Альтернативное перевооружение эсминцев проекта 956

Рождение проекта

Советский надводный Военно-Морской флот до определенного момента оставался военной силой с ограниченными тактическими возможностями. Артиллерийские корабли, составлявшие основу советской военно-морской мощи в 50-е и в 60-е годы, уже не отвечали современным условиям. Имеющиеся в составе советского флота крейсера и эсминцы морально устарели. Для державы, которая стремилась создать боеспособный флот открытого моря, требовались корабли с новыми видами вооружений. Вместо артиллерии главного калибра основное место должны были занять противокорабельные ракетные комплексы. На замену паровым турбинам приходят газотурбинные двигательные установки. Меняется концепция развития флота, где превалирует универсализация военных судов. Флоту необходимы были универсальные корабли, которые бы обладали широкими тактическими и техническими возможностями.

На эту роль прекрасно подходили эскадренные миноносцы – класс кораблей, который с успехом прошел горнило морских сражений Второй Мировой войны. Эсминцы превратились в универсальные боевые суда, участвующие практически во всех операциях, проводимых с участием военных флотов. В Советском Союзе имелся достаточно богатый опыт применения эскадренных миноносцев в боевых условиях. Оставалось только построить новые и современные боевые корабли, которыми в итоге стали эскадренные миноносцы проекта 956.

Эти корабли задумывались как боевые суда, способные оказать огневую поддержку десантным операциям и обеспечить фланги сухопутным войскам. При этом не упускалась возможность использовать новые корабли для действий в открытых и обширных акваториях, как самостоятельно, так и в составе оперативных соединений флота. Старт новой программе строительства судов дало Постановление Совмина СССР от 1 сентября 1969 года, в котором указывалась необходимость строительства в Советском Союзе новых кораблей огневой поддержки, способных действовать в тесной связке с Большими Противолодочными кораблями.

Разработкой эскиза и созданием проектной документации занялось Центральное Конструкторское Бюро №53, находящееся в Ленинграде. Перед конструкторами поставили задачу создать несколько вариантов проекта, которые бы в ходе последующего рассмотрения и реализации послужили проектной базой для начала строительства. Основной причиной разработки сразу нескольких вариантов проекта, стала неопределенность с целевым назначением корабля. В ходе проектирования шла борьба между сторонниками идеи создания многоцелевого корабля, оснащенного всеми видами морских вооружений и сторонниками строительства корабля с преобладанием ударных видов вооружения. В итоге победила партия сторонников создания многоцелевого, универсального корабля, в котором основным средством вооруженной борьбы стал ПКР. Зенитные средства ПВО, противолодочные средства борьбы и артиллерия выполняли вспомогательную функцию. Окончательно с технической точки зрения видение нового корабля сформировалось в 1971 году, которое вылилось в проект 956.

Предполагалось, что строительством новых советских боевых судов займется Ленинградский судостроительный завод им. Жданова. Эта верфь имела опыт постройки крупных океанских судов, к тому же для успешного и быстрого строительства могло сыграть свою роль близкое соседство конструкторского бюро. Изменение целевого назначения корабля привело к тому, что уже в проектной документации, начиная с 1971 года, начинает фигурировать класс судна — эскадренный эсминец, вместо «корабля огневой поддержки».

В процессе принятия решения о постройке, новые советские эсминцы должны были строиться самой массовой серией, до 50 единиц. Кораблями планировалось оснастить все четыре флота, создав на основных флангах мощные оперативные соединения. В течение четырех лет шла доработка проектной документации, результатом которой стал эсминец проекта 956, получивший шифр «Сарыч».

Описание конструкции

Основная статья: эсминцы типа «Современный».

Корпус и архитектура

Эсминец проекта 956, общий вид

«Осмотрительный» — классический ракетно-артиллерийский корабль со стальным полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с дымовой трубой и двумя мачтами. Последние служат для размещения антенных постов — радиолокаторов, станций РЭБ и связи. Наклонный форштевень ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции «Платина». При помощи пятнадцати главных переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков. Обеспечению непотопляемости также способствует разделение корпуса на шесть палуб: палубу полубака, верхнюю, вторую и третью палубы, а также первую и вторую платформы (последняя переходит в настил второго дна).

Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар вместо традиционного размещения на корме подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, чтобы не ограничивать сектора обстрела кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили складным, телескопически надвигаемым на вертолёт. Внешним граням надстройки придали скошенную форму для уменьшения отражённого кораблём радиосигнала.

Энергетическая установка и ходовые качества

На эсминцах проекта 956 применили паротурбинную силовую установку: 2 суммарной мощностью 100000 л. с., вращающие два пятилопастных гребных винта. С учётом того, что большинство советских и зарубежных боевых кораблей в конце 1970-х годов уже оснащалось более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД), это решение часто подвергалось критике. Однако следует отметить, что паровые турбины наряду с недостатками имеют и важные преимущества в сравнении с ГТД, такие как меньшая стоимость, существенно большие ресурс и мощность одного агрегата. Хорошо освоенные промышленностью и личным составом, агрегаты эсминцев обеспечивали надёжную и безотказную работу в условиях штатной эксплуатации и своевременного техобслуживания.

Пар для турбин обеспечивали 4 паровых котла модели КВН-98/64: «Осмотрительный» был в числе первых шести эсминцев проекта 956, получивших эти проверенные в эксплуатации котлы. От новых котлов типа КВГ-3, устанавливаемых эсминцах серии начиная с седьмого («Стойкого»), КВН-98/64 отличались несколько меньшей паропроизводительностью, зато и не предъявляя повышенных требований к обслуживанию и водоподготовке.

Вооружение и оборудование

Одной из важнейших задач эсминцев типа «Современный» считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени универсальное вооружение из четырёх автоматических 130-мм орудий в двух башнях.

Вооружение в носовой части ЭМ проекта 956 (на снимке — «Отличный», 1988 год)

Эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Благодаря высокой скорости и малой высоте полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов.

Основу ПВО корабля составили два многоканальных зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) М-22 «Ураган». Каждый комплекс имеет поворотную однобалочную пусковую установку, под которой в боевом погребе барабанного типа хранится боекомплект из двадцати четырёх зенитных ракет 9М38 — 8 во внутреннем барабане и 16 во внешнем. Всего, таким образом, эсминец располагает 48-ю зенитными ракетами.

Для ближнего рубежа служат четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630. Они автоматически наводятся на цели при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» — по одной на каждую пару артустановок.

Противолодочное вооружение представлено торпедными аппаратами с управляемыми торпедами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 956 нёс по два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата типа ДТА-53-956 и по две реактивных шестиствольных установки РБУ-1000.

В складном ангаре на «Осмотрительном» при необходимости мог разместиться один противолодочный вертолёт Ка-27, составляя авиационное вооружение корабля.

Радиоэлектронное оборудование эсминца соответствовало промежуточному варианту оснащения серии кораблей проекта 956, включая в себя обзорную РЛС «Фрегат-М1» с одной плоской и второй — параболической решётками антенн, навигационные РЛС, гидроакустическую станцию «Платина-С», средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также «Сапфир-У».

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

Живучесть

Эсминец проекта 956 имеет серьезную систему обеспечения живучести. Потенциально опасные помещения судна (машинное отделение и погреба) ограждены противопожарные отделениями с усиленными стальными стенками.

В качестве средств борьбы с возгоранием на судне оборудованы противопожарная магистраль, система объемного пожаротушения, система пенотушения, а также система водяного орошения переборок и сходов. Кроме того, для защиты погребов есть отдельные системы орошения и затопления.

От водной угрозы судно могут спасти системы осушения, балансировки цистерн и водоотлива. Для защиты от заражения внешней поверхности судна предусмотрена система обмыва.

Броневой противоосколочной защитой обеспечены лишь артиллерийские установки и пусковые устройства ПКР «Москит».

Конструкция

Все корабли, созданные «Северным ПКБ», отличаются характерным внешним видом, и проект 956 не стал исключением. Судна этого проекта часто называют агрессивными, зловещими и выразительными, и это явно не совпадение. Так как военные корабли символизируют мощь государства, их внешнему виду уделяется едва ли не столько же внимания, сколько и техническим параметрам.

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м2. Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Водоизмещение судна колеблется от 6,5 (стандартное) до 8,48 (с перегрузом) тысяч тонн.

Корабли

«Настойчивый» (DD 610) в Балтийском море у берегов Вентспилса, Латвия (2005 г.).

Стойкий, вид сверху .

Китайский эсминец Ningbo (139)

Имя Тезка Положил Запущен Введен в эксплуатацию Флот Положение дел
 ВМФ России
Современный Современный 3 марта 1976 г. 18 ноября 1978 г. 25 декабря 1980 г. Северный Списан в 1998 г.
Отчаянный Безрассудный 1 марта 1977 г. 29 марта 1980 г. 30 сентября 1982 г. Северный Списан в 1998 г.
Отличный Превосходно 22 апреля 1978 г. 21 марта 1981 г. 30 сентября 1983 г. Северный Списан в 1998 г.
Осмотрительный Осмотрительный 27 октября 1978 г. 24 апреля 1982 г. 30 сентября 1984 г. Тихоокеанский регион Списан в 1998 г.
Безупречный Безупречный 29 января 1981 г. 25 июля 1983 г. 6 ноября 1985 г. Северный Списан в 2001 г.
Боевой Воинствующий 26 марта 1982 г. 4 августа 1984 г. 28 сентября 1986 г. Тихоокеанский регион Списан в 2010 г.
Стойкий Стойкий 28 сентября 1982 г. 27 июля 1985 г. 31 декабря 1986 г. Тихоокеанский регион Списан в 1998 г.
Окрылённый Крылатый 16 апреля 1983 г. 31 мая 1986 года 30 декабря 1987 г. Северный Списан в 1998 г.
Бурный Стремительный 4 ноября 1983 г. 30 декабря 1986 г. 30 сентября 1988 г. Тихоокеанский регион Продолжительный капитальный ремонт все еще продолжается по состоянию на 2019 год.
Гремящий (бывший Ведущий ) Громовой 23 ноября 1984 г. 30 мая 1987 г. 30 декабря 1988 г. Северный Списан в 2006 г.
Быстрый Быстро 29 октября 1985 г. 28 ноября 1987 г. 30 сентября 1989 г. Тихоокеанский регион Активный
Расторопный Незамедлительный 15 августа 1986 г. 4 июня 1988 г. 30 декабря 1989 г. Северный Списан в 2012 г.
Безбоязненный Бесстрашный 8 января 1987 г. 18 февраля 1989 г. 28 декабря 1990 г. Тихоокеанский регион Списан в 2016 г.
Гремящий (бывший Безудержный ) Громовой 24 февраля 1987 г. 30 сентября 1989 г. 25 июня 1991 г. Северный Списан в 2013 г.
Беспокойный Беспокойный 18 апреля 1987 г. 9 июня 1990 г. 28 декабря 1991 г. Балтийский Списан в 2018 году, корабль-музей в Кронштадте
Настойчивый (бывший Московский Комсомолец ) Настойчивый 7 апреля 1988 г. 19 января 1991 г. 30 декабря 1992 г. Балтийский Проходит капитальный ремонт
Адмирал Ушаков (бывший Бесстрашный ) Федор Ушаков (экс- Бесстрашный ) 6 мая 1988 г. 28 декабря 1991 г. 30 декабря 1993 г. Северный Активный
 Флот Народно-освободительной армии
Ханчжоу ( бывш. Важный ) Город Ханчжоу 4 ноября 1988 г. 27 мая 1994 25 декабря 1999 г. Восточное море Активный
Фучжоу (бывший Вдумчивый ) Город Фучжоу 22 апреля 1989 г. 16 апреля 1999 г. 20 ноября 2000 г. Восточное море Активный
Тайчжоу (бывший Внушительный ) Город Тайчжоу, Цзянсу 3 июля 2002 г. 27 апреля 2004 г. 28 декабря 2005 г. Восточное море Активный
Нинбо ( бывш. Вечный ) Город Нинбо 15 ноября 2002 г. 23 июля 2004 г. 27 сентября 2006 г. Восточное море Активный

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение кораблей «Сарыч» включает комплекс М-22 «Ураган», представляющий собой морскую модификацию комплекса «Бук». Боевой корабль имеет две пусковые установки зенитных ракет: первая располагается в надстройке полубака, а вторая – за взлетно-посадочной площадкой. Масса ЗРК «Ураган» составляет 96 тонн. Его боекомплект состоит из 48 управляемых ракет, которые хранятся в погребах. ЗРК «Ураган» может одновременно атаковать до 6 целей на высоте от 10 м до 1 км, на удалении до 25 км.

Начиная с 14-го судна («Безудержный»/«Гремящий») эсминец стали вооружать ЗРК «Ураган-Торнадо». Он может поражать цели, находящиеся на расстоянии до 70 км. Чтобы произвести один запуск ракеты, нужно максимум 12 секунд. Залп из двух ракет поражает самолет с вероятностью 0,81-0,96, а крылатую ракету — с вероятностью 0,43-0,86.

Артиллерийское вооружение эсминца «Сарыч» состоит из двух спаренных установок АК-130 и зенитной артиллерии, которая является в ПВО кораблей последним рубежом. Кроме того, в составе артиллерийского вооружения кораблей работает система управления огнем (СУО) МР-184, состоящая из радиолокационной станции, лазерного дальномера, баллистического вычислителя и тепловизора. Механизированная подача боеприпасов позволяет вести огонь из артустановки с темпом до 90 выстрелов в минуту на расстояние до 24 километров. Каждый ствол имеет боезапас в 500 снарядов, 180 из которых всегда готовы к работе. Установка весит 98 тонн.

В состав скорострельной зенитной артиллерии эскадренных миноносцев входит две батареи автоматических комплексов АК-630М. Они располагаются на бортах судна и отвечают за уничтожение вражеских крылатых ракет на небольшой высоте. Каждая батарея имеет в своем составе две шестиствольные установки с системой управления «Вымпел» и вращающимся блоком стволов. АК-630М производит 4000 выстрелов в минуту и может поражать цели на расстоянии до 4 км.

Главным противокорабельным орудием «Сарыча» является ракетный комплекс «Москит». Начиная с корабля «Беспокойный», вместо него стали устанавливать комплекс «Москит-М». По четыре противокорабельных ракеты размещаются в двух неподвижных пусковых установках. Ракета «Москит» может поражать цели на расстоянии до 140 км, а ее модернизированная версия – на расстоянии до 170 км. Судно может выпустить все 8 ракет (вес каждой равен 300 кг) всего за 30 секунд.

На верхней палубе корабля размещена пара двухтрубных торпедных аппаратов калибром 533 мм. Что касается минного вооружения, то оно представлено парой реактивных минометов модели РБУ-1000, способных атаковать цели на дистанции до километра. В кормовой части «Сарычей» располагаются бомбометы, отвечающие за уничтожение вражеских подводных лодок на небольших глубинах, в непосредственной близости к борту судна. Также на эсминцы могут устанавливаться мины заграждения.

Во временном сдвижном вертолетном ангаре корабля базируется вертолет К-27. Так как площадка для вертолета расположена практически по центру судна, на нее минимально действует килевая качка. Вертолет может использоваться как для борьбы с лодками врага, так и для разведывательных и целеуказательных работ.

новейший эсминец проекта 21956

Новейший эсминец проекта 21956 водоизмещением около 9000 тонн, длиной 163 м, шириной 19 м и осадкой 4,8 м предназначен для борьбы с субмаринами и надводными кораблями неприятеля, обеспечения ПВО и ПЛО кораблей и судов при действиях в океанских и морских районах в составе корабельных групп и оперативных соединений. Газотурбинная силовая установка общей мощностью 74 тысячи л.с. обеспечивает кораблю проектную скорость полного хода около 29,5 узла и дальность плавания 5800 миль. Вспомогательная энергетическая установка состоит из 4 дизель-генераторов по 1250 кВт каждый. Помимо этого в министерстве обороны РФ рассматривается вопрос об оснащении эсминца современной разработки ядерной энергетической установкой.

Экипаж корабля насчитывает 339 человек, а запасы провизии обеспечивают эсминцу автономность до 30 суток. Ударное вооружение корабля представлено интегрированной ракетной системой «Калибр-НКЭ», универсальная пусковая установка, которая может быть загружена в зависимости от боевой задачи противокорабельные ракеты ЗМ-54ТЭ или противолодочные ракеты 91РТЭ2 (боезапас 16 ракет). Целеуказание ударному оружию обеспечивается комплексом «Минерал-МЭ». Оборона новейшего эсминца от средств воздушного нападения обеспечивается двумя зенитно-ракетными комплексами «Клинок», размещенными в носу и корме корабля. Каждый ЗРК состоит из пусковых установок ЗС95Э (4×8 вертикальных револьверных ПУ) и АП системы управления (общий боезапас комплексов – 64 ЗУР 9М330Э-2). Самооборону корабля в ближней зоне осуществляет комплекс «Каштан-М» в составе двух боевых модулей ЗР87-1Э (общий боезапас 64 ЗУР 9М311-1Э и 6000 30-мм выстрелов). Артиллерийское вооружение корабля представлено комплексом А-192-5П-10Э «Армат-Пума» в составе универсальной одноствольной 130-мм АУ А-192 и СУ артиллерийским огнем 5П-10Э. Освещение окружающей обстановки обеспечивают две радиолокационные станции общего обнаружения («Фрегат-НАЭ-3» и «Фрегат-МАЭ-4К»), ГАК «Заря-МЭ-03» и буксируемая гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». Средства радиоэлектронного подавления представлены комплексом радиоэлектронного подавления ТК-25Э и двумя комплексами постановки пассивных помех – ПК-2М (4 ПУ) и ПК-10 (10 ПУ). Противолодочное вооружение нового эсминца состоит из двух вертолетов постоянного базирования Ка-28 и двух противолодочных торпедных аппаратов ТПУ/4 (боезапас – 8 торпед). Помимо этого корабль оснащен противоторпедным комплексом «Пакет-Э/НК» (2×4 ПУ, боезапас – 8 антиторпед) для уничтожения идущих на него торпед. Вместо противолодочных вертолетов возможен прием на борт вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.

Обидно, что один из самых удачных проектов и так необходимых отечественному флоту кораблей пока еще существует только на бумаге, а ведь путь к своему развитию эсминцы проекта 956 прошли очень долгий.

Условия службы

«Сарыч» выгодно отличался от многих кораблей ВМФ улучшенными условиями обитаемости. Эсминец оснащен единой установкой микроклимата, обеспечивающей комфортную атмосферу при наружной температуре, колеблющейся от −25 °С до +34 °С. Для отдыха рядового состава служат 16 кубриков вместимостью от 10 до 25 человек, при этом на каждого матроса приходится площадь свыше 3 м². Мичманские (четырехместные) и офицерские (одно- и двухместные) каюты имеют площадь 10 кв. м. Две просторные кают-компании и три столовые служат для приема пищи. На борту имеется все необходимое для жизни вдали от родного берега: кинозал, кабельное телевидение, библиотека, внутренняя радиосистема, комфортабельные душевые, сауна. В жаркую погоду по приказу командира корабля может быть собран бассейн.

Внутри медицинского блока есть амбулатория, двухместный изолятор, лазарет и операционная.

Условия обитаемости и комфорта на эсминцах проекта 956 не уступают иностранным стандартам, что повлияло на экспортный потенциал этих кораблей.

Представители

Название Прежнее название Заводской номер Заложен Спущен на воду Введён в строй Статус
«Современный» 861 1976 1978 1980 Списан в 1998 году
«Отчаянный» 862 1977 1980 1982 Списан в 2003 году
«Отличный» 863 1978 1981 1983 Списан в 1998 году
«Осмотрительный» 864 1978 1982 1984 Списан в 1997 году
«Безупречный» 865 1980 1983 1985 Списан в 2002 году
«Боевой» 866 1982 1984 1986 В консервации
«Стойкий» 867 1982 1984 1986 Списан в 2001 году
«Окрылённый» 868 1983 1986 1987 Списан в 1998 году
«Бурный» 869 1984 1987 1988 В составе КТОФ. Ремонт с 2005 года
«Гремящий» «Ведущий» 870 1984 1987 1988 Списан в 2007 году
«Быстрый» 871 1985 1987 1989 В составе КТОФ
«Расторопный» 872 1986 1988 1989 В составе КСФ. С 2000 года в отстое
«Безбоязненный» 873 1987 1989 1990 В составе КТОФ. Ремонт с 1999 года
«Безудержный» 874 1987 1990 1991 В составе КСФ. В резерве
«Беспокойный» 875 1988 1990 1991 В составе ДКБФ. В резерве
«Настойчивый» «Московский комсомолец» 876 1989 1991 1992 В составе ДКБФ.
«Адмирал Ушаков» «Бесстрашный» 877 1988 1991 1993 В составе КСФ
«Внушительный» 2211 1983 1987 служил плавучим складом, разделан на металл
«Ханчжоу» (杭州) «Важный», «Екатеринбург» 878 1988 1991 1999 в составе Восточного флота ВМС Китая
«Фучжоу» (福州) «Вдумчивый», «Александр Невский» 879 1988 1992 2000 в составе Восточного флота ВМС Китая
корпус № 20 880 1992 постройка остановлена при готовности 20 %
«Тайчжоу» (泰州) «Внушительный» 138 15.11.2003 23.07.2004 28.12.2005 в составе ВМС Китая
«Нинбо» (宁波) «Вечный» 139 07.2006 27.04.2005 на строящемся корабле на второй палубе возник пожар, выгорели помещения общей площадью 600 м². В настоящий момент — в составе ВМС Китая.

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав Балтийского флота входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав Черноморского флота состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Осадка, м 6 метров
Водоизмещение первых 11 кораблей, т 6500 – 7904 тонн
Водоизмещение после модификации, т 6600 – 8000
Длина, м 145.2 — 156.6
Ширина, м 17.2
Движитель, количество винтов 2
Двигатель 2 котлотурбинных ГТЗА-674
Мощность двигателя, л.с 100 000
Максимальная скорость, узлы 32
Крейсерская скорость, узлы 18.4
Экипаж мирного времени, чел 296 (25 офицеров)
Экипаж во время войны, чел До 350 (31 офицер)
Средства радиоэлектронной борьбы Две спаренные установки пассивных помех ПК2М, начиная с 9 корпуса к ним добавились от 4 до 8 (в зависимости от модификации) 122-мм постановщика помех ПК10
Артиллерия 2 спаренных 130-мм артустановки
ПВО 4 установки АК-630
Противолодочное вооружение ГАС «Платина-С», 2 бомбомета РБУ-1000
Противокорабельные ракеты 2 счетверенных установки ракет «Москит»
Зенитные ракеты ЗРК «Ураган»
Торпеды 2 двухтрубных калибра 533 мм
Авиация Вертолет Ка-27


Российский эскадренный миноносец «Современный» Эсминцы проекта 956 Сарыч имеют шесть палуб, разделенных переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Излом носовой части снижает радиозаметность, хотя сам эсминец изготовлен не по технологии «стелс». Для создания надстроек использовался алюминиевый сплав.

Корабль Сарыч оборудован системой кондиционирования, кинозалами и даже разборным бассейном. Это одни из лучших кораблей ВМФ России по уровню комфорта для экипажа. Разумное использование внутренних объемов позволило получить более 3 м2 жилой площади для одного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector