Атака на пёрл-харбор: японская империя наносит удар

Местные СМИ

Газеты

  • Адвокат Кофс-Коста — Газета Адвоката издается по средам и субботам и бесплатно доставляется во все дома. Газета также использует онлайн-публикации, статьи в которых публикуются ежедневно. Онлайн-указатель статей с 1993 по 2004 год и избранных статей, датируемых 1900 годом, поддерживается городской библиотекой Кофс-Харбора, хотя индексируются только статьи, относящиеся к Кофс-Харбору и его людям.
  • Coffs Coast Independent — еженедельная полноцветная газета бесплатно доставляется каждый четверг во все дома в районе Кофс-Харбор, закрыта в 2012 году.

Телевидение

  • ABC , ABC TV Plus , ABC Me , ABC News (общественный вещатель)
  • SBS , SBS Viceland , SBS Food , NITV (мультикультурный общественный вещатель)
  • Девять ( NBN Television ), 9Gem , 9Go! , 9Life (в собственности и под управлением Nine Network )
  • Prime7 , 7two , 7mate , 7flix ( филиал Seven Network )
  • , 10 Bold , 10 Peach — (Владелец WIN Corporation ), ( филиал Network 10 )

Из трех основных коммерческих сетей:

  • Телевидение NBN транслирует NBN News , региональную часовую программу, включающую отказ от участия для Среднего Северного побережья , каждую ночь в 18:00. Он транслируется из студий Ньюкасла с репортерами из местной редакции новостей.
  • Prime7 News выпускает получасовой бюллетень местных новостей для Северного побережья в 18:00 каждый будний вечер. Он транслируется из студий в Канберре с репортерами, базирующимися в местной редакции новостей.
  • WIN Television в течение дня транслирует короткие местные новости из своей студии Wollongong .

Коммерческий

  • 106.3 Triple M — часть Southern Cross Austereo , Triple M в значительной степени ориентирована на местный регион Coffs Coast, а также на такие шоу, как Moffee For Breakfast , The Ray Hadley Morning Show , Arvos with Whitey и играет хиты для взрослых. До 15 декабря 2016 года станция была известна как 2CS FM.
  • Hit 105.5 — часть Southern Cross Austereo, в Hit 105.5 есть местное шоу завтраков в Кофс-Харборе под названием AB & Ben Show .

Начат в 1997 году как третья коммерческая лицензия на побережье Кофс. До 15 декабря 2016 года радиостанция была известна как Star FM .

2HC 639 AM — Музыка, новости, формат разговора. Часть суперсети группы вещания, непрерывно транслирующая программы из 2SM в Сиднее, за исключением местной программы, транслируемой из Кофс-Харбора с 12:00 до 15:00 в будние дни. Станцию ​​купил Билл Каралис в 2005 году.

Труба пониже, дым пожиже

Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».

Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.

Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»

А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.

Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.

Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.

Начало нападения

26 ноября 1941 года одно из ударных соединений японского флота (командиром которого являлся вице-адмирал Тюити Нагумо) вышло с базы, находящейся в заливе Хитокаппу (современное название — залив Касатка) на острове Итуруп, по распоряжению командующего флота Исороку Ямамото. Ударная группировка состояла из шести авианосцев, которые в сумме переносили более 400 истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. В эскорте было 2 линкора и 2 тяжелых крейсера, а также один легкий, в дополнение их прикрывали 9 эсминцев. Также в операции участвовало около 6 подводных лодок, транспортировавших к месту сражения карликовые подводные лодки. Все эти боевые единицы различными, скрытыми путями были отправлены к точке сбора, где им предстояло получить последние предписания, которые зависели от решения японского командования по поводу начала войны.

В итоге 1 декабря было принято решение о начале войны, и уже на следующий день было передано сообщение адмиралу Нагумо. В свою очередь, Ямамото отправил шифрованное послание ударной группировке. Оно гласило: «Взойдите на гору Нийтака», это означало, что атака должна была начаться 7 декабря.

Пока ударная авиация добиралась до острова, в это же время там была обнаружена и потоплена японская мини-субмарина.

В 7:02 при помощи РЛС американцам удалось засечь приближающихся японцев, однако лейтенант Тайлер успокоил персонал станции, сказав, что это свои. Аналогичную информацию передала и радиостанция, которая использовалась для пеленгации. В тот день на базу действительно должны были прилететь бомбардировщики B-17, однако радару повезло засечь именно японцев.

Уже спустя 40 минут началась атака, и стали слышны первые взрывы. Несмотря на начавшийся хаос и разруху, ровно в 8:00 военные музыканты на USS Nevada начали исполнять гимн США. В это же время и было отправлен сигнал тревоги, гласивший: «Воздушный налет на Перл-Харбор — это не учения».

Поскольку в гавани не оказалось авианосцев, это внесло беспорядок в действия японцев, которые были вынуждены выбирать цели по своему усмотрению. По итогу налета оказались потоплены 4 линкора, 2 эсминца и минный заградитель. 3 легким крейсерам, 4 линейным кораблям и 1 эсминцу были нанесены тяжелые повреждения. Также американцы потеряли более 188 самолетов сбитыми и еще 159 поврежденными. Особенно тяжело пришлось личному составу — 2 403 убитых (1 102 погибли на борту линкора «Аризона», который был взорван), при этом число раненых достигло отметки в 1 178. Японцы же потеряли всего 29 самолетов уничтоженными и 74 поврежденными.

Вторая волна состояла из более чем 160 самолетов. Среди них было 54 — B5N2, 78 — D3A1 и 35 — A6M2. В её состав не были включены торпедоносцы, поскольку основная ставка была сделана именно на первую волну, причем уменьшили даже истребительное прикрытие. Тем не менее, этому эшелону и было суждено встретить самое ожесточенное сопротивление — американцы уже смогли поднять в воздух несколько истребителей, хоть и большая часть из них уже была уничтожена.

Силы сторон перед началом боя

Видная роль в подготовке нападения на Перл-Харбор отводится адмиралу Ямамото, который выстроил всю тихоокеанскую стратегию Императорского флота. Именно Ямамото был приверженцем идеи, что японцы должны напасть первыми. Японский адмирал стал вдохновителем идеи внезапной атаки силами авиации военно-морского флота США на его главной базе. Исполнителем и командующим операцией был назначен адмирал Нагумо. По подсчетам японских военных, основной силой, которая способна была выполнить поставленные задачи, являлись японские авианосцы. Для участия в операции планировалось использовать все 6 имеющихся на тот момент в Императорском флоте авианосцев.

В операции задействовали лучших пилотов, собранных со всех авиационных подразделений военно-морского флота. Количество самолетов, отведенных для участия в налете, составляло громадную цифру – почти 400 единиц. В состав ударных соединений морской авиации входили пикирующие бомбардировщики Aichi D3A1 (тип «99»), самолеты-торпедоносцы Nakajima B5N2 (тип «97»). Прикрывать атакующие самолеты должны были японские истребители Mitsubishi A6M2 (тип «0»), известные всему миру как «Zero».

Большая роль в успехи операции отводилась режиму секретности. Для ударного соединения к месту проведения операции был проложен обходной маршрут. Перед тем как с палуб японских авианосцев взлетели первые самолеты, японская эскадра прошла не одну тысячу миль. За все 10 дней похода американцам так и не удалось обнаружить столь крупное соединение кораблей в океане, и они совершенно потеряли японцев из виду. Японские авианосцы прикрывали в море два линейных крейсера, два тяжелых и один легкий крейсер. Эскорт соединения обеспечивался 9 эсминцами.

Командование Тихоокеанским флотом США, адмирал Киммель и высшее командование вплоть до Комитета начальников штабов находились в полном неведении о готовящемся нападении. На тот момент в бухте Перл-Харбор находились все основные силы Тихоокеанского флота, включая:

  • 8 линейных кораблей;
  • 2 тяжелых крейсера;
  • 6 легких крейсеров;
  • 30 эсминцев и миноносцев;
  • 5 субмарин различного класса.

Имея такое крупное и мощное соединение морских и воздушных сил, американское командование даже не предполагало вероятность атаки базы с моря. Спасло американцев от катастрофических последствий и полного разгрома отсутствие на базе авианосцев. Три из находящихся в составе флота авианосца – «Саратога», «Лексингтон» и «Энтерпрайз» находились кто в море, кто проходил ремонт на Западном побережье США. Информацию о том, сколько в гавани Перл-Харбора находится авианосцев, японцы упустили. Бой проходил в основном между американскими кораблями, силами ПВО военно-морской базы и японской морской авиацией.

Торпедой по воротам

Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.

Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».

Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор

Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.

Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.

Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.

Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт

Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.

Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?

В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док

Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.

Спорт

В городе есть четыре клуба в стране регби Лиги NSW «S Group 2 регби конкуренции; Кометы Кофс-Харбора, Пантеры Сотелла, Морские коньки Вулгулга и Топорники долины Орара. Все клубы предлагают записи в возрастных группах от младше 7 лет до первого класса. Sawtell Panthers — действующие чемпионы в первом классе и до 18 лет, а Woolgoolga Seahorses заняли второе место после Port Macquarie Sharks в резервном классе.

В городе проводятся местные футбольные соревнования по австралийским правилам, в которых участвуют два клуба; Кофс-Харбор и Сотелл Сэйнтс.

Есть также мужская и женская футбольная лига , два клуба союза регби (Coffs Harlequins и Southern Cross University), соревнования по баскетболу среди юниоров и взрослых и представительные соревнования Coffs Suns, хоккей на траве и соревнования по нетболу.

В 2001 году Кофс-Харбор принимал отборочные матчи региона Океании к чемпионату мира по футболу 2002 года . Одним из таких матчей, сыгранных в Кофс-Харборе, был матч Австралии 31: 0 в Американском Самоа , который установил новый мировой рекорд по крупнейшей в истории победе международной ассоциации по футболу.

В течение 2000-х годов на курорте Пасифик-Бэй размещался лагерь Уоллаби, в котором Уоллаби называли Кофс-Харбор своим домом.

В 2007 и 2013 годах в Кофс-Харборе проводились репрезентативные матчи Лиги регби «Сити — Кантри» .

В городе находится международный стадион Кофс-Харбор , на котором проходили отборочные матчи чемпионата мира по футболу FIFA и отборочные матчи женских Олимпийских игр 2008 года в Пекине для Матильды по футболу, а также некоторые предсезонки Национальной лиги регби (NRL) и однодневный крикет. Матчи. Кофс-Харбор также известен как прекрасное место для прыжков с парашютом из-за видов на внутренние районы, где Большой Водораздельный хребет встречается с морем.

В регионе с 1970-х до начала 1980-х годов проводились международные ралли . После этого события стали частью чемпионата Австралии по ралли и чемпионата штата Новый Южный Уэльс. Это был город-хозяин ралли Австралии , этапа чемпионата мира по ралли в 2011 году . В ралли использовались дороги из соседнего Беллингена и графства Намбукка в дополнение к Кофс-Харбору. Митинг навсегда вернулся в Кофс-Харбор в 2013 году . В году ралли проводилось в ноябре с суперспециальным этапом на пристани Кофс. Последний раз он проводился в 2018 году .

Кофс-Харбор является домом для трех местных спортивных мероприятий, привлекающих тысячи участников каждый год: триатлона Кофс-Харбора (bcu Coffs Tri), фестиваля бега в Кофс-Харборе и купаний Coffs Ocean Swims, которые собирают деньги для местных детских благотворительных организаций.

Цели и средства

Итак, мы выяснили, что, плюнув на высокие потери из-за неподавленной ПВО и задействовав все ударные самолёты только по инфраструктуре, японцы действительно могли уничтожить бóльшую часть запасов топлива и серьёзно ослабить судоремонтные возможности базы. Что возвращает нас к вопросу: почему они даже не планировали это делать?

И тут придётся вспомнить, для чего вообще проводился рейд на Пёрл-Харбор.

Благодаря оглушительному пропагандистскому эффекту данной операции, многие воспринимают её как главную и решающую на начальном этапе японского «блицкрига». Но на самом деле основные события, в которых были задействованы более 400 тысяч человек от японской армии и основные силы их флота, разворачивались за тысячи миль оттуда. И целью развязанной Японией войны был вовсе не флаг с восходящим солнцем над Вашингтоном, а захват нефти Голландской Ост-Индии и перерезание последнего канала внешнего снабжения китайской армии через Бирму.

Японское наступление в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, декабрь 1941– апрель 1942 года

При этом даже вторжения в британскую Малайю и на американские Филиппины были лишь вспомогательными операциями, которые должны были обеспечить фланги основных, и никакого Пёрл-Харбора в исходных планах японского генштаба не наблюдалось. Идея этой, ещё одной обеспечивающей операции принадлежала лично главкому Объединённого флота ВМС Японии адмиралу Исороку Ямамото и была навязана им начальству незадолго до начала боевых действий.

Единственной задачей рейда на Пёрл-Харбор было сделать так, чтобы Тихоокеанский флот США — в первую очередь его линейные силы — не путались под ногами всё то время, что понадобилось бы Японии на завоевание её колониальной империи.

То есть как минимум полгода. И решить эту непростую задачу требовалось при помощи достаточно ограниченных средств, которые генштаб с большим скрипом выделил, ослабив соединения, предназначенные для основного театра.

Автор идеи адмирал Исороку Ямамото и разработчики авиационной составляющей рейда: контр-адмирал Такидзиро Ониси и капитан 2-го ранга Минору Гэнда

Поскольку японская морская авиация — включая палубную — уже четыре года активно воевала в Китае, соответствующие специалисты в штабе Объединённого флота на практике знали реальную эффективность лёгких бомбардировщиков по наземным целям. А ещё они хорошо представляли масштабы добычи нефти в США и возможности их танкерного флота. Так что планировавшие операцию офицеры не хуже нас понимали, что авиаудары по инфраструктуре Пёрл-Харбора создадут проблемы Тихоокеанскому флоту США максимум на несколько недель.

В то время как даже повреждённые корабли ремонтируются месяцами, а замена уничтоженным строится вообще годами. Так что японцы логично выбрали единственный вариант, который можно было реализовать имевшимися силами, — выбить корабли. В результате рейд на Пёрл-Харбор полностью выполнил поставленную перед ним задачу: Тихоокеанский флот США не смог помешать основным японским операциям, а его линкоры впервые сумели выйти в море как раз спустя полгода, в начале июня 1942 года, да и то — больше для поднятия собственного боевого духа.

Хотя одну связанную с Пёрл-Харбором «роковую ошибку» японцы всё же допустили. Но случилась она ещё 20 октября 1941 года — когда генштаб ВМС Японии вообще дал согласие на эту операцию.

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор, базировались самолёты трёх типов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице.

Тип Американское название Скорость, км/ч Дальность полёта, км Вооружение Экипаж Назначение
Аити D3A1 , тип 99 Вэл (Val) 450 1400 250-кг бомба под фюзеляжем, две 60-кг бомбы под крыльями, три 7,7 мм пулемёта 2 Пикирующий бомбардировщик
Мицубиси A6M2 , модель 11 Зеро (Zero) 545 1870 по две 20-мм пушки и 7,7 мм пулемёта, две 60-кг бомбы под крыльями 1 Истребитель
Накадзима B5N2 , тип 97 модель 12 Кейт (Kate) 360 1100 457-мм торпеда или более 500 кг бомб или 800 кг бомба, 7,7 мм пулемёт 2-3 Торпедоносец, высотный бомбардировщик

Самолёты первой волны

О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема первой волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор События в бухте Пёрл-Харбор во время первой волны японского авиаудара

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели
Высотные бомбардировщики «Кейт» Вооружение: 800-кг бронебойная бомба
«Акаги» 15 «Мэриленд», «Теннесси», «Зап. Вирджиния»
«Кага» 14 «Аризона», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Сорю» 10 «Невада», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Хирю» 10 «Аризона», «Калифорния»
ВСЕГО: 49
Торпедоносцы «Кейт» Вооружение: авиационная торпеда Mk91
«Акаги» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Калифорния»
«Кага» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Невада»
«Сорю» 8 «Юта», «Хелена», «Калифорния», «Релей»
«Хирю» 8 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Хелена»
ВСЕГО: 40
Пикирующие бомбардировщики «Вэл» Вооружение: 250-кг авиационная бомба
1п «Сёкаку» 26 Хикэм
2п «Дзуйкаку» 25 Уэллер
ВСЕГО: 51
Истребители «Зеро» Вооружение: 20-мм пушки и 7-мм пулемёты
«Акаги» 9 Хикэм, Эва, о. Форд
«Кага» 9 Хикэм, о. Форд
«Сорю» 8 Уэллер, Эва, самолёты на м. Барберс
«Хирю» 6 Уэллер, Эва, самолёты на м. Барберс
«Сёкаку» 6 Канэохе, Беллоуз
«Дзуйкаку» 5 Канэохе
ВСЕГО: 43
ВСЕГО в первой волне: 183

Самолёты второй волны

О. Оаху, Гавайские о-ва. Схема второй волны японского авиаудара по базе Пёрл-Харбор События в бухте Пёрл-Харбор во время второй волны японского авиаудара

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели
Высотные бомбардировщики «Кейт» Вооружение: 250-кг авиабомба и 6 60-кг авиабомб
«Сёкаку» 9 База гидросамолётов о. Форд
«Сёкаку» 18 Канэохе
«Дзуйкаку» 27 Хикэм
ВСЕГО: 54
Пикирующие бомбардировщики «Вэл» Вооружение: 250-кг авиационная бомба
1п «Акаги» 18 Танкер «Неошо», о. Форд, «Мэриленд»
2п «Дзуйкаку» 17 Верфь ВМФ
3п «Сорю» 17 Верфь ВМФ, доки, линкоры
4п «Кага» 26 Верфь ВМФ, доки, линкоры
ВСЕГО: 78
Истребители «Зеро» Вооружение: 20-мм пушка
«Акаги» 9 Аэродром Хикэм
«Кага» 9 Аэродромы Хикэм, о. Форд, Уэллер
«Сорю» 9 Аэродром Канэохе
«Хирю» 8 Аэродромы Канэохе, Боллоуз
ВСЕГО: 35
ВСЕГО во второй волне: 167

Надпечатка Гавайи

на долларах США после атаки Пёрл-Харбора на случай оккупации островов Японией. 1942

В фильмах, на телевидении и в видеоиграх

Фотография с USS Missouri , глядя на мемориал USS Arizona.

Выживший в Перл-Харборе Билл Джонсон читает список имен, внесенный в Мемориал авианосца Аризона.

Вспомните Перл-Харбор (1942) A Republic Pictures B-фильм с Доном «Рэдом» Барри в главной роли, один из первых фильмов, откликнувшихся на события.

«Воздушные силы» , пропагандистский фильм1943года, изображающий судьбу экипажа « Мэри-Энн» , одного из бомбардировщиков B-17 «Летающая крепость », который влетел в Хикэм-Филд во время атаки.

7 декабря. Фильм , снятый Джоном Фордом для ВМС США в 1943 году, представляет собой фильм, воссоздающий атаки японских войск. Кадры из этого голливудского развлечения были ошибочно использованы как «настоящие кадры нападения», сначала в двух различных документальных фильмах, выпущенных в 1991 году в ознаменование 50-летия нападения, а затем снова в телевизионной сети CNN во время развлекательного информационного сообщения в 2001 году.

Отсюда и в вечность (1953), экранизация романа Джеймса Джонса, действие которой происходит на Гавайях накануне нападения.

В фильме «Путь вреда» (1965) режиссер Отто Премингер адаптировалроман Джеймса Бассетта , который открывается 6 декабря 1941 года на Гавайях, и изображает нападение с точки зрения людей корабля, способного покинуть гавань. .

Буря над Тихим океаном , также известная как Hawai Middouei daikaikusen: Taiheiyo no arashi (Hawaii-Midway Battle of the Sea and Sky: Storm in the Pacific Ocean) и I Bombed Pearl Harbor (1961), спродюсированные японской студией Toho Company и в главных ролях Тоширо Мифуне рассказывает историю японских летчиков, участвовавших в рейде на Перл-Харбор и битве за Мидуэй. Отредактированная версия, дублированная на английский как I Bombed Pearl Harbor, была выпущена в США в 1961 году.

Туннель во времени , сериал; Сезон 1, Эпизод 4: День, когда небо упало (1966). По сюжету Тони пытается спасти жизнь отца, но терпит неудачу.

Тора! Тора! Тора! (1970), совместное производство Японии и США о нападении «дотошно» в своем подходе к анализу ситуации, приведшей к бомбардировке

Он изображает японскую атаку на Перл-Харбор как с американской, так и с японской точек зрения, с тщательным вниманием к историческим фактам, включая использование США криптоанализа Magic .

Жемчужина (1978), телевизионный мини-сериал , написанный Стирлингом Силлифантом , о событиях, приведших к нападению.

Сериал » Уолтонс» ; Сезон 7, серия 10: Day Of Infamy , вышедшая в эфир в 37-ю годовщину бомбардировки 7 декабря 1978 года.

Путешественники! Телевизионный сериал; «Скрытая атака», сезон 1, серия 14, дата выхода в эфир — 13 февраля 1983 года. Путешественники во времени прибывают в Перл-Харбор 7 декабря и спасают жизнь генерала Дугласа Макартура (который в то время находился на Филиппинах; в рассказе есть он присутствовал на «сверхсекретной встрече» в Перл-Харборе).

Роман американского писателя Германа Вука «Ветры войны» был написан между 1963 и 1971 годами

Роман заканчивается в декабре 1941 года после нападения. Телевизионный мини-сериал, основанный на книге, был спродюсирован Дэном Кертисом и вышел в эфир в 1984 году. В нем снимались Роберт Митчем и Али МакГроу , а Ральф Беллами сыгралпрезидента Рузвельта.

Перл-Харбор (2001), история любви, действие которой происходит в преддверии нападения и его последствий.

Атака на Перл-Харбор (2007), имитатор полета, основанный на Атаке на Перл-Харборе и последующих битвах за остров Уэйк , Мидуэй и Коралловое море . Игра была переиздана в 2010 году под названием Pearl Harbor Trilogy — 1941: Red Sun Rising .

Enemy Within (2019) изображает инцидент в Нихау .

На полпути (2019) Атака на Перл-Харбор занимает видное место в первом акте фильма. Большая часть последовательности атаки видна с точки зрения людей на палубе USS Arizona, когда он взрывается и тонет во время атаки.

Пиррова победа

С точки зрения немедленного эффекта успех операции превзошел все ожидания.

Американский флот оправлялся от потерь шесть месяцев. За это время Япония сравнительно легко захватила Индонезию, Филиппины, Бирму, Малайю, Гонконг и Сингапур. Ее флот вышел в Индийский океан.

Берлин предложил союзнику высадить десант на юге Аравийского полуострова, а после захвата Суэцкого канала Роммелем провести свои корабли в Средиземное море.

Вторая мировая: Эрвин Роммель

Британия принялась срочно укреплять оборону Индии и взяла под контроль управлявшийся французскими вишистами Мадагаскар.

Однако, когда миновало первое потрясение, выяснилось, что потери США не критичны.

База в Перл-Харборе сохранила дееспособность. Пирсы, арсенал, хранилища топлива, верфь, электростанция, штабные здания не пострадали.

А главное, американские авианосцы и два новейших и самых мощных линкора «Северная Каролина» и «Вашингтон» находились во время атаки в других местах. Достраивались еще восемь аналогичных кораблей.

Возмездие не заставило себя ждать. Уже 18 апреля 1942 года бомбардировщики с авианосца «Хорнет» опровергли заверения генерала Сугиямы, нанеся удар по Токио, Нагое и Йокосуке («рейд Дулиттла»).

4-5 июня США одержали ключевую победу над японским флотом у атолла Мидуэй. «Морской Сталинград» обозначил перелом в ходе войны на Тихом океане, раз и навсегда превратив Японию в обороняющуюся сторону.

Четыре из шести японских авианосцев, участвовавших в нападении на Пирл-Харбор, были потоплены у Мидуэя. Всего из 22 кораблей эскадры к концу войны уцелел лишь один.

Примечания

Grand Joint Exercise No. 4

Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo, американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».

Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.

Флот США превосходил японский по числу линкоров, в то же время японские линкоры были быстрее американских, что позволяло им выбирать дистанцию боя.

Контр-адмирал, в 1941 году был назначен начальником Морского Генштаба.

Агава Хироюки «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор» (глава 8, п.7).

Дальность полёта G3M – 3690 км, G4M – 4720 км (О. Дорошкевич «Самолёты Японии Второй Мировой войны»). Расстояние от Маршалловых до Гавайских островов немногим более 3900 км.

После проведения больших общефлотских манёвров «Fleet Problem XXI» было принято решение оставить линейный флот на Гавайях, т.е. Пёрл-Харбор стал основной базой Тихоокеанского флота США (А. В. Мандель, В.В. Скопцов «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки
Часть 2»).

На IJN Nagato не было системы кондиционирования воздуха, а разработка плана продолжалась в закрытом помещении очень и очень долго.

Тут стоит обратить внимание и на личность адмирала Нагумо – он был большим знатоком боевого использования торпедного оружия. Будучи капитаном крейсера IJN Takao, он помогал молодым офицерам, его разборы были поучительны и логичны
Но в японском флоте была пагубная черта – назначать командующими флотов по старшинству. Пробелы в специальных областях должны были восполняться знаниями и опытом офицеров штаба. Однако часто это приводило к тому, что планы операций, разработанные штабом, часто принимались командующими без подробного анализа

И Нагумо, оказавшись «не в своей тарелке», очень часто доверял разработку планов Минору Гэнде, а когда и принимал обсуждение плана предстоящей операции, всегда выступал за осторожность и проявлял нерешительность.

М. Футида, М

Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

К сожалению, источники несколько расходятся в этом вопросе. Так, Самуэль Элиот Морисон в книге «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942» ни слова не сказал про участие лёгкого крейсера в операции. В книге Мицуо Футиды «Сражение у атолла Мидуэй» упоминается участие корабля этого типа, а Шерман уточняет – это был лёгкий крейсер IJN Abukuma. Есть ещё один источник, который подтверждает участие крейсера IJN Abukuma: С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин «Все крейсера Второй Мировой», в котором говорится, что он был флагманом 1-й флотилии эсминцев 1-го флота. Вероятно, Морисон, в попытке привести как можно более точные цифры, упустил из виду не столь маленький корабль, что же, неприятно, но не критично.

Это соединение оставило Токийский залив около 1 декабря и 7-го ночью прибыло в район острова Мидуэй, каким путем — неизвестно.

М. Футида, М. Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

Самуэль Элиот Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».

А. Больных «Авианосцы».

Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель USS Arizona).

Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».

Радиолокационная станция Opana Point сообщила о нападении Японии за час до прибытия самолетов, однако адмирал Киммел решил ничего не делать

За радаром на Opana Point наблюдали рядовые Элиот и Локард. Они заметили сильный всплеск активности на приборах и обратились в Информационный Центр, который еще не полностью функционировал на тот момент. Сигнал был принят рядовым Макдональдом, который передал его единственному дежурному офицеру. Лейтенант Кермит Тайлер, проходящий обучение в Центре, решил, что точками на радаре являются бомбардировщики В-17, летящие с материка. Он сказал операторам: «Забудьте про это». Выше доклад не пошел, и адмирал Киммел просто ничего не знал. Так что вина лежит на рядовых сотрудниках и, частично, на тех, кто проводил обучение.

19 век

В начале 19-го века, Перл-Харбор не использовался для больших судов из-за мелкого прохода в гавань. Интерес США на Гавайских островах вырос в результате китобойного промысла и торговой деятельности в Тихом океане. Уже в 1820 году, США назначила человека который должен был заботится о Американском бизнесе в порту Гонолулу. Американские миссионеры и их семьи стали неотъемлемой частью гавайской политического органа.

На протяжение 1820-х и 1830-х годов, многие военные американские военные корабли посетили Гонолулу. в 1841 году газета которая печаталась в Гонолулу выступает за то, что бы США создала военно-морскую базу на Гавайях для защиты американских граждан, занимающихся китобойного промысла.

После 1868 года, когда командующий Тихоокеанским флотом посетил острова что бы позаботиться об американских интересах, морские офицеры сыграли важную роль во внутренних делах. Они служили в качестве арбитров в бизнес-спорах, переговоров на тему торговых соглашений и защитников правопорядка. Периодические рейсы между островами и на материк на борту военных кораблей США были организованы для членов Гавайских королевской семьи и важных острову правительственных чиновников.

В 1875 году США и королевство Гавайи заключили договор о сотрудничестве, по которому флот США получал доступ к гавани Пёрл-Харбор в обмен на специальные условия для импорта гавайского сахара в США. Позже, по итогам Испано-Американской войны 1898 года США окончательно захватили Гавайи.
После аннексии гавань была расширена, что дало возможность принять больше кораблей. В 1908 году была построена судоверфь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector