Как устроен авианосец (11 фото)

Обзор[править | править код]

В настоящее время авианосцы являются наибольшими военными кораблями из когда-либо построенных. Современный авианосец имеет на борту несколько десятков самолётов, в число которых могут входить истребители, штурмовики, самолёты-заправщики, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, противолодочные самолёты, разведывательные самолёты и самолёты радиоэлектронной борьбы. Наряду с этим, авианосец располагает группой вертолётов, которые представляют собой поисково-спасательные, разведывательные, противолодочные и транспортные машины.

Современный авианосец имеет ядерную энергоустановку и мощные электрические двигатели, большой запас авиационного топлива и вооружения, что позволяет значительное время действовать вдали от своих берегов.

В качестве задач авианосцев определяют: противовоздушную оборону морских соединений на марше, противолодочную оборону морских соединений, воздушную поддержку сухопутных войск в прибрежной зоне, уничтожение противовоздушной обороны противника, обеспечение завоевания превосходства в воздухе в заданном районе, уничтожение кораблей противника.

Стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой составляет около 4 миллиардов долларов США. Месячные расходы по содержанию авианосца (без жалования персоналу) составляют свыше 10 миллионов долларов США.
В настоящее время только девять стран имеют авианосцы на вооружении. В это число входят Бразилия (1), Великобритания (5), Индия (1), Испания (1), Италия (1), Россия (1), США (23), Таиланд (1), Франция (2).

Китай на данный момент ( год) имеет на стапелях недостроенные авианосцы.

Модернизации и переоборудования

IJN Akagi после модернизации

После ввода в строй и до 1934 года авианосец принимал участие в парадах, различных смотрах, периодически проводились различные маневры, а также боевая подготовка экипажа. В конце 1934 года уже достаточно устаревший, в связи с развитием авиации, корабль отправили в Сасебо для модернизации, которая продлилась до 31 августа 1938 года.

Модернизация корабля началась с демонтажа всех полетных палуб. Вместо средней и нижней взлетных полос были сделаны ангары для увеличения количества самолетов, топлива и боеприпасов для них. В силовой установке заменили 8 малых котлов, работавших на угле на более мощные потреблявшие только мазут. В результате этого увеличилась общая мощность до 133 тыс. л.с., а емкость топливных цистерн составила 5775 тонн, что увеличило запас хода до 13 000 миль. Изменили форму и размер дымовой трубы, для противовеса которой на левом борту корабля соорудили небольшую надстройку.

Ангары, не закрытые с боков, что было одним из наибольших недостатков корабля, зашили стальными листами. Значительные изменения претерпела и полетная палуба, которую продлили на всю длину корабля, в результате общая длина палубы составила 249 метров, что являлось рекордом для кораблей японских ВМС. Системы управления огнем и радиооборудование заменили уже позже, зимой 1940 года. Авиагруппу, в апреле 1941 года, заменили на новейшие японские самолёты, экипаж и летчики приступили к интенсивной боевой подготовке.

Галерея

Технические характеристики Akagi до и после модернизации
Технические параметры IJN Akagi в 1927 IJN Akagi в 1938
Стандартное водоизмещение, т 26900 36500
Полное водоизмещение, т 34364 41300
Полная длина, м 261 260
Длина по ватерлинии, м 248 250
Полная ширина, м 31 31
Ширина по ватерлинии, м 28 28
Средняя осадка, м 8 8
Длина полетной палубы, м 190 249
Ширина полетной палубы, м 30 30
Запас топлива, т 3900 – мазут

2100 — уголь

5775 — мазут
Запас хода, миль 8000 8200
Скорость экономичного хода, узлов 14 16
Максимальная скорость, узлов 32,5 31,2

История создания

Предшественники

Головной корабль одноимённой серии — авианосец HMS Implacable.

Предшественники авианосцев типа Audacious — тип Implacable были построены на основе предшествующего типа Illustrious, но отличались более мощным вооружением, оборудованием и новыми самолетами.

Несмотря на то, что они вошли в состав Королевского флота лишь к середине 1944 года, авианосцы всё же успели поучаствовать в некоторых боях, а HMS Indefatigable — даже получить повреждения в битве за Окинаву.

После окончания войны авианосцы были непригодными для использования, так как стали появляться новые реактивные самолеты, которые не могли поместиться в их низкие ангары. В 1950—1952 годах их переоборудовали в учебные авианосцы, а в 1954 году они были окончательно сняты с вооружения.

Предпосылки к созданию

Опыт первых лет войны дал британскому флоту понимание необходимости концентрации мощи палубной авиации. Самым простым способом реализовать это требование было увеличение размеров авианосца. Кроме того, больший авианосец мог использовать новые самолеты, вес и размеры которых постоянно росли.

Это и стало предпосылками к созданию авианосцев типа Audacious. HMS Eagle и HMS Ark Royal стали последними и самыми крупными британскими авианосцами. За 30 лет службы они прошли сложный путь совершенствования: начав с поршневых самолетов, завершили службу с реактивными машинами третьего поколения.

Проектирование

100px
200px
bottom

1

2

3

4

5

6

Схема расположения палуб авианосцев типа Audacious.

1
Схема бронирования авианосцев типа Audacious.

2
Схема ангаров авианосцев типа Audacious.

3
Расположение котельных, машинных и румпельных отделений авианосцев типа Audacious (боковая проекция).

4
Приблизительное расположение котлов и турбин авианосцев типа Audacious (вид сверху).

5
Приблизительное расположение блоков, машинных отделений и котельных авианосцев типа Audacious (вид сверху).

6
Дымоходы авианосцев типа Audacious (боковая проекция).

Отправной точкой для нового проекта стал Implacable, увеличенный почти в полтора раза; число самолетов предполагалось довести до 80-90. В 1942-1943 годах британцы заложили два корабля этого класса с намерением ввести их в строй три-четыре года спустя. Однако темпы строительства оказались невысокими, и в 1945-м готовность была далека от планов. Было принято решение приостановить достройку — причиной стала революция в авиации. Сразу после войны, в ходе которой авианосцы доказали свое подавляющее превосходство, их же существование оказалось под вопросом. Реактивные самолеты становились тяжелее и больше (что требовало более мощных катапульт, более сильных тормозных устройств, вместительных ангаров, просторных полетных палуб), их взлетные и посадочные скорости росли — и летчик не успевал реагировать на отклонения от курса или глиссады, о которых ему сообщал контролер на палубе. Аварийность резко выросла.

Все проблемы удалось решить именно британцам — на смену опасным и слабым гидравлическим катапультам появились паровые, мощности которых хватало с избытком, зеркальная система посадки значительно упростила работу летчиков, а отклонение оси посадочной палубы влево (угловая полетная палуба) дало возможность в случае промаха просто «дать газ» и уйти на второй круг.

Авианосец Энтерпрайз

Еще один самый большой авианосец, достойный попадания в наш рейтинг. Своей длиной в 342,3 метра он превосходит все военные корабли. Но не только длина отличает этот авианосец от других – он первым был оснащен силовой установкой, работающей на энергии цепной реакции деления ядра. В планы военных разработчиков США входил выпуск еще 5 подобных авианосцев, но поскольку на создание первого судна ушло больше 459 млн долларов, продолжать данную линию передумали. Именно поэтому на авианосец не поставили слишком дорогой корабельный зенитно-ракетный комплекс «Terrier», вместо него была установлена американская управляемая ракета RIM-7 Sea Sparrow с меньшей дальностью, а в дальнейшем прибавили и другие комплексы.

Любопытно, что одной загрузки ядерного горючего вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную работу корабля в течение тринадцати лет. За этот период он может покрыть около миллиона миль.

На создание гиганта понадобилось порядка трех лет, в 1957 году началось строительство авианосца. Спустя пять лет корабль отправился в свое первое настоящее морское крещение под руководством капитана Винсента ДеПо. Дебютную военную операцию “Энтерпрайз” совершил во время Карибского кризиса. В 1965 году военному кораблю нашли применение в Юго-Восточной Азии, где ему довелось поучаствовать во Вьетнамской войне. Кстати, в тот момент он был первым авианосцем с ядерной установкой, участвующим в военных действиях. В этот же период «Энтерпрайз” установил мировой рекорд – в течение 24 часов с борта авианосца поднялось 165 боевых единиц.

Довелось «Энтерпрайзу» пережить и аварию – недалеко от ракеты Zuni в 127 миллиметров располагался заведенная самоходная безрельсовая наземная транспортная машина, предназначенная для буксировки транспортных средств. Именно ее выхлопные газы высокой температуры стали причиной самозапуска ракеты, в результате чего она врезалась в бак с топливом, находившейся на борту самолета, а это уже привело к разливу горючего. Последствия были глобальны – взорвались авиационные бомбы, больше двадцати человек экипажа погибли, почти 350 получили ранения, пятнадцать самолетов были разрушены. Суммарный урон составил больше ста млн американских долларов. Кстати, сам гигант совсем не пострадал.

В 80-х годах на «Энтерпрайзе» провели капремонт ядерного реактора и сняли корабельный радар SCANFAR компании Hughes Aircraft. В начале нового столетия авианосец принял участие в военной операции, проведенной США и Великобританией против Ирака, «Лис пустыни», также его использовали для изгнания талибов из Афганских земель. После чего он вернулся в воды Персидского залива, где оказывал воздушную поддержку американцам во время боевых действий против Ирака. Несколько лет назад «Энтерпрайз» снова обустроился в Персидском заливе.

История военного кораблестроения в США

Первая мировая война привела к резкому увеличению морской авиации в США – с 54 самолётов до Первой мировой войны до 2107 в 2020 году. Но воздушные суда по-прежнему оставались только вспомогательной военной силой. Для изменения ситуации США потребовались авианосцы, которые бы смогли перемещать самолёты по всем мировым водным путям. В 1919 году было решено переоборудовать угольщик ВМС США «Юпитер» в первый авианосец.

За период с 1919 по 2020 с верфей США сошло 70 боевых кораблей, адаптированных для базирования и обслуживания авиационных групп. Каждое новое поколение было больше и совершеннее предыдущего, а распространение авианосцев по всему миру обеспечило США статус мощной военной державы.

Инженеры Соединенных Штатов предлагали всё новые и новые модификации боевых кораблей. Перспективные – запускали в производство глобальными сериями, неудачные – тестировали и отправляли на слом. В количестве более 2-х единиц верфи США выпускали серии:

  • «Йорктаун» – первый стандартизированный тип, активно использовался во Второй Мировой войне.
  • «Эссекс» – тяжёлые ударные боевые единицы, выпущенные в период 1940-1945 гг.
  • «Индепенденс» – лёгкие авианосцы США, результат ускоренного строительства военных кораблей в период Второй мировой войны
  • «Мидуэй» – тяжёлые ударные авианосцы с повышенным водоизмещением, построенные по аналогии с британскими кораблями того же назначения.
  • «Форрестол» – большие тяжёлые ударные авианосцы послевоенных лет.
  • «Китти Хоук» – модифицированные варианты моделей «Форрестол» с увеличенной длиной и иным расположением лифтов.
  • «Нимиц» – атомные современные авианосцы США с водоизмещением до 106 тонн, самые большие военные корабли во всём мире.

Следующей масштабной в производстве серией обещает стать линейка «Форд» – многоцелевые атомные авианосцы, улучшенная версия серии «Нимиц».

Модернизации и переоборудования

40-мм зенитное орудие OQF Marks IV (Bofors).

20-мм зенитный автомат Oerlikon.

Опыт войны продемонстрировал необходимость увеличения количества зенитных стволов, которое происходило за счёт установки дополнительных зенитных автоматов: 40-мм OQF Marks IV (Bofors) и 20-мм Oerlikon. окончательное зенитное вооружение авианосцев типа Illustrious представлено в таблице.

Зенитное вооружение авианосцев типа Illustrious
Корабль/Орудия 114-мм 4.5″/45 QF Mark III 40-мм 2-pdr QF Mark II 40-мм OQF Marks IV (Bofors) 20-мм Oerlikon 76-мм Mk.33
HMS Illustrious 8 двухорудийных башеш 5 восьмиствольных установок 3 одноствольные установки 19 спаренных установок 14 одноствольных установок
HMS Victorious 8 двухорудийных башеш 5 восьмиствольных установок 2 четырёхствольные установки2 спаренные установки9 одноствольных установок 45 одноствольных установок 6 двухствольных установок
HMS Formidable 8 двухорудийных башеш 6 восьмиствольных установок 12 одноствольных установок 54 одноствольные установки
HMS Indomitable 8 двухорудийных башеш 6 восьмиствольных установок 2 четырёхствольные установки2 спаренные установки13 одноствольных установок 36 одноствольных установок

Кроме того боевые действия продемонстрировал, что зенитная артиллерия не способная в одиночку справиться с массированной атакой авиации и доля истребителей постоянно росла. Помимо этого предпринимались попытки увеличить количество действующих самолётов, используя палубы для их размещения и доводя число самолётов до 50 единиц и выше. Но это немедленно вызывало трудности в обеспечении их топливом, так как бензохранилища были небольшими.

Летом 1941 года начались поставки на вооружение бомбардировщиков-торпедоносцев Fairey Albacore. Очевидно неудачные истребители в 1941-42 годах заменялись как на самолёты английского производства ( Supermarine Spitfire Mk.V, Hawker Sea Hurricane, так и американского производства Grumman F4F Wildcat (в Великобритании называвшиеся Martlett Mk.I и Mk.5).

Американская палубная авиация была явно лучше и в 1943 году эскадрильи торпедоносцев были также перевооружены на Grumman TBF Avenger, а истребительные на Chance Vought F4U-4 Corsair.

Правда в 1944 году английские самолёты вновь были приняты вооружение некоторых эскадрилий. Это были бомбардировщики-торпедоносцы Fairey Barracuda Mk.II и истребители Supermarine Seafire.

HMS Victorious после модернизации 1950 года использовал несколько типов реактивных самолётов ( Supermarine Scimitar, De Havilland DH110 Sea Vixen, De Havilland DH112 Sea Venom, Blackburn Buccaneer) и вертолётов ( Westland Whirlwind, Westland Wessex).

Авиационное вооружение авианосцев типа Illustrious
Год модернизации/ Классы самолетов Истребители Ударные самолеты Вертолеты
1939-1940 Fairey Fulmar Mk I. и Mk. II Fairey Swordfish
лето 1941 Fairey Fulmar Mk I. и Mk. II Fairey Albacore
1941-1942 Supermarine Spitfire Mk. V, Sea Hurricane,Grumman F4F Wildcat Fairey Albacore
1943 Chance Vought F4U-4 Corsair Grumman TBF Avenger
1944 Supermarine Seafire Fairey Barracuda Mk.II
1950 Supermarine Scimitar,De Havilland DH110 Sea VixenDe Havilland DH112 Sea Venom De Havilland DH112 Sea Venom,Blackburn Buccaneer Westland Whirlwind, Westland Wessex

В 1943 — 1944 годах на авианосцы были установлены радары Type 277 для наземного поиска и определения высоты и РЛС Type 272. Кроме того, свой артиллерийский радар Type 285 получил каждый из четырёх директоров управления огнем Mk V 114-мм универсальные орудия 4.5″/45 QF Mark III, а директор управления огнем Mk IV каждого 40-мм орудия QF 2 Mark VIII получил собственную РЛС управления артиллерийским огнём Type 282.

К концу войны на кораблях появилась аппаратура опознавания «свой-чужой», а также РЛС раннего предупреждения Type 281B и радиолокационный индикатор цели Type 293.

На все авианосцы кроме HMS Formidable во время их ремонта в США радиомаяк типа 72 заменили американским YE.

В 1945 году на HMS Illustrious был снят центральный вал, вследствие чего скорость ограничилась 24 узлов, на HMS Indomitable — установили американскую станцию наведения истребителей SM-1, а на HMS Victorious — радар SG.

Экскурс в историю

В самом начале своего появления авианосцы активно не применялись. Ведь боевой потенциал самолета как основного носителя вооружения еще не был до конца раскрыт. Первая Мировая война, казалось, навсегда похоронила еще неокрепшее дитя. И хотя между двумя мировыми войнами этот класс кораблей продолжал развиваться, ни одно из государств даже не задумывалась о том, чтобы отдать пальму первенства на море авианесущему кораблю. Балом правили линейные корабли и линейные крейсера. Имея мощную артиллерию, калибр которой мог превысить 400 мм, они были мощнейшим средством разрушения.

Во время Второй Мировой войны были спущены такие гиганты, как «Бисмарк» и «Ришелье», «Ямато» и «Айова».

Первыми тревожными звонками для линкоров стали ноябрь 1940 и декабрь 1941 годов. В первом случае атака британской палубной авиации на линейный флот Италии позволила Великобритании захватить инициативу в Средиземном море. Во втором разрушительный налет японской авиации на Перл-Харбор полностью уничтожил линейный флот американцев. После окончания битвы у Мидуэй в июне 1942 года стало ясно, что господство в открытом море могут обеспечить только авианосцы.

Юджин Эли взлетает с палубы USS Pennsylvania 18 января 1911 г.

Во Второй Мировой войне авианосцы получили бурное развитие, выполняя самый широкий спектр задач. Появились отдельные классы авианосцев: тяжелые, легкие, эскортные, вспомогательные, учебные и т.д.

Эскортный авианосец предназначался для противовоздушной и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Он имел водоизмещение до 24 тыс. т и скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25–30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования.

Легкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Он имел водоизмещение до 20 тыс. т и скорость до 32 узлов (59 км/ч). Вооружение: до 50 самолетов, около 70 зенитных автоматов. Экипаж до 1400 человек.

Тяжелый авианосец предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Он имел водоизмещение до 55 тыс. т и скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: до 100 самолетов, до 12 орудий калибра до 200 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел.

В ходе войны было построено 194 авианосца, значительная часть которых переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Практически каждый пятый был потоплен.

В послевоенный период большинство морских держав начали массово списывать свои боевые корабли, избавляясь от линкоров, авианосцев и крейсеров. Великобритания окончательно потеряла статус великой морской державы, а Япония не могла даже мечтать о былом величии. Мощный авианосный флот остался только у американцев, уничтожать его они не спешили. Более того, стратеги в Пентагоне продолжали активно развивать этот тип кораблей.

Вступление в строй в 1961 году авианосца «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой открыло новую эру в развитии авианосцев. На тот момент это был самый большой надводный корабль за всю историю флота с практически неограниченной автономностью плавания. Этот год можно смело считать годом рождения ядерного авианосного флота США.

Авианосец «Энтерпрайз» с ядерной силовой установкой

На протяжении последних семидесяти лет авианосцы активно участвовали во многих локальных войнах. Это войны в Корее и Вьетнаме, Фолклендский кризис, операция «Буря в пустыне», бомбардировка Белграда и др.

Авианосец эволюционировал и стал универсальной боевой платформой, смертельно опасной для потенциального противника. Наличие на борту различных по назначению типов летательных аппаратов позволяет авианосцу выполнять множество боевых задач. Это поиск и уничтожение авиации, подводных лодок и кораблей противника, высадка десанта на побережье и нанесение ракетно-бомбовых ударов по береговым целям и в глубину. До появления стратегических ядерных подводных лодок на авианосцах размещались даже бомбардировщики с ядерным оружием. Авианосцы были неотъемлемым инструментом в стратегии США по уничтожению СССР.

Общие сведения

HMS Eagle — головной корабль типа Audacious.

HMS Ark Royal — второй корабль типа Audacious.

Авианосцы типа Audacious (рус. «Одейшес»), также известный по имени головного корабля после переименования как тип Eagle, были созданы как дальнейшее развитие тяжёлых авианосцев типа Implacable, отличаясь увеличением числа самолётов на борту и большей высотой ангаров, для размещения в них новых, более крупных самолётов. Всего было запланировано к постройке четыре корабля этого типа, но заложены были лишь три, ни один из которых к окончанию войны ещё не был даже спущен на воду. В послевоенные годы их достройка значительно затянулась и в итоге в строй вступили лишь два из них, в 1951 и 1955 годах.

Авианосцы типа Audacious в послевоенные годы являлись наиболее крупными и мощными кораблями КВМС Великобритании, а также стали крупнейшими из когда-либо вступивших в строй британских военных кораблей, не считая авианосцев типа Queen Elizabeth.

В 1950-х — 1960-х годах оба авианосца типа Audacious несли активную службу, приняли участие в ряде операций и неоднократно модернизировались. Однако после принятия 1966 году решения о сокращении авианосного флота Великобритании, авианосцы даже этого типа были сочтены слишком малыми для обслуживания новейших реактивных самолётов. Первым в январе 1972 года HMS Eagle, а затем в декабре 1978 года и HMS Ark Royal были сняты с вооружения и разобраны на металлолом в 1978-79 годах.

Построенные корабли

Авианосцы типа Illustrious
Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата заказа Дата закладки Дата спускана воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота Судьба
87 HMS Illustrious Vickers-Armstrongs, Barrow-in-Furness 13.04.1937 27.04.1937 05.04.1939 25.05.1940 1956 В декабре 1954 года выведен в резерв, в 1956 году продан на слом и в 1957 году — разобран в Гэр-Лох.
38 HMS Victorious Vickers-Armstrongs, Wallsend 13.01.1937 04.05.1937 14.09.1939 14.05.1941 1969 В 1967 году выведен в резерв после пожара. В 1969 году списан и разобран на металл в Фаслейн.
67 HMS Formidable Harland & Wolf, Belfast 19.03.1937 17.06.1937 17.08.1939 24.11.1940 1953 В 1946 году выведен в резерв, а в 1953 году — разобран на металл в Инверкитинг.
92 HMS Indomitable Vickers-Armstrongs, Barrow-in-Furness 06.07.1937 10.11.1937 26.03.1940 11.10.1941 1955 В 1953 году выведен в резерв, а в 1955 — разобран на металл в Фаслейн.

Легкие авианосцы России не нужны


Фото пресс-службы МО РФ

Военно-морской флот считает строительство легких авианосцев для России нецелесообразным. Об этом сегодня заявил заместитель главкома ВМФ Виктор Бурсук. По его словам, «с точки зрения экономической, соотношения цена-качество, легкие авианосцы нецелесообразно строить для РФ. Более предпочтительно строить авианосцы порядка 70 тысяч тонн водоизмещением, которые позволяют нести на борту большее количество летательных аппаратов».

При этом, по словам адмирала, «технический проект еще не разрабатывался». Мол, когда начнем его разрабатывать, станет понятно, что более выгодно.

Между тем, еще в декабре прошлого года вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный комплекс, утверждал, что авианосцы в России можно строить сразу на трех верфях: в Петербурге, на Дальнем Востоке и в Крыму. Правда, он, видимо, не знал, что ни в Петербурге, ни на дальневосточной «Звезде», ни тем более в Керчи, где сегодня строят всего лишь малые ракетные корабли третьего ранга (водоизмещением 800 тонн, в то время как даже у легкого авианосца водоизмещение – 20-40 тыс. тонн) опыта строительства таких кораблей нет. В советское время тяжелые авианесущие крейсеры (сегодня в строю в ВМФ России только один такой корабль – «Адмирал Кузнецов») строили на Украине, на заводе в Николаеве. Кстати, у «Кузнецова», которому предстоят длительные ремонт и модернизация, полное водоизмещение 59 тыс. тонн.

А сенатор, полковник Франц Клинцевич, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, тогда же заявил, что «в ближайшее время в России будут заложены шесть авианосцев». Во-первых, аж шесть, во-вторых, в ближайшее время!

Заметим, что тот же адмирал Бурсук в прошлом году утверждал, что строительство нового авианосца для ВМФ РФ заложено во втором программном периоде новой государственной программы вооружения (ГПВ). По его словам, «к созданию авианосца нового поколения мы приступим во втором программном периоде ГПВ» (то есть в период с 2023 по 2028 год).

А теперь получается, что «технический проект еще не разрабатывался». При этом непонятно, о каком техническом проекте идет речь – легкого авианосца или тяжелого? Заметим, что в Крыловском государственном научном центре в инициативном порядке работают над обликом легкого многоцелевого авианосца. Как сообщал портал Flot.com в прошлом году, после завершения первого этапа создания нового авианосца будет оформлен паспорт экспортного облика и рекламный паспорт проекта. «Попробуем сделать это по упрощенной схеме, – сказал источник портала, – концепция легкого многоцелевого авианосца станет дополнением к нашему авианосцу «Шторм». Легкий авианосец дешевле и быстрее в постройке».

В общем, такое впечатление, что на флоте еще даже не знают, чего хотят. Получается, есть Морская доктрина, есть Главный штаб ВМФ, есть масса НИИ и институтов, но никто не знает, какие авианосцы нужны стране, если, конечно, они вообще ей нужны. Впрочем, до 2021 года (когда корабелы обещают модернизировать «Кузнецова» и вернуть его флоту), ВМФ России вообще останется даже без своего единственного авианесущего крейсера.

У США в строю с десяток атомных авианосцев. И они продолжают их строить. Именно благодаря большому количеству построенных авианосцев, а также огромному опыту их применения США стали ведущей морской державой мира. Считать, что в Пентагоне сидят дураки, наверное, будет неправильно.

А пока они строят авианосцы, в Главном штабе ВМФ все еще не могут определиться – какие корабли данного класса нужны флоту. А если не могут определиться, какие могут быть шансы на их строительство. По сути, никаких. Понятно, что денег нет, с трудом удается сдавать (и то, как правило, с опозданием) корабли москитного флота. Получение флотом какого-нибудь малого ракетного корабля типа «Буян-М», предназначенного для внутренних морей (то есть Черноморского, Азовского и Каспийского) подается как великая победа.

Но ведь не всегда в стране не будет хватать денег. Значит, о больших кораблях, то есть и об авианосцах, нужно думать уже сейчас. И определяться с тем, какой нужен авианосец, и думать над обликом корабля, и проектировать его. Неужели даже на это в казне нет денег?

«Адмирал Кузнецов»

Среди авианосцев Европы и Азии выделяется корабль, получивший название в честь великого адмирала МФ СССР, Кузнецова. Этот гигант считается одним из мощнейших и крупнейших.

Разработка авианосца началась в 1982 году. Технические показатели гиганта обещали сделать из него передовой авианосец. Палубу задумали сделать удлиненной, чтобы истребители Су-25 и Су-27 имели возможность взлетать. На военном корабле “Адмирал Кузнецов” впервые применили оптическую систему посадки на авианосец «Луна».

Длина «Адмирала Кутузова» составляет чуть больше трехсот метров, что позволяет размещаться на нем 25 вертолетам и такому же количеству самолетов. Если судить по боевому и радиолокационному оснащению, то наш авианосец непременно займет место среди лидеров. На его палубе находятся двенадцать ПУ «Гранит», восемь «Кортиков», шесть артиллерийских установок АК-630М и четыре установки «Кинжал». Благодаря такому мощному вооружению авианосец может вести бесперебойный огонь длительное время. На данный момент на действующем авианосце решено полностью заменить истребители Су-33 на МиГ-29К, а в дальнейшем приступить к капитальному ремонту.

https://youtube.com/watch?v=yVWIziBwqGw

История создания

Предпосылки к созданию

Чертёж проекта Unryu

В 1934 году Япония расторгла договор об ограничении вооружений. В конце 30-х годов между Японией и США возникла «гонка вооружений». Авианосцы проекта планировалось построить в противовес американским кораблям. Японцы хотели строить авианосцы по проекту Taiho и в 1941 году Морской Генеральный Штаб утвердил постройку трёх таких кораблей. Однако спустя некоторое время проекты двух кораблей изменили и строили их по проекту модифицированного IJN Hiryu водоизмещением 17 тыс. тонн. Плановая стоимость постройки составляла 110 млн. иен.

К середине 1942 года японцы потеряли в сражениях с американцами 5 авианосцев. К тому времени на постройке в верфи находился только один авианосец IJN Taiho. В результате совещания 20 — 21 июня 1942 года было принято решение разработать новые тактические приёмы для авианосцев и увеличить их количество. Разработанная адмиралом Симада Сигэтаро и начальником Морского Генерального Штаба адмиралом Нагано Осами на совещании новая программа постройки кораблей предполагала строительство 5 авианосцев типа Taiho и 15 средних авианосцев типа Unryu. В окончательном варианте программы остались только средние авианосцы, а строительство больших планировалось начать лишь в 1943 году. Как оказалось, и в 1943 году Японии не удалось начать их постройку.

Проектирование

Чертёж IJN Unryu

Для упрощения постройки, первый корабль серии IJN Unryu строился по модифицированному проекту на верфи в Йокосука. В нём были исправлены некоторые недостатки проекта Hiryu, сокращено количество самолётоподъёмников до двух, и надстройка была размещена на правом борту. На IJN Unryu, IJN Amagi, IJN Kasagi были установлены механизмы, специально заказанные для авианосцев, а на IJN Katsuragi и IJN Aso механизмы, стандартные для эсминцев. Была усилена противоторпедная защита, ангары были оборудованы огнеупорными жалюзи, системами пожаротушения. Машинные и котельные отделения, погреба боезапаса и топливные ёмкости были защищены сверху 45-мм бронёй. Конструкция полётной палубы также была усилена. После сражения за Мидуэй, в проект внесли еще несколько изменений и строительство авианосца началось 1 августа 1942 года.

«Императорские» авиатранспорты

«Орлица» так и осталась единственным кораблем-носителем гидропланов в составе Балтийского флота. Остальные одиннадцать русских гидроавиатранспортов, которые успели переоборудовать до выхода России из Первой мировой войны, служили на Черном море. Это были уже упомянутые транспорт «Днепр», яхта «Алмаз» и бронепалубный крейсер «Кагул», а также бывшие пассажирские пароходы «Император Александр I» и «Император Николай I» и переоборудованные из румынских грузопассажирских судов «Дакия», «Император Траян», «Король Карл», «Принчипесса Мария» и «Румыния».

Оба «императорских» гидроавиатранспорта до начала войны принадлежали Русскому обществу пароходства и торговли (РОПиТ) и ходили на Черном море, а затем были мобилизованы и превратились во вспомогательные крейсеры II класса. Примечательно, что один из этих крейсеров — «Император Александр I» — первоначально носил имя «Император Александр III», он был переименован после призыва на военную службу, поскольку в составе Черноморского флота уже служил линкор с таким же именем. Оба гидроавиатранспорта наряду с «Алмазом» и «Румынией» в самом конце декабря 1916 года вошли в состав первого в истории русского флота настоящего авианесущего соединения — отряда (позднее дивизиона) корабельной авиации. Согласно утвержденному в конце ноября 1916 года «Положению о дивизионе корабельной авиации», он был предназначен «действовать вдали от своих прибрежных районов, независимо от постоянных прибрежных воздушных станций» и состоял из тридцати двух гидросамолетов и четырех кораблей.

Два корабля из состава дивизиона — те самые «императорские» гидроавиатранспорты — участвовали 7 февраля (23 января по ст. ст.) 1916 года в налете на Зонгулдак и в других боевых операциях. Активно воевал и гидроавиатранспорт «Алмаз», который нес на борту сначала два, а затем четыре гидросамолета М-5 конструкции Дмитрия Григоровича. В самом начале войны бывшая яхта, ставшая крейсером II ранга, участвовала в поисках переданного Турции германского крейсера «Гебен», а ее гидросамолеты вели противолодочную разведку и выполняли связные функции. Всего же за годы Первой мировой войны с участием «Алмаза» были потоплены шесть судов противника. Крейсеры «Память Меркурия» и «Кагул», тоже переоборудованные под размещение гидросамолетов, не менее активно воевали, хотя и не как гидроавиатранпорты, а как обычные боевые корабли. А вот «Днепр» в серьезных операциях не участвовал, поскольку к тому времени был уже сильно устаревшим и служил учебным судном для морских летчиков Черноморского флота.

По-разному сложилась и судьба переданных России 9 сентября 1916 года пяти румынских грузопассажирских пароходов, которые с самого начала решено было переоборудовать под гидроавиатранспорты. Из них в серьезных боевых операциях довелось участвовать прежде всего «Румынии», чьи гидросамолеты М-9 в 1917 году вели аэрофотосъемку босфорских укреплений и бомбардировали их, а «Дакия» и «Король Карл» в августе 1917 года поддерживали огнем бортовой артиллерии и вылетами своих гидропланов операции Румынского фронта. Остальные два «румынских» гидроавиатранспорта принять участие в боевых действиях не успели, а после революции все пять кораблей были возвращены Румынии.

1 «Джеральд Р. Форд»

  • Страна: США
  • Годы эксплуатации: с 2015
  • Экипаж: 2 500 — 2 700 чел.
  • Длина: 335 м
  • Ширина: 45 м
  • Осадка: 8 м
  • Скорость: 30 узлов
  • Авиационная группа: более 75 самолётов и вертолётов
  • Ракетное вооружение: ПУ ЗУР ESSM и противоракет RIM-116

Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» — серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии. Головной корабль заложен 14 ноября 2009 года, введение его в строй планируется в 2016 году. Помимо него, запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей, по мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут заменять авианосцы «Нимиц».В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH.На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца состоит из ракет, артиллерийских выстрелов, бомб и ракет «воздух-земля» для ударных самолётов, торпед и глубинных бомб для противолодочной авиации.

Нравится

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector