Шведская 40-мм автоматическая зенитная пушка l/60 «bofors» 1932 года

Новое в блогах

Борт линкора Нью-Джерси. Дремлют на посту, разгильдяи!

Это одно из самых знаменитых зенитных орудий было спроектировано еще в 1929 году, но долгое время не пользовалось особым успехом у покупателей оружия. Увеличение спроса началось только с середины 30-х годов, и к 1939 году такие пушки имелись почти у всех европейских стран. Соединенные Штаты приняли «Бофорсы» на вооружение в 1941 году, изготовление модели L/60 продолжалось вплоть до 1950-х годов, когда на смену ей пришла модель L/70. Заряжание осуществлялось из патронных обойм. В начале 1930-х годов автоматическая стрельба была еще довольно непривычна для орудия подобного размера, но вскоре пушка завоевала репутацию очень надежного и эффективного противовоздушного средства, эту репутацию она в дальнейшем постоянно оправдывала.

Именно Бофорсы составили основу ПВО авианосных ордеров. При наличии радаров их наводили централизовано. Снаряды оснащали радиовзрывателями.

Авианосцы времён войны на Тихом океане были буквально утыканы Бофоросами и Эрликонами. На Эссеках например кроме 3 больших радаров имелось по 5 малых радаров специально для нужд ПВО. Именно с них осуществлялось централизоанная наводка Бофорсов. По сути они ставили заградительный огонь. И японцы не могли прорваться.

Эрликон, как последний рубеж обороны наводился оператором установки вручную.

Один пример.

5 ноября 1944 года. 100 самолётов с АВУ Принстон и Саратога наносят неожиданный удар по базе ВМФ флота Японии Рабаул. Им удаётся тяжело повредить крейсера Атаго, Майя, Могами, Агано, Токао.

Через несколько дней дней к базе подходят АВУ Банкер-Хилл, Эссекс, АВЛ Индепенденс. В результате налёта ЭМ Судзунами разломился пополам, у крейсера Агано оторвало корму. тяжёлые повреждения получили другие корабли.

Самолёты 25 воздушной флотилии контратаковали. опытные лётчики морской авиации легко преодолевают внешний периметр обороны американских авианосцев. сбивают в воздушном бою 11 американских истребителей и выходят к американскому ордеру-три авианосца окружённые кольцом 9 эсминцев. Палубы авианосцев забиты самолётами заправляющимися для нанесения второго удара по Рабаулу. Одна бомба в полётную палубу, в эту мешанину из бензина и бомб и реванш за Мидуэй состоится!

В это день системы непосредственной обороны ПВО смонтированые на Эссексах прошли решающее испытание-японцы потеряли 35 самолётов, но смогли добиться ни одного прямого попадания. Плотность зенитного огня была колоссальной. Бомба. падающая на Индепенденс была взована в воздухе прямым попаданием 40мм снаряда. Этот кадр есть во многих кинохрониках войны на Тихом океане.

Тактико-технические данные 40-мм зенитная пушка Бофорс L/60 Калибр, мм: 40 Калибр, дюйм: 1,57 Вес в боевом положении, кг: 1981 Длина ствола, мм: 2990 Угол ГН, град: 360 Угол ВН, град: 5; +90 Начальная скорость снаряда, м/с: 823 Вес снаряда (осколочный), кг: 0,907

История развития

Пистолет изначально разрабатывался шведским производителем Bofors, в основном для экспортных целей. Первый прототип был построен в 1932 году; Процесс разработки продолжался до 1934 года. Первыми закупили ружье Нидерланды (заказ на 12 штук был размещен в 1935 году), за ними последовали многие другие страны. Лицензионные копии были произведены в Дании, Финляндии, Нидерландах и Польше.

Ствол был типа моноблока, с полуавтоматическим вертикальным выдвижным казенным и небольшим дульным тормозом . Он устанавливался на тележку, имевшую подвеску и металлические колеса с резиновыми шинами. Для защиты экипажа от огнестрельного оружия и осколков снарядов орудие оснащалось щитом толщиной 5 мм с откидным нижним листом.

Операторы

 Дания
Версия с чуть более мощным патроном выпускалась датским государственным арсеналом Hærens Vaabenarsenal , как 37 mm Fodfolkskanon m1937 . В 1945 году датские части, вернувшись на родину, привезли с собой несколько шведских орудий образца 1938 года.
 Финляндия
Ас 37 ПстК / 36 . 114 штук были закуплены у Bofors в 1938–39 (некоторые из них были возвращены Швеции в 1940 году), 42 польских ружья были получены от немцев в 1940–41 годах и 355 произведены местными производителями Tampella и VTT ( Valtion Tykkitehdas — State Артиллерийский завод) в 1939–41. Когда в ноябре 1939 года началась Зимняя война , в финской армии было 98 орудий этого типа. Вариант танка также использовался для оснащения финских 6-тонных танков. Оружие оставалось в инвентарных списках финской армии до 1986 года.
 Германия
Использовались польские орудия, захваченные в 1939 году как 3,7 cm PaK 36 (p) и датские орудия, захваченные в 1940 году как 3,7 cm PaK 157 (d) .
 Нидерланды
12 штук были заказаны у Bofors в 1935 году. Позже были закуплены еще 24 (или больше). Все они использовались для голландских (колесных) ББМ, включая 24 Landsverk типов L180 и L181, а также 12 автомобилей DAF Pantrado .
 Польша
Как wz.36 . 300 ружей были закуплены в Швеции, еще сотни были произведены SMPzA ( Stowarzyszenie Mechaników Polskich z Ameryki ) в Прушкуве , некоторые из них были экспортированы. Когда началась Вторая мировая война, Польская армия насчитывала 1200 единиц. Вариант бака, обозначенный wz.37 , был установлен в 7TP (одной револьверная версию), 9tp (прототипы) и 10tp танков. 111 из них были произведены до войны.
 Румыния
669 штук (бывшие польские) закуплены в Германии.
 Испанская республика
Некоторые ружья, купленные республиканцами, использовались во время гражданской войны в Испании.
 Швеция
Принят на вооружение в 1937 году как 37-мм инфантериканон М / 34 (пехотная пушка образца 1934 года). Модернизированная версия была принята в 1938 году как 37 мм pansarvärnskanon м / 38 (противотанковой пушки образца 1938) и 37 мм pansarvärnskanon м / 38 F . Последняя выпускалась также в варианте танковой пушки — 37 mm Kanon m / 38 stridsvagn ; он устанавливался на лёгкие танки Landsverk Strv m / 38 , Strv m / 39 , Strv m / 40 и на Strv m / 41 , шведскую версию чешского лёгкого танка TNH .
 Турция
 Великобритания
Ряд Шведской м / 34 заказанного англо-египетского Судана были приняты в качестве .
 Советский союз
В руки Советского Союза попало несколько десятков польских орудий . В конце 1941 года эти образцы были переданы частям Красной Армии для восполнения нехватки противотанковых орудий.
 Югославия

Последующие модификации

40 mm L70

Израильская установка Bofors L70. К концу Второй Мировой войны скорость реактивных самолётов не позволяла Bofors L60 выпускать достаточно снарядов, чтобы эффективно выполнять функции ПВО. Инженеры корпорации Bofors рассматривали два основных варианта создания орудия, соответствующего новым условиям — улучшение Bofors L60 или создание новой 57-мм пушки. В конечном счёте они сделали и то, и другое.

Новое 40-мм орудие использует несколько большие выстрелы с немного более лёгким снарядом (870 грамм), начальная скорость которого составляет 1030 м/c. Темп стрельбы вырос до 240 выстрелов в минуту, а установка получила генератор и электропривод. Первая версия Bofors L70 была изготовлена в 1947, прошла испытания в 1948 и была принята на вооружение в 1951 году. Последующие улучшения позволили увеличить темп стрельбы сначала до 300, а затем и до 330 выстрелов в минуту.

Экспортные поставки начались как и в прошлом с Нидерландов и Великобритании, а в ноябре 1953 года Bofors L70 стало стандартным противовоздушным орудием НАТО и начало тысячами поступать в войска. 40 mm L/70 стала основным орудием множества самоходных установок, например, M247 Sergeant York на базе танка M48.

Шведская боевая машина пехоты Strf 90.

В настоящее время Bofors L70 используется в качестве основного орудия на шведской самоходной установке CV90 и южнокорейской БМП K21.

Для Bofors L70 разработаны уникальные программируемые боеприпасы.

DARDO

Итальянская компания Breda создала несколько систем ПВО на базе Bofors L70, а также создали зенитно-артиллерийский комплекс DARDO для армии и ВМС Италии. Новейшая разработка Breda «Fast Forty» достигла темпа стрельбы 450 выстрелов в минуту на каждый ствол.

Ссылки

  • , pages 73–74 on testing of US version of 40mm Bofors
  • 40-mm Automatic Gun M1 (AA) and 40-mm Antiaircraft Gun Carriages M2 and M2A1 TM 9-252
  • 40 MM Antiaircraft Gun, OP 820, 1943 : Navy Service Manual placed online courtesy of Historic Naval Ships Association
  • Data and spec comparison of various marks of Bofors 40mm L/60
  • Data and Spec comparison of various marks of Bofors 40mm L/70
  • Rae, CJE, Harris, AL & Bryant, RK 1987, On target: the story of the 2/3 Australian Light Anti-Aircraft Regiment from formation on 18 July 1940 until disbandment on 14 July 1943 and the subsequent service of 7th Battery, 8th Battery, and 9th Battery, until the end of World War II, 2/3rd Australian Light Anti-Aircraft Regiment Association, Melbourne

Производство и испытания

Прототип орудия Bofors, изготовленный в 1932 году. Первые образцы Bofors L60, представленные на испытания в 1929 году оказались ненадёжными и недостаточно скорострельными — выявились проблемы с затворным механизмом, который был слишком тяжелым и не позволял поддерживать необходимый темп стрельбы. К лету 1930 года подходящее решение было найдено, инженеры разделили механизм на два отдельных: первый отвечал за извлечение стрелянной гильзы, а второй — за подачу нового выстрела.

К 1932 году орудие удалось довести до требуемого уровня, и оно стало предлагаться заказчикам.

Производство орудий

Изначально основные производственные мощности находились в Швеции, однако уже в 1935 году дополнительное производство было развёрнуто в Польше.

40-мм британское орудие Mark 1 на установке Mark 3.

В 1937 году на испытания в британскую армию поступили первые образцы Bofors L60, собранные в Польше. В войсках Её Величества орудие получило обозначение QF 40 mm Mark I («QF» обозначало англ. Quick Firing

, т.е. «скорострельное»), британцы приобрели лицензию на его производство и начали вносить усовершенствования в конструкцию. Базовая модификация Bofors была рассчитана на ручную сборку, и английские инженеры в первую очередь адаптировали орудие под массовое производство. После 1937 года британские версии в огромных количествах изготавливались в Великобритании, Канаде и Австралии.

Американские военные оценили преимущества Bofors L60 28 августа 1940 года во время испытаний двух купленных у Швеции экземпляров и демонстрации морского варианта орудия на голландском шлюпе HNLMS Kinsbergen. ВМС США тайно получили от Великобритании чертежи и в обстановке строжайшей секретности начали налаживать производство. В июне 1941 года США была получена официальная лицензия на производство от концерна Bofors.

Американская корабельная установка.

Bofors модели 1936 года был признан полностью непригодным к массовому производству в США. Среди основных проблем использования в Америке шведского дизайна были: чрезмерная сложность (для производства были задействованы 2000 субподрядчиков в 330 городах США и 12 заводов Chrysler Corporation), и метрическая система измерений (практически не встречавшаяся в США в то время) и недостаточная для массового производства точность в чертежах. Американские инженеры внесли множество изменений в конструкцию орудия и боеприпасов, чтобы приспособить их к по-настоящему массовому производству, а также заменили воздушную схему охлаждения водяной и добавили электрический привод для быстрого поворота установки. Официальное обозначение американской версии «Бофорса» — 40 mm Automatic Gun.

По заказу армии и ВМС США за время Второй Мировой войны корпорация Chrysler произвела 60 000 орудий и 120 000 стволов, полностью выполнив запросы военных к 1943 году .

Производство башенных установок

Первые Bofors L60 на кораблях ВМС Нидерландов монтировались на разработанной голландской компанией Hazemeyer специальной стабилизированной установке, которая может считаться наиболее совершенным в мире зенитным оружием ближнего действия в конце 1930-х годов.

На оружейной выставке в Бельгии в апреле 1935 года компания Bofors представила сухопутный буксируемый вариант установки, стрельба из который могла вестись как без дополнительной фиксации, так и после установки специальных упоров, которая занимала около минуты. Эта модификация сразу же стала «хитом» — посыпались заказы от армий Бельгии, Польши, Норвегии и Финляндии.

Usage in battles

One of the best medium-range anti-aircraft cannons in the game, the Bofors L/60 Mark 1 provides very good AA coverage for any ship that it’s mounted on. With a 0.0986 kg TNT equivalent explosive charge in each HE round, any hit on an enemy aircraft will usually result in critical damage, if not a kill. The rounds that this gun fires have an above-average muzzle velocity and projectile mass, resulting in a much further effective range than guns of a similar calibre: laterally (i.e. targeting surface targets), the maximum range is about 3.25 km. This is most prevalent on patrol boats and other smaller vessels because it allows those equipped with the Bofors L/60 Mark 3 to knock out enemies safely outside the maximum range of almost every other autocannon (most notably, the German 2 cm/65 C/38, which have a maximum range of roughly 2 km).

Despite the gun’s small magazine size of only four rounds, the reload is short enough that there isn’t any noticeable difference between its cyclic rate of fire (the rate of fire only considering the mechanical speed of the gun) and its effective rate of fire (the rate of fire accounting for reload times). In other words, it can sustain virtually continuous fire, as if there was no reloading at all. However, this comes at the cost that if fired for too long, the gun can jam. For this reason, it can be advantageous to set the AI gunners to only target aircraft. If allowed to target surface targets, the AI gunners will often waste ammunition on targets well outside of the gun’s maximum range, leaving the guns jammed when actually needed.

The main ammunition choice to take should be 40 mm HE clips since it contains the highest ratio of HE to AP rounds, though a small amount of 40 mm AP clips should also be taken to deal with any armoured targets that may come up. With a maximum penetration of 80 mm, the AP rounds trivialize most armour that they come across. AP can also be used when an enemy is approaching straight on, in which case an already destroyed bow compartment will tank most HE damage; the AP rounds can pass through and deal damage to the rear of the boat.

Pros and cons

Pros:

  • Large explosive mass in HE round
  • High-penetration AP round
  • Very quick reload
  • Large range

Cons:

Can jam if fired for too long

Дизайн и развитие

Bofors 40 мм L / 60 против фена (1,6 дюйма) был одним из самых популярных морских зенитных орудий во время Второй мировой войны , использовал долгое время после войны в различных ролях. Однако по мере того как в послевоенную эпоху реактивные самолеты становились все более распространенными, стало ясно, что у пушки не хватало скорострельности, необходимой для эффективного противодействия этим угрозам. Летая со скоростью около 1000 километров в час (620 миль в час), реактивный самолет пролетел зону поражения 40-мм пушки Бофорс за слишком короткое время, чтобы пушка произвела достаточно выстрелов, чтобы гарантировать попадание.

Инженеры Bofors рассмотрели два решения проблемы. Один заключался в том, чтобы значительно увеличить скорость стрельбы 40-го калибра, а также внести в него любые незначительные изменения, которые улучшили бы его дальность стрельбы. Так был произведен 40-миллиметровый L70, который остается популярным и по сей день. Другой заключался в разработке более крупного оружия с гораздо большей дальностью стрельбы и большей взрывной нагрузкой, компенсирующей более низкую скорострельность. Это было основано на существующей конструкции 57 mm lvakan M / 50 , также модернизированной для увеличения дальности и скорострельности. Эта конструкция стала 57-мм пушкой L70.

Базовый вариант Bofors 57 мм (2,2 дюйма) пистолет был Марк 1 , первый ввел в эксплуатацию с Spica -класса быстрой атаки корабля в ВМС Швеции в 1966 году, он имеет темп стрельбы 200 выстрелов в минуту и Магазин на 40 патронов в артустановке с размещением внутри еще 128 патронов. С небольшими доработками орудия Mark 1 могли использовать боеприпасы, разработанные для орудия Mark 2.

Mark 2 был разработан в 1981 году , но введен в эксплуатацию с Стокгольма -класса корвет -HSwMS Стокгольме в 1985 ( систершип HSwMS Мальмё был построен в 1984 году , но вооружившись старой Mk 1, впоследствии модернизированы с Mk 2 в 2009 году), то Скорострельность немного увеличена до 220 выстрелов в минуту. Кроме того, он отличался новой легкой артустановкой с новым стволом , изготовленным из моноблочной стали (это устранило необходимость использования водяной рубашки для охлаждения ствола во время стрельбы) и новой системой сервопривода / сервомеханизма (для более быстрой реакции. время и лучшее прицеливание и управление оружием). По словам Бофорса, новая сервосистема позволила Mk 2 быть как точной, так и достаточно маневренной для использования против противокорабельных ракет, скользящих по морю, и что она могла поставить больше взрывчатки в надводную цель в течение тридцати секундного окна, чем любая военно-морская пушка. калибр менее 100 мм (3,9 дюйма).

Последней разработкой является Mark 3 , который был разработан в 1995 году, но введен на вооружение с корветом класса Visby, установленным на HSwMS  Visby в 2000 году. Эта новая конструкция сохранила артиллерийскую установку Mark 2, скорострельность и боекомплект и имеет еще одну В резервной стойке под палубой хранится 1000 патронов. Небольшой обтекатель был добавлен над стволом орудия и используется для измерения начальной скорости вылетающих снарядов в целях управления огнем , как правило, но не обязательно с новыми программируемыми боеприпасами Bofors 57 мм 3P. Кроме того, был разработан новый опциональный скрытый монтаж с низким профилем радара (также известный как малое поперечное сечение радара или RCS), который позволяет скрыть орудие от радара и обзора, когда оно не используется.

На американской службе ВМС США обозначили Mark 3 как 57-мм орудие Mark 110 Mod 0 . Согласно пресс-релизу BAE Systems от 1 августа 2005 года, Mark 110 будет производиться на заводе BAE Systems в Луисвилле, Кентукки . Компания BAE Systems получила контракт с General Dynamics на поставку двух дополнительных морских орудийных систем Mk110 для варианта Independence боевого корабля Littoral (LCS) ВМС США (USN).

Хотя 57-мм пушка может показаться не такой мощной, как более крупные морские орудия, такие как 76-мм орудие OTO Melara , некоторые ее характеристики сопоставимы; Учитывая его скорострельность и количество взрывчатого вещества на снаряд, пушка Bofors фактически обеспечивает большее количество «взрывчатого вещества, выстреливаемого в секунду», чем 76-мм.

History[]

The lineage of the Bofors can be traced back to a 1918 design by Krupp, though the final weapon owes almost nothing to its ancestor.

Much like the original Swiss version of the Oerlikon L70, the M1936 gun as designed by Bofors was in no way suited for mass production. Swedish production diagrams dictated a process involving excessive amounts of hand-finishing, with many instructions to «file to fit at assembly» or «drill to fit at assembly.» One American production engineer is said to have joked that the gun was clearly designed «so as to eliminate the unemployment problems of the Great Depression.» The US Navy also rejected the provided twin-mount design as it was not power-assisted or water-cooled, and rejected the Swedish HE ammunition as unsafe and unsuited for mass production.

The British made sweeping changes to the design in this regard, with the Chrysler Corporation using the British design as a basis and making even more alterations. Chrysler made major changes to ten components, and it was claimed these saved 7,500,000 pounds (3,402,000 kg) of material and 1,896,750 man-hours over the course of a year of production.

40mm L/60s were not available to the US Navy in quantity until 1943, but as production picked up they quickly became the preferred anti-aircraft armament, being retrofitted to virtually every class of US warship with the Iowa-class battleships each equipped with eighty. Often they used an aiming director, a pedestal mounted version of the lead-calculating electromechanical Mk 14 Gyro Gunsight for the 20mm Oerlikon called the Gun Director, Mk 51. Up to four power-assisted Bofors gun mounts (hence up to sixteen guns) could be slaved to the point-of-aim of a single gun director, allowing for extremely focused anti-aircraft fire. This proved to be one of the few effective methods of stopping high-speed Japanese kamikaze attacks in the final years of the Pacific campaign.

Postwar, the US Army still regarded the L/60 as a viable weapon system. In 1945 twin 40mm Bofors L/60s were used to arm the M24 Chaffee-based M19 Multiple Gun Motor Carriage, and in 1952 the same armament was used on the M41 Walker Bulldog-based M42 Duster self-propelled AA gun (SPAAG). The latter were used in Vietnam, often in an unintended anti-infantry role: while they started to be replaced in their AA role by the M61 Vulcan-based M163 VADS in 1969, they continued to be used by the US National Guard until 1988.

However, with the development of fast jets and reliable long-range, precision-guided weapons, the 40mm Bofors finally began to show its age, with most countries still operating it as an AA gun adopting MANPADS in the 70s and 80s to replace it. In the very low altitude air defense role for engaging aircraft forced down low by SAM coverage, it was replaced by faster-firing guns such as the 35mm Oerlikon GDF.

The most recent use of the L/60 was arming the AC-130, a development of the C-130 Hercules transport plane armed with a variety of direct-fire weapons for conducting close air support. The early AC-130A mounted two, while the E model replaced one of these with a 105 mm howitzer. These weapons were mostly taken from mothballed M42 Dusters: according to some stories, when four more AC-130s were converted in 2002, the guns had to be sourced from vehicles found on a firing range. While the latest AC-130J and W variants do not mount Bofors guns, other existing variants still carry them.

Операторы[править]

  • Австралия
  • Австрия
  • Алжир
  • Аргентина
  • Бангладеш
  • Бахрейн
  • Белиз
  • Бельгия
  • Босния и Герцеговина
  • Бразилия
  • Бруней
  • Великобритания
  • Венесуэла
  • Венгрия
  • Вьетнам Южный Вьетнам

Гана
Гватемала
ГерманияТретий рейх — на различных предприятиях в Германии (Rheinmetall-Borsig AG и др.), и за её пределами, в частности, в Австрии, Венгрии (MÁV и MÁVAG), Голландии (Hazemeyer B.V. — голландский филиал немецкой компании Siemens & Halske), Норвегии (Waffenfabrik Kongsberg).
Греция
Дания
Джибути
Доминиканская Республика
Египет
Израиль
Иордания
Индия
Индонезия
Ирак
Иран
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Йемен
Казахстан
Камерун
Канада
Катар
Кения
Кипр
Китай — на заводах Китайской северной промышленной корпорации (копия советской модели, выпускается до сих пор).
Колумбия
Кот-д’Ивуар
Кувейт
Латвия
Ливан
Ливия
Литва
Малайзия
Мальта
Мексика
Марокко
Мьянма
Нигерия
Нидерланды

  • Голландская Ост-Индия

Новая Зеландия
Норвегия
ОАЭ
Оман
Пакистан
Панама
Папуа-Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Польша (ПНР )
Португалия
Румыния (СР Румыния )
Саудовская Аравия
Сенегал
Сингапур
Россия (СССР ) — на заводах № 4, № 8, № 232, № 586 НКВ.
Судан
США
Таиланд
Китайская Республика
Восточный Тимор
Тринидад и Тобаго
Тунис
Турция
Уругвай
Филиппины
Финляндия
Франция

  • Силы Свободной Франции

Чехословакия

  • Чехия

Чили
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
Эквадор

СФР Югославия

  • Хорватия

Черногория
ЮАР
Южная Корея
ЯпонияЯпонская империя — японской промышленностью производились точные копии установок американского производства, захваченных в ходе боёв на Малайском архипелаге и на Тихоокеанском ТВД, копированием и испытаниями занимались инженеры Йокосукского военно-морского арсенала, производство было организовано на совместно с Кокурским арсеналом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector