Характеристики самолета миг-31

Модификации:

МиГ-25МП / Е-155МП  (изделие “83”) – переходная  модель-прототип истребителя-перехватчика МиГ-31. Первый полет – 16 сентября 1975 г. Построено 2 самолета на ММЗ им.А.И.Микояна.

МиГ-31 (изделие “01”) – серийные самолеты производства Горьковского авиазавода “Сокол”. Первая установочная серия – самолеты с бортовыми №№011 и 012 выпущены летом 1977 г. Первый полет на самолете №011 совершен 13 июля 1977 г., на самолете №012 – 30 июня 1977 г. Крупносерийное производство началось в 1979 г.  В 1980 г.  первый серийный самолет поступил в части ПВО, официально принят на вооружение в декабре 1981 г.,  с 1984 г.  полностью сменил на конвейере МиГ-25.

МиГ-31М – модернизация МиГ-31, изменения в вооружении и оборудовании (новая РЛС), первый полет совершил в 1986 г. По состоянию на 1995 г. произведена небольшая серия для испытаний. Увеличены наплывы в корневой части крыла,  изменено  остекление кабины,  увеличены размеры гаргрота, увеличен угол наклона вниз носовой части.

МиГ-31Д (изделие “07”) – носитель ракеты противоспутниковой системы ПС-1 аналогичной американской системе ASAT. Разработка велась в 1984-1987 г.г., первый полет – 1987 г. По модификации МиГ-31Д доработано два самолета – 07/1 (борт №071) и 07/2 (борт 072). Вместо РЛС установлен 200 кг весовой эквивалент, изменена система управления вооружением. Обтекатель РЛС металлический. Под фюзеляжем установлен центральный выдвижной пилон для подвески ракеты.

МиГ-31 / МиГ-31Д3 (изделие “01ДЗ”) – стандартные серийные МиГ-31 оборудованные системой дозаправки в воздухе, начиная с 1990 г. все МиГ-31 выпускались именно в этом варианте (до начала выпуска МиГ-31Б). Кроме системы дозаправки других отличий от изделия “01” нет. Всего построено около 100 шт.

МиГ-31Б (изделие “01Б”) – серийная модификация МиГ-31 с системой дозаправки топливом в полете от самолетов-заправщиков типа Ил-78 и Су-24Т. Выпускается серийно Нижегородским авиазаводом “Сокол” начиная с конца 1990 г. Принят на вооружение в 1991 г. Серийное производство завершено в 1994 г. Построено несколько десятков самолетов. МиГ-31Б официально принят на вооружение ВВС России 25 октября 1999 г. Возможности комплекса перехвата возросли в 1.3-2.5 раза по сравнению с базовым МиГ-31. Существенно модернизировано БРЭО систем вооружения, навигации и связи. 

МиГ-31БС (изделие “01БС”) – модернизированные по стандарту МиГ-31Б ранее выпущенные серийные самолеты МиГ-31. Модернизация прошла на Нижегородском авиазаводе “Сокол” и на авиаремонтных заводах ВВС начиная с 1991 г. Самолеты не оборудованы штангами дозаправки.

МиГ-31БМ (изделие “01БМ”) – многоцелевой истребитель, перехватчик. Самолет оснащен улучшенной системой управления вооружением с увеличенной дальностью обнаружения целей. По состоянию на 2006 г. испытания модернизированного варианта МиГ-31Б вступали в завершающую стадию. 1 августа 2011 г. между нижегородским авиазаводом “Сокол” и Министерством обороны России заключен контракт на ремонт с модернизацией до уровня МиГ-31БМ (изделие 01БМ) 60 самолетов МиГ-31 (изделие 01). До 2020 г. ВВС России должны получить 60 самолетов МиГ-31БМ (за счет модернизации МиГ-31Б). Всего планируется поставить более 130 самолетов.

“Новый оборонный заказ. Стратегии”

История создания перехватчиков МиГ-31

Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:

— перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

— Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.

Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.

Читайте Су-47 «Беркут» – уникальное военное самолётостроение России

Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.

Боевые возможности и эффективность авиационных комплексов

Авиационные ракетные комплексы МиГ-31 и F-14 предназначены для решения широкого круга боевых задач по перехвату и уничтожению воздушных целей противника, при этом основными, причём, как для российского, так и для американского являются две из них:

  • перехват воздушных целей в широком диапазоне высот и скоростей их полёта, применяющих манёвренное и радиолокационное противодействие;
  • уничтожение истребителей противника в дальнем ракетном бою.

Одной из основных характеристик авиационного комплекса перехвата является зона возможного перехвата, отображающая возможности комплекса по перехвату воздушных целей на средних рубежах с заданной вероятностью. На основании всего изложенного выше очевидно, что модернизированный МиГ-31 имеет лучшие показатели по скоростям перехватываемых целей, особенно при атаке в заднюю полусферу, что достигается за счёт более высоких максимальных скоростей. В то же время, F-14 уже не потерял преимущества по высотам перехватываемых целей за счёт лучших перегрузочных характеристик ракеты AIM-54 Phoenix. Правда во встречном ракетном бою истребитель F-14 при полёте на больших высотах или на примерно одинаковой высоте с самолётом МиГ-31 заметно уступает последнему. Это объясняется очевидными преимуществами в эффективной зоне многоканального обстрела и разрешённой дальности пуска модернизированных управляемых ракет Р-33, которые обеспечивают МиГ-31 существенное превосходство в бою на большой и средней дистанции.

Комплексной характеристикой эффективности авиационного комплекса перехвата можно считать показатель боевого потенциала, под которым понимают соотношение численности группировок, выполняющих заданный объём боевых задач при потерях, которые не превышают заданный уровень. Другим вариантом оценки может быть соотношение количества поражённых целей к потерям за время операции между двумя типами самолётов. В соответствии с оценками 2-го ЦНИИ МО соотношение коэффициентов боевого потенциала комплексов МиГ-31 и F-14A составляет 1:0,6…0,7.

Характеристики истребителей МиГ-31 и F-14A

МиГ-31

F-14A

Двигатель

Д30Ф6

TF30-P-412A

Тяга бесфорсажная

кгс

9500

5600

Тяга форсажная

кгс

15500

9480

Запас топлива во внутренних баках

кг

15500

7460

Максимальная взлетная масса

т

41…43

31…33

Тяговооруженность взлетная

0,76

0,72

Максимальная скорость у земли

км/ч

1450

1450

Максимальная скорость на высоте

км/ч

3000

2350

Минимальная скорость

км/ч

450

400

Практический потолок

км

20,6

18,5

Максимальная перегрузка

5

7,5

Рубежи перехвата без ПТБ,:

    форсажный

км

720 (М=2,35)

250 (М=1,5)

    бесфорсажный

км

1250 (М=0,8)

800 (М=0,8)

Система управления вооружением

РП-31 «Заслон»

AN/AWG-9

Антенна РЛС

ФАР

ЩАР

Углы отклонения РЛС по азимуту

°

+70…−70

+65…−65

Углы отклонения РЛС по углу места

°

+70…−60

+60…−60

Число сопровождаемых целей

10

24

Число одновременно обстреливаемых целей

4

6

Зона многоцелевого сопровождения

°²

18200

420

Дальности обнаружения (σц=3 м²) в ППС

км

120…130

130…140

Дальности обнаружения (σц=3 м²) в 3ПC

км

45…60

60

Индикация СУВ у летчика

ППИ-70В, ИТО-Л

ИЛС + 2 индикатора обстановки

Индикация СУВ у штурмана-оператора

ИТО, обзорный индикатор

2 индикатора на ЭЛТ

БЦВМ

«Аргон-15»

CDC-5400B

Оптико-электронная система

8ТК

JR

Система управления оружием

СУО-31

AN/ASN-92

Комплекс обороны:

    станция предупреждения о РЛ-облучении

«Береза МЛ»

AN/ALR-45

    устройство разбрасывания пассивных помех

АПП-50

AN/ALE-39

    система шумовых помех

AN/ALQ-126

Радиолиния передачи данных

АПД-518, КРУ

ASW-27

Вооружение:

    управляемые ракеты большой дальности

4×Р-33

6×AIM-54A

    управляемые ракеты средней дальности

2×Р-40ТД

6×AIM-7F/E

    управляемые ракеты малой дальности

4×Р-60М

2×АIМ-9

    пушки (тип/калибр, мм/число снарядов)

ГШ-23-6/23/260

М61А-1/20/675

Сравнительные оценки маневренных возможностей истребителей МиГ-31 и F-14A

М=1,4 Н=5 км

М=1,4 Н=10 км

М=2,2 Н=17 км

МиГ-31

F-14

МиГ-31

F-14

МиГ-31

F-14

Тяговооруженность PПФ/Gрасч

1,08

1,05

0,67

0,7

0,43

0,41

Перегрузка установившегося виража nYуст

4,5

1,7

2,9

2,2

1,6

1,27

Максимальная перегрузка nYmax

4,5

7,5

4,5

7,5

3,27

3,47

Скорость установившегося разворота

°/с

5,6

2,4

3,7

2,7

1,1

0,68

Максимальная скорость разворота

°/с

5,6

9,3

5,9

9,9

2,7

2,9

Радиус установившегося разворота

км

4,7

14,9

6,6

9,1

34,4

54,8

Удельная избыточная мощность V*y

м/с

173

34

122

71

86

29

Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=0°

°

23

53

17

10,2

7,6

2,6

Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=45°

°

21,7

4

15

7,6

3

Технические характеристики

В основе перехватчика МиГ-31 — нормальная аэродинамическая схема, высоко расположенное трапецевидное крыло, двухкилевое вертикальное и цельноповоротное горизонтальное оперение. Причём ракетное оружие наполовину утоплено в корпус.

Тактико-технические параметры самолёта:

  • экипаж — 2 чел.;
  • размах крыла — 13,46 м;
  • стреловидность по передней кромке — 41 градус;
  • масса порожнего — 21 т;
  • вес топлива — 16,3 тыс. кг;
  • вес поднимаемой нагрузки — до 5000 кг.

Габариты самолета

Истребитель имеет такие габариты:

  • высота — 6,5 м;
  • длина — 21,6 м;
  • взлётный вес — 46,75 т;
  • 2 мотора — турбореактивные Д-30Ф6.

МиГ-31 характеристики

У самолета МиГ-31 шасси трёхопорное. На всех стойках по 2 колеса. Основные стойки убираются вперёд, рулевая стойка, наоборот, убирается назад. Колёса оснащены металло-керамическими тормозными дисками. Конструкция шасси позволяет посадить авиамашину на аэродромы 2 класса.

Высота, скорость и дальность полета

Лётные и технические параметры:

  • высота полета — 20600 м;
  • максимальная скорость — 3000 км/ч;
  • скорость у поверхности земли — 1500 км/ч;
  • при посадке — 280 км/ч;
  • дальность полёта — 3000–5400 км;
  • скороподъёмность — 20 тыс. м за 7,9 мин.;
  • длительность полёта — 3–7 часов;
  • радиус боевого действия — до 2200 км;
  • расстояние, требуемое для разбега — 1200 м.

Двигатель

На МиГ-31 установлены 2 двигателя марки Д-30Ф6. Мотор — семимодульный. У него имеется компрессор низкого давления (5-ступенчатый) и высокого давления (10-ступенчатый), камера сгорания (трубчато-кольцевая), 2-ступенчатые турбины высокого и низкого давления. «Огневая дорожка» — способ впрыскивания топлива для запуска форсажной камеры. Масса мотора — 2,4 тыс. кг. В нём имеются детали из сплавов титана, стали и никеля.

Двигатель Д30-Ф6

ТТХ мотора:

  • расход топлива —1,9 кг/кгс в час (при крейс. форсажном режиме);
  • тяга — до 15,5 тыс. кг.

Внутри фюзеляжа находятся 7 топливных баков. Дополнительно топливо размещается в четырёх крыльевых и двух килевых баках. Запас горючего на борту — 1630 кг. Заправка всех топливных баков осуществляется централизованно. Самолёт может дозаправляться в небе от Су-24 Т или Ил-78.

Оборудование

Основа СУО — РЛС с ФАР «Заслон». Расстояние обнаружения объектов противника — до 180км. На новейшей версии МиГ-31ДМ этот показатель увеличили до 320км. Боевая машина принимает 10 объектов неприятеля на автоматическое сопровождение. Аппаратура «Аргон-К» отбирает 4 цели, на которые одновременно наводятся 4 управляемые ракеты Р-33. На версии МиГ-31БМ ракеты Р-33С и Р-37 способны одновременно поражать 6 целей.

В оснащение бортовой системы управления вооружением (СУВ) вошёл дискретно-непрерывный подсвет, доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, бортовая ЭВМ А-15А. Вспомогательным средством обнаружения объектов является теплопеленгатор 8ТП. Он оснащен РЛС для пассивного обзора и выдачи указаний управляемым ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловой головокй самонаведения (ТГСН).

Навигационная аппаратура: САУ-155МП, комплект КН-25 с ИС-1-72А, цифровым вычислителем «Маневр». На борту МиГ-31 установлены системы «Радикал-НП», А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация включает системы «Тропик», «Маршрут». Летательный аппарат имеет РЭБ радиолокационного и ИК-диапазонов.

Истребитель-перехватчик, благодаря своим техническим характеристикам, выполняет многие задачи в сотрудничестве с наземной АСУ, работающей от дистанционного радионаведения.

Кабина

Кабина команды на МиГ-31 расположена в носу самолёта. Вначале располагается кабина лётчика, а за ней — штурмана. Обе кабины герметичны и они отделяются друг от друга полностью прозрачной перегородкой (10 мм). Сидения экипажа катапультируемые. Фонари кабин снабжены подвижными сегментами, открывающимися вверх/назад.

Вооружение

Вооружение МиГ-31 состоит из управляемых ракет большой дальности Р-33 (120 км), размещённые парами на четырех немного утопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем воздушного судна, из управляемых ракет средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и ракет малой дальности Р-60, Р-60М и Р73 на четырех подкрыльевых узлах подвески.

Варианты подвески вооружения строевых МиГ-31БМ

Внизу под фюзеляжем самолёта установлена 6-ствольная 23 мм пушка ГШ (на 260 снарядов). Скорострельность этой установки — 8 000 выстр./минуту. МиГ-31 имеет противоспутниковую ракету 79М6. Боевая нагрузка летательного аппарата — до 5000–9000 кг. Истребитель до сих пор числится на вооружении России. Авиапарк ВВС насчитывает 400 единиц МиГ-31.

Радиолокационные характеристики

МиГ-31БМ – многофункциональный истребитель нового поколения. Его главным преимуществом перед противником является универсальная БРЛС, в состав которой входят сразу две модернизированные системы.

Первая получила название «Заслон». Она была принята на вооружение еще в 1981 году. Система способна обнаружить наземную цель с вероятностью погрешности в 0,5% на расстоянии до 200 км. Дальность видимости в воздухе составляет 35 км. «Заслон» дает возможность одновременно атаковать 8 каналов. Истребитель способен поражать цели в режиме «мертвой петли».

Дополнительная БРЛС «Заслон-М» поступила на вооружение в 2008 году. Она дает возможность обнаружения летающих целей до 320 км и поражения до 290 км. На данный момент таких характеристик нет ни у одного истребителя в мире. Кроме того, в «Заслон-М» встроен теплопеленгатор 8ТП, способный определять живые цели до 56 км даже в сложных климатических условиях.

В комплектацию входит и система цифровой помехозащиты от МиГ-31.

Возможности самолета

Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.

Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.

В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной

Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков

Эксплуатация и боевое применение

Первые 31-е миги стали прибывать в войска противовоздушной обороны с 1980 года. Они были направлены в авиационные полки, базировавшиеся в Правдинске (Калиниградская область) и в Центр ПВО в Саваслейке (Нижегородская область). В дальнейшем им предстояло оборонять рубежи СССР на Дальнем Востоке. Там сложилась опасная ситуация, в связи с провокационными полетами у границ СССР американских самолетов-разведчиков. Эти самолеты имели скорость, которая превосходила скорость истребителей того времени. После появления в небе Дальнего Востока истребителей Миг-31, провокационные полеты прекратились.

В настоящее время на вооружении армии и военно-морского флота России находится 247 самолетов Миг-31 различных модификаций. География их дислокации сосредоточена в центре России (Тверская и Владимирская области), на Севере (Мончегоск), в Районе Урала (Пермь), Восточной Сибири (Красноярский край), на Дальнем Востоке (Владивосток, Петропавловск-Камчатский). На вооружении Республики Казахстан находятся 32 Миг-31.

В 1999-2000 годах 31-е миги принимали участие во второй чеченской войне, контролируя воздушное пространство над республикой.

Миг-31 в Сирии: в ноябре 2020 года на Миг-31 была возложена обязанность прикрытия базы Хмеймим, основной базы базирования воздушно-космических сил России в Сирии.

Эксплуатация

Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане, а также возможно и в Китае.

Россия

В ВВС России на вооружении стоят около 137 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:

  • 4 АвГр 6983 АвБ Центральная Угловая 12 МиГ-31;
  • аэродром Елизово, Петропавловск-Камчатский из 2011 г. в составе ВВС 29 МиГ-31;
  • 3958 АвБ авиабаза Саваслейка 12 МиГ-31;
  • 3 АвГр 7000 АвБ авиабаза Мончегорск 14 МиГ-31;
  • 4 АвГр 7000 АвБ аэродром Хотилово 24 МиГ-31;
  • 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 МиГ-31;
  • 3 АвГр 6980 АвБ аэродром Канск 24 МиГ-31;

Казахстан

В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП — аэродром Караганда.

Китай

В ряде источников сообщалось о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако нет никаких достоверных подтверждений того, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая.

Аварии и катастрофы МиГ-31

  • 20.09.1979, аэродром Ахтубинск − возникновение пожара двигателей по причине утечки топлива. Самолет полностью разрушен. Экипаж в составе пилота и штурмана катапультировался.

  • 1984 г, аэродром «Сокол» (Сахалин) – две аварии. Первая вызвала гибель экипажа, во время второй – удачное катапультирование на территории аэродрома.

  • 20.12. 1988 г., аэродром Семипалатинск – пожар в левом двигателе и неудачная посадка в сложных метеоусловиях. Гибель всего экипажа.

  • 26.09.1990 г., Мончегорск – катастрофа после взлета с гибелью экипажа.

  • 12.07.1996 г, аэродром Комсомольский – во время посадки самолета с отключенным двигателем произошло столкновение с наземной системой навигации. Пилот при катапультировании погиб.

  • 15.06.1996 г., аэродром Комсомольский – гибель летчика из-за потери контроля над высотой.

  • 05.05.2000 г. – крушение МиГ-31 в Архангельской области.

  • 01.05.2005 г., Тверская область – МиГ-31 сошел с полосы и сгорел в результате пожара. Пилот и штурман уцелели.

  • 16.02.2007 г., Казахстан – крушение истребителя с летальным исходом для его экипажа.

  • 10.03.2010 г., аэродром Котлас (Архангельская обл.) – во время приземления на полосу МиГ-31 перевернулся. Ущерб оценен в 86 млн. рублей. Пилот и штурман получили многочисленные травмы.

  • 19.10.2010 г., Пермский край – попадание самолета в штопорное состояние из-за технических неисправностей. Место крушения – 60 км на северо-восток от аэродрома. Экипаж успешно катапультировался.

  • 06.09.2011 г., аэродром Б. Савино (Пермский край) – катастрофа спустя несколько минут после взлета. Экипажу спасти жизни не удалось.

  • 23.05.2013 г., Карагандинская обл. – катастрофа во время учебных полетов, причиной которой считают отказ двигателей. Экипаж смог катапультироваться.

  • 14.12.2013 г. в 26 км от Владивостока разбился МиГ-31Д3. Обошлось без жертв.

  • 04.09.2014 г. – в ходе тренировок не сработала система выпуска шасси. Пилот и штурман получили серьезные травмы, но остались живы.

МиГ-31 кабина

Тактико-технические характеристики МиГ-31

Экипаж МиГ-31

— 2 человека

Размеры МиГ-31

— Длина: 22,69 м
— Длина фюзеляжа: 20,62 м
— Размах крыла: 13,46 м
— Высота: 6,15 м
— Площадь крыла: 61,60 м²
— База шасси: 7,11 м
— Колея шасси: 3,64 м

Вес МиГ-31

— Масса пустого: 21820 кг
— Масса с полной заправкой: 39150 кг
— максимальная взлетная масса: 46750 кг
— Масса топлива
: 17330 кг
— Масса полезной нагрузки: до 5000 кг

Двигатель МиГ-31

— Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6
— тяга максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс
— тяга на форсаже: 2 × 15500 кгс
— масса двигателя: 2 × 2416 кг

Максимальная перегрузка МиГ-31

— 5G

Скорость МиГ-31

— Максимальная допустимая скорость на малой высоте: 1500 км/ч
— Максимальная допустимая скорость на большой высоте: 3700 км/ч (M=3.1)
— Крейсерская скорость дозвуковая: 950 км/ч (M=0,9)
— Крейсерская скорость сверхзвуковая: 2500 км/ч (M=2,35)
— Посадочная скорость: 280 км/ч

Дальность полета МиГ-31

— на высоте 10000 м, при M=0,8: 1450 км
— на высоте 10000 м, при M=0,8 без дозаправки с 2 ПТБ: до 3000 км
— на высоте 10000 м, при M=0,8 с одной дозаправкой: до 5400 км
— на высоте 18000 м, при М=2,35: 720 км
— Боевой радиус
: 720 км
— Продолжительность полёта: до 3,3 ч
— Практический потолок до 30000 м (динамический); до 20600 м (практический)

Тяговооружённость МиГ-31

— с полной заправкой: 0,79
— при максимальной взлётной массе: 0,66

— Скороподъёмность у земли 160 м/с; на сверхзвуке, на Н=11км 250 м/с
— Разбег: 950—1200 м
— Пробег: 800 м

Вооружение МиГ-31

Один из вариантов комплекта вооружения:

— одна 23мм пушка ГШ-6-23М (260 патронов);
— боевая нагрузка — 3000 кг;
— 4 УР большой дальности Р-33;
— 2 УР средней дальности Р-40Т;
— 4 УР малой дальности Р-60. Р-60М.

Пушечное вооружение МиГ-31

— 1×23мм ГШ-6-23 боекомплект 260 снарядов;
— скорострельность при НУ: не менее 8000/мин., при t = −60 °C: не менее 6400/мин.

Ракетное вооружение МиГ-31

— Ракеты размещаются на шести точках подвески (дополнительно две точки подвески для ПТБ): четыре точки на корпусе и четыре на пилонах на крыльях допускают, в зависимости от конкретного применяемого боеприпаса, до четырёх ракет большой дальности + ещё до четырёх ракет средней или малой дальности (в том числе четыре ракеты большой дальности и четыре средней Р-77);

Ракеты класса воздух-воздух МиГ-31

— большой дальности: четыре Р-33 до 304 км (2012), шесть Р-37 для борьбы с целями, маневрирующими с перегрузкой до 8G Р-33 с дальностью 120 км (1981) и Р-33С 160 км (1999);
— средней дальности: две, Р-40, с 1999 используется только Р-40РД, дальность 80 км, скорость ракеты 4,5-5Мах, высота цели 0,5-30 км, маневрирование цели 4G, четыре Р-77, дальность 110 км, маневрирование цели 12G;
— малой дальности: четыре Р-60(М), четыре Р-73 инфракрасного спектра.

Возможен огонь средствами воздух-поверхность. Бомбы с лазерным наведением массой 500 кг, а также противорадиолокационные/противокорабельные ракеты Х-31П (до 160 км), Х-58, максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Бортовая радиолокационная система МиГ-31

Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.

Варианты

В 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31 в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности и несущий высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

Бортовая РЛС МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большем расстоянии. Дальность обнаружения воздушных целей доведена до 320 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю.

Бортовой радиолокационный комплекс? МиГ-31БМ способен сопровождать до десяти воздушных целей, шесть из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37. Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, в шесть раз превышающей скорость звука, улучшены другие характеристики комплекса. Государственные испытания модификации комплекса МиГ-31БМ завершены в 2012 году.

Уместно напомнить и о модификации МиГ-31Д в варианте носителя противоспутниковой ракеты. После распада СССР работы по этой тематике прекратились. Возобновление данной программы на новом технологическом и научном уровне способно превратить самолет в важный элемент противоракетной и противокосмической обороны.

Необходимо иметь в виду и то, что авиационный комплекс МиГ-31 с системой дозаправки топливом в воздухе и его уникальной возможностью «собирать» радиолокационную информацию о воздушной обстановке, обмениваться ею с другими бортами, управлять оружием, как никакой другой современный истребитель, подходит для решения задачи сопровождения стратегических ракетоносцев дальней авиации и преодоления ПВО противника.

В целях наиболее полной реализации боевых возможностей МиГ-31 при сопровождении дальних бомбардировщиков следует подумать и о взаимном обмене данными между стратегическими ракетоносцами, самолетами-заправщиками и истребителями. Это уже будет авиационный комплекс, состоящий из носителей ядерного оружия, сил его прикрытия и обеспечения в воздухе.

Вооружение

У этого самолёта восемь точек подвески:

по три под крылом, ещё две на дополнительном топливном баке.

Полный набор ракет:

  • антиРЛС — радиолокационные ракеты;
  • тактические — такие как «Овод»;
  • сверхзвуковые — это ПКР 31АД;
  • гиперзвуковая «Кинжал»;
  • Р-37 ракета «воздух-воздух».

А ещё МиГ-31 может нести управляемые авиабомбы — в том числе КАБ-500, и пушку ГШ-6.

Оказывается, против аэростатов, которые повадились в 1970–1980-е годы 20-го столетия залетать на нашу территорию — в смысле в наше воздушное пространство — на сверхвысотах, как раз приблизительно от 15, а то и 20 километров — то есть гораздо выше эшелона для гражданских самолетов, и на пределе возможностей всех истребителей, включая даже наш МиГ-25.

Вот и пришлось для того, чтобы сразиться с аэростатами, перекрыть для них наше воздушное пространство, вооружить наш высотник такой пушкой ГШ-6. И под неё специально были разработаны даже соответствующие снаряд-патроны, потому что обычные, не встречая сопротивления у миллиметровой, микронной буквально, оболочки аэростата, делали просто маленькую аккуратную дырочку, гелий оттуда не выходил в силу физических свойств на такой высоте. И, собственно, аэростат спокойненько продолжал полёт, пусть слегка и продырявленный.

Вот это нас не устраивало, поэтому придумали специальный боеприпас, который вызывает гибель оболочки аэростата, и таким образом, европейцы и прочие американцы прекратили нам эти гадости над головой запускать.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31

История разработки

МиГ-31, согласно классификации НАТО, имеет название «лисья гончая». Непревзойдённый истребитель-перехватчик 4 поколения. 2-местная авиамашина летает на сверхзвуковой скорости, совершает рейсы круглосуточно и в любую погоду.

Боевая машина способна перехватить и уничтожить объекты врага на небольших, средних и больших высотах. Четыре летательных аппарата этой версии контролируют пространство в 1 000 км. Боевая машина способна противостоять активным и пассивным радиопомехам неприятеля. Самолёт используется для перехвата ракет. Этот истребитель называют убийцей спутников, МиГ-31 может уничтожать даже низколетящие спутниковые объекты. Авиаполк, сформированный из таких машин, во времена СССР имел статус спецназа в составе ПВО.

Разработка нового летательного аппарата началась в 1968 г. в ОКБ Микояна. Боевые возможности создаваемой авиамашины решили улучшить за счёт РЛС с активной фазированной антенной решеткой (ФАР). За основу нового проекта взяли схему МиГ-25. Правда, экипаж должен был состоять из 2 человек — лётчика и сидящего за ним штурмана.

Госиспытания нового летательного аппарата длились с 1976 по 1980 гг., а серийный выпуск самолетов начат лишь в 1979 г. Уже в 1981 г. новый инстребитель, оснащённый РЛС РП-31 и УР Р-33, приняли на вооружение, заменив им старый Ту-128. МиГ-31 серийно выпускался с 1975 по 1994 гг., всего выпустили около 505 единиц техники.

МиГ-25

Модификации МиГ-31

После выпуска первого МиГ-31 были произведены различные модификации истребителя:

  • МиГ-31 Б – серийный самолет, оснащенный системой подзаправки в воздухе, на вооружение стал в 1990 году;

  • Миг-31 БС – модернизированный до МиГ-31Б, не включая штангу подзаправки в воздухе;

  • МиГ-31БМ – модернизированная модель 1998 года, современный истребитель, спроектирован специально для ВВС России. До 2020 года планируется усовершенствование радиолокации в плане обнаружения дальности цели до 320 км и одновременного сопровождения до 10 воздушных судов;

  • МиГ-31Д – экспериментальная модель, может нести на себе противоспутниковые ракеты 79М6 «Контакт»;

  • МиГ-31И – истребитель, который может запускать небольшие космические аппараты;

  • МиГ-31М – модернизация самолета 1993 г. с усиленными РЛС, БРЭО и вооружением;

  • МиГ-31Ф – универсальный фронтовой истребитель-перехватчик, предназначенный для уничтожения наземных целей (кардинально новая комплектация);

  • МиГ-31 ФЭ – экспортная модель истребителя МиГ-31БМ;

  • МиГ-31Э – экспортный самолет с облегченным БРЭО;

  • МиГ-31ДЗ – серийный самолет, который комплектуется системой подзаправки в полете (отличается от МиГ-31Б местом расположения штанги дозаправки и некоторыми различиями в строении кабины);

  • МиГ-31БСМ – модернизированный истребитель 2014 г. на базе МиГ-31БС без штанги подзаправки в воздухе.

Заключение

Несмотря на то что МиГ-31 эксплуатируется уже 40 лет, он не утратил своей актуальности. Машина обладает отличной аэродинамикой, некоторые из боевых характеристик этого истребителя-перехватчика не имеют аналогов даже в наши дни. Сейчас самолёт выведен из серийного производства, однако, командование ВВС России снимать его с вооружения не собирается.

На сегодняшний день известна информация по усовершенствованию 60 самолётов до возможностей серии БМ. Кроме того, есть непроверенные данные, что правительство планирует возобновить выпуск МиГ-31.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector