Вертолет boeing ch-47 chinook

Боевое применение «Чинука»

Когда началась война во Вьетнаме, “Чинуки” сразу же попали туда, как часть 1-ой «кавалерийской» (аэромобильной) дивизии. Вертолёты возили солдат, вытаскивали повреждённую технику, перебрасывали бронетранспортёры и лёгкие танки, доставляли артиллерийские орудия на недоступные иным способом позиции.

Другими словами – перевозили всё, что только могли поднять. Применяли CH-47 как импровизированные бомбардировщики, сбрасывающие слезоточивые или зажигательные бомбы из хвостового люка.

После свержения шаха поставки “Чинуков” прекратились, а американским CH-47 пришлось поучаствовать в ирано-иракской войне. В 1982 году иранские «Чинуки» сыграли ключевую роль в операции “Фатхоль-Мобин”, высадив солдат в иракском тылу.

Ливия в 1976 году приобрела 24 «Чинука» итальянской сборки. Они ограниченно применялись во время войны с Чадом, а к 2002 большинство ливийских CH-47 продали, в следствии невозможности поддерживать их рабочее состояние.

На Фолклендах “Чинукам” пришлось повоевать с обеих сторон. Аргентинцы использовали четыре вертолёта – один британцы уничтожили на земле, а другой – захватили. Три британских CH-47 погибли вместе с контейнеровозом “Атлантик Конвейер”, а четвёртый прославился, перевезя, в общей сложности, 1500 бойцов, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза.

Задачами заслуженного вертолёта остаются переброска войск, эвакуация повреждённой лёгкой техники, снабжение отдалённых блокпостов.

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Известные инциденты и аварии

13 мая 1986 года
Chinook HC.1 ZA715 разбился в плохую погоду на Фолклендских островах . Вертолет с четырьмя членами экипажа и 12 военнослужащими врезался в холм в 4 милях от пункта назначения. Спасателям помешала метель, персонал был восстановлен, но один член экипажа скончался вскоре после крушения, а второй пилот и солдат скончались по дороге в больницу. Комиссия по расследованию пришла к выводу, что экипаж потерял ориентацию из -за условий « белого света
27 февраля 1987 г.
Chinook HC.1 ZA721 разбился на Фолклендских островах во время испытательного полета после обслуживания. Покинув RAF Mount Pleasant , вертолет двигался с нормальной крейсерской скоростью и на высоте от 300 до 700 футов, когда он упал и врезался в землю примерно в 6 км к юго-востоку от аэродрома; он был уничтожен последующим пожаром. Комиссия по расследованию не смогла определить точную причину, но, возможно, это было заклинивание переднего поворотного верхнего привода наддува. Все семь человек на борту, три члена экипажа и четыре техника погибли.
6 мая 1988 г.
Chinook HC.1 ZA672 врезался в пирс в аэропорту Ганновера при рулении на позицию в ограниченном пространстве. Его передний винт ударился о нижнюю часть пирса 10, в результате чего вертолет поднялся вертикально, а затем упал на бок. В задней части фюзеляжа начался пожар, который вскоре распространился. Три члена экипажа погибли, один получил серьезные травмы; Чинук был уничтожен.
2 июня 1994 г.
Chinook HC.2 ZD576 потерпел крушение на Малл-оф-Кинтайр , Шотландия, в результате чего погибли все 25 пассажиров и все четыре члена экипажа; причина оспаривается.
19 августа 2009 г.
Chinook HC.2 ZA709 Министерство обороны объявило, что Chinook совершил аварийную посадку после удара гранатомета и последующего возгорания двигателя после высадки груза к северу от Сангина в провинции Гильменд, Афганистан. Перед приземлением «Чинук» пролетел два километра в безопасную зону. Ни один из членов экипажа не получил травм, и все эвакуировали самолет до того, как их спас второй «Чинук» в том же боевом вылете. Поврежденный самолет был затем уничтожен ударами авиации коалиции, чтобы не допустить его попадания в руки талибов.
30 августа 2009 г.
Chinook HC.2 ZA673 совершил жесткую посадку во время боевых действий в районе Сангина, провинция Гильменд . У него были повреждены ходовая часть, носовая часть и передний винт, но экипаж и 15 солдат на борту не пострадали. По данным Министерства обороны Великобритании, из-за места крушения самолет не удалось безопасно вернуть, и он был уничтожен с помощью взрывчатки. Причина жесткой посадки выясняется, хотя не считается, что она была сбита.

Аварии и катастрофы

  • 11 сентября 1982 года на авиашоу в Мангейме (Германия) разбился американский CH-47C (серийный номер 74-22292), несущий парашютистов. Погибли 46 человек. Причиной стала блокировка смазки подшипников трансмиссии из-за накопления измельчённой скорлупы грецкого ореха, использовавшейся для чистки механизмов.
  • 6 ноября 1986 года британский «Чинук» компании British International Helicopters, возвращаясь с платформы месторождения Брент в Северном море, после взрыва рухнул в море в четырёх километрах к востоку от аэропорта Самборо. 45 человек погибло, двое были спасены вертолётом береговой охраны.
  • 2 июня 1994 года по невыясненной причине «Чинук» Королевских ВВС Великобритании врезался в склон мыса Малл-оф-Кинтайр. Погибли все 4 члена экипажа и 25 пассажиров, сотрудников MI5.
  • 29 мая 2001 года «Чинук» южнокорейской армии при установке скульптуры на Олимпийском мосту в Сеуле задел её несущим винтом. Фюзеляж разломился, одна часть упала в реку, вторая — на мост и загорелась. Все три члена экипажа погибли.
  • 11 сентября 2004 года «Чинук», принадлежавший греческой армии, потерпел крушение в северной части Эгейского моря. Погибло 17 человек.
  • 6 августа 2011 года вертолёт НАТО Чинук CH-47 сбит ракетой с земли в афганской провинции Вардак, к западу от Кабула. Погибли все 38 человек, находящиеся на борту. В вертолёте находились американские и афганские военнослужащие: 22 бойца «Морских котиков» (SEAL) из Военно-морской специальной группы (NSWDG; SEAL, подразделение 6), 5 военнослужащих 160-го авиационного полка специального назначения, 3 военнослужащих управления боевых диспетчеров ВВС США, военный кинолог, гражданский переводчик, 7 солдат из и служебная собака.

Особенности и преимущества

Вертолет оснастили новой электропроводкой. Она была разработана специально согласно его потребностям. По сравнению с базовой моделью на «Чинуке» была усовершенствована несущая система, оборудованная втулками из эластомера.

Силовая установка также претерпела значительные изменения. Она представлена двигателями марки T55-GA-714A. При этом была увеличена полезная нагрузка на 226 кг. Выбор этих двигателей основан на их надежности. В условиях работы при повышенных или пониженных температурных режимах они способны развивать мощность на 25% больше. Это позволяет воздушному судну быстро преодолеть неблагоприятные климатические условия.

Интересно. В условиях повышенной работоспособности эти двигатели расходуют топлива на 5% меньше, чем при обычной эксплуатации.

В вертолете «Chinook» установили три дополнительных топливных бака. Их общая емкость составляет 3028 л. Также в оснащении была применена новая система глобального управления судном. В нее входят различные авиационные приборы и устройства, управлять которыми можно одной кнопкой. Эта система работает в комплексе с инерциальной и спутниковой навигационными системами.

Приборная доска и оборудование самолета выполнено по принципу «стеклянной кабины». Панель кабины пилота оснащена различными электронными дисплеями. Чтобы оборудованием было легко управлять, предусмотрены специальные механические указатели. На них отображается вся необходимая информация

Такое конструкционное оснащение позволяет пилотам во время боевого задания концентрировать свое внимание на более важной информации

Примечание. «Стеклянная кабина» в значительной мере упрощает управление самолетом, и позволяет отказаться от бортинженера.

Описание конструкции CH-47

Вертолёт CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам — можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объём. Правда, за счёт усложнения конструкции и худшей маневренности.

Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B — T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.

Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолёта, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передаётся через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолёта дублированная, допускается 330 минут работы без масла.

Трёхлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолёта CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти — стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.

Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведёт проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.

Санитарные вертолёты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь — с правого борта CH-47, в задней части — погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолёта имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний — по 7140 кг.

Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трёх штук) с горючим помещаются в отсек для груза.

Ёмкость основных баков «Чинука» — 3900 литров, каждого дополнительного — 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолёта сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колёса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колёса управляемые, одинарные.

Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.

От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка — газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулемётными установками. В дверных проёмах и на грузовой рампе устанавливались пулемёты M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулемётами М240, аналогичного калибра.

Он нёс до пяти пулемётов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомёт. Пулемёты размещались в дверных проёмах и иллюминаторах, гранатомёт — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Описание породы

Поскольку чинуки не признаны ни одним официальным кинологическим клубом, строгого стандарта породы не существует. Разведением их занимаются частные лица, которые стараются придерживаться определённых характеристик собак:

  • Высота в холке — 54–68 см, вес — 28–42. Кобели крупнее и мощнее сук, что хорошо определяется визуально.
  • Окрас — золотисто-палевый, с высветленными участками на скулах, животе, пальцах лап. Тёмные отметины на морде, ушах, хвосте являются желательными.
  • Шерсть средней длины, плотно прилегающая к телу. На груди и шее длина волосков чуть больше. Имеет густой подшёрсток рыжего цвета.
  • Уши широко поставленные, висячие (что не является характерной чертой для ездовых собак).

Чинук — выносливая и крепкая собака, специально созданная для перевозки грузов и людей в упряжи. Но в отличие, скажем, от лаек, чинуки отличаются большей гибкостью тела, плавностью движений и некой даже грациозностью. Но в целом это чисто рабочая собака, которую выдают мощная грудь и шея, мускулистая спина и сильные конечности.

Чинук — сильная, мускулистая, но при этом грациозная собака

Характер чинука

Чинук — спокойная, уравновешенная собака, бесконечно преданная человеку. Лучше всего она чувствует себя в человеческо-собачьей стае, чувство товарищества у неё в крови (иначе вытянуть тяжёлую упряжь невозможно).

Чинук генетически расположен жить среди людей и множества других собак

Эти собаки очень общительные, одиночество для них непереносимо. Но, как и для любой крупной собаки, человек для чинука должен стать авторитетом, вожаком, только тогда пёс будет беспрекословно подчиняться, а ещё любить и уважать его.

Чинуки дружелюбные, но чужаку прикоснуться к вверенному их охране имуществу не позволят. Правда, они не очень любят лаять, редко подают голос, поэтому не надо рассчитывать, что собака на расстоянии отпугнёт потенциального грабителя.

Чинуки отличаются высоким интеллектом, смелостью, развитым слухом и обонянием. Это даёт возможность использовать породу в качестве спасателя или ищейки.

Чинук может быть использован в качестве поисковой собаки

С другими питомцами, а также детьми ладят отменно в силу своей врождённой общительности и неагрессивности. Сами чинуки взрослеют очень поздно — в 2 года это ещё резвящийся щенок.

Чинук может быть собакой-компаньоном для одинокого человека или семьи с детьми. Но нужно помнить, что ему необходимо очень много внимания со стороны хозяина, а также простор для удовлетворения физической активности.

Модификации вертолёта CH-47

Грузовые варианты “Чинука”, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных моторов, повышением грузоподъёмности, совершенствованием электроники. У вертолётов серии F, кроме того, фюзеляж новой конструкции, упрощающий обслуживание.

Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецвойск. 12 штук получил 160-й авиаполк специального назначения. Их оснастили системой дозаправки в воздухе и устройством для спуска десанта на тросах.

Следующая серия, E, имела увеличенную дальность полёта, новую авионику. Построили 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали свой вариант “Чинука” для спецопераций — Chinook HC3. Собрано было восемь таких вертолётов, но из-за проблем с авионикой их переделали в транспортные.

Удовлетворяя нужды японских сил самообороны, по лицензии производили модель CH-47 J с другими двигателями и авионикой.

Гражданские «Чинуки» обозначили индексом “модель 234”. Имелись три варианта: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские CH-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.

“Цивильное” исполнение «Чинуков» серии D стало называться “модель 414”.

В 1965-ом четыре “Чинука” переоборудовали в тяжёлые ударные вертолёты ACH-47. Три таких штурмовика, мощно вооружённых и защищённых бронёй, направили во Вьетнам — проходить войсковые испытания, но логистические трудности застопорили программу. Воевавшие вертолёты были потеряны в бою, а единственный сохранившийся по сей день используется, как учебный.

Характеристика

Порода относится к сравнительно новым, выведена она в Нью-Хэмпшире (США) и считается исключительно американской. Больше нигде в мире этих собак не разводят. Свое название получила от клички ездового пса Чинука – любимца основоположника породы Артура Уолдена. Появлению таких собак способствовала потребность в выносливых ездовых псах, которые бы обладали высокой работоспособностью и имели хорошую скорость в беге. Для создания породы использовали животных разных видов и впервые чинуки приняли участие в полярной экспедиции, которую возглавил генерал Берд.

В ходе путешествия они продемонстрировали свои необычные способности, транспортируя тяжелый груз на длительные расстояния, показывая при этом довольно высокую скорость. Когда исчезла необходимость в использовании собак в грузоперевозках, и без того малочисленное количество собак значительно сократилось. Порода не пропала лишь благодаря стараниям организованного в 50-е годы прошлого века Клуба любителей чинук, который существует и сегодня. Эта организация является единственной в мире, которая занимается разведением и контролем породы, являющейся все равно самой малочисленной. Несмотря на все старания членов Клуба, международная ассоциация кинологов все еще не признала эту породу официально.

Первоначально порода предназначалась исключительно для работы в упряжке, но благодаря тому, что в качестве прародителей были использованы разные виды собак, животные обладают разными качествами. Главным образом их используют как ездовых, для транспортировки грузов, но они также отлично подходят в качестве компаньонов. В выставках и конкурсах представители породы не могут принимать участие, поскольку не признаны официально, но они хороши в роли домашних любимцев, особенно для людей, которые ведут активный образ жизни, любят длительные прогулки и путешествия. В таких мероприятиях чинук станет верным компаньоном и помощником.

Как такового стандарта не существует, но к основным характеристикам породы можно отнести:

  • рост – 55-68 см;
  • вес – 29-42 кг;
  • крепкое телосложение с глубокой поджарой грудью и сильной спиной;
  • хорошо развитую мускулатуру тела, сильные конечности;
  • небольшую голову с удлиненной мордой, сильную прямую шею;
  • висячие уши средних размеров;
  • темные глаза с черной окантовкой;
  • плотно прилегающую шерсть с мягким подшерстком, который отдает легким рыжим отливом;
  • окрас преимущественно золотисто-палевый, но может быть в некоторых местах более светлым;
  • самцы выделяются большими размерами, нежели самки.

Боевое применение

Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме

Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.

США

За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A

Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.

70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.

В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.

За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.

В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.

25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».

Италия

Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.

Иран

В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.

Разведка на советской границе

В 1978 году два иранских «Чинука» были сбиты советскими истребителями МиГ-23 на границе.

Война с Ираком

Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.

Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время дневного вылета в операции «Хайбер» в 1984 году, иранский CH-47 был сбит иракским «МиГом», погибли все 33 десантника и весь экипаж. После этого случая всем иранским пилотам вертолётов запретили летать в светлое время суток.

Борьба с афганским наркотрафиком

Иранские «Чунуки» использовались в операциях против афганских наркоторговцев, массово проникавших через границу.

6 мая 2001 года в районе приграничного с Афганистаном города Торбете-Хейдерие, потерпел крушение иранский вертолёт CH-47C, участвующий в боевой операции, погибло 5 из 18 человек находившихся на борту.

Фолклендская война

Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.

Война в Чаде

В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе.

Уход

Идеально, когда и хозяева настроены на подвижный образ жизни. Если вы завели такого пса, то гуляйте с ним минимум 1,5-2 ч. в сутки. Это если живёте в городе, а в частном секторе обеспечьте ему свободный выгул по двору.

Пёс большой и сильный. Ежедневно он захочет много двигаться. Будьте готовы к часовым и более прогулкам и не только пешком, но и на велосипеде. Пёс с удовольствием не спеша пробежится 2 км. Давайте такие нагрузки только тренированной собаке. До 1 г. пока собака растёт и крепнет, старайтесь не перегружать любимца. Тренируйте умеренно.

Лучше всего, когда собака будет жить в частном доме. Сделайте для любимца вольер, оборудуйте его будкой. Он там будет отдыхать днём и ночью. На цепь этих собак не садят, они слишком человеколюбивы и большинство хозяев разрешают питомцам свободно заходить в дом, общаться со всеми членами семьи. Это радует пса и всех домашних.

Делайте вольер с крышей, козырьками, чтобы даже в дождь, там было довольно сухо. У чинука густой подшёрсток. Его минимум еженедельно, а лучше чаще вычёсывать специальными щётками.

Чинуки аккуратные собаки. Когда пёс станет чумазым его можно покупать. Совершайте процедуру только тогда, когда тепло на улице. Если прохладно, то питомца нужно высушить в доме феном, иначе, он может простудиться. Из-за густого подшёрстка, шерсть может долго сохнуть.

У некоторых чинуков бывает аллергия. Она поражает не только кожу, но и глаза животного. Из-за плохой экологии аллергии сейчас у многих собак, вне зависимости от породы.

Чинуков нужно дрессировать. Потом, проходите специальный курс, помогающий справляться с доминантным поведением собаки, особенно кобеля.

Раз в 6 мес. или когда есть проблемы — водите питомца на осмотр к ветврачу. Регулярно прогоняйте глисты, ежегодно прививайте.

При кормлении натуралкой, давайте витамины.

История появления CH-47

Создание “Чинука” — история довольно простая и краткая, без трагических эпизодов.

В 1956 армия США выразила желание заменить вертолёт CH-37 с поршневыми моторами новой машиной с газотурбинным двигателем. Позже требования расширились — «вертушка» должна была заменить грузовые H-21 и H-34, при этом имея возможность перебрасывать до 15 десантников.

Создатель геликоптера H-21 — фирма Piasecki Helicopter (к этому времени переименованная в Vertol), уже разрабатывала прототип нового вертолёта — V-107, и он военных устраивал. Но, в итоге V-107 сочли слишком лёгким для транспортных задач и слишком тяжёлым — для штурмовых.

V-107 всё-таки попал на вооружение ВМС США и Корпуса Морской Пехоты под названием CH-46.

Новый, более крупный и мощный вертолёт фирмы Vertol получил внутреннее обозначение V-114, и “военное” — HC-1B.

В первый полёт “модель 114” отправилась в сентябре 1961, после покупки компании фирмой Boeing. Уже в 1962 V-114 приняли на вооружение, переименовав в CH-47. А возникшая традиция называть вертолёты в честь индейских племён принесла CH-47 ещё одно имя — “Чинук”.

Винтокрылая война

В числе первых американских воинских частей, прибывших в 1961 году для оказания помощи южновьетнамскому союзнику, оказались две транспортные роты армейской авиации США, укомплектованные «летающими бананами» Н-21. В 1962 году во Вьетнам прибыли еще три роты. Вместе с ротами армейской авиации сюда же направились и дивизионы Корпуса Морской пехоты США. В отличие от армейских рот морпеховские дивизионы были укомплектованы вертолетами S-58. В жарком климате и условиях высокогорья они оказались значительно эффективнее Н-21. В 1963 году громоздкие «летающие бананы» стали заменяться новейшими легкими многоцелевыми вертолетами «Белл-204», а затем «Белл-205 Хью». Очень удачно спроектированный, оснащенный мощной газотурбинной установкой, надежный и выносливый «Белл Хью» стал главным винтокрылым бойцом войны и своеобразным символом Вьетнама. ежегодно отправляла в Индокитай сотни таких машин, доведя в 1967 году их выпуск до рекордной величины 1 650 штук. Модификации «Хью» выпускаются до сих пор. Общее число построенных машин достигло 16 тысяч абсолютный мировой рекорд в вертолетостроении.

Обзор вертолета

С того времени выпустили не один вариант, в том числе СН-47В, имеющие турбовальные двигатели Т55-L-7C мощностью на валу две тысячи сто двадцать пять киловатт (две тысячи восемьсот пятьдесят литров в секунду), с новой конструкцией лопастей на несущем винте. Первая модель поднялась в атмосферу воздуха в октябре 1966 года, поставлять её начали 10 мая 1967 года. За ним следовала модель СН-47С, имеющая два турбовальных двигателя Т55-L-11C и мощность две тысячи семьсот девяносто шесть киловатт (3750 л.с.), усиленную трансмиссию и большую емкость баков для топлива. Первая модель такого вертолета совершила полет 14 октября 1967 года, а в начале 1968 года начали поставлять серийные машины.

Девять аппаратов, подобных модели CН-47C, построили для канадских Вооруженных сил, обозначив СН-147. Поставлять начали в сентябре 1974 года. Эту модель оборудовали последними системами безопасности и управления полетом, оптимальная масса во время взлета с земли составляла 22268 килограмм, а во время аварийного взлета с воды — 20865 килограмм. Помимо того, в кабине могли расположиться пять стрелков, в распоряжении любого был пулемет с калибром 12,7 или 7,62 миллиметров, помещенный на гибкую направляющую. Соответственно программе развития армии Америки, по одному вертолету всякой модели — СН-47А, СН-47В, а также СН-47С демонтировали до главного каркаса с дальнейшим проведением реконструкции для получения совершенствованного стандарта, который стал в качестве опытного образца СН-47D.

Эти совершенствованные вертолеты имели более мощные турбовальные двигатели, трансмиссию с увеличенным числом передачи и новым оборудованием электронного типа, а их конструкцию подвергли многим изменениям. На них используют вспомогательную силовую установку и тройную систему крюков для того, чтобы подвесить груз. После того, как были завершены летные испытания этих опытных моделей Американская фирма Боинг Вертол начала выполнять программы по переделке вертолетов СН-47А по стандарту СН-47D, и первый из них поставили в 1982 году. Британские внутренние силы сделали заказ на 33 вертолета, подобных варианту СН-147 Канады, обозначение его Chinook НС.Mk I. Они имеют британское оборудование и несколько специально предназначенных приспособлений. Первое устройство поставили в августе 1980 года, а в начале 1982 года осуществили поставку всех тридцати трех машин. Начиная с 1970 года вертолеты Чинук начали выпускать в Италии для заказчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector