaшины Т-54A и Т-55, кoтopыe стoяли нa вoopужeнии втopoгo эшeлoнa. Их плaниpoвaли испoльзoвaть в бoeвых дeйствиях лишь в кpaйнeм случae.

В aвaнгapдe бpoнeтaнкoвых сил OВД нaхoдились сpeдниe тaнки Т-64 и Т-72. Лицeнзиoннoe пpoизвoдствo пoслeднeгo былo нaлaжeнo в Пoльшe и Чeхoслoвaкии. Пoслeдним тaнкoм, кoтopый влился в pяды сoюзных apмий стaл Т-80. Этa мaшинa сoстaвлялa oснoву бpoнeтaнкoвых чaстeй, paсквapтиpoвaнных в Вoстoчнoй Гepмaнии – пepeдoвoгo pубeжa oбopoны в случae кoнфликтa с НAТO.

Нарушенный баланс

Эксперты обратили внимание на то, что СССР часто упрекают в якобы господствующем положении в рамках ОВД. Данное утверждение зачастую обосновывается тем, что Объединённое командование вооружёнными силами располагалось в Москве, а его начальниками становились исключительно советские военные деятели

Впрочем, как полагает Михайлов, Москва не имела возможности осуществлять тотальный контроль над восточноевропейскими республиками. Например, в 1968 году Албания покинула ОВД. 

Самостоятельную политику проводила Румыния. Бухарест осудил ввод войск в Чехословакию, не поддержал афганскую кампанию СССР и сотрудничал с ФРГ и Пакистаном в сфере создания ядерного оружия. Кроме того, республика пользовалась кредитами МВФ и вкрапляла в номинально социалистическую идеологию элементы национализма.

  • Руководители государств — членов ОВД на заседании Политического консультативного комитета (ПКК)

«Страны соцлагеря отличались друг от друга и на самом деле имели большую автономию от Москвы. Факторов, которые влияли на отношения с СССР, было очень много, в том числе экономических. И с крахом социалистических режимов судьба ОВД была предрешена», — рассуждает Михайлов.

В феврале 1991 года страны — участницы Варшавского договора решили распустить военные структуры организации. 1 июля того же года представители этих государств подписали протокол о полном прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Как отметил Алексей Подберёзкин, после ликвидации ОВД в мире воцарилась однополярная система международных отношений, которая характеризуется доминантой одного военного блока. Прямыми последствиями разрушения прежнего баланса сил эксперт назвал вмешательство НАТО в Боснийский кризис 1992—1995 годов и агрессию альянса в Югославии в 1999 году.

Также по теме


Неизменные приоритеты: почему НАТО продолжит заниматься «сдерживанием» России даже в условиях пандемии коронавируса

Североатлантический альянс будет придерживаться политики «сдерживания» России даже во время пандемии коронавируса, заявил генсек НАТО…

«Югославская государственность стала первой жертвой военного вторжения альянса, но эта агрессия была бы невозможной при существовании ОВД. С разрушением Организации Варшавского договора пропал естественный противовес НАТО, а западный блок решил, что может безнаказанно вмешиваться в дела суверенных государств», — сказал Подберёзкин. 

Однако с ликвидацией ОВД в мире не исчезла потребность в международной структуре, которая смогла бы обеспечивать равновесный баланс сил, отметил в комментарии RT эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. 

«Основными причинами крушения ОВД стали кризис советской государственности и желание руководства СССР того времени положить конец холодной войне. Однако Запад воспользовался ослаблением Москвы, чтобы взять под свой контроль Восточную Европу. В 2000-е годы Россия начала объединять усилия с соседями в рамках ОДКБ и ШОС. Эти организации нельзя назвать заменой ОВД, но их существование свидетельствует о том, что однополярная система постепенно уходит в прошлое», — подчеркнул Кошкин.

Кроме того, как отметили эксперты, ещё одним последствием крушения ОВД стало расширение НАТО на восток. Этот процесс происходил вопреки данным Москве обещаниям официальных лиц США и альянса. В результате включения в западный блок бывших участников Варшавского договора, а также прибалтийских республик ситуация на западной границе России заметно ухудшилась. 

По мнению Михайлова, с первых дней своего существования Североатлантический альянс представлял серьёзную угрозу безопасности СССР. В случае гипотетического конфликта с ним существование ОВД позволяло встретить агрессора на дальних подступах, пояснил он.

«С крахом Варшавского договора и расширением НАТО на восток этот буфер исчез. В итоге мы видим, как в последние годы альянс наращивает напряжение на наших западных рубежах. Хотя современная Россия, конечно же, обладает эффективными средствами сдерживания НАТО, которые отрезвляют западных стратегов», — констатировал аналитик.

Деятельность[править | править код]

Заседание консультативного комитета. На фото — лидеры стран — участниц Варшавского договора. Слева направо: Густав Гусак, Тодор Живков, Эрих Хонеккер, Михаил Горбачёв, Николае Чаушеску, Войцех Ярузельский, Янош Кадар. 29 мая 1987 года

Август 1968 года — ввод войск в ЧССР (подавление Пражской весны).

Декларацииправить | править код

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (17 марта 1969) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе

Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности

Учения и манёврыправить | править код

Проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Родопы» (1967), «Днепр» (1967), «Север» (1968), «Братство по оружию» (1980), «Запад-81» (1981), «Щит-82» (1982).

Разведкаправить | править код

Во время действия Варшавского договора между разведками стран-участниц велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки — СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский договор Вьетнама, Монголии и Кубы.

Дитя холодной войны

На дворе был разгар холодной войны. О состоянии международных отношений красноречиво говорит такой эпизод.

8 января 1951 года на совещании генеральных секретарей компартий и военного руководства государств восточного блока начальник советского генштаба Сергей Штеменко потребовал «должным образом развернуть армии социалистических стран» к концу 1953 года.

Маршал Рокоссовский, тогда министр обороны ПНР, заметил, что «армию, создание которой предлагает Штеменко для Польши, они планировали иметь к 1956 году». Сталин заявил: «Если Рокоссовский может гарантировать, что до 1956 года не будет войны, то можно соблюдать первоначальный план развития, но если нет, то будет правильнее принять предложение Штеменко».

В конце 1954 года советский премьер Георгий Маленков упомянул в газетной статье о «гибели мировой цивилизации в случае ядерной войны». На январском 1955 года пленуме ЦК КПСС министр иностранных дел Вячеслав Молотов обрушился на коллегу: «Не о «гибели человеческого рода» должен говорить коммунист, а о том, чтобы подготовить и мобилизовать все силы для уничтожения буржуазии».

Двойные стандарты

В преамбуле Варшавского Договора провозглашалось «стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя».

Под «системой коллективной безопасности», о которой в Москве толковали десятки лет, на практике подразумевался одновременный роспуск Варшавского Договора и НАТО.

Ликвидация Варшавского Договора не имела бы реального военного значения, тогда как упразднение НАТО лишило бы правовой основы американское военное присутствие в Европе и оставило бы западные государства наедине с советской сверхдержавой.

Руководящие органы[править | править код]

  • Политический консультативный комитет (ПКК) — высший коллективный орган организации. Создан для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.
  • Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.
  • Штаб (штаб-квартира) организации располагался в Москве. в западной печати была впервые опубликована информация, о том, что советское руководство организовало строительство комплекса укреплённых подземных сооружений подо Львовом с системой коммуникаций. Эта мера приближала органы управления организацией к границам ПНР, ЧССР, ВНР и СРР, что в перспективе должно было ускорить прибытие туда и возвращение обратно иностранных офицеров вооружённых сил указанных стран-сателлитов. В информация о переносе штаба организации из Москвы во Львов была подтверждена в иностранной прессе. В черте указанного города и в пригородах были построены подземные бетонные бункеры, устойчивые к ядерному взрыву, где должны были разместиться органы управления войсками ОВД. По оценке военных обозревателей ФРГ, эта мера была направлена на сокращение протяжённости наземных проводных линий коммуникаций, более оперативного реагирования на возникающие ситуации и отдачи боевых распоряжений войскам, дислоцированным в Центральной Европе в случае разного рода военных инцидентов или внутренних гражданских волнений. Львов представлял собой важный транспортный узел с развитой железнодорожной инфраструктурой и автодорожной сетью (через него и близлежащие города пролегали крупнейшие магистрали, связывавшие европейскую часть СССР с восточноевропейскими странами). Впоследствии, решение было пересмотрено, а во Львове периодически проводились встречи высшего командного состава организации (например, 26—29 октября 1985 — состоялось заседание Военного совета Объединённых вооружённых сил государств — участников Варшавского Договора).

Положение и статьи договора

Основной текст договора включал в себя преамбулу, а также 11 статей, в которых говорилось о тяжёлом положении Европы в результате образования Североатлантического союза и о необходимости защитить миролюбивые государства от возможной внешней агрессии. Договаривающиеся стороны в соответствии с указом ООН обязались решать споры мирным путём без применения силы (описание первой статьи). Следует кратко упомянуть и другие положения ОВД:

  1. Принятие эффективных мер, способствующих сокращению оружия массового поражения, в том числе атомного, ядерного, водородного, химического и других разновидностей (статья 2).
  2. Совместное принятие решений по политическим вопросам с целью укрепить свои позиции, при этом основной декларируемый интерес — безопасность и международный мир (статья 3).
  3. Оказание немедленной помощи союзному государству в случае вооружённого нападения, а также посильная экономическая и иная поддержка (статья 4, являющаяся одной из ключевых).
  4. Создание совместных вооружённых сил в целях сохранения неприкосновенности границ государств и укрепления общей обороноспособности стран Варшавского договора (статья 5).
  5. Учреждение Консультативного комитета для лучшего взаимодействия и выполнения всех пунктов положений ОВД (статья 6).
  6. Отказ от участия в союзах или коалициях, чьи цели и соглашения противоречат ОВД (статья 7).
  7. Принцип невмешательства во внутренние дела союзных государств, а также развитие культурных и экономических связей между ними (статья 8).
  8. Любая страна, независимо от общественного и государственного строя, может присоединиться к союзу, если выразит желание или намерение действовать с целью обеспечения всеобщего мира (статья 9).
  9. Все пункты этого договора ратифицированы. Хранение ратификационных грамот будет осуществляться в Польской Народной Республике (статья 10).
  10. Время действия договора — 20 лет. Если по истечении срока участвующие страны не денонсируют Договор, он автоматически продлевается на 10 лет. В случае заключения общеевропейского договора о коллективной безопасности, к чему и стремятся страны ОВД, этот документ утрачивает свою силу со дня вступления в действие европейского договора. Дата составления — 14 мая 1955 года (статья 11).

Варшавский договор

Варшавский договор 1955 г был подписан ГДР, Болгарией, Албанией, Венгрией, СССР, Румынией, Польшей, Чехословакией о сотрудничестве, взаимной помощи и дружбе.

Необходимость в его заключении была вызвана угрозой миру, созданной в Европе решениями Парижских соглашений. Они предусматривали формирование Западноевропейского союза, включение в НАТО и ремилитаризацию (восстановление вооружения) Западной Германии.

Варшавский договор носил исключительно характер оборонительный. Целью его подписания являлось принятие определенных мер по обеспечению безопасности участвующих в нем стран и по поддержанию мира в Европе.

В Варшавский договор включено 11 статей и преамбула. На основании его условий и Устава ООН его участники принимали на себя обязательства по воздержанию от угрозы силой или ее использования в своих отношениях с другими государствами. Кроме того, предусматривалась взаимная помощь странам, на которые было бы совершено нападение. Варшавский договор обязывал государства оказывать полную немедленную поддержку всеми средствами, являющимися необходимыми, в том числе, включающие вооружение.

Предусматривались и взаимные консультации государств-участников подписания по важным вопросам международного характера, относительно общих интересов стран. В целях проведения данных консультаций был создан ПКК (Политический консультативный комитет).

Создание Организации Варшавского договора обязывало подписавшиеся страны действовать в духе сотрудничества и дружбы. Таким образом, предполагалось обеспечить дальнейшее укрепление и развитие культурных и экономических отношений между государствами-участниками. При этом необходимым условием являлось следование принципам невмешательства в дела внутри других государств, взаимного уважения суверенитета и независимости.

Срок действия договора двадцать лет. Автоматическое продление на десять лет предусмотрено для государств, которые не подадут за год до того, как его срок истечет заявление правительству Польши о денонсации (расторжении). Варшавский договор могло подписать любое государство, вне зависимости от его государственного и общественного строя. Предполагалось, что в случае создания системы общей безопасности в Европе и заключения общеевропейского соглашения, польское соглашение утратит силу.

Объединенное командование силами вооружения ОВС было создано в целях обеспечения наиболее эффективной защиты от вероятного нападения. Коллективное командование и штаб должны способствовать взаимодействию вооруженных сил и укреплению обороноспособности государств-участников соглашения в Варшаве. В этих целях проводились совместные войсковые и командно-штабные маневры и учения на территории всех стран, подписавших соглашение.

Однако основная позиция государств-участников польского договора направлена на развитие мирных взаимоотношений в Европе и укрепление безопасности.

На заседании в Москве в 1960 году была принята Декларация, одобряющая решение правительства Советского Союза об отказе в одностороннем порядке от ядерных испытаний. При этом должны были быть соблюдены все условия по невозобновлению ядерных взрывов западными державами. При этом союзные СССР государства призвали к обеспечению благоприятных условий, способствующих завершению выработки договоренности о прекращении любых ядерных испытаний.

Предложения, выдвигавшиеся странами-участницами соглашения, и их деятельность, находясь в центре внимания держав Европы, свидетельствовали о действительном миролюбии и стремлении поддерживать безопасность и мир на территории Европы.

Военные лидеры

Объединенное командование НАТО неизменно возглавляли американские генералы, но на должности начальника штаба обычно находился немец или британец, а генерального секретаря — представитель одной из малых стран.

Все государства Альянса, за исключением ФРГ, передавали в распоряжение объединенного командования лишь часть своих вооруженных сил.

Армии восточноевропейских стран входили в структуру Варшавского Договора целиком, а все высшие посты занимали граждане СССР.

Среди них были личности исторические, например, первый главком Варшавского Договора Иван Конев (1955-1960), который в негласной табели о рангах полководцев Великой Отечественной войны стоит на четвертом месте после Жукова, Василевского и Рокоссовского. В мае 45-го он брал Берлин и Прагу, а в ноябре 1956-го подавил венгерское восстание, причем теми же методами — вводом в большой город массы танков.

Все главкомы Варшавского Договора были по совместительству одними из трех первых заместителей министра обороны СССР.

«Щит-79»

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Учения «Братство по оружию»

Это было общевойсковое мероприятие, которое проводилось на территории ГДР и балтийской акватории, прилегающей к ней. Учения велись по планам Объединенного командования. Руководителем операций был генерал германской армии Гофман. В ходе учений была осуществлена выброска 234 гвардейского парашютно-десантного полка Краснознаменной Черниговской дивизии. Все, кто присутствовал на смотровой площадке, были в восторге от выучки солдат. Весь личный состав получил благодарность от министра обороны СССР и награду – Вымпел за воинскую доблесть и мужество. Стоит сказать, что это была первая в истории ВДВ выброска 1200 человек с четырехсотметровой высоты в сложных метеоусловиях. В мероприятиях принимали участие и морские пехотинцы Балтийского флота. От национальной армии ГДР свое мастерство показывал 40-й парашютно-десантный батальон. Завершились учения 12-го сентября 1980-го года парадом в Магдебурге. В отличие от предыдущих мероприятий, операция «Братство по оружию» отличалась более широким спектром решаемых задач по оперативной подготовке, большей численностью личного состава, территориальным размахом. Эти учения стали серьезным экзаменом для Объединенной армии. Выводы, которые были получены в процессе проведения маневров по вопросам оперативного искусства и тактики, оказали существенное влияние на последующее обучение ВС.

Oтвeт Зaпaду

В Opгaнизaцию Вapшaвскoгo дoгoвopa (OВД), цeлью кoтopoй былo пoддepжaниe миpa и бeзoпaснoсти в пoслeвoeннoй Eвpoпe вoшли вoсeмь стpaн: кpoмe СССP члeнaми сoюзa стaли Пoльшa, ГДP, Чeхoслoвaкия, Бoлгapия, Pумыния, Вeнгpия и Aлбaния. Исключeниe сoстaвилa сoциaлистичeскaя Югoслaвия, с кoтopoй у Мoсквы изнaчaльнo нe слoжились oтнoшeния. Стopoны oбязaлись oкaзывaть дpуг дpугу пoмoщь в случae вoeннoй угpoзы, a тaкжe paзмeстить нa свoих тeppитopиях чaсти Сoвeтскoй apмии. Всe вoпpoсы дeятeльнoсти OВД paссмaтpивaлись eгo высшим opгaнoм – Пoлитичeским кoнсультaтивным кoмитeтoм.

Oднaкo вплoть дo 1961 гoдa, кoгдa мeжду ФPГ и ГДP oбoстpились пpoтивopeчия вoкpуг стaтусa Бepлинa, OВД сущeствoвaлa лишь нa бумaгe. Тeпepь жe стpaны Вapшaвскoгo дoгoвopa вынуждeны были пoддepжaть вoстoчнoгepмaнскoгo пapтнepa и oтвeтить нa вoинствeнную pитopику Зaпaднoгo блoкa. Кoнфликт пpивeл к нaчaлу стpoитeльствa Бepлинскoй стeны, a вслeд зa этим к нapaщивaнию вoeннoгo пoтeнциaлa Вoстoчнoгo aльянсa и peгуляpнoму пpoвeдeнию тaктичeских учeний.

Opгaнизaция Вapшaвскoгo дoгoвopa в цeлoм былa пpизвaнa уpaвнoвeсить бaлaнс сил мeжду Вoстoкoм и Зaпaдoм. Мнoгиe экспepты увepeны, чтo свoeвpeмeннoe сoздaниe OВД смoглo нa дoлгиe дeсятилeтия пpeдoтвpaтить paзвязывaниe нoвoгo глoбaльнoгo кoнфликтa в Eвpoпe. Имeннo пoслe пpeкpaщeния сущeствoвaния OВД в 1991 гoду нaчaлaсь зaтяжнaя гpaждaнскaя мeждoусoбицa в Югoслaвии, зaкoнчившaяся бoмбapдиpoвкaми бывшeй сoциaлистичeскoй стpaны нaтoвскoй aвиaциeй.

Разногласия альянса

Реакция Москвы на события в Венгрии и Чехословакии стала твердым сигналом со стороны СССР, что Западу не позволят вторгаться в Восточную Европу под предлогом защиты «демократии».

Возможность вмешательства СССР (в том числе военного) во внутренние дела стран социалистического блока на Западе назвали «доктриной ограниченного суверенитета», или «доктриной Брежнева». В Москве этот термин вызывал возмущение, в Кремле его называли не иначе, как антисоветской клеветой.

ОВД было трудно назвать союзом, который безоговорочно поддерживал любые решения СССР. В истории Варшавского договора хватает примеров разногласий внутри блока. К примеру, в 1961 году Албания прекратила участие в деятельности ОВД, а в 1968 году официально покинула организацию. Лидер страны Энвер Ходжа принял такое решение в знак протеста против вторжения в Чехословакию, в котором также отказалась участвовать и Румыния. Географическое положение Албании не позволило насильно удержать страну в договоре. От границ стран соцблока ее отделяла нейтральная Югославия. В 1980-е годы ГДР и Чехословакия выступили против развертывания советских ядерных ракет на своей территории.

Несмотря на продолжающееся в Европе противостояние между Востоком и Западом, с конца 60-х годов ФРГ начала активно развивать все более тесные отношения с ГДР, Польшей, Чехословакией и СССР. Западная Германия стремилась разрядить напряженность между двумя военными блоками. Попытки Бонна (тогдашней столицы ФРГ) нормализовать отношения с СССР и странам соцлагеря известны как «Новая восточная политика», или Ostpolitik. За усилия в этом направлении федеральный канцлер ФРГ Вильям Брандт даже получил в 1971 году Нобелевскую премию мира.

1966-1980 гг.

В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО

По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе «гибкого реагирования»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector